19. Ново-Александрийская богословская школа в IV и V вв.

Цель занятия – дать представление о ново-Александрийской школе и ее основных представителях в IV и V вв.

Задачи:

  1. Рассказать об изменении направления Александрийской школы в IV в.
  2. Дать краткую информацию о жизни и творениях основных представителей ново-Александрийской школы.

План занятия:

  1. Обсудить совместно со слушателями, какие имена и творения свв. отцов им известны из ранее изученных тем данного и других курсов.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, ознакомиться с творениями святых отцов ново-Александрийской богословской школы, представленными в теме и другими на выбор, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского). [Электронный ресурс]. – URL:https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/2 (дата обращения: 18.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского). [Электронный ресурс]. – URL:https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/37 (дата обращения: 18.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Григория Богослова, патриарха Константинопольского). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/86 (дата обращения: 18.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/62 (дата обращения: 18.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/498 (дата обращения: 18.01.2017).
  2. Александр Александрийский, свт. Окружное послание. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Aleksandrijskij/okrugnoe_poslanie/ (дата обращения: 17.01.2017).
  3. Афанасий Великий, свт. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/poslanie-k-markellinu-ob-istolkovanii-psalmov/ (дата обращения: 17.01.2017).
  4. Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/oproverzhenie-na-zashhititelnuju-rech-zlochestivogo-evnomiia/4_5 (дата обращения: 17.01.2017). // Он же. [Электронный ресурс]. – URL: Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон). (См.: Вопрос 19).  https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-prostranno-izlozhennye-v-voprosah-i-otvetah/1_20  (дата обращения: 17.01.2017).
  5. Григорий Богослов, свт. Пять слов о богословии. (См.: Слово 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/28 (дата обращения: 17.01.2017).
  6. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/bolshoe-oglasitelnoe-slovo/1_7 (дата обращения: 17.01.2017).
  7. Дидим Александрийский. Книга о Святом Духе. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksandrijskij/kniga-o-svjatom-dukhe/ (дата обращения: 17.01.2017).
  8. Кирилл Александрийский, свт. Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице. (См.: Слово 5). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/kniga-sokrovish-o-svjatoj-i-edinosushnoj-troitse/ (дата обращения: 17.01.2017).
  9. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: Книга 1). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/ (дата обращения: 17.01.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Общество любителей православной литературы, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Георгий Флоровский, прот. Восточные отцы IV века. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vostochnye-ottsy-iv-veka/ (дата обращения: 17.01.2017). // Он же. Византийские Отцы V-VIII веков. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vizantijskie-ottsy-v-viii-vekov/ (дата обращения: 17.01.2017).

Ключевые понятия:

  • Богословие;
  • Богословская школа в Александрии;
  • Догматические творения;
  • Аскетический творения;
  • Апологетические творения;
  • Экзегетические творения.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие изменения произошли в Александрийской школе в начале 4 в.?
  2. Кто был первым защитником веры от ариан?
  3. Как бы Вы обозначили основную заслугу свт. Афанасия перед Церковью?
  4. Какие творения св. Афанасия Великого, кроме трудов, направленных против еретиков, Вам известны?
  5. Что Вам известно о жизни и свт. Василия Великого? Приведите примеры его творений.
  6. Почему свт. Григорий Назианзин назван Богословом? Расскажите о его жизни.
  7. Расскажите о богословской деятельности свт. Григория Нисского.
  8. Что можно назвать основным направлением деятельности свт. Кирилла Александрийского?
  9. Какие экзегетические труды свт. Кирилла Вам известны?
  10. Расскажите о личности прп. Исидора Пелусиота? Какое чаще всего содержание его писем?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

1. Краткая характеристика ново-Александрийской школы

2. Свт. Александр Александрийский

3. Свт. Афанасий Великий

4. Свт. Василий Великий

5. Свт. Григорий Богослов

6. Свт. Григорий Нисский

7. Дидим Слепец

8. Свт. Кирилл Александрийский

9. Прп. Исидор Пелусиот

1. Краткая характеристика ново-Александрийской школы

Богословская школа в Александрии была в славе еще в 3 в. Ориген довел ее до цветущего состояния. Он же упрочил в ней созерцательное направление. С начала 4 в. это направление стало колебаться. Ориген в своих догматических воззрениях и в толковании Священного Писания доходил иногда до крайностей, так что входил в противоречие с Церковным Преданием. Эти крайности оригеновского умозрения отвергли представители Александрийской школы в начале 4 в., не отвергая в принципе установившегося созерцательного направления. В своих исследованиях о догматах веры, наравне с философскими умозрениями, они стали принимать во внимание и Церковное Предание, проверяя и доказывая им свои, выработанные, при помощи разума, воззрения на догматы. Вследствие такого несколько измененного направления школа называется ново-Александрийской. Стремление сообразовываться с Церковным Преданием в воззрениях на догматы веры составляет ее характерную черту.

2. Свт. Александр Александрийский

Новое направление школе придал свт. Александр, еп. Александрийский (326 г.), первый защитник Православия против арианства. В своем «Окружном послании» он показывает насколько нелепо арианское учение об Иисусе Христе: «Кто, слыша слова Иоанна: “в начале бе Слово” (Иоан. 1:1), не осудит тех, которые говорят, что было время, когда Его не было? Или, кто, читая в евангелии: “единородный Сын“ и “вся Тем быша“ (Иоан. 1:3, 18), не возненавидит утверждающих, будто Сын есть одно из творений? В самом деле, как Он может быть одним из тех, которые чрез Него получили бытие? Или, как будет Он единородный, когда, сообразно с их мнением, включим Его в ряд всех прочих существ? Как выйдет, что Он произошел из не сущаго, когда Отец говорить: “отрыгну сердце мое Слово благо“ (Псал. 44:1), и: “из чрева прежде денницы родих Тя“ (Псал. 109:3). Или, как Он не подобен сущности Отца, когда Он есть совершенный “образ“ и “сияние Отца“ (Евр. 1:3), и когда Сам говорит: “видевый Мене виде Отца“ (Иоан. 14:9)? Если Сын Божий есть Слово и мудрость Божия, то как могло быть время, когда Его не было. Это значило бы тоже, как если бы они сказали, что Бог некогда был без Слова и мудрости».

3. Свт. Афанасий Великий

Другой поборник Православия, еще более знаменитый, свт. Афанасий Великий (373 г.), является лучшим представителем ново-Александрийской школы. У него глубокие умозрения в догматической области идут рука об руку с Церковным Преданием. Он всю жизнь провел в борьбе с арианами и другими еретиками. Его сочинения носят отпечаток этой борьбы. Такими являются его четыре слова против ариан. Кроме нескольких других догматических сочинений, св. Афанасий писал сочинения историко-полемические и нравоучительные, например, послание об определениях Никейского собора в защиту единосущия, история ариан, написанная к монахам, жизнь Антония Великого и др. Среди экзегетических творений особо выделяется его труд «Толкование на псалмы». В послании к Маркеллину святитель говорит об отличии этой Книги от других Книг Священного Писания, о том, что она отражает все возможные движения человеческой души: «в других книгах, что говорят святые и о чем они говорят, то читающие относят к тем именно, о ком это написано, да и слушающие отличают себя от описываемых лиц, о которых идет речь; и если удивляются и соревнуют повествуемым деяниям, то все это оканчивается подражанием. Но кто берет в руки книгу Псалмов, тот, если пророчества о Спасителе проходит и с обычным удивлением и благоговением, как и в других писаниях, то прочие псалмы читает уже, как собственныя свои слова; да и слушающий, как будто сам от себя произнося это, приходит в умиление, и все речения песнопений делаются ему близкими, как бы действительно его собственныя». Он также дает рекомендации относительного того, какие псалмы в каком случае нужно читать, например: «Видишь, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой? радуясь о сем, воспой псалом двадцать второй».

4. Свт. Василий Великий

Свт. Василий Великий родился около 330 г. Отец его Василий был знатным гражданином в Каппадокии. Семейство его славилось всеми христианскими добродетелями. Из среды его вместе с Василием шесть лиц причислены к лику святых. Во время гонения Диоклетиана, дед, с отцовской стороны, 7 лет скрывался с семьей в глухих лесах Понта.

Начальное образование св. Василий получил под руководством матери Еммелии (Эмилии) и, в особенности, бабки Макрины, причисленных за святость жизни своей к лику святых. Первые правила красноречия слушал он от отца. Для завершения образования посетил знаменитые тогда города. В Афинах он изучал грамматику, риторику, астрологию, математику, философию, медицину и проявил в этих науках блестящие успехи. Тогда же он сблизился с св. Григорием Богословом и на всю жизнь остался его вернейшим другом.

Возвратившись в Кесарию, он некоторое время был адвокатом. Приблизительно в 30-летнем возрасте он крестился и возведен был в звание чтеца. Около 357 г. он предпринял путешествие, изучая монашескую жизнь в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре он сам поселился в пустыне близ Неокесарии, на берегу реки Ириса. Там навещал его св. Григорий. Молодые подвижники проводили время в молитвах и трудах, чтении св. Писания и изучении трудов Оригена. Плодом этих занятий был их общий труд «Филокалия».

К Василию стали стекаться искавшие аскетической жизни. По берегам Ириса стали возникать монастыри. Св. Василий, ознакомившись с отшельничеством и общежитием Египта, не удовлетворившими его полностью, создал смешанную форму монашеской жизни, которая, совмещая светлые стороны обоих типов иночества, была свободна от их крайностей. Молитва и созерцание в его монастырях чередовались с физическим трудом, соответственным духовной собранности и простоте жизни монахов. Отличительной чертой его монастырей были широкая благотворительность и воспитание детей.

В бытность свою пресвитером в Кесарии, он вызвал в одно время ревность со стороны епископа Евсевия, а также слишком пламенную, в ущерб епископу, приверженность к себе паствы. Василий удалился в свои монастыри. Потом произошло полное примирение его с Евсевием и он до смерти последнего оставался при нем.

В 370 г. он возведен на Кесарийскую архиепископскую кафедру. При нем в Кесарии был сильный голод. Продав часть своего имущества, свт. Василий устроил бесплатные столовые, а его обличительные проповеди против жестокости богачей открыли их житницы и привлекли пожертвования.

Свт. Василий отличался особенным умением обращаться с людьми. Он обладал большим тактом и чувством меры, умея быть и властным. «Умевший благодарить улыбкой и порицать одним взглядом», – говорили про него.

Свт. Василий ревностно подвизался во время арианской смуты, посвящая свои силы защите Православия. Арианин император Валент виделся с ним в Кесарии, и он произвел на него сильное впечатление. Скончался святитель в 379 г. после тяжкой болезни. Последними словами святителя были: «В руки Твои, Боже, предаю дух мой!». Церковь присвоила ему звание Великого и чтит его как Вселенского Святителя и Учителя.

Свт. Василий Великий был многосторонний писатель. Из догматических сочинений его особенно замечательны три книги против Евномия, в которых весьма основательно опровергаются софизмы и диалектические тонкости главы строгих ариан. Так, в частности, святитель поясняет, как следует понимать трудные места Священного Писания, которые использовались арианами для лишения Божественного достоинства Сына Божиего. Например, слова: «Отец мой болий Мене есть» (Ин.14:28). Св. Василий говорит: «Большее называется большим, или по величине, или по времени, или по достоинству, или по силе, или как причина. Но нельзя сказать, что Отец больше Сына величиною; потому что бестелесен. Но не больше и по времени; ибо Сын-Создатель времен. Но не больше и по достоинству; ибо не стал тем, чем прежде не был. Не больше и по силе; ибо “вся, яже Отец творит, и Сын такожде творит” (Иоан.5:19). Не больше и как причина; потому что одинаково больше Его и нас, если только такая же причина Его, как и нас. Поэтому, сказанное показывает более честь, воздаваемую Сыном Отцу, нежели унижение Сказавшего. Притом большее не непременно иносущно… хотя и говорится, что Отец больше, но не следует из сего, что Он иной сущности. Вообще же сравнения употребляются между односущными, а не иносущными. Хотя говорится, что человек больше бессловесного, или бессловесное больше бездушного, но не собственно; собственно же, человек больше человека, и бессловесное больше бессловесного. Поэтому Отец единосущен Сыну, хотя и говорится, что больше Сына».

В книге «О Святом Духе» к Амфилохию, св. Василий выступает в защиту равенства Святого Духа с Отцом и Сыном, против духоборцев и др. По части толкования Священного Писания, святитель оставил после себя замечательнейшее произведение: «Беседы на шестоднев», то есть о шести днях творения мира. В них он раскрывает человеческому уму с богословской и научно-философской точек зрения необозримую славу Творца Вселенной. Также замечательны его «Беседы на псалмы», «Толкование на 16 глав пророка Исайи» и др. В объяснении Священного Писания свт. Василий Великий придерживался приемов Оригена, избегая, однако, его крайностей. Кроме того, он написал несколько аскетических сочинений; между прочим, известны его Большие и Малые монашеские правила. Вот что, например, пишет свт. Василий о мере воздержания: «В душевных немощах одна мера воздержания – совершенное отчуждение от всего, что ведет к пагубному удовольствию. А в рассуждении яств как у каждого своя есть потребность, различная соответственно возрасту, занятиям и состоянию тела, так мера и способ употребления различны… избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения надобно поставлять не приятность, а потребность пищи для жизни, ибо раболепствовать удовольствиям не что иное значит, как чрево свое делать богом… Посему чем без многих хлопот удовлетворяется потребность, то и должно употреблять в пищу». Наконец, Василию Великому принадлежит чин литургии, носящий его имя и доселе.

5. Свт. Григорий Богослов

Св. Григорий родился около 326-328 г. в Ариазне близ Назианза (в Каппадокии), где отец его был сначала градоначальником, а потом епископом. Как сын обета св. Григорий был посвящен Богу с самого детства благочестивой матерью Нонной, очень рано начал обнаруживать любовь к подвигам благочестия и во всю жизнь оставался девственником.

Образование он получил сначала в Неокесарии у Амфилохия, знаменитого учителя красноречия, потом в Александрии и, наконец, в Афинах, где подружился со св. Василием Великим. У друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна – к св. храмам и находящимся при них наставникам в слове Божием, другая – к училищу, где они слушали наставников наук внешних; улиц, ведущих на зрелища, они не знали, считая недостойным внимания то, что не ведет к добродетели.

В 365 г. св. Григорий принял крещение и с неохладеваемой ревностью продолжал изучать Священное Писание и подвизался в богомыслии, посте и молитве. Пустыня сильно привлекала к себе св. Григория, но он решился остаться в доме родителей, чтобы в лице их служить обществу и в то же время жить строгим аскетом: одежда его была грубая, пищей служил ему хлеб с солью, питьем – вода, постелью – голая земля, постоянным занятием его было упражнение в слове Божием.

Отличаясь особенной любовью к своим родителям и всегда относясь к ним с истинной сыновней почтительностью и трогательной заботливостью, св. Григорий, по настоянию отца, принял сан пресвитера. Тяготясь этим саном, которого не желал, св. Григорий удалился в пустыню к св. Василию Великому. Возвратившись оттуда примиренным в душе, он стал примирять и других: примирил назианзян со своим отцом, по простоте подписавшимся под коварным символом полуариан.

В 372 г. св. Василий Великий употребил некоторые усиленные меры, чтобы склонить друга к принятию епископского сана. Св. Григорий считал себя, по своему глубокому смирению, недостойным этого сана, но убежденный доводами своего отца, хотя и неохотно, принял от св. Василия рукоположение во епископа г. Сасима. Между тем, по проискам врагов св. Василия, в Сасимы был назначен другой епископ, и св. Григорий уступил ему Сасимскую кафедру. Отец Григория, чувствуя свою немощь, сделал св. Григория своим помощником, и св. Григорий разделяя епископские труды своего отца, проповедовал слово Божие и посвящал пресвитеров. Вместе с этим, любвеобильный и отличающийся особенной нежностью чувства, св. Григорий был питателем нищих, служителем больных, упокоителем странных, утешителем бедствующих, защитником несчастных.

После кончины отца, св. Григорий удалился в Селевкийский монастырь св. Феклы. В 379 г. св. Григорий, как опытнейший в делах веры, был приглашен православными для устройства дел в Константинополь, где 46 лет господствовали еретики. В одном лишь частном доме мог проповедовать св. Григорий, когда явился в столицу, и сначала перед малым числом православных. Заметив в православных наклонность к излишним толкам и спорам о предметах веры, св. Григорий старался внушить им, сколь бесполезны прения о вере и, напротив, сколь важно исполнение заповедей Божиих для желающих утвердиться в высоких истинах веры. В то же время св. Григорий с неотразимой силой убедительности рассеивал все возражения еретиков (ариан, евномиан, македониан, новатиан и аполлинаристов) и с неподражаемым искусством раскрывал истинное учение Церкви.

Жители столицы, враги Православия, прельщаясь только внешним блеском роскоши, сначала презрительно посмотрели на св. старца, согбенного под бременем лет, на его простую и бедную одежду, на обнаженную его голову, на лицо его, изнуренное слезами покаяния; смеялись над самим происхождением его из безызвестного бедного селения. Св. Григорий, силой своего ума и красноречия, все злобные нападки врагов обратил в стыд им самим. Слава вдохновенного оратора росла быстро, и его проповеди стекались слушать даже сами еретики, а также иудеи и язычники. Он всех удивлял глубоким знанием Священного Писания, суждением правильным и властным, воображением плодотворным и блистательным, теплотой и глубиной чувства, необычайной ловкостью объяснения, речью точной и сжатой. Слушатели волновались около кафедры, подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями и записывали слова его.

Ожесточенные и упорные враги Православия за это преследовали св. Григория клеветой; врываясь с палками в среду его слушателей, старались угрозами разогнать их; настраивали против него народ; простирали свою ненависть даже до посягательства на жизнь св. Григория. Но мужественный поборник Православия все это переносил с замечательным спокойствием и терпением. Несмотря на опасность, грозившую всему православному миру того времени, не падал духом, а мужественно и непрестанно продолжал стоять на страже веры православной как «пастырь преизряднейший».

Сама частная жизнь св. Григория невольно внушала к нему особенное уважение даже его ожесточенных врагов. Ему незнакомы были ни публичные собрания, ни палаты вельмож; он питался скудной пищей, облекался в бедную одежду, не занимался тонкостями светского обращения, избегал всякого внешнего блеска, не изменял простоте своих нравов даже после необыкновенных успехов, которыми увенчались его труды в устроении св. дела Церкви. «В тишине храня паству свою непотоплену, якоже словесный ковчег», он «струями мудрых учений Ариев ум иссушил» и всех «Троице научил покланяться боголепно».

В 381 г. на II Вселенском Соборе св. Григорий был признан достойным Константинопольской кафедры и председательствовал на Соборе после смерти Мелетия Антиохийского. Между тем другие епископы стали оспаривать кафедру у св. Григория. Смиренномудрый, кроткий и миролюбивый Григорий пожертвовал собой для покоя Церкви и упросил собравшихся на Собор епископов уволить его из Константинополя.

Остаток жизни (около 8 лет) св. Григорий провел на родине. Продолжая заботиться о делах Церкви и борясь письменно с еретиками, св. Григорий вел строгий подвижнический образ жизни: ходил босой, имел только разодранную одежду, спал на голой земле или на ложе из древесных ветвей под прикрытием рубища и никогда не возжигал огня, чтобы согреть свое тело; пищей для него служил хлеб с солью, огородные овощи, питьем – вода, к которой он иногда примешивал немного уксуса. Свои лишения святой подвижник простирал до того, что иногда отказывался от употребления дара слова. Такой обет молчания он хранил во время одной из четыредесятниц.

За свои проповеди св. Григорий почтен был Церковью, подобно ап. Иоанну, именем Богослова: в своих исследованиях истин христианских св. Григорий, при свете Откровения, постигал столь глубоко и выражал столь полно и точно глубины Божества, как только возможно это для человека. В своих «Словах о богословии» свт. Григорий следующим образом пишет о Богопознании: «Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое… Весьма большая разность – быть уверенным в бытии чего-нибудь, и знать, что оно такое. Есть Бог – творческая и содержательная причина всего; в этом наши учителя – и зрение, и естественный закон, – зрение, обращенное к видимому, которое прекрасно утверждено и совершает путь свой, или, скажу так, неподвижно движется и несется; естественный закон, от видимого и благоустроенного умозаключающий о Началовожде его». Дальше святой показывает, что Бог бестелесен и не может быть ограничен местом обитания, присовокупляя, что «Божество необходимо будет ограничено, если Оно постигнется мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения». Такие рассуждения св. Григорий предпринимает, чтобы показать, что «Божество непостижимо для человеческой мысли, и мы не можем представить Его во всей полноте».

Кроме этого творения до нас дошли от св. Григория Богослова слова похвальные, на праздники, защитительные, обличительные; кроме того, письма догматического и исторического содержания и стихотворения, отличающиеся высокой поэзией. Скончался св. Григорий в 389 г. В церковных песнопениях он прославляется как «благочестия поборник», «сеятель правых догматов всечудный, отгонитель еретичествующих зело крепчайший», «светлый светильник вселенныя, слава православия». В 950 г. мощи св. Григория были перенесены из Назианза в Константинополь. Часть их была перенесена в Рим.

6. Свт. Григорий Нисский

Св. Григорий, епископ Нисский, был младшим братом св. Василия Великого. Он был значительно моложе св. Василия. Образование его не было столь блестящим, как его брата. Оно ограничилось посещением отечественных школ и не было восполнено образовательным путешествием в центры просвещения. Знания, приобретенные им в языческой школе в Кесарии, были восполнены занятиями со св. Василием, которого он всегда называл своим учителем и отцом. В ранней молодости он не отличался и религиозностью. Одно время его занимало преподавание риторики. Позднее, под влиянием благочестивой супруги Феосевии, вскоре скончавшейся, и аскетически настроенной семьи, он удалился в монастырь св. Василия.

В 371 г. св. Василий посвятил его в сан епископа в Ниссу, но, по проискам ариан, Григорий был лишен кафедры и проводил жизнь странническую, ободряя и поддерживая православных в борьбе с арианами. Только после смерти Валента он смог занять кафедру. В 381 г. он был видным членом Второго Вселенского Собора. Не будучи администратором и выдающимся церковным деятелем, он известен своей плодотворной литературной и учено-богословской деятельностью. Как в своих богословских воззрениях, так и в толковании Священного Писания, св. Григорий ближе всех св. отцов и учителей Церкви стоит к Оригену. У него то же стремление объяснять догматы по началам разума. В своем труде «Великое огласительное слово» он дает руководство, как действовать при обращении неверующих – иудеев и язычников, и представляет доказательства от разума относительно истинности христианства. Приведем несколько цитат из этого творения. «Различие добродетели и порока, – пишет святитель, – представляется не как различие каких-либо двух ипостасных явлений. Напротив того, как не существующему противополагается существующее и нельзя сказать, будто бы не существующее ипостасно отличается от существующего, (утверждаем же, что небытие противоположно бытию); таким же образом и порок противоположен понятию добродетели не как что-либо само по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего». Возникшие после грехопадения болезни и смерть, по мысли св. Григория, имеют следующее значение: «Поскольку свободным движением вовлекли мы себя в общение со злом, с каким-то удовольствием, как бы отраву некую, приправленную медом, примешав к естеству зло, а через это лишившись блаженства, которое, как представляем, в том и состоит, чтобы не страдать, преобразились в порок, то по этой причине человек, подобно какому-то скудельному сосуду, опять разлагается в землю, чтобы по отделении воспринятой им скверны воскресением мог быть воссоздан в первоначальный вид». По изъяснению Священного Писания, известны его Беседы на Екклезиаста, Песнь Песней, Молитву Господню и др. Умер он после 394 г.

7. Дидим Слепец

Собственно в Александрии замечательным представителем Александрийской школы после Афанасия Великого был слепец Дидим. Он еще на четвертом году жизни ослеп, но, несмотря на это, достиг громадной учености, так что сделался катехером Александрийской школы. Умер в 395 г. Дидим был жарким почитателем Оригена и даже разделял некоторые из его оригинальных мнений, но в богословских вопросах, занимавших тогда общество, напр., в учении о Сыне Божием и Св. Духе он строго держался православного учения. Дидим составил комментарии почти на все Священное Писание; сохранились три книги о Святой Троице и книга о Святом Духе. Дидим, в частности подчеркивает различие между природой ангелов и природой Святого Духа: «Ангел, который был, например, с апостолом, молившимся в Азии, не мог вместе в то же время быть с другими, находящимися в других частях света. А Дух Святой не только пребывает в разделенных между собою людях, но присущ и всем, и каждому из ангелов, властей, престолов, господств, обитая в них; и как, освящая людей, Он есть иной природы, чем люди, так и освящая другие твари, Он по существу есть иной, чем они, ибо всякая тварь получает освящение не от своей природы, а из приобщения иной святости… Ангелы святы не по собственной своей природе, а по причастию Святой Троицы, то отсюда видно, что существо ангелов иное, чем Святой Троицы. Ибо, как Отец освящающий есть иной, чем те, которые освящаются, и Сын иной, чем те, которых Он делает святыми, так и Дух Святой есть иной природы, чем те, которых Он освящает, даруя Себя».

Еп. Арсений, отмечая в «Летописи», что Дидим в свое время считался знаменитейшим ритором, философом, математиком и богословом, пишет: «Прп. Антоний Великий, посетив его в Александрии, сказал ему: “Не печалься, Дидим, о потере телесного зрения; ты лишился очей, какие есть и у мух, и у блох. Радуйся, что имеешь глаза, которыми видишь ангелов, Бога и Его свет”».

8. Свт. Кирилл Александрийский

Свт. Кирилл Александрийский был видным представителем школы в 5 веке. Он был племянником архиепископа Александрийского Феофила и, с 412 г., преемником его на кафедре. Под его руководством, он получил отличное образование, как в богословии, так и в прочих науках, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание у монахов Нитрийской пустыни. В 403 г. он вместе с Феофилом был на соборе под Константинополем, осудившем св. Иоанна Златоуста. Когда, после преставления святителя, константинопольский первосвятитель Аттик предложил Кириллу внести имя Златоуста в церковные диптихи, св. Кирилл отказался, что объясняют убеждением его в законности низвержения святителя Иоанна. Лишь в 418 г., благодаря убеждению своего друга, прп. Исидора Пелусиота, смягчавшего суровый характер святого Кирилла, он исполнил предложение Аттика.

С 419 г. деятельность св. Кирилла почти всецело посвящена борьбе с Несторием. Несмотря на то, что последнего поддерживал император Феодосий, и его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский, св. Кирилл, в конце концов, одержал полную победу над ним. В своих сочинениях он защитил и обосновал “веру Церкви” по спорному вопросу, и настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей Церкви. Напомним, что он, опираясь на папу Целестина, созвал собор в Александрии, который одобрил выработанные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематствований Кирилла). III Вселенский Собор в Ефесе в 431 г., при видном участии св. Кирилла, осудил Нестория и его ересь. Святитель умер в 444 г.

Кроме труда о Юлиане Отступнике и 12 анафемствований, св. Кирилл написал также пять книг против Нестория, сочинения о Святой и Единосущной Троице. В последних он опровергает имевшие место еретические утверждения, например, о том, что Отец когда-то перестал рождать и этот момент и есть начало бытия Сына. На это святитель отвечает: «Если сущность Божия превыше всякого времени, начала и расстояния, то выше сих будет и рождение, и всяко не лишит Божественную природу способности рождать то, что она будет делать это не во времени. Ведь образ Божественного рождения иной по сравнению с человеческим. Ибо одновременно с бытием Богом мыслится в отношении Него и [свойство] рождать, и был в Нем по образу рождения Сын, не имея рождение предшествующим бытию, но вместе [с Отцом] всегда существуя по образу рождения». Говорящий так, по мысли св. Кирилла, отвергает такое Божественное свойство как Неизменяемость: «справедливо подпадает неизбежному обвинению в хуле. Ибо он три изменения привносит в Божественную природу. Ведь для временного рождения со всей необходимостью придется допустить три времени: одно – прежде рождения, другое – в которое рождать, третье – после рождения. Если же в эти [времена] Бог стал начавшим рождать, родившим и прекратившим, то как же Он не изменился?».

По изъяснению Священного Писания, он написал толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна, послания к евреям, коринфянам и другие. В своих толкованиях он придерживался приемов Александрийской школы, т.е. аллегоризма.

9. Прп. Исидор Пелусиот

Прп. Исидор Пелусиот может быть отнесен, хотя не в строгом смысле, к этой школе. Он родился в Александрии от богатых родителей благородного происхождения, которые дали ему превосходное образование. Еще в молодых летах он оставил светскую жизнь и, удалившись не гору близ г. Пелусии, предавался подвижнической жизни. Но и в пустыне он не оставлял занятий науками, посвятив себя изучению богословия. С целью усовершенствования, прп. Исидор ездил в Константинополь и слушал свт. Иоанна Златоуста. По возвращении оттуда, он снова удалился в пустыню, где вскоре вокруг него собралось общество подвижников.

Святой подвижническою жизнью, умом и образованием преподобный приобрел величайшее уважение современников. Его советы и наставления принимались всеми, не исключая епископов, вельмож и даже императора, как советы и наставления отца. Умер он около 440 г. Сочинения его состоят из писем, которых сохранилось более 2000. Содержание их разнообразно; большей частью – экзегетическое. Отличительная черта его изъяснений Священного Писания – простота и ясность. Например, прп. Исидор толкует слова Христа «не творите дому Отца Моего дому купли» (Ин.2:16) следующим образом: «[Это] сказал Господь продающим голубей, подразумевая иереев, торгующих дарами Святого Духа (потому что в виде голубя явился Божественный Дух), и посмеваясь над продавцами Божественного. А сказанное: возмите сия отсюду, значит, что не нужно более кровей, бескровное дарую отпущение грехопадений, с сего времени хочу, чтобы умилостивляем был единый Дух. Закон плотский исполнен, да возобладает закон Духа, и да будет положено начало спасению». В письмах догматического содержания он является ревностным защитником православного учения, чуждым страстности и увлечения. В письмах нравственного содержания прп. Исидор является замечательным наставником благочестия. Например, святой пишет грамматику Офелию: «Именитость рода, благородство крови, наилучший из поэтов, есть не добродетель, а какое-то непроизвольное наследие, производимое и происходящее от плоти. Добродетель же есть мудрость, справедливость, мужество и целомудрие. Посему, кто достиг сего, тот во всем совершен и знаменит, и ни в чем нет у него недостатка к благоденствию».

Св. Кирилл и прп. Исидор были последними наиболее замечательными писателями ново-Александрийской школы. Еще при жизни их некоторые из александрийцев довели направление Александрийской школы до крайности, разрешившейся после их смерти ересью монофизитской. Прп. Исидор замечал уже начатки этой ереси в Египте и писал по этому поводу несколько писем. С появлением монофизитства ново-Александрийская школа потеряла свое значение для православной Церкви.

Проверочные вопросы:

  1. Какие изменения произошли в Александрийской школе в начале 4 в.?
  2. Кто был первым защитником веры от ариан?
  3. Как бы Вы обозначили основную заслугу свт. Афанасия перед Церковью?
  4. Какие творения св. Афанасия Великого, кроме трудов, направленных против еретиков, Вам известны?
  5. Что Вам известно о жизни и свт. Василия Великого? Приведите примеры его творений.
  6. Почему свт. Григорий Назианзин назван Богословом? Расскажите о его жизни.
  7. Расскажите о богословской деятельности свт. Григория Нисского.
  8. Что можно назвать основным направлением деятельности свт. Кирилла Александрийского?
  9. Какие экзегетические труды свт. Кирилла Вам известны?
  10. Расскажите о личности прп. Исидора Пелусиота? Какое чаще всего содержание его писем?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского). [Электронный ресурс]. – URL:https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/2 (дата обращения: 18.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского). [Электронный ресурс]. – URL:https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/37 (дата обращения: 18.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Григория Богослова, патриарха Константинопольского). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/86 (дата обращения: 18.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/62 (дата обращения: 18.01.2017); (См.: Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/498 (дата обращения: 18.01.2017).
  2. Александр Александрийский, свт. Окружное послание. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Aleksandrijskij/okrugnoe_poslanie/ (дата обращения: 17.01.2017).
  3. Афанасий Великий, свт. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/poslanie-k-markellinu-ob-istolkovanii-psalmov/ (дата обращения: 17.01.2017).
  4. Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/oproverzhenie-na-zashhititelnuju-rech-zlochestivogo-evnomiia/4_5 (дата обращения: 17.01.2017). // Он же. [Электронный ресурс]. – URL: Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон). (См.: Вопрос 19).  https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-prostranno-izlozhennye-v-voprosah-i-otvetah/1_20  (дата обращения: 17.01.2017).
  5. Григорий Богослов, свт. Пять слов о богословии. (См.: Слово 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/28 (дата обращения: 17.01.2017).
  6. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/bolshoe-oglasitelnoe-slovo/1_7 (дата обращения: 17.01.2017).
  7. Дидим Александрийский. Книга о Святом Духе. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksandrijskij/kniga-o-svjatom-dukhe/ (дата обращения: 17.01.2017).
  8. Кирилл Александрийский, свт. Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице. (См.: Слово 5). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/kniga-sokrovish-o-svjatoj-i-edinosushnoj-troitse/ (дата обращения: 17.01.2017).
  9. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: Книга 1). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/ (дата обращения: 17.01.2017).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Общество любителей православной литературы, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Георгий Флоровский, прот. Восточные отцы IV века. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vostochnye-ottsy-iv-veka/ (дата обращения: 17.01.2017). // Он же. Византийские Отцы V-VIII веков. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vizantijskie-ottsy-v-viii-vekov/ (дата обращения: 17.01.2017).

Видеоматериалы: