3. Призвание в Церковь язычников. Первое миссионерское путешествие апостола Павла. Апостольский собор

Цель занятия – рассмотреть начало распространения Церкви среди язычников и деяние Апостольского собора.

Задачи:

  1. Рассмотреть обращение ап. Павла.
  2. Рассмотреть обращение Корнилия сотника и первые шаги Евангельской проповеди среди язычников.
  3. Рассмотреть первое путешествие ап. Павла.
  4. Рассмотреть деяния Апостольского собора.

План занятия:

  1. Из курса «Нового Завета» кратко вспомнить обращение ап. Павла, распространение христианства среди язычников и Апостольский собор.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, желательно максимально ознакомиться с источниками и, по возможности – с дополнительной литературой, аудио- и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о св. Апостоле Павле. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_apostole_pavle/ (дата обращения: 02.12.2016).
  2. Аврелий Августин, блж. Слово в день Петра и Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/slovo-v-den-petra-i-pavla (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Павла). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/549 (дата обращения: 02.12.2016). (См.: Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/548 (дата обращения: 02.12.2016). (См.: Житие и страдание святого апостола Варнавы). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/505 (дата обращения: 02.12.2016).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.
  2. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 02.12.2016).

Дополнительная литература:

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. – Минск: Харвест, 2008.
  2. Бриллиантов А.И. Лекции по истории Древней Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/brilliantov-aleksandr-ivanovich/book/72281-lekcii-po-istorii-drevney-cerkvi-4/  [Электронный ресурс]. – URL:
  3. Асмус В., прот. Лекции по истории Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/asmus-valentin-valentinovich-protoierey/book/69781-lekcii-po-istorii-cerkvi/#toc2  (дата обращения: 02.12.2016).

Ключевые понятия:

  • Гонение;
  • Язычники;
  • Апостолы;
  • Евангельская проповедь;
  • Собор.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Савл отправился в Дамаск? Как произошло его призвание?
  2. Кто из апостолов и при каких обстоятельствах крестил первого язычника?
  3. Кем была основана Антиохийская Церковь?
  4. С чего ап. Павел начал свое первое миссионерское путешествие?
  5. В каких основных городах проповедовал ап. Павел во время своего первого миссионерского путешествия?
  6. Какой успех имела евангельская проповедь ап. Павла во время его первого миссионерского путешествия?
  7. Что стало причиной собрания Апостольского собора? Почему это вопрос не мог быть решен кем-то из апостолов единолично?
  8. Какое решение стало резолюцией Собора?

Иллюстрации:

Аудиоматериалы:

Асмус В., прот. История Церкви

Видеоматериалы:

 

 

1. Обращение Савла (41 г. по Р. X.)

2. Призвание в Церковь язычников (42 г. по Р. X.). Христиане в Антиохии

3. Первое путешествие апостола Павла (45-49 гг. по Р. X.)

4. Апостольский собор в Иерусалиме (51 г. по Р.Х.)

1. Обращение Савла (41 г. по Р. X.)

В то время, как вера христианская распространилась среди иудеев и самарян, Господь Иисус Христос особенным, чрезвычайным образом призвал великого апостола для проповеди язычникам. Это был Савл, еврей из города Тарса. Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Савл первоначальное образование получил в родном своем городе, а для окончательного образования был послан в Иерусалим. Здесь он слушал знаменитого законоучителя Гамалиила и скоро усвоил себе всю иудейскую премудрость. Хотя сам Гамалиил отличался благоразумием и беспристрастием, но Савл, по своей молодости и пылкости характера, увлекся мнением большинства фарисеев относительно христиан и думал, что угодит Богу, когда будет их гнать (Ин. 16:2). В этом заблуждении юноша Савл принял участие в убиении первомученика Стефана и после не переставал гнать христиан в Иерусалиме. Но вот он слышит, что, несмотря на гонение, святая вера не уничтожается, и что многие из евреев приняли ее в Дамаске (столице Сирийского царства, сопредельного с Иудеей). Тогда он берет полномочие от первосвященника и отправляется туда, чтобы разыскивать христиан и отсылать их в Иерусалим.

Когда Савл был уже вблизи Дамаска, внезапно осиял его сильный свет с неба. Он упал на землю и слышит голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» – «Кто ты, Господи?» – воззвал Савл. «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна!». Савл в трепете и ужасе воскликнул: «Господи, что мне повелишь делать?». Ему велено было идти в город и там ожидать себе наставления. Савл поднялся с земли: глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Тогда спутники (они слышали голос, а никого не видели и сами были в оцепенении от ужаса) взяли его за руку и повели в Дамаск.

Три дня провел Савл в посте и молитве, углубился в самого себя, познал бедность души своей и всем сердцем возжелал просвещения и спасения. В Дамаске находился в это время один из семидесяти учеников Господних Анания. Господь явился ему в видении и повелел идти к Савлу и крестить его. «Господи, – сказал Анания, – я слышал от многих, сколько зла сделал, этот человек святым Твоим в Иерусалиме». – «Иди, он есть Мой избранный сосуд», – сказал ему Господь. Анания пошел к Савлу, сказал ему о воле Господней и возложил на него руки: тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла. Он прозрел, встал, крестился и тотчас же начал проповедовать в синагогах о Господе Спасителе. Таким обоазом апостол Павел, говоря словами блж. Августина, «будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником».

Увидев такую перемену в Савле, евреи хотели умертвить его и день и ночь выжидали его у ворот. Христиане, однако ж, нашли возможным спасти Савла, спустив его ночью со стены в корзине. Из Сирии Савл не возвратился в Иерусалим, а пошел в Аравию, где пробыл три года. Здесь в строгом уединении, близ священных для иудея гор Синая и Хорива, путем самоуглубления и молитвы, при действии всесильной благодати Божией он совершенно преобразился и из ревнителя буквы закона сделался великим провозвестником евангельской истины. Из Аравии он возвратился в Дамаск и оттуда уже отправился в Иерусалим. Здесь он сблизился с апостолом Петром как призванный, подобно ему, от Самого Господа Иисуса Христа и полномочный апостол.

Савл горел желанием пострадать за Христа в этом городе, где он так недавно гнал Церковь, и горячо молился об этом в Иерусалимском храме, но Господь еще раз явился ему и сказал: «Выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я пошлю тебя далеко к язычникам». Так от Самого Господа указано было Савлу и поприще для апостольского труда. Савл на время удалился в свой родной город Тарс. Между тем дверь в Церковь была уже открыта язычникам, и открыл ее тот же апостол Петр, который положил начало Церкви среди иудеев.

2. Призвание в Церковь язычников (42 г. по Р. X.). Христиане в Антиохии

Посещая верующих, рассеявшихся в Палестине, ап. Петр пришел в город Иоппию (ныне Яффа, на берегу Средиземного моря) и остановился в доме одного кожевника по имени Симон. Около шестого часа[1] он вышел на верх дома и там молился, после чего почувствовал сильный голод и впал в исступление[2]. И вот он видит отверстое небо и оттуда нисходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю. В нем находились всякие (т. е. и недозволенные для употребления в пищу законом Моисея) четвероногие звери, пресмыкающиеся и птицы. Как только сосуд спустился к апостолу, он слышит голос: «Встань, Петр, заколи и ешь». Петр сказал: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Тогда в другой раз был голос неба: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это повторилось трижды, и сосуд опять поднялся на небо.

В эти минуты вдруг раздался у ворот дома голос: «Здесь ли Симон, называемый Петром?». А Святой Дух внушил Петру: «Вот три человека ищут тебя: встань, иди с ними, нимало не сомневаясь». Оказалось, что посланные были от Корнилия, римского сотника в Кесарии[3]. Это был человек благочестивый и богобоязненный со всем домом своим, творил много милостыни и усердно молился Богу. Около девятого часа[4] Корнилий ясно видел Ангела, который сказал ему: «Корнилий, молитвы твои и милостыни пришли на память пред Богом. Итак, пошли и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

В доме Корнилия между тем собрались родственники и друзья его. Апостол начал проповедовать им о Господе Спасителе и заметил, что еще во время проповеди Святой Дух сошел на них, так как они стали говорить разными языками. Тогда Петр сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?». И велел им креститься[5].

Спустя несколько времени по обращении Корнилия дошел до иерусалимских христиан слух, что в Антиохии Сирийской, богатом и многолюдном городе, появились христиане из язычников[6]. Апостолы для утверждения Церкви послали туда Варнаву, а Варнава пригласил Савла. В течение целого года они проповедовали в Антиохии и основали здесь великую и славную Церковь. Здесь в первый раз верующие стали именоваться христианами.

В конце года пришли в Антиохию христиане из Иерусалима, обладавшие даром пророчества. Один из них, по имени Агав, предсказал о наступлении повсеместного голода, который действительно и был при императоре Клавдии. При этом предсказании возгорелась любовь христиан антиохийских к иерусалимским. Каждый из них пожертвовал по своему достатку, и послали в Иерусалим пособие с Варнавою и Савлом (пример общения Церквей). По возвращении же их Дух Святой внушил некоторым учителям Церкви Антиохийской: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я их призвал». Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки (в знак любви и благожеланий), отпустили их. Вместе с ними пошел племянник Варнавы Марк.

3. Первое путешествие апостола Павла (45-49 гг. по Р. X.)

Свою апостольскую проповедь Варнава и Савл начали с острова Кипра. Кипр был родиною Варнавы. Здесь они начали путь с Саламина и дошли до Пафоса, т. е. прошли весь остров. В Пафосе жил римский проконсул Сергий Павел – муж разумный. Он пожелал слышать проповедь апостолов, но успеху ее препятствовал иудейский волхв Елима. Тогда Савл, он же и Павел, поразил Елиму слепотою, и Сергий Павел уверовал учению Господню. С этих пор Савл именуется более Павлом и является первенствующим пред Варнавою[7].

С острова Кипра апостолы отправились в Малую Азию. В начале этого нового пути племянник Варнавы Марк отстал от апостолов и возвратился в Иерусалим. Апостолы же дошли до Антиохии, главного города в Писидийской области.

Проповедь апостолов в Антиохии дает понятие о том, как заранее Промыслом Божиим подготовлены были для нее благоприятные условия и как большею частью велась она. Здесь была колония иудейская и синагога в ней. Апостолы могли найти себе приют у своих земляков и начали проповедь с синагоги. Проповедовал Павел и произвел сильное впечатление на слышавших. Многие из иудеев и прозелитов уверовали.

Слух о новых проповедниках разнесся по городу, и в следующую субботу едва не весь город собрался в синагогу послушать слово Божие. Некоторые из иудеев, по зависти к великому апостолу, стали противоречить ему и возбуждать против него народ. Тогда апостолы смело обличили своих противников и сказали им: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам». Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне; и оно распространялось по всей стране. Иудеи же, подстрекнув набожных и почтенных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов. Но семена веры в той стране уже были посеяны.

Из Антиохии апостолы пошли в Иконию. Здесь также они проповедовали в синагоге, обратили к вере много иудеев и эллинов, и также некоторые из неверующих иудеев восстали против апостолов и возбудили язычников. Дело дошло до того, что неверовавшие иудеи и язычники с своими начальниками устремились на апостолов, чтобы посрамить их и побить камнями. Узнав о сем, апостолы удалились в Ликаонский город Листру.

В Листре с особым вниманием слушал проповедь Павла некоторый муж, не владевший от самого рождения ногами. Увидев, что он имеет веру, чтобы быть исцеленным, Павел именем Господа Иисуса Христа велел ему встать, и хромой тотчас встал и начал ходить. Суеверные язычники, увидев это чудо, приняли апостолов за богов: Павла за Меркурия (по мифологии – вестник воли богов), Варнаву за Юпитера, и тотчас же явился жрец с волами и венками, чтобы вместе с народом принести им жертву. Услышав об этом, апостолы разодрали свои одежды и, бросившись в народ, воскликнули: «Мужи! Что это вы делаете? Мы подобные вам люди и благовествуем, чтобы вы от сил ложных (богов) обратились к Богу живому». Едва могли они остановить народ и убедить его разойтись. Между тем пришли из Антиохии враждебные апостолам евреи и возбудили народ против Павла. Апостола побили камнями и, вытащив за город, почитали уже умершим, но, Божиею помощью, он встал и возвратился в город, а на другой день вместе с Варнавой отправился далее. Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что Павел при этом нисколько не гневался на своих обидчиков, а, напротив, сожалел о них: «Подлинно, никто так не любил врагов, никто так не благодетельствовал строившим ему козни, никто так не страдал за оскорбителей своих, – потому что он смотрел не на то, что сам терпел, но помышлял об общности природы, и чем больше они свирепствовали, тем больше он жалел об их неистовстве. Как отец скорбит о сыне, впадшем в сумасшествие, и чем больше больной оскорбляет и бьет его, тем больше он жалеет и оплакивает его, – так и Павел, по чрезмерности бесовских действий заключая о силе болезни оскорблявших его, располагался к большему о них попечению».

Проповедав веру в Дервии и приобретя довольно учеников, апостолы мужественно предприняли обратный путь чрез те же города, где проповедовали веру и претерпели гонение, для того, чтобы ободрить и укрепить в вере новообращенных христиан.

В каждой основанной ими Церкви апостолы рукополагали пресвитеров, которым поручали пасти Христову Церковь и распространять веру. Это была вторая священная степень. Название «пресвитер» (значит «старейший») показывает, что в эту должность апостолы избирали старейших или по возрасту, или по времени обращения, как более опытных и надежных, для того, чтобы они могли быть руководителями других. Наконец, не заезжая на остров Кипр, апостолы возвратились в Антиохию Сирийскую.

4. Апостольский собор в Иерусалиме (51 г. по Р.Х.)

По возвращении ап. Павла в Антиохию пришли туда некоторые христиане из иудеев и начали учить христиан, обратившихся из язычников: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». По этому поводу произошло «разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними». Возник трудный вопрос, грозивший разделением Церкви: нужно ли христианам соблюдать обрядовый закон Моисеев? Для разрешения его антиохийские христиане обратились к апостолам и пресвитерам в Иерусалиме, а они, по заповеди Спасителя (Мф. 18:17), собрались вместе для рассмотрения этого дела. После предварительного рассуждения ап. Петр сказал, что его первого Бог избрал для проповеди язычникам и, «очистив сердца их верой, даровал им Святого Духа, как и нам. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?». Варнава и Павел, со своей стороны, рассказали, какие знамения и чудеса Бог сотворил через них среди язычников. В заключение говорил святой ап. Иаков, и слова его как бы выразили решение (резолюцию) Собора. Апостольский собор освободил христиан от соблюдения обрядового Закона Моисеева и внушил им ревностно заботиться об исполнении нравственного закона, сущность которого была выражена в следующих словах: «не делать другим того, чего сами себе не желаете». Решение собора было изложено письменно, запечатлено словами: «изволися Духу Святому и нам» и послано с доверенными лицами (Силой и Иудой, имевшими дар пророчества) в Антиохию. Апостолу Иакову предоставлено было последнее решающее слово и как бы председательство на Соборе, хотя он был не из 12, а из 70 апостолов. Такая почесть, как думают, была предоставлена ему, как представителю местной иерусалимской церкви. В такое достоинство апостол, по преданию, возведен был Самим Господом Иисусом Христом, явившимся ему по воскресении. Здесь видим начало третьей высшей священной степени епископа. Через епископов в особенности продолжается в церкви служение апостольское: им принадлежит право рукополагать в священные степени, учить и судить в церкви. 

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Савл отправился в Дамаск? Как произошло его призвание?
  2. Кто из апостолов и при каких обстоятельствах крестил первого язычника?
  3. Кем была основана Антиохийская Церковь?
  4. С чего ап. Павел начал свое первое миссионерское путешествие?
  5. В каких основных городах проповедовал ап. Павел во время своего первого миссионерского путешествия?
  6. Какой успех имела евангельская проповедь ап. Павла во время его первого миссионерского путешествия?
  7. Что стало причиной собрания Апостольского собора? Почему это вопрос не мог быть решен кем-то из апостолов единолично?
  8. Какое решение стало резолюцией Собора?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о св. Апостоле Павле. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_apostole_pavle/ (дата обращения: 02.12.2016).
  2. Аврелий Августин, блж. Слово в день Петра и Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/slovo-v-den-petra-i-pavla (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Павла). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/549 (дата обращения: 02.12.2016). (См.: Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/548 (дата обращения: 02.12.2016). (См.: Житие и страдание святого апостола Варнавы). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/505 (дата обращения: 02.12.2016).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.
  2. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 02.12.2016).

Дополнительная литература:

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. – Минск: Харвест, 2008.
  2. Бриллиантов А.И. Лекции по истории Древней Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/brilliantov-aleksandr-ivanovich/book/72281-lekcii-po-istorii-drevney-cerkvi-4/  [Электронный ресурс]. – URL:
  3. Асмус В., прот. Лекции по истории Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/asmus-valentin-valentinovich-protoierey/book/69781-lekcii-po-istorii-cerkvi/#toc2  (дата обращения: 02.12.2016).

Аудиоматериалы:

Асмус В., прот. История Церкви

Видеоматериалы:

 

 



[1] Шестой, по-нашему двенадцатый, час пригвождения Господа Спасителя ко Кресту.

[2] Под именем исступления должно разуметь необычайное возбуждение и восхищение человеческого духа, в котором он как бы выступает из границ и условий существования в теле. Апостол Павел, говоря о некоем человеке, восхищенном в рай, прибавляет: «В теле ли он был, вне ли тела. Не знаю, Бог знает» (2 Кор:12:2-3).

[3] Кесария – город на берегу Средиземного моря, верстах в 43-45 от Иоппии. Город этот построен Иродом Великим и был резиденцией римских прокураторов. В это время (41-44 гг.) римского прокуратора в Иудее не было, а управлял ею внук Ирода Великого – Ирод Агриппа. Римляне, однако, считали необходимым держать здесь отряд особенно доверенного войска (полк италийский) для охранения интересов империи и, в случае нужды, для помощи самому Ироду Агриппе против враждебных иудеев. Начальником этого охранного войска был Корнилий, происходивший из древней патрицианской фамилии.

[4] Девятый час по еврейскому счету от начала дня соответствует нашему третьему пополудни. Христиане издревле посвящали этот час молитве, потому что в этот час Господь на Кресте предал дух Свой Богу Отцу.

[5] Как бы так рассуждает апостол: «Если они получили благодать, сообщаемую во втором таинстве, то как же я могу отказать им в благодати первого таинства?». Колебание святого апостола понятно; это был первый шаг в обращении к Церкви язычников. Действия апостола возбудили в среде христиан из евреев много толков и недоразумений, пока не выяснилось, что такова была воля Господня.

[6] Начало Церкви здесь, вероятно, положили христиане из евреев-эллинистов и прозелитов, пришедшие из Иерусалима по убиении святого Стефана.

[7] Можно полагать, что полнота и сила дарований Святого Духа, явленная Павлом в обращении римского проконсула, указали в нем главного апостола языков и поставили его выше Варнавы. Имя Павла он усвоил себе или в благодарное воспоминание об этом великом успехе проповеди, или по значению этого слова, которое благоприятствовало великому смирению первоверховного апостола (рагvus – малый); по мнению некоторых, он и ранее сего имел это римское имя, только среди иудеев не употреблял его, а стал употреблять после того, как окончательно вступил на поприще проповеди язычникам.