31. Послание апостола Павла к Ефесянам

Цель занятия – рассмотреть Послание ап. Павла к ефесянам.

Задачи:

  1. Рассмотреть основание ефеской церкви.
  2. Рассмотреть важность и характер Послания к ефесянам.
  3. Рассмотреть содержание Послания и святоотеческие толкования.
  4. Рассмотреть основные экклесиологические положения Послания к ефесянам.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями перечислить адресатов ранее рассмотренных Посланий ап. Павла и наиболее часто встречающиеся поводы для их написания.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофан Затворник, свт. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam/ (дата обращения: 17.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к ефесянам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_67/ (дата обращения: 17.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, прп. Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam/ (дата обращения: 17.11.2016).
  4. Феодорит Кирский, блж. Толкование на второе послание к Ефесянам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_poslanie_k_Efesjanam/ (дата обращения: 18.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.
  2. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-novyj-zavet-karavidopulus/2_95 (дата обращения: 04.11.2016).

Дополнительная литература:

  1. Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла. Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2(46). С 7-33.

Ключевые понятия:

  • Церковь;
  • Тело Христово;
  • Спасение;
  • Краеугольный Камень;
  • Христианский брак;
  • Союз Христа и Церкви.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что вам известно об основании церкви в Ефесе?
  2. На каком основании исследователи считают Послание к ефесянам окружным?
  3. Как вы понимаете учение Апостола о Церкви как о Теле Христовом?
  4. Если спасение, как говорит Апостол, является даром Божиим, то должен ли сам христианин прилагать какие-либо усилия, чтобы его брести?
  5. Кто является краеугольным камнем Церкви?
  6. К какому устроению жизни призывает ап. Павел христиан?
  7. Какие правила предписывает соблюдать Апостол христианам?
  8. Каковы роли и обязанности супругов в христианском браке? В чем его назначение?
  9. Почему и каким образом Апостол уподобляет христианский брак союзу Христа и Церкви?
  10. Каковы взаимные обязанности детей и родителей?
  11. О какой невидимой брани говорит ап. Павел?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

Цикл передач «Исследуйте Писания» на канале «Союз» 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основание Ефесской церкви

2. Важность Послания к ефесянам. Послание к ефесянам как окружное послание

3. Содержание Послания к ефесянам

3.1. Тайна Божественного домостроительства о спасении всех людей и ее осуществление во Христе через Церковь (Еф. 1:1-3:21)

3.2. Осуществление Тайны Божественного домостроительства в жизни верующих, как членов Тела Христова (Еф. 4:1 – 6:24)

4. Основные экклесиологические положения Послания к ефесянам

1. Основание Ефесской церкви

Ефес был приморским городом Малой Азии на реке Каистре. Он славился, как центр торговли, искусств и учености и был главным городом – митрополией проконсульской провинции Асии. Он был известен и как крупный центр язычества. В нем находился знаменитый в древности храм Артемиды (или Дианы) Ефесской, и сам город считался посвященным этой богине. Здесь было и седалище языческой магии, исходившей из мистерий Артемиды: написанные на клочках пергамента таинственные и непонятные слова носились в качестве амулетов, так же как и изображения богини и ее храма, что составляло для многих доходный промысел. В Ефесе жило и немало иудеев, имевших здесь свою синагогу.

Основателем Ефесской церкви был святой Апостол Павел, который, как видно из Книги Деяний апостольских (18:19-21), впервые посетил Ефес около 54 года по P.Х. при своем возвращении в Иерусалим из второго благовестнического путешествия. Спеша из Коринфа в Иерусалим на праздник, святой Апостол Павел лишь ненадолго задержался в Ефесе, но все же «вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями: когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса (Акила же и Прискилла, сопровождавшие Апостола из Коринфа, остались в Ефесе)» (Деян. 18:19-21). Так произошло первое оглашение Ефеса христианской проповедью из уст ап. Павла и его сотрудников Акилы и Прискиллы. Очевидно, это оглашение имело успех, поскольку Апостола просили там остаться подольше. На помощь оставшимся в Ефесе Акиле и Прискилле вскоре пришел Аполлос, ученый иудей из Александрии, который первоначально знал только Иоанново крещение, но затем подробно был наставлен в учении Господнем Акилой и Прискиллой, о чем также рассказывает книга Деяний (18:24-28). Судя по свидетельству Книги Деяний, Аполлос, как «муж красноречивый и сведущий в Писаниях», много содействовал утверждению христианства в Ефесе. Но вскоре ему пришлось отправиться в Ахаию, и он отплыл в Коринф, не дождавшись возвращения святого Павла. Главная проповедническая деятельность святого Апостола Павла в Ефесе произошла в третье его благовестническое путешествие, – и повествование об этом составляет исключительное содержание 19-ой главы Книги Деяний. По удалении Аполлоса из Ефеса и во время пребывания его в Коринфе, – рассказывает Дееписатель, – святой Апостол Павел, побывавши в Иерусалиме и Антиохии и прошедши Фригию и Галатию – «верхние страны» – прибыл, согласно обещанию своему, в Ефес. Там он нашел около 12-ти учеников, которые, подобно Аполлосу, знали и приняли только крещение Иоанново. Святой Павел довершил их утверждение в вере, убедил их креститься крещением христианским и, через возложение рук, преподал им Святого Духа (19:1-7).

Вслед за тем святой Павел начал оглашение Ефеса евангельской проповедью. Прежде всего, по обычаю своему, он обратился к Иудеям и начал регулярно проповедовать в синагоге. Три месяца продолжалась его проповедь, но «как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна», может быть, какого-нибудь софиста, или народного учителя, каких много было тогда в греческих городах (Деян. 19:8-9). «Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян. 19:10).

Проповедь святого Павла сопровождалась и подкреплялась многими поразительными знамениями и чудесами (19:11-20). Два года учил так святой Павел, и Церковь Божия здесь пустила глубокие корни. К сожалению, мятеж, поднятый против Апостола Димитрием-сребренником, заставил его покинуть Ефес прежде, чем он предполагал (Деян. 19:21-40; 20:1).

По прекращении мятежа святой Павел отправился посетить македонские церкви, пробыл три месяца в Элладе, а затем решил отправиться в Сирию снова через Македонию. Путь в Сирию лежал через Ефес, но так как святой Павел хотел поспеть к празднику Пятидесятницы в Иерусалим, то он, боясь быть задержанным в Ефесе, проехал на корабле мимо него. Корабль остановился в Милете, немного южнее Ефеса, и святой Апостол пригласил сюда из Ефеса и, вероятно, из других мест «пресвитеров Церкви», чтобы дать им последние наставления и проститься с ними. Это прощание было чрезвычайно трогательным. «Вы знаете, – говорил им Апостол, – как я с первого дня, в который пришел в Асию», всенародно и по домам учил вас, и «не пропустил ничего полезного», и не упускал возвещать вам всю волю Божию – «покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса ХристаНыне, по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там будет со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией». Вы более «не увидите лица моего». «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». После меня «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» и «из вас самих восстанут люди» суемудрые, которые будут отвлекать от истины. «Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:18-31).

После молитвы, они с плачем проводили Апостола до корабля и простились с ним (Деян. 20:36-38). Тем кончились личные сношения святого Павла с Ефесянами, но не кончились заботы его о них, как свидетельствует об этом его послание.

Впоследствии епископскую кафедру в Ефесе занимал до самой своей смерти преданнейший ученик святого Апостола Павла святой Тимофей. Затем тут пребывал, управляя отсюда малоазийскими церквами возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов.

В 431 г. в Ефесе происходил 3-ий Вселенский Собор.

2. Важность Послания к ефесянам. Послание к ефесянам как окружное послание

Послание ефесянам, по замечанию свт. Иоанна Златоуста, «преисполнено возвышенных мыслей и догматов». «Оно, – продолжает Златоуст, – исполнено весьма возвышенных и необъятных созерцаний. Ибо никому почти прежде не поведал [апостол Павел] то, что он раскрывает здесь». «Поэтому и нам, – говорит блж. Феофилакт, – нужно особенное внимание, чтобы уразуметь сокрытые здесь тайны».

Действительно, Послание ефесянам устремляет мысль читателя к «тайне, сокрытой от вечности в Боге» (Еф. 3:9), той тайне, которую открыл человечеству Господь Иисус Христос, и которая состоит в осуществлении через Церковь предвечной Божественной воли о спасении всех людей. Среди хаоса и разделений древнего мира Церковь, как новое бытие, становится свыше сходящим даром человеколюбивого Бога, Который собирает в одно тело, в единство общения веры, мира и любви тех, кого разделяла прежде исконная вражда, иудеев и язычников. Причастность этому новому общению, единству тела Христова, должна сопровождаться соответствующей жизнью его членов, жизнью «во Христе».

Отвлеченность тематики послания, которое не затрагивает конкретных нужд одной из поместных Церквей, но обращается сразу ко всей Церкви Христовой, дала повод современным исследователям охарактеризовать Послание ефесянам как «богословский трактат», как «огласительную беседу перед крещением» или «размышление о премудрости тайны Христовой» и т.п.

Кроме общего характера тематики послания следует обратить внимание на отсутствие обычных для Павловых посланий элементов, таких, как: упоминание конкретных проблем адресатов, поименные приветствия знакомым лицам и др. Все это, в сочетании с другими проблемами послания, породило множество самых разнообразных версий относительно изначального предназначения Послания к ефесянам.

Поиски ответа затрудняются еще и тем, что в некоторых древних рукописях вовсе отсутствует указание на адресата: «в Ефесе» (Еф· 1,1). Свт. Василий Великий замечает, что «такое чтение (т.е. без «в Ефесе») передали нам наши предшественники и мы сами обнаружили это в наиболее древних рукописях».

Взгляд на Послание к ефесянам, как на окружное послание, является на сегодняшний день общим и всеми признанным.

3. Содержание Послания к ефесянам

Послание ефесянам развивает, как уже сказано, одну центральную тему: спасительное домостроительство Божие, которое осуществляется в человеческой истории через созидание Церкви. Церковь Христова объединяет в единое тело тех, кто прежде пребывал в неизбывной вражде между собою, иудеев и язычников. Это единство есть дело Самого Христа, Который Своим Крестом и Воскресением приносит во вселенную мир и примиряет людей с Богом. Сам Дух Святой питает, объемлет и соединяет это новое общество спасаемых, которые составляют Тело Христово. Таковы основные линии первой части послания (Еф. 1-3). Вторая часть (Еф. 4-6) посвящена практическим вопросам, которые зиждутся на богословском фундаменте первой части.

3.1. Тайна Божественного домостроительства о спасении всех людей и ее осуществление во Христе через Церковь (Еф. 1:1-3:21)

Послание к Ефесянам начинается обычным надписанием и Апостольским приветствием: «Павел посланник Иисус Христов, волею Божиею, святым сущим во Ефесе, и верным о Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1:1-2).

С 3 стиха начинается догматическая часть послания. Святой Апостол прежде всего воздает хвалу и благодарение Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа за избрание нас к святой жизни, которое было предопределено «прежде создания мира» и состоит в усыновлении нас Богу через Иисуса Христа, Который, совершив наше спасение Кровью Своей и открыв людям тайну Божия благоволения, сделался Главой всего небесного и земного и нас сделал через Себя наследниками Божиими (1:3-12). «Небесное и земное были отторгнуты одно от другого, – поясняет свт. Иоанн Златоуст, – и не имели одной главы. В отношении творения был один Бог, а в отношении объединения этого не было, потому что, когда разлилась языческая прелесть, люди отторглись от повиновения». «Кроме того, – отмечает святитель, – обрати внимание и на то, как (апостол) везде старается объяснить, что все эти дела (устроились) не по причине раскаяния, но что так именно они были предопределены издревле, и что все совершено Им согласно с этим (предопределением), так что мы, в этом случае, ничем не меньше иудеев».

Затем Апостол обращает свой духовный взор к своим ученикам, которые уверовали во Христа и, следовательно, сделались участниками дарованных Им благ, и благодарит за них Бога, вспоминая о них в молитвах своих и прося Бога, чтобы Он дал им Духа премудрости и просветил очи сердец их, дабы они познали богатство Его наследия и могущество силы Его (1:13-19).

Далее следует важное учение о превознесении Воскресшего Христа, как Богочеловека превыше всякой твари и о покорении Ему всего существующего. Здесь мы видим возвеличение человеческого естества в лице нашего Спасителя, свидетельство о том, что Господь Иисус Христос, даже и как «Человек», есть Царь и «Господь» неба и земли, ангелов и человеков. «И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1:22-23). Это учение о Господе Иисусе Христе, как о Главе Церкви, чрезвычайно важно. Как члены нашего тела составляют с головой один живой организм, так все верующие со Христом образуют также один телесно-духовный организм. Крестящиеся во Христа облекаются в Него, становятся одно с Ним. Поэтому Христос действует в христианах, как созидательная и живительная сила (свт. Феофан Затворник). От главы зависит вся жизнь тела – органическая и механическая. И в психологическом отношении голова, как вместилище мозга, главного органа умственной деятельности и внешних чувств, признается источником духовной жизни, руководящим началом ее. Это сравнение Апостола дает мысль о всецелой зависимости Церкви от Господа Иисуса Христа, о том, что Христос Сам руководит Своею Церковью.

«Полнота Наполняющего все во всем» (1:23) – слова сии темноваты и дают разные мысли. Правильнее всего понимать эти слова так: Церковь есть духовный организм, в котором нет места, где бы не действовали Божественные силы Христовы. «Она полна Христом. Он ее наполняет всю», – говорит свт. Феофан Затворник. Свт. Иоанн Златоуст объясняет, почему Апостол не ограничился назвать Церковь только Телом Христовым, а Христа ее главой: «чтобы ты, услышав слово “главу”, не принял его в значении только власти, но в смысле собственном, – не счел Его только начальником, но видел в Нем действительную главу, Апостол прибавляет: полнота (т.е. Церковь есть полнота) Исполняющего все во всем. Апостол считает как бы недостаточным название “главы” для того, чтобы показать родство и близость Церкви ко Христу».

Во второй главе Апостол говорит о том, как величие действий домостроительства Божия сказалось в оживотворении, как бы воскрешении из мертвых, духовно умерших людей, возвеличенных Богом из крайнего уничижения. Совершила это единственно благодать Божия, без каких-либо заслуг со стороны самого человека: «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (2:8). Эти слова очень любят сектанты, пытаясь доказывать при помощи их свое лжеучение о ненужности добрых дел для спасения. Но ведь ясно, что здесь идет речь о первом лишь моменте, о самом устроении Богом спасения, а не об усвоении этого спасения людьми. О последнем сказано: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (2:10). Смысл всех этих слов, по мысли свт. Феофана Затворника, тот, что «спасение нам устроено и мы призваны к получению его не за какие-либо дела, а по одной благодати. Но призваны не за тем, чтобы со своей стороны ничего не делать, а чтобы осуществлять свое спасение, богатясь добрыми делами».

Далее Апостол говорит о великой благости Божией, устроившей так, что чуждые доселе друг другу язычники и иудеи соединились в одно Тело «Кровию Христовою». Господь как бы вновь сотворил человечество (2:11-15), примирив и иудеев и язычников с Богом посредством Креста, убив вражду на нем, то есть вражду с Богом, которая отчуждала от Него оба народа, вследствие их греховности. И здесь святой Павел подчеркивает упразднение в Новом Завете Ветхозаветного закона словами: «упразднив закон заповедей учением» (2:15) и «разрушивший стоявшую посреди преграду» (2:14), то есть: «положил конец закону, который, подобно какой-то стене, разделял иудеев и язычников».

«И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким» (2:17) – сущность благовестия Христова была в том, что Сын Божий, воплотившийся и пострадавший за нас на Кресте, примирил нас с Богом. «”Дальними” Апостол называет здесь язычников, а ”ближними” – иудеев» (блж. Феодорит). Соединенные между собою в христианстве иудеи и язычники составили одну Церковь, как бы одно здание, утвержденное на основании Апостолов и Пророков и на Краеугольном Камне – Самом Господе Иисусе Христе, и скрепляются одним Духом (2:17-22). Здесь важно, что Христос есть краеугольный камень, на котором создана Церковь, а не Апостол Петр, как утверждают это латиняне — римокатолики.

В третьей главе Апостол говорит о сокровенности тайны призвания язычников в Церковь Христову и о том, что ему именно дана благодать возвещать эту тайну Христову язычникам. Много скорбей терпит он от иудействующих за эту проповедь, но не унывает и просит не скорбеть о нем (3:1-13). Заканчивает св. Павел догматическую часть послания молитвою об учениках (3:14-21), чтобы они утверждались в вере и любви ко Христу и уразумели «превосходящую разумение любовь Христову», «дабы исполниться всею полнотою Божиею», то есть всякой добродетелью, какою исполнен Бог. «Да будете иметь Его совершенно вселившимся в вас», – объясняет блж. Феодориа.

3.2. Осуществление Тайны Божественного домостроительства в жизни верующих, как членов Тела Христова (Еф. 4:1 – 6:24)

Вторая половина послания к Ефесянам представляет собой «нравоучительную часть» послания. Разъяснив в первых трех главах, что все христиане составляют единое Тело с Одним Главою Христом, ап. Павел из этой главной мысли послания выводит, как надлежит жить и поступать христианам, объединенным и обновленным во Христе. Он показывает: 1) общий строй жизни, основной чертой которого является единодушие в вере (4:1-16); 2) правила жизни, общие для христиан всех состояний (4:17-5:21); 3) правила жизни частные, по состояниям, перечисляя взаимные обязанности супругов, детей и родителей, рабов и господ (5:22-6:9), и наконец, 4) призывает вообще к борьбе с миром и грехом, рисуя образ христианского подвижничества (6:10-18).

В четвертой главе Апостол увещевает Ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны, то есть звания христианского. В основу этого должно быть положено

смиренномудрие, кротость, долготерпение и любовь. Главное же, к чему должны стремиться христиане, это «единение духа в союзе мира». Как самое сильное побуждение к такому духовному единению, святой Апостол выставляет то, что у христиан «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (4:1-6). Каждому из верующих, как отдельному члену в организме, дается особая благодать, особый дар, которым он и должен служить другим на общую пользу. Эта разнородность даров не только не мешает единодушию, а наоборот еще более скрепляет единение между христианами, подобно тому, как разнородность членов не мешает телу расти и укрепляться их взаимным содействием. Для этого мирного и любовного созидания и возрастания Тела Церкви Своей, «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (4:12). Апостол говорит, что Христос поставил «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями», (4:11). Здесь ясно утверждается богоучрежденность церковной «иерархии» в обличение протестантов и сектантов, отрицающих законную иерархию. Цель учреждения церковной иерархии в том, чтобы помочь духовному совершенствованию верующих: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (4:13), то есть пока «все взойдут в состояние совершенного упокоения в Боге и, из себя представив достойное Богу жилище, возимеют Его вселившимся в себе. Это и есть мера возраста исполнения Христова», – говорит свт. Феофан Затворник.

Основная задача нравственной христианской жизни — не быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, но, по примеру живого организма, объединяясь между собою любовью, возращать Тело Христовой Церкви «в Того, Который есть глава Христос» (4:7-16).

Изображая отрицательные стороны жизни язычников, ап. Павел увещевает «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» и «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины», то есть в праведности и святости истины. Это внутреннее обновление должно выразиться прежде всего в «правдивости»: «посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (4:25); затем – в безгневии: «гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (4:26), то есть миритесь с тем, на кого разгневались, еще до захода солнца. Далее Апостол увещевает не красть, но трудиться своими руками, «чтоб было из чего уделять нуждающемуся» избегать гнилых слов, то есть сквернословия и быть скромными и назидательными в разговорах, не оскорблять своим дурным поведением Святого Духа, удаляться от всяких раздоров, раздражения, ярости, гнева, крика и злоречия, но быть друг ко другу добрыми, сострадательными и взаимно прощать обиды, «как и Бог во Христе простил нас» (4:17-32). Блж. Феофилакт говорит: «скажешь слово гнилое и недостойное уст христианина, не человека ты оскорбишь, но Духа Божия, Которым ты облагодетельствован и Которым освящены твои уста… Дух запечатлел нас в показание, что мы принадлежим к царскому стаду: не оставил Он нас в числе повинных гневу Божию, но изъял от них и печать наложил, чтобы избавить от сего гнева. Не устыдимся ли после этого оскорблять его? Твои уста запечатлены Духом, чтобы не говорить тебе ничего недостойного Его; не отрешай сей печати».

Ап. Павел убеждает христиан подражать в любви Богу, как дети подражают своему отцу, во всем беря с него пример (5:1-2). Как побуждение к нравственной жизни, святой Апостол указывает лишение грешников Царствия Божия, предостерегая особенно от блуда и пьянства и от всякой нечистоты и любостяжания и увещевая христиан «поступать, как чада света», испытывая, что благоугодно Богу. Состояние закоренелого грешника подобно глубокому сну, но и он может проснуться от этого греховного сна, и апостол взывает: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (5:14). Блж. Феофилакт пишет: «Спящим и мертвым называет человека, живущего во грехах. Ибо он и смраден, как мертвый, и бездействен, как спящий, и грезит, и воображает призрачное. Когда же пробудится кто от греха, тогда осветит его Христос, то есть воссияет для него, как и солнце для тех, которые пробудились от сна. Пока же находится во грехах, он ненавидит свет и не приходит к нему. И не относительно неверующих только говорит это, но и о верующих. Можешь найти и различие между спящим и мертвым. Многие делающие зло, но не одобряющие делаемого, могли бы быть названы спящими. Они легко пробуждаются. И к ним-то относится выражение восстань. А другие, которые и делают зло, и оправдывают его, могли бы быть названы мертвыми, так как их труднее воззвать к добру. Однако и к ним взывает слово, чтобы они восстали: ибо не должно отчаиваться относительно возможности изменения природы».

Уча далее тому, что эта временная жизнь дана нам для приготовления к вечности и имея в виду множество греховных соблазнов, окружающих нас в этой жизни, святой Апостол увещевает: «итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (5:15-16), то есть не тратьте попусту драгоценного времени, и используйте его для приготовления себя к вечности. Для этого прежде всего не следует быть «несмысленными», но надо «разумевать, что есть воля Божия».

Особенно Апостол предостерегает от злоупотребления вином, говоря, что такое злоупотребление ведет человека к распутству. Вместо плотских утех, христиане должны искать утех духовных, исполняясь Духом и «назидая себя пением псалмов и духовных песней, причем требует, чтобы песни эти пелись не языком только, но и сердцем» (5:1-20).

Вторая половина пятой главы посвящена наставлениям об обязанностях супружеской жизни. Здесь Апостол представляет супружеский союз, как образ таинственного союза Господа Иисуса Христа с Церковью, почему отрывок 6:20-33 составляет содержание Апостольского чтения при совершении Таинства Брака. От мужей Апостол требует самоотверженной любви к своим женам, а женам предписывает полное повиновение мужьям: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (5:22): так как «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (5:23), то «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (5:24), то есть во всем добром. Из этого ясно видно, что повиновение заповедуется женам отнюдь не рабское и принужденное, а «как Господу», то есть искреннее и сердечное, основанное на любви. Главенство мужа в христианском браке должно понимать только, как первенство, всегда неизбежное во всяких союзах и обществах, состоящих из нескольких лиц, но не как властительство. Муж является естественною главою в семье уже потому, что на нем лежит главная тяжесть семейных обязанностей, которых не может понести жена при относительной нежности своей природы и слабости своих физических сил. Свт. Иоанн Златоуст так поясняет эту иерархию семейных отношений: «предложил мужу и жене, как основание их счастья, взаимную любовь и заботливость, указав каждому подобающую область, – ему начальство и попечение, а ей – повиновение. Итак, как Церковь, составляемая из мужей и жен, повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям, как Богу».

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» – следовательно, супружеская любовь должна быть прежде всего «духовною любовью», а не плотскою, и иметь нравственную цель – «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова... дабы она была свята и непорочна» (5:25-27). Здесь под «банею водною» имеется в виду Таинство Крещения, которым Христос очищает от всякой скверны и нечистоты вступающих в Его Церковь. Точно так и мужья должны заботиться о нравственной чистоте и о спасении душ своих жен. Степень и образ этой любви поясняет свт. Иоанн, давая наставления мужьям: «Ты слышал о великом послушании; ты доволен Павлом и рад, что он, как некий дивный и духовный учитель, учит нас порядку в жизни. Хорошо! Но послушай, чего он требует и от тебя: тот же самый пример он приводит и далее. “Мужья, – говорит он, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь”. Видел меру послушания? Послушай же и о мере любви. Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты терпишь это, будучи уже в союзе с женой; а Он (страдал за Церковь) отвращавшуюся от Него и ненавидевшую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его и была развратна, по великому Своему снисхождению покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни: к устрашениям и ни к чему подобному, – так и ты поступай в отношении к своей жене: хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой, нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал».

Вместе с тем мужья должны выражать свою любовь в попечении о жене, как о своем собственном теле – «питать и греть» ее, «как и Господь Церковь» (5:28-30). Этим опять указывается на необходимость в христианстве духовной любви между супругами: муж должен смотреть на жену не как на какое-то механическое орудие для плотских наслаждений, но как на часть самого себя. В связи с этим Апостол напоминает и библейское основание для такой любви к жене: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24). Этими словами Апостол желает расположить христианских супругов к крепкому супружескому союзу и показать, как противоестественны и богопротивны супружеские несогласия, а тем паче разводы. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (5:32). Замечательно объясняет эти слова свт. Иоанн Златоуст: «Подлинно это таинство, что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетельствовали, к которым он привык – сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему... Поистине это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость».

«Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» – сим прибавлением святой Апостол желает внушить, что близость мужа к жене и взаимное их единение в благословенном христианском браке так велики и такую в себе содержат тайну, что могут быть наилучшим и нагляднейшим подобием таинственного единения Христа с Церковью, в котором они и имеют свой наивысший первообраз. «Немало таинственного и в естественном браке между мужем и женою, – как бы так говорит Апостол, – но я говорю о христианском браке, заключаемом во образ союза Христа с Церковью. Таковой брак есть уже величайшая тайна, есть уже таинство церковное». Каков союз Христа с Церковью? Он есть союз теснейший, любовью проникнутый, святой и нерасторжимый. Таково же должно быть и супружеское единение в христианском браке. В заключение Апостол говорит: «так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» – у супругов все должно быть взаимно. В начале Апостол сказал: «повинуйтесь друг другу в страхе Божием», но тем не менее, муж – глава, а потому жена обязана ему особенным повиновением. Так как жены склонны тяготиться властью над ними мужей, а мужья склонны злоупотреблять своим первенствующим положением, то Апостол в заключение и заповедует то, что по преимуществу может быть нарушаемо в браке: мужьям заповедует любовь, а женам повиновение. Выражение: «а жена да боится своего мужа» есть, конечно, только образное выражение, а отнюдь не означает рабского страха жены перед мужем, которому нет и не может быть места в христианстве. Этот «страх» есть ничто иное, как уважение к мужу с опасением как бы не оскорбить его и не уменьшить любовь его к себе. Блж. Иероним так объясняет это выражение: «жена да чтит своего мужа».

В шестой главе святой Апостол говорит прежде всего об обязанностях детей к родителям, а затем – родителей к детям. Дети должны слушаться своих родителей, ибо естественный закон справедливости этого требует и пятая заповедь Закона Божия это заповедует, а родители не должны быть к детям чрезмерно суровыми, не должны вводить их в грех, но должны разумно воспитывать их в учении и наказании Господнем (6:1-4). «Не безрассудно ли, – говорит свт. Иоанн, – учить детей искусствам, посылать их для этого в училище, ничего не жалеть для этого, а о воспитании их “в учении и наставлении Господнем” не заботиться? Сами же мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержанными, непослушными, развратными».

Далее Апостол внушает рабам повиновение господам своим, а господам – справедливое и снисходительное отношение к своим рабам. Политического или социального вопроса о законности или незаконности рабства святой Апостол здесь совсем не касается. Церковь христианская вообще не ставила себе задачей производить внешние политические или социальные перевороты, а лишь внутреннее возрождение людей, которое уже естественно должно повести за собой и внешние перемены во всей человеческой жизни (6:5-9).

В заключение нравственных наставлений святой Апостол призывает христиан к невидимой духовной брани с врагом нашего спасения диаволом и слугами его: здесь мы видим основание христианского подвижничества. Вся жизнь христианина должна быть непрестанной борьбой. Апостол призывает христиан для этой борьбы облечься во всеоружие Божие, препоясать чресла истиною, надеть броню праведности, обуть ноги в готовность благовествовать мир, а главным образом – взять щит веры, шлем спасения и меч духовный – Слово Божие, и, вооружившись так, вести упорную борьбу против козней диавольских, против духов злобы поднебесных, постоянно влекущих человека на путь греха и противления воли Божией. Это Апостольское чтение (6:10-17) читается в дни памяти некоторых преподобных и при пострижении в монашество. Главным оружием при этом должна быть молитва и при том непрестанная — «во всякое время».

Злые духи называются здесь «миродержителями» не в том смысле, что им дана власть над миром, а потому, что все злое в мире, все злые люди творят волю их: они миродержители мира «во зле лежащего». Выражение «поднебесные» означает, что духи зла витают всюду между небом и землей, обнимают нас отовсюду, как повсюду окружает нас воздух, и непрестанно приражаются к нам, «как комары в сыром месте», по образному сравнению свт. Феофана Затворника.

«Всеоружие Божие» особенно необходимо нам, дабы мы смогли противостоять этим злым духам «в день злый». Под этим «днем злым» надо понимать особенно решительные минуты в нашей жизни, каковы: смерть и страшный суд, когда нам необходимо будет дать отчет Богу о нашей земной жизни, как мы ее проводили.

Из всего этого ясно, что христиане – воины Христовы, обязанные вести непрестанную борьбу с врагом Божиим и врагом человеческого спасения диаволом и со слугами его и всякого рода происходящим от них злом. Христианин должен быть совершенно непримирим ко всякого рода диавольскому злу, но, конечно, бороться с ним достойными христианина средствами (6:10-18).

В заключении послания (6:19-24), св. Павел просит, во-первых, молитв о себе, научая этим, что молитвы Церкви важнее и выше всех лиц, какие поставлены в ней, а, во-вторых, говорит о посольстве к Тихика, дабы он возвестил об обстоятельствах и делах его и тем доставил утешение. Заканчивает свое послание святой Апостол Павел пожеланием братиям мира и любви и преподанием обычного Апостольского благословения: «благодать со всеми любящими Господа нашего Иисуса Христа, аминь».

4. Основные экклесиологические положения Послания к ефесянам

Рассмотрев послание к ефесянам, мы убеждаемся в чрезвычайной близости его тематики к нашему времени. Пессимистические настроения, эгоистические теории и склонность к обособлению, господствующие в современном мире, весьма напоминают эпоху эллинизма, когда начала распространяться проповедь Евангелия. Для современного человека особенную важность представляют поэтому следующие темы Послания ефесянам: 1) единство Церкви, 2) призыв к миру и 3) учение о таинстве брака.

Удаление людей от источника жизни, Самого Бога, в истории человечества приводило лишь к разделениям, вражде и в целом к раздробленности общества, когда каждый злоумышляет против ближнего и вынужден постоянно либо защищаться, либо нападать. Во времена апостола Павла стоические философы противопоставили этому общественному злу учение о единстве человеческого рода, составляющем единое тело. Но можно ли говорить о единстве человечества как уже реализованной данности? Апостол Павел ясно понимал, что это единство возможно только как дар Божий и недостижимо одними естественными человеческими силами. По учению апостола Павла, Сам Бог собирает человечество воедино, возводит его на степень «новой твари», делает его обществом возрожденных, которое называется Церковью и которое в Послании к ефесянам именуется Телом Христовым. Церковь является единым Телом, но не по естественным свойствам ее членов, а единственно благодаря спасительной благодати ее главы, Господа Иисуса Христа. Образ человеческого тела апостол Павел использует для того, чтобы показать, что единство людей возможно только как дар Божий, что люди объединяются между собой, только когда соединены со Христом, и что единство, достигаемое в Церкви, является подлинным и действенным только в том случае, если каждый видит в другом человеке равного себе, брата, члена своего собственного тела. Среди бесприютности и враждебности современного мира Церковь раскрывает свои объятия и дает человеку возможность вновь ощутить тепло родного очага, вновь обрести свою семью в Боге. Эти новые родственные отношения любви с другими людьми и с Богом могут отогреть наконец человеческие сердца и вернуть им утерянную надежду на лучшее, могут претворить людей из биологических единиц в личности.

В Теле Христовом, т.е. в Церкви, преодолеваются те различия, которые отдаляют людей друг от друга и от Бога. Благодаря этому мир Христов (Еф. 2:14) становится реальностью и люди наконец обретают друг друга и приближаются к Богу. Но это происходит лишь в том случае, если сама Церковь пребывает верной своему Основателю, «Начальнику мира» и не «сообразуется» с гибельными начинаниями века сего.

Признаки христианина как члена Тела Христова проявляются в подобающих ему поступках в самых разных житейских ситуациях. Особенно это видно на примере взаимной любви супругов. Ни в одной другой книге Нового Завета не выделяется с такой силой, как в Послании ефесянам, эта взаимность в обязанностях супругов, эта святыня брака и, самое главное, эта связь между Таинством Брака и Тайной единения Христа и Церкви.

Проверочные вопросы:

  1. Что вам известно об основании церкви в Ефесе?
  2. На каком основании исследователи считают Послание к ефесянам окружным?
  3. Как вы понимаете учение Апостола о Церкви как о Теле Христовом?
  4. Если спасение, как говорит Апостол, является даром Божиим, то должен ли сам христианин прилагать какие-либо усилия, чтобы его брести?
  5. Кто является краеугольным камнем Церкви?
  6. К какому устроению жизни призывает ап. Павел христиан?
  7. Какие правила предписывает соблюдать Апостол христианам?
  8. Каковы роли и обязанности супругов в христианском браке? В чем его назначение?
  9. Почему и каким образом Апостол уподобляет христианский брак союзу Христа и Церкви?
  10. Каковы взаимные обязанности детей и родителей?
  11. О какой невидимой брани говорит ап. Павел?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофан Затворник, свт. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam/ (дата обращения: 17.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к ефесянам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_67/ (дата обращения: 17.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, прп. Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam/ (дата обращения: 17.11.2016).
  4. Феодорит Кирский, блж. Толкование на второе послание к Ефесянам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_poslanie_k_Efesjanam/ (дата обращения: 18.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.
  2. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-novyj-zavet-karavidopulus/2_95 (дата обращения: 04.11.2016).

Дополнительная литература:

  1. Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла. Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2(46). С 7-33.

Видеоматериалы:

Цикл передач «Исследуйте Писания» на канале «Союз»