23. Духовное просвещение в IX и X вв.

Цель занятия – рассмотреть состояние духовного просвещения в IX и X вв. на Востоке и на Западе.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности духовного просвещения на Востоке и на Западе в IX и X вв.
  2. Дать краткую информацию о жизни и творениях основных представителей духовного просвещения на Востоке и Западе в этот период.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями проанализировать, как менялось направление богословской мысли c IV по VIII в., включительно.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, ознакомиться с творениями святых отцов, о которых говорилось на занятии, с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Никита Стифат, прп. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/zhizn-i-podvizhnichestvo-izhe-vo-svjatykh-ottsa-nashego-simeona-novogo-bogoslova/ (дата обращения: 26.01.2017).
  2. Фотий Константинопольский, ств. Амфилохии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstantinopolskij/amfilohii/ (дата обращения: 26.01.2017). // Он же. Беседа вторая на нашествие Россов. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstantinopolskij/beseda_vtoraya_na_nashestvie_rossov/ (дата обращения: 26.01.2017).
  3. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. (См.: Слово 27). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/27 (дата обращения: 26.01.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Общество любителей православной литературы, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/ (дата обращения: 22.01.2017).

Ключевые понятия:

  • Школа;
  • Образование;
  • Библиотека;
  • Творения святых отцов;
  • Священное Писание.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Каким образом императорская власть способствовала духовному просвещению на Востоке в IX и X вв.?
  2. Что характерно для творений богословов Востока рассматриваемого периода?
  3. Расскажите о личности патриарха Фотия.
  4. Какие творения свт. Фотия нам известны?
  5. Какова отличительная черта богословия прп. Симеона Нового Богослова?
  6. Почему прп. Симеон назван Новым Богословом?
  7. Какие творения прп. Симеона Вам известны?
  8. Что характерно для духовного просвещения на Западе в IX и X вв.?
  9. Расскажите о личности и богословии аббата Турского Алкуина.

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

1. Духовное просвещение на Востоке в 9 и 10 веках

2. Свт. Фотий Константинопольский

3. Прп. Икумений, епископ Трикки

4. Прп. Симеон, Новый Богослов (сконч. в 1032 г.)

5. Духовное просвещение на Западе в 9 и 10 веках

6. Алкуин (ок. 735-804 г.), аббат Турский

1. Духовное просвещение на Востоке в 9 и 10 веках

С половины 9 в. на востоке замечается особенное движение в пользу просвещения. Греки, впавшие в умственное усыпление в предшествовавшие века, с усердием принялись за изучение почти забытых произведений поэтов, историков и философов древне-классического мира. Варда (умерщвленный в 866 г.), дядя (брат царицы Феодоры) и соправитель ничтожного императора Михаила III (842-867 гг.), человек умный и образованный, – первый из лиц, облеченных большой властью, позаботился о восстановлении классического образования. Он основал во многих больших городах школы, нашел учителей и установил им жалование. Им выписан был, для обучения с юным императором, св. равноап. Кирилл (тогда Константин).

Преемник Михаила, император Василий Македонянин (867-886 гг.), хотя сам был не ученым, много покровительствовал просвещению. Известный своими государственными способностями, бережливостью, покровительством наукам и литературе, – он пользовался широким содействием тогдашнего патриарха Фотия. Влияние последнего сказывается и на некоторых личных литературных трудах императора Василия Македонянина, основателя новой македонской династии.

Императоры Лев IV Мудрый (886-911 гг.) и, в особенности, сын его Константин Багрянородный (911-959 гг.), принадлежавшие к этой династии, также ревностно заботились о распространении просвещения посредством устройства школ и библиотек. После некоторого периода смут, Константин, став править единолично, время свое посвящал преимущественно занятиям науками и искусством. Им была предпринята реорганизация константинопольской школы. Целый ряд научных работ был произведен по его поручению и при его содействии. Он написал жизнеописание императора Василия Македонянина, речь по поводу перенесения мощей свт. Иоанна Златоуста и чрезвычайно ценные для византийской истории сочинения. Много забот посвящал он образованию сына Романа.

Следствием такого движения в пользу классического образования, было распространение в Византийской империи особого рода учености, состоявшей из массы знаний, заимствованных у древне-классических писателей путем механического изучения их. Знания эти, часто мелочные, были мертвым, чужим капиталом, и приобретались без самостоятельной переработки и движения вперед. Вся задача учености состояла в восстановлении в памяти добытых древними научных сведений. Такое направление мысли не могло не отразиться и на духовном просвещении. Стремление к изучению древних отцов, наряду с классическими поэтами и философами, все более усилилось. Богословы 9 и 10 веков выбирали все подходящее из древних отцов по всем отраслям богословского знания и из собранного материала составляли большие трактаты и сочинения. Общий недостаток их тот же, что и писателей светских – отсутствие самостоятельности.

2. Свт. Фотий Константинопольский

Св. Фотий (род. ок. 820 г., сконч. ок. 891 г.), патриарх константинопольский (858-886 гг.), – самая крупная личность в Византии 9 в. Он был одним из ученейших людей своего времени. При своем великом уме, он обладал большими знаниями истории, богословия, Священного Писания, философии, словесности, юриспруденции, математики, и даже в медицине. Отец его, человек знатного происхождения, родственник патриарха Тарасия, много претерпел от иконоборцев за свою ревность и лишился должности и имущества. Но это не помешало ему дать сыну блестящее образование.

Служба св. Фотия началась в царской гвардии и продолжалась в государственной канцелярии. В доме его собирались любознательные люди, с которыми он делился плодами своих знаний. Беседы на филологические темы сменялись беседами философского и богословского порядка. Располагая богатейшей библиотекой, св. Фотий прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений и метко оценивал их со стороны формы и содержания. Властная натура свт. Фотия и тогда требовала от учеников безусловного повиновения. Таким средоточием живой умственной деятельности оставался свт. Фотий и будучи патриархом.

В 585 г. в Константинополе совершен был дворцовый переворот. Кесарь Варда, из мести к патриарху Игнатию за недопущение его к приобщению Святых Тайн, уговорил императора Михаила III сместить первосвятителя и отправить его в изгнание. Преемником его стал свт. Фотий, прошедший в несколько дней все степени священства, до епископства включительно. В глазах сторонников Игнатия, св. Фотий являлся узурпатором. Началась длительная трагическая борьба двух партий. В конце концов, низложенный вторично при императоре Льве VI Мудром, патриарх Фотий окончил жизнь свою в изгнании в монастыре.

Крупнейшим богословским сочинением патриарха Фотия являются «Амфилохии», названные по имени кизикского митрополита Амфилохия, к которому обращается автор. В нем, наряду с догматическими вопросами – о Святой Троице, искуплении, воплощении, иконопочитании и т.д., затронуты вопросы светской и духовной науки. В этом творении святитель дает ответы на трудные места Священного Писания. Например, поясняет слова о том, что прародителей после грехопадения открылись глаза: «Открылись глаза у них обоих не потому, что грехопадение открыло им глаза… Это значит вот что: после греха обычно происходит осознание согрешения, и именно тогда осознается степень дерзновения. Ибо когда после беззаконного деяния помрачающая страсть и возбуждение, толкающее на грех, прекращаются и успокаиваются, – вот тогда-то рассудок, как бы вынырнув из этой густой тьмы и очнувшись, глядит на содеянное и на то, в каком состоянии он теперь и в каком был раньше, и приходит в чувство, и, уязвляемый и пробуждаемый совестью, явственно видит то, на что, ослепленный страстью, смотрел иначе. С другой же стороны, у каждого, кто идет на грех, помыслы как будто цепенеют и различающее зрение повреждено тем, посредством чего лукавый, подстрекая и обольщая, расслабляет нас и затуманивает. А после поступка он ставит перед глазами содеянное и жестоко открывает то, что прежде многими ухищрениями утаивал, и, обличая тяжесть дерзновения, тем самым пытается подтолкнуть согрешившего к отчаянию».

Одно из лучших его догматико-полемических сочинений – это против латинян о Святом Духе. В этом сочинении Фотий всесторонне рассматривает вопрос об нисхождении Святого Духа и разрешает его, на основании Священного Писания и, главным образом, учения отцов и писателей восточной и западной Церквей, в смысле православном. Известны его сочинения против новых манихеев или павликиан.

Свт. Фотий был замечательным проповедником, но, к сожалению, сохранилось мало его слов. Среди них имеется слово по поводу похода русских против Византии. Святитель видел в нашествии грозных варваров кару Божью за грехи христиан: «гнев Божий происходит вследствие наших грехов, веществом грозы бывают деяния грешников, а потребностью наказания – неисправимость во грехах. Чем страннее и ужаснее и неожиданнее нашествие нахлынувшего народа, тем более обличается чрезмерность (наших) согрешений; и с другой стороны, чем он неименитее, незначительнее и неизвестнее до нашествия на нас, тем большая падает на нас тяжесть посрамления и больший воздвигается памятник бесчестья и тягчайшую боль причиняют удары этого бича. Ибо, когда слабейшие и презираемые одолевают по видимому славных и необоримых по силе, тогда удар бывает нестерпимым, несчастье становится безотрадным, память о бедствиях остается неизгладимою. Так, мы наказаны нашими беззакониями, огорчены страстями, унижены преступлениями, отягчены злыми делами, и стали “поруганием и посрамлением у окружающих нас” (Псал. 78:4)... Помните ли вы тот трепет и те слезы и рыдания, которым тогда предавался весь город в крайнем отчаянии? Помните ли ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего бытия поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо-горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным, – когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плавание, а на нас воздымая свирепые волны брани, – когда они проходили пред городом, неся и выставляя пловцов, поднявших мечи, и как бы угрожая городу смертью от меча, – когда всякая надежда человеческая оставила (здешних) людей и город держался надеждою на единственное прибежище у Бога?.. Когда же это совершалось у нас, когда мы поставили совесть непреклонным судьею грехов своих и обличаемые (ею) признали обвинительное решение против вас справедливым, когда умоляли Бога литиями и песнопениями, когда с сокрушением сердца приносили покаяние, когда, воздевая руки к Богу во всю ночь, просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окруживших нас бед, тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас; ибо мы увидели врагов наших удаляющимися и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения, тогда... Когда же? Когда мы, оставшись без всякой защиты и, не имея помощи от людей, воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, Ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи (наши), Её дерзновение призывали во спасение, к Её покрову прибегали, как к стене нерушимой, умоляя Ее сокрушить дерзость варваров, смирить гордость (их), защитить отчаявшийся народ, побороть за собственную Её паству. Её одеяние для отражения осаждающих и ограждения осаждаемых носил со мною весь город и усердно мы возносили моления и совершали литии; от того по неизреченному человеколюбию, при Материнском дерзновенном ходатайстве, и Бог преклонился, и гнев (Его) отступил, и помиловал Господь достояние свое… Нечаянно было нашествие врагов, неожиданно совершилось и удаление их; чрезмерно негодование (Божие), но неизреченна и милость; невыразим был страх от них, но презренно было и бегство их; в нападении на нас сопутствовал им гнев (Божий), но мы сподобились человеколюбия Божия, отвратившего набег их. Итак, не обратим человеколюбия (Божия) в повод к нерадению и милосердия Его не примем за поощрение к лености, не сделаем начала спасения открытыми вратами к своей погибели и не будем расслабляться от милости Его... He будем же мы сами, возлюбленные, виновниками таких бедствий, и не забудем тех обетов, которые мы дали Богу, когда видели страшную грозу, предстоявшую пред лицом нашим. Вы знаете, вы конечно знаете, сознавая каждый в собственной совести, как в то время иной, сделавший что-либо несправедливое, обещал Богу более не делать этого, другой, осквернявший тело свое блудодеянием, возненавидев эту страсть, добровольно высказывал обет целомудрия, a предававшийся пьянству перестал пьянствовать и обещал впредь жить трезвенно; иной, отличавшийся жестоким и бесчеловечным сердцем, весь проникся милосердием, испрашивая себе милости от Бога в воздаяние за свое милосердие к ближним, а завидовавший друзьям и вредивший согражданам, бывший палачем рабов и тираном свободных, предаваясь слезам и рыданиям, укрощал свирепый нрав свой и переменялся. Можно было видеть гордецов смиренными и сластолюбцев постящимися; у тех, которые проводили жизнь в смехотворстве и забавах, ланиты орошались потоками слез; а те, которые предавались страсти любостяжания, делились с бедными, презрев недуг сребролюбия; кратко сказать: (все), усматривая собственные слабости, с великим тщанием воздерживались от них и исправлялись, и каждый из проводивших жизнь в беспечности и рассеянности руками и ногами и всеми силами обещался быть примером добродетели, уверяли и клялись, что в последующее время они чистосердечно и неуклонно будут идти путем обещанного. Пусть же никто из нас не забывает этого; пусть никто не погубит этих обетов забвением; ибо забвение их обыкновенно воспламеняет гнев Божий».

В церковной литературе славен св. Фотий своим Номоканоном. Он оказал большое влияние на каноническое византийское право. Постановления соборов 861 г. и 879-880 гг., включенные им в собрания канонов, постепенно получили почти вселенское значение.

Труд свт. Фотия «Библиотека» содержит отзывы св. Фотия на множество прочитанных им сочинений – христианских и языческих – с большими выписками из некоторых. Видно тонкое и самостоятельное суждение. Особенно ценны извлечения из исторических сочинений, так как свт. Фотий имел под рукой памятники, впоследствии совершенно, или отчасти, утерянные. Интересны также его письма. Он же собрал 214 поговорок.

3. Прп. Икумений, епископ Трикки

Икумений, епископ Трикки во Фракии, живший около середины 10 в. Он известен своими толкованиями на Деяния апостольские, послания ап. Павла и Апокалипсис. Толкования не самостоятельные. Это свод толкований из древних отцов, из патриарха Фотия. Но выбор толкований очень хорош, равно как и собственные замечания, обнаруживающие знание Священного Писания.

4. Прп. Симеон, Новый Богослов (сконч. в 1032 г.)

Прп. Симеон родился в пафлагонском селении Галате от знатных и богатых родителей. Воспитание он получил при византийском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. Двадцати лет он поступил в Студийскую обитель, где предался строгому подвижничеству под руководством старца. По его совету преподобный перешел в обитель св. Мамонта, был там игуменом. Потом св. Симеон основал свою обитель, в которой прожил 13 лет.

Отличительная черта богословия прп. Симеона – приложение теоретического христианского учения к христианской жизни. Он замечателен преимущественно, как богослов-проповедник. Но он оставил также много поучений, которые, большей частью, остаются в рукописях. Из них заслуживают внимания: главы деятельные и богословские (101), главы богословские и созерцательные (25), 33 беседы о вере и нравственности с мирянами и иноками и др. «Слова» прп. Симеона отличаются простотой и сердечностью: он наставляет, внушает, умиляет. Вот как преподобный убеждает искать Царствия Небесного не увлекаясь благами мира: «Посмотрите, как лживы и непостоянны блага мира сего, а между тем как мало людей, которые бы не были ими увлекаемы! Как мало таких, которые бы ни сластолюбием не были порабощаемы, ни желанием славы людской не одолеваемы, ни сребролюбием не побеждаемы, ни терниями забот и попечений житейских не уязвляемы! И вот причина, почему так непостоянен и удобопревратен помысл человеческий! Он может установиться и стоять на одном только тогда, когда отвергнет все тленное, тварное и видимое, прейдет окружающую его тьму и срастворится с вечным, невидимым, постоянным и пребывающим. Ибо каково то, чем занят бывает помысл, таково бывает и состояние помысла: занимаясь постоянным, он постоянствует; занимаясь непостоянным, волнуется. Треволнения мира показывают, что блага его – не настоящие блага, а треволнения помысла дают разуметь, что состояние его – не достодолжное. Но каков помысл здесь, такова будет участь души там. Озритесь окрест и рассмотрите: все в мире сем треволненном начинает быть и престает, – здесь начинает быть, здесь и престает; но душа человеческая, яко сила – единая между видимым невидимая, между телесным – мысленная, начиная быть здесь, не престает здесь, но преходит инуды, яко бессмертная. Пока она находится в теле сем, посредством тела видит и познает вещественное, но коль скоро отделится она от тела, в тот самый час отделяется она и от сношения со всем вещественным, перестает видеть то и помышлять о том, а вступает в соотношения с невидимым и мысленным, и тем занята бывает. И если она сияет светом заповедей Христовых, то вступает в беспредельный свет Всеблагого Божества и начинает вкушать великую и нескончаемую радость; если же окружена мраком прегрешений, то отходит – увы мне! – в нескончаемый мрак, растворенный с жгущим огнем». Современники его, привыкшие к искусственному красноречию, находили его «Слова» ненаучными и не риторичными.

Церковь наименовала прп. Симеона новым Богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями свт. Григория Богослова. И тот и другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия. Одна из молитв прп. Симеона внесена в число молитв, читаемых во время приготовления себя к приобщению Святых Таин.

5. Духовное просвещение на Западе в 9 и 10 веках

Варварские народы, волновавшие западную Европу во время великого переселения, к 8 в. утвердились прочно в занятых ими странах, начали государственную жизнь и мало-помалу усвоили Римское просвещение. Италия, бывшая ранее на западе средоточием просвещения, потеряла свое значение. Ее место заняли новые государства западной Европы: Франция, Германия, Англия.

С учреждением на западе новой империи, на развалинах западно-римской, императором Карлом Великим (род. 742-7 г.), стало распространяться просвещение как светское, так и духовное. Карл Великий, сам знакомый с римским образованием, говоривший по-латыни и понимавший по-гречески, ревностно заботился о распространении в своих владениях классического образования. Он усердно занимался науками. Карл Великий окружил себя учеными: Алкуином, Павлом Диаконом, Эйнгардом, Рабаном Мавром, Теодульфом, пользовался их содействием и советами. Он стремился дать образование духовенству и народу, в особенности заботясь об устройстве школ при церквах и монастырях. При своем дворе он устроил школу вроде академии для образования своих детей, а также придворных и их сыновей. Дворцовой школой заведовал знаменитый Алкуин, вызванный Карлом из Англии. Прибывшие ученые привили варварам любовь к изучению латинской литературы и классических наук.

Преемники Карла Великого также покровительствовали просвещению, в особенности Карл II Лысый, сын короля Людовика Благочестивого и внук Карла Великого. В основанных при Карле Великом школах изучали преимущественно Священное Писание по толкованиям древних отцов, особенно блж. Августина.

Вообще, направление духовного просвещения в веке Карла Великого, было библейско-практическое. Самостоятельной учености не было так же, как и на Востоке.

В 10 в. который в истории известен под названием темного, стремление к духовному просвещению на западе стало ослабевать. Только еще в некоторых монастырях сохранялось изучение Библии. Но вообще, в западном христианском мире распространилось крайнее невежество. Замечательных писателей в этом веке вообще не было. В 11 в. на западе снова пробуждается любовь к наукам, разрешившаяся двумя главными богословскими направлениями: схоластикой и мистикой.

6. Алкуин (ок. 735-804 г.), аббат Турский

Алкуин – замечательнейший ученый 8 в., в смысле ума, знаний и влияния на научное образование своего времени. Он происходил из знатного англосаксонского рода и получил монашеское образование в знаменитой школе г. Иорка, средоточием учености в Англии. Пользовался он особым вниманием архиепископа.

В 782 г., возвращаясь из своего путешествия в Рим, он встретился в Павии с Карлом Великим и был приглашен заведовать дворцовой школой, в которой воспитывались сыновья высшей франкской знати. Он принял это приглашение, прибыл с несколькими своими учениками из Иорской школы, которой он заведовал. Ему даны были в заведование также два аббатства, к которым прибавлено было и аббатство св. Мартина, в Туре.

Живя таким образом при дворе, преподавая самому королю и руководя школами всего государства, Алкуин сделался одним из самых выдающихся образованных людей, окружавших Карла Великого, который прибегал к советам Алкуина в самых разнообразных вопросах, главным же образом, при обсуждении вопроса о распространении образования. Большинство школ во французском королевстве обязаны своим существованием Алкуину. Существовавшие до него школы он старался усовершенствовать. В кругу ученых того времени он был известен под именем Флакка Альбина.

В 801 г. он покинул двор, переселился в Тур и стал преподавать в основанной им там ранее школе, по образцу Иорской. Из Тура он вел оживленную переписку с Карлом Великим, до своей кончины в 804 г.

Из учеников Алкуина, много сделавших для распространения науки и образованности, выдаются Рабан Мавр и Гаймо, впоследствии епископ Гальберштадский. Идеалом всей жизни Алкуина было основание такого христианского государства, в котором все было бы проникнуто религиозным духом которое бы управлялось по законам Церкви. Он с восторгом и благоговением взирал на осуществление этого идеала, которое, по-видимому, обещали энергия и успех Карла Великого. Богословие он считал главной составной частью воспитания. Его собственное богословие всецело отличалось положительным направлением и, не имея никакой оригинальности, основывалось на отцах и учителях Церкви. Из его догматических сочинений известны в особенности три книги о Святой Троице. В ряде его сочинений преобладает мистико-аллегорический метод. Классической научностью, по его мнению, не следовало пренебрегать: классические и церковные предания тесно связаны между собой. Христианская Церковь, соединяя их, становится истинным хранилищем цивилизации. Он писал много и по общеобразовательным предметам, но в этом проявил себя только компилятором. Алкуин был плодовитым поэтом, но наибольшую славу в литературной области приобрел своими письмами.

По поручению Карла Великого, он пересмотрел латинскую Библию в 802 г. Это одна из его важнейших заслуг, так как он привел ее в большой порядок.

Проверочные вопросы:

  1. Каким образом императорская власть способствовала духовному просвещению на Востоке в IX и X вв.?
  2. Что характерно для творений богословов Востока рассматриваемого периода?
  3. Расскажите о личности патриарха Фотия.
  4. Какие творения свт. Фотия нам известны?
  5. Какова отличительная черта богословия прп. Симеона Нового Богослова?
  6. Почему прп. Симеон назван Новым Богословом?
  7. Какие творения прп. Симеона Вам известны?
  8. Что характерно для духовного просвещения на Западе в IX и X вв.?
  9. Расскажите о личности и богословии аббата Турского Алкуина.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Никита Стифат, прп. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/zhizn-i-podvizhnichestvo-izhe-vo-svjatykh-ottsa-nashego-simeona-novogo-bogoslova/ (дата обращения: 26.01.2017).
  2. Фотий Константинопольский, ств. Амфилохии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstantinopolskij/amfilohii/ (дата обращения: 26.01.2017). // Он же. Беседа вторая на нашествие Россов. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstantinopolskij/beseda_vtoraya_na_nashestvie_rossov/ (дата обращения: 26.01.2017).
  3. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. (См.: Слово 27). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/27 (дата обращения: 26.01.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Общество любителей православной литературы, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/ (дата обращения: 22.01.2017).

Видеоматериалы: