36. Современная Православная Церковь

Цель занятия – рассмотреть краткую историю и современное состояние Поместных Православных Церквей.

Задачи:

  1. Дать информацию об основании Поместных Православных Церквей.
  2. Дать информацию о канонических территориях и предстоятелях современных Православных Церквей.
  3. Дать информацию о том, по какому календарю и на каком языке совершается богослужение в Поместных Православных Церквях.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить, как образовались древние Восточные Патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками, с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Софроний Иерусалимский, свт. Житие преподобной матери нашей Марии Египетской. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierusalimskij/zhitie-prepodobnoj-materi-nashej-marii-egipetskoj/ (дата обращения: 24.02.2017).
  2. Димитрий Ростовский, свт. Житие и страдание святой первомученицы, равноапостольной Феклы. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/820 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Страдание святого великомученика Георгия Победоносца. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/364 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Память святого отца нашего Ювеналия, патриарха Иерусалимского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/555 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Память иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/251 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иберии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/53 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Житие святого Саввы, архиепископа Сербского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/45 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/414 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Память преподобного отца нашего Иоанна Рыльского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/918 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Житие святого отца нашего Спиридона Тримифунтского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1096 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/418 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Память святой мученицы Людмилы. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/793 (дата обращения: 24.02.2017).

Основная учебная литература:

  1. Соколов С., прот. История восточного и западного христианства (IV – XX века). Учебное пособие. – М.: Изд. Московского института духовной культуры, 2007.
  2. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/ (дата обращения: 24.02.2017).
  3. Дворкин А.Л. Современные Православные Церкви (справка). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravmir.ru/sovremennye-pravoslavnye-cerkvi-spravka/ (дата обращения: 24.02.2017).

Дополнительная литература:

  1. Проект портала Православие.Ru. Поместные Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/ (дата обращения: 24.02.2017).
  2. Поместные Православные Церкви. Инфографика. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/shemy/pomestnye-pravoslavnye-cerkvi.shtml (дата обращения: 24.02.2017).

Ключевые понятия:

  • Поместная Церковь;
  • Автокефалия;
  • Автономная Церковь;
  • Миссионерство;
  • Предстоятель Церкви;
  • Синод;
  • Поместный собор.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что такое Поместная Православная Церковь? Чем она отличается от автономной?
  2. Какой титул может носить Предстоятель Поместной Церкви?
  3. Как была образована Константинопольская Церковь?
  4. Кто стоит во главе Константинопольской Церкви сегодня? Где находится резиденция ее Предстоятеля? Какие территории входят в ее юрисдикцию?
  5. Чем, по вашему мнению, замечательна Александрийская Церковь?
  6. Какие трудности испытывала Александрийская Церковь на своем историческим пути?
  7. Когда и кем была основана Антиохийская Церковь? В каком веке епископ Антиохийской Церкви получил титул Патриарха?
  8. Какие притеснения испытывала Антиохийская Церковь со стороны турок и латинян?
  9. Какие страны являются канонической территорией Антиохийской Церкви?
  10. Какие святые Иерусалимской Церкви вам известны?
  11. Какое влияние на состояние Иерусалимской Церкви оказывало турецкое владычество и борьба папства за обладание святыми местами?
  12. Каково положение Иерусалимской Церкви сегодня?
  13. Какие автономные Церкви входят в состав РПЦ?
  14. Кто проповедовал христианство в Древней Иверии? Какие святые Грузинской Православной Церкви вам известны?
  15. Какова каноническая территория Сербской Православной Церкви?
  16. Кем было распространено христианство на территории Румынии?
  17. Какие святые особо почитаются в Болгарской Церкви?
  18. Кто основал Церковь на Кипре? Какие святые здесь особо почитаются?
  19. Мощи каких святых находятся на канонической территории Элладской Церкви?
  20. Когда и благодаря чему была основана первая епископская кафедра Албанской Церкви? Каким Церквям принадлежала Албанская Церковь до получения автономии?
  21. Каким образом была создана Польская автокефальная Православная Церковь?
  22. Как появилось и утверждалось христианство на территории современных Чехии и Словакии?
  23. Когда и кем была основана Православная Церковь в Америке?
  24. Расскажите о Синайской Церкви.

Иллюстрации:

Патриарх Константинопольский ВарфоломейФеодор II, 116-й Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки

Феофил III, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея ПалестиныСвятейший Кирилл, Патриарх Московский и всея РусиПатриарх-Католикос всея Грузии Илия II

Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Великого Божественного Града Антиохии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего ВостокаИриней, Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-КарловацкийДаниил, Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский

Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит СофийскийХризостом, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего КипраИероним II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея ЭлладыАнастасий, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дуррес-Елвасанский

Блаженнейший Савва, Митрополит Варшавский и Всея ПольшиРостислав, Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и СловакииВысокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Филадельфийский и Восточной ПенсильванииБлаженный Дамиан, Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский

Видеоматериалы:

Еще видео о Православных Церквях смотрите здесь

1. Константинопольский Патриархат

2. Александрийский Патриархат

3. Антиохийский Патриархат

4. Иерусалимский Патриархат

5. Русская Православная Церковь

6. Грузинская Православная Церковь

7. Сербская Православная Церковь

8. Румынская Православная Церковь

9. Болгарская Православная Церковь

10. Кипрская Православная Церковь

11. Элладская Православная Церковь

12. Албанская Православная Церковь

13. Православная Церковь в Польше

14. Православная Церковь в Чехии и Словакии

15. Православная Церковь в Америке

16. Синайская автономная архиепископия

Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы. Православная Церковь верует в духовное равенство (по сану) всех епископов, возглавляющих свои епархии и решающих все общие вопросы соборно. В зависимости от важности вопросов, их решает либо Поместный, либо Вселенский собор. На поместных соборах обычно председательствует первоиерарх – епископ (он может носить титул Архиепископа, Митрополита или Патриарха) столичного или исторически важнейшего в стране города, являющийся Предстоятелем Поместной Церкви, первым среди равных ее епископов.

В настоящее время Православная Церковь состоит из 15 поместных автокефальных церквей и трех автономных церквей[1].

Патриарх Константинопольский Варфоломей1. Константинопольский Патриархат

Христианство в Малой Азии распространилось благодаря благовестническим трудам апостолов Андрея Первозванного, Павла, Филиппа, Иоанна Богослова и других.

История образования Патриархата восходит к 330 году, когда император Константин I решил переместить правительственную администрацию из Рима в восточную провинцию своей империи и выбрал этот небольшой город Византий, расположенный на берегу Босфора. Решением Второго Вселенского Собора (381 г.) епископу Константинополя, как епископу «Нового Рима», было представлено по чести второе место.

Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (†389) и Иоанн Златоуст (†407), творения которых – неисчерпаемый источник богословской мудрости и церковного учительства на все века.

IV Халкидонский Вселенский Собор (451 г.) уравнял Константинополь в правах с Римом. В начале VI века Константинопольский Патриарх Иоанн Постник был наименован Вселенским. Этот титул окончательно закрепил за ним VII Вселенский Собор. После разгрома арабами в VII столетии Церквей Востока Константинопольскому Патриархату стало принадлежать и руководящее значение в церковных делах.

В связи с окончательным завоеванием турками в 1453 году Византии Константинопольская Церковь оказалась в мусульманском окружении. На протяжении последующих столетий она постоянно подвергалась различным притеснениям со стороны мусульман. В 1923 году в Константинополе состоялся Поместный собор, который определил, каким должно быть управление Вселенского Патриарха при новых условиях государственной жизни Турции (республики). Собор упразднил Смешанный совет, т.к. Патриарх перестал быть главой народа, и определил, что во главе церковного управления должен стоять Патриарх и при нем Священный Синод. Константинопольский Патриарх – Мелетий IV (1922-1923 гг.) устроил в Константинополе «Всеправославный конгресс», установивший новый церковный стиль.

В 1923 году правительство Турции потребовало удаления Патриархии из Стамбула. Тогда же оно стало угрожать и полным изгнанием греков из Турции. Только благодаря настоянию западных государств Патриархия осталась в Турции, а договор о греко-турецкой дружбе от 1930 года способствовал созданию здоровой атмосферы для деятельности Патриархата.

Предстоятель Константинопольской Церкви в настоящее время – Патриарх Варфоломей.

Титул Предстоятеля: «Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх».

Патриаршая резиденция находится в Фанаре (район Константинополя).

По сравнению с Х в., когда в юрисдикцию Вселенского Патриарха входило 624 епархии, сейчас она значительно уменьшилась в размерах. В нее входят 4 митрополии в Турции, Крит и ряд островов Эгейского архипелага, а также, чисто номинально, епархии Северной Греции и все канонические епархии греков, проживающих в рассеянии в Западной Европе, Северной и Южной Америке, в Австралии и Новой Зеландии; ряд русских, украинских и карпаторосских эмигрантских епархий; Афонский полуостров, автономная Церковь Финляндии. Самая крупная в Западной Европе русская православная группировка, так называемая Парижская Архиепископия, или «Евлогианская Церковь» (по имени ее первого предстоятеля митрополита Евлогия), также принадлежит Вселенскому Патриархату.

Богослужения неподвижного круга (т.е. праздников, приходящихся на определенную дату) в большинстве епархий, входящих во Вселенский Патриархат, совершаются по григорианскому (новому) календарю. Исключение составляет Святая гора Афон и ряд приходов Парижской русской Архиепископии. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки эмигрантских епархий.

Феодор II, 116-й Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки2. Александрийский Патриархат

Египет – одна из старейших цивилизаций мира, не раз упоминающаяся в Священном Писании. Здесь, спасаясь бегством от жестокого Ирода, провел младенческие годы Спаситель мира с Пречистой Своей Матерью и нареченным старцем Иосифом.

Семена христианской веры на территорию современной Арабской Республики Египет были принесены святым апостолом и евангелистом Марком, который принял здесь мученическую кончину в 68 году. Согласно Преданию, апостол Марк основал в Александрии катехизическую школу, ставшую впоследствии крупным богословским и научным центром. В I веке в Египте была уже епископская кафедра.

Александрийская Церковь считается колыбелью христианского монашества. Здесь подвизались отцы монашества прпп. Антоний, Пахомий и Макарий Великие, прп. Мария Египетская. Тут трудились великие учители Александрийского училища: Пантен, Климент, Ориген, Дионисий, Дидим. В борьбе с ересями прославились великие светильники Александрийской Церкви – святители Афанасий Великий и Кирилл.

В связи с образованием церковно-административной структуры Александрийская Церковь заняла одно из ведущих мест среди Православных Церквей. Её предстоятелю в ряду Патриархов было отведено второе место после Константинопольского. В V веке среди христиан Египта произошел раскол на православных и монофизитов (коптов).

В первой половине VII века Египет был завоеван арабами и в стране началась исламизация населения. Особенно массовое обращение христиан в ислам наблюдалось в VIII и IX веках.

В начале XIII века в пределах Египта распространяется католицизм. Его принесли сюда западные христиане в 1219 году во время крестового похода.

В начале XVI столетия Египет был завоеван турками-османами. С этого времени Александрийская Церковь вплоть до 1920 года находилась в трудном положении. Она постоянно испытывала ограничение в своих действиях со стороны государственных властей. Положение Церкви усугублялось и тем, что в этот период иерархия не могла самостоятельно избирать предстоятеля. На патриарший престол в основном восходили ставленники Константинопольской Церкви. Наиболее известны Александрийские Патриархи: Мелетий Пигас (1588-1601 гг.), Иерофей I (1818-1845 гг.) и Иерофей II (1847-1858 гг.), которые возглавляли свою немногочисленную паству в трудные времена.

Александрийской Православной Церковью управляет Патриарх, резиденция которого находится в Александрии. При Патриархе существует Священный Синод, состоящий из 14 правящих архиереев.

В пределах Египта Александрийский Патриархат состоит из 5 епархий. Паства Церкви в конце XX века насчитывала 30000 верующих, объединявшихся в 55 приходах. В ведении Церкви имеются 3 монастыря, Патриаршая библиотека (основанная в 1952 году), Институт восточных исследований (основан в 1952 году), Высшая духовно-педагогическая семинария (с 1934 г.). Официальный печатный орган – журнал «Пантенос» и периодический «Фарос екклесиастикос».

За пределами Египта Александрийская Церковь распространяет свою юрисдикцию на каноническую территорию Северной, Центральной и Южной Африки, где имеет 9 епархий. В этих епархиях, включая египетские, паства Церкви по данным на 1982 год составляла 350000 верующих, которых окормляли 13 митрополитов. В ведении епархий находилось 176 храмов. В епархиях Африканского континента действуют катехизаторские и средние школы, а в 1982 году в Найроби (Кения) открыта Патриаршая семинария, где обучаются студенты со всех частей Африки.

С 24 октября 2004 г. Церковь возглавляет Феодор II, 116-й Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки.

Титул Предстоятеля: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной.

Патриаршая резиденция находится в Александрии.

Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки африканских народов, обращенных в Православие. В ЮАР наряду с греческим используются английский язык и африкаанс.

3. Антиохийский Патриархат

Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Великого Божественного Града Антиохии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего ВостокаАнтиохийская Церковь принадлежит к числу Церквей апостольского происхождения. Она была основана в 37 году, и ее первым епископом считается апостол Петр. Здесь также проповедовали апостолы Павел и Варнава. В Дамаске апостол Павел был спущен в корзине из окна и избежал рук правителя (2 Кор. 11:32). В Антиохии последователи Христа впервые стали называть себя христианами. В Антиохии 40 лет епископствовал муж апостольский священномученик Игнатий Богоносец. В Дамаске родился великий богослов и церковный поэт святой Иоанн Дамаскин. Первые три столетия христианской эры территориально Антиохийская Церковь была самой большой в христианском мире. Из нее происходили такие известные святые, как первомученица Фекла, святой Георгий Победоносец, преподобный Андрей Критский, преподобные Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Симеон Столпник. В Антиохийской Церкви начинал свою деятельность святитель Иоанн Златоуст.

Определениями I, II, IV и VI Вселенских Соборов Антиохийской Церкви было предоставлено 4-е место в ряду Патриархатов, а после уклонения от Православия Римской Церкви – третье. На IV Вселенском Соборе епископ Антиохийской Церкви был возведен в сан Патриарха.

В IV и V веках Антиохийская Церковь была в цветущем положении, славилась внешним благосостоянием и просвещением, имела славную богословскую школу и насчитывала до 200 епархий.

Антиохийский Патриархат перенес такие же испытания, как и Александрия. В конце V – начале VI вв. Антиохийская Церковь была ослаблена церковным расколом на почве осложненных политическим противостоянием богословских споров о сочетании божественной и человеческой природы в личности Иисуса Христа. Это привело к появлению нескольких так называемых дохалкидонских церквей, действующих на Востоке до сих пор.

В VII веке Антиохийская Церковь была порабощена мусульманами, а в ХII-XIII веках – крестоносцами-латинянами. Двенадцать веков рабства, деспотизма и преследований привели Антиохийскую Церковь в состояние крайнего упадка. Православие приходилось отстаивать в борьбе как с колониальным игом турок, так и с католичеством. В XIII в. резиденция Антиохийских Патриархов была перенесена в Дамаск, где она находится до сих пор.

Антиохийский Патриархат знал так называемую Сирийскую унию. В начале ХVII в. иезуиты склонили на унию с Римом митрополита Сидонского Евфимия I. В 1720 году была предпринята попытка возвести на Сидонскую кафедру его племянника Серафима. Началась борьба, с которой связаны имена Антиохийских Патриархов Афанасия III и Сильвестра, которая увенчалась успехом. Позже, в 1847 году, Антиохийский Патриарх Мефодий (†1851) присоединил к Православию амидского митрополита со всей его паствой и многих униатов в Сидоне. В 1860 году при Патриархе Иерофее (†1885) было присоединено ещё пять тысяч униатов.

Положение Патриархата ухудшила Наполеоновская экспедиция. В 1883 году Сирия была завоевана египетскими войсками. Положение христиан несколько улучшилось.

Однако магометанский фанатизм способствовал истреблению христианства. Особенно много христиан погибло в 1860 году, когда население Ливана – друзы (магометане) подняли войну против христианства. История знает гибель библиотеки в Дамаске, разграбление церквей. Уцелевшие христиане скитались без крова и пищи. В течение лишь одного месяца арабы-друзы умертвили 17 тысяч человек. Вся Европа ужаснулась от этой резни; по соглашению между европейскими государствами, в Сирию были отправлены французские войска, которые оккупировали её в течение одного года, и в Патриархате водворилось спокойствие.

Позже Порта принимала меры к тому, чтобы не допускались кровавые вспышки религиозной вражды мусульман к христианам, которые давали повод к вмешательству европейских держав, Антиохийскому Патриарху было предоставлено право представительства в Порте.

Немало было внесено беспорядка во внутреннюю жизнь Патриархата и вмешательством в его дела Константинопольской и Иерусалимской иерархии. Константинопольский Синод в XVIII веке присвоил себе право назначать на Антиохийскую кафедру лиц из состава Константинопольской иерархии, а Иерусалимская иерархия в конце XIX века сделала попытку превратить Антиохийский Патриархат в свою епархию. На архиерейские кафедры в пределах Патриархата стали ставиться исключительно греки. Это вызвало недовольство среди православных арабов. Арабское население желало иметь туземную иерархию во главе с Патриархом. Законное желание арабов осуществилось только в 1899 году, когда на Антиохийскую кафедру был избран Патриарх из арабов – Мелетий Лаодикийский. С этого времени Патриархами являются иерархи арабской народности.

По окончании Первой мировой войны Сирия, на территории которой находится Антиохийский Патриархат, оказалась под протекторатом Франции, в Бейруте водворился французский военный комиссар, имеющий права военного диктатора. Однако местное население поднято борьбу против иностранного протектората. В 1941 году Франция формально провозгласила независимость Сирии и Ливана и к 1947 году вывела из этих стран свои войска.

Резиденция Антиохийского Патриарха находится в Дамаске. Дамаск разделен на две части: Восточную – древнюю и Западную, – построенную в новейшие времена. Все исторические достопримечательности города находятся на его восточной стороне. Здесь показывают дом святого Дамаскина, в котором он жил и был чудесно исцелен Богоматерью после отсечения десницы. Тут есть в подземелье древняя церковь, в которой, по преданию, был крещен апостол языков Павел. Патриаршая резиденция также находится в восточной части города.

Патриарх избирается Синодом и представителями от народа. Низшее духовенство избирается народом из свой среды. В Антиохийском Патриархате 23 епархии и 3 экзархата: Австралийский, Мексиканский и Чилийский. Число православных верующих в Ливане около 300 тысяч человек и в Сирии – 503 тысячи человек (на 1995 г.).

Антиохийская Православная Церковь также имеет в России церковное подворье, которое было образовано в 1848 году. Первоначальной целью учреждения подворья являлся сбор материальных средств и церковной утвари на поддержание бедствовавших храмов и монастырей в Антиохийском Патриархате. С указанного года подворье просуществовало до 1929 года. В июле 1948 года подворье было восстановлено. При Патриархе существует Синод, состоящий из 15-ти правящих архиереев. При Синоде функционируют 5 общецерковных комиссий.

Всего монастырей в Антиохийском Патриархате – 20. Из них 5 – ставропигиальных. Одним из наиболее достопримечательных древних монастырей является Седнайский женский Рождествено-Богородичный монастырь с чудотворной иконой Божией Матери в Сирии. При Патриархе Александре III эта великая святыня Патриархата была капитально отремонтирована. Монастыри составляют опору Православия в Сирии и служат центрами духовного просвещения. Православных церквей в Ливане и Сирии до 400. Сирийское православное духовенство отличается стойкостью в вере, честностью и скромностью.

Канонической территорией Антиохийской Православной Церкви являются Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова (за исключением Иордании). Однако значительную часть верующих современной Антиохийской Церкви (около 5 из 7,5 миллионов паствы) составляют ливанская и сирийская диаспоры в Северной и Южной Америке, образовавшиеся в XX веке в результате массового бегства христианского населения от череды войн, происходивших на Ближнем Востоке.

В Патриархате имеется 13 колледжей, одна греческая гимназия, школа и ряд благотворительных учреждений. При Патриархе Александре III (1931-1958 гг.) была вновь открыта старинная пастырская школа в Бельменте. С 1975 года здесь действует православная Богословская академия имени святого Иоанна Дамаскина. Кроме того, студенты посылаются для учебы в Афины и на о. Халки.

Полный титул Предстоятеля: Блаженнейший Патриарх Великого Божественного Града Антиохии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока. В настоящее время им является Блаженнейший Иоанн X.

Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.

4. Иерусалимский Патриархат

Феофил III, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины

Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, матерью христианских Церквей, хранительницей священных для христианства сокровищ Святой Земли, где жил, учил и совершил дело искупления мира Христос Спаситель.

Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Господень по плоти (†ок. 63), возглавивший Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме, который здесь же закончил свою жизнь мученической смертью.

Иерусалимская Церковь дала миру таких святых, как архиепископ Иерусалимский Кирилл (†386); Патриарх Иерусалимский Ювеналий (†ок. 458), деятель III и IV Вселенских Соборов; епископ Маиумский святитель Косма (†ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (†ок. 350), Евфимий Великий (†473), Савва Освященный (†532) и многие другие.

Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский – над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи – близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.

I Вселенский Собор признал за Иерусалимским епископом права областного митрополита. IV Вселенский Собор (451 г.) увенчал Иерусалимского епископа саном Патриарха, называя Иерусалим «Митрополией Царя веков и колыбелью христианства». VI Вселенский Собор признал за Патриархом Иерусалимским пятое место среди других Патриархов, а после разделения Церквей Иерусалимский Патриархат занял четвертое место в диптихе Поместных Православных Церквей.

История Иерусалимского Патриархата имеет много общего с историей Антиохийского Патриархата. Цветущие времена Иерусалимской Церкви миновали также в VII веке, когда она была разгромлена арабами-мусульманами. Ее бедствия довершили турки-сельджуки (1076 г.), а потом крестоносцы насильственным насаждением здесь латинства и вытеснением Православия. Господство турок-сельджуков сменилось в XV веке владычеством турок-османов. Турецкая администрация, как и везде, обременяла христианское население разного рода поборами. Христианские святыни Иерусалима и его окрестностей, посещавшиеся сотнями тысяч паломников со всех концов христианского мира, сделались золотым рудником для турецкой администрации. Только одна администрация Иерусалимского Патриарха в начале ХIХ века должна была уплачивать местной турецкой администрации и разным влиятельным лицам до 300 тысяч лир. Особенно трудные времена Иерусалимский Патриархат пережил во время восстания морейских греков (1821 г.). На христиан было организовано гонение со всеми его последствиями. Епископы и монахи обложены были такими контрибуциями, что для их уплаты должны были обращать церковное серебро в слитки. Само руководство Патриархата обратило в слитки до двух тысяч пудов церковного серебра и до сорока пудов золота, в том числе лампады и сосуды, подаренные Гробу Господню ещё византийскими императорами и, кроме того, оказалось в громаднейших долгах, на покрытие которых не находилось средств. Ее кредиторы – мусульмане и иноверцы – требовали, чтобы здания, принадлежащие Патриархии, и ее святыни были проданы на уплату долгов. Оскудение Патриархии было в такой степени серьезным, что ее духовенство – епископы и монахи питались одним хлебом и маслинами.

Положение Патриархата и вообще христианского населения Палестины изменилось к лучшему, когда в Палестине установилось египетское господство (1833 г.). Новый властелин Палестины Ибрагим – паша проявил великодушие и справедливость к христианам. Он отменил незаконные налоги и поборы с христиан и различных церковных учреждений, а исполнение его распоряжения осуществилось с необыкновенной строгостью и суровостью по отношению к ослушникам. Такие порядки остались в Палестине и после восстановления здесь власти султана (1841 г.) благодаря ходатайству перед Портой русского посольства.

Развитие церковной жизни тормозила в Патриархате и зависимость Иерусалима от Константинопольской Патриархии. С середины XVI века Иерусалимские Патриархи не только избирались из греков, но и само избрание происходило в Константинополе. До смерти в 1534 году Иерусалимского Патриарха Дорофея, по национальности араба, патриаршую и епископские кафедры занимали и греки, и арабы. С избранием же в 1534 году на патриарший престол грека Германа все кафедры стали замещаться греками. Патриарх Герман узаконил порядок замещения кафедр греческим епископатом. Греки-Патриархи не стали пастырями Иерусалимской Церкви и предпочитали жить в Константинополе. В течение двух веков Иерусалим редко видел в своих стенах Патриархов. Пользуясь таким положением, Константинопольский Патриарх намеревался совсем уничтожить самостоятельность Иерусалимской Церкви и превратить ее в одну из своих епархий. Но в 1845 году под влиянием России Патриархом Иерусалима был избран Кирилл II и здесь же стал постоянно пребывать. С этого времени по сей день Иерусалим сделался действительным, а не номинальным, кафедральным городом своих Патриархов. Вместе с тем и церковная жизнь в Патриархате пошла по более спокойному руслу.

В мрачной истории Восточной Церкви обращает на себя внимание широкая пропагандистская деятельность протестантизма и особенно папства, которое не теряло надежд подчинить себе православный Восток и после падения Константинополя. В 1577 году в Риме была открыта греческая коллегия, целью которой было готовить миссионеров для католической пропаганды на греческом Востоке. Характерным моментом в истории деятельности папства на православном Востоке является его борьба за обладание святыми местами. Борьба с латинянами из-за святых мест стоила Иерусалимскому Патриарху огромных денег, т.к. давала туркам возможность сделать эти места предметом торга. Например, в начале XVII века латиняне, получив доступ, с разрешения Иерусалимской Патриархии, в храм Воскресения, без совершения там богослужения, сумели добиться не только этого права, но путем подкупа турецких властей захватили Голгофу, часть Вифлеемского храма и получили разрешение совершать богослужение в пещере Рождества. Много усилий пришлось приложить правящему Патриарху Софронию V (1579-1608 гг.), чтобы получить от султана фирман, который гласил, что «Голгофа есть собственность ромеев». В XIX веке в эту борьбу вмешалась даже дипломатия европейских стран, которая вопреки защите прав Иерусалимской Церкви со стороны России, добилась некоторых привилегий на святые места для инославия. Иерусалимская Церковь в лице своих Патриархов и святогробского братства, не жалея ни средств, ни сил, неуклонно отстаивала для всей Православной Церкви ее права на владение Евангельскими местами. История иерусалимских Патриархов в описываемый период представляет нам историю борьбы с латинянами и другими иноверцами за обладание святыми местами в Палестине, жизнь их проходила в постоянных путешествиях из Иерусалима в Константинополь и обратно, а также по всем православным странам. В Иерусалиме и Константинополе они с большей энергией и настойчивостью перед турецким правительством отстаивали права Православия на владение святыми местами, пресекая происки иноверцев, преимущественно латинян, а в православных странах – России, Молдавии, Валахии, Грузии – неутомимо собирали средства для поддержания этого владения. Особенно трудными и частыми путешествиями в этих целях отличались Патриархи Феофан (1607-1644 гг.), Паисий (1644-1661 гг.) и Досифей (1669-1707 гг.).

К середине XIX века римо-католиков насчитывалось в Святой Земле уже тысячи. В 1846 году здесь была восстановлена существовавшая при крестоносцах Латинская Иерусалимская Патриархия, располагающая большими средствами. В 1900 году латиняне имели в Палестине 23 монастыря, 62 храма, 71 низшую школу, 21 среднюю и 2 высших. Одновременно с латинством усиленной миссионерской деятельностью занималось протестантство. До 300 различных протестантских общин работало на этом поприще в Палестине.

Большой вклад в развитие Иерусалимской Церкви внесла Русская Церковь и Российское государство. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц. Значительную духовную и материальную поддержку получала и Иерусалимская Церковь.

В 1917 году всю Палестину заняла Англия, протекторат которой над всей Палестиной был признан в 1920 году Лигой Наций. В 1947 году английское правительство заявило о своем согласии передать палестинский вопрос на рассмотрение Организации Объединенных Наций. Делегация Советского Союза предложила ликвидировать британский мандат над Палестиной и создать в Палестине двунациональное арабо-еврейское демократическое государство. В соответствии с решением Генеральной ассамблеи ООН в 1948 году на части территории Палестины было образовано еврейское государство Израиль. Правда, оно не было государством демократическим. Сразу же после образования нового государства началась война между Израилем, с одной стороны, и семью арабскими государствами членами Арабской Лиги – Египтом, Ираком, Саудовской Аравией, Сирией, Ливаном, Трансиорданией и Йеменом – с другой. В 1949 году было заключено перемирие между войсками Израиля и арабских государств. Арабская часть Палестины была занята войсками Трансиордании и тогда же объявлено было присоединение к Трансиордании оккупированной ею части Палестины. От города Иерусалима не хотели отказаться ни арабы, ни израильтяне, а поэтому большая часть т.н. Нового города Иерусалима осталась в руках государства Израиль, т.н. Старый город – в руках Иордании, где находится теперь резиденция Патриарха. В 1967 году восточная часть города была аннексирована Израилем.

В настоящее время Иерусалимский Патриархат состоит из двух митрополий и одной архиепископии с паствой около 80 тысяч человек – арабов и греков, живущих в Иордании, Израиле и Палестине, где насчитывается 55 приходов, 23 храма и 27 монастырей. К духовной юрисдикции Иерусалимского Патриарха относится также Святая Гора Синай с архиепископией, подворья в Афинах (Греция), в Стамбуле (Турция) и в Никозии (Кипр). Прежде епархиальные архиереи почти все жили при резиденции Патриарха и редко видели свою паству, а иные даже не знали ни объема, ни границ своих епархий. Это было следствием крайней бедности епархий, которые не могли содержать своих архиереев и их небольшой штат. В настоящее время положение их изменилось к лучшему. Они стали часто посещать свои епархии, а многие даже постоянно живут в своих епархиальных городах, как например, митрополиты Птолемаидский и Назаретский. Управление Патриархатом сосредоточено в руках Патриарха и существующего при нем Синода, состоящего из 14 архиереев Иерусалимской Церкви и старейших архимандритов – членов братства монастыря Святого Гроба Господня. Избирается Патриарх Синодом. Иерусалимский Патриарх имеет большие денежные доходы от имений, приписанных к Святому Гробу, подворий и паломников. Из своих средств Церковь содержит не только Патриарха, но и митрополитов, монастыри, школы, больницы, приходское духовенство, бедных и сирот. В Палестине, вместе с монастырскими насчитывалось около 100 храмов. Всех монастырей в Патриархате около 22 (17 мужских и 5 женских). Большое значение имеет Святогробский монастырь, игуменом которого является Патриарх. Святогробский монастырь имеет вид городка с улицами, садами, домами и храмами. Здесь находится резиденция Патриарха, где помещаются он сам с членами Синода, учреждения Патриархата. В состав братства принимаются только лица, которые всецело посвящают себя служению Иерусалимской Церкви и готовят себя здесь к высшему иерархическому служению. Святогробское братство, основанное в IV веке, представляет из себя авторитетную духовно-нравственную силу и принимает участие в церковном управлении, подчиняя своему влиянию и самого Патриарха. Оно насчитывает до 200 насельников. Братство издает журнал «Новый Сион».

Титул Предстоятеля Иерусалимской Церкви: «Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины».

Предстоятель в настоящее время – Феофил III, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский.

Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому (старому) календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и арабский.

5. Русская Православная Церковь

Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея РусиПредстоятель[2] – Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Резиденция – Москва. Каноническая территория Русской Церкви распространяется и на государства СНГ. Кроме того, в Московскую Патриархию входит несколько эмигрантских епархий в Западной и Центральной Европе и в Северной и Южной Америке.

В состав РПЦ также входят автономная Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Онуфрием, Митрополитом Киевским и всея Украины, и автономная Японская Православная Церковь, возглавляемая Высокопреосвященнейшим Даниилом, Митрополитом Токийским и всей Японии.

Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и языки народов, обращенных российскими миссионерами. Православное население Молдавии и стран Балтии также пользуется местными языками.

6. Грузинская Православная Церковь

Патриарх-Католикос всея Грузии Илия IIПо Преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.

Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (†335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии – Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (†303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией.

Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) – один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, – в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; †1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (†1207), – она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.

Каноническая территория – Грузия.

Возглавляет ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили).

Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.

Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебный язык: старогрузинский. Ряд приходов использует церковно-славянский, греческий и др. языки.

7. Сербская Православная Церковь

Ириней, Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-КарловацкийСемена христианской веры на территорию современной Сербии принесли святые апостолы.

В IV веке здесь находились Сирмийская митрополия и Салонийская архиепископия. Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии (610-641). В 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.

Автокефальной Сербская Церковь стала в 1219 году. Небесным покровителем Сербской Церкви является святой Савва Сербский (†1236), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви. Патриаршество установлено в 1346 году, первый Патриарх Сербский Иоанникий (†1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» – известного в истории Сербии сборника законов.

Великими святынями являются мощи святого Симеона (отец святого Саввы), святого Стефана Дечанского (XIV в.), святителя Василия Острожского (XVII в.), сербских князей – мученика Лазаря (†1389) и Стефана Щиляновича (†1515).

Из монастырей наиболее известны Хилендарская обитель на Афоне в честь Пресвятой Богородицы-Путеводительницы (основана в 1199 году), Свято-Успенская лавра «Студеница» (основана около 1183 года) – мать сербских церквей, Жичский монастырь (основан в начале XIII в.), Печский монастырь – «Печская Патриархия» (основан в середине XIII в.).

Каноническая территория – страны, входившие в СФРЮ; юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется также на ряд епархий в США, Канаде, Германии, Франции, Венгрии, Румынии, Швеции, Австралии и Новой Зеландии.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий.

Патриаршая резиденция находится в Белграде.

В настоящее время Сербскую Православную Церковь возглавляет Ириней, Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий (Гаврилович Мирослав).

Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и сербский. В некоторых приходах в странах рассеяния используются и местные языки.

До недавнего времени в США существовала «Дионисиевская» сербская епархия, считавшая себя независимой, обвинявшая Сербский Патриархат в сотрудничестве с коммунистическими властями и не имевшая с ним евхаристического общения. Несколько лет назад состоялось примирение и «дионисиевцы» вернулись в лоно матери-Церкви.

Также канонической частью Сербской Церкви является самопровозглашенная «Автокефальная Македонская Православная Церковь». Ее решение об автокефалии не было признано ни одной из Поместных Православных Церквей, что делает невозможным сослужение с ее иерархами и священниками. Однако православным мирянам не возбраняется участвовать в Таинствах Македонской Церкви. Предстоятелем Македонской Церкви является Архиепископ Скопльский и всея Македонии. В нее входит 6 епархий, одна из которых состоит из македонских приходов в странах рассеяния (так называемая Американо-Канадская-Австралийская епархия).

Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю на церковно-славянском и македонском языках.

8. Румынская Православная Церковь

Даниил, Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх РумынскийСогласно Преданию, в пределах современной Румынии проповедовал апостол Андрей Первозванный и ученики апостола Павла, принесшие сюда семена христианства.

В V в. на территории Румынии христианство распространял святой Никита Ремезианский (†431). В 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского Патриарха возведения Церкви на территории Валахии в ранг автономной митрополии.

С 1885 года Румынская Церковь – автокефальная, в 1925 году провозглашена Патриархатом.

Из иноков-подвижников весьма почитаются преподобный Димитрий Басарбовский (XIII в.) и афонский монах святой Никодим Тисманский (†1406), канонизированные в 1955 году.

Особенно чтится православными румынами великий русский подвижник старец Паисий Величковский (†1794), прославленный в лике святых Русской Православной Церковью в 1988 году, который после Афона подвизался в Румынии в Нямецком монастыре и оказал большое влияние на возрождение древних монашеских традиций в духе исихазма в румынских и русских монастырях.

Каноническая территория – Румыния; юрисдикция Румынской Православной Церкви распространяется также на ряд епархий в Америке (США и Канада), Западной и Южной Европе.

12 сентября 2007 года коллегия выборщиков, состоящая из 180 епископов, клириков и мирян, избрала шестым Предстоятелем Румынской Православной Церкви митрополита Молдовы и Буковины Даниила.

Титул Предстоятеля: «Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский».

Патриаршая резиденция находится в Бухаресте.

Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: румынский.

9. Болгарская Православная Церковь

Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит СофийскийНа территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 г., при святом князе Борисе I (†907).

В 919 г. на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 г. Константинополь признал эти решения.

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис – креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (†869) и Мефодий (†885) – создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (†916) – один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хиландарского монастыря преподобный Паисий (†1798) и святой Софроний, епископ Врачанский (†1813), прославленные в 1964 г. Основатель одного из известнейших монастырей – преподобный Иоанн Рыльский (†946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Каноническая территория – Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский. В настоящее время им является Святейший Патриарх Неофит (Димитров Симеон Николаев).

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.

В 1992 г. в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 г. бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.

В 1998 г. в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.

Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.

В 2003 г. каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 г. раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.

Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и болгарский.

10. Кипрская Православная Церковь

Хризостом, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего КипраНа острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк. Первоначально – епархия Антиохийской Церкви. С 431 года – автокефальная архиепископия.

Особо чтимые святые: апостол Варнава – основатель Церкви на Кипре; Лазарь Четверодневный, епископ Китийский; Аристовул – один из 70-ти апостолов, брат апостола Варнавы; Тит – ученик апостола Павла, родился в г. Пафе и там же мученически скончался; Сергий Павел – римский проконсул на острове, обращенный апостолом Павлом; Спиридон, епископ Тримифунтский (†ок. 348), участник I Вселенского Собора; Епифаний, епископ Кипрский (†403), известный церковный писатель и защитник Православия.

Издавна славятся монастыри: Ставровуни (IV в.), в котором хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда святой равноапостольной Еленой; Кикко (Киккский) (XII в.) и Махерский (XIII в.) в честь Пресвятой Богородицы; апостола Варнавы, построенный на месте погребения апостола (V в.).

В VII в. остров попал под арабское иго, от которого освободился только в 965 г.

В 1191 г. остров Кипр был вновь захвачен, на сей раз крестоносцами; с 1489 по 1571 г. принадлежал Венеции, с 1571 г. – туркам, с 1878 г. – англичанам.

В 1960 г. Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой, президентом которой стал Архиепископ Макариос (1959-1977 гг.).

Каноническая территория – Республика Кипр. Ныне Кипрская Церковь состоит из одной архиепископии и пяти митрополий, имеет более 500 храмов и 9 монастырей.

5 ноября 2006 года Предстоятелем Православной Церкви Кипра избран митрополит Пафский Хризостом (Хризостом II).  Его интронизация состоялась 12 ноября 2006 года в Никосии.

Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра.

Резиденция Предстоятеля находится в Левкосии.

Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

11. Элладская Православная Церковь

Иероним II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея ЭлладыХристианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии.

Апостол Иоанн Богослов на о. Патмос написал книгу Откровение. В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи Патриарха Константинопольского святого Григория V (†1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках – мощи святителя Григория Паламы (†ок. 1360). На о. Эвбея, в г. Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, Исповедника (†1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами. В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.

Элладская Церковь автокефальная с 1850 года.

Каноническая территория – Греция. Элладская Церковь – одна из крупнейших. Она состоит из 1 архиепископии и 77 митрополий, имеет 200 монастырей и насчитывает ок. 8 млн. православных верующих (из 9,6 млн. всего населения Греции).

Титул Предстоятеля Элладской Православной Церкви: «Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады». В настоящее время Элладскую Церковь возглавляет Блаженнейший Архиепископ Иероним II.

Резиденция Предстоятеля находится в Афинах.

Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

12. Албанская Православная Церковь

Анастасий, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дуррес-ЕлвасанскийПервые сведения о существовании христианства в Албании относятся к III веку. Однако первая епископская кафедра Албанской Церкви учреждена в X веке благодаря миссионерским трудам учеников святых братьев Кирилла и Мефодия – Климента (†916) и Наума (†910).

С конца IX века Албанская Церковь находилась в юрисдикции Болгарской Православной Церкви. С 1767 года она была подчинена Константинопольскому Патриарху. В 1926 году Албанской Православной Церкви была дарована автономия, 12 апреля 1937 года – автокефалия.

При коммунистическом режиме Энвера Ходжи Албанская Православная Церковь наряду с другими конфессиями подверглась жестоким гонениям. Возрождение началось в 1991 году, когда Константинопольский Патриархат поставил для Албанской Церкви епископов и назначил Предстоятеля.

Каноническая территория – Албания. Основная масса прихожан проживает в южных районах страны (в центре и на севере преобладает ислам). В богослужении используется албанский, греческий и арумынский (влахский) языки.

Возглавляет ныне Албанскую Церковь 4-й ее Предстоятель Блаженнейший Архиепископ Анастасий (Яннулатос).

Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дуррес-Елвасанский.

Резиденция Предстоятеля находится в Тиране.

Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: албанский и византийский греческий.

13. Православная Церковь в Польше

Блаженнейший Савва, Митрополит Варшавский и Всея ПольшиНачало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. – самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.

В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.

В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».

Предстоятель Польской Православной Церкви – Блаженнейший Савва, Митрополит Варшавский и Всея Польши.

Резиденция – Варшава.

Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в некоторых приходах по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и польский.

14. Православная Церковь в Чехии и Словакии

Ростислав, Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии

Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX в. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину.

Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов.

Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию.

Каноническая территория – Чешская и Словацкая Республики.

Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии. Сегодня Церковь возглавляет Блаженнейший Митрополит Ростислав (Гонт Андрей).

Резиденция – Прага.

Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в ряде приходов по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский, чешский и словацкий.

15. Православная Церковь в Америке

Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Филадельфийский и Восточной ПенсильванииЭто – самая молодая из Поместных Православных Церквей. Основание этой Церкви положено валаамскими иноками-миссионерами, прибывшими на остров Кадьяк в 1794 г. по определению Святейшего Синода Русской Церкви о назначении в Аляску православной миссии.

Один из иноков – иеромонах Ювеналий в 1795 г. запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой – ныне прославленный Американской и Русской Церквами старец Герман (†1837) более сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке.

В 1840 г. была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (†1879). В конце XIX века и начале XX православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (†1925). При нем в Нью-Йорке был построен храм во имя Святителя Николая, освященный в 1905 г.

Православная Церковь в Америке получила автокефалию от Матери-Церкви Русской 10 апреля 1970 г.

Каноническая территория – США; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке.

13 ноября 2012 г. открывшийся в городе Парма (штат Огайо) XVII Всеамериканский Собор избрал шестым Предстоятелем Православной Церкви в Америке Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Филадельфийского и Восточной Пенсильвании.

16. Синайская автономная архиепископия

Блаженный Дамиан, Архиепископ Синайский, Фаранский и РаифскийОсобое положение в семье Православных Церквей занимает Синайская Церковь. Согласно Преданию, Синайский монастырь основан на месте, где Господь явился пророку Моисею и дал свои десять заповедей. Первые христиане на синайском полуострове появились в 40-х годах I века.

Здесь святая равноапостольная Елена в IV веке построила церковь. В VI веке на ее месте император Юстиниан воздвиг великолепный храм в честь Преображения Господня, в котором находятся мощи великомученицы Екатерины (†305-313). Древнейшая Синайская церковь дала миру святых преподобных Иоанна Лествичника, Анастасия Синаита, Нектария, Патриарха Ирусалимского и многих других.

С VII века игумен Синайской обители получил епископское достоинство, а в конце IX в. – архиепископское от Иерусалимских Патриархов. В ХIX веке русский богослов и паломник архимандрит Порфирий (Успенский) и проф. Х. Тишендорф обнаружили в библиотеке монастыря святой Екатерины древнейший список Священного Писания – «Синайский кодекс».

Синайская архиепископия состоит из монастыря святой Великомученницы Екатерины и подворий (3 – в Египте, 11 – в Греции, Кипре, Ливане и Турции).

По существующей традиции архиепископ синайский получает хиротонию от предстоятеля Иерусалимской Церкви. Во всех своих внутренних делах монастырь пользуется абсолютной самостоятельностью.

Полный титул предстоятеля: Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский. В настоящее время им является Блаженный Дамиан (Самартзис).

Резиденция архиепископа находится в г. Каире.

Проверочные вопросы:

  1. Что такое Поместная Православная Церковь? Чем она отличается от автономной?
  2. Какой титул может носить Предстоятель Поместной Церкви?
  3. Как была образована Константинопольская Церковь?
  4. Кто стоит во главе Константинопольской Церкви сегодня? Где находится резиденция ее Предстоятеля? Какие территории входят в ее юрисдикцию?
  5. Чем, по вашему мнению, замечательна Александрийская Церковь?
  6. Какие трудности испытывала Александрийская Церковь на своем историческим пути?
  7. Когда и кем была основана Антиохийская Церковь? В каком веке епископ Антиохийской Церкви получил титул Патриарха?
  8. Какие притеснения испытывала Антиохийская Церковь со стороны турок и латинян?
  9. Какие страны являются канонической территорией Антиохийской Церкви?
  10. Какие святые Иерусалимской Церкви вам известны?
  11. Какое влияние на состояние Иерусалимской Церкви оказывало турецкое владычество и борьба папства за обладание святыми местами?
  12. Каково положение Иерусалимской Церкви сегодня?
  13. Какие автономные Церкви входят в состав РПЦ?
  14. Кто проповедовал христианство в Древней Иверии? Какие святые Грузинской Православной Церкви вам известны?
  15. Какова каноническая территория Сербской Православной Церкви?
  16. Кем было распространено христианство на территории Румынии?
  17. Какие святые особо почитаются в Болгарской Церкви?
  18. Кто основал Церковь на Кипре? Какие святые здесь особо почитаются?
  19. Мощи каких святых находятся на канонической территории Элладской Церкви?
  20. Когда и благодаря чему была основана первая епископская кафедра Албанской Церкви? Каким Церквям принадлежала Албанская Церковь до получения автономии?
  21. Каким образом была создана Польская автокефальная Православная Церковь?
  22. Как появилось и утверждалось христианство на территории современных Чехии и Словакии?
  23. Когда и кем была основана Православная Церковь в Америке?
  24. Расскажите о Синайской Церкви.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Софроний Иерусалимский, свт. Житие преподобной матери нашей Марии Египетской. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierusalimskij/zhitie-prepodobnoj-materi-nashej-marii-egipetskoj/ (дата обращения: 24.02.2017).
  2. Димитрий Ростовский, свт. Житие и страдание святой первомученицы, равноапостольной Феклы. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/820 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Страдание святого великомученика Георгия Победоносца. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/364 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Память святого отца нашего Ювеналия, патриарха Иерусалимского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/555 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Память иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/251 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иберии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/53 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Житие святого Саввы, архиепископа Сербского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/45 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/414 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Память преподобного отца нашего Иоанна Рыльского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/918 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Житие святого отца нашего Спиридона Тримифунтского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1096 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/418 (дата обращения: 24.02.2017). // Он же. Память святой мученицы Людмилы. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/793 (дата обращения: 24.02.2017).

Основная учебная литература:

  1. Соколов С., прот. История восточного и западного христианства (IV – XX века). Учебное пособие. – М.: Изд. Московского института духовной культуры, 2007.
  2. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/ (дата обращения: 24.02.2017).
  3. Дворкин А.Л. Современные Православные Церкви (справка). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravmir.ru/sovremennye-pravoslavnye-cerkvi-spravka/ (дата обращения: 24.02.2017).

Дополнительная литература:

  1. Проект портала Православие.Ru. Поместные Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/ (дата обращения: 24.02.2017).
  2. Поместные Православные Церкви. Инфографика. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/shemy/pomestnye-pravoslavnye-cerkvi.shtml (дата обращения: 24.02.2017).

Видеоматериалы:

 

Еще видео о Православных Церквях смотрите здесь

 


[1] Автокефальной называется Поместная Церковь, сама избирающая своего Предстоятеля; автономной называется Церковь, пользующаяся широким самоуправлением.

[2] Истории Русской Православной Церкви будет посвящен один из курсов третьего года обучения.