5. Благовестнические труды апостолов Петра, Иакова, Иоанна и других апостолов

Цель занятия – рассмотреть благовестнические труды апостолов: Петра, Иакова, Иоанна и других.

Задачи:

  1. Рассмотреть благовестнические труды ап. Петра.
  2. Рассмотреть благовестнические труды ап. Иакова.
  3. Рассмотреть благовестнические труды ап. Иоанна.
  4. Рассмотреть благоветснические труды других апостолов и распространение христианской Церкви благодаря деятельности мужей апостольских.

План занятия:

  1. Кратко вспомнить совместно со слушателями основные города, в которых ап. Павлом были основаны христианские общины.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источники и, по возможности, дополнительную литературу, ознакомиться с видеоматериалами и картами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/548 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/927 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Память святого Апостола Иакова Зеведеева). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/382 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие святого Апостола и Евангелиста Луки). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/914 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/521 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Марка). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/370 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Страдание святого Апостола Матфия). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/659 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие и страдание святого Апостола Фомы). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/869 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1059 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Страдание святого священномученика Игнатия Богоносца). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1122 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/183 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Святой Апостол Кодрат). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/806 (дата обращения: 09.12.2016).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.
  2. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 09.12.2016).

Дополнительная литература:

  1. Асмус В., прот. Лекции по истории Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/asmus-valentin-valentinovich-protoierey/book/69781-lekcii-po-istorii-cerkvi/#toc2  (дата обращения: 09.12.2016).

Ключевые понятия:

  • Проповедь;
  • Благовестие;
  • Апостол;
  • Епископ;
  • Церковь;
  • Община;
  • Послание;
  • Ангел;
  • Мученичество.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какое гонение претерпел ап. Петр от Ирода Агриппы и чем оно закончилось?
  2. В каких областях Малой Азии проповедовал ап. Петр?
  3. При каком императоре и какую мученическую смерть претерпел ап. Петр?
  4. Что отличало жизнь ап. Иакова?
  5. Где ап. Иаков нес свое служение?
  6. Как окончилась жизнь ап. Иакова?
  7. Где жил ап. Иоанн до Успения Пресвятой Богородицы?
  8. В каких малоазийских Церквях проповедовал ап. Иоанн после Успения Божией Матери?
  9. Где ап. Иоанном была написана Книга Откровений?
  10. По какой причине ап. Иоанн написал четвертое Евангелие?
  11. Какое гонение претерпел ап. Иоанн при императоре Домициане? Как окончилась его жизнь?
  12. Каким народам проповедовал апостол и евангелист Матфей?
  13. Какие миссионерские путешествия предпринимал ап. Марк?
  14. Расскажите о личности и деятельности ап. Луки?
  15. Где проповедовали апостолы Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей и Фаддей?
  16. Назовите имена последователей апостолов, известных своей проповеднической деятельностью.

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Благовестнические труды апостола Петра

2. Святой апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский епископ

3. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

4. Благовестнические труды других апостолов. Мужи апостольские

1. Благовестнические труды апостола Петра

Апостол Павел в послании к Галатам говорит о разделении апостольских трудов, а именно, что ему вверено было благовествование слова Божия для необрезанных, т. е. язычников, а апостолу Петру для обрезанных, т. е. иудеев. По этому первенству в благовестии Евангелия они и почтены в Церкви наименованием первоверховных. К сожалению, о жизни и трудах апостола Петра мы не имеем столь подробных сведений, как о жизни и трудах другого первоверховного апостола.

После того, как апостол Петр основал Церковь среди иудеев и язычников, он претерпел гонение от иудейского царя Ирода Агриппы. На первых порах своего царствования Ирод Агриппа повелел схватить апостола и умерщвлением его рассчитывал особенно угодить евреям, но должен был отложить свой замысел до окончания праздника Пасхи. Апостола заключили в самое внутреннее отделение темницы, и шестнадцать воинов приставлены были стеречь его. Между тем Иерусалимская Церковь усердно молилась о нем Богу, и накануне казни верующие собрались для общей церковной молитвы в доме Марии, матери Марка (впоследствии ученика Петрова и евангелиста). В эту ночь Петр, скованный цепями, спал между двумя воинами; остальные воины стояли у тройных дверей темницы. Вдруг предстал Ангел Господень, и свет осиял темницу. Ангел пробудил Петра. И цепи упали с рук его. По повелению Ангела Петр встал, оделся, обулся, прошел вместе с ним через все двери темницы, видел стоявших стражей и только тогда убедился, что все это было не видение, а действительность, когда Ангел привел его к дому Марии и здесь стал невидим.

После Апостольского собора апостол Петр был, как известно уже по преданию, в Антиохии и рукоположил здесь первого епископа Еводия. Затем проповедовал в областях Малой Азии (Понте, Галатии, Каппадокии и Асии) иудеям и прозелитам, к которым впоследствии написал свое послание. После сего проповедовал евреям, жившим в Египте, и рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской Церкви. Несомненно, что апостол Петр проповедовал и в Риме, но не был здесь, как некоторые думают, епископом. В Риме же святой апостол принял и мученическую кончину от Нерона за обличие Симона волхва, которому Нерон покровительствовал. Есть предание, что, когда по просьбе римских христиан апостол Петр хотел удалиться из Рима, то в воротах города увидел Господа Иисуса, несущего крест, и на вопрос: «Куда, Господи, грядеши?» – услышал: «Иду второй раз пострадать в Риме». Петр принял это за вразумление свыше и сам предал себя своим гонителям. Накануне его смерти была умерщвлена пред его глазами жена его. В последние ее минуты он обратился к ней со следующими трогательными словами: «Жена, вспоминай Учителя». Петр был распят на кресте, по собственной просьбе его, вниз головою, потому что считал себя недостойным умереть так, как умер Христос Спаситель. Апостол Петр написал два соборных послания. Проповедь ап. Петра, как свидетельствует его житие, составленное свт. Димитрием, сопровождалось многими чудесами, в том числе, воскрешениями из мертвых.

2. Святой апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский епископ

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви Иаков и Иоанн. Святой апостол Иаков был сродником Господа по плоти (или сын Иосифа от первой жены, или сын Марии, сестры Матери Божией) и потому называется братом Господним. Господь явился ему по воскресении и, как известно по преданию, поставил его епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющим столь важное значение для всего христианского мира. По этому именно значению предстоятеля Иерусалимской Церкви, как думают, ему предоставлено было и первое место (председательство) на Апостольском соборе. Голос его здесь был последний, и решение, предложенное им, послужило как бы резолюцией собора. Значение апостола Иакова еще более возвышала его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни сикера, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храм (Иерусалимский), там вставал на колени и молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было труднее среди скопища самых злых врагов христианства; но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его глубоко уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником. Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

При таком значении апостола иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Албина (62 г. по Р.Х.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. Апостола вывели на портик храма и, после нескольких льстивых слов, пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?». «Что спрашиваете меня о Иисусе? – громко ответил проповедник. – Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!». Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» – и сбросили его на землю. Иаков мог еще приподняться на колени и сказал: «Господи! Отпусти им; не ведят бо, что творят». «Побьем его камнями!» – закричали враги его. Один священник из племени Рехава начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком по голове апостола и умертвил его. Вместе с ним умерщвлено было много христиан. Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Предание церковное приписывает апостолу Иакову, первому епископу Иерусалимскому, еще составление древнейшего чина Божественной литургии.

3. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Святой апостол Иоанн долгое время проповедовал только в пределах Палестины. Верный завещанию Господа, он хранил и покоил Пречистую Приснодеву, как самый преданный сын, и только по блаженном Ее Успении начал проповедовать в иных местах. Блаженное Успение Пречистой Богоматери последовало 15 августа 57 года по Рождестве Христовом. Архангел Гавриил, благовестивший о рождении от Нее Спасителя, был вестником предстоящей Ей блаженной кончины. Ко дню кончины чудесным образом были собраны в Иерусалиме все апостолы, кроме одного только Фомы, которые и похоронили Ее пречистое тело в Гефсиманской пещере. На третий день прибыл в Иерусалим апостол Фома, но уже не нашел Ее тела в пещере: оно было взято на Небо. При этом последовало чудесное явление Богоматери, обещавшей апостолам и всему христианскому миру Свое покровительство.

В проповеднической деятельности апостола Иоанна замечается та особенность, что он избрал себе одно определенное поприще и всю энергию своего духа направил на то, чтобы искоренить здесь язычество и утвердить святую веру. Предметом его особенных попечений были семь малоазийских Церквей (в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии). Преимущественно же он жил в Ефесе. При императоре Домициане он был вызван в Рим как единственный оставшийся в живых апостол и, по приказанию этого гонителя, был брошен в кипящее масло, но сила Божия сохранила его невредимым, как трех отроков в печи огненной. Тогда Домициан сослал его на пустынный остров Патмос. Здесь Иоанн написал Апокалипсис, или Откровение о судьбах Церкви и всего мира. По смерти Домициана ап. Иоанн был возвращен в Ефес. Епископы и просветители Ефесской Церкви показали ему три книги святого Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукою. Ап. Иоанн утвердил их, как несомненную истину. После сего они стали просить апостола, чтобы он изложил для них те беседы Господа Спасителя, которые они от него слышали. С другой стороны, появились в Церкви еретики, которые унижали и даже отрицали Божественное достоинство Господа Спасителя, и необходимо было предохранить верующих от их заблуждений. Тогда апостол, назначив пост для Ефесской Церкви, удалился со своим учеником Прохором на гору и начертал Евангелие.

О последующей деятельности святого апостола Иоанна предание сохранило несколько замечательных сведений, показывающих, какою любовью преисполнено было его сердце. При посещении одной из малоазийских Церквей Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу, отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил особому попечению епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с худыми товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников. Ап. Иоанн, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими и приведен к начальнику. При виде апостола юноша крайне смутился и бросился бежать от него. Святой Иоанн устремился за ним, трогательными словами любви ободрил его, сам привел его в Церковь, делил с ним труды покаяния и не прежде успокоился, как совершенно примирив с Церковью это заблудшее чадо ее. В последние годы своей жизни апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?». Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь; если ее исполните, то весь Христов закон исполните». Эта любовь обращалась в пламенную ревность, когда апостол встречал лжеучителей, которые развращали души слабо веровавших и лишали их вечного спасения. В одном общественном здании он встретил лжеучителя Керинфа, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. «Пойдем скорее отсюда, – сказал апостол ученику своему, – я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание». Святой Иоанн Богослов – единственный из двенадцати апостолов, умерший мирною смертью, на сто пятом году жизни.

4. Благовестнические труды других апостолов. Мужи апостольские

Ап. Матфей, которого считают бывшим мытарем Левием, был сборщиком податей при Галилейском озере. Сначала он проповедовал евреям. Он написал Евангелие на родном языке. По позднейшим сказаниям, он проповедует то в Македонии, то в Сирии, Парфии, Эфиопии и др. странах. Несомненно только то, что он проповедовал вне пределов Римской империи. Еп. Арсений отмечает основание им церкви в Синопе. Неизвестно, умер ли он естественной смертью, или был замучен.

Святой апостол и евангелист Марк был спутником и сотрудником Петра и этим великим апостолом был рукоположен в епископа для Александрийской Церкви. Во время пребывания апостола Петра в Риме Марк помогал ему в деле проповеди и, по просьбе римских христиан, написал Евангелие. Он предпринимал и собственные путешествия для проповеди к берегам Адриатического моря. Венеция чтит святого Марка как своего просветителя. Много потрудился он в подвиге проповеди Христовой веры в Египте и в самой Александрии. Для утверждения веры Христовой и с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, святой Марк положил в Александрии основание христианскому огласительному училищу. В последующее время это училище сделалось средоточием христианского просвещения и прославилось тем, что из него вышли знаменитые учители Церкви, каковы: Пантен, Климент, и некоторые из отцов Церкви, каковы: Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец и другие. Заботясь об устроении церковного богослужения, святой Марк составил чин литургии и передал его христианам александрийской церкви. Этот чин литургии сохранялся продолжительное время в сей церкви и в последующие века. В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились некоторые молитвы, приписываемые ев. Марку. После многих трудов он принял мученическую кончину в Александрии от язычников в день их идольского праздника в честь Сераписа.

Святой апостол и евангелист Лука происходил из Антиохии Сирийской и до обращения ко Христу был иудейским прозелитом. Апостол Павел называет его врачом (Кол. 4:14); кроме врачебной науки святой Лука знал искусство живописи. По преданию, он написал иконы Божией Матери и апостолов Петра и Павла. После вознесения Господня, святой Лука пребывал некоторое время, вместе с другими Апостолами, в Иерусалиме, но потом, по свидетельству предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которою некогда преклонил главу Свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину, к великой радости антиохийских христиан. Со времени второго путешествия апостола Павла он был почти неразлучным спутником и сотрудником (2Тим. 4:10). Во время второго путешествия ап. Павла св. Лука вместе с ним отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в Македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения христианства в Македонии. Когда же апостол Павел, в конце третьего своего апостольского путешествия, снова посетил Филиппы, Лука, по его поручению и по избранию всех верующих, ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины. Собрав милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви, находившиеся на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в Палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд Кесаря. Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, — в которой он и прежде трудился несколько лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии. Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Скончался он 84-х лет от роду, в Ахаии, мученическою смертью, именно, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве. Честное тело его было погребено в Фивах, – главном городе Беотии, – где его святые мощи, подававшие множество исцелений, находились до второй половины четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи – Константинополь. Святой апостол Лука написал Евангелие и книгу Деяний апостольских.

Святой апостол Иаков Зеведеев, брат святого евангелиста Иоанна Богослова, был одним из двенадцати апостолов, избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей. Он проповедовал в Иерусалиме и первый из апостолов пострадал за Христа. Иаковов мужественно и дерзновенно проповедовал о Христе. Книжники и фарисеи, будучи не в силах противостоять Апостолу, за деньги наняли волхва Гермогена, который бы посрамил св. Иакова. Однако сначала посланный волхвом ученик, а затем и сам учитель, были поражены силой проповеди Иакова и явленной им по молитве святого силой Божией. Гермоген был научен святым апостолом вере, принял Крещение и стал истинным служителем Христовым. Иудеи, видя всё совершившееся, пришли в сильную ярость и уговорили царя Ирода воздвигнуть гонение на Церковь Христову и умертвить Иакова. Ирод Агриппа велел отсечь Апостолу голову. Некто Иосия, еврей, приведший апостола на судилище, так был тронут мужеством и кротостью святого Иакова, что сам объявил себя христианином и был обезглавлен вместе с ним.

Святой апостол Иуда, по прозванию Фаддей, или Леввей, родной брат апостола Иакова, называется также братом, т. е. родственником Господа. Относительно двух других имен ап. Иуды свт. Димитрий пишет: «Название эти даны Апостолу Иуде не без причины, а именно: слово “Леввей” значит: “сердечен”. По отношению к Апостолу Иуде, это название будет означать, что он – Иуда, после соделанных им по неведению, прегрешений против Христа Бога [маловерие: не верил в Христа; и небратолюбие: не желал, чтобы Иосиф отдал часть своей земли также Иисусу, кроме четверых детей, рожденных от первой жены], когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия – Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим. Апостол Иуда называется еще Фаддеем, что значит: ”хвалящий”, ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам. Он проповедовал в Азии, особенно в странах Персии и Армении, и в последней принял мученическую кончину. Еп. Арсений отмечает, что он был повешен на кресте и пронзен стрелами в окрестностях Арарата. Апостол Иуда написал соборное послание. В нем апостол предохраняет верующих от ложных учителей, которые проповедовали, что Бог не накажет людей за их увлечения и грехи.

Святой апостол Андрей, брат апостола Петра, был назван Первозванным, потому что прежде всех апостолов сделался последователем и учеником Иисуса Христа. Он проповедовал по берегам Черного моря, ходил по реке Днепру и в пределы нашего отечества, благословил киевские горы, водрузил на них крест и предрек будущее просвещение России христианской верой. В Византии он рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии, ап. Андрей претерпел мученическую смерть.

О трудах прочих апостолов сохранились немногие и неясные сведения.

Ап. Филипп был родом из Вифсаиды, также как апп. Пётр и Андрей. По более поздним сказаниям он устроил церковь во Фригии; скончался в г. Иераполе, у гробницы его всегда было много людей.

Ап. Варфоломей был родом из Каны Галилейской. По достоверным свидетельствам, он проповедовал в Счастливой Аравии и Индии, пострадал же (с него живого содрали кожу) в Армении, в г. Алванополе, в нынешнем Дагестане.

Ап. Фома, называемый также Дидимом, проповедовал Евангелие варварским племенам в Парфии, Индии и на близлежащих островах. В Индии он пострадал в г. Каламине (Мальяпур). Мощи его перенесены в Едессу.

Ап. Симон Кананит, по прозвищу Зилот, как полагают, был братом Иакова и Иуды. Известно, что он проповедовал на востоке, в прикавказских странах, сопутствуя ап. Андрею. Скончался он в Анатолии, в 15 верстах от нынешнего Сухуми, при впадении р. Псирста в Чёрное море.

Ап. Фаддей, из 70-ти, сперва сопутствовавший ап. Фоме, отправлен был им около 38 г. к владетелю Едессы, князю Авгарию, верившему в чудеса Спасителя. По преданию, он крестил Авгаря и многих его жителей, положив этим основание Армянской Церкви. Перед смертью он поставил для Едессы епископом Аггея.

Евграф Смирнов так излагает условия проповедничества апостолов и объясняет причины быстрого распространения Церкви: «Апостолы по слову Спасителя ходили с проповедью Евангелия ко всем известным тогда народам. Греко-Римская империя была центром деятельности нескольких апостолов. А некоторые из них, как сказано было выше, посвятили себя проповеди Евангелия среди народов варварских, вне пределов Римского владычества. Все они исполняли дело своего служения с необыкновенной ревностью. Затруднений и препятствий для них как бы не существовало: голод и холод, преследования, темницы, смерть — ничто не останавливало их. Проходя с проповедью Евангелия, апостолы, за исключением немногих, не оставались долго на одном месте, но, устроив церковь в одном месте, переходили в другое и т.д. Результатом их деятельности было то, что во всех больших и важных чем-либо городах Римской империи, напр., Иерусалиме, Антиохии, Эфесе, Филиппах, Солуни, Афинах, Коринфе, Александрии, Риме и др., устроены были христианские церкви. Даже во многих малых городах были христианские общины, как это видно из путешествий ап. Павла. Ученики апостолов, – особенно Павла и Иоанна, воспитавших целое поколение ревностных учителей и проповедников Евангелия, часто бывшие предстоятелями основанных ими церквей, – были их ближайшими помощниками в распространении христианства. Как быстро шло распространение христианства во времена апостольские, видно по тому, что в самом начале 2 века, немного спустя после смерти Иоанна Богослова, правитель Вифинии, Плиний младший доносил императору Траяну, что в этой области христианство проникло, по его выражению, как зараза, не только в города, но даже в сёла и деревни, так что опустели языческие храмы и прекратились языческие празднества. Конечно, такое множество христиан в Вифинии появилось не вдруг после смерти апостолов, а увеличивалось постепенно ещё при их жизни. Вообще, в век апостольский во всей империи насчитывались многие тысячи христиан. Что касается причин такого быстрого распространения Церкви Христовой в век апостольский, то, как замечали христианские писатели последующего времени, такое распространение есть само по себе чудо, трудно объяснимое естественными причинами. Действительно, трудно объяснить, как апостолы, вышедшие из среды иудеев, народа презираемого, люди бедные и незнатные, без всяких внешних средств и пособий, распространили Евангелие на огромном пространстве и среди многих тысяч людей. Естественными причинами только отчасти можно объяснить факт быстрого распространения христианства. С одной стороны — обилие чудес в век апостольский, высокая нравственная жизнь христиан, братская связь членов христианского общества, их благотворительность и помощь, как своим собратьям, так и язычникам и, наконец, Божественное учение, ими проповедуемое, — всё это привлекало многих вступать в Церковь Христову, с другой стороны, и сами язычники чувствовали большую потребность вступать в Церковь».

Распространение христианства апостолами было продолжено их ближайшими преемниками и самими христианскими общинами. Известна проповедническая деятельность Климента, третьего епископа Римского, свмч. Игнатия[1] Богоносца, епископа Антиохийского, свмч. Поликарпа[2], епископа Смирнского, св. Дионисия Ареопагита, Кодрата, епископов Афинских и др. Ими же подготовлялись новые проповедники.

Христианские общины были настолько крепки духом и организованы, что легко могли способствовать распространению христианства. Из больших городов проповедь проникала в маленькие, из них в сёла. Особенно влияла на рост христианства высоконравственная жизнь христиан. Евграф Смирнов пишет: «Св. Иустин Философ, писатель 2 века, говорит об этом в своей первой апологии: “Мы можем представить вам многих, которые обратились к вере потому, что или по соседству видели степенность христиан в обыкновенной жизни, или во время путешествия были свидетелями их терпения среди всякого рода неприятностей, встречавшихся на дороге, или узнавали их лучше, ведя с ними дела” (Апол. 1, гл. 20). В 3 столетии христианская Церковь имела своих членов во всех классах общества и так распространилась в Римской империи, что возник вопрос о том, что должно существовать – язычество или христианство. Преследования христиан, возбуждаемые отживающим язычеством, вели только к тому, что место замученных христиан заступали новые во множестве из самих же гонителей».

Во 2 в. христианские проповедники из Малой Азии насадили христианство в южной Галлии. Возникли церкви в Лионе и Вене. Ученики св. Поликарпа, свв. Пофин и Ириней, были епископами Лионскими. Во 2 в. христианство из Рима распространилось в Галлию, а оттуда на восток – к германцам.

В конце 3 в. известны церкви в Кельне, Трире и Маце, затем и в Британии. В Африке христианство в начале 2 в. из Карфагена распространилось в Мавритании и Нубии, и уже к концу того же столетия карфагенская церковь, будучи в постоянных сношениях с римской, процветала. В середине 3 в. там происходили большие соборы местных епископов. Из Рима во 2 в. христианство распространилось в Испанию. Распространялось христианство и вне пределов Римской империи. Из Эдессы оно проникло отчасти в Персию. Упоминается о существовании его в Мидии, Парфии, Бактрии. Учителя Александрийского училища проповедовали: Пантен в Индии, Ориген – в Аравии.

Проверочные вопросы:

  1. Какое гонение претерпел ап. Петр от Ирода Агриппы и чем оно закончилось?
  2. В каких областях Малой Азии проповедовал ап. Петр?
  3. При каком императоре и какую мученическую смерть претерпел ап. Петр?
  4. Что отличало жизнь ап. Иакова?
  5. Где ап. Иаков нес свое служение?
  6. Как окончилась жизнь ап. Иакова?
  7. Где жил ап. Иоанн до Успения Пресвятой Богородицы?
  8. В каких малоазийских Церквях проповедовал ап. Иоанн после Успения Божией Матери?
  9. Где ап. Иоанном была написана Книга Откровений?
  10. По какой причине ап. Иоанн написал четвертое Евангелие?
  11. Какое гонение претерпел ап. Иоанн при императоре Домициане? Как окончилась его жизнь?
  12. Каким народам проповедовал апостол и евангелист Матфей?
  13. Какие миссионерские путешествия предпринимал ап. Марк?
  14. Расскажите о личности и деятельности ап. Луки?
  15. Где проповедовали апостолы Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей и Фаддей?
  16. Назовите имена последователей апостолов, известных своей проповеднической деятельностью.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/548 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти)[Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/927 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Память святого Апостола Иакова Зеведеева)[Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/382 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие святого Апостола и Евангелиста Луки)[Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/914 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/521 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Марка). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/370 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Страдание святого Апостола Матфия). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/659 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие и страдание святого Апостола Фомы). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/869 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1059 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Страдание святого священномученика Игнатия Богоносца). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1122 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/183 (дата обращения: 09.12.2016). (См.: Святой Апостол Кодрат). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/806 (дата обращения: 09.12.2016).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.
  2. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 09.12.2016).

Дополнительная литература:

  1. Асмус В., прот. Лекции по истории Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/asmus-valentin-valentinovich-protoierey/book/69781-lekcii-po-istorii-cerkvi/#toc2  (дата обращения: 09.12.2016).

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 


[1] Свт. Димитрий приводит такие сведения из Священного Предания о свмч. Игнатии Антиохийском: «О сем божественном Игнатии Богоносце рассказывается, что когда он был младенцем, а Господь Иисус Христос жил на земле с людьми и учил народ о Царствии Божием, однажды родители Игнатия, стоя среди народа, слушали словеса Божии, исходящие из уст Спасителя, имея при себе и свое дитя. Взглянув на них, Господь позвал к себе отрока Игнатия, поставил его среди народа, обнял его и, взяв на руки, сказал: “Если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное, и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает” (Мф. 18:3,5; Мк. 9:37; Лк. 9:48). Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах». Также по свидетельству свт. Димитрия, «сей святой иерарх установил в церкви петь божественные песни на два лика или хора, подобно ликам ангельским, ибо сподобившись Божественного откровения, он видел, как ангельские лики пели попеременно: когда один пел, то другой молчал, когда же пел другой, то первый слушал, когда один кончал песни, другой начинал, таким образом ангельские лики прославляли Святую Троицу, как бы передавая друг другу песнопения».

[2] Служение свмч. Поликарпа Смирнского сопровождалось многими чудесами и исцелениями, и Церковь в Смирне очень быстро распространялась. Св. Поликарп также боролся за чистоту веры. Так, будучи в Риме, он «многих отвратил от ереси маркионитов и привел их к истинной Церкви и вере».