30. Послание апостола Павла к Галатам

Цель занятия – рассмотреть Послание ап. Павла к галатам.

Задачи:

  1. Рассмотреть основание галатийских церквей.
  2. Рассмотреть повод, обстоятельства и цель написания Послания к галатам.
  3. Рассмотреть содержание Послания и святоотеческие толкования.
  4. Рассмотреть значение Послания к галатам для нашего времени.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями назвать те нестроения в христианских церквях, которые побуждали ап. Павла обратиться к ним с посланием.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу; по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофан Затворник, свт. Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-galatam/ (дата обращения: 17.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к галатам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_66/ (дата обращения: 17.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, прп. Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-galatam/1 (дата обращения: 17.11.2016).
  4. Феодорит Кирский, блж. Толкование послание к Галатам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_poslanie_k_Galatam/  (дата обращения: 17.11.2016).
  5. Симеон Новый Богослов, прп. Добротолюбие. Т. 5. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/2 (дата обращения: 17.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.
  2. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-novyj-zavet-karavidopulus/2_95 (дата обращения: 04.11.2016).

Дополнительная литература:

  1. Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла. Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2(46). С 7-33.

Ключевые понятия:

  1. Евангелие;
  2. Закон;
  3. Крест Христов;
  4. Христианская любовь;
  5. Прообраз;
  6. Вера;
  7. Сораспятие Христу.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие сведения об обращении галатов нам сообщает Священное Писание?
  2. Что послужило поводом к написанию ап. Павлом Послания к галатам?
  3. Что говорит ап. Павел галатам в защиту проповедуемого им Евангелия?
  4. Что означает «сораспяться Христу»?
  5. Какое обоснование ненужности соблюдения Закона для галатов приводит Апостол?
  6. Как говорит Апостол о прообразовательном значении Закона?
  7. В чем было предназначение Закона, по словам ап. Павла?
  8. Какие логические обоснования преходящего значения Закона приводит Апостол? Какие увещания Апостол обращает к сердцу галатов?
  9. Какие прообразы использует Апостол, побуждая галатов расстаться с ветхозаветным Законом и жить по новозаветному?
  10. Как ап. Павел учит о христианской свободе?
  11. В чем проявляется христианская любовь?
  12. Какие основные мысли высказывает ап. Павел в заключение?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

Цикл передач «Исследуйте Писания» на канале «Союз» 

 

 

1. Основание христианских церквей в Галатии

2. Повод, обстоятельства и цель написания Послания к галатам

3. Содержание Послания к галатам

3.1. Авторитет апостола Павла обусловлен не человеческим признание, а призванием Господа (гл. 1-2)

3.2. Доказательства истинности Евангелия, которое проповедовал апостол Павел в Галатии (гл. 3,4)

3.3. Свобода во Христе (гл. 5; 6:1-10)

3.4. Заключение Послания (6:11-18)

4. Значение Послания к галатам для нашего времени

1. Основание христианских церквей в Галатии

Первое упоминание о просвещении Галатийской страны светом Христовой веры мы находим в Книге Деяний святых апостолов, в начале рассказа о втором апостольском путешествии ап. Павла. Упомянув об огорчении, вследствие коего ап. Павел разлучился с святым Варнавой после Апостольского собора и, взяв себе в спутники Силу, проходил Сирию и Киликию, дееписатель, рассказав о присоединении к ним еще нового спутника Тимофея, говорит: «проходя же по городам, они (то есть святой Павел со своими учениками Силой, Лукой и Тимофеем) предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Прошедши через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии» и т.д. (Деян. 16:4-6). Несомненно, что в это самое время ап. Павел и положил основание христианским церквам в главных городах Галатии – Анкире, Пессине, Тавии и Гордии. Что Галатийские церкви основаны св. Павлом, это ясно видно из самого послания к Галатам (см. 1:6-9; 4:13 и др.). Никаких подробностей об этом Книги Деяний, правда, не сообщает, но зато при описании третьего апостольского путешествия св. Павла дееписатель отмечает, что он «проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников» (Деян. 18:23). Утверждать же в вере, конечно, можно только уже обращенных к вере прежде.

Хотя Книга Деяний не дает нам никаких сведений об обстоятельствах обращения галатов, кое-что мы узнаем об этом из самого послания к галатам. Как видно из Гал. 4:13-15, ап. Павел при посещении Галатийской страны подвергся какому-то недугу плоти. Вероятно этот недуг и задержал Апостола у галатов на более продолжительный срок, чем он сам предполагал, и это послужило во благо галатам, ибо дало возможность святому Апостолу преднаписать им Христа Господа так живо, что они созерцали Его будто пред собою распятым (Гал. 3:1). От этого они уверовали с особенной горячностью и необычайной ревностью, и самого Апостола приняли, как Ангела Божия, как Христа Иисуса, и так полюбили его, что готовы были очи свои извертеть и отдать ему (Гал. 4:14-15).

2. Повод, обстоятельства и цель написания Послания к галатам

Что именно произошло в галатийских церквах? Апостол Павел в послании к ним говорит о неких «смущающих», которые «искажают Евангелие Христово» (1:7). В Послании к галатам 5:10 речь идет, по-видимому, о каком-то определенном лице, но утверждать что-либо более определенно невозможно за отсутствием более точных данных. В любом случае эти возмутители появились уже после второго посещения Галатии ап. Павлом. Можно утверждать, что это были христиане и что они навязывали членам галатийских церквей обрезание и соблюдение Закона Моисеева (5:2; 12:6,12). Они старались также подорвать авторитет апостола Павла, утверждая, что он гораздо ниже апостолов из числа двенадцати, потому что от них получил свое достоинство, и что он учит освобождению от Закона, только чтобы угодить христианам из язычников, и т.п. Против этих возмутителей и пишет апостол Павел, не столько, впрочем, в свою защиту, сколько ради спокойствия совести христиан Галатии и утверждения их веры. Апостол пишет, что Евангелие, которое он им проповедовал, «не есть человеческое», и он научился ему «не от человека», например, от одного из двенадцати апостолов, «но через откровение Иисуса Христа» (1:11-12). И когда он был призван от Бога к апостольскому служению, то не искал одобрения со стороны человеческого авторитета («не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам»), поскольку получил заповедь и служение непосредственно от Самого Иисуса Христа. В Иерусалим апостол Павел отправился позднее, «спустя три года», и второй раз уже по прошествии 14 лет, и то по бывшему ему «откровению» от Бога. Апостол особенно подчеркивает, что «знаменитые», «столпы» Церкви Иаков, Кифа и Иоанн, «не возложили на меня ничего более», т.е. ничего не добавили и ничего не изменили в содержании того Евангелия, которое он проповедовал.

После утверждения своего апостольского достоинства и авторитета проповеданного им Евангелия апостол Павел переходит к изложению основных идей этого Евангелия. Крестная Жертва Христова имела своим плодом освобождение человека от Закона. Возвращение к Закону и соблюдение его установлений означает унижение Креста Христова. Все это не означает, конечно, отрицания или пренебрежения роли Закона Моисеева в истории Божественного домостроительства. Закон выполнял очень важную роль: он был «детоводителем ко Христу» (3:24), но «когда пришла вера, мы уже не под властью дето-водителя». «Наследники» Царства Божия уже не состоят под властью «попечителей» и «домоправителей», но поскольку пришла «полнота времени» и «Бог послал Сына Своего» в мир, они получили уже достоинство «усыновления». Возвращение к Закону и «к немощным и бедным вещественным началам» означало бы возвращение к детскому возрасту и к положению раба, тогда как человек получил уже свободу во Христе.

Все это апостол Павел излагает не тем мирным тоном, каким, например, в Послании римлянам, но укоряет своих адресатов, к которым он в 3:1 взывает: «О, несмысленные Галаты!» – поскольку они так быстро забыли проповеданное им Евангелие, чтобы последовать за «иным», ничего не значащим «евангелием» (1:6-7). Апостол анафематствует проповедников любого другого евангелия, кроме того, какое благовествовал он сам. Евангелие апостола Павла единственно подлинное, поскольку несет на себе печать Самого Христа, ради Которого апостол носит «язвы Господа Иисуса на теле» (6:17).

Из того, что сообщает об этих возмутителях апостол Павел в Послании галатам, следует, что это были христиане, соблюдавшие Закон Моисеев, иудейские праздники и обряды, т.е. строгие иудеохристиане. Они решительно восставали против того Евангелия свободы от Закона, которое проповедовал апостол. Это были христиане, которые еще не разорвали пуповину, связывавшую их с Законом, соблюдение коего они считали необходимым наряду со своей новой верой. Не ясно, происходили они из Иерусалима или имели лишь связи с иерусалимскими иудео-христианами. Но в любом случае не со «столпами» Церкви, которые одобрили служение апостола Павла. Скорее всего, это были те иудео-христиане, что стояли за апостольскую миссию среди язычников, но против свободы от Закона. Такое представление о возмутителях Галатийских Церквей является наиболее распространенным.

3. Содержание Послания к галатам

3.1. Авторитет апостола Павла обусловлен не человеческим признание, а призванием Господа (гл. 1-2)

Первая глава начинается надписанием и приветствием, которые характерны тем, что уже в них святой Апостол указывает на основные положения всего своего послания: доказательство его Апостольского достоинства и выяснение, в чем состоит наше спасение.

«Павел Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом…» – святой Павел решительно подчеркивает богоизбранность своего Апостольства, вопреки стремившимся унизить его клеветникам иудействующим. Характерна и форма Апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века...». Здесь указывается, что спасение для нас во Христе, а не в ветхозаветном обрядовом законе (1:1-5).

Тотчас же после приветствия Апостол выражает удивление быстрому отпадению Галатов от истинного учения и провозглашает грозную анафему всякому, кто осмелился бы проповедывать какое бы то ни было другое учение, отличное от того, какое он им благовестил, хотя бы то был «ангел с небес» (1:6-9). Вот где основание для провозглашения Церковью анафемы еретикам! Святой Павел отвечает на обвинения, что он, не будучи истинным Апостолом, освобождает язычников от соблюдения закона Моисеева лишь для того, чтобы приобрести их расположение: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (1:10). Апостол, по словам блж. Феофилакта, как бы говорит галатам: «не думайте, что я защищаюсь пред вами или стараюсь убедить вас… пишу это не с той целью, чтобы добиться славы у вас и иметь учеников, но с тем, чтобы быть правым пред Богом относительно догматов, а не из желания угождать людям».

Поле это следует защитительная часть Послания. Лжеучители, унижая ап. Павла говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа никогда не видал, Евангельскому учению научился от других Апостолов, а потом отступил от них, составив свое собственное учение о ненужности Закона Моисеева; для того же, чтобы прикрыть свое отступление, он, бывая с другими Апостолами, говорит и действует, как они, чтобы не показать своего разногласия с ними. Защищая от клеветников свое Апостольское достоинство, св. Павел прежде всего раскрывает Божественное, а не человеческое происхождение своего Евангелия, утверждая, что он научился ему «чрез откровение Иисуса Христа», то есть непосредственно от Самого Господа, являвшегося ему. Дальше он предлагает Галатам увидеть явный перст Божий в той разительной перемене, которая произошла с ним, рассказывая, как из жестокого гонителя Церкви Божией он стал проповедником прежде гонимого им учения Христовой веры (1:11-24). Здесь в этих автобиографических строках особенно важны слова: «я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью», то есть с людьми, в данном случае, надо полагать, с другими Апостолами, «и не пошел в Иерусалим, к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию», где, видимо, святой Павел и был посвящен во все тайны христианского учения Самим Господом в многократных явлениях, что можно видеть, например, из Еф. 3:3. Только спустя три года святой Павел ходил в Иерусалим «видеться с Петром» – только видеться или познакомиться со знаменитым Апостолом, а не учиться у него. В Иерусалиме святой Павел пробыл всего «дней пятнадцать», во время которых он никого из Апостолов не видел, «кроме Иакова, брата Господня». Все это святой Павел подчеркивает, дабы показать, что не от других Апостолов почерпнул он свои знания евангельского учения. «А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу» – в этих словах мы видим новое подтверждение законности клятвы в важных случаях. Далее Апостол говорит, что он «после сего отошел в страны Сирии и Киликии»; то есть опять не мог видеться с Апостолами, ходившими тогда с проповедью по Палестине, и что церквам Христовым в Иудее лично он не был известен. Цель сих слов Апостола все одна и та же: «у Петра я не учился, а только видел его, – как бы так говорил Апостол, – у Иакова не учился, и его только видел, не учился ни у кого другого низшего их, не так знатного лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видали?» (Фотий у Экумения).

Ап. Павел рассказывает, как он, «по откровению», ходил на Апостольский Собор в Иерусалиме, как раз на тот самый собор, на котором было постановлено о необязательности для христиан соблюдения обрядов Моисеева закона. Ходил туда святой Павел в сообществе с своим учеником крещеным, но необрезанным Титом, которого представил Апостолам, и его не принуждали обрезаться. Павлово благовестие получило здесь на Соборе полное одобрение старейших Апостолов. Старейшие Апостолы признали, что Апостолу Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Петру – для обрезанных. В знак полного согласия, Иаков и Кифа и Иоанн, «почитаемые столпами», подали святому Павлу и Варнаве руку общения. Как поясняет эти слова свт. Иоанн Златоуст: «В деле проповеди, говорит (святой Павел), мы разделили между собою всю вселенную; и я взял язычников, а они Иудеев, потому что так угодно было Богу. В попечении же о нищих из Иудеев и я им помогал».

Среди верующих из Иудеев было много бедных, которые лишились всего, что имели, и были повсюду гонимы неверующими. О них-то, как мы видим, очень заботился святой Павел, собирая для них милостыню среди уверовавших язычников (2:1-10).

Далее Апостол указывает на твердость и неизменность своих убеждений, в то время как другие Апостолы (Петр и Варнава), из снисхождения к иудействующим, делали им уступки: отстранялись от язычников, не ели вместе с ними. Апостол описывает, как он даже возымел дерзновение противостать в этом Петру и обличил его при всех. Этот замечательный случай наглядно свидетельствует о равноправности Павла с Петром и опровергает ложный догмат римокатоликов о мнимом главенстве Петра в Апостольском лике. «Наместника Христова» св. Павел, конечно, не осмелился бы обличать, да еще «при всех».

Изложив Галатам свое обличение Петру (2:11-14), святой Павел незаметно перешел к главному предмету своего послания: «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... делами закона не оправдается никакая плоть» (2:16). Эти слова особенно любят сектанты, видящие в них отрицание значения добрых дел для спасения. Но ведь совершенно ясно, что здесь речь идет вовсе не о «добрых делах», а о «делах ветхозаветного Моисеева закона», который с пришествием Христовым потерял свое значение, что и было окончательно постановлено на Апостольском Соборе в Иерусалиме, бывшем в 50 г. по Р.Х. Вот как говорит об этих делах свт. Феофан Затворник и о том, почему Апостол с такой решительностью их отвергает: «Внешний чин, которым определялся строй нравственно-религиозной жизни иудейского народа – обрезание, субботствование, праздники, жертвы, омовения, окропления и подобное. Этот чин отособлял иудеев от всех других народов и составлял их исключительную собственность. Расположения, входящие в состав благочестия и добронравия, каковы: страх Божий, упование на Бога, сострадание, благотворительность, терпение, воздержание, трудолюбие и подобное, – были общи всему роду человеческому, а не одним иудеям принадлежали. Они здесь и не разумеются под законом… Эти порядки [ветхозаветные обряды] составляли средостение, отделявшее иудеев от язычников. Святой Павел все усилия свои обращал на то, чтоб разорить это средостение и из иудеев и язычников слить одну нераздельную Церковь, как одно тело Христово».

Апостол говорит, что требовать от христиан соблюдения ветхозаветного закона это значит косвенно обвинять во грехе Самого Христа: «Неужели Христос есть служитель греха?», то есть неужели Он ввел нас в грех Своим учением, которое мы разгласили миру? Конечно нет. Если бы закон Моисеев давал оправдание людям, то не было бы нужды в страданиях и Крестной Смерти Спасителя: «то Христос напрасно умер» (2:21). Св. Павел показывает с какой решительностью надо оставить ветхозаветный закон для того, чтобы всем своим существом прилепиться к Господу Спасителю, сораспяться Ему совершенно, чтобы жить только для Него и Им: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу», «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (2:19,20). Блж. Феофилакт говорит: «Словами я сораспялся Христу указал на крещение, а словами уже не я живу - на жизнь после сего, чрез которую умирает наше тело».

3.2. Доказательства истинности Евангелия, которое проповедовал апостол Павел в Галатии (гл. 3,4)

Общее примечание ко всей этой части можно сделать словами святого Иоанна Златоуста: «Выше (то есть в первой защитительной части) святой Павел показывал только, что он сделался Апостолом не от человек и не чрез человеков, и что не имел нужды в научении от Апостолов; а здесь после того, как представил себя достойным доверия учителем, уже со властью беседует, сравнивая между собою закон и веру».

Предмет раскрываемый здесь Апостолом – ненужность Закона для галатов, как язычников. В третьей главе святой Павел говорит сначала о необязательности закона для Галатов: первое доказательство этого он заимствует из наглядного опыта самих Галатов, которые прияли Святого Духа и благодатные дары чудотворения (3:1-5); второе доказательство ненужности закона святой Павел заимствует из способа оправдания, как самого родоначальника оправданных Авраама, так и после него всех будущих наследников обетований Авраамовых: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Отсюда ясно, что и «верующие благословляются с верным Авраамом» (3:6-9). Апостол не случайно приводит пример Авраама. Во-первых, этого патриарха особенно уважали, а во-вторых, как говорит блж. Феодорит, Апостол «желая доказать, что закон теперь не нужен, и представил в пример человека, оправданного прежде закона». Третье доказательство святой Павел выводит из невозможности исполнить все предписания закона и избегнуть его клятвы: «все утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою». Почему же это? Объясняет это Апостол ссылкой на Второзаконие 27:26: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». И по первоначальному учреждению своему закон не имел силы оправдывать пред Богом, что ясно из того, что в самом же законе было написано: «праведный от веры жив будет» (Авв. 2:4). Поэтому, если и возможны были праведники в Ветхом Завете, то собственно ради веры в грядущего Искупителя человеков и ради Его искупительной Жертвы, к которой Закон прообразовательно руководил все мысли и чувства своих ветхозаветных служителей. Только Христос освободил от проклятия всех тех, на ком оно тяготело за неисполнение закона: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» – эти слова читаются в апостольском чтении на утрени Великой Субботы, объясняя смысл и значение совершенного Господом подвига искупления человечества. «Проклят всяк, висящий на древе» – слова Второзакония 21:23. Свт. Феофан Затворник поясняет это место, приводя также толкования свт. Иоанна Златоста и блж. Иеронима Стридонского: «Это место есть прообразовательное пророчество; ибо как все в Ветхом Завете есть сень грядущего, то и это установление было прообразом крестной смерти Господа. И Он повешен на древе, а вечером снят. Не было в Нем греха; но как в законе висение собственно означало грех и клятву, то и висение Господа тоже означало, что имело ту же силу, только не Его Самого касаясь, яко непорочного, но всего человечества На кресте повешена самая клятва, так что ее более уже нет ни для кого, кто укрывается под сень креста. Святой Златоуст говорит о сем: ”желающий разрушить клятву сам должен быть свободен от клятвы, должен принять на себя клятву незаслуженную — вместо оной заслуженной: такую клятву и принял на Себя Христос и ею уничтожил заслуженную. И как кто-нибудь не подлежащий осуждению, решившись умереть за осужденного на смерть, сим избавляет его от смерти, так поступил и Христос. Поелику Он не подлежал проклятию за преступление закона, то принял на Себя — вместо заслуженного нами — не заслуженное Им проклятие, дабы освободить всех от заслуженного. Ибо Он беззакония нe сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (ср.: Ис. 53:9). Но как умерший за тех, кои осуждены на смерть, освобождает их от смерти, так и принявший на Себя проклятие освободил от проклятия” –– ”Никого не должно смущать, — пишет блаженный Иероним, — то, что Христос сделался за нас клятвою. Бог, сделавший Его клятвою, Сам сделал Его и грехом за нас (см: 2 Кор. 5:21). Спаситель от полноты Божества уничижил Себя до приятия зрака рабия (см.: Флп. 2:7). Но уничижение Господа нашего есть слава наша. Он умер, чтоб нам жить; сошел во ад, чтобы нам взойти на небо; сделался безумием, чтобы стать мудростию. Он от полноты Божества умалил Себя, зрак рабий прияв, чтобы в нас возобитала полнота Божества и из рабов стали мы господами. Он повис на древе, чтобы грех, нами учиненный на древе познания добра и зла, истребить повешением на древе. Он стал и клятвою, чтобы благословение на нас низошло и почило в нас”». Это сделал Христос для того, чтобы «благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (3:10-14).

Апостол восстает против исключительного значения для язычников веры помимо закона (3:15-29). Он рассеивает сомнения, которые могли явиться у христиан из иудеев, не отменяет ли закон обетований, данных Аврааму, ради его веры, и зачем же вообще дан был закон? Апостол объясняет, что закон «дан после по причине преступлений», «для обуздания преступности, чтобы народ держался в страхе, не предавался порокам, а жил праведно и делался достойным проявить в себе Обетованного… чтобы Иудеи не жили без страха и не дошли до крайнего нечестия, закон и дан им вместо узды, для их научения, усмирения и удержания их от нарушения хотя не всех заповедей, по крайней мере некоторых. Итак не малая польза от закона» (свт. Феофан Затворник). Закон дан «до времени пришествия семени». Сим указывается временность закона и его преходящее значение. «Если закон дан только до пришествия Христова, то для чего ты, – говорит свт. Иоанн Златоуст, от лица Апостола, – продолжаешь его далее, за пределы этого времени?». Значение закона в том, что он «был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (3:24), то есть он лишь воспитывал, подготовлял нас к принятию Христова учения. Блж. Феофилакт говорит: «Как воспитатель оберегает юношу от всего дурного и способствует тому, чтобы он со всей внимательностью и усердием принимал наставления учителя, так и закон воспитывал в своих последователях надлежащую добродетель и приводил к учителю - Христу, своими обличениями и указаниями грехов вызывая в них стремление искать Того, Кто дает прощение и оправдывает верой. Итак, да устыдятся те, которые клевещут на закон, - ибо ни воспитатель не стоит в противоречии с учителем, ни закон - с Новым Заветом». «По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (3:25) – с приходом же самой оправдывающей нас веры он стал уже не нужен.

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (3:26-27). Вера Христова возвращает людей к тому прекрасному периоду непорочного детства, при котором они свободно творят волю Отца своего Небесного и не имеют нужды в том, чтобы смирять их строгой дисциплиной. В этой сыновности Богу и заключается причина ненужности закона, как сдерживающего начала: христиане, как сыны Божии, свободны от всяких формальных правил и требований, ибо они составляют «одно во Христе Иисусе», «облеклись во Христа» и не имеют нужды в каком-либо принуждении: «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (3:28). В качестве духовных чад Христа, потомка Авраама, христиане суть истинные потомки Авраама, а потому и наследуют то оправдание и благословение, которое было обещано Аврааму (3:29).

Ап. Павел увещает галатов принять доказанную истину о ненужности закона и о том, что не следует больше вязать себя ветхозаветной обрядностью. Эти увещания направлены преимущественно 1) на ум (4:1-10), 2) на сердце (4:11-20), 3) на волю (4:21-31 и начало 5 гл. до 12 ст.).

«Ничто не убеждает так ум отказаться от своих мыслей, как доведение их до нелепости» – говорит свт. Феофан Затворник. Это и делает святой Павел. Он указывает, как неразумно выросшему сыну продолжать жить под опекой и руководством своих воспитателей. Так и мы, говорит Апостол, были под пестунством закона до времени. Но пришел конец этого времени: «когда пришла полнота времени» (т.е. когда исполнилось предопределенное Богом время), «послал Бог Сына Своего Единороднаго» и чрез Него ввел нас в полные права взрослых сынов. Как нелепо теперь нам жаться под Закон и держать себя наряду с рабами, когда мы уже сыны, «а если сыны, то и наследники Божии чрез Иисуса Христа» (4:4-7). Стихи 4-7 о послании Богом Сына Своего Единородного представляют собою Апостольское чтение на Литургии в день праздника Рождества Христова.

Обращаясь сначала с этим увещанием к иудеям (4:1-7), святой Апостол переходит потом к язычникам. Язычники могли сказать: «да как же нас прежде обращали в иудейство и совершенно сближались только с теми из нас, которые вполне подчинялись всему Закону?» – «Тогда было другое дело», отвечает им Апостол: «тогда иудейство было единая истинная на земле вера, и вы хорошо делали, принимая его. Ныне же, когда Бог Сам Себе вас присвоил помимо закона, ваше обращение к немощным стихиям закона не имеет никакого смысла» (4:8-10) (свт. Феофан Затворник).

Так как сердце может идти наперекор всем доводам ума, святой Апостол находит нужным обратить увещание и к сердцам Галатов. Эти стихи 4:11-20 самые трогательные во всем послании. Апостол напоминает Галатам, с какой горячностью приняли они его проповедь, какой любовью воспламенились к нему, и неужели же проповедь его была напрасна? «Отеческий это голос, –говорит блж. Феодорит, – приличный тому, кто помнит свои труды, и не видит труда». Нежно упрекая Галатов за перемену чувств и отношений к себе, Апостол призывает их рассудить, где кроется причина этой перемены? И сам указывает эту причину в новых учителях, которые «ревнуют по вас нечисто», единственно для своего тщеславия. Высшую степень отеческой любви Апостола к Галатам мы видим в нижеследующем трогательном восклицании: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (4:19). Уклонением в иудейство Галаты как бы помрачили в своем сердце образ Христов, и святой Павел с ярко выраженной отеческой любовью ревнует о восстановлении в них этого образа Христова. «Видишь ли и любовь отеческую и скорбь достойную Апостола? Слышишь ли вопль, гораздо более горький, нежели вопль рождающей?», – говорит по поводу этого восклицания Павлова свт. Иоанн Златоуст. «Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой» (4:20), то есть «изменить его применительно к тому, что увидел бы своими глазами» (свт. Феофан Затворник) или «переменить в плачевный и проливать слезы, и вас всех заставить плакать» (свт. Иоанн Златоуст).

«Ум и чувство, – говорит свт. Феофан Затворник, – переходя на сторону истины, влекут за собою и волю... но она может медлить, отлагать свое решение». Вот почему святой Павел дальше старается воздействовать непосредственно на волю Галатов, показывая, как преславно пребывать в свободе от закона (4:21-31 и 5:1). Это он раскрывает прообразом двух Заветов в истории Агари и Сарры: «Авраам имел двух сынов: одного (Измаила) от рабы (Агари), а другого (Исаака) от свободной (Сарры)… В этом есть иносказание. Это – два завета» (4:22-24). Агарь была прообразом Завета Ветхого с Законом Моисеевым, который не давал полной свободы от греха, держал в рабстве греху, а Cаppа прообразовала Закон Новозаветный, дающий нам совершенное оправдание и полную свободу от греха. «Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу», то есть Измаил Исаака, так и теперь неразумные ревнители Моисеева закона гонят христиан. Но Писание говорит: «Изгони рабу и сына ее», так и ныне мы должны расстаться с ветхозаветным Законом, чтобы войти в дарованное нам наследие, ибо мы – христиане, дети не рабы, но свободной (4:25-31).

3.3. Свобода во Христе (гл. 5; 6:1-10)

Ап. Павел призывает христиан твердо держаться свободы, дарованной Христом и не подвергаться опять игу рабства Закона Моисеева, «ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (5:1-6). С этого места начинается нравоучительная часть Послания. Основная мысль всего нравоучения Апостола, связанного с вышеизложенным учением о христианской свободе, заключается в 5:13-14: «к свободе призваны вы, братие, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовью служите друг другу, ибо весь Закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя». Почему Апостол не упомянул здесь о любви к Богу, как о первой и большей заповеди, по словам Самого Господа Иисуса Христа (Мф. 22:36-38)? Очевидно потому, что в мыслях у него было, главным образом, уврачевать уменьшение взаимной любви между Галатами, а истинная любовь к ближним и так всегда предполагает наличие в человеке любви к Богу.

Жить, как свободным по духу – это значит избегать дел греховных, дел плоти: прелюбодеяния, блуда, вражды, ссоры, зависти, ненависти, убийства, пьянства и т.п. и наоборот воспитывать в себе плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Апостол подчеркивает, что нравственная христианская жизнь нелегко дается, что она есть борьба, которая ведется не на жизнь, а на смерть. Это – самораспятие, мысль о чем так ясно выражена в словах: «но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (5:24). Это распятие плоти совершенно необходимо для каждого желающего жить духовной жизнью, ибо «плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся» (5:17). Поэтому, если мы решаемся «жить духом», «то по духу и поступать должны» (5:25). Прп. Симеон Новый Богослов поясняет, что значит это распятие плоти: «крестившиеся в Духе Святом облеклись во всего Христа, стали сынами света и ходят в невечернем свете, видя мiр, не видят и, слыша мiрское, не слышат. Как о плотских людях написано, что они видя не видят, и слыша о божественных вещах не разумеют того и не могут вместить духовного, потому что оно кажется им буйством: таким же образом рассуждай и об имеющих в себе духа, что они хотя носят тело, но не плотяны суть, как говорит Апостол: “вы несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас” (Рим. 8:9). Они мертвы для мiра и мiр мертв для них, как он же говорит о них в своем лице: ”мне мiр распясь и аз мiру” (Гал. 6:14)».

Ап. Павел дает наставления нравственного характера совершеннейшим и, можно думать, предстоятелям церквей. Он велит им исправлять согрешающих «духом кротости», не тщеславясь и не превозносясь, считая себя чем-то, а с опасением как бы и самим не подвергнуться искушению впасть в грех, потому что Бог часто за гордость и за немилосердие к другим согрешающим попускает впадение в грех для смирения (6:1-3).

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (6:2) – вот закон христианской любви. Наисильнейшие побуждения к неослабному доброделанию Апостол указывает во всеведении Божием: «не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает» и в том завершительном рассчете, который каждого из нас ожидает при конце этой земной жизни: «что посеет человек, то и пожнет» (6:7,8). Не следует унывать, делая добро, и надо спешить делать его, «доколе есть время», пока есть время, пока не застигла нас смерть.

3.4. Заключение Послания (6:11-18)

Апостол указывает на свою особенную попечительность о Галатах в том обстоятельстве, что Послание свое он писал им собственноручно (6:11), в то время как он обыкновенно делал это чрез писцов (см. Рим. 16:22). Далее он указывает на противоположность своих побуждений, совершенно чистых, сравнительно с лжеучителями, которые принуждают Галатов обрезываться, только для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов, и «дабы похвалиться в вашей плоти» (6:12-13), «А я не желаю хвалиться», говорит Апостол: «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (6:14) – хвалиться Крестом Христовым значит веровать, что только им одним дается спасение. Через эту веру, говорит Апостол, я стал как бы мертвецом для всего суетного мирского, и мне безразличны, как слава мира сего, так и гонения. Сущность христианства, повторяет опять Апостол, в том, чтобы стать «новой тварью», и к этому-то только и нужно стремиться, ибо кто так живет, тем «мир им и милость, и Израилю Божию», то есть на истинном Израиле – всех верных, следующих учению благодати (6:15-16).

Заключает Апостол Послание восклицанием: «впрочем, никто не отягощай меня» – ибо все уже разъяснено и истолковано. Предлагать дальнейшие вопросы и высказывать недоумения это значило бы потворствовать желанию спорить (или похоти противопоставления своего мнения) – напрасный труд. Ответ на все возражения – язвы Господа Иисуса, которые Апостол носит на теле своем. Пусть они засвидетельствуют истину его проповеди. «Если бы кто увидел окровавленного и покрытого бесчисленными ранами воина, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – стал ли бы обвинять его в трусости и предательстве, когда сей на самом теле своем носит доказательство своего мужества? Также, говорит, должно судить и о мне».

Заканчивает свое Послание Апостол преподанием обычного Апостольского благословения: «благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь» (6:18).

4. Значение Послания к галатам для нашего времени

Центральную тему Послания галатам составляет свобода во Христе. Сущность этой свободы апостол Павел объясняет из сопоставления двух периодов истории, выраженных терминами «Закон» и «вера», или «плоть» и «дух». Для современного христианина тема соблюдения Закона Моисеева, конечно, не так актуальна, как для эпохи апостола Павла. Для нас поэтому Послание галатам важно как напоминание об опасности ниспадения из состояния свободы в Духе Божием во внешнее лишь соблюдение обрядовых предписаний, которые напоминают собою иудаизм. Сосредоточенность христианина на одних лишь внешних требованиях религии заключает в себе опасность непонимания исключительности Крестной Жертвы Христовой и достоинства христианской свободы.

Проверочные вопросы:

  1. Какие сведения об обращении галатов нам сообщает Священное Писание?
  2. Что послужило поводом к написанию ап. Павлом Послания к галатам?
  3. Что говорит ап. Павел галатам в защиту проповедуемого им Евангелия?
  4. Что означает «сораспяться Христу»?
  5. Какое обоснование ненужности соблюдения Закона для галатов приводит Апостол?
  6. Как говорит Апостол о прообразовательном значении Закона?
  7. В чем было предназначение Закона, по словам ап. Павла?
  8. Какие логические обоснования преходящего значения Закона приводит Апостол? Какие увещания Апостол обращает к сердцу галатов?
  9. Какие прообразы использует Апостол, побуждая галатов расстаться с ветхозаветным Законом и жить по новозаветному?
  10. Как ап. Павел учит о христианской свободе?
  11. В чем проявляется христианская любовь?
  12. Какие основные мысли высказывает ап. Павел в заключение?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофан Затворник, свт. Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-galatam/ (дата обращения: 17.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к галатам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_66/ (дата обращения: 17.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, прп. Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-galatam/1 (дата обращения: 17.11.2016).
  4. Феодорит Кирский, блж. Толкование послание к Галатам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_poslanie_k_Galatam/  (дата обращения: 17.11.2016).
  5. Симеон Новый Богослов, прп. Добротолюбие. Т. 5. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/2 (дата обращения: 17.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.
  2. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-novyj-zavet-karavidopulus/2_95 (дата обращения: 04.11.2016).

Дополнительная литература:

  1. Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла. Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2(46). С 7-33.

Видеоматериалы:

Цикл передач «Исследуйте Писания» на канале «Союз»