7. Святые мученики

Цель занятия – рассмотреть жизнь и страдания мучеников, принявших смерть за Христа в первые века христианства.

Задачи:

  1. Рассмотреть жизнь и страдания святых мучеников.
  2. Рассмотреть жизнь и страдания святых мучениц.

План занятия:

  1. Кратко вспомнить совместно со слушателями периоды гонений на христиан со стороны языеского мира.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, желательно максимально ознакомиться с источниками и, по возможности, – с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Страдание святого священномученика Игнатия Богоносца. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1122  (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/183 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святого мученика Иустина Философа. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/472 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/723 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/662 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/796 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Память святой мученицы Перпетуи и с нею святых юношей Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и святой Филицитаты жены. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/113 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Страдание святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, Хрисогона, учителя ее, Феодотии и других с нею пострадавших. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1128 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святой великомученицы Екатерины. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1037 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святой великомученицы Варвары. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1071 (дата обращения: 16.12.2016).
  2. Иустин Философ, мч. Апологии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/ (дата обращения: 16.12.2016).
  3. Киприан Карфагенский, свмч. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/fortun/ (дата обращения: 16.12.2016).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.
  2. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 02.12.2016).

Дополнительная литература:

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. – Минск: Харвест, 2008.
  2. Асмус В., прот. Лекции по истории Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/asmus-valentin-valentinovich-protoierey/book/69781-lekcii-po-istorii-cerkvi/#toc2  (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Гонения на христиан в Римской империи. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/166129.html (дата обращения: 16.12.2016).

Ключевые понятия:

  • Гонения;
  • Мученики;
  • Язычники;
  • Идолопоклонство.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что вам известно о свмч. Игнатии Антиохийском?
  2. Кто поставил св. Поликарпа в епископы города Смирны? Расскажите о том, какая к нему была применена казнь?
  3. Расскажите о священномученике Иустине Философе.
  4. Расскажите о мученическом подвиге мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
  5. Какие страдания за Христа претерпели свв. Перпетуя, Филицитата и Потамина?
  6. Расскажите о жизни и мученическом подвиге вмц. Анастасии Узорешительницы.
  7. Как пришла к вере вмц. Екатерина и как она пострадала?
  8. Расскажите о страданиях вмц. Варвары и мц. Иулиании.

Иллюстрации:

Аудиоматериалы:

Асмус В., прот. История Церкви. Части 3,4

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Святые мученики

1.1. Священномученик Игнатий, епископ Антиохийский

1.2. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский

1.3. Мученик Иустин Философ

1.4. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

1.5. Святой Сикст и святой архидиакон Лаврентий

2. Святые мученицы

2.1. Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь

2.2. Мученицы Перпетуя, Филицитата и Потамина

2.3. Великомученица Анастасия Узорешительница

2.4. Великомученица Екатерина и царица Августа

2.5. Великомученица Варвара и мученица Иулиания

1. Святые мученики

1.1. Священномученик Игнатий, епископ Антиохийский

Святой Игнатий был учеником святого Иоанна Богослова и около 70 года по Р.Х. был рукоположен во епископа Антиохийской Церкви, которою управлял более тридцати лет. В 107 году император Траян, отправляясь на войну с персами, прибыл в Антиохию, и ему было донесено, что в торжественной встрече, сделанной от города, не приняли участия христиане, а на епископа Игнатия было указано как на главного в этом виновника. Сделан был допрос и последовало решение императора: «Игнатия приковать к воинам и отправить в Рим на съедение зверям для увеселения народа». Путешествие святого Игнатия в Рим представляло две противоположности: с одной стороны – десять грубых воинов жестоко обращались с ним как с приговоренным к смерти узником; с другой – христиане оказывали ему самое трогательное внимание и уважение. Разные Церкви высылали навстречу святому Игнатию своих представителей, чтобы приветствовать его и послужить ему. Известны семь посланий к разным Церквам, написанные святым Игнатием с пути его в ответ на эти трогательные изъявления братской любви. Между прочим, он писал к римским христианам, чтобы они не старались, по своему усердию, об его освобождении и не мешали ему пострадать за Христа. Когда, наконец, настало время страданий, святой Игнатий радостно вошел в амфитеатр, беспрестанно повторяя имя Христово. «Что ты повторяешь одно и то же слово?» – спросили его воины. Святой Игнатий ответил: «Оно написано у меня на сердце, потому и повторяют его уста». С молитвою ко Господу вышел он на арену. Дикие звери были спущены и с яростью растерзали святого исповедника, оставив от него только несколько костей. Эти кости с благоговением собрали антиохийские христиане, сопровождавшие своего епископа до места мучения, завернули их, как драгоценное сокровище, в чистое полотно и отвезли в свой город. Святой Игнатий пострадал 20 декабря, и ученики его сообщили об этом другим Церквам для того, чтобы ежегодно праздновать этот день в память священномученика.

1.2. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский

Святой Поликарп вместе с Игнатием Богоносцем был учеником апостола Иоанна Богослова. Быв рукоположен от апостола во епископа Смирнского, он отечески пас Церковь более сорока лет и пережил несколько гонений. При начале гонения императора Марка Аврелия взволновалась языческая чернь и потребовала казни святого епископа. Поликарп хотел остаться в городе, но потом склонился на просьбу близких ему людей и удалился в одно селение. Здесь во время молитвы было ему видение, что горит возглавие на его постели. Он сказал своим спутникам: «Я буду сожжен живым». Наконец, место его убежища было открыто. Со словами: «Да будет воля Господня!» – Поликарп сам вышел к своим преследователям и даже велел дать им угощение, попросив себе только несколько времени для молитвы, по окончании которой бодро отправился на место мучения. Вблизи города встретили его начальники римской стражи и стали убеждать к отречению от Христа, но святой Поликарп был непреклонен. При появлении его на городской площади чернь подняла страшный крик. В эти минуты явственно для святого Поликарпа и окружавших его христиан раздались слова: «Мужайся, будь непоколебим!». Проконсул сказал святому Поликарпу: «Пощади свою старость, одумайся, поклянись гением кесаря, произнеси хулу на Христа, и я тебя отпущу». Святой Поликарп отвечал: «Восемьдесят шесть лет я служу Ему и видел от Него только доброе: могу ли я хулить Царя моего – Спасителя?» Проконсул стал грозить ему дикими зверями, костром и проч. Поликарп твердо стоял в своем исповедании, и радостно сияло лицо его. Толпа между тем неистово кричала: «Это учитель нечестия, отец христиан, хулитель наших богов; ко львам его!» Когда распорядитель зверинца в цирке объявил, что представление уже окончено, то раздались новые крики: «Сжечь Поликарпа», – и проконсул согласился на это требование. Тотчас натаскали бревен и дров, святого Поликарпа, по обычаю, хотели прикрепить к столбу железными скобами, но он просил, чтобы оставили его на свободе. «Тот, кто даст мне силу терпеть сожжение, – сказал он, – поможет и без железных уз быть на костре неподвижным!» Поэтому привязали его к столбу только веревками. С руками, связанными за спиною, пишут очевидцы, он походил на агнца, избранного в жертву, благоприятную Господу. Перед самым временем зажжения костра святой Поликарп произнес молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он приводит его к сонму мучеников. Когда костер был зажжен, то, ко всеобщему удивлению, пламя вздулось как бы от сильного напора ветра и окружило мученика наподобие сияния: в воздухе носился аромат ладана и благоуханных кореньев. Видя, что пламя не действует, один из исполнителей казни поразил святого Поликарпа мечом. Тогда кровь из тела его полилась в таком количестве, что погасила пламень костра. Язычники, однако же, снова развели огонь и держали его, пока не сожжено было тело священномученика. Осталось от него только несколько костей. Христиане с благоговением собрали их и затем ежегодно совершали в день его кончины (23 февраля) святую память его.

1.3. Мученик Иустин Философ

Святой Иустин, по происхождению грек, в юности почувствовал влечение к философии, слушал все известные тогда философские школы (стоиков, перипатетиков, пифагорейцев) и ни в одной не нашел себе удовлетворения. После сего встретился с ним один старец величественной наружности и указал ему на писания пророков и апостолов, но «прежде, – сказал он, – молись Богу и Господу Иисусу Христу, чтобы Он просветил очи твоего сердца». Иустин начал изучать священные книги и более и более убеждался в божественном происхождении христианской религии. Окончательно подействовали на него то мужество и та радость, с которыми христианские мученики и мученицы шли на страдания. Сделавшись христианином, Иустин не снял с себя философской мантии, дававшей ему право вступать в ученые споры. Он путешествовал по разным странам (был в Палестине, Малой Азии, Египте, Риме) и всюду старался руководить искателей мудрости к той истине, которая наполнила миром и радостью его собственное сердце. В то же время он старался защищать христиан от обвинений, которым подвергали их язычники. Известны две апологии, написанные им в защиту христиан, и несколько сочинений, в которых он доказывает превосходство христианства пред иудейством и язычеством. Свмч. Иустин говорит о безосновательности гонений на христиан: «Во-первых, несмотря на то, что мы говорим сходно с эллинами, одних только нас ненавидят за имя Христово, и без всякой вины, как преступников, предают смерти. Между тем другие, в других местах, поклоняются деревьям и рекам, мышам, кошкам и крокодилам и многим другим бессловесным животным; и притом не одни и те же предметы находятся у всех в почтении, но у разных народов различные предметы почитания, так что все безбожны одни в глазах других: потому что не одно и то же почитают… Во-вторых, мы, люди из всякого народа, прежде также поклонялись Дионису, сыну Семелы, и Аполлону, сыну Латоны, о любовных действиях которых и говорить стыдно… А ныне, хотя бы и смерть угрожала за это, мы через Иисуса Христа презрели всех их и посвятили себя нерожденному и бесстрастному Богу, Который – мы убеждены – не сходил по нечистой страсти к Антиопе и другим женщинам, или к Ганимеду, не имел нужды в освобождении своем при помощи, полученной через Фемиду от сторукого гиганта, и не старался за это, чтоб ее сын Ахиллес в отмщение за свою любовницу Бризеиду погубил множество эллинов. Жаль нам тех, которые верят этим басням; мы признаем их делом демонов. В-третьих, по вознесении Христа на небо, демоны выставляли некоторых людей, которые называли себя богами: и они не только не были гонимы вами, но и удостоились почестей. Таков был некто Симон Самарянин, из села, называемого Гиттон: он силою демонов, действовавших через его посредство, во время Клавдия кесаря делал волшебные чудеса в царственном городе вашем Риме, и за то признан богом, и, как бог, почтен у вас статуею. Эта статуя воздвигнута на реке Тибре между двумя мостами, с такою надписью на римском языке: Симону, богу святому. И почти все Самаряне, а некоторые и из других народов признают его за первого бога и поклоняются ему…». Один из его противников (циник Крискент), не могши преодолеть его в спорах, донес на него римскому правительству, и он безбоязненно и радостно встретил мученическую кончину (166 г., память его 1 июня).

1.4. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

Святой Киприан происходил из знаменитого рода и получил отличное образование, был адвокатом, жил весело и роскошно. Но светская жизнь с ее развлечениями и удовольствиями не удовлетворяла его. В это время разочарования и скуки пресвитер Цецилий указал ему путь к истине. Киприан живо изображает ту великую перемену, какую он почувствовал и в сердце, и в жизни после святого крещения, и сохранил к Цецилию живейшую благодарность, в знак которой присоединил имя его к своему имени. Тотчас по своем обращении он продал свои сады и виллы и деньги раздал бедным и, за строгую подвижническую жизнь и высокое просвещение, через два года по крещении был поставлен уже епископом Карфагенской Церкви, против собственной его воли, по единодушному, непреклонному желанию народа. На кафедре святителя Киприан проявил неутомимую деятельность и необыкновенную энергию для поддержания дисциплины в клире церковном и добрых нравов в обществе, которые начали колебаться и изменяться к худшему вследствие продолжительного мира Церкви. Он принимал самое живое и деятельное участие в разрешении вопросов о принятии в Церковь падших (т. е. изменивших вере во время гонений, каковых было особенно много во время жестокого правления Декиева), о крещении от еретиков и раскольников, для чего входил в соотношения с Римскою и Восточными Церквами. Памятниками энергичной архипастырской деятельности святого Киприана остались творения его, которые имеют руководственное значение, преимущественно в вопросах о церковной дисциплине. В «Письме к Фортунату об увещании к мученичеству» священномученик говорит о том, что необходимо уклоняться от поклонения идолам, что Бог неохотно прощает грех идолопоклонства (о чем свидетельствует Священная История). Он приводит пример любви Христа к нам и призывает «твердо стоять и пребывать в вере, в добродетели, в совершении небесной и духовной благодати, чтобы можно было достигнуть почести и венца». Также св. Киприан указывает на то, что гонения на христиан не являются чем-то неожиданным, а были предсказаны, и что Господь подает силы мученикам в их страданиях за Христа. «Крепким и стойким пребывает ум, – пишет святой, – утвержденный на благочестивых размышлениях; непоколебимым стоит против всех диавольских угроз и нападений дух, укрепляемый надежной и твердой верой. Закрываются при гонениях очи, но открывается небо; угрожает антихрист, но защищает Христос; причиняется смерть, но следует бессмертие: у убиенного отнимается мир, но восстановленному даруется рай; погашается жизнь временная, но настает вечная. Какое достоинство и какая смелость — выйти отсюда веселым, из гнета и мучений выйти славным, закрыть на мгновение очи, смотревшие на людей и мир, и тотчас открыть их для созерцания Бога и Христа! И какая быстрота столь счастливого перехода: ты внезапно восхищаешься, чтобы быть поставлен в Небесном Царстве!». Как только сделался известным в Карфагене указ Декия против христиан, то прежде всего раздались крики языческой черни: «Ко львам Киприана!». Верующие приступили к святому епископу и убедили его на некоторое время удалиться из Карфагена. Из убежища своего он строго следил за паствою, ободрял христиан в это тяжелое для них время, обличал нарушителей заведенных им церковных порядков, боролся с возмутителями Церкви (Новатом и Филициссимом), ниспровергал возводимые на него клеветы. Возвращение его было приветствовано радостными криками народа, и с появлением его прекратились раздоры и водворился мир в Церкви. При начале гонения от Валериана в 257 году он был заточен в одном городе, среди знойной пустыни; святой Киприан находил, однако же, возможность и отсюда управлять Церковью. Здесь было ему видение о предстоящем ему мучении и назначен срок для приготовления к кончине. Святой Киприан желал одного – чтобы пострадать ему в Карфагане. Желание это исполнилось. Он был возвращен в Карфаген и предан язычникам. На требование проконсула принести жертву идолу он отвечал отказом и, когда объявлен был ему смертный приговор, радостно воскликнул: «Слава Богу!» Спокойно вошел он на место мучения; преклонив колена, помолился, благословил народ, сделал распоряжение, чтобы исполнителю казни дан был подарок, сам завязал себе глаза и подклонил голову для отсечения. Христиане взяли тело его и с великою честию похоронили, причем кровь его, тщательно собиравшвяся платками, сохранялась, как драгоценное сокровище (258 г., память священномученника Киприана 31 августа).

1.5. Святой Сикст и святой архидиакон Лаврентий

В то же самое гонение, в которое был усечен мечом священномученник Киприан, пострадал Сикст, папа Римский. Когда вели Сикста к месту казни, то огромная толпа народа окружала его. Вдруг чрез эту толпу протискивается один молодой человек, достигает до епископа, удерживает его за одежду и со слезами восклицает: «Куда ты идешь, отец мой, без сына своего?» Это был архидиакон Римской Церкви Лаврентий. «Я не оставлю тебя, сын мой, – с любовью ответил ему Сикст. – Мы, старцы, ведем легкую брань, тебя ожидает более славный подвиг; скоро последуешь за мною».

Предречение это исполнилось. Вскоре после блаженной кончины святого Сикста римский префект призвал к себе архидиакона Лаврентия и потребовал от него выдачи сокровищ Римской Церкви, о которых ходила между язычниками преувеличенная молва. «Ваше учение, – с насмешкою сказал ему префект, – повелевает вам отдать кесарево кесарю: отдай же деньги, на которых вырезан портрет императора». Лаврентий спокойно отвечал: «Подожди немного, дай привести дела в порядок». Дано было ему три дня срока. На третий день святой Лаврентий собрал бедных, которые получали пособие от Римской Церкви, и привел их на двор префекта. «Выйди, – сказал он префекту, – посмотри сокровища нашей Церкви: весь двор твой полон золотых сосудов». «Ты смеешься надо мною, – с гневом сказал префект, увидев бедных, – я знаю: вас учат презирать смерть; но я заставлю тебя долго мучиться». Он приказал раздеть святого Лаврентия и привязать к железной решетке. Под эту решетку наклали хворосту и зажгли его. Святой мученик несколько минут лежал на одном боку и не издал ни одного стона. Затем спокойно сказал: «Испеклось уже; пора переворотить», – и с молитвою за мучителей предал дух свой Господу (261 г., память его 10 августа).

2. Святые мученицы

2.1. Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь

В первой половине II века по Р.Х. жила в Риме вдова-христианка по имени София. Три дочери ее носили имена трех главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Будучи сама истиною христианкой, она воспитывала их в духе святой веры. На них донесли императору Адриану, и он пожелал их видеть. Легко было догадаться, зачем их зовут, и они стали с молитвою готовиться к мученичеству. Мать убеждала юных дочерей своих отдать жизнь свою за Христа. «Дети мои, – говорила она, – вспомните, что я в страданиях родила вас, со многим трудом воспитала вас, и утешьте старость матери вашей твердым исповеданием имени Христова». Укрепленные молитвою и увещеваниями матери, три отроковицы, из коих старшей было только двенадцать лет, безбоязненно исповедали пред царем веру и на глазах матери были обезглавлены. Софию царь не предал мучениям, зная, что мучения не поколеблют ее веры, позволил ей даже похоронить дочерей, но на третий день, после испытанного ею потрясения при виде страданий детей, она предала Богу свою душу (около 137 г., память их 17 сентября).

2.2. Мученицы Перпетуя, Филицитата и Потамина

В гонение от императора Септимия Севера пострадали святые Препетуя и Филицитата. Перепетуя была еще оглашенной, когда ей привелось встать в число исповедниц Христовых. Это была молодая и прекрасная женщина (22 лет); она происходила из богатой и знатной карфагенской фамилии, была замужем и имела грудное дитя. Мать ее была христианкой, отец – язычник. Он и боялся потерять любимую дочь, и в то же время крайне смущался за нее пред своими согражданами-язычниками. Поэтому он в начале гонений всячески уговаривал ее отречься от Христа. «Отец! – возразила Перпетуя, – видишь ли этот сосуд? Можешь ли ты назвать его как-нибудь иначе, чем он есть на самом деле? Точно так и я не могу иначе называться, как христианкой». Вскоре она была заключена в темницу. «Я ужаснулась, – говорит святая исповедница, – никогда я не была в столь ужасной темноте. Тяжелый день! Томительная духота от множества заключенных, жестокое обращение приставников и, наконец, мучительная тоска о ребенке». Верующие, подкупив стражей, нашли возможным несколько облегчить страдания юной исповедницы. Она поспешила воспользоваться данною ей льготою, чтобы кормить свое дитя. Наконец, ей дозволено было взять его к себе в тюрьму. «Темница стала теперь для меня дворцом», – говорила обрадованная мать, лаская своего малютку. В темницу пришел к Перпетуе престарелый отец, и начались для нее жестокие испытания. Отец не приказывал своей дочери, а просил ее, умолял, падал перед нею на колени, убеждая ее отречься от веры, целовал ей руки и обливал их слезами. «Умилосердись над моей сединой, – говорил он своей дочери, – не делай меня предметом поругания. Посмотри на свою мать, братьев, сына: ему не жить без тебя!». С невыразимою тоскою смотрела на отца Перепетуя и, оставаясь непреклонною в истине исповедания, истощалась в усилиях сколько-нибудь умерить скорбь его. Открылся суд над обвиняемыми в христианстве, и явился проконсул. Громадная толпа окружила преторию. В критическую минуту отец Препетуи протиснулся сквозь толпу с ребенком ее. «Пожалей своего ребенка», – воскликнул он громким голосом. «Пощади седину отца, – сказал судия, – сжалься над своим ребенком, принеси жертву кесарю!». «Не могу», – отвечала святая Перпетуя. «Итак, ты христианка?» – спросил проконсул. «Да, я христианка», – с твердостью отвечала она. Проконсул присудил отдать ее на съедение зверям в ближайший языческий праздник.

Филицитата была служанкой Перпетуи и неуклонно следовала за своею госпожою и на суд, и в темничное заключение. Она была беременна, и в темнице наступило время родов. Среди мук рождения она застонала. Кто-то сказал ей: «А, если ты стонешь теперь, что же будет, когда тебя бросят зверям?» – «Я теперь мучусь одна, а тогда и Господь понесет мои страдания, потому что я буду мучима за Него». По римскому обычаю тем, кто осуждался на эту казнь, накануне приготовлялся роскошный обед и давалась некоторая свобода. Перпетуя и ее товарищи по заключению сподобились приобщения Святых Тайн. В эти священные минуты своды мрачной темницы огласились торжественными песнопениями в честь Господа Спасителя. Для казни был избран день рождения сына императора, ибо такие торжественные дни праздновали потешными играми. Господь дал слабым женщинам силу безбоязненно встретить ужасную смерть. Сначала их жестоко били, затем выпустили на них зверей; наконец, гладиаторы закололи мужественных страдалиц (202 или 203 г., память их 1 февраля).

Потамина была еще юною девицей, когда, после разных пыток и истязаний, была приговорена к сожжению в кипящей смоле, и эту жестокую казнь она перенесла с великим мужеством. Страдания ее произвели сильное впечатление на одного из воинов, по имени Василид, который сопровождал ее к месту казни и защищал от оскорблений со стороны черни. Через три дня после кончины, Потамина, уже в прославленном виде, явилась в сновидении Василиду, возложила на него венец и сказала: «Я умолила Господа даровать тебе спасение». Прошло несколько времени, и товарищи по какому-то случаю потребовали у Василида языческой клятвы. Василид отказался и объявил, что он христианин. Ему сначала не поверили, но, видя твердость исповедника, посадили его в темницу и казнили. В темнице его посетили некоторые из христиан, которым он рассказал историю своего обращения (203 г., память 20 января).

2.3. Великомученица Анастасия Узорешительница

Святая Анастасия была дочь знатного и богатого римлянина. Отец ее был язычник, мать – христианка. Отличаясь умом и красотою, она получила блестящее воспитание. Мать и один ревностный христианин, по имени Хрисогон, возжгли в ее сердце любовь ко Христу и, ради Его, ко всем бедным и страждущим, в особенности же она сострадала заключенным в темницах. По кончине матери она была, против своей воли, отдана в замужество. Муж ее был человек жестокий и, опасаясь, что она все богатство свое расточит на заключенных, стал держать ее взаперти. Лишенная свободы и возможности посещать томившихся в темницах, она писала своему воспитателю: «Моли за меня Бога, за любовь к Которому я страдаю до изнеможения». Старец ей ответил на это: «Не забывай, что ходящий по водам Христос силен утешить всякую бурю». Вскоре после сего муж ее умер, и она получила свободу. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима но переходила из города в город, из страны в страну – доставляла узникам пищу, одежду, омывала их раны, просила темничных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны, и за это платила им большие деньги. За все эти подвиги человеколюбия и присвоено ей наименование Узорешительницы. Один раз, придя в темницу к узникам, которым она служила еще накануне, она не нашла их на месте, так как ночью все они были казнены, и горько заплакала. Заключив из этого, что и она христианка, ее взяли и представили на суд к правителю. Употреблены были все меры, чтобы склонить ее к отречению от веры, но все они остались безуспешными. Тогда присуждена была ей страшная казнь: привязать к четырем столбам, под ними развести огонь и сжечь живую; но прежде чем разгорелось пламя, она скончалась (около 304 г., память ее 22 декабря).

2.4. Великомученица Екатерина и царица Августа

Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростью и красотою. Многие богатые князья искали руки ее. Мать и родные уговаривали ее вступить в супружество, чтобы богатство отца ее не перешло в чужие руки. Но она отказывала женихам и говорила близким своим: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, который был бы мне равен по красоте и учености». Один старец-пустынник, человек светлого ума и праведной жизни, сказал ей: «Я знаю одного Чудного Отрока, Который превосходит тебя во всех твоих дарованиях, нет Ему подобного». В заключение беседы он дал ей икону Пресвятой Девы с Божественным Младенцем. После сего ночью в легком сне представилось ей, что Царица Небесная, окруженная ангелами, стоит пред ней и держит на руках Младенца, и от Него исходили как бы солнечные лучи. Но напрасно старалась Екатерина взглянуть в лицо Младенца. Он отворачивал от нее Свой светлый лик. «Не презирай Твоего создания, – говорила Божия Матерь, – скажи ей, что должна она делать, чтобы насладиться славы Твоей и увидеть светлое Твое лицо». «Пусть идет она к старцу, – отвечал Младенец, – и узнает от него, что ей должно делать». Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она пошла к старцу, упала к ногам и просила его помощи и совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру; говорил ей о блаженстве райском, о погибели грешников. Мудрая дева смирилась и, уверовав всем сердцем, приняла святое крещение. Екатерина возвратилась домой, обновившись душой; долго молилась она, много плакала и заснула посреди молитвы своей; и вот она снова увидела во сне Матерь Божию, но теперь лицо Божественного Младенца обратилось к ней: Он кротко и милостиво взирал на девицу. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы. Божественный Младенец надел ей чудный перстень и сказал ей: «Не знай жениха земного». Екатерина проснулась с неизъяснимою радостью в сердце. В то время прибыл в Александрию Максимин, соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по всем городам, сзывая народ на языческий праздник. Екатерина скорбела о таком безумстве царя и народа. Когда настал день праздника, она пошла в храм и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога безначального и бесконечного; Им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался Сам человеком для спасения нашего». Максимин заключил ее в темницу за неуважение к богам. Затем он велел собрать ученых, чтобы разубедить девицу, но они не могли противостоять ей в слове и признали себя побежденными. Царь не оставлял однако намерения убедить Екатерину и старался прельстить ее дарами и обещаниями почестей и славы. Но Екатерина отвечала, что одежда мученицы для нее краше царской багряницы.

Между тем Максимин по делам удалился из города. Царица Августа, жена его, много слышавшая о дивной красоте и мудрости Екатерины, пожелала видеть ее и, по ее убеждению, приняла веру христианскую. Когда царь возвратился, то снова послал за Екатериной. Твердость святой исповедницы снова возбудила его злобу; он велел принести колесо с острыми зубцами и грозил привязать ее к этому страшному орудию казни; но и угрозы не устрашили Екатерину. Тогда царь велел предать ее этой ужасной казни, но едва только началось мучение, как невидимая сила сокрушила орудие муки, и святая Екатерина стала невредима. Царица Августа, услышав о случившемся, вышла из дворца своего и стала укорять мужа, как он смеет бороться с Самим Богом. Царь страшно разгневался и повелел умертвить жену свою. На другой день царь в последний раз призвал Екатерину и склонял ее к замужеству, но и это было напрасно. Видя тщету усилий своих, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову (память ее 24 ноября).

2.5. Великомученица Варвара и мученица Иулиания

Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Отличаясь дивною красотою, по желанию отца своего Диоскора она жила вдали от родных и сверстниц, с одною наставницею и несколькими рабынями в башне, которую отец нарочно для нее построил. Башня эта стояла на высокой горе, с которой открывался прекрасный вид на далекое пространство. «Кто сотворил все это?» – спросила она у своей наставницы. «Наши боги», – отвечала та. Святая Варвара не удовлетворилась этим ответом. После долгого собственного размышления об этом она пришла к мысли об едином Творце мира, неизъяснимая радость наполнила ее душу: свет благодати коснулся ее, чрез творение она познала Творца. С этой поры желание Варвары было устремлено к тому, где бы и как принять истинное учение о Боге и Его святой воле. Отец ее отправился на время в другую страну. Получив в отсутствие его большую свободу, Варвара имела случай встретиться с некоторыми из жен-христианок, вступила с ними в беседу, и от них узнала то, чего жаждала душа ее. С неизреченною радостью приняла она святое крещение. Но вот отец ее возвратился и узнал, что дочь, его, так тщательно им укрываемая, приняла христианство. Страшен был гнев его; он подверг ее жестоким истязаниям, потом на несколько дней запер в темную комнату; но видя, что угрозы и наказания его остаются бесполезными, еще более ожесточился и решился наконец отвести ее к начальнику той страны, по имени Мартиану. Мартиан сначала хотел подействовать на нее ласковым обращением, стал хвалить красоту ее и увещевал ее не уклоняться от древних отеческих обычаев, не раздражать отца непокорством. На это святая Варвара отвечала исповеданием и прославлением имени Христа, Который был ей дороже всех благ и радостей мирских. Убедившись, что увещания бесполезны, Мартиан велел бить ее воловьими жилами. Долго мучили ее, но ничем не могли поколебать ее твердой веры. Томили ее в темнице, и это оказалось напрасным. Тогда она присуждена была к смертной казни, и сам Диоскор отсек ей голову (около 304 г.). Твердость святой Варвары в исповедании веры так подействовала на одну христианку по имени Иулиания, что она решилась разделить с нею скорби, и заключение, и истязания на суде, и мученическую смерть (память их 4 декабря). При такой твердости в перенесении страданий, какую показывали святые мученики и мученицы, гонения со стороны язычников не только не уничтожили Церкви, напротив, еще способствовали ее распространению. На место пострадавших являлись новые исповедники Христовы. Случались обращения в самой претории, как скоро являлись туда святые исповедники. «Кровь мучеников есть семя христиан», – сказал один из церковных учителей. Гонения способствовали распространению христианства тем еще, что рассеивавшиеся по причине их христиане, куда ни приходили, всюду насаждали семена веры. Гонения держали верующих на страже веры и Церкви в непрестанной бодрости, способствовали к возбуждению духа веры и взаимной любви и к очищению Церкви от людей слабых и недостойных быть ее членами (очищали золото от примесей).

Проверочные вопросы:

  1. Что вам известно о свмч. Игнатии Антиохийском?
  2. Кто поставил св. Поликарпа в епископы города Смирны? Расскажите о том, какая к нему была применена казнь?
  3. Расскажите о священномученике Иустине Философе.
  4. Расскажите о мученическом подвиге мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
  5. Какие страдания за Христа претерпели свв. Перпетуя, Филицитата и Потамина?
  6. Расскажите о жизни и мученическом подвиге вмц. Анастасии Узорешительницы.
  7. Как пришла к вере вмц. Екатерина и как она пострадала?
  8. Расскажите о страданиях вмц. Варвары и мц. Иулиании.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Страдание святого священномученика Игнатия Богоносца. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1122  (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/183 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святого мученика Иустина Философа. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/472 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/723 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/662 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/796 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Память святой мученицы Перпетуи и с нею святых юношей Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и святой Филицитаты жены. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/113 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Страдание святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, Хрисогона, учителя ее, Феодотии и других с нею пострадавших. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1128 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святой великомученицы Екатерины. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1037 (дата обращения: 16.12.2016). // Он же. Житие и страдание святой великомученицы Варвары. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1071 (дата обращения: 16.12.2016).
  2. Иустин Философ, мч. Апологии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/ (дата обращения: 16.12.2016).
  3. Киприан Карфагенский, свмч. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/fortun/ (дата обращения: 16.12.2016).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.
  2. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 02.12.2016).

Дополнительная литература:

 

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. – Минск: Харвест, 2008.
  2. Асмус В., прот. Лекции по истории Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/asmus-valentin-valentinovich-protoierey/book/69781-lekcii-po-istorii-cerkvi/#toc2  (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Гонения на христиан в Римской империи. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/166129.html (дата обращения: 16.12.2016).

Аудиоматериалы:

 

Асмус В., прот. История Церкви. Части 3,4

Видеоматериалы: