27. Монашество на Востоке и на Западе. Христианская жизнь в Западной Церкви в IX и X вв.

Цель занятия – рассмотреть возникновение и распространение монашества и христианскую жизнь на Востоке и на Западе в IX и X вв.

Задачи:

  1. Проследить тенденцию к оскудению благочестия после принятия христианства в качестве государственной религии.
  2. Рассмотреть возникновение монашества на Востоке и на Западе.
  3. Познакомить слушателей с житием некоторых святых монахов.
  4. Рассмотреть особенности христианской жизни в Западной Церкви в IX и X вв.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить из курса «Богослужебная традиция» вспомнить, какие обеты дают монахи при своем пострижении.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Антоний Великий, прп. Послание Антония, отшельника и главы отшельников, братиям, обитающим повсюду. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Velikij/antonij-poslanie-antonija-otshelnika-i-glavy-otshelnikov-bratijam-obitajushhim-povsjudu/  (дата обращения: 04.02.2017).
  2. Димитрий Ростовский, свт. Житие преподобного отца нашего Антония Великого. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/61 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного отца нашего Венедикта. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/239 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/426 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного отца нашего Макария Египетского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/63 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/727 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1074 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного отца нашего Феодора Студита. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/991 (дата обращения: 04.02.2017).
  3. Феофан Затворник, свт. Древние иноческие уставы. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/drevnie-inocheskie-ustavy/ (дата обращения: 04.02.2017).
  4. Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник. (См.: Авва Макарий Великий). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/otechnik/58 (дата обращения: 04.02.2017).
  5. Аммон, прп. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie_o_pahomii_feodore/ (дата обращения: 04.02.2017).
  6. Феодор Студит, прп. Устав с Богом внутреннего устройства Студийского монастыря. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/ustav-s-bogom-vnutrennego-ustrojstva-studijskogo-monastyrja/#0_7 (дата обращения: 04.02.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Сидоров. А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/drevnehristianskij-asketizm-i-zarozhdenie-monashestva/ (дата обращения: 04.02.2017).

Ключевые понятия:

  • Монашество;
  • Отшельничество;
  • Общежительное монашество;
  • Иноческий устав;
  • Монашеские обеты.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие изменения произошли в образе жизни христиан после того, как христианство стало государственной религией?
  2. Что способствовало возникновению монашества на Востоке?
  3. Кто является основоположником монашества на Востоке? Расскажите о его подвижнической жизни.
  4. Какого типа монашество основал прп. Пахомий? Какие правила были в его монастыре?
  5. Какой обет читал прп. Пахомий одним из основных для монаха?
  6. Какие еще основатели монашеской жизни вам известны?
  7. В чем заключался подвиг монахом в обителях неусыпающих? Какие еще виды подвигов принимали на себя монахи на Востоке?
  8. Кто впервые познакомил Запад с монашеством Востока?
  9. Кого из основателей монашеских общин на Западе вы могли бы назвать?
  10. Какие правила составил Бенедикт Нурсийский для монахов основанного им монастыря? Как они отличались от правил монашеской жизни на Востоке?
  11. Какие языческие суеверия имели место в Западной Церкви в IX – X вв.?
  12. Какова была покаянная дисциплина в Западной Церкви, начиная с VII в.?
  13. Какие проявления нравственной порчи, имевшей место на Западе, были в монашеском обществе? Какие попытки возрождения устава Бенедикта Нурсийского предпринимались?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

1. Христианская жизнь вообще

2. Монашеская жизнь на Востоке

3. Монашество на Западе

4. Христианская жизнь в Западной Церкви в IX – X вв.

1. Христианская жизнь вообще

Как и в первые века, так и теперь, христианство, когда принималось и усваивалось надлежащим образом, оказывало благотворное влияние на жизнь. Его высокие нравственные начала находили и теперь прекрасное осуществление в жизни как целого христианского общества, так и отдельных личностей. Так, мы видим, что христианское правительство Греко-Римской империи, под влиянием христианских нравственных начал, издает благодетельные для общества законы, например, об ограничении рабства, облегчении участи пленных и рабов, против гладиаторских зрелищ и т.п. Общество начинает устраивать свою жизнь сообразно христианским требованиям. Страсть к безнравственным театральным зрелищам, укоренившаяся в греко-римском обществе, постепенно ослабевает, и место зрелищ занимают благочестивые христианские упражнения, например, путешествия к святым местам; возрастает общественная и частная благотворительность; семейный гнет и произвол уступают место христианской любви; женщины выходят из того рабского положения, в котором они находились в языческом мире, и как жены и матери занимают в семье почетное место; отношения отцов к детям и детей к отцам становятся гуманнее и т.п. Многие примеры из жизни христиан IV и последующих веков полностью это подтверждают.

На первом месте перед нами стоят великие отцы Церкви, которые навсегда остались образцами благочестивой и святой жизни (со многими из них мы уже встречались в этом разделе). Далее, мы видим множество страдальцев за веру и благочестие, как, например, во времена Юлиана и еретиков-императоров, когда многие христиане считали за лучшее лишиться житейских выгод, чем изменить своим религиозным убеждениям, или во время гонений за пределами Римской империи (например, в Персии); все они отличались теми же добродетелями, что и мученики первых веков.

Наконец, семейная жизнь христиан представляет немало примеров благочестия и святости. Такие благочестивые женщины, как Нонна, мать блж. Августина, и другие представляют собой прекрасный образец христианских матерей и жен. Вообще женщины по преимуществу были представительницами благочестия в семейной жизни; занимаясь в тиши и уединении воспитанием своих детей, они полагали в них первые семена благочестия.

Но, с другой стороны, нельзя сказать, чтобы жизнь христиан IV и последующих веков была такой же, как и в первые века. Христианское общество первых веков, по всей справедливости, может быть названо обществом святых. Отклонений от требований христианской жизни там было немного, тогда как теперь среди чистой пшеницы встречается много плевел. В IV в. христианство стало государственной религией; вследствие этого язычники стали вдруг вступать в Церковь большими массами. В их числе было много таких, которые принимали новую веру не по убеждениям в ее истинности и превосходстве, а по житейским расчетам и выгодам. Такого рода люди облекались в христианскую внешность, не заботясь о внутренней благочестивой настроенности и, став христианами, в сущности оставались язычниками, с языческими обычаями, привычками, предрассудками и суевериями. Посещая в христианские праздники церкви, они не отказывались посещать и языческие зрелища. Принимая христианские Таинства, они смотрели на них, как на языческие волшебные действия, и были убеждены, что одно только принятие их, без собственного нравственного усовершенствования, избавит их от всех грехов и спасет от всяких несчастий. Все благочестие, по понятиям таких полухристиан, заключалось в исполнении предписаний обрядового закона, в соблюдении постов, вычитывании молитв, хождении в церковь, в пожертвованиях в церкви и проч. Мало-помалу такие взгляды на благочестие и добрые дела распространились среди многих, преимущественно людей светских, преданных мирским занятиям и удовольствиям, и остались господствующими надолго, как в Восточных Церквах, так и в Западных.

2. Монашеская жизнь на Востоке

Начало монашества относится к III столетию. В IV в. оно получило полное развитие. Способствовало этому как раз вступление в Церковь не осознавших духа христианства язычников, заботившихся о мирских интересах. Ревнители благочестия из-за этого стремились покидать города и селения, уходить в пустыни. Там они могли проводить жизнь в молитве, подвигах самоотречения, помышлениях о Боге.

Среди этих подвижников основоположником монашества является преподобный Антоний Великий (251-356 гг.). Она был уроженцем городка Комы, в верхнем Египте, и унаследовал после родителей богатое состояние. Помышляя о благоугождении Богу и спасении души, он однажды вошел, во время богослужения, в храм, и услышал там слова из Евангелия: «Если хочешь быть совершен, иди продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и пойди и следуй за Мною». Эти слова Спасителя богатому юноше (Мф. 19:21) показались Антонию ответом на его мысли. Он так и поступил. Свою малолетнюю сестру он поручил благочестивым женщинам, жившим общиной, и на 21-м году жизни поселился в пещере, недалеко от места своего рождения. Там он начал подвизаться под руководством старца-отшельника.

Через некоторое время, стремясь к совершенному уединению, он ушел в удаленное место пустыни, переплыв через Нил, поселился на восточном его берегу в пустой гробовой пещере, а потом в развалинах старой крепости, вдали от человеческих жилищ. Двадцать лет прожил в этих развалинах святой Антоний в совершенном уединении, подвизаясь в посте и молитве и подвергая себя всевозможным лишениям. Только два раза в год некоторые из его друзей приходили к нему сюда и приносили ему хлеб, получая взамен сплетенные руками преподобного корзины. Суровая отшельническая жизнь, которую вел преподобный, проходила, однако, для него не без тревог и волнений. С одной стороны, великий подвижник нередко подвергался искушениям от демонов, наводивших на него страх и ужас разными чудовищными привидениями, а с другой – его душу смущали собственные его помыслы об удовольствиях и наслаждениях, оставленных им в миру. Однажды в порыве глубокого уныния от осаждавших его мирских желаний он воскликнул: «Господи, что мне делать? Хочу спастись, но помыслы мешают мне». После этих слов преподобный вдруг увидел перед собой человека, который работал, а затем начал молиться, после же молитвы снова начал работать. Это видение вразумило Антония: он понял, что постоянный труд и молитва самое лучшее средство успокоить душу и очистить сердце от нечистых пожеланий. Увеличив свои труды и усилив молитву, он, наконец, настолько укрепился в духовной жизни, что ни демонские искушения, ни его собственные помыслы не тревожили его больше. Вот как пишет прп. Антоний о той духовной брани, которая предстоит человеку, ставшему христианином: «относительно тех, кто вошли в покаяние всем сердцем и сделались вопреки всем досаждениям плоти мужественными воителями в битве, которая поднимается против них, пока не одолеют, – я думаю, прежде всего, Дух призывает их и облегчает им битву, и услаждает для них покаяние, показывая им, как им подобает каяться в душе и теле, пока не научит, как обратиться к Господу, сотворившему их. И Он сообщает им дела, которыми они могли бы утеснять душу и тело, чтобы и душа, и тело очистились и вместе вошли в свое наследство. Вначале тело очищается многим пощением, бдением и молитвами, и служением, которое укрепляет человека телесно, отсекая всякую плотскую похоть. И дух покаяния становится руководителем его в этих вещах и испытывает его ими, чтобы враг не смог вернуться назад. Затем Дух – водитель начинает открывать очи его души, чтобы и ей подать покаяние, и тем самым она бы очистилась. Ум начинает различать между телом и душой, и начинает учиться у Духа, как очистить и тело, и душу покаянием. И наученный Духом ум становится нашим проводником в трудах души и тела, указывая, как очистить их. И он отделяет нас от плодов плоти, которые смешались с каждым членом тела нашего с первого прегрешения, и приводит все члены тела к их первоначальному состоянию, которое не имело ничего от нечистого духа. И тело приводится в подчинение уму, поучаясь у Духа».

Слава о необыкновенной жизни Антония, между тем, распространилась по всему Египту, и многие из христиан стали посещать его, а некоторые даже пожелали поселиться возле него, чтобы, под его руководством, вести такую же подвижническую жизнь. Антоний согласился принять на себя обязанность руководителя в отшельнической жизни, и вокруг него образовалось целое общество учеников-подвижников. Это была первая монашеская община (305 г.).

Подробных правил относительно монашеской жизни Антоний не давал своим ученикам; но в общем виде он точно определял те требования, которые они должны были выполнять, чтобы достигнуть высшего нравственного совершенства. Так, он словом и примером собственной жизни заповедовал им: полное отречение от всех земных благ, совершенную преданность воле Божией, молитву, уединенные размышления о Боге и мире духовном, телесный труд и проч. Через шесть лет (312 г.) после основания монашеской общины преподобный Антоний, обеспокоенный множеством посетителей, удалился из развалин крепости в так называемую внутреннюю пустыню, отстоявшую на три дня пути к востоку от места его последних подвигов, и поселился в одной горной пещере. Только иногда приходил он к оставленной им братии для назидания и укрепления их в духовной жизни. Но народ нашел его и в новом уединении, тем более, что Господь сподобил великого подвижника дара чудотворения и прозрения. Люди всех сословий, богатые и бедные, знатные и незнатные, приходили к нему в пустыню, одни – чтобы видеть святого мужа, другие – чтобы получить от него совет, утешение или исцеление. Приходили к нему даже языческие ученые, привлеченные его славой, и вступали с ним в споры о вере. Антоний, глубоко изучивший человеческую природу и уединенными размышлениями достигший полного христианского ведения, своими простыми безыскусственными рассуждениями всегда одерживал над ними верх.

Слава Антония была так велика, что даже сам император Константин обращался к нему с письмом, в котором называл его отцом и убеждал писать ему о нуждах. Но Антоний, порвавший все связи с миром, не хотел было даже принять письма и, только по убеждению братии, принял и написал ответное письмо, в котором, верный самому себе, хваля благочестие царя, советовал ему не превозноситься царским званием, так как цари земные имеют над собою Царя Небесного – Иисуса Христа.

В течение своей долговременной отшельнической жизни преподобный Антоний только два раза оставлял свою пустыню и появлялся в мире. В первый раз он приходил в Александрию в 311 году, во время гонения Максимина, чтобы ободрить и утешить страдальцев за веру, а во второй раз – тоже в Александрию – в 351 году, чтобы поддержать православных в борьбе с арианами. В последний раз появление в шумном городе уважаемого столетнего пустынника было особенно благодетельно для Церкви; в несколько дней он обратил ко Христу значительное число язычников и еретиков.

В глубокой старости прп. Антоний встретил во внутренней пустыне прп. Павла Фивейского, раньше него начавшего подвижническую жизнь и, до встречи с ним, не видевшего человеческого лица. Кончина этого праведника относится к 314 году. Прп. Антоний похоронил его в мантии, полученной от ревнителя Православия свт. Афанасия Александрийского. Прп. Антоний преставился в 356 году, прожив в пустыне около 85 лет.

Прп. Антоний является основателем иночества отшельнического, скитского. Подвижники, руководимые старцем, аввой (отцом), жили отдельно в хижинах или пещерах, предаваясь уединенным подвигам. Такие общины назывались лаврами. Но еще при жизни прп. Антония создался иной род монашества – общежительное иночество. Подвижники образовывали одну общину, под управлением одного аввы, называвшегося также архимандритом, т.е. начальником общества монахов. Иноки жили в одном или нескольких помещениях, соблюдая установленные общие правила. Такие общины именовались киновиями, монастырями.

Основателем общежительного монашества был прп. Пахомий Великий (292-348 или 349 гг.). Родиной его была египетская Фиваида. Будучи язычником, он в 18-летнем возрасте был призван на военную службу. Его поразило проявление любви к нему и другим воинам христиан – жителей одного городка. По окончании службы он крестился. Услышав о египетских подвижниках, он сблизился со строгим аскетом Паламоном и провел с ним десять лет, изучая христианское подвижничество.

В 325 г. Пахомий, по внушению Божию, удалился в пустыню при реке Нил, под названием Тавенны. Сюда к нему пришел его брат Иоанн. Они подвизались вдвоем, питаясь трудами своих рук. У Пахомия созрела мысль об основании общежительного иночества, и он создал монастырь на одном острове Нила. Слава о подвигах Пахомия вскоре привлекла к нему множество учеников, так что построенный им монастырь не мог вместить всех желающих, и он принужден был основать еще несколько монастырей на недалеком расстоянии друг от друга на берегах Нила. Он основал также и женский монастырь на другом берегу Нила; в нем первой жительницей была сестра Пахомия.

В своих монастырях Пахомий ввел определенные правила монашеского общежития. Это первый иноческий устав. Все общество монахов, разделенное Пахомием на 24 класса, по степени развития их духовной жизни, находилось под управлением одного общего аввы, которым был при жизни Пахомий. Он осуществлял главный надзор над всей братией. Далее, каждый монастырь имел своих второстепенных начальников, называвшихся настоятелями и игуменами. Они находились в подчинении у главного аввы и доносили ему о состоянии своих монастырей. В монастырях были еще экономы с помощниками, заведовавшие хозяйственной частью. А так как каждый монастырь делился на несколько общин, состоявших из трех или четырех домов, и в каждом доме было по несколько келий, в которых жили по два или три монаха, то в каждом доме еще были и частные надзиратели, подчиненные настоятелям монастырей. Начальствующие лица должны были быть образцами строгой жизни для остальной братии. Под руководством начальников монахи должны были проводить жизнь в молитве, чтении книг духовного содержания, особенно Священного Писания, и трудах. Общественное богослужение совершалось два раза в сутки – днем и ночью. Монахи собирались в церковь по данному знаку, скромно и в молчании, читали Священное Писание и молитвы, пели псалмы. В первый и последний день недели они причащались Святых Таин, причем Литургия совершалась, обычно, пресвитерами из соседних сел, так как Пахомий, опасаясь проявления в братии духа любочестия, не допускал, чтобы кто-нибудь из них принимал пресвитерский сан, как и сам не принял его. Кроме того, иноки должны были совершать молитвы отдельно в каждом доме перед отходом ко сну и после сна. После молитвы или богослужения настоятель предлагал братии беседы о христианских истинах. Чтением монахи занимались в своих келиях в свободное от молитвы и от работ время. Книги они получали из монастырской библиотеки от эконома. Работы, которыми занимались монахи, были разного рода. Они возделывали землю, разводили сады, работали в кузницах, мельницах, кожевнях, плотничали, валяли сукна, плели корзины и циновки. Вообще иноки занимались всяким трудом, необходимым для содержания целого общества; сторонних средств к жизни у них не было никаких. На работу они выходили в порядке и молчании, вслед за своим настоятелем. Молчание, вообще, предписывалось во всякое время, во избежание пересудов. Все эти обязанности иноки должны были исполнять с безусловным послушанием, по данному знаку. Послушание, от которого зависел весь порядок монашеской жизни, предписывалось самое строжайшее. Без разрешения начальников никто из братии не только не мог выйти из монастыря, но не мог даже начать новой работы или перейти с одного места на другое. Все иноки носили одинаковую и самую простую одежду. Нижняя одежда была льняная, хитон, без рукавов, верхняя — кожаная; на голову надевалась волосяная шапочка – куколь, а на ноги сандалии. Эта одежда никогда не снималась, даже во время сна. Постелей для сна у иноков Пахомия не было, а были сидения с наклоненным задником и двумя загороженными стенками; подстилать разрешалось только рогожу. Вставали иноки задолго до рассвета. Пища была самая простая, один раз в сутки, обычно в полдень. Это были хлеб, маслины, сыр, овощи и плоды. В субботу и воскресенье была вечерняя трапеза. Ели все вместе в молчании, опустив на лицо покрывала, так что не могли видеть, как и что кто ест. Пахомий, предлагая братии все необходимое для поддержания жизни, предоставлял каждому по своей воле умерщвлять свое тело, но в то же время он осуждал тех, кто принимал пищу с жадностью.

Одним из главных иноческих обетов в своих правилах Пахомий считал совершенную нестяжательность. Вступающему в общину монахов не позволялось приносить в монастырь никакого имущества; даже мирская одежда вновь прибывшего раздавалась неимущим мирянам. Монахи не должны были иметь ничего собственного. Работа, выполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Считалось важным преступлением, если кто-то из братии хранил у себя в келии деньги, хотя бы самую мелкую монету. Все необходимое для жизни – пищу, одежду, – иноки получали из общих средств монастыря. Экономы занимались снабжением братии пищей и одеждой из материалов, заготовленных в монастыре или купленных ими на стороне на деньги, вырученные от продажи иноческих изделий. Чтобы все эти строгие правила неизменно выполнялись иноками, Пахомий установил, чтобы вступающие в его общину принимались не раньше, чем через год, в течение которого опытные старцы испытывали их готовность вести жизнь согласно этим правилам.

При жизни преподобного Пахомия основанное им на таких началах общество монахов возросло до 7000, а через сто лет после его кончины, – до 50 000. Прп. Пахомий за свою святую жизнь был удостоен от Господа дара прозорливости и чудотворения. И отшельническое, и общежительное монашество вскоре распространилось по всему Египту и даже в другие страны. Так, прп. Аммон основал общество пустынножителей на Нитрийской горе с прилегающей к ней пустыней, прп. Макарий Египетский[1] – в так называемой Скитской пустыне, где было много замечательных подвижников, прп. Иларион, любимый ученик прп. Антония, перенес монашество на свою родину, в Палестину, где около Газы основал монастырь. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Свт. Василий Великий, совершивший путешествие по Египту и Палестине и ознакомившийся с тамошней монашеской жизнью, распространил мужское и женское монашество в Каппадокии. Устав, который он дал своим монахам, скоро распространился по востоку и стал всеобщим. В V в. уже весь восток был усеян множеством монастырей.

Из подвижников V в. замечательны: прп. Исидор Пелусиот, прп. Симеон Столпник, прп. Евфимий, прп. Савва Освященный и многие другие. Прп. Исидор, человек богословски и философски образованный, удалившись в египетские пустыни, проводил жизнь подобно св. Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Выбранный настоятелем одной монашеской общины, он вел такую же суровую жизнь и располагал к тому же братию.

Прп. Симеон, родом сириянин, много лет подвизался в молитве, не сходя со столпа и перенося голод и все атмосферные перемены. Он положил начало новому роду подвижничества – столпничеству.

Прп. Евфимий, – основатель палестинской лавры, за свои подвиги получил дар чудотворений. Прп. Савва, ученик Евфимия, начал пустынническую жизнь с восьми лет. Он основал множество монастырей в Палестине и ввел в них определенный богослужебный устав.

Наконец, кроме столпничества, в V столетии появился еще особый род подвижничества – это в обителях неусыпающих. Один инок, Александр, устроил такой монастырь, в котором богослужение совершалось непрерывно, в течение целых суток. Богатый константинопольский житель Студий, которому понравился такой порядок, построил в Константинополе монастырь и пригласил поселиться в нем общину неусыпающих. Этот монастырь получил название Студийского.

VI век славен замечательными подвижниками: прп. Симеон Юродивый, принявший на себя новый подвиг – юродство и достигший полного бесстрастия, прп. Иоанн Лествичник, много лет подвизавшийся на Синайской горе и написавший сочинение, известное под названием Лествицы, в котором изобразил степени духовного восхождения к нравственному совершенству.

В VII веке прп. Алипий Столпник подвизался на столпе более пятидесяти лет.

В конце VIII и начале IX века представителем строгой монашеской жизни был известный поборник иконопочитания – прп. Феодор Студит. Вот, например, что предписывалось инокам из его монатыря относительно еды, одежды, обуви и постели: «Должно знать, что от Пасхи до всех святых едим два кушанья – зелень и горох с деревянным маслом: вкушаем также рыбу, сыр и яица; пьем же на обеде трижды; (вечером) по удару в било братия собираются и едят хлеб, а также кушания, если остался излишек от утра (ибо вечером не бывает особаго приготовления пищи для братства), и (бывают) две чаши питья… Во святую и великую Четыредесятницу вкушаем пищу один раз (в день), кроме субботы и воскресенья. В первую и среднюю недели едим однообразно, именно: вареные бобы, соленые плоды без масла, сушеныя смоквы по пяти (плодов), и если окажутся, – каштаны, вареныя груши и сливы. На второй неделе и третьей, на пятой и шестой едим так: вареные плоды, соленые плоды на блюдах, горох сваренный с тертыми орехами; овощей же или смокв в эти дни мы не едим… Во святой же понедельник (страстной седмицы) и вторник, в среду, четверг и пятницу кушанья этой первой недели отменяются; во святой четверг едим один вареный горох с тертым орехом и горячую кутью, пьем также и по одной красовуле вина. Во святую субботу в одиннадцатом часу начинается вечерня: и когда наступит отпуск, едим сыр и рыб и яица, и пьем по три красовули (вина)… Надлежит знать, что каждый брат должен иметь: две рубашки, две рясы (хитона), из коих одна шерстяная, два кукуля, мантию – малую для работы и другую – более длинную для церкви, которую по закону надлежит надевать вечером в субботу на вечерне и в воскресенье на утрене и опять вечером – на вечерне, а прежде этого – на божественной литургии, равным образом и в Господские праздники; (необходимо иметь) и другую шерстяную мантию – большую. Из обуви же (должно иметь): короткие сапоги и другие сапоги длинные и калиги. Для постели же (каждый брат) пусть имеет рогожу из тростника и два шерстяныя одеяла». Кроме того, в своем уставе прп. Феодор большое внимание уделял правилам относительно участия монахом в богослужении. Из его монастыря, славившегося строгостью иноческой жизни, вышло много подвижников благочестия, например, в IX веке прп. Николай, подвергавшийся истязаниям за иконопочитание, прп. Иоанникий, прославившийся даром прозрения, и другие. В IX веке становятся известными пустынники на Афоне: св. Петр (IX в.) подвизался здесь более пятидесяти лет в одиночестве, и св. Афанасий (X в.), устроивший на Афоне монастырь, в котором вскоре появилось множество подвижников.

3. Монашество на Западе

На Запад монашество распространилось с Востока. В первый раз познакомил Запад с восточной монашеской жизнью св. Афанасий Великий во время своего пребывания там на примере жизнеописания прп. Антония, переведенного на латинский язык. Далее, во время арианских смут (около середины IV в.) многие западные епископы ссылалась на Восток, где знакомились с монашеской жизнью, и, возвращаясь домой, основывали у себя монастыри. Таким, например, был Евсевий, епископ Верчелльский. Кроме того, такие великие мужи, как свт. Амвросий Медиоланский, блж. Иероним, блж. Августин, свт. Мартин, епископ Турский, в конце IV в. сильно повлияли на укрепление благоприятного отношения западного общества к монашеской жизни. Блж. Иероним, долгое время проживавший на Востоке, в Вифлеемском монастыре, своими письмами оттуда о тихой монашеской жизни вдохновил многих знатных мужчин и женщин начать монашескую жизнь. У св. Мартина Турского, при жизни, было уже до двух тысяч монахов. Но гораздо больший успех имел прп. Иоанн Кассиан в начале V века. Он был человеком образованным, путешествовал по востоку, познакомился с правилами общежительных монастырей и перенес их в Южную Галлию, где в Массилии (Марселе) основал два монастыря. Но, вообще, монашество на Западе не встретило сначала такого сочувствия, как на Востоке, и распространялось гораздо медленнее. Условия жизни и климат на Западе отличались от Востока; поэтому восточное подвижничество прививалось там труднее.

Организатором западного монашества, в несколько измененных по сравнению с восточным монашеством формах, был Бенедикт Нурсийский. Он (род.около 480 г., ум. в 543 г.) происходил из благородного рода италийской провинции Нурсии. Родители отправили его в Рим на воспитание. Здесь он увидел распущенную жизнь шумного города и, сравнивая ее со святой жизнью восточных отшельников, с которой познакомился по слухам и с помощью чтения, решил удалиться в пустыню. Ему было только четырнадцать лет. За несколько миль от Рима, в уединенном месте, он встретил старца Романа, монаха близлежащего монастыря, и открыл ему свое намерение вести подвижническую жизнь. Тот удивился такой ревности мальчика, но все-таки указал ему место в одной пещере у подножия горы. Бенедикт поселился здесь и, желая подвизаться в совершенном уединении, устроил так, что Роман приносил ему хлеб и передавал его по веревке, спуская ее со скалы. Случайно его обнаружили пастухи. Слава о таком пустыннике распространилась. Несмотря на молодость, монахи соседнего монастыря выбрали его настоятелем. Но когда Бенедикт стал вводить в монастыре строгие порядки, те же монахи вооружились против него, так что ему пришлось бежать; он ушел в область Флоренции и основал здесь двенадцать монастырей, поместив в каждом из них по двенадцать монахов. Он стал пользоваться таким уважением, что ему на воспитание отдавали своих детей многие знатные римляне. Но зависть соседнего флорентийского духовенства заставила его бежать и отсюда. На этот раз он нашел себе убежище в одном диком месте в развалинах древней крепости, Castrum Cassinum, находившейся на высокой горе, и основал здесь монастырь (впоследствии знаменитый Монтекассинский монастырь). Зная по опыту, что аскетическая монашеская жизнь Востока туго прививается на Западе, Бенедикту пришла мысль о некоторых изменениях условий монашеской жизни. В правилах, которые он составил для своих монахов (529 г.), он не требует от них тех лишений, которые имели место на Востоке, а единственно заповедует порядок, умеренность и трудолюбие. По его правилам, каждый вступающий в монастырь должен был в течение года выдержать испытание (новициаты) и затем дать клятву, письменно изложенную, что будет выполнять все монашеские правила и никогда не оставит монашеского звания. Монахи должны были заниматься хлебопашеством для того, чтобы иметь средства для пропитания, изучением Священного Писания и вообще христианского вероучения, переписыванием книг, воспитанием детей. Впоследствии к этим занятиям бенедиктинских монахов присоединилась еще и миссионерская деятельность и занятия светскими науками. Имущество у монахов должно было быть общее. Все монахи должны были безусловно подчиняться настоятелю, с отречением от собственной воли. Правила Бенедикта получили на Западе всеобщее распространение. Практическое направление, которое придал Бенедикт западному монашеству, привело к тому, что оно стало пользоваться большим влиянием на церковные дела и особенно на общественное образование. Иноки обители св. Иоанна Крестителя назывались бенедиктинцами. Память прп. Бенедикта празднуется 14 марта.

4. Христианская жизнь в Западной Церкви в IX – X вв.

Христианская жизнь в Западной Церкви в IX – X веках представляет безотрадное явление. У новых западных народов, которые только вышли из состояния дикости, приняв христианство и выполняя, хотя и небрежно и не всегда, его обрядовую сторону, сохранились языческие обычаи и понятия о нравственности. Разные злодеяния – грабежи, убийства и т.п. у всех, особенно у средневековых феодалов, были самым обычным делом. Языческие суеверия сохранились, лишь приняли христианскую форму. Так, Священное Писание стало оракулом для желающих узнать судьбу; например, человек, отважившийся на важное и опасное дело, брал Библию и первое попавшееся место Священного Писания считал для себя предсказанием. Языческий суеверный обычай германских народов узнавать правую и неправую сторону в спорном деле посредством испытания огнем, горячей и холодной водой и т.п. полностью сохранился. Только такого рода испытания получили название судов Божиих (ordalia). Эти суды допускались не только в гражданской, но и в церковной судебной практике в IX – X веках. Западное духовенство в своем большинстве, начиная папами и кончая низшими клириками, не только не имело нравственного влияния на народ, но своей безнравственной жизнью действовало на него развращающим образом. Только суровая церковная дисциплина еще некоторым образом сдерживала бесчинства феодалов и народных масс.

С VII века на Западе в церковную практику стала входить строгая покаянная дисциплина первых веков, хотя и с некоторыми особенностями. Отлучения, или так называемые экскоммуникации, которым предавались не только еретики, но и все открытые грешники, теперь в латинской церкви получили значение не простого отлучения недостойного члена от общества верующих, как это было в Древней Церкви, а наказания. Отлучение было двух степеней: малое и великое. Первому подвергался открытый грешник, добровольно подчинившийся церковному суду. Его на некоторое время лишали права Таинства Причащения, он должен был поститься и т.п., и затем, по прошествии срока наказания, он принимался в общение после публичного покаяния. Второму подвергался грешник, не желавший подчиниться церковному суду. Епископ, или даже сам папа торжественно провозглашал такому грешнику анафему, который лишался не только церковного общения, но и политического; никто, даже родственники, не должны были поддерживать с ним никаких отношений. Если грешник принадлежал к классу общества или даже был в числе владетельных лиц, и если анафема не производила на него никакого действия, что случалось нередко, – то Церковь накладывала запрет (интердикт) на всю страну или область, в которой он совершил преступление. В странах, которые подпадали под запрет, богослужения прекращались, церкви открывались один раз в день для покаянной молитвы, умерших взрослых хоронили без отпевания, кроме священников и монахов, венчания не совершались и проч. Такого рода запреты почти всегда достигали цели: грешник, из-за которого накладывался запрет, под влиянием общественного возмущения религиозным притеснением, волей-неволей покорялся церковному суду, переносил церковное наказание и подвергался публичному суду.

Что касается западного монашества, то нравственная порча, господствовавшая во всех сферах западной церковной жизни, коснулась и его. Правила Бенедикта Нурсийского были забыты. Монастыри во главе с аббатами, подобно епископам, вступившие в вассальные отношения с королями и князьями, приобрели большие имения, а с их помощью и богатства. Совместное пользование имуществом прекратилось; монахи стали вести жизнь роскошную и распущенную. Об умственном и физическом труде не стало и речи. Аббаты монастырей, подобно светским вассалам, занимались охотой, ходили на войну со своими феодалами т.п.

Такое извращение монастырской жизни привело к попыткам восстановить древний устав Бенедикта Нурсийского, из которых заслуживают внимания следующие. Один французский аббат, Бенедикт Анианский (ум. 821 г.) отредактировал устав Бенедикта Нурсийского и стал было вводить его в монастырях Франции, вверенных ему Людовиком Благочестивым, но не имел успеха. Это была первая конгрегация, когда несколько монастырей было объединено под управлением одного настоятеля. Удачнее была попытка аббата Бернона, ранее бургундского графа. В 910 г. он основал монастырь в Клюньи, в Бургундии, в котором ввел устав Бенедикта. Его преемник Одон (ум. 942 г.) распространил клюнийские порядки в других монастырях, так что образовалась новая конгрегация монастырей под управлением клюнийского аббата. Монахи этой конгрегации с успехом занимались воспитанием детей и приобрели большое влияние на общество. Все эти попытки были направлены на преобразование монашества по правилам Бенедикта. В начале XI в. были даже попытки восстановить древнее восточное отшельничество. Некто Ромуальд, из рода герцогов равеннских, стал вести пустынническую жизнь на Апеннинах, собрал вокруг себя таких же ревнителей благочестия и в 1018 г. основал в равнине Мальдоли монашеское общество, известное под названием Камальдольского ордена. Монахи этого ордена отличались строгостью жизни.

Проверочные вопросы:

  1. Какие изменения произошли в образе жизни христиан после того, как христианство стало государственной религией?
  2. Что способствовало возникновению монашества на Востоке?
  3. Кто является основоположником монашества на Востоке? Расскажите о его подвижнической жизни.
  4. Какого типа монашество основал прп. Пахомий? Какие правила были в его монастыре?
  5. Какой обет читал прп. Пахомий одним из основных для монаха?
  6. Какие еще основатели монашеской жизни вам известны?
  7. В чем заключался подвиг монахом в обителях неусыпающих? Какие еще виды подвигов принимали на себя монахи на Востоке?
  8. Кто впервые познакомил Запад с монашеством Востока?
  9. Кого из основателей монашеских общин на Западе вы могли бы назвать?
  10. Какие правила составил Бенедикт Нурсийский для монахов основанного им монастыря? Как они отличались от правил монашеской жизни на Востоке?
  11. Какие языческие суеверия имели место в Западной Церкви в IX – X вв.?
  12. Какова была покаянная дисциплина в Западной Церкви, начиная с VII в.?
  13. Какие проявления нравственной порчи, имевшей место на Западе, были в монашеском обществе? Какие попытки возрождения устава Бенедикта Нурсийского предпринимались?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Антоний Великий, прп. Послание Антония, отшельника и главы отшельников, братиям, обитающим повсюду. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Velikij/antonij-poslanie-antonija-otshelnika-i-glavy-otshelnikov-bratijam-obitajushhim-povsjudu/  (дата обращения: 04.02.2017).
  2. Димитрий Ростовский, свт. Житие преподобного отца нашего Антония Великого. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/61 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного отца нашего Венедикта. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/239 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/426 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного отца нашего Макария Египетского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/63 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/727 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1074 (дата обращения: 04.02.2017). // Он же. Житие преподобного отца нашего Феодора Студита. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/991 (дата обращения: 04.02.2017).
  3. Феофан Затворник, свт. Древние иноческие уставы. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/drevnie-inocheskie-ustavy/ (дата обращения: 04.02.2017).
  4. Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник. (См.: Авва Макарий Великий). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/otechnik/58 (дата обращения: 04.02.2017).
  5. Аммон, прп. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie_o_pahomii_feodore/ (дата обращения: 04.02.2017).
  6. Феодор Студит, прп. Устав с Богом внутреннего устройства Студийского монастыря. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/ustav-s-bogom-vnutrennego-ustrojstva-studijskogo-monastyrja/#0_7 (дата обращения: 04.02.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Сидоров. А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/drevnehristianskij-asketizm-i-zarozhdenie-monashestva/ (дата обращения: 04.02.2017).

Видеоматериалы:

 



[1] В «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова о прп. Макарии содержатся такие сведения: «Говорили о авве Макарии, что он был как Бог земный: потому что как Бог покрывает мир, так и он покрывал недостатки братии, видя, как бы не видя, и слыша, как бы не слыша».