26. Соборные послания апостола Иоанна Богослова

Цель занятия – рассмотреть Соборные послания апостола Иоанна Богослова.

Задачи:

  1. Рассмотреть общие сведения о Соборных посланиях ап. Иоанна Богослова.
  2. Рассмотреть содержание Соборных посланий ап. Иоанна Богослова.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями постараться проанализировать, какие темы объединяют рассмотренные ранее Соборные апостольские послания.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. (См.: вопрос 8). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#1_10 (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования. (См.: соб. 11 гл.10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_semi/1_10 (дата обращения: 04.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, прп. Толкование на Первое послание святого апостола Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-svjatogo-apostola-ioanna/ (дата обращения: 04.11.2016).
  4. Филарет Московский, свт. Слова и речи. (См.: сл. 196). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/196 (дата обращения: 04.11.2016).
  5. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкований на Соборные Послания. Толкование на первое послание св. Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/4 (дата обращения: 04.11.2016).
  6. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. (См.: Изъяснение трудных мест из Евангелия). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/217109-nastavleniya-v-duhovnoy-zhizni/ (дата обращения: 04.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для студентов 3 класса Московской Духовной Семинарии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-novogo-zaveta-dejanija-svjatyh-apostolov-sobornye-poslanija/ (дата обращения: 02.11.2016).

Ключевые понятия:

  • Послание;
  • Апостол;
  • Бог есть Свет;
  • Бог есть Любовь;
  • Антихрист;
  • Любовь к Богу;
  • Любовь к ближнему;
  • Бог есть Троица;
  • Бог Отец;
  • Бог Сын;
  • Бог Дух Святой;
  • Мир;
  • Похоть.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Кому адресованы Соборные послания ап. Иоанна Богослова?
  2. Что было целью написания Первого Соборного послания ап. Иоанна?
  3. Что означают слова ап. Иоанна о том, что Бог есть Свет?
  4. Что значит иметь общение с Богом, по свидетельству ап. Иоанна?
  5. Как узнать, что человек познал Бога?
  6. Какие взаимоотношения с ближними должны быть у человека, желающего пребывать во свете?
  7. Какое следствие имеет любовь к миру?
  8. Что говорит ап. Иоанн о появившихся лжеучителях, их учении и том, как христианин может и должен отличать истину от лжи?
  9. Кто является сынами Божиими, а кто – детьми диавола, по учению ап. Иоанна?
  10. Какой должна быть братская любовь?
  11. Что является основным критерием того, от Бога дух или это дух-обольститель?
  12. Как взаимосвязаны между собой любовь Бога к людям, любовь к Богу и любовь к ближнему?
  13. Какие три свидетеля истинности нашей веры в Господа Иисуса Христа приводит Апостол на Небе и какие три – на земле?
  14. Какое внутренне свидетельство истинности своей веры имеет христианин?
  15. Как нужно различать грех не к смерти и грех к смерти, о которых говорит Апостол?
  16. Как ап. Иоанн велит поступать с «обольстителями и антихристами» во Втором своем Соборном послании?

Иллюстрации:

Аудиоматериалы:

Сайт священника Максима Каскуна.  Толкование Соборных посланий святаго апостола Иоанна Богослова

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

1. Первое Соборное послание ап. Иоанна Богослова

1.1. Общие сведения о Первом Соборном послании ап. Иоанна Богослова

1.2. Несомненная истинность благовествования о Слове жизни (1Ин. 1:1-4)

1.3. Бог – свет, общение с Ним через Сына Его (1Ин. 1:5-10)

1.4. Христос – умилостивление за грехи всего мира (1Ин. 2:1-2)

1.5. Познание Его и общение с Ним, как со светом в любви, отвержение мира (1Ин. 2:3-17)

1.6. Последняя година, антихрист и антихристы, лжеучения (1Ин. 2:17-29)

1.7. Сыны Божьи и дети диавола (1Ин. 3:1-10)

1.8. Братская любовь, подражание в любви Христу (1Ин. 3:11-24)

1.9. Дух Божий и духи-обольстители (1Ин. 4:1-6)

1.10. Любовь Божья и любовь к Богу и ближним (1Ин. 4:7-21)

1.11. Три свидетеля об одном на Небе и на земле (1Ин. 5:6-9)

1.12. Внутреннее свидетельство верующего (1Ин. 5:10-15)

1.13. Согрешающий брат (1Ин. 5:16-19)

2. Второе Соборное послание ап. Иоанна Богослова

2.1. Общие сведения о Втором Соборном послании ап. Иоанна Богослова

2.2. Содержание Второго Соборного послания ап. Иоанна Богослова

3. Третье Соборное послание ап. Иоанна Богослова

1. Первое Соборное послание ап. Иоанна Богослова

1.1. Общие сведения о Первом Соборном послании ап. Иоанна Богослова

Хотя в этом послании автор нигде не называет себя по имени, древнее Предание Церкви издавна считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову и Евангелисту святому Иоанну Богослову. Сам стиль послания, так же как и многие слова и выражения, живо напоминают нам Евангелие от Иоанна.

Начало послания и весь его тон и характер дают понять, что оно написано после Евангелия от Иоанна. Так, первые слова послания указывают на другое произведение того же писателя и даже выражения из него: «что было от начала, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1-З ст.). Об этом святой Иоанн изложил в своем Евангелии, а здесь как бы только напоминает для утверждения христиан в истинной вере.

По содержанию первого послания можно заключить, что назначалось оно для христиан малоазийских церквей, уже давно основанных и состоявших в значительном большинстве более из язычников, чем из обращенных иудеев. Из содержания послания видно, что ко времени его написания чрезвычайно умножились в Малой Азии те утонченные гностические лжеучения, которые сменили собой и грубое плотское иудейство, и язычество, и против которых боролись уже святые апостолы Иуда и Петр в своих соборных посланиях и святой Апостол Павел в своих пастырских посланиях. Опасность грозившая малоазийским церквам со стороны этих лжеучителей и побудила святого Апостола обратиться к ним с соборным посланием. Эти лжеучители-гностики отвергали Божество Иисуса Христа и достоинство Его, как Спасителя мира, отвергали поэтому и действительность Его воплощения, кичились своей мнимой мудростью, послабляли порокам, утверждали, что знание дает человеку право на полную свободу, нравственный разгул и разврат, которому и предавались. Соответственно этому общий характер послания увещательный и обличительный, хотя прямой полемики и нет. Апостол имеет в виду ту же цель, как и в Евангелии – утвердить веру в Иисуса Христа, как Сына Божьего, чтобы все получили посредством этого жизнь вечную и были в Истине и Любви.

В своем Первом послании святой Иоанн беседует с верующими, как отец с детьми, совершенно безыскусно, не следуя строгому порядку в расположении мыслей и часто повторяя одни и те же выражения.

1.2. Несомненная истинность благовествования о Слове жизни (1Ин. 1:1-4)

Послание начинается удостоверением истинности благовествования «о Слове жизни» и о целях этого благовествования, «чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном его Иисусом Христом», и чтобы «радость ваша была совершенна» (1:3,4). Как в своем Евангелии, так и здесь святой Иоанн именует Второе Лицо Пресвятой Троицы «Словом». Апостол свидетельствует, что будет говорить не о том, что знает только по наслышке, a o том, чему он сам был очевидцем, слышателем и свидетелем.

1.3. Бог – свет, общение с Ним через Сына Его (1Ин. 1:5-10)

Здесь содержится чрезвычайно важное благовествование о Богочеловеке. «Бог свет есть» (1:5). Он – начало и источник всякого света, всего благого, всего справедливого и бессмертного! Он является всеистиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи. Благая весть состоит в том, что Христос говорил и показал Своей жизнью, что поскольку Бог есть бесспорно и безусловно Свет, то в Нем нет ни следа тьмы: «никакой тмы» (1:5). Никто и никогда не укажет в Нем ни единого греха, поскольку Он был совершенно безгрешен. Тьма происходит от греха, а грех от дьявола, который является совершенной тьмой. Бог есть Свет, дьявол – тьма. Бог есть Жизнь, дьявол – смерть. Бог есть Истина, дьявол – ложь.

Апостол объясняет условия и законы, на которых зиждется общение с Богом:

1)   хождение во свете – «если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем» (1:6);

2)   общение друг с другом – «если ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1:7);

3)   исповедание грехов – «если исповедуем грехи наши», не сознаем только их, а именно «исповедуемся» в них открыто перед Богом и перед свидетелем Его, уполномоченным вязать и решить, то «Он... простит нам грехи наши» (1:9). «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым» (1:8), то есть отвергаем все учение Христово об искупительной жертве Его за грехи людей. Прп. Иоанн Кассиан говорит: «от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием ни охраняли себя от них… Поистине, невозможно и самым святым не впасть в те малые прегрешения, которые бывают в слове, в мысли, в желании, по неведению, по забвению, по какой-нибудь крайности, по нечаянному случаю. Хотя они отличны от того греха, который называется грехом к смерти, однако не могут быть безвинны и безукоризненны».

Как Он является Светом, так и мы должны стать светом. Как Он «во свете», так и мы – «во свете». Как это происходит поясняет прп. Максим Исповедник: «Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей. Как все святые - это "свет по причастию" - через боголюбие оказываются в Свете по сущности, так и Свет по сущности становится через человеколюбие [Свое] светом "в свете по причастию". И если мы по добродетели и ведению находимся Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете. Ибо Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Или лучше: Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия – Трисиянный».

Все с Его вочеловечением стало нашим. Тот, Кто есть Вечная Жизнь, принес с небес на землю то, что есть с Ним и что существует по причине Его, и это есть не что иное, как вечная истина, вечная благость, вечная премудрость и все остальные вечные, совершенные и Божественные блага. И все их Он принес с небес на землю, чтобы они стали нашими. Ведь вечная жизнь становится нашей, если мы живем с Божественным и боговдохновенным благом. Если живем так, Божественные силы этих совершенных благ устраняют нас от всякого греха, очищают нас от всякой грязи. Понятно, что все эти совершенства составляют сущность Богочеловеческой Личности. Иными словами, это Его Кровь и Его Тело, и где Его Божественная Кровь, там и вся вечная жизнь. И как в Богочеловеке Его Кровь есть Его жизнь, то через Него и от Него и по причине Его – жизнь даруется и нам. Богочеловек – это Тот, Кто распространяет вечную жизнь в людях, и совершенство Его с их содействием соединяет их в новую общность, бессмертную, Богочеловеческую, вечную, в одно тело Церкви. Кровь Богочеловека Христа, которая изливается непрестанно, очищает от всякого греха и все объединяет, все сочленяет в Его Богочеловеческое тело. Его Пресвятая Кровь нас очищает, омывает и руководит к святости, к истине, к правде, к любви. И человеческая сущность просвещается, озаряется неописуемой чистотой и блаженством. Поэтому евангелист благовествует: «Если же во свете ходим, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякаго греха» (1:7). Спаситель пришел в наш мир, чтобы спасти нас от греха, о чем нам провозглашает непрестанно это благовествование. Однако, когда говорим, что не имеем греха, то делаем Бога лжецом. Зачем Он говорит, что пришел нас спасти от греха, когда мы не имеем греха? Он пришел в мир, потому что мы грешны. Признавая греховность нашу, мы признаем и нужду в спасении и освобождении от греха. Так слово Его «в нас» и слово Его есть Его Евангелие, Евангелие спасения. «Человекопоклонники» говорят: «Мы не имеем греха и, следовательно, не имеем нужды в Спасителе. Он не является для нас необходимым, поскольку нас не от чего спасать. Если мы имеем какой-либо недостаток, мы его ликвидируем посредством культуры, науки, просвещения и технологии. В целом Бог для нас не необходим». Так человекопоклонники расценивают Спасителя как самонадеянного лгуна и, соответственно, врага человечества. Обратим внимание, что св. Иоанн пишет это христианам, т.е. людям, которые уже были омыты от своих грехов в Таинстве Крещения. Прежние грехи прощены, но шрамы грехов остались, необходимо залечить и совершенно изгладить из себя все чуждое Богу.

1.4. Христос – умилостивление за грехи всего мира (1Ин. 2:1-2)

Апостол говорит, что Христос есть «умилостивление за грехи наши», и «не только за наши, но и за грехи всего мира», то есть за грехи всех людей, не только ныне живущих, но и живших прежде и будущих жить до самого второго пришествия Христова. Это – основное положение христианства. Блж. Феофилакт говорит, что эти слова, обращенные к иудеям, должны были сказать им, что «благотворность покаяния не ограничивается только ими одними, но простирается и на язычников». Называя же Христа «ходатаем за нас, умоляющим или уговаривающим Отца», Апостол уподобляет Его человеку с определенной целью: «что и Сын имеет власть отпускать грехи, это Он показал на примере расслабленного (Мф. 9:6). Также, когда дал ученикам власть отпускать грехи, ясно показал, что Он дает такое право самовластно. Но апостол… [хочет] представить, что Сын имеет одно естество и одну силу со Отцом, и что действия Одного из трех пресвятых Лиц общи и прочим Лицам».

1.5. Познание Его и общение с Ним, как со светом в любви, отвержение мира (1Ин. 2:3-17)

Но как усвоить себе это умилостивление? – Через соблюдение заповедей: «а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (ст. 3). Это соблюдение заповедей – единственное доказательство истинности любви такого человека к Богу и к ближним, ибо основная заповедь Божия есть заповедь о любви. Эта заповедь есть и древняя и новая. Она – древняя, потому что была и в Ветхом Завете, была написана на скрижали сердца и у язычников, но до Христа на земле было царство тьмы, а потому чувство любви заглушалось у людей их страстями и внушениями диавола. A когда Христос принес Себя в жертву и Своею Кровью искупил людей от первородного греха, сокрушив царство диавола в мире, древняя заповедь о любви обновилась в сердцах возрожденных людей, стала как бы новой заповедью и действительно приобрела новый возвышенный характер особенной чистоты, бескорыстия и одухотворенности, бесконечно превосходя любовь и язычников и иудеев. Христианская любовь основывается на высокой идее всеобщего искупления Христом и духовного единства всех людей во Христе, как членов единого духовного тела Христова. Оттого только в христианстве возможна любовь к врагам, немыслимая ни в иудействе ни в язычестве, ибо там нет для нее оснований (ст. 5-8). Поэтому кто теперь говорит, «что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме», тот еще не христианин. Доказательством христианского настроения души служит преимущественно «любовь к брату» (ст. 9-11).

Как отличительный признак христианского совершенства есть любовь к Богу и к ближним, так сильнейшим препятствием к одухотворенной любви является греховная любовь или привязанность к миру сему и к тому, что в мире. Поэтому Апостол и предостерегает от такой привязанности все возрасты: детей, отцов, юношей и отроков. Тут имеется в виду, по-видимому, возраст духовно-нравственной жизни, хотя нельзя исключать и естественных возрастов, когда люди с годами нравственно совершенствуются, что естественно ожидать от духовно настроенных христиан. Для каждого возраста Апостол указывает особенное побуждение к тому, чтобы он не привязывался к миру. Для детей, только что после Крещения начавших христианскую жизнь, таким побуждением служит прощение им грехов в Таинстве Крещения, для отроков – познание Бога Отца, которое они, хотя еще не в полноте, но уже приобрели, возрастая в нравственно-христианской жизни.

Для юношей, чьему возрасту, вместе с увлечениями, свойственны и воодушевление в борьбе с ними, и сила, и свежесть – побуждением к преодолению соблазнов мира должны служить те успехи, которых они уже достигли в победе над лукавым и то знание всесильного Слова Божьего, которым они уже овладели, усердно изучая Священное Писание.

Для отцов, то есть духовно зрелых христиан, познание Безначального – глубокое понимание христианских истин и любовь к Богу освобождает их от привязанности к тленным и скоропреходящим благам мира сего.

Христос является первым и единственным Человеком, Который во всем Своем существе не имеет ни «семени», ни «жала» греха, ни «следов» греховных сил. И поэтому, как Таковой, Он (Богочеловек) имеет власть над грехом. И действительно, Он «изначала» простил человеческие грехи Своими Богочеловеческими делами на земле: Своим Рождеством, Своим Крещением, Своим учением, Своими чудесами, Своим Преображением, Своими Страданиями, Своей Крестной Смертью, Своим Воскресением, и, наконец, Своим Вознесением. И это Он сделал по Своему неизреченному человеколюбию, которое достигает своей вершины в Крестной Смерти и Воскресении. Что Он имеет право и может прощать грехи людей, подтверждает Его добровольная смерть и Воскресение, которым Он победил всесильный грех и смерть. Потому святой Иоанн Богослов пишет: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его».

«Не любите мира, ни того, что в мире…». Под «миром» здесь разумеется, конечно, не само по себе прекрасное и премудрое творение Божье, но все то, что в человеческом обществе испорчено грехом и дает пищу страстям, что сделалось враждебным Богу. Далее Апостол сам определяет, что такое этот мир, которого не должно любить: это – «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».

По учению святых Отцов, здесь речь о трех детищах самолюбия, которые, в свою очередь, являются корнями или родоначальниками всех прочих страстей, обуревающих человека. Это – сластолюбие (плотские страсти), сребролюбие (привязанность к материальным благам) и славолюбие (страсти тщеславия и гордыни). Гордыня или «гордость» очень разновидна: гордость по причине славы (научной, государственной и т.д.), или по причине красоты, или по причине богатства, благодеяний, или по причине удач… Спрашивается: существует ли добродетель, которую бы гордыня не смогла бы превратить в порок? Так, например, гордость в молитве превращает молящегося в фарисея и постящегося в самоубийцу. Так же каждый грех своей глубинной причиной имеет гордыню, потому что некогда светлый ангел Денница стал сатаной именно по причине своей гордыни. Следовательно, если бы не гордыня, то не существовало бы и греха ни в ангельском, ни в человеческом мире.

Приведем толкование свт. Филарета Московского. Он говорит: «Святый Иоанн, для удобнейшаго обозрения воюющих на нас похотей, указует три главныя их отряда. Это суть, во-первых, «похоть плотская». Похоть есть желание: но не всякое желание есть похоть. Похоть есть как бы хотение после хотения, желание простертое далее пределов естественнаго желания, страстное, не управленное законом, порядком, и умеренностию. Похоть плотская собственно есть безпорядочное желание плотских, чувственных удовольствий, в противоположность воздержанию, трезвости, целомудрию. Во-вторых, – «похоть очес», неудерживаемое желание несытых глаз, которое предметами видимаго мира хочет не пользоваться благоразумно, а жадно наслаждаться, или завладеть, – любостяжание, любовь к суетным украшениям, страсть к зрелищам. В-третьих, – «гордость житейская», желание превозносить себя над другими, а других видеть ниже себя, склонность величаться и тщеславиться некоторыми преимуществами видимаго и временнаго мира, частию достойными некотораго уважения, как то: родом, званием, знанием, делами необыкновенными; частию суетными и ничтожными, как то: богатством, пышностью и роскошью».  

Как побуждение не любить мира и того, что в мире, святой Апостол выставляет то, что «мир проходит, и похоть его», и только исполняющий волю Божью пребывает во век.

1.6. Последняя година, антихрист и антихристы, лжеучения (1Ин. 2:17-29)

«И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (2:18) – учение об антихристе, как об определенной человеческой личности мы находим в словах Самого Господа Иисуса Христа (Ин. 5:43), а особенно в посланиях святого ап. Павла, написанных много раньше послания Иоаннова (2Фес. 2:3-9). Хотя самого антихриста еще нет, но появились предтечи его, носители его духа противления Богу, каковыми святой Апостол несомненно считает появившихся уже в Апостольское время лжеучителей вроде Симона Волхва, Керинфа, Николаитов и других. Против них предостерегали христиан также Апостолы Петр и Иуда. «Они вышли от нас, но не были наши» (2:19), то есть раньше эти люди принадлежали к апостольской общине, но только внешне и формально, внутренне же были чужды ей. Со временем они отпали от Церкви и примкнули к ложным учениям, или сами стали насадителями ересей.

«Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё» – Апостол не говорит об антихристах подробно, ибо уверен, что христиане сами просвещены Духом Святым, через совершенное над ними Таинство Миропомазания. «Знаете всё» – конечно, в смысле: «всё, что нужно для спасения, а потому можете распознать ложь еретических учений». Однако в качестве самого верного признака, по которому верующие могут узнать лжеучение, святой Апостол указывает отрицание или искажение истинного понятия об Иисусе Христе, как пришедшем для спасения людей Единородном Сыне Божьем. «Такой», т.е. отрицающий Сына, «не имеет и Отца», ибо только через Сына Божьего люди могут познавать и любить Бога Отца, только через Сына они получают доступ к Нему (Мф. 11:27). Для того, чтобы пребывать в единении и с Сыном и Отцом, надо крепко держаться Апостольского исповедания веры: того, «что вы слышали от начала…» Только пребывая в этой вере можно наследовать жизнь вечную (ст. 20-26). Далее святой Апостол вновь подчеркивает важность великого дара благодати, который получают верующие чрез Таинство Миропомазания: «помазание, которое вы получили от Heгo, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» и внушает непоколебимо держаться исповедания Божества Иисуса Христа, заканчивая свое увещание напоминанием близости Второго Пришествия Христова и обещанием «дерзновения», то есть уверенности в оправдании в день суда (ст.27-29).

1.7. Сыны Божьи и дети диавола (1Ин. 3:1-10)

Апостол Иоанн говорит, что искуплением Господа Иисуса Христа всем людям дарована возможность стать детьми Божьими, получая возрождение в Таинстве Крещения и укрепляясь в Божественной жизни другими Таинствами, и собственными усилиями следовать в жизни по стопам Христа, по заповедям Его (ст.1-8). «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха» (3:9) – это выражение следует понимать не в том смысле, что верующий христианин никогда не грешит, а в том, что он не отдает себя в рабство греху, но всеми силами борется с искушениями, а если и падает иногда по немощи, то спешит исповедать свои грехи, чтобы больше не повторять их. Подобным образом, когда Апостол пишет: «кто делает грех, тот от диавола», он говорит не о том человеке, который редко и по немощи согрешает и потом кается, a o том, который любит грешить и опутан своими страстями. Но «так как диавол прежде всех обратился к греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело» (свт. Иоанн Златоуст). Когда человек согрешает произвольно, в действительности он сближается с дьяволом, поскольку не существует греха, который бы не происходил непосредственно или опосредовано от дьявола. Посредством каждого произвольного греха человек напрямую соединяется духовно с дьяволом. Ведь сущность совершения каждого человеческого греха находится в дьяволе. И человек является только сотрудником его в этом. Дьявол совершает, человек соучаствует. «В грешнике он производит множество худых мыслей, как в Иуде» (свт. Иоанн). Ведь с момента, когда над ним возобладал дьявол, они вдвоем совершили самый страшный грех в истории этого мира. Поэтому святой Иоанн Богослов благозвучно говорит: «Сего ради явился Сын Божий, да разрушит дела дьявола» (3:8).

1.8. Братская любовь, подражание в любви Христу (1Ин. 3:11-24)

Характерной чертой детей Божьих, в отличие от детей диавола, служит их любовь к ближним и вера в Иисуса Христа, как Сына Божьего, пришедшего на землю во плоти и пострадавшего за грехи мира – реально и действительно, а не призрачно, как учили некоторые еретики, например, докеты[1]. Отрицательным примером, как не следует относиться к ближним, святой Апостол выставляет братоубийцу Каина, и говорит, что подобен ему не только физический убийца, но и «всякий ненавидящий брата своего» (ст. 10-15). Величайший же образец истинной любви к ближним, которому мы должны следовать, это Сам Господь Иисус Христос, положивший за нас душу Свою (ст. 16).

Истинная любовь к ближним доказывается «делами» милосердия (ст. 17-18): «станем любить не словом или языком, но делом и истиною». Сознание истинной любви к ближним, проистекающее из добрых дел, успокаивает нашу совесть и делает нас дерзновенными в молитвах перед Богом, давая сыновнюю уверенность в том, что Он слышит нас и желает помочь нам (ст. 19-22).

При этом Апостол напоминает, что заповедь Божья собственно одна, хотя и состоит из двух частей: «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам». За исполнение этой заповеди мы удостаиваемся тесного единения с Богом, свидетельством чего является обитание в нас Духа Божьего (ст. 23-24).

1.9. Дух Божий и духи-обольстители (1Ин. 4:1-6)

Апостол Иоанн увещевает христиан не всякому духу верить, но испытывать духов, «от Бога ли они» – т.е. не спешить верить всякому откровению и всякому учению, но вникать сообразуется ли оно с тем, чему учил Иисус Христос и Его апостолы. Для распознания сущности любого учения пробным камнем святой Иоанн поставляет основной догмат христианства о воплощении Бога-Слова: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». Здесь «исповедует» значит не только «устами», ибо мы знаем из Евангелия, что и бесы исповедовали Иисуса Христа Сыном Божьим своими устами через бесноватого, но всей жизнью своей. По словам святого Иринея Лионского, эти слова Апостола направлены против докетов, ложно учивших, будто Господь имел лишь призрачное тело, но не воплощался на самом деле (ст. 1-3). Наш мир является полем деятельности «духов» разных видов и сортов. Дар «различение духов» является вместе и даром Духа Святого, и способностью человека. И это дается тому, который старается жить по Евангелию. Христианский подвиг есть вместе и дело благодати Божьей, и дело свободной воли человека. Христианин, подвергаясь разным искушениям, учится различать духов и постепенно совершенствуется. Только совершенные приобретают дар чуткого различения духов – для полного и четкого определения добра и зла в их существе.

Однако проявления в мире духа антихристова через всевозможных «духов заблуждения» – самозваных «пророков» еретиков, не должны смущать христиан: «дети, вы от Бога и победили их» – дело Божие должно восторжествовать над всеми лжеучениями. Лжеучители пользуются лишь временным успехом. Так как «они от мира» и умеют приноравливаться к вкусам и предрассудкам мира сего, то люди слушают их. «Мы от Бога», говорит далее Апостол, и потому «знающий Бога слушает нас». Мы от Бога» всем нашим существом заново рождены, или точнее: непрерывно возрождаемся Его благодатью. Поэтому мы и утверждаем, что «мы от Бога», живя священными Таинствами и святыми добродетелями. Так что всякий, кто верит в Бога и стремится к Нему, тот слушает нас, потому что видит в нас Его детей. Тот, кто вдохновляется каким-то другим духом, отрицает воплотившегося Сына Божия, ни признает Его Апостолов и их приемников, тот не от истины. Его слушают те, кто любит ложь. Это и есть признак того, как отличить «Духа истины» от «духа заблуждения» (ст.4-6).

1.10. Любовь Божья и любовь к Богу и ближним (1Ин. 4:7-21)

Другая характерная черта детей Божьих – любовь к ближним: она духовно роднит их с

Богом, вводит в теснейшее общение с Ним: «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога... Бог есть любовь». Не имеющий в сердце своем любви к ближнему «не познал Бога» – не имеет надлежащего понятия о Боге. Выражение «Бог есть любовь» принадлежит только святому ап. Иоанну и не встречается больше нигде в этом виде в священных книгах, хотя понятие такое есть. Поскольку любовь есть прежде всего Божественная, нравственная сила, которая нас делает сынами Божьими. Только истинное, органическое единение с Богом, которое достигается только рождением от Бога в любви, дает истинное знание о Боге. Если человек не родится от Бога любовью, он не может знать Бога. Тот же, кто не знает Бога, обычно и не признает Его. Поскольку Бог есть любовь, Он соединяет нас любовью и духовным сближением со всем творением, и, прежде всего, с людьми. Кто любит братьев, тот имеет Бога в себе, знает Бога, поскольку рожден от Него. Кто не любит братьев, тот не имеет Бога, не знает Его, не видит богоподобной сущности в ближних. Вывод: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (ст. 7-8).

Наивысшее проявление любви Божьей к людям в том, «что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (4:9). Блж. Феофилакт обращает внимание на то, что Апостол, «показывая превосходство любви Божией, говорит: Бог сделал это, то есть предал за нас Собственного Сына Своего, не потому, что мы любили Его, но первый начал благодетельствовать нам по любви и послал Сына Своего, и не только послал, но и собственной Его кровью соделал очищение наших грехов». В этом – сильное побуждение для нас к любви, как к Богу, так и к ближним, ибо только «пребывающий в любви в Боге пребывает и Бог в нем» (4:16). «Мы познали» любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали истинной любви. До Христа существовали лишь смутные представления о любви Божией. Но в действительности через Него вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы опытно познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти и греха, как не Тому, Кто умер такой ужасной и позорной смертью, чтобы спасти нас? Спаситель нам показал на деле, что Бог есть Любовь, и только по любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти и греха, и дает ему силы жить по заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью. Эта любовь так совершенна, что имеет дерзновение перед судом Божьим, и из сердца верующего совсем изгоняет страх. Конечно, Апостол говорит здесь о страхе рабском, который несовместим с сыновней любовью к Богу: страх сыновний этой любовью не исключается (ст. 17-18). Призывая христиан к любви к Богу, Апостол со всей силою убеждения настаивает, что любить Бога можно лишь при условии деятельной любви к ближним: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (4:20). Любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое, а потому не может быть истинной любви к Богу у того, кто не любит «брата своего». И сверх того: такова и заповедь Божья, чтобы «любящий Бога любил и брата своего» (Мф. 22:38).

1.11. Три свидетеля об одном на Небе и на земле (1Ин. 5:6-9)

Утверждая истинность нашей веры, что Иисус Христос действительно есть Сын Божий, воплотившийся, пришедший на землю и дарующий нам жизнь вечную и победу над миром с его греховными соблазнами, Апостол ссылается на трех Свидетелей на Небе и на трех свидетелей на земле. Свидетели на Небе: «Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (5:7), a свидетели на земле: «Дух» (тот же Дух Святый, но уже не в Его лице, или ипостаси, а в Его действиях, которыми Он свидетельствует о Христе, давая совершенное Искупителем искупление приемлющим его верой), «вода» и «кровь» – истекшие из ребра Иисусова, как истинного человека и ставшие веществами двух величайших Таинств – Крещения и Причащения, – «и сии три об одном». В Ветхом Завете при левитском Богослужении главными действиями, при посредстве которых согрешающие очищались от грехов и примирялись с Богом, были – очищение водой и очищение жертвенною кровью (Числ. 19:9 и Лев. 14:5-7). Эти действия, как и весь обрядовый закон Моисеев, имели прообразовательное значение в отношении ко Христу и совершенному Им спасению человечества (Евр. 10:1; и т.д.). Христос отменил прообразовательные ритуалы Ветхого Завета, заменив их самой сущностью вещей, или истиной, но истиной образной. Ветхозаветные прообразы в Новом Завете заменены образами. Образ помогает уразуметь истину поскольку человек облачен плотию. Внешнее и видимое становится для него проводником духовного и невидимого. Вода есть образ Крещения, кровь есть образ искупления человечества крестной смертью Спасителя. Таким образом, пришествие Иисуса Христа водой и кровью привело к установлению Им таинств Крещения и Причащения. «Не водою только, но водою и кровью» – эти слова, видимо, направлены против современного Апостолу еретика Керинфа, ложно учившего, что Божество Христово соединилось с человечеством лишь при крещении Его и опять отделилось от Heгo при страдании, так что пострадал не Сын Божий, а простой человек (ст. 6-9).

1.12. Внутреннее свидетельство верующего (1Ин. 5:10-15)

Кроме того христианин имеет и внутреннее свидетельство в себе самом: это удостоверительное свидетельство в своем собственном духе, запечатленном помазанием (2:20) или печатью Духа Божия (2Кор. 1:21-22), по которому он знает и уверен, что он во Христе примирен с Богом и имеет упование вечной жизни. Святой Дух является носителем главного свидетельства, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель, поскольку Он постоянно на протяжении всех веков спасает в Церкви тех, кто верит в Господа Иисуса Христа. Этот Святой Дух нам свидетельствует об Иисусе, Богочеловеке и Спасителе, поскольку Святой Дух есть Дух истины и Сама Истина, Сам Бог и Господь, Жизнодавец, Который Своей освящающей силой освящает мертвую стихию воды и делает ее непортящейся, и вино претворяет в Кровь Иисуса в святом Таинстве Божественной Евхаристии. Об Иисусе Христе свидетельствует сама Истина, Святой Дух. Поскольку Иисус Христос и Святой Дух суть Второе и Третье Лица Пресвятой Троицы, то Единая, вечная Истина являет себя людям в Двух Божественных Лицах.

Это внутреннее свидетельство выражается также в молитвенном дерзновении верующего: «когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (5:14).

1.13. Согрешающий брат (1Ин. 5:16-19)

Если мы по любви к согрешающему ближнему нашему молимся за него, «Бог даст ему жизнь». Но при этом Апостол делает важную оговорку: если только ближний наш согрешает «грехом не к смерти». Это различие греха к смерти и греха не к смерти имеет тот же смысл, что и слова Господа Иисуса Христа о том, что всякий грех и хула отпустятся или простятся людям, но хула на Духа Святого не отпустится людям ни в сем веке ни в будущем (Мф.12:31-32). «Грех не к смерти» это грехи, которые происходят от нравственной слабости человека, от его несовершенства – грехи, очищаемые искренним покаянием и сердечным сокрушением и потому не подвергающий грешника духовной смерти. «Грех к смерти», или «смертный грех» это – грех тяжкий, совершив который человек так ожесточается сердцем, что становится неспособным к покаянию. Таков грех упорного неверия, упорного отступничества от веры, не принимающего никакого вразумления, ожесточенного закоснения в еретических заблуждениях или тяжких нераскаянных грехах, ставших как бы второй природой человека, a потому неисцелимых[2]. По-видимому Апостол считает, что нельзя быть уверенным в силе молитвы за ближнего, коснеющего в смертном грехе, ибо успеху такой молитвы противодействует неверие и ожесточение самого грешника. Божественные силы изливаются на христиан, которые рождены от Бога посредством священных Таинств и святых добродетелей, и поэтому они берегутся от греха. И «лукавый не прикасается» к ним, потому что лукавый «прикасается» к человеку через грех, входит в человека со грехом. Поскольку грех – это сила, которая «сияет» в нечистоте и во зле, сила порочная, дьявольская и нечистая.

Не согрешает тот, кто рожден от Бога и кто блюдет себя. «Мы знаем, что мы от Бога». Христиане, зная, что они от Бога, живут по Богу и ради Бога, живут с вечным и ради вечного, живут вечной жизнью. Поскольку в них все от Бога, им удается различать и видеть границу между тем, что от Бога, и тем, что не от Него, между добром и злом, между правдой и неправдой, истиной и ложью, жизнью и смертью, Богом и дьяволом. У них зрение и знание «в Боге», поэтому видят и знают они, что «мир весь во зле лежит». «Лежит во зле» мир, потому что его одолели и повалили грехи, и мир не хочет и не желает вернуться на путь истины из своего состояния. Весь мир лежит во зле». Весь мир погружен во зло, терзается от зла, ввергнут во зло и унижен им. И такой мир составляют люди, которые с удовольствием грешат и предаются порокам, Сын же Божий дал нам истинное знание, чтобы хранить себя от многоразличных идолов, то есть от греховных привязанностей.

2. Второе Соборное послание ап. Иоанна Богослова

2.1. Общие сведения о Втором Соборном послании ап. Иоанна Богослова

О первоначальном назначении Второго Соборного послания ап. Иоанна достоверных сведений, кроме тех, которые содержатся в самом послании, никаких нет. Кто была по имени «избранная госпожа» и дети ее, неизвестно. Ясно только, что они были христиане.

2.2. Содержание Второго Соборного послания ап. Иоанна Богослова

В этом Послании Апостол выражает радость свою о том, что дети избранной госпожи ходят в истине, обещает посетить ее и с настойчивостью увещевает не иметь никакого общения с лжеучителями.

В первой половине послания, преподав «благодать, милость и мир», Апостол выражает свою радость о вере и благочестии детей госпожи, «ходящих в истине», то есть правильным путем христианской жизни – как в своей вере, так и в своих поступках. Апостол увещевает госпожу и ее детей все более и более утверждаться в любви, как основной христианской заповеди (ст. 1-6).

Вторая половина послания посвящена предостережению от опасного влияния «обольстителей», не исповедующих «Иисуса Христа, пришедшего во плоти», то есть отвергающих истину воплощения Сына Божьего, «чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились», то есть, чтобы наши старания, подвиги и благочестивые труды не пропали даром, чтобы мы не лишились вечной награды у Бога.

Называя лжеучителей «обольстителями и антихристами», Апостол воспрещает принимать их в дом и даже приветствовать, потому, что вступающий в дружественное общение с лжеучителем, подвергает себя опасности заразиться его лжеучением.

Апостол заключает свое послание выражением надежды на личное свидание и передачей приветствия от племянников «избранной госпожи» – «приветствуют тебя дети сестры твоей избранной», очевидно жившей где-то в другом месте или, может быть, уже умершей. «Аминь» (ст. 12-13).

3. Третье Соборное послание ап. Иоанна Богослова

Третье послание ап. Иоанна обращено к некоему Гаию или Каю. Кто это был, в точности неизвестно. Апостол хвалит Гаия за его добродетельную жизнь, твердость в вере и «хождение в истине», а особенно – за его добродетель странноприимства в отношении к проповедникам Слова Божия, порицает некоего Диотрефа, сообщает некоторые известия и посылает приветствия.

Проверочные вопросы:

  1. Кому адресованы Соборные послания ап. Иоанна Богослова?
  2. Что было целью написания Первого Соборного послания ап. Иоанна?
  3. Что означают слова ап. Иоанна о том, что Бог есть Свет?
  4. Что значит иметь общение с Богом, по свидетельству ап. Иоанна?
  5. Как узнать, что человек познал Бога?
  6. Какие взаимоотношения с ближними должны быть у человека, желающего пребывать во свете?
  7. Какое следствие имеет любовь к миру?
  8. Что говорит ап. Иоанн о появившихся лжеучителях, их учении и том, как христианин может и должен отличать истину от лжи?
  9. Кто является сынами Божиими, а кто – детьми диавола, по учению ап. Иоанна?
  10. Какой должна быть братская любовь?
  11. Что является основным критерием того, от Бога дух или это дух-обольститель?
  12. Как взаимосвязаны между собой любовь Бога к людям, любовь к Богу и любовь к ближнему?
  13. Какие три свидетеля истинности нашей веры в Господа Иисуса Христа приводит Апостол на Небе и какие три – на земле?
  14. Какое внутренне свидетельство истинности своей веры имеет христианин?
  15. Как нужно различать грех не к смерти и грех к смерти, о которых говорит Апостол?
  16. Как ап. Иоанн велит поступать с «обольстителями и антихристами» во Втором своем Соборном послании?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. (См.: вопрос 8). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#1_10 (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования. (См.: соб. 11 гл.10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_semi/1_10 (дата обращения: 04.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, прп. Толкование на Первое послание святого апостола Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-svjatogo-apostola-ioanna/ (дата обращения: 04.11.2016).
  4. Филарет Московский, свт. Слова и речи. (См.: сл. 196). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/196 (дата обращения: 04.11.2016).
  5. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкований на Соборные Послания. Толкование на первое послание св. Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/4 (дата обращения: 04.11.2016).
  6. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. (См.: Изъяснение трудных мест из Евангелия). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/217109-nastavleniya-v-duhovnoy-zhizni/ (дата обращения: 04.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для студентов 3 класса Московской Духовной Семинарии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-novogo-zaveta-dejanija-svjatyh-apostolov-sobornye-poslanija/ (дата обращения: 02.11.2016).

Аудиоматериалы:

Сайт священника Максима Каскуна.  Толкование Соборных посланий святаго апостола Иоанна Богослова

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 


[1] Докетизм (от греч. δοκεῖν - казаться, представляться) – общее название ряда раннехристианских христологических учений, в рамках которых проблема соединения Божества и человечества во Христе решалась в отличие от учения о воплощении посредством отказа от реальности человеческой природы Христа и признания ее иллюзией.

[2] Свт. Феофан Затворник говорит о том, что четко разделить грехи на эти два вида затруднительно. «Грех смертный, – по его мнению, – который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а помучает или засоряет душу». Святитель дает такой совет: «В жизни так надо: коль скоро совесть обличает, кайся скорее, и сила греха, разрушенная сим, пресечется. И нет греха, который бы противостать мог действию покаяния искреннего».