32. Послание апостола Павла к Филиппийцам

Цель занятия – рассмотреть Послание ап. Павла к филиппийцам.

Задачи:

  1. Рассмотреть основание церкви в Филиппах.
  2. Дать общую характеристику Послания к филиппийцам.
  3. Рассмотреть содержание Послания и святоотеческие толкования.
  4. Рассмотреть положения Послания, имеющий особую актуальность в наше время.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить содержащиеся в Послании к ефесянам догматическое и нравственное учения.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофилакт Болгарский, прп. Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-filippijtsam/  (дата обращения: 18.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Филиппийцам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_68/ (дата обращения: 18.11.2016).
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на второе послание к Филиппийцам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_poslanie_k_Filipiycam/ (дата обращения: 18.11.2016).
  4. Григорий Нисский, свт. О Блаженствах. (См.: Слово 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-blazhenstvakh/ (дата обращения: 18.11.2016).
  5. Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.odinblago.ru/vas_vel_oproverzh (дата обращения: 18.11.2016).
  6. Феофан Затворник, свт. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-filippijcam/ (дата обращения: 18.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.
  2. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-novyj-zavet-karavidopulus/2_95 (дата обращения: 04.11.2016).

Дополнительная литература:

  1. Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла. Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2(46). С 7-33.

Ключевые понятия:

  • Радость;
  • Смиренномудрие;
  • Спасение;
  • Благодать Божия;
  • Крест Господень.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что вам известно об основании церкви в Филиппах?
  2. Каков характер Послания к филиппийцам?
  3. Почему в приветствии Апостол не подчеркивает своего апостольского достоинства, как это он делает в других посланиях?
  4. Каково отношение ап. Павла к смерти?
  5. Какими словами ап. Павел призывает филиппийцев к смиренномудрию?
  6. К какой радости призывает Апостол филиппийцев?
  7. Что говорит Апостол о содействии благодати Божией спасению человека?
  8. Кого, по словам Апостола, должны остерегаться филиппийцы?
  9. Как должен думать о своих добродетелях и добрых делах христианин?
  10. Кого ап. Павел называет врагами «Креста Господня»?
  11. Какие наставления ап. Павла филиппийцам наиболее актуальны в настоящее время?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

Цикл передач «Исследуйте Писания» на канале «Союз» 

 

 

 

 

1. Апостол Павел и Церковь в Филиппах

2. Характеристика Послания к филиппийцам

3. Содержание Послания ап. Павла к филиппийцам

3.1. Вступление (1:1-2)

3.2. Благодарение, молитва и славословие (1:3-11)

3.3. Проповедь Евангелия во время уз апостола Павла (1:12-26)

3.4. Увещание филиппийцев жить достойно Евангелия (1:27-30)

3.5. Увещание к смирению и христологический гимн (2:1-11)

3.6. Христиане – свет миру (2:12-18)

3.7. Сообщение о Тимофее и Епафродите (2:19-30)

3.8. Враги Креста Христова (3:1-4:1)

3.9. Различные увещания (4:2-9)

3.10. Благодарность за материальную помощь и заключительное благословение (4:10-23)

4. Основные наставления Послания к филиппийцам в приложении к нашей эпохе

1. Апостол Павел и Церковь в Филиппах

Филиппы стали первым европейским городом, где апостолом Павлом и его сотрудниками было брошено семя Евангелия Христова. Во время второго миссионерского путешествия по Малой Азии, в городе Троаде, апостолу Павлу было ночью видение: «Предстал некий муж. Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16:9). Тотчас уразумев, что таким образом Бог призывает его благовествовать там, апостол Павел идет, в 49-50 годах, минуя остров Самофракию, через город Неаполь (современная Кавала) и оттуда примерно 13 километров на северо-запад – и прибывает в Филиппы.

Город Филиппы был выстроен царем Филиппом, отцом Александра Македонского, в 365 году до Рождества Христова на месте древнего селения Криниды и назван в честь своего основателя. После подчинения Македонии римлянам в 146 году до Р.Х. Филиппы получили статус римской колонии: «Это первый город в той части Македонии, колония» (Деян. 16:12). В 42 году до Рождества Христова в битве возле Филипп войска Октавиана и Антония одержали победу над сторонниками демократии Брутом и Кассием. После этого Филиппы были заселены отставными римскими воинами и получили статус римского города, с государственными религиозными культами, среди которых особо выделялся культ «стратегов». Поскольку Филиппы стояли на Эгнатиевой дороге, недалеко от Пангеи с ее золотыми приисками, и были первым европейским городом после Неаполя, который встречал путешественников из Малой Азии, естественно, здесь всегда было многолюдно, велась оживленная торговля и имели хождение различные восточные культы. Современные раскопки показывают, что Филиппы являются «настоящим музеем мифологии».

В обычае апостола Павла было останавливаться для проповеди Евангелия в наиболее значительных городах империи. По крайней мере, святой Лука сообщает нам об этих городах больше подробностей. И вот в Филиппах, где примерно за сто лет до этого победой войск Октавиана и Антония решилась судьба Римской империи, теперь, в середине I века, решается судьба мира в намного более важном смысле: основывается первая христианская Церковь на землях Европы. О деятельности апостола Павла в Филиппах повествует святой Лука (Деян. 16:11-40).

2. Характеристика Послания к филиппийцам

С Филиппийской Церковью у апостола Павла установились особенно теплые отношения. В этом мы убеждаемся из Послания филиппийцам, которое имеет наиболее личный характер, написано с большим чувством и даже нежностью. Это послание можно охарактеризовать как «послание радости», поскольку тема радости и постоянные увещания апостола филиппийцам радоваться пронизывают его от начала до конца. Кроме того, Послание филиппийцам можно назвать и «посланием смиренномудрия». Это также центральная тема послания, с наибольшей силой выраженная в христологическом гимне (2:6-11). В этом удивительном и чрезвычайно насыщенном богословскими идеями отрывке говорится о Христе, Который снизошел от Своего небесного бытия, принял образ раба и смирил Себя Даже до Крестной Смерти. Очень трогательны слова сердечной благодарности апостола Павла к филиппийцам за ту помощь, какую они неоднократно присылали ему, и тем более теперь, когда он находится в узах.

Послание к филиппийцам не имеет четкого разделения на догматическую и нравственно-практическую части, подобно посланиям к римлянам, ефесянам, колоссянам и др. Читатель не найдет здесь и Последовательного изложения разных вопросов, как в Первом к коринфянам, где апостол Павел одно за другим разбирает различные недоумения коринфских христиан. Тем более не видно здесь гневного тона Послания к галатам. Свои мысли и чувства апостол выражает здесь с той непосредственностью, какая свойственна человеку, беседующему с близким другом и не заботящемуся о порядке и внешней форме своей речи. Все это не означает, конечно, что Послание филиппийцам лишено богословской глубины и всецело посвящено практическим вопросам. Такие темы, как «кенозис» Христа (Флп. 2:6 и след.), оправдание «по вере», эсхатологическая надежда, преображение нашего тленного тела в прославленное и другие, составляют богословский фундамент Послания к филиппийцам.

3. Содержание Послания ап. Павла к филиппийцам

3.1. Вступление (1:1-2)

Начинается послание надписанием: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (1:1). Тимофея здесь упоминает св. Павел вероятно потому, что тот трудился вместе с Апостолом при первом обращении Филиппийцев и был близок им. По крайнему смирению, святой Апостол называет себя вместе с ним только «рабами Христовыми», не подчеркивая своего апостольского достоинства, как в других официальных посланиях, где это было нужно для большей авторитетности послания.

«С епископами и диаконами». «Ужели в одном городе было много епископов? – спрашивает свт. Иоанн Златоуст и отвечает. – Нет. Апостол так назвал пресвитеров. Ибо тогда названия сии были еще общие». «Святыми» назывались тогда все верующие, как освященные благодатью Святого Духа. Затем следует обычное преподание «благодати и мира» (1:1-2).

3.2. Благодарение, молитва и славословие (1:3-11)

Далее Апостол выражает благодарность Богу за то усердие, с каким Филиппийцы принимают участие в благовествовании Христовом через свое щедрое благотворение ему и молится, дабы засвидетельствованная ими любовь «еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве», чтобы они «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности». Блж. Феофилакт поясняет: «Сказал: чисты – это пред Богом, непреткновенны – это пред людьми; потому что хотя дружба с еретиком и не приносит вреда тебе, но соблазняет другого; а если ты соблазняешь своих братьев, то как же явишься чистым в день Христов?». Не к себе относит святой Апостол благотворение Филиппийцев, но к Богу и молит Бога, дабы Филиппийцы, преуспевая все более и более в доброделании, достойно приготовили себя ко «дню Христову», то есть ко дню Второго Пришествия Христова и Страшного Суда (1:3-11).

3.3. Проповедь Евангелия во время уз апостола Павла (1:12-26)

Тревогу Филиппийцев о его участи в Риме Апостол успокаивает извещением, что его узы в Риме сильно содействовали успеху его проповеди о Христе. Весть о пребывании Апостола в Риме в узах вскоре распространилась по всему Риму, и большая часть римских христиан, ободрившись узами Апостола, стала безбоязненно проповедовать Слово Божие. Они увидели, что проповедь Апостола, находящегося в узах, не только не навлекла никакой беды, а напротив сделала его известным даже между знатнейшими людьми и в самой претории, как называли в Риме царские палаты. Правда, некоторые проповедовали Христа «не чисто», «по любопрению», т.е. неискренне, по зависти и любви к спорам и даже с мыслью сделать неприятность Апостолу, но св. Павел и тому радуется, что все же, так или иначе благовестие о Христе распространяется в мире. Возможно, что эти мелкие люди из ревнивости желали опередить Апостола, восхитить его славу, как проповедника Христова учения. Некоторые, вероятно, действовали наперекор Апостолу, вопреки его распоряжениям, но во всяком случае они не были еретиками.

За себя Апостол не боится. Его не страшит и смерть: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (1:12-21). Свт. Иоанн Златоуст как бы в развернутом виде представляет эти слова Апостоала: «умерши, говорит, я не умру, так как имею жизнь в себе самом. Только тогда (враги) умертвили бы меня, когда бы могли страхом исторгнуть веру из моей души; доколе Христос со мною, я жив, хотя бы и смерть случилась. Даже и в настоящем веке не то составляет жизнь мою, что живу, но – Христос». Апостол даже затрудняется, что лучше избрать: жизнь или смерть. «Имею желание разрешиться и быть со Христом» – вот чего хотелось бы ему, но, с другой стороны, он понимает, что жизнь его нужна для продолжения дела благовествования Евангелия: «а оставаться во плоти нужнее для вас». Далее Апостол выражает уверенность в скором освобождении от уз и свидании с Филиппийцами, и предречение его исполнилось.

3.4. Увещание филиппийцев жить достойно Евангелия (1:27-30)

Апостол увещевает Филиппийцев жить «достойно благовествования Христова». Основное качество такой жизни тут же им и указывается: «что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую». «Впрочем, надобно знать, что Апостол написал это не просто, – говорит блж. Феодорит, – но узнав, что высота добродетели произвела в некоторых высокое о себе мнение. Посему и присовокупил совет о единомыслии и согласии». Это твердое стояние в истине, единодушие и бесстрашное исповедничество, которое желал видеть Святой Апостол Павел в своих Филиппийских учениках, есть первое и основное качество каждого истинного христианина. Церковь Христова в этом мире, враждебном ей по духу своему, есть и должна быть Церковью воинствующей, а последователи ее непременно должны быть борцами и исповедниками, готовыми пострадать за истину (1:22-30).

3.5. Увещание к смирению и христологический гимн (2:1-11)

Ап. Павел внушает Филиппийцам к полному единодушию и взаимной любви присоединить второе важное качество, которым характеризуется истинно христианская жизнь – смиренномудрие. Высочайшим образцом смиренномудрия и примером подражания для христиан является Сам Христос, смиривший Себя до смерти Крестной: «у вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Здесь рисуется потрясающая душу картина Божественного самоуничижения, самоумаления, «Божественное унижение», ради спасения людей, как вдохновляющий пример для подражания: если Сын Божий Единородный так смирился, то как же нам, окаянным грешникам, не смиряться? Тут – естественное побуждение к смирению для всех истинных последователей Христовых. И так как в этих словах говорится о Воплощении Сына Божия, о явлении Его в мир, как человека, то это место послания к Филиппийцам со следующими тремя стихами 9,10 и 11 читается за Божественной литургией в Богородичные праздники.

Приведем толкование свт. Григория Нисского: «поелику страсть превозношения прирождена почти всякому, кто принадлежит к человеческому роду, то Господь с сего поэтому и начинает ублажения, как бы первородное какое зло, исторгая из нашего навыка гордость тем, что советует уподобляться добровольно Обнищавшему, Который истинно блажен, чтобы мы, в чем можем, сколько есть в нас сил, уподобившись Ему добровольною нищетою, привлекли себе и общение в блаженстве… Какое большее обнищание — Богу быть в образе раба? Какое большее смирение — Царю существ придти в общение с нашим нищим естеством? Царь царствующих, Господь господствующих волею облекается в рабский образ; Судия вселенной делается данником владычествующих, Господь твари превитает в вертепе; Всеобъемлющий не находит места в гостинице, но повергается в яслях бессловесных животных; Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понесши на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образце, говорит Апостол, да будет видима тобою мера и смиреннномудрия».

Смирение Сына Божия послужило к Его возвеличению: «посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (2:9) – конечно, здесь говорится о превознесении воплотившегося Сына Божия по Его человечеству, то есть о том, что за Его смирение и самое человечество, принятое Им на Себя, превознесено до высоты Божеской, введено в славу и силу Божества. Следствием этого смирения Сына Божия должно быть то, что перед Ним «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних», т.е. вся тварь – небесная, или Ангелы Божии, земная — люди живущие и преисподняя, под которой разумеются умершие. «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (ст. 11), то есть: все прославят Его, как Господа и Бога, равного по славе Богу Отцу. Свт. Василий Великий предостерегает от неправильного понимания этого места следующими словами: «Если Сыну, Который есть Бог, по вочеловечении, за послушание, даровал Отец имя, еже паче всякого имене, и всяк язык исповедал Его Господом (Флп. 2:11): то до вочеловечения не имел Он имени, еже паче всякого имене, и не был исповедуем всеми, что Он Господь. А поэтому, по вочеловечении, стал Он больше, нежели каким был до вочеловечения, что нелепо. Но сему месту подобно и следующее: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18). Поэтому изречения сии разуметь должно о человечестве, а не о Божестве».

3.6. Христиане – свет миру (2:12-18)

Похвалив Филиппийцев за их послушание, Святой Апостол Павел дает им ряд наставлений нравственного характера, внушая им: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (2:12) и увещевая все делать без ропота и сомнения, чтобы быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими среди строптивого и развращенного рода. Здесь обращает на себя внимание изречение: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Это не уничтожает, конечно, свободы воли человека, а указывает лишь на то, что истинное благочестие есть дар Божий, подаваемый смиренным. Но Бог только возбуждает хотение добра в человеке воздействием на него Своей благодати, а отзовется ли человек на это, зависит уже от него самого, от его свободной воли. Благодать Божия только содействует человеку, помогает ему в его добрых делах, но это не значит, что она совершает и самое дело за человека. Когда мать ведет за руку начинающее ходить дитя свое, то она только помогает ему ходить, а не сама совершает за него движение. Таково же, по учению прп. Макария, и содействие нам благодати Божией в наших добрых делах (2:12-18).

3.7. Сообщение о Тимофее и Епафродите (2:19-30)

В остальной части второй главы святой Апостол Павел извещает Филиппийцев о своих намерениях. Имея в виду, что Филиппийцев беспокоит его участь, он обещает послать к ним верного сотрудника своего Тимофея, как только узнает о результатах суда над собою у кесаря (2:19-23). Другая цель этого посольства – получить верные сведения о жизни Филиппийцев, чтобы быть спокойными за них. «О сколь нежную любовь имел он к Македонии, – говорит по этому поводу святой Иоанн Златоуст, – это знак величайшего попечения, когда, не имея возможности сам скоро прийти, посылает ученика, не терпя даже и на короткое время оставаться в неведении о происходившем у них». Тимофея же посылает Апостол, как самого верного человека, на которого во всем можно положиться (2:20-22).

Зная несомненно по внушению Духа Святого, что он будет освобожден, Апостол обещает и сам скоро прийти к Филиппийцам. Пока же Апостол посылает Епафродита, вручив ему свое послание, имея в виду то, что Епафродит в Риме был опасно болен, и Филиппийцы, не зная об исходе его болезни, весьма беспокоились о нем. Возвращая Епафродита Филиппийцам, Апостол хвалит его за великий труд, подъятый им: за то, что он пришел к Апостолу, чтобы утешить его в узах за 1000 слишком километров, отделяющих Филиппы от Рима и подвергся тяжкой болезни. Называя его своим «братом», «сотрудником» и «сподвижником», Святой Апостол просит принять его «в Господе со всякой радостью» и «иметь в уважении».

3.8. Враги Креста Христова (3:1-4:1)

В третьей главе Апостол, внушая Филиппийцам радоваться о Господе, предостерегает их от иудействующих. Иудействующие презрительно называли всех язычников и имеющих с ними общение евреев – псами. Апостол находит более справедливым применить эту кличку к ним самим, как имеющим тяготение к плоти. «Берегитесь псов», пишет он: «берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания (отсечения)». Истинно обрезанные, по словам Апостола, это – «служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (3:1-3).

Обрезание здесь Апостол называет несколько иронически «отсечением», желая его унизить, ибо оно потеряло уже свое значение: прежде оно было печатью избранного народа, а теперь стало простым отсечением плоти, без всякого значения.

Свт. Феофан Затворник поясняет, кто есть эти псы, о которых говорит Апостол: «Это те, на коих он намекает во всех своих Посланиях, иудеи мерзкие, гнусные, корыстолюбивые и властолюбивые, кои, желая отторгнуть многих из верующих, проповедывали и христианство, и иудейство, искажая Евангелие; и поелику трудно было распознать их, то Апостол и говорит: блюдитеся от псов. Иудеи уже не чада. Некогда назывались псами язычники, а теперь они; почему? Потому что как язычники были отчуждены от Бога и Христа, так ныне отчуждены они. И сим показывает их бесстыдство, и наглость, и великое удаление от чад»[1].

Далее Апостол говорит о себе, что он мог бы похвалиться плотскими преимуществами иудейскими, не меньше всякого другого, а может быть, даже и больше других, но он все это бросил, все оставил, «ради Христа – все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (3:4-8). Ведь он не только природный иудей, но еще и воспитанный в фарисейской школе и ревностно гнавший Церковь Христову. С точки зрения ветхозаветной праведности, он мог бы считать себя «непорочным», но все это он теперь считает не преимуществом, а тщетой, и единственное, чего теперь он ищет, это – познания Христа Иисуса Господа, участия в страданиях Его и достижения воскресения мертвых (3:9-11). Впрочем смиренный Апостол отнюдь не считает себя достигшим полного совершенства, но только стремящимся к нему: «не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» – свое обращение ко Христу святой Апостол изображает под видом того, как будто Господь преследовал его и, наконец, достиг и уловил. «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» – ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о соделанном нами добре. Поэтому и говорит Апостол, что он забывает все сделанное им прежде доброе, стремясь все время с усердием вперед к высшему христианскому совершенству (3:12-14).

Следует обратить особое внимание на дальнейшие слова Апостола, ибо на них любят ссылаться мистические секты, отвергающие церковную иерархию и полагающиеся всецело на внутреннее озарение и научение от Святого Духа. «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (3:15). Это не означает, что каждый может рассуждать и учить, как ему заблагорассудится и что Бог такому откроет истину. В связи с контекстом здесь совсем иной смысл: говоря, что «все мы совершенные должны так мыслить», Апостол разумеет собственно мысли о праведности и смиренный образ мыслей о ничтожности своих добрых дел в сравнении с заслугами Христа Спасителя. Такой смиренный о себе образ мыслей («не почитаю себя достигшим») обязателен для всех утвердившихся в вере совершенных христиан. Так это объясняет и свт. Иоанн Златоуст, говоря: «не о догматах сие сказано, но о совершенстве жизни и о том, чтобы не считали себя совершенными». «Если же вы о чем иначе мыслите», то я уверен, что Бог вам откроет неправоту ваших мыслей и наведет вас на смиренный о себе образ мыслей, ибо «кто думает о себе, – поясняет святой Иоанн Златоуст, – что он уже достиг всего, тот не имеет ничего».

«Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (3:16). Можно понять это так: во всем должно следовать совести – что она признает истинным и обязательным, с тем и должно согласовать свои дела и жизнь. В образе мыслей и правилах жизни мы должны согласоваться с тем, как что постигли и поняли, как в чем убедились.

Далее Святой Апостол увещевает Филиппийцев следовать в своей жизни его примеру и бояться подражания тем, которые «поступают, как враги Креста Христова: их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном» (3:19). Здесь имеются в виду люди, которые преданы всецело плотской жизни, земным утехам и удовольствиям, идут широким и пространным путем, не желая сораспинать себя Христу, как это надлежит истинным христианам. Мне, говорит Апостол, подражайте в шествии узким и тесным, крестным путем самораспятия, ибо нам христианам не подобает прилепляться к земле, так как «наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (3:20). Не о земном, а о небесном должны помышлять истинные христиане и приучать себя к правилам и законам Царства Небесного.

3.9. Различные увещания (4:2-9)

Четвертую главу составляют увещания «так стоять о Господе», как только что учил Апостол. Начинается она трогательным обращением к Филиппийцам, которое показывает, как дороги они были сердцу Апостола. Он называет их: «братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» (4:1).

Далее следует обращение к неким двум женщинам – Еводии и Синтихии – «мыслить то же о Господе» (4:2). Очевидно это были какие-то влиятельные женщины и несогласие их с основными истинами веры христианской в чем-то могло быть вредным для других, почему святой Апостол и счел нужным направить к ним особо свое увещание. Апостол обращается к некоему своему «сотруднику», имя которого неизвестно, с просьбой помочь вразумлению вышеупомянутых жен, как «подвизавшимся в благовествовании» вместе с самим ап. Павлом.

В заключение Апостол дает общие для всех наставления: внушает всегда радоваться о Господе, быть кроткими, не предаваться многомятежным житейским заботам, а открывать в молитве свои желания пред Богом. Все это – характеристические черты жизни христианской. Следствием такой жизни является «мир Божий, который превыше всякого ума», который соблюдет сердца ваши и помышления ваши, то есть все чувства и мысли от всякой беспорядочности, вызываемой страстями. Апостол не хочет больше ничего перечислять из того, что входит в обязанности христианина, учит в заключение помышлять о всякой добродетели: «что только истинно, что честно, что справедливо» и тогда, говорит, «Бог мира будет с вами» (4:1-9).

3.10. Благодарность за материальную помощь и заключительное благословение (4:10-23)

В послесловии Святой Апостол вспоминает о присланном ему пособии и выражает свою радость по поводу этой заботливости Филиппийцев. И хотя он ни в чем не нуждается, но ему приятна и дорога эта заботливость, которою Филиппийцы выделяются из всех церквей, и прежде не раз присылали ему помощь. Теперешний же дар, присланный с Епафродитом, Апостол принял, «как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу». В заключение Святой Апостол велит приветствовать «всякого святого во Христе Иисусе», т.е. всякого христианина и преподает обычное благословение (4:10-23).

4. Основные наставления Послания к филиппийцам в приложении к нашей эпохе

Настойчивый призыв апостола Павла к единомыслию и единодушию напоминает, что единство Церкви является самым наглядным показателем ее верности своему Основателю, Который незадолго до Своих спасительных страданий молился Богу Отцу «да будут все едино» (Ин. 17:21). Если какая-нибудь церковь не имеет единства и согласия внутри себя, то это не та Церковь, какую основал и о которой молился Христос, но подвергшаяся растленному влиянию сектантских сил мира сего. Нет ничего удивительного в том, что единомыслие и смирение так тесно связаны между собою, и не только в Послании к филиппийцам, но и во всем Новом Завете. Потому что только на почве смиренномудрия произрастают единодушие и любовь, и только смиренный способен оценить и признать превосходство своего ближнего.

В современном мире наблюдается стремление человека главенствовать над другими, показать себя выше их, давая этим выход своим подсознательным наклонностям. Таким стал человек после своего грехопадения и тления и таким его описывает современная психология. Однако новый человек, заново творимый благодатью Божией в лоне Церкви, выходит из-под этого закона насилия над ближним, который действует во взаимоотношениях как отдельных людей, так и целых народов. Христианство приносит человечеству полное преображение, делает его новым творением, где каждый готов прийти на помощь ближнему по образу Христа, смирение Которого описано в гимне Послания филиппийцам (2:6-11).

Тема радости, проходящая через все Послание филиппийцам, подчеркивает ту истину, что христианство есть религия радости и благой надежды. И нет нужды искать эту радость в чем-то внешнем, что часто случается; она сама бьет ключом из глубин верующего сердца. опытно прикасающегося благодати. Настоящую радость испытывает человек спасаемый, который живет этой радостью, источает ее из себя делами любви и уже здесь вкушает начатки плодов будущего воскресения.

В миру, где господствуют смерть и отчаяние, безысходность и нелепица. Послание филиппийцам напоминает, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (3:20-21). Надежда воскресения делает эту жизнь более плодотворной и творческой, поскольку освобождает человека из плена ошибок и падений прошлого и ободряет его взирать всегда вперед, навстречу грядущему Господу.

Проверочные вопросы:

  1. Что вам известно об основании церкви в Филиппах?
  2. Каков характер Послания к филиппийцам?
  3. Почему в приветствии Апостол не подчеркивает своего апостольского достоинства, как это он делает в других посланиях?
  4. Каково отношение ап. Павла к смерти?
  5. Какими словами ап. Павел призывает филиппийцев к смиренномудрию?
  6. К какой радости призывает Апостол филиппийцев?
  7. Что говорит Апостол о содействии благодати Божией спасению человека?
  8. Кого, по словам Апостола, должны остерегаться филиппийцы?
  9. Как должен думать о своих добродетелях и добрых делах христианин?
  10. Кого ап. Павел называет врагами «Креста Господня»?
  11. Какие наставления ап. Павла филиппийцам наиболее актуальны в настоящее время?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофилакт Болгарский, прп. Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-filippijtsam/  (дата обращения: 18.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Филиппийцам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_68/ (дата обращения: 18.11.2016).
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на второе послание к Филиппийцам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_poslanie_k_Filipiycam/ (дата обращения: 18.11.2016).
  4. Григорий Нисский, свт. О Блаженствах. (См.: Слово 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-blazhenstvakh/ (дата обращения: 18.11.2016).
  5. Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.odinblago.ru/vas_vel_oproverzh (дата обращения: 18.11.2016).
  6. Феофан Затворник, свт. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-filippijcam/ (дата обращения: 18.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.
  2. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-novyj-zavet-karavidopulus/2_95 (дата обращения: 04.11.2016).

Дополнительная литература:

  1. Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла. Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2(46). С 7-33.

Видеоматериалы:

Цикл передач «Исследуйте Писания» на канале «Союз» 

 

 

 

 

 


[1] Далее святитель упоминает диалог Господа с хананеянкой – см. Мф. 15:27