2. Сошествие Святого Духа на апостолов и начало распространения Церкви

Цель занятия – рассмотреть события Сошествия Святого Духа на апостолов, возникновение христианской Церкви, первые успехи и трудности ее распространения  и начало распространения Церкви.

Задачи:

  1. Рассмотреть Сошествие Святого Духа на апостолов и успехи распространения христианской Церкви среди иудеев и прозелитов.
  2. Рассмотреть настроения в языческом мире и в иудаизме, благоприятствовавшие распространению христианства.
  3. Охарактеризовать жизнь первых христианских общин.
  4. Дать информацию о первых гонениях на Церковь со стороны иудеев.

План занятия:

  1. Из предыдущих курсов[1] кратко вспомнить со слушателями смысл и значение события Сошествия Святого Духа на апостолов и первые шаги распространения христианства.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, желательно максимально ознакомиться с источниками и, по возможности – с дополнительной литературой, аудио- и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Игнатий Богоносец, свмч. Послание к Ефессянам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-efesjanam/#0_13 (дата обращения: 02.12.2016). // Он же. Послание к траллийцам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-trallijtsam/#0_3 (дата обращения: 02.12.2016).
  2. Ириней Лионский, свмч. Доказательство апостольской проповеди. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/ (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Феофан Затворник, свт. Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него. (См. п. 5). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/o-pravoslavii-s-predosterezhenijami-ot-pogreshenij-protiv-nego/#0_5 (дата обращения: 02.12.2016).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.
  2. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Лопухин А.П. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-1/453 (дата обращения: 02.12.2016).

Дополнительная литература:

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. – Минск: Харвест, 2008.
  2. Бриллиантов А.И. Лекции по истории Древней Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/brilliantov-aleksandr-ivanovich/book/72281-lekcii-po-istorii-drevney-cerkvi-4/  (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Асмус В., прот. Лекции по истории Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/asmus-valentin-valentinovich-protoierey/book/69781-lekcii-po-istorii-cerkvi/#toc2  (дата обращения: 02.12.2016).

Ключевые понятия:

  • Сошествие Святого Духа;
  • Пятидесятница;
  • Иудеи;
  • Диаконы;
  • Гонение;
  • Мученичество.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что явилось следствие Сошествия на апостолов Святого Духа?
  2. С чего начался процесс распространения христианской Церкви?
  3. Какие исторические события предшествовали распространению христианства?
  4. Какие настроения были в умах язычников ко времени распространения христианства?
  5. Какие ожидания были у иудеев относительно пришествия Мессии и как это сказалось на их принятии христианства?
  6. Охарактеризуйте жизнь первых христиан.
  7. Для чего были избраны диаконы?
  8. Со стороны кого и как возникли первые гонения на христиан? Что вам известно о первомученике Стефане?

Иллюстрации:

ITc_I_02_1.jpg

Аудиоматериалы:

Асмус В., прот. История Церкви.

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 


[1] Курсы: «Богослужебная традиция» и «Новый Завет».

 

ITc_I_02_1.jpg1. Сошествие Святого Духа на апостолов

2. Первые успехи Христовой веры между иудеями и иудейскими прозелитами

3. Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви

4. Жизнь первых христиан

5. Избрание диаконов

6. Первое гонение иудеев на Церковь. Святой первомученик Стефан. Рассеяние христиан

7. Проповедь диакона Филиппа

1. Сошествие Святого Духа на апостолов

Еще до начала Крестных Страданий Господь наш Иисус Христос неоднократно предварял Своих учеников о ниспослании им иного наставника – Святого Духа, а пред Вознесением на Небо заповедал им не расходиться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше. По заповеди Господней апостолы пребывали в Иерусалиме единодушно в молитве. В это время число их было восполнено избранием Матфия в апостола на место отпадшего Иуды[1]. В десятый день по Вознесении Господнем приходились два праздника: иудейский – Пятидесятница и христианский – Воскресение. С раннего утра апостолы собрались вместе для молитвы. Вместе в ними, по преданию, была и Пресвятая Матерь Господа. В девятом часу утра (по еврейскому счету в третьем часу) в небе послышался шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились апостолы. После сего явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них: это было знаком сошествия Святого Духа. Апостолы вдруг как бы преобразились; души их просветились, и все слова Господни припомнились им с полною ясностью и представились в новом истинном их значении. В то же время они приобрели бодрость и мужество к проповеданию святой веры и сделались готовыми положить за нее свою жизнь. Вместе с сим они получили и особые чрезвычайные пособия к проповеди, между прочим – дар языков. Облекшись силою свыше, они тотчас и начали всенародно проповедовать о величии Божием. Как говорит свмч. Ириней Лионский, Святой Дух «проложил новый путь благочестия и праведности и источил обильные потоки». Дух Святой, по обетованию Спасителя, пребывает в Церкви и пребудет до скончания века.

Вот как пишет о значении Сошествия Святого Духа свт. Феофан Затворник: «Сошествие Святого Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом… Господь воскрес, вознесся во славе на Небеса, Божественный Дух сошел, и человечество ожило, дохнув Божественным Духом, — это в первый раз, как новорожденное дитя, выходя на свет, в первый раз вдыхает в себя воздух. Апостолы, или вся первая собравшаяся в Сионской горнице Церковь, были только устами, коими приняло человечество сие первое вдыхание Духа… Принятый в дыхании воздух обыкновенно проходит в легкие — из большого канала все в более и более меньшие, пока дойдет до последних пределов. Приемники живительных стихий воздуха суть легкие, а способ сообщения его живительности есть самое действие дыхания, совершающееся колебанием груди, или вдыхание и выдыхание. Так и в отношении к Духу Святому. Дохнувши однажды Божественным Духом, род человеческий дышит Им с тех пор непрестанно. Легкие, в коих сие совершается, есть Святая Церковь; каналы в легких — это Божественные Таинства Святой Церкви и другие освятительные ее действия. Колебание груди есть годовое движение всех священнодействий Церкви, например: Великий пост со всем чином своим, потом пятидесятодневные празднества, далее будет опять пост, и опять светлые дни, и так далее, — это точь-в-точь колебание груди. Так дышит Христова Церковь, или все повсюду верующие христиане».

2. Первые успехи Христовой веры между иудеями и иудейскими прозелитами

К празднику Пятидесятницы собрались в Иерусалиме евреи из разных стран и язычники, обращенные в иудейскую веру (прозелиты). Ходя по улицам священного города, многие из них слышали шум, которым было предварено сошествие Святого Духа, и собрались около дома, где находились апостолы. Вдруг они видят, что несколько человек, в которых по одежде и другим признакам нетрудно было узнать галилеян, вышли из дому и начали проповедовать каждому на языке его страны. Большая часть слышавших эту проповедь изумлялись, некоторые же осмелились глумиться над апостолами, говоря: «Они напились сладкого вина». Эта клевета вызвала сильное слово к обличению ее. Апостол Петр встал вместе с одиннадцатью апостолами, возвысил голос свой и возгласил: «Мужи иудейские и все, живущие в Иерусалиме, внимайте словам моим». Обличив нелепую клевету, апостол напомнил слушателям предсказание пророка Иоиля (2:28) о том, что Бог во дни Мессии в изобилии ниспошлет на верующих дары Святого Духа. Мессия есть Господь Иисус Христос. «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы видите и слышите». Слушатели умилились сердцем и спрашивали: «Что нам делать, мужи братия?» Апостол сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». Многие со всем усердием приняли слова апостола, и крестилось в этот день около трех тысяч человек. И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Вскоре после праздника Пятидесятницы апостолы Петр и Иоанн шли в храм для молитвы в девятый, по-нашему – в третий час пополудни. При вратах храма сидел нищий, хромой от

рождения, и, протянув к апостолам руку, просил у них милостыни. Апостол Петр сказал ему: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – и, взяв его за правую руку, поднял. И вдруг укрепились его ступни и колена, и, вскочив, он начал ходить и вошел вместе с ними в храм. Множество народа в изумлении от этого великого чуда сбежалось в притвор, называемый Соломоновым. Здесь апостол Петр произнес вторую проповедь о воскресшем Господе и приобрел ею еще пять тысяч человек. Так положено было начало Церкви христианской среди иудеев и прозелитов в Иерусалиме.

3. Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви

Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство – римское. Рим назывался столицей всей вселенной. За несколько лет до явления Спасителя римское государство из республики превратилось в империю. Императоры обладали деспотической властью. Таковыми являлись и их представители в отдельных областях. Народ раболепствовал перед императорами. Резко отличалось имущественное и социальное положение высших классов. Особенно тяжелым было положение многочисленных рабов, которые в руках своих господ были не более, чем одушевленной вещью, которой те распоряжались по своему произволу. Иудея, под управлением князей из фамилии Маккавеев, составляла ещё отчасти самостоятельное государство (167-63 гг. до Р. Х.), находясь даже в дружественных отношениях с Римом. Но за 64 года до Р. Х. произошел раздор в фамилии Маккавеев между братьями Гирканом II и Аристовулом II. Они обратились с жалобами друг на друга к римскому полководцу Помпею, находившемуся тогда на востоке. Помпей, после трёхмесячной кровопролитной борьбы, в 63 г. занял Иудею с Иерусалимом и положил конец независимости иудейского народа, заставив его платить дань Риму. Помпей предоставил Гиркану первосвященническое достоинство и титул народоначальника. Но на самом деле всем заведовал преданный римлянам идумеянин Антипатр, принявший иудейство, со своими сыновьями Фасаилом и Иродом. В 37 г., правя, после отца Антипатра, Ирод получил титул царя иудейского при содействии триумвира Антония. Последний Маккавей, Антигон, сын Аристовула, отправлен был в Рим и подвергнут бичеванию как преступник. Со вступлением Ирода на престол царская власть в Иудее отошла от колена Иудина. Ирод, прозванный Великим, расширил пределы Иудеи, восстановил разрушенное государство, украсил Иерусалимский храм. Но народ его не любил за жестокость и введение в Иудее языческих обычаев и римских зрелищ. После смерти Ирода, последовавшей в первые годы по Рождестве Христовом, в Иудее начались волнения против римлян. В Иерихоне предводители разбойничьих шаек присваивали себе царский титул. Римский же император Август передал управление Иудеей детям Ирода, но они настоящей власти не имели. Все дела вершили римские прокураторы, предоставляя иудейским царям пользоваться только титулом. Ревнители национальной свободы под предводительством Иуды Галилеянина подняли восстание, которое было подавлено римскими легионами. Ко времени пришествия Христа Спасителя иудеи жили и вне Палестины. Во время постоянных нападений на Иудею и её опустошений жителей брали в плен и расселяли среди других народов, так что не было страны, входившей в состав римского государства, в которой не было бы евреев. Там их положение было спокойнее, чем в Палестине. Благодаря своему предприимчивому характеру евреи занимались торговлей и промышленностью, приобретая богатства, а с их помощью – иногда независимость и привилегии. Особенно много евреев было в Александрии. Были они также и в Риме, куда попали в первый раз пленниками, при Помпее. Истинного богопознания тогда не было ни у одного народа, за исключением еврейского. Понятия о едином истинном Боге и об отношении к Нему людей, которые проповедовала человечеству первобытная религия, в течение многих веков, прошедших после падения прародителей, утратились окончательно. Человечество успело создать свои религиозные системы, в которых сначала были заметны следы истинной первобытной религии. Но чем больше проходило времени, тем меньше оставалось истинных религиозных понятий. Люди всё более погружались в жизнь окружающей их природы и совсем потеряли представление о высшем духовном мире. Появились так называемые языческие религиозные системы, обоготворяющие природу, её силы и явления. Вместо единого Бога первобытной религии появились множество богов: небесные светила, стихии, геологические образования, разные животные, люди, чем-нибудь знаменитые, добродетели, пороки, страсти и т.п. Всё могло стать предметом обоготворения в язычестве. В греко-римском мире, с которым христианская Церковь прежде всего соприкоснулась, господствующая языческая религия допускала обоготворение людей. Но основы этой религии начали колебаться, когда в греческом обществе просвещение развилось настолько, что не могло допустить веры в различные создания человеческой фантазии. Появились философские системы, поставившие своей задачей объяснить и постигнуть бытие мира и вещей. Философия подвергла народную религию критике и отвергла её. Взгляды философов стали распространяться среди народа, и в нём тоже появилось недоверие к богам. Такое отрицание прежних верований началось в Греции ещё за три века до Р. Х., так что ко времени появления христианства оно стало почти всеобщим. Народная религия терпела поражение. Народ уже не верил своим богам, хотя и исполнял религиозные обряды по привычке к старине и по привязанности к блестящим религиозным церемониям, удовлетворявшим его эстетические чувства. То же случилось и с религией римлян. Народная римская религия, сходная с греческой, держалась до тех пор, пока Рим в своих завоеваниях не выступил за пределы Италии, особенно, пока не вошёл в столкновение с Грецией. Греки, побежденные римлянами, подчинили их своему нравственному влиянию. Они познакомили римлян со своим образованием, философией и передали свой взгляд на религию. Высшие классы прежде других переняли греческое образование; поэтому прежде всего среди них и пробудилось неверие к отечественным богам. Народ же последовал за образованными классами в религиозном отрицании: сценические представления, в которых высмеивались боги, подрывали в нём религиозные убеждения. Если и оставалось в народе нечто от религии, так это была только привязанность к обрядам и церемониям. Даже жрецы были заражены общим неверием. Римское правительство, заботясь о всемирном господстве, собрало в римском пантеоне изображения всех богов завоеванных народов. По этой причине римский народ охладел к собственной религии, и установилось убеждение, что можно придерживаться любой религии. Впрочем, правительство требовало сохранения древней народной религии, считая, что тогда сохранится и государство, основанное на ней. Философия, подорвавшая народные верования, вместо них не могла дать ничего положительного. Одни философы – эпикурейцы – всю мудрость человеческую полагали в наслаждении жизнью. Другие – стоики, – проповедуя строгость жизни и равнодушие к её случайностям, заставляли искать успокоения в неизбежности всего совершающегося, в углублении человека внутрь себя; о божественном, высшем в этой жизни не было и речи. Платонизм, выработавший понятие о Высочайшем, Божественном Мироправителе, проповедовал зависимость человека от Него и общение с Ним признавал единственным источником освящения; но на этом и останавливался, не разъясняя, каким образом людям искать это общение. Так называемый неоплатонизм, отвергая все философские системы и религии, утверждал, что истины безусловной нет ни в одной из них, но проблески её можно найти во многих.

Все эти философские рассуждения не могли заменить человеку религии. Люди в сознании внутренней пустоты переходили от одной философской системы к другой, не находя нигде удовлетворения своим религиозным исканиям. Масса народа философии вовсе не знала. При отсутствии же определённой веры люди бросались в противоположную крайность – суеверия. Перед пришествием Христа Спасителя в греко-римском мире особенно широко распространились тайные восточные культы, со своими гаданиями, волшебствами и пр. Вместе с падением религии пала и нравственность. Деспотизм императоров, наплыв в Рим богатств со всего мира, происшедшая отсюда роскошь и философия, проповедовавшая наслаждение, – все это содействовало падению прежней строгости нравов. Языческие писатели того времени единогласно отмечают упадок нравственности в мире. Ап. Павел яркими чертами изображает в Послании к Римлянам нравственное состояние Римского общества, говоря, что оно полно всякой неправды, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, злонравия, гордости и т.п. пороков. Иудеи же обладали великим благом – у них была религия Богооткровенная, с истинными понятиями о Едином истинном Боге и об отношении к Нему человека. Имели они и божественные обетования о пришествии в мир Искупителя человечества. В течение многих веков, при всех политических переворотах в судьбе иудейского народа, Богооткровенная религия сохранялась им неизменно. Под влиянием соседних языческих народов случались непродолжительные отступления евреев от служения истинному Богу. Господь разъяснял устами пророков истинную религию, данную через Моисея. Пророки своими возвышенными толкованиями Закона готовили появление новой религии. Они указывали уже и на Спасителя, говорили, что день Господень наступит скоро, даже обозначали время Его пришествия. Но перед пришествием Спасителя и евреи в религиозном отношении не избежали участи остального человечества. Веры в единого Бога еврейский народ не потерял, но, с одной стороны, главный догмат своей религии — учение об Искупителе стал понимать совершенно неверно, с другой – евреи разделились на несколько партий в понимании религии вообще. Под влиянием таких тяжелых обстоятельств, как порабощение то египтянами, то сириянами и, наконец, римлянами, – народ еврейский видел в обещанном Искупителе только необыкновенного царя-завоевателя и освободителя от чужеземного ига, который устроит земное царство и даст славу и блеск еврейскому народу. Гордый своей истинной религией, бывшей только у него, еврейский народ ожидал и Мессию только для одного себя, как для народа избранного. В таком же смысле евреи объясняли и понимали свои пророческие сказания о Мессии. Появлялись даже лжепророки, которые говорили о наступлении времени освобождения от чужеземного ига. Мессии в уничиженном виде евреи не хотели знать, а между тем охотно шли за народными бунтовщиками, объявлявшими себя мессиями, пришедшими освободить народ от ига. Таким был, например, Иуда Галилеянин[2]. Конечно, были среди евреев и понимающие люди, но они составляли исключение. Большинство было слишком далеко от Того обещанного Мессии, верой в Которого прежде жили лучшие представители народа. К этому времени в еврейском народе образовались религиозные партии фарисеев, саддукеев, ессеев и ферапевтов[3].

Появление двух первых партий относится ко времени распространения на востоке греческой образованности (во 2 в. до Р.Х.), когда некоторые иудеи из высшего класса стали увлекаться ею, а вместе с тем и заимствовать языческие обычаи. Ревнители отечественной религии и отечественных учреждений восстали против этого и образовали особую религиозную партию с политическим оттенком под именем фарисеев, что значит избранных, отделённых. Они были ревнителями не только закона Моисеева, но и всей еврейской старины, всех устных преданий. Ревность их, сначала почтенная, получила скоро превратное направление: они не столько заботились о сохранении и поддержании существенного в религии, сколько второстепенного. Всё внимание фарисеев, доходившее до мелочей, было обращено к внешней стороне религии. Они добровольно накладывали на себя посты, часто молились, часто совершали внешние омовения в убеждении, что такое строгое исполнение предписаний закона, нередко ими самими выдуманного, особенно угодно Богу и составляет единственный путь ко спасению. Отсюда – фарисейская гордость и презрение ко всякому, не принадлежащему к их партии. Внешняя святость жизни фарисеев привлекала к ним народ, который всецело подчинялся влиянию этих мнимых ревнителей веры.

Противоположность фарисеям составляли саддукеи. Это были люди, усвоившие греческое образование, смотревшие на всё с философской точки зрения, в том числе и на религию. Они стремились к рационалистическому пониманию закона Моисеева, поэтому отвергали устные предания, не придавали большого значения обрядам. Саддукеи дошли, наконец, до отрицания бессмертия души, воскресения мертвых, бытия мира духовного и Божественного Провидения. Их было, по сравнению с фарисеями, немного. Секта их состояла из богатых и знатных людей, которые занимали высшие должности. Среди них было даже немало первосвященников.

В начальный период борьбы партии фарисеев и саддукеев (во 2 в). образовалось новое религиозное направление ессеев и ферапевтов. Люди, примыкавшие к ним, образовали подобие ордена, посвятившего себя служению Богу вдали от настоящего еврейского общества. Ессеи сначала жили в городах, потом ушли за Мёртвое море и там поселились отдельным обществом, которое насчитывало до 4000 человек. Ферапевты проживали в Египте. В своё общество ессеи

принимали после тщательного испытания с особыми обетами почитать Бога, хранить имена ангелов, любить истину, не открывать никому тайн общества. Жизнь в этих обществах была строго умеренная; все члены их занимались земледелием, имущество у них было общее. Были у них общие собрания, особенно в субботу, на которых читалось священное Писание, пелись гимны. В молитвенных собраниях наблюдались строгий порядок и торжественная тишина. Все стремления обоих обществ были направлены на внутреннюю сторону религии, на внутреннее усовершенствование человека, в противоположность фарисеям. Внешним выражением религии ессеев служили частые омовения. Толкование и понимание Моисеева закона, особенно у ферапевтов, было мистическое, таинственное.

Среди палестинских иудеев жили люди, которые также ожидали Мессию. Это – самаряне, обитавшие между Иудеей и Галилеей. Происхождение самарян относится ко времени падения царства израильского (722 г. до Р. Хр.), когда ассирияне, пленив большинство израильтян, переселили в завоёванную страну язычников. Последние, смешавшись с оставшимися израильтянами, смешали иудейство с язычеством, пока, наконец, не возобладало служение истинному Богу. Так появились самаряне. Они принимали только Пятикнижие Моисея, как единственную книгу Закона, имели некоторое время свой храм, построенный на горе Гаризим бежавшим из Иудеи священником Манассией, и совершали богослужение по установлению Моисееву. Евреи ненавидели самарян и считали их еретиками, хотя последние, как видно из беседы Иисуса Христа с самарянкою, имели понятия о Мессии более правильные, чем они сами. У самарян не было, как у евреев, такой национальной гордости и уверенности в собственной святости вследствие одного только происхождения от Авраама. Самаряне видели в Мессии пророка, Который должен им объяснить закон и научить их всему. Поэтому они стояли ближе к христианству, чем иудеи.

Что касается евреев рассеяния, живших в городах, близких к Риму и познакомившихся с политическим могуществом империи на местах её владычества, то им были чужды мечтания палестинских иудеев о всемирном политическом господстве иудейского народа. Поэтому представления их о Мессии сложились иначе: они были более подготовлены к принятию Его как искупителя от грехов. Кроме того, постоянно общаясь с язычниками, они проявляли к ним известную терпимость. Они знакомили язычников со своей религией, в свою очередь, перенимали греческое образование и философию. Особенно заметно это было в Александрии, центре мировой торговли и науки. Здесь у евреев Священное Писание давно было переведено на греческий язык, тогда самый употребительный. Любознательные язычники благодаря этому могли убедиться в возвышенности богословия еврейской религии. Вследствие такого знакомства религиозные убеждения евреев рассеяния стали прививаться и язычникам, недовольным собственными верованиями. Ко времени пришествия Христа Спасителя мы уже встречаем довольно большое число язычников, принявших иудейство, которые были известны под именем пришельцев врат, если принимали иудейство без обрезания, и пришельцев правды, если принимали и обрезание. С другой стороны, евреи, знакомясь с греческой философией, особенно с философией Платона, находили в ней нечто достойное уважения в религиозном отношении. В эту эпоху и в языческом мире считали, что общее положение при упадке религии и нравственности было ненормально. Выйти из этого безотрадного положения, по мнению лучших представителей древности, само человечество было бессильно. Для этого, утверждали они, нужна сверхестественная Божественная помощь. Подобные убеждения ещё с большей силой утвердились среди язычников при распространении верований иудеев в Мессию. Идея о Мессии, как Избавителе от всяких зол и Установителе лучших порядков жизни, была особенно привлекательна для страждущих и угнетенных, которых так много было в языческом мире. Можно сказать, что в последние годы перед Рождеством Христовым ожидание Мессии стало всеобщим. Поэтому, когда Божественный Спаситель рода человеческого явился и основал для спасения людей истинную Церковь, те из иудеев и язычников, которые ожидали Его и увидели в Нем истинного Мессию, первыми и начали вступать в Его Церковь. Таким образом, безотрадное 

состояние политической и религиозно-нравственной жизни народов дохристианского времени послужило на пользу Церкви. Оно побуждало многих искать истинное религиозное знание и успокоение от всех бедствий в христианстве. Объединение народов под одной политической властью римлян, облегчавшее пути сообщения, также благоприятствовало распространению Церкви. 

4. Жизнь первых христиан

Первые христиане ежедневно собирались в храм и слушали проповедь апостолов, а в дни воскресные собирались по домам для совершения Евхаристии. Все они были связаны такою любовью, как бы у них были одно сердце и одна душа. Свмч. Игнатий Богоносец так наставлял ефесских христиан: «старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов».

Многие христиане продавали свои имения и полученные за них деньги приносили к апостолам для раздачи нуждающимся. Так, между прочим, Иосия, левит, родом кипрянин, продав свою землю, положил деньги к ногам апостолов и, может быть, за этот подвиг любви получил от них наименование Варнавы – сына утешения.

Некто Анания и жена его Сапфира сочли себя вынужденными последовать общему примеру, продали свое имение и принесли деньги к апостолам, но часть их утаили. Апостол Петр сказал: «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль Святому Духу и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Ты солгал не человекам, но Богу». По слову апостолов, оба они были поражены смертию.

Апостолы творили многие и великие чудеса. Больных выносили на улицу и полагали на постели, дабы хотя тень проходившего Петра осенила кого из них, и все больные и бесноватые исцелялись силою Божиею через святых апостолов. Это обилие даров благодати возбуждало в верующих благоговейный страх и вместе радость и веселие. Они старались в своих семейных и общественных отношениях исполнять требования закона Христова по возможности во всей их широте, и на все времена оставили образец жизни христианской. Высокие добродетели первенствующих христиан возбуждали к ним великое уважение со стороны народа, и число верующих ежедневно умножалось.

5. Избрание диаконов

В среде первенствующих христиан были евреи палестинские и евреи-эллинисты. Эти последние возроптали на палестинских евреев за то, что их вдовы при раздаче пособий будто бы менее получили, чем вдовы первых. По сему поводу апостолы предложили верующим избрать семь благочестивых мужей, чтобы они заведовали раздачею приношений нуждавшимся.

Предложение было одобрено, избраны были семь мужей, и апостолы с молитвою возложили на них руки и низвели благодать Святого Духа. Таким образом возникла первая священная степень – диаконов («диакон» значит «служитель»).

Главною обязанностью диаконов было заведовать раздачею благотворительных пособий бедным, но они были также ближайшими помощниками апостолов и в деле проповеди, и при совершении таинств. В особенности даром слова и силою чудес отличался первый из числа избранных, архидиакон Стефан. Свмч. Игнатий Богонсец говорит о необходимости почитания церковной иерархии: «Все почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви».

6. Первое гонение иудеев на Церковь. Святой первомученик Стефан. Рассеяние христиан

Как только начала распространяться Церковь, явились у нее враги в лице неверовавших иудеев. Начальники иудейские взяли апостолов Петра и Иоанна из храма (после проповеди по случаю исцеления хромого) и замышляли даже умертвить их, но уважаемый всеми законоучитель Гамалиил остановил собратий. «Если это предприятие от человеков, – сказал он, – то оно разрушится; если же от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». Начальники иудейские ограничились на сей раз только тем, что били апостолов и строго воспретили им проповедовать об Иисусе Христе. Страдание сие апостолы перенесли с радостию и продолжали проповедовать в храме и по домам. Вскоре, однако ж, вновь разгорелась злоба иудеев. Жертвою ее был святой архидиакон Стефан.

Стефан проповедовал в одной из иерусалимских синагог. Здесь вступили с ним в спор некоторые из иудеев-эллинистов, но не могли противостоять мудрости его и силе Святого Духа, действовавшего через его слово. Тогда они стали обвинять Стефана в том, будто бы он произнес хульные слова против Моисея и даже Самого Бога, нашли ложных свидетелей и предали его суду. Когда ввели святого Стефана в судилище, то все с удивлением смотрели на его лицо: оно сияло, как лицо ангела. В пространной речи святой Стефан объяснил, как он почитает священные лица и учреждения Ветхого Завета, но словами самих пророков он доказал, что сей Завет должен прекратиться и уступить место Новому, совершеннейшему Завету. В заключение своей речи он обличил иудеев в том, что как отцы их убивали пророков, так и они умертвили Господа Иисуса Христа, предвозвещенного пророками. Члены судилища рвались своими сердцами и скрежетали зубами. В эти тяжкие минуты Господь подкрепил Своего исповедника радостным видением. «Вот, я вижу, – воскликнул святой Стефан, – небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Иудеи громко закричали и, затыкая свои уши, чтобы не слышать праведника, устремились на Стефана, вывели его за городские ворота и здесь побили камнями, как бы богохульника. Лжесвидетели, по требованию закона, первые должны были бросить камни, и они для удобства скинули свои одежды и сложили их у ног некоего юноши – Савла. Этот юноша одобрял убийц. Святой же первомученик молился среди своих страданий и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой». Наконец громко воскликнул: «Господи, не вмени им греха сего!» – и засим почил. Благоговейные мужи взяли тело его и с плачем великим похоронили.

Убиением Стефана и многих других верующих иудеи не ослабили успехов веры; напротив, еще более способствовали ее распространению. Христиане, до сих пор пребывавшие в Иерусалиме, рассеялись по Иудее, Самарии и другим странам, и везде, куда ни приходили, проповедовали о Господе Спасителе.

7. Проповедь диакона Филиппа

Один из семи диаконов, Филипп, проповедовал в Самарии. Слыша слово Филиппа и видя чудеса его, многие из самарян уверовали и крестились. Но так как Филипп мог преподавать веровавшим одно только таинство крещения, то из Иерусалима были посланы в Самарию апостолы Петр и Иоанн. Они возложили руки на новокрещеных и преподали им дары Святого Духа (т. е. совершили над ними второе таинство, которое теперь совершается чрез помазание святым миром).

После обращения самарян Филипп, по наставлению ангела, пошел на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу (т. е. в сторону от Иерусалима, противоположную Самарии). По этой дороге возвращался из Иерусалима знатный эфиопский вельможа. Сидя в своей колеснице, он читал книгу пророка Исайи, и именно то место в ней, где предсказывалось о страданиях Господа Спасителя (Ис. 53:7-8). Филипп, по внушению от Святого Духа, подошел к колеснице и спросил вельможу: «Разумеешь ли, что читаешь?» Тот отвечал: «Как я могу разуметь, если кто не наставит меня», – и попросил Филиппа взойти в колесницу и сесть с ним. Филипп проповедовал ему о Господе Иисусе Христе, и тот сам попросил крещения. Филипп сошел с ним в воду и крестил его. Как только вельможа вышел из воды, он удостоился даров Святого Духа (не чрез возложение апостольских рук, а особенным чрезвычайным способом). В то же самое время ангел восхитил Филиппа, так что он мгновенно сделался невидимым для вельможи и оказался в Азоте. Вельможа продолжал свой путь с великою радостью и, без сомнения, старался потом о распространении святой веры в своей отдаленной стране.

Диакон же Филипп проповедовал в Азоте и других городах, встречавшихся на пути до Кесарии. 

Проверочные вопросы:

  1. Что явилось следствие Сошествия на апостолов Святого Духа?
  2. С чего начался процесс распространения христианской Церкви?
  3. Какие исторические события предшествовали распространению христианства?
  4. Какие настроения были в умах язычников ко времени распространения христианства?
  5. Какие ожидания были у иудеев относительно пришествия Мессии и как это сказалось на их принятии христианства?
  6. Охарактеризуйте жизнь первых христиан.
  7. Для чего были избраны диаконы?
  8. Со стороны кого и как возникли первые гонения на христиан? Что вам известно о первомученике Стефане?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Игнатий Богоносец, свмч. Послание к Ефессянам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-efesjanam/#0_13 (дата обращения: 02.12.2016). // Он же. Послание к траллийцам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-trallijtsam/#0_3 (дата обращения: 02.12.2016).
  2. Ириней Лионский, свмч. Доказательство апостольской проповеди. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/ (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Феофан Затворник, свт. Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него. (См. п. 5). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/o-pravoslavii-s-predosterezhenijami-ot-pogreshenij-protiv-nego/#0_5 (дата обращения: 02.12.2016).

Основная учебная литература:

  1. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. – К.: Изд. «Общество любителей православной литературы», 2008 г.
  2. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Лопухин А.П. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-1/453 (дата обращения: 02.12.2016).

Дополнительная литература:

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. – Минск: Харвест, 2008.
  2. Бриллиантов А.И. Лекции по истории Древней Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/brilliantov-aleksandr-ivanovich/book/72281-lekcii-po-istorii-drevney-cerkvi-4/  (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Асмус В., прот. Лекции по истории Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/asmus-valentin-valentinovich-protoierey/book/69781-lekcii-po-istorii-cerkvi/#toc2  (дата обращения: 02.12.2016).

Аудиоматериалы:

Асмус В., прот. История Церкви.

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 


 



[1] Избрание Матфия совершалось так: апостол Петр предложил верующим избрать достойного на место Иуды, причем ставилось непременным условием, чтобы он был свидетелем общественного служения Господа, и особенно Его воскресения; верующие избрали двух лиц: Иосифа и Матфия; после общей единодушной молитвы жребий указал Матфия.

[2] Иуда Галилеянин — галилейский повстанец, основатель «философской школы», выходец из города Гамла. Его отцом был лидер мятежников Иезекия, которого казнил Ирод Великий.

[3] Так назывались сектанты - аскеты, к которым принадлежали, преимущественно, иудеи Египта. Ферапевты до изнурения предавались молитве и чтению закона. Пищей их был только один хлеб один раз в день и в малом количестве. По субботам у них происходили собрания для общей молитвы, а по пятидесятницам - для общей трапезы.