21. Духовное просвещение на Западе в IV и V вв.

Цель занятия – рассмотреть развитие богословской мысли на Западе в IV и V вв.

Задачи:

  1. Дать информацию о возникновении духовных писателей на Западе.
  2. Рассмотреть наиболее ярких представителей богословской школы на Западе в IV и V вв.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить направления богословской мысли в Александрийской и Антиохийской школах в IV и V вв.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, ознакомиться с творениями святых отцов Запада, представленными в теме, и другими на выбор, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Житие святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского). [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1077 (дата обращения: 20.01.2017); (См.: Житие блаженного Иеронима). [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/516 (дата обращения: 20.01.2017).
  2. Иларий Пиктавийский, свт. О Троице. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavijskij/o-troitse/ (дата обращения: 20.01.2017).
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-pesn-pesnej-solomona/1 (дата обращения: 19.01.2017).
  4. Ефрем Сирин, прп. Творения. (См.: О покаянии). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/3 (дата обращения: 20.01.2017).
  5. Амвросий Медиоланский, свт. Об обязанностях священнослужителей. (См.: Книга 1). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/ob-objazannostjah-svjashennosluzhitelej/ (дата обращения: 20.01.2017).
  6. Иероним Стридонский, блж. Письма. (См.: Письмо к монаху Илиодору). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_3  (дата обращения: 20.01.2017).
  7. Аврелий Августин, блж. Толкование на Псалом 125-й. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/tolkovanie-na-psalom-sto-dvadtsat-pjatyj/ (дата обращения: 20.01.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Общество любителей православной литературы, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Скурат К.Е. Святые Отцы (I-V века). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/svjatye-ottsy-1-5-veka/ (дата обращения: 20.01.2017).

Ключевые понятия:

  • Ересь;
  • Богословие;
  • Аскетизм;
  • Назидания.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что характерно для богословия на Западе?
  2. Что Вам известно о жизни и творениях свт. Илария Пуатьеского?
  3. Каким образом св. Амвросий стал епископом Медиоланским? Что Вам известно о его богословских трудах?
  4. Каков вклад свт. Амвросия в церковное пение?
  5. Расскажите о жизни свт. Иеронима Стридонского?
  6. Какой труд блж. Иеронима можно считать главным? Какие еще творения этого святого Вам известны?
  7. Как произошло обращение блж. Августина в христианство?
  8. Какие творения блж. Августина Вам известны?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

1.  Общая характеристика духовного просвещения на Западе

2.  Свт. Иларий, епископ Пуатьеский

3.  Свт. Амвросий Медиоланский

4.  Блж. Иероним Стридонский

5.  Блж. Августин, епископ Иппонский

1. Общая характеристика духовного просвещения на Западе

В первые три века духовное просвещение сосредоточивалось преимущественно в Церквях восточных. Западные далеко отстали от них в этом отношении. Если и появлялись в западных Церквях замечательные и оригинальные писатели, например, из северо-африканской школы, то они были чужды всестороннего богословского образования, не знали и не хотели знать ни философии, ни умозрений в области догматической. Но в 4 в., во время арианских споров, и западные церковные писатели, вовлеченные в эти споры, по необходимости должны были познакомиться с догматическими умозрениями восточных писателей, и подобно им, вести борьбу с еретиками на научной почве. В этом случае, западные писатели брали за образец писателей ново-Александрийской школы и являлись их подражателями.

2. Свт. Иларий, епископ Пуатьеский

Свт. Иларий происходил из благородной языческой фамилии, принял Крещение уже в мужественном возрасте вместе с женой и дочерью. Около 350 г., в самый разгар борьбы с арианами, Иларий был избран в епископа своего отечественного города Пуатье. Вскоре ему пришлось вступить в борьбу с арианами, именно, в 355 г., на медиоланском соборе, в присутствии императора Констанция. Он защищал с другими западными епископами св. Афанасия. За это он с другими епископами сослан был на восток, во Фригию. Здесь он ближе ознакомился с догматическими воззрениями ново-Александрийской школы. После четырехлетней ссылки, Иларий возвратился на свою кафедру и ревностно заботился об уничтожении в галльской Церкви арианства. Умер он в 368 г.

Заслуги св. Илария для Церкви так ценили, что называли Афанасием запада. По своим догматическим воззрениям он, не будучи самостоятельным писателем, примыкал к писателям ново-Александрийской школы. Среди его сочинений самым замечательным считается о Святой Троице в 12 книгах, написанное во время заточения во Фригии. В нем святитель, в частности, пишет: «Да не дерзнут уста мои утверждать существование Твое помимо Твоей Мудрости и Твоей Благости, помимо Слова Твоего, Бога единородного, Господа моего, Иисуса Христа... Если и мы влекомы внутренним побуждением к слову, мудрости и добродетели, то сколь же совершенней порождение совершенства Божия, Твое Слово, Твое Всеведение, Твоя Благость. И Он, Которому все это присуще, предвечно единосущен Тебе, рожденный от Тебя прежде всех век. Рождение же Его непостижно уму, лишь Ты, свершитель, ведаешь тайну сию; и вера наша в Твою безграничность пребывает нерушимой, доколе утверждаем, что Он родился прежде всех век. Равно и в самой природе не ведаем причин, но зрим происшествия. И преступая за пределы своей природы, приобщаемся вере. Обращая слабые очи зрения своего к Твоим небесам, мыслю, что лишь Тебе подвластны они… Взираю ли на дивное волнение моря, и не только скрытая его природа, но и сама размеренность движения вод таинственна для меня. И все же сохраняю веру в благоустроение природы, пусть и не могу проницать за грань видимого. И за пределами моего рассудка открывается мне Твое присутствие. Окидываю ли внутренним взором необъятные земли, приемлющие различнейшие семена в недра свои и скрытою силой дающие им рост, жизнь и умножение, а за умножением и утверждение на земле; и разум мой не в силах здесь ничего объяснить. Но в неведении своем я тем паче созерцаю Тебя, и отрешаясь от данной мне на потребу природы, постигаю Твое Присутствие. Даже и сам я неведом для себя же; и чем менее ведаю о себе, тем более восхищаюсь Тобой. Я пользуюсь таинственным для меня устройством своего рассудка и духовной жизни; и всем этим я обязан Тебе, недоступному для понимания и по милости Своей наделяющего природу, нам на радость, глубоко сокрытым смыслом. И вот я знаю о Тебе, не ведая о себе самом, и знание мое благоговейно; да не ослабит, во мне ничто веры в Твое всемогущество, державное и непостижное. И так же не дано мне постигнуть происхождение Твоего Единородного Сына; да не восхочу встать судьей над Создателем и Богом моим».

3. Свт. Амвросий Медиоланский

Свт. Амвросий родился в 340 г., происходил из знатной римской фамилии. Занимал должность консулярия (губернатора) провинций Емилии и Лигурии, живя в Медиолане (Милане). Престол миланской церкви, в течение двадцати лет, занимался арианами. После смерти еп. Авксентия, арианина, собрался в храме народ для избрания ему преемника. Православные и ариане желали иметь епископа своего исповедания, и от споров дело начало доходить до борьбы. Для наведения порядка туда прибыл Амвросий. Едва он показался в храме, как раздался детский голос: «Амвросий – епископ», что принято было всеми за указание свыше. Амвросий поставлен был епископом, хотя принял Крещение только перед самым посвящением. В семь дней он прошел все церковные степени и посвящен во епископа 7 декабря 374 года.

Предавшись изучению творений великих отцов Восточной Церкви: святителей Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского и Василия Великого, он дополнил скудость своего прежнего духовного образования и был одним из красноречивейших проповедников Западной Церкви. Самым выдающимся свидетелем этого является блж. Августин, который, увлеченный прекрасной формой и глубоким содержанием его проповеди, под влиянием ее, крестился.

Проповеди его грешат иногда большими отступлениями и чрезмерной иносказательностью. Амвросий был замечательным писателем. Его творения изобилуют весьма ценными практическими замечаниями и оказывали большое влияние. В своих трудах он опирался на св. Кирилла Иерусалимского и св. Василия Великого. Это заметно в сочинениях «Таинства», где чувствуется влияние первого, и «О Вере» и «Святом Духе», где отражается влияние второго. Из нравоучительных сочинений его особенно замечательно «О должностях служителей», то есть Церкви, в трех книгах. Он доказывает в нем превосходство христианского учения перед языческим. Например, святитель пишет: «Языческие писатели дают много наставлений относительно ораторскаго искусства, которыя нами, как мне думается, должны быть обойдены, как напр. правило (об употреблении в речи) шуток. И хотя бы оне были вполне пристойными и приятными, однако оне не соответствуют церковному духу; ибо каким образом мы можем вводить в свою речь то, чего не находим в священных писаниях? Их нужно избегать даже в разговорах, чтобы они не оскорбляли серьезности нашего дела. Я (даже) думаю, что нужно избегать не только чрезмерной шутливости, но и (вообще) всякаго рода шуток, потому что речь признается хорошей или дурной (лишь) в зависимости от того, насколько ярко в ней выражена любезность и благорасположение… Моисей, хотя и был научен всей мудрости египетской, однако не считал ее заслуживающею внимания; наоборот, в этой премудрости он видел только вредную нелепость и, отвратившись от нея всем сердцем, стремился к Богу, почему и (удостоился) видеть (Его), спрашивать (Его) и слышать (Его) голос. Кто же может быть мудрее того, кого научил сам Бог, – (того), который своими чудесами ни к чему свел мудрость египтян и (посрамил) все их чародейство (Исх. III:1 сл.)?». По части толкования Священного Писания, Амвросий писал только преимущественно объяснения на отдельные исторические сказания. Во всех его объяснениях проглядывается оригеновский аллегоризм и мистицизм. Шестоднев св. Амвросия является почти полным переводом Шестоднева св. Василия Великого.

Свт. Амвросий известен и как преобразователь церковного пения. До него пение на западе состояло из монотонного и безыскусственного речитативного пения псалмов и молитв, с незначительным лишь повышением голоса. По примеру восточной и, особенно Сирийской Церкви, он ввел размеренный такт, правильные ритмы и придал разнообразие мелодии пения. Приходилось часто Амвросию, особенно в дни страстной седмицы, проводить в богослужении целые ночи и успокаивать возмущенный правительством народ. С целью ободрить молящихся он ввел антифонное, – то есть на два лика, пение и песни во славу Трипостастного Бога. Пение это употреблялось на Востоке еще со времен свмч. Игнатия Богоносца, а на Западе только теперь в первый раз. Когда императрица Юстина, мать императора Валентиниана II, арианка, опасаясь народного возмущения и вторжения из Галлии, прекратила гонения на православных, св. Амвросий, по этому случаю составил благодарственный гимн-молитву «Тебе Бога хвалим» (386 г.). Скончался он в 397 г. Из Медиолана пение быстро распространилось, и в течение 5 и 6 вв. Амвросиево пение господствовало по всему западу.

4. Блж. Иероним Стридонский

Блж Иероним был одним из ученейших писателей Западной Церкви. Родился он, вернее всего, между 340 и 342 гг. (указываются также 331 и 346 гг.) в Стридоне, городке, находящемся на границе Далмации и Паннонии. Родители его были благородного происхождения и благочестивыми христианами. Школьное образование получил он в Риме, богословским же образованием обязан Востоку. Нравственные устои, заложенные в семье, взяли верх над низменными порывами и увлечениями молодости.

С момента Крещения, он определенно вышел на аскетический путь. С этих пор он любил посещать катакомбы и пещеры подвижников. Он отправился в Палестину для поклонения святым местам. Затем он поселился в Халкидской пустыне, сосредоточии сирийского подвижничества, где он провел 5 лет в тяжелых условиях отшельнической жизни и научных занятий. Там он начал изучение еврейского языка. Прибыв в Антиохию, он поставлен был пресвитером православным епископом Павлином. Продолжал научные занятия. Побывав в Константинополе, он слушал проповеди свт. Григория Богослова и вел ученые беседы со свт. Григорием Нисским. К этому времени относится его увлечение Оригеном.

Папа Дамас вызвал его в 381 г. в Рим, как знатока Антиохийской Церкви, дела которой обсуждались на происходящем там соборе. По поручению папы, он начал тогда пересмотр и исправление латинского перевода Библии. В это время он написал много нравственно-назидательных писем. У него появилось много врагов, укором для которых была его подвижническая жизнь и неприятна была та резкость, с которой он обличал нравы тогдашнего Римского общества.

После смерти папы Дамаса, он удалился в Палестину. Совершив путешествие по святым местам Палестины, Сирии и Египта, повидав прп. Исидора Пелусиота, он в 387 г. прибыл в Вифлеем. Он поселился в устроенном им же самим монастыре. Главным занятием его в это время был перевод Священного Писания на латинский язык. Отсюда же он писал много писем на запад, между прочим, против появлявшихся там разных лжеучителей. Его перевод Библии не лишен некоторых недостатков, но – в общем – красота, выразительность и ясность речи сочетались с точностью словесного выражения. Его труд и тогда вызывал возражения. Но при папе Григории Великом он был принят во всеобщее употребление в латинской Церкви, а с 13 в. сделался известным под общим названием «Вульгаты».

В Вифлееме определилось и изменение его отношения к трудам Оригена. Он сделался ярым обличителем его заблуждений. Выступал он против пелагиан. Нравственно-аскетическая деятельность блж. Иеронима, как христианского аскета, нашла широкое выражение в многочисленных письмах. Большинство из них имеет нравоучительно-аскетический характер. Блж. Иероним увещевает монаха Илиодора следующими словами: «Вспомни день твоего новобранства, когда ты спогребался Христу во крещении и словами таинства клялся оставить отца и матерь ради имени Христова. Вот противник в груди твоей покушается убить Христа… Пусть малый внук повиснет у тебя на шее, пусть, распустив волосы и растерзав одежды, мать покажет сосцы, которыми питала тебя, пусть отец ляжет на пороге, ты перешагни седовласого отца и с сухими глазами воспари к знамени креста. Единственный способ оказать родственную любовь – быть жестоким в этом случае. Придет, придет впоследствии день, когда ты победоносно возвратишься в отечество, когда ты войдешь в небесный Иерусалим, будучи увенчан за мужество. Тогда ты получишь согражданство с Павлом. Тогда и своим родителям ты испросишь право того же гражданства. Тогда ты помолишься и за меня, который вызвал тебя к победе. Мне небезызвестно, какие препятствия теперь, по твоим словам, задерживают тебя. У нас не железная грудь, не твердые предсердия. Мы не из камня родились, и не гирканские тигрицы питали нас. Я и сам прошел чрез эти препятствия. То беспомощная сестра обоймет тебя нежными руками, то домочадцы, с которыми ты вырос, скажут: кому же мы будем служить? То прежняя нянька, уже старуха, и дядька, второй отец в силу естественного почтения, воскликнут: подожди немного, пока мы умрем, и похорони нас. Может быть и мать с иссохшими сосцами, с морщинистым челом будет стенать о тебе, припоминая, как она убаюкивала тебя у груди. Скажут, если угодно, и грамматики: ”на тебя склонившись опирается весь дом”. Легко разрешает эти узы любовь к Богу и страх геенны. Писаниe повелевает повиноваться родителям; но кто любит их более, чем Христа, погубляет душу свою. Враг держит меч, чтобы поразить меня; я ли буду думать о слезах матери? Оставлю ли я для отца воинство Христово, тогда как ради Христа я не обязан даже похоронить его, хотя и обязан погребать всех ради Христа?.. Я желаю, любезнейший брат, чтобы, взвесив тяжесть соблазнов, ты исчисленные нами влечения считал не менее преступными, как и идолослужение. Взгляни на Петра, оставившего сети; взгляни на мытаря, вставшего от мытницы и тотчас же сделавшегося апостолом. Сын человеческий не имеет, где главы приклонити, ты ли будешь ходить по обширным портикам, по громадным пространствам крыш? Ожидая наследия века сего, ты не можешь быть сонаследником Христовым… Но может быть, ты скажешь: ”Что же? Неужели все, находящиеся в городах, не христиане?”. Ты стоишь не на одинаковых условиях с другими. Послушай, что говорить Господь: “аще хощеши совершен быти, иди, продаждь все твое; и гряди вслед мене” (Мф. 19:21). А ты обещался быть совершенным, ибо, когда, оставив военную службу, ты обрек себя на девство ради царства небесного, чему иному последовал ты, как не совершенной жизни? А совершенный раб Христа не имеет ничего, кроме Христа. Если же имеет что-либо кроме Христа, то уже не совершен».

Как опыты живого воспроизведения возвышенно-подвижнической жизни, из под пера Иеронима вышли три в высшей степени поучительных жизнеописаний подвижников – Павла Фивейского, Малха монаха и св. Илариона. Но главнейшие работы Иеронима составляют его библиологические и исторические труды. Он был преимущественно ученым библеистом и историком. О его главном труде «Вульгате» сказано выше. В области истории Иероним перевел на латинский язык «Хронику» Евсевия. Написал он «Каталог о знаменитых мужах», в котором тоже, главным образом на основании истории Евсевия, представил в последовательном изложении обзор всей христианской литературы, закончив 14 годом правления императора Феодосия младшего. В общем, св. Иероним был несомненно многознающим ученым, искусным ритором, человеком, проникнутым глубоким христианским чувством и воодушевлением, хорошим стилистом, но не глубоким мыслителем-богословом. Он являлся выразителем догматических взглядов, заимствованных, главным образом, у свв. Григория Богослова и Григория Нисского. Его аскетика составляет весьма ценный и плодоносный источник для уяснения начал христианской нравственности. В отношении библиологии он приближается по значению к Оригену, в области истории – к Евсевию Кесарийскому. Скончался он в 420 г.

5. Блж. Августин, епископ Иппонский

Блж. Августин (353-430 гг.) – сын язычника Патриция и благочестивой христианки Моники. От матери он унаследовал свою горячую, любящую натуру, и по ее молитвам, обратился в христианство. Ранняя его жизнь была бурная. Когда он получил начальное образование на своей родине (в Тагасте, в Нумидии), его честолюбивый отец, польщенный его успехами, отправил его на 16 году, в Карфаген, где он учился три года. Творение Цицерона пробудило в нем любовь к истине. Но сначала его не удовлетворило чтение Библии, как позднее и разные философские и религиозные школы. Одно время он преподавал риторику в Тагасте и в Карфагене, но как учитель особенного успеха не имел. Все же префект Римский отправил его в Медиолан в качестве преподавателя. Так и произошел у него перелом, под влиянием свт. Амвросия.

Став в 395 г. епископом, Августин вел неустанную борьбу против разных ересей. Под его ударами пали манихеяне и донатисты, пелагиане и полупелагиане. Творения, составленные им в разгар этих споров, принесли ему бессмертие и дали тон и направление всему последующему богословию западной Церкви. Особенно замечательны два его произведения: «Исповедь», в которой он в высшей степени смиренно и откровенно, с полным признанием всех своих греховных увлечений, обозревает жизнь до самого своего обращения. Таким образом, эта книга в одно и то же время представляет собой и источник глубокого религиозного назидания, и самую надежную автобиографию. Другим важным творением является «О граде Божием».

Блж. Авгутин один из учителей Вселенской Церкви, которого почитают все христианские исповедания. Он был также и величайшим проповедником, который быстро составлял свои проповеди. Конечно, над многими из них он работал предварительно. Но еще большее число их явились плодом мгновенного вдохновения. Он не был таким ученым, как блж. Иероним, так как не знал еврейского языка и слабо знал греческий, но у него было более глубокое духовное понимание Священного Писания, чем у кого либо из западных учителей Церкви. Приведем цитаты из толкования блж. Августина на 125 псалом:

«Внегда возвратити господу плен сионь»

«Не все граждане этого града пленники, но те, кто странствует вдали от него, те пленники. Человек – гражданин Иерусалима, но, продавшись за грех, он стал странником. От его отрасли народился род человеческий, и наполнило землю сионское пленение. А каким образом это сионское пленение – тень того Иерусалима? Тень этого Сиона, которая была дана иудеям прообразовательно, была в вавилонском плену, и после семидесяти лет народ этот вернулся в свой град. Семьдесят лет обозначают все время, которое обращается в семи днях, а когда пройдет все время, то и мы вернемся на нашу родину, как тот народ возвратился после семидесяти лет вавилонского плена. Потому что Вавилония – этот мир, ибо переводится Вавилония как “смущение”. Смотрите, не вся ли жизнь человеческая – смущение. Что бы ни делали люди в пустой надежде, когда осознают, что делают, краснеют. Зачем они терпят труды? Для кого терпят труды? “Для детей”, – говорит. А они для кого? “Для своих детей”. А те для кого? “Для своих детей”. Значит, никто – для себя… Итак, смущение – вся жизнь мирских дел, не имеющая отношения к Богу. В этом смущении, в этой Вавилонии был в плену Сион, но возвратил Господь пленение Сиона».

«быхом яко утешени»

«то есть мы обрадовались, как те, кто получает утешение. Почему он сказал “как утешенные”, а не просто “утешенные”? Слово “как” не всегда ставится для обозначения сравнения; когда мы говорим “как”, то иногда это указывает на свойство, иногда на уподобление, в данном случае на свойство… Когда мы говорим: “Как отец прожил, так и сын”, – то это говорится для уподобления. И: “Как скот умирает, так и человек умирает”, – это тоже говорится для уподобления. А когда говорим: “Он поступил как порядочный человек”, – то разве он не порядочный человек, но имеет только подобие порядочного человека?.. “Поступил как праведник”, – здесь “как” не отменяет праведности, но указывает на свойство. “Ты поступил как сенатор”, – а он скажет: “А я разве не сенатор?” – Именно оттого, что сенатор, и поступил как сенатор, оттого что праведник, поступил как праведник, оттого что порядочный, поступил как порядочный. Так вот и эти, из-за того что были утешены, радовались, “как утешенные”, то есть велика была их радость как утешенных, когда их, смертных, утешил Умерший. Все мы, умирая, стенаем – Умерший утешил нас, чтобы мы не боялись умирать. Он первым воскрес, чтобы нам было на что надеяться. Итак, тем, что Он первый воскрес, Он дал нам надежду: теперь посреди несчастья мы утешены надеждой, оттого нам великая радость».

«Тогда исполнишася радости уста наша, и языкъ наш веселия»

«Как рот, братья мои, который на нашем теле, может наполниться радостью? Обычно он наполняется только едой, или питьем, или чем-то еще таким, что отправляется в рот. Наполняется иногда рот наш, но излишне говорить об этом вашей святости; когда полон рот, не можем говорить. Однако есть у нас уста и внутри, то есть в сердце; если оттуда что-то исходит, то, когда оно дурно, сквернит нас, когда добро, очищает нас… Там, внутри, у тебя уста, которые наполняются радостью, даже когда ты молчишь, ибо когда ты радуешься и молчишь, уста твои вопиют к Богу. Однако смотри, отчего радуешься. Если радость твоя о мирском, то от нечистой радости вопишь ты к Богу; а если радуешься об искуплении, по словам этого Псалма: Когда возвращал Господь пленение Сиона, мы сделались обрадованными, – значит, наполняются твои уста истинною радостью, и язык твой веселием. Ясно, что ты радуешься в надежде, и твоя радость принята Богом. Этой радостью, или этими внутренними устами, мы и едим и пьем: как видимым ртом для подкрепления тела, так внутренними устами для подкрепления сердца… Эти уста наполняются радостью, этими устами мы внутренне молимся Богу, когда губы сомкнуты, но открыта совесть. Царит молчание, и вопиет внутренность, но для чьих ушей? Не для человеческих, а для Божиих. Значит, будь спокоен: тебя слышит Милующий. И напротив, когда никто из людей не слышит злого из твоих уст, не думай, что ты можешь быть спокоен: Осуждающий слышит тебя… Поэтому, братья, думайте, что у вас во внутренних устах. Смотрите, чтобы ничего дурного там внутри не сказать, и не сделаете ничего дурного внешне, потому что только то делает человек внешне, что скажет внутренне. Храни сердечные уста от зла, и будешь без вины, без вины будет твой телесный язык, без вины будут твои руки, глаза будут без вины, уши будут без вины, все члены твои будут сражаться в рядах праведности, потому что в голове будет праведный главнокомандующий».

«Возврати, господи, пленение наше, яко потоки югом»

«В одном месте Писание говорит: Как лед в вёдро, так разрешатся грехи твои (Сир 3:15). Значит, нас сковали грехи. Как? Как стужа сковывает воду и не дает ей бежать. Вот и мерзли мы, скованные стужей грехов. А южный ветер – теплый ветер; когда дует южный ветер, лед разрешается и наполняются потоки. Потоками же названы зимние реки; наполнившись бурными водами, они текут с большим напором. Мы прозябали в плену, теснили нас наши грехи – подул южный ветер Святого Духа, отпущены были нам грехи, разрешились мы от мороза неправды, как лед в вёдро разрешаются грехи наши. Бежим же на родину, словно потоки на южном ветру. Долго мы терпели труды в рабстве, потерпим теперь еще в делании добра. Ведь эта наша человеческая жизнь, в которую мы вступили, несчастна, полна трудов и тягот, болезней, бед, забот, искушений».

«Сеющии слезами, радостию пожнут»

«Будем сеять в этой жизни, полной слез. Что будем сеять? Добрые дела. Дела милосердия – наши семена… Значит, кто щедро сеет, щедро и пожнет, и кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, и кто ничего не сеет, ничего не пожнет. Рассмотри, в чем беден человек; может, ты богат тем, в чем он беден, и тебе есть чем ему пособить. Может, ты пособишь ему собственными членами, это больше, чем пособить деньгами. Он нуждается в совете, а у тебя довольно мудрости – он беден мудростью, а ты богат. И вот, ты не трудишься, не теряешь ничего, даешь совет – и ты оказал милостыню. И сейчас, братья мои, когда мы говорим, вы для нас как бы бедные, и так как Бог соизволил нам дать, мы из этого подаем вам; и все мы принимаем от Него, Который один богат. Так и держится тело Христово, так сплочаются и соединяются члены-братья любовью и узами мира, когда каждый предоставляет, что имеет, неимущему; что он имеет, тем богат; тем, чего у другого нет, этот другой беден. Так заботьтесь друг о друге, так любите друг друга. Думайте не только о себе, думайте и о нуждающихся вокруг вас».

«Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя»

«Почему плакали? Потому что были среди несчастных, и были несчастны… И хотя сеем с плачем, однако жать будем с радостью. При воскресении мертвых каждый возьмет свои снопы, то есть плод сеяния, венец радостей и ликования. Тогда будет торжество веселящихся и ругающихся этой самой смерти, над которой мы плакали».

Блж. Августин был замечателен своей решимостью в защиту истины, бесстрашием при этом и возвышенным духом. После Августина выдающихся писателей в западной Церкви не было, кроме разве папы Льва I Великого (440-461гг.), который написал известное послание к константинопольскому архиепископу св. Флавиану о соединении в лице Иисуса Христа двух естеств, против Евтихия.

Проверочные вопросы:

  1. Что характерно для богословия на Западе?
  2. Что Вам известно о жизни и творениях свт. Илария Пуатьеского?
  3. Каким образом св. Амвросий стал епископом Медиоланским? Что Вам известно о его богословских трудах?
  4. Каков вклад свт. Амвросия в церковное пение?
  5. Расскажите о жизни свт. Иеронима Стридонского?
  6. Какой труд блж. Иеронима можно считать главным? Какие еще творения этого святого Вам известны?
  7. Как произошло обращение блж. Августина в христианство?
  8. Какие творения блж. Августина Вам известны?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Житие святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского)[Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1077 (дата обращения: 20.01.2017); (См.: Житие блаженного Иеронима)[Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/516 (дата обращения: 20.01.2017).
  2. Иларий Пиктавийский, свт. О Троице. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavijskij/o-troitse/ (дата обращения: 20.01.2017).
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-pesn-pesnej-solomona/1 (дата обращения: 19.01.2017).
  4. Ефрем Сирин, прп. Творения. (См.: О покаянии). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/3 (дата обращения: 20.01.2017).
  5. Амвросий Медиоланский, свт. Об обязанностях священнослужителей. (См.: Книга 1). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/ob-objazannostjah-svjashennosluzhitelej/ (дата обращения: 20.01.2017).
  6. Иероним Стридонский, блж. Письма. (См.: Письмо к монаху Илиодору). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_3  (дата обращения: 20.01.2017).
  7. Аврелий Августин, блж. Толкование на Псалом 125-й. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/tolkovanie-na-psalom-sto-dvadtsat-pjatyj/ (дата обращения: 20.01.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Общество любителей православной литературы, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Скурат К.Е. Святые Отцы (I-V века). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/svjatye-ottsy-1-5-veka/ (дата обращения: 20.01.2017).

Видеоматериалы: