20. Антиохийская и Восточно-Сирийская богословские школы в IV и V вв.

Цель занятия – дать представление об Антиохийской и Восточно-Сирийской богословских школах в IV и V вв. и об основных их представителях.

Задачи:

  1. Рассказать об особенностях богословской мысли свв. отцов Антиохийской школы.
  2. Дать краткую информацию о жизни и творениях основных представителей Антиохийской школы.
  3. Дать краткую информацию о Востчно-Сирийской богословской школе и основном ее представителе – прп. Ефреме Сирине.

План занятия:

  1. Обсудить совместно со слушателями вспомнить, что характерно для Александрийской богословской школы.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, ознакомиться с источниками, представленными в теме, и другими творениями святых отцов Антиохийской и Восточно-Сирийской богословских школ, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Память иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского). [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/251 (дата обращения: 19.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского). [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/998 (дата обращения: 19.01.2017).
  2. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 11). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/11 (дата обращения: 19.01.2017).
  3. Иоанн Златоуст, свт. О праведном и блаженном Иове. (См.: Слово 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_iove/ (дата обращения: 19.01.2017).
  4. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-pesn-pesnej-solomona/1 (дата обращения: 19.01.2017).
  5. Ефрем Сирин, прп. Творения. (См.: О покаянии). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/3 (дата обращения: 19.01.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Общество любителей православной литературы, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Георгий Флоровский, прот. Восточные отцы IV века. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vostochnye-ottsy-iv-veka/ (дата обращения: 17.01.2017). // Он же. Византийские Отцы V-VIII веков. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vizantijskie-ottsy-v-viii-vekov/ (дата обращения: 17.01.2017).

Ключевые понятия:

  • Антиохийская богословская школа;
  • Буквальное толкование;
  • Аллегорическое толкование;
  • Ересь;
  • Оглашение;
  • Проповедь.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. В чем отличие Антиохийской школы от Александрийской?
  2. Что Вам известно о свт. Кирилле Иерусалимском? Что характерно для его поучений к готовящимся ко Крещению и для новокрещенных?
  3. Расскажите кратко житие свт. Иоанна Златоуста.
  4. Почему св. Иоанн назван Златоустом? Какие его творения вам известны?
  5. Что нам известно о жизни блж. Феодорита Кирского?
  6. С какими сочинениями блж. Феодорита Вы знакомы?
  7. Что Вам известно о Восточно-Сирийской школе?
  8. Какие творения прп. Ефрема Сирина наиболее известны? Что характерно для его проповедей?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

1. Антиохийская школа

1.1. Свт. Кирилл Иерусалимский

1.2. Свт. Иоанн Златоуст

1.3. Блж. Феодорит Кирский

2. Школа Восточно-Сирийская (Эдесско-Низибийская)

1. Антиохийская школа

Антиохийская школа была основана в конце 3 в. В 4 в. она достигла своего высшего процветания. Направление ее было отлично от направления Александрийской школы. Антиохийская школа отвергала всякую отвлеченность в понимании догматов. Ясное и отчетливое понимание христианского вероучения на основании прямых указаний Священного Писания и изложение его по правилам логического мышления составляло отличительную черту антиохийских богословов. Что касается толкования Священного Писания, которым Антиохийская школа занималась преимущественно перед Александрийской, то оно состояло главным образом в исследовании прямого буквального смысла, при пособии филологии, археологии, и т.п. Аллегоризм и мистицизм в толковании Писания вообще очень мало ценились в Антиохийской школе. Последняя, как бы дополняя Александрийскую школу, принесла большую пользу духовному просвещению. К сожалению, некоторые из антиохийских богословов (Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуетский и др.) довели направление Антиохийской школы до крайности и упрочили в ней тот рационализм, который в 5 в. с такой силой заявил себя в несторианской ереси. Рассмотрим ее представителей 4 и 5 вв.

1.1. Свт. Кирилл Иерусалимский

Св. Кирилл, еп. Иерусалимский (314-386 гг.), воспитанный при иерусалимской Церкви, около 346 г. был поставлен пресвитером, а в 356 г. – епископом. Время служения его Церкви было временем борьбы ее с арианами. Он поражал их словом и делом. За это он подвергался преследованию со стороны известного арианина, Акакия, епископа Кесарийского, от которого ранее получил посвящение. Он объявил св. Кирилла лишенным кафедры. При императоре Юлиане он опять получил кафедру, но при Валенте вынужден был ее оставить. Только со вступлением на престол Феодосия Великого (379 г.) он мог утвердиться на своей кафедре.

В 381 г. святитель был на II Вселенском Соборе в числе ревностных защитников Православия. Умер он в 386 г. Из оставленных им сочинений преимущественно обращают на себя внимание 18 огласительных поучений к готовящимся ко Крещению и 5 – тайноводственных (о Таинствах Церкви) – к новокрещенным. Это спокойное, ясное и удобопонятное изложение догматов веры по членам Символа, без всяких умствований, с присоединением опровержения древних и современных ему еретиков. В качестве примера приведем выдержки из огласительного поучения, сказанного на слова: «Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго, прежде всех век, Бога истинна, Имже вся быша». «Вера, – говорит святитель, – предостерегая нас, чтобы между простыми помазанниками не искали Христа истинного, присоединяет: “Единаго”, возвещая в Символе веры, что мы веруем во ”Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго”»… когда слышишь, что Христос есть Сын Божий, не принимай этого в несобственном смысле, но верь, что Он есть истинно Сын, Сын естественный, безначальный, не из рабства перешедший в достояние усыновления, но Сын предвечно рожденный рождением неизъяснимым и непостижимым. Также когда слышишь, что Он есть перворожденный, не думай, что Он таков по человечески… Писание и к другим говорит: “Сынове есте Господа Бога вашего” (Втор. 14:1); также, ”Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси” (Пс. 81:6), сказал только, а не родил. Они чрез сие слово Божие получили усыновление, которого не имели. А Христос не иным чем-либо прежде был и другим стал по рождении, но от начала родился Сыном, Сыном Отца, подобным во всем родившему Его, родился, как жизнь от жизни, свет от света, истина от истины, премудрость от премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога… Когда же ты слышишь о Боге рождающем, не впади в помышления плотские, не разумей рождения тленного, чтобы не сделаться нечестивым. Бог есть Дух, и рождение духовное. От тел тела и рождаются, и для рождения телесного потребно известное продолжение времени. Напротив, рождение Сына от Отца – без посредства времени. Притом рождаемое там рождается несовершенным, Сын же Божий родился совершенным. Ибо, какой Он есть теперь, такой есть от начала, быв рожден безначально. Мы, рождаясь, из состояния младенческого неразумия переходим в состояние рассудка. Рождение твое, человек, несовершенно. Возрастание твое бывает постепенно. Но об этом Рождении не думай так и не обвиняй Родившего в слабости. Ибо, если Он родил несовершенного и во времени уже Рожденный получил совершенство, то так думая, ты Родившего обвиняешь в слабости. Если же Рожденный получил что-то с течением времени, то этого, конечно, по мнению твоему, Родивший не даровал Ему сначала… Отец родил Сына не так, как бы кто из людей подумал, но так, как Сам Он один знает. Как Он Его родил, об этом обещаю сказать, а что родил Его не так, это вновь подтверждаю. Да не только мы одни не знаем рождения Сына от Отца, но и вся сотворенная природа… Не стыдись сознавать своего незнания, ибо ты не знаешь того, чего не знают Ангелы. Один Родивший знает Рожденного, и Родившийся от Него знает Родившего. Родивший знает, кого Он родил, а Святой Дух Божий свидетельствует в Писании, что Родившийся есть Бог безначальный».

1.2. Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Иоанн Златоуст был одним из лучших и замечательнейших представителей Антиохийской школы, чуждый ее крайностей. Родился он около 347 г. в Антиохии; первоначальное воспитание получил под руководством благочестивой матери Анфусы. Светские науки, особенно красноречие, изучал он под руководством Ливания, а изъяснения Священного Писания у учителя, пресвитера Диодора.

Занимая Константинапольскую кафедру, св. Иоанн заботился об исправлении клира, привыкшего к богатству и роскоши, возбудив этим вражду многих клириков и даже нескольких епископов. Было много недовольных им и среди знати за его проповеди против роскоши и зрелищ. Наконец, против него была и императрица Евдоксия. Таким недовольством против святителя воспользовался архиепископ Александрийский, Феофил, человек гордый и властолюбивый, сделавшийся его врагом без всякого повода со стороны св. Иоанна. Преследуя монахов нитрийской пустыни за оригеновкое направление, Феофил (хотя до того времени сам был в числе почитателей Оригена) разорил их кельи, а самих осудил и изгнал из Египта. Монахи ушли в Константинополь и просили св. Иоанна принять участие в их судьбе. Златоуст принял их так, как требовала христианская любовь – дал им приют, но до церковного общения не допустил. Он даже писал Феофилу, прося простить их. Но последний был раздражен этим делом и обвинил св. Иоанна в нарушении церковных канонов, запрещающих принимать в общение осужденных епископом другой епархии до рассмотрения дела собором. Златоуст желал теперь совсем уклониться от дела нитрийских монахов, но они нашли доступ к императору Аркадию и просили передать их дело с Феофилом на суд столичного епископа. Таким образом, св. Иоанн невольно должен был сделаться судьей Феофила.

Но последний решил лучше самому стать судьей, чем подсудимым. Прибыв в предместье Константинополя, Халкидон, он решил судить св. Иоанна. Вступив в сношение с его врагами, он в 403 г. составил в Халкидоне собор (под Дубом) из епископов, приехавших с ним, и некоторых епископов константинопольского округа, недоброжелателей Златоуста. Здесь рассматривались ложные жалобы на св. Иоанна, принесенные низложенными и недовольными клириками. Златоуст не знал даже, в чем его обвиняют. Феофил со своим собором осудили св. Иоанна и низложили, выставив причиной оригенизм и оскорбление царского величества. Св. Епифаний Кипрский, вызванный обманом на собор для суда над св. Иоанном за оригенизм, покинув собор, до окончания его, сказал врагам Златоуста: «Оставляю сам столицу, двор и лицемерие».

Император Аркадий, под влиянием Евдоксии, утвердил решение и отправил Златоуста в ссылку. Заволновался народ. Случилось землетрясение. Устрашенная Евдоския упросила Аркадия вернуть св. Иоанна.

Его торжественное возвращение было через три дня. Святитель требовал созыва собора, который – 65 епископов – оправдал бы его от возведенных обвинений и восстановил на кафедре. Царь и народ просили его поскорее занять кафедру. Феофил, видя такой исход дела, вернулся в Александрию. Его приглашали в Константинополь для пересмотра дела, но он отказался.

Обострились отношения святителя с Евдоксией. На площади, недалеко от кафедральной церкви, поставлена была серебряная статуя императрицы. Шумные восклицания народа вокруг статуи заглушали богослужения. Святитель безуспешно просил префекта прекратить шум. Тогда он произнес пламенную проповедь против бесчинств. Евдоксии донесли, что святитель называл ее беснующейся Иродиадой. Она настояла на том, чтобы епископы, осудившие Златоуста и еще не разъехавшиеся, осудили его вновь. Те осудили его за то, что низложенный собором, он занял кафедру по распоряжению гражданской власти. Это было в 404 г.

Слабохарактерный Аркадий приказал солдатам схватить св. Иоанна. Его отправили в Кукуз на границе Армении. В 407 г., когда обнаружилось, какую всеобщую любовь приобрел там святитель, враги его добились перевода Златоуста в Пифиунт. По дороге туда, св. Иоанн, истомленный страданиями, преставился в 407 г., в Понте у склепа св. Василиска. Последними его словами были: «Слава Богу за все». При константинопольском патриархе Прокле, ученике Златоуста, мощи последнего были, в 438 г., торжественно перенесены в Константинополь.

Св. Иоанн Златоуст обладал необыкновенной проповеднической способностью. В своих беседах он изъяснял преимущественно Священное Писание. Отличительные черты его толкования – простота, наглядность, общедоступность и увлекательность. Не отвергая аллегорического изъяснения Писания, он обращал преимущественное внимание на смысл буквальный. Святитель дает понять, что ни одно слово в Священном Писании не является лишним. Так в своем слове о многострадальном Иове он тщательно исследует, в частности, предисловие: «Был человек в земле Уц, имя его Иов» (Иов.1:1). «Так как предстояло, – говорит святитель, – описывать жизнь исключительную и далеко превышающую обычный порядок нашей жизни, то чтобы кто в виду чрезмерной вы­соты подвигов не подумал, что дело идет о чуждой, нече­ловеческой природе, писатель в предупреждение и обозначил природу, чтобы ты подивился его доблести, что, будучи челове­ком, он возвысился в своей жизни над человеческим уровнем, и хотя имел общую со всеми природу, но возводил свою душу выше мира... узнав, в какой стране процвел такой плод, ты еще более должен будешь удивиться тому, что такая роза произрасла среди терниев. Вникни тщательно. Ведь страна была Авситидийская, страна Исава, потому что Авситида происходит от Исава… Этого мало: не только страна Исава его породила, но и самый корень Исавов, потому что он был потомком этого бесславного че­ловека. В самом деле, Писание говорит, что Иов был пятым от Авраама. А как пятым, послушай: Авраам родил Исаака, Исаак Исава, Исав Рагуила, Рагуил Зару, а Зара Иова (Быт.36:33). Значит Иов вел свой род от Авраама чрез Исава. Этот корень и указан, чтобы ты удивлялся плоду».

Из догматических бесед свт. Иоанна замечательны 12 бесед о непостижимом против Евномия, о провидении, против иудеев и язычников. Он оставил обширное сочинение о священстве в 6 книгах. Это – глубокомысленный трактат о значении и важности пастырского служения и о качествах, требующихся от пастырей. Ему принадлежит чин литургии, носящий его имя.

1.3. Блж. Феодорит Кирский

Блж. Феодорит, епископ Кирский, родился в Антиохии в 386 г. На него имела большое влияние мать. Богословское образование он получил в Антиохийском училище, вместе с Несторием. Он рано поступил в монастырь св. Евтропия и был там чтецом.

Жизнь святого до епископства мало известна. Сделавшись в 422 (423) г. епископом г. Кира на Евфрате, он приобрел громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Он был весьма образованным богословом 5 века, являл пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. С молодости он стремился к бедности и уединению. Первое влечение он мог удовлетворить, раздав еще в Антиохии часть своего имущества, остальную употребляя на украшение Кира. Главной же заботой его было обращение еретиков, которых в Сирии было множество. Обладал он и ораторским искусством.

Как друг и однокашник Нестория, св. Феодорит, во время несторианских споров стоял за Нестория. Выступал он против св. Кирилла Александрийского. Но затем он отказался от Нестория. Решительно выступил он против монофизитской ереси Евтихия и претерпел за это скорби. На разбойничьем соборе в Ефесе Феодорит был низложен. Поруганный, он удалился в монастырь, откуда обращался к папе Льву, в поисках правды.

После смерти императора Феодосия, в 450 г., император Маркиан восстановил Феодорита в его правах, Халкидонский Собор принял его как епископа и признал его вероучение правильным. Умер он в 457 г во время общего признания его заслуг, но и после его смерти его имя и учение подвергалось гонениям со стороны монофизитов.

Блж. Феодорит был глубоким и разносторонним писателем. Самый важный его труд – «История Церкви», состоящая из 5 книг. Отличается он беспристрастием, основан на подлинных документах, которые иногда приводятся полностью. Из сочинений его, кроме полемических в защиту Нестория и в опровержение монофизитства, особенно замечательны следующие: Толкование на Псалмы, на Песнь Песней, на Пророков и на послания ап. Павла, «Врачество против языческих заблуждений».

В качестве примера приведем толкование на отрывок из Книги Песнь Песней: «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла» (Песн.1:4,5). Здесь, по мысли блж. Феодорита, аллегорически говорится об обращении в Церковь язычников и отвержении иудеев. «Я думаю, – пишет он, – это говорит она к тем, которые хвастаются законом, бесчестят, поносят ее за то, что она не только чуждая, но и очернена идолопоклонством. “Черна есмь аз и добра”. Я прежде слепотствовала, но теперь вижу, прежде носила ветхую одежду, но теперь приняла Царское достоинство и предстою Царю; изгнавши тебя, о неверная Иудея, тебя, которая вознеистовствовала над Ним, предала Его смерти, а ложе осквернила множеством прелюбодеев. Итак, не поноси меня за черноту, не выставляй прежние мои пороки. Признаюсь, я была черна, но теперь добра, и угодна Жениху». Невеста указывает и на причину своей «черноты»: «я расскажу вам и вину черноты моей. Я омрачилась, служа твари паче Творца, и вместо Солнца Правды поклонялась солнцу чувственному; но теперь узнала уже разницу между тем и другим, узнала и, оставив тварь, поклонилась Зиждителю… черна по первому нечестию, добра по покаянию, черна по неверию, добра по вере; и притом так была черна, “якоже селения Кидарска”, что значит – мрак; но так наконец соделалась добра, ”якоже завесы Соломони”». Способствовали такому преображению Невесты сыны матери, которые, согласно толкованию блж. Феодорита суть апостолы: «Сынами называет Святых Апостолов. Под матерью же своей и их разумеет Горний Иерусалим. «Сынове матере моея сваряхуся о мне», то есть Апостолы воздвигли брань против идолопоклонства и другого нечестия, сражались в душах слушателей, дабы изгнать из них худые наклонности и поселить благочестие. Они обличали, увещевали, направляли и таким образом Невесту Господню из ветхой в новую, из уродливой в прекрасную, из очерненной в чистую преобразили».

2. Школа Восточно-Сирийская (Эдесско-Низибийская)

Эта школа, по своему направлению, примыкала к Антиохийской. Учителя последней и их произведения были у нее в большом почете. Основана она была прп. Ефремом Сириным, который и был ее первым и лучшим представителем.

Родился он в Низибии в самом начале 4 в. По сказанию сирского жизнеописания, он был сыном языческого жреца, который за обращение ко Христу изгнал св. Ефрема из родительского дома. Сам преподобный называет себя «неученым и малосмысленным». В этом сказалось его смирение. Его учености удивлялся св. Василий Великий. По его сочинениям видно, что он хорошо знаком был с произведениями не только христианских ученых, но и с «эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В проповедях он говорил о пользе знания и образования, которые, по его выражению, «выше богатства».

Воспитывался преп. Ефрем под руководством св. Иакова Низибийского и сначала был учителем сирийского языка в основанной им в Низибии школе. В 262 г., после неудачной войны Юлиана Отступника с персами, Низибия отошла к последним. Ефрем переселился в Эдессу, где основал новую богословскую школу. В ней он толковал Священное Писание и поучал вере и благочестию.

Совершил он незадолго до смерти путешествие в Египет к тамошним подвижникам. Скончался преподобный в 373 г., в Эдессе в сане диакона.

Число его сочинений достигало до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагающих церковное учение и положенных на народные напевы. Первое место среди его сочинений занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не вполне. Особенную цену его толкованиям придает знание им еврейского языка, этнографии и географии Палестины. Его богословие строго охранительного направления. Из знакомства с «эллинской мудростью» он вынес о ней отрицательное впечатление, отчего свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на т.н. вере Церкви. Даже в своих сочинениях против еретиков он не входит в научное обсуждение их еретичества, а довольствуется указанием на несогласие их с верой Церкви и глубокой скорбью о нечестии вольнодумцев. Очень хороши его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. «Сирский пророк», как называли его современники, является здесь в своей прирожденной сфере. Он истинный и настоящий проповедник в христианском понимании. Его слова чужды искусственной конструкции и условной риторики. Проповедь его обращается в настоящую гимнологию. Господствующие доводы в его проповеди, удачная выдержка из Священного Писания; главное содержание – учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает слушателя к христианскому учению о благости Божией. Уныние выставляется им как тяжкий грех. «Вот, отверста дверь покаяния, – говорит св. Ефрем, – постарайся, грешник, войти, пока она не затворена. Не дает Он времени твоему нерадению; и самая дверь, видя тебя беспечным, не будет ожидать, пока продолжится твоя небрежность. Почему возненавидел ты жизнь свою, несчастный? Что выше души твоей, человек? Но ты, грешник, пренебрег ею. Не знаешь, возлюбленный, в какой час Небесный Врач велит затворить дверь Своего врачевания. Приступи, умоляю тебя, постарайся исцелиться. Он хочет покаянием твоим обрадовать Небесное Воинство. Солнце достигло уже вечернего часа, и для тебя только медлит, чтобы ты достиг обители. Приступи, не бойся. Владыка благ ни в чем не имеет нужды, не требует рукописания всех грехов. Он – прибежище от всех зол; врачует язвы, и жизнь дарует в изобилии, как Благой; охотно приемлет припадающих к Нему, потому что Он, великий Бог и Предведец (знающий будущее), знает все наши помышления и, если кто приходит к Нему для исцеления, видит сердце и все усердие его. Когда приступающий имеет неизменную благочестивую жизнь, тогда Сам благий Бог, по Своей благости, тотчас обретается ищущим Его, и прежде нежели воззрит человек к Богу, Он говорит ему: “Здесь Я!”; прежде нежели приблизится к Нему, отверзает сокровище перед ищущим; прежде нежели прольет слезы, источает сокровища; прежде нежели попросит, примиряется с ним; прежде нежели помолится, удостаивает милости. Ибо этого требует и хочет любовь Божия. Не медлит выслушивать приходящих к Богу истинно. И не упрекает приходящего в который раз нечестивца: ”Для чего столько времени служил ты врагу и добровольно презирал Меня, Владыку?”. Не разыскивает, сколько прошло времени, а только на смирение, слезы и воздыхания припадающего к Нему взирает Владыка, потому что Он, Предведец, как Бог и Создатель наш, вдруг прощает все грехи, все ошибки в мыслях и делах, и говорит, чтобы принесли ему одежду первую и еще перстень на правую руку, и всем Ангелам повелевает радоваться обретению этой души грешника».

Из его трудов замечательны толкование на Пятикнижие, на Книги Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, великих Пророков и некоторых малых, на послания ап. Павла и др. Оставил он также сочинения полемические и аскетические.

Эдесская школа, основанная прп. Ефремом, служила учебным заведением, в котором получали образование пастыри и учителя Сирской Церкви. Впрочем, вскоре эта школа, вслед за Антиохийской, стала проводить односторонние взгляды на догматы и постепенно сделалась еретической.

В 5 в., во время борьбы Церкви с несторианством, учителя ее высказались в пользу Нестория и против свт. Кирилла Александрийского. Таков был известный ученый пресвитер Ива, впоследствии епископ Эдесский. После Ивы, который еще колебался между правосланием и несторианством, при Фоме Варсуме, Эдесская школа стала решительно склоняться к несторианству и, перенесенная после разрушения ее, в Низибию, сделалась средоточием несторианской учености.

Проверочные вопросы:

  1. В чем отличие Антиохийской школы от Александрийской?
  2. Что Вам известно о свт. Кирилле Иерусалимском? Что характерно для его поучений к готовящимся ко Крещению и для новокрещенных?
  3. Расскажите кратко житие свт. Иоанна Златоуста.
  4. Почему св. Иоанн назван Златоустом? Какие его творения вам известны?
  5. Что нам известно о жизни блж. Феодорита Кирского?
  6. С какими сочинениями блж. Феодорита Вы знакомы?
  7. Что Вам известно о Восточно-Сирийской школе?
  8. Какие творения прп. Ефрема Сирина наиболее известны? Что характерно для его проповедей?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Память иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского)[Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/251 (дата обращения: 19.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского)[Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/998 (дата обращения: 19.01.2017).
  2. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 11). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/11 (дата обращения: 19.01.2017).
  3. Иоанн Златоуст, свт. О праведном и блаженном Иове. (См.: Слово 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_iove/ (дата обращения: 19.01.2017).
  4. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-pesn-pesnej-solomona/1 (дата обращения: 19.01.2017).
  5. Ефрем Сирин, прп. Творения. (См.: О покаянии). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/3 (дата обращения: 19.01.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Общество любителей православной литературы, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Георгий Флоровский, прот. Восточные отцы IV века. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vostochnye-ottsy-iv-veka/ (дата обращения: 17.01.2017). // Он же. Византийские Отцы V-VIII веков. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vizantijskie-ottsy-v-viii-vekov/ (дата обращения: 17.01.2017).

Видеоматериалы: