25. Соборные послания апостола Петра

Цель занятия – рассмотреть Соборные послания апостола Петра.

Задачи:

  1. Рассмотреть общие сведения о Соборных посланиях ап. Петра.
  2. Рассмотреть содержание Соборных посланий ап. Петра.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить, какие вопросы и проблемы затрагивают в своих посланиях апп. Иаков и Иуда.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Первое послание апостола Петра. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-apostola-petra/ (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкований на Соборные Послания. Толкование на первое Послание св. Петра. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/2 (дата обращения: 04.11.2016).
  3. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 2, п. 165). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma-kniga-2/#0_165 (дата обращения: 04.11.2016).
  4. Иероним Стридонский, блж. Разговор против люцифериан. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/razgovor-protiv-lyutsiferian/ (дата обращения: 04.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для студентов 3 класса Московской Духовной Семинарии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-novogo-zaveta-dejanija-svjatyh-apostolov-sobornye-poslanija/ (дата обращения: 02.11.2016).

Ключевые понятия:

  • Послание;
  • Апостол;
  • Скорби;
  • Радость духовная;
  • Страдания;
  • Пастырь;
  • Добродетель;
  • Лжеучение;
  • Страдания Христовы;
  • Сошествие во ад;
  • Воскресение;
  • Вознесение;
  • Второе Пришествие.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Когда и с какой целью было написано Первое Соборное послание ап. Петра?
  2. В каких смыслах можно понимать наименование ап. Петром малоазийских христиан «пришельцами»?
  3. Почему ап. Петр говорит, что в скорбях нужно радоваться?
  4. Каким образом ап. Петр побуждает христиан к святости?
  5. В каком смысле ап. Петр называет верующих «живыми камнями»?
  6. Каике наставления дает ап. Петр христианам относительно их жизни среди язычников и отношений с ними?
  7. Какие наставления дает ап. Петр женам и мужьям?
  8. Как ап. Петр говорит о сошествии Христа во ад?
  9. Что говорит ап. Петр о страданиях, вообще, и о невинных страданиях, в частности?
  10. Какие наставления дает ап. Петр пастырям и пасомым?
  11. Какова цель написания Второго Соборного послания ап. Петра?
  12. Как видит ап. Петр восхождение по добродетелям?
  13. Что говорит ап. Петр о лжеучителях и их учении?
  14. Как ап. Петр представляет в своем Втором послании Второе Пришествие Господа Иисуса Христа?

Иллюстрации:

Аудиоматериалы:

Сайт священника Максима Каскуна. Толкование Соборных посланий святого апостола Петра на Библейском кружке.

http://bogovidec.ru/audio-poslaniya-apostola-petra/ 

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Первое Соборное послание ап. Петра

1.2. Общие сведения о Первом Соборном послании ап. Петра

1.3. Надписание и приветствие (1Пет. 1:1-2)

1.4. Должно радоваться в скорбях (1Пет. 1:6-9)

1.5. Увещание к святости жизни и взаимной любви (1Пет. 1:13-25)

1.6. Наставления о духовном возрастании (1Пет. 2:1-10)

1.7. О добродетельной жизни среди язычников и стойкости в вере (1Пет. 2:11-25)

1.8. Нравственные наставления женам, мужьям и всем христианам (1Пет. 3:1-18)

1.9. Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся (1Пет. 3:18-22)

1.10. Наставления христианам (1Пет. 4:1-11)

1.11. О неповинном злострадании (1Пет. 4:12-19)

1.12. Наставления пастырям и пасомым (1Пет. 5:1-9)

2. Второе Соборное Послание ап. Петра

2.1. Общие сведения о Втором Соборном послании ап. Петра

2.2. Надписание и приветствие (2Пет. 1:1-2)

2.3. Восхождение по добродетелям (2Пет. 1:3-9)

2.4. Убеждение в твердости (2Пет. 1:10-21)

2.5. Лжепророки и лжеучители (2Пет. гл. 2)

2.6. Лжеучители и лжеучения, о Втором Пришествии Христовом (2Пет. гл. 3)

1. Первое Соборное послание ап. Петра

1.2. Общие сведения о Первом Соборном послании ап. Петра

Авторство ап. Петра не вызывает сомнений. Первое послание было написано ап. Петром незадолго до второго, которое несомненно было написано перед мученической кончиной святого Петра, последовавшей в 67 г. Следовательно, дата написания первого послания определяется между 62 и 64 годами по P.Х.

Первоначальное назначение послания видно из самого надписания его: оно обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1:1) – провинциях Малой Азии. Под этими «пришельцами» надо понимать, главным образом, уверовавших евреев, но, как видно из некоторых мест послания, тут имеются в виду и язычники, которые, конечно, также входили в состав христианских общин Малой Азии.

Поводом для написания послания стали нестроения, появившиеся в этих общинах, а в особенности гонения, постигшие их со стороны врагов Креста Христова. Кроме внешних врагов, явились еще более тонкие враги – внутренние, в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием ап. Павла они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности. Цель послания, таким образом, ободрить, утешить в скорбях малоазийских христиан и утвердить их в вере, как и говорит сам св. Петр: «сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (5:12).

В первых двух главах Апостол раскрывает величие и славу спасения, преподанного христианам в Иисусе Христе, что придает всему этому отделу догматический оттенок. В остальных главах преобладают исключительно нравственные наставления.

1.3. Надписание и приветствие (1Пет. 1:1-2)

«Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам…», – так начинает свое первое соборное послание святой Апостол Петр. Нельзя не видеть, что святой Апостол с нарочитой целью выставляет свое Апостольское достоинство, ибо церкви, к которым он писал, не им были основаны и личного знакомства с ним не имели. Перечислив затем, к кому обращено его послание, святой Петр на всем протяжении своего послания старается разными богодухновенными назиданиями подкрепить и возвысить нравственную жизнь угнетенных малоазийских христиан.

Апостол называет христиан, к которым адресовано послание «пришельцами» в двояком смысле. С одной стороны они живут вне своего отечества – Палестины; с другой – для христиан жизнь на земле есть странничество и пришельничество, ибо собственное отечество христианина – другой мир, мир духовный (блж. Феофилакт Болгарский). Апостол называет их «избранными» в том смысле, что в Новом Завете все христиане составляют новый избранный народ Божий, каким в Ветхом Завете были иудеи (1:1). Избраны они, «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа», т.е. все три лица Пресвятой Троицы принимали участие в деле спасения людей.

1.4. Должно радоваться в скорбях (1Пет. 1:6-9)

Сказав, что сила Божья, «через веру», ведет их «ко спасению», Апостол внушает, что это спасение откроется во всей силе лишь в «последнее время»; теперь же и поскорбеть надлежит «немного», чтобы испытанная огнем искушений вера оказалась драгоценнее самого очищенного золота «в явление Иисуса Христа», то есть при Втором Его Пришествии.

«Праведники скорбящие, – говорит блж. Феофилакт, – страдают для получения венцев, а грешники в наказание за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальной и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби - для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное».

1.5. Увещание к святости жизни и взаимной любви (1Пет. 1:13-25)

На основании всего вышесказанного Апостол предлагает ряд нравственных наставлений, подкрепляя их высокими догматическими созерцаниями. Первое общее наставление – о совершенном уповании на благодать Христову с детским послушанием Богу, как Отцу и стремлением уподобиться Ему святостью жизни: «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1:15). К этому должно побуждать высокое сознание того, какой ценой искуплены христиане: «не тленным серебром или золотом», «но драгоценною кровию Христа» (1:18). В этом высокое побуждение – хранить веру Христову и крепко держаться ее, несмотря ни на какие искушения. Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что значит это искупление: «Мы – творение Божие, но через грех сделались (слугами) диавола; затем нас (предавшихся) диаволу, Спаситель искупает Своею кровию, то есть, мы искуплены честною кровию. Как почтенный и добрый домовладыка, не считая негодного раба, сделавшего много проступков, достойным своего хорошего дома и совместной жизни, передает другому, чтобы научил его, а потом, когда увидит наказанным со стороны сурового господина, и говорящим: пойду к первому моему господину, потому что мне было тогда лучше, чем теперь, восстановляет его в чести и выкупает его, так и Бог восстановляет нас. Как же бываем Его собственностью и не собственностью? Как творения – (Его) собственность; а как сделавшиеся чуждыми вследствие греха-не собственность. Не думай, что ты составляешь собственность Божию, если делаешься грешником; (тогда) диавол тебя приобретает; ты его стяжание. Человек греха, сын погибели, он покупает тебя не честною кровию, а бесчестною, покупает грехом, покупает прелюбодейством, так как – не чист; покупает убийством, так как он – убийца».

1.6. Наставления о духовном возрастании (1Пет. 2:1-10)

Святой Петр внушает христианам, что они, живя среди враждебно настроенных язычников, должны своей святой, добродетельной жизнью показать, что они «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (2:9). Тогда и язычники сами обратятся ко Христу.

Важно отметить, что ап. Петр сам в своем послании называет «камнем», на котором основана Церковь, отнюдь не себя, а Господа Иисуса Христа. Это опровергает ложное учение римо-католиков о том, что – камнем, на котором основана Церковь, является личность ап. Петра.  Основание Церкви, ее краеугольный камень это Сам Христос, а все верующие, члены Церкви – «живые камни» – должны строить из себя на этом Камне «дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» (2:5). Как Бог в Ветхом Завете имел свой храм и своих священников, которые служили Ему принесением жертв, так в Новом Завете все общество христиан в духовном смысле должно быть одновременно и «храмом» и «священниками». Это, конечно, образное высказывание, и этим не упраздняется священство, как особый класс лиц, поставленных в Церкви для учения, совершения Таинств и управления. Все верующие называются «священством святым», потому, что они должны «приносить духовные жертвы» Богу, то есть жертвы добродетели[1]. Добродетели называются «жертвами» потому, что совершение их сопряжено с подвигом подавления своих страстей, похотей и расслабленности. Говоря о Христе как о краеугольном камне, ап. Петр приводит пророчество Исаии (28:16), слова которого несомненно относятся к Мессии. Это пророчество и Сам Господь Иисус Христос относил к Себе (Мф. 21:42).

1.7. О добродетельной жизни среди язычников и стойкости в вере (1Пет. 2:11-25)

Говоря о внутренней жизни, апостол как бы раскрывает подробно, в чем именно должно выражаться это царственное священство христиан, какие духовные жертвы должны они приносить и как должны себя вести, чтобы язычники, видя их добродетельную жизнь, прославили их за то, за что теперь злословят. Во главе гонителей христиан были языческие власти и высшие классы языческого общества, а христианство первоначально распространялось по преимуществу среди бедных слоев населения. Бесправное положение простых ремесленников и пастухов еще более ухудшалось с принятием ими гонимой веры Христовой. Сознание несправедливости преследований могло неокрепших еще в вере христиан побудить на ропот и сопротивление.

Для предупреждения этого в 13-19 стихах Апостол учит покорности всякому человеческому начальству «для Господа». Это повиновение и христианская свобода отнюдь не исключаются взаимно, а напротив: свобода, понимаемая в истинном смысле, налагает обязанность повиновения и связанные с нею обязанности.

Свобода христианская это – свобода духовная, a не внешняя: она состоит в свободе от рабства греху, греховному миру и диаволу, но в то же время она есть рабство Богу и потому налагает обязанности, требуемые Словом Божьим. Следует избегать злоупотребления христианской свободой, перетолковывая понятие о ней и прикрывая ей всякую разнузданность, чего и надлежит бояться христианам. Предостерегая от этого, Апостол, может быть, имеет в виду появившихся тогда лжеучителей-гностиков, которые под видом свободы проповедовали плотскую распущенность.

Призывая к терпеливому перенесению несправедливых страданий, Апостол указывает на пример Самого Господа Иисуса Христа, и убеждает христиан «последовать стопам Его», то есть, подражать Ему в терпеливом перенесении страданий.

1.8. Нравственные наставления женам, мужьям и всем христианам (1Пет. 3:1-18)

Апостол заповедует женам, чтобы они повиновались своим мужьям. Здесь имеются в виду особенно жены-христианки, бывшие замужем за мужьями-иудеями или язычниками, не принявшими Христовой веры. Положение таких жен было, конечно, нелегким. У них естественно могло возникнуть искушение – поставить себя под руководство лиц, уже просвещенных христианской верой, то есть чужих мужей, повиноваться им, из-за чего могли возникать разные искушения и нестроения в семейной жизни. Апостол с особенной заботой предостерегает таких жен от подобного искушения и внушает им повиноваться собственным мужьям, хотя бы они были и неверующие, указывая высокую цель этого: «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (3:1). Апостол внушает, что истинное украшение женщины-христианки состоит не во внешних уборах, а во внутренней красоте «кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (3:4). В пример Апостол приводит Сарру, повиновавшуюся своему мужу Аврааму. «Жены, говорит он, должны быть заняты двумя делами: повиноваться своим мужьям, и удаляться всякого украшения и убранства, подражая святым женам. Ибо они, говорит, знали одно только украшение, то, что повиновались своим мужьям» (блж. Феофилакт).

Тягостное положение женщины, как в древне-языческом мире, так и у евреев, побуждает Апостола дать наставления и мужу относительно жены, дабы наставление о повиновении жены не подало мужу повода злоупотреблять своим главенством в семье. Муж должен обращаться с женой бережно, как с «немощнейшим сосудом».

Далее Апостол дает нравственные наставления всем вообще христианам, внушая им радоваться, если они страдают за правду, ибо «и Христос... пострадал за грехи наши, праведник за неправедных».

1.9. Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся (1Пет. 3:18-22)

Христос, говорит ап. Петр, пострадав за наши грехи, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (3:18,19). Под этой «темницей», как показывает употребленное здесь греческое слово, надо разуметь Ад, или «Шеол» – место, куда сходили, по верованию евреев, все души людей, умерших до пришествия Мессии. В эту «темницу» сходил Господь для проповеди о совершенном Им спасении человечества. Это было призвание всех умерших до Христа и находившихся в шеоле душ ко вступлению в Царство Христово, причем покаявшиеся и уверовавшие без сомнения были освобождены из места их заключения и введены в открывшийся воскресением Христовым рай – место блаженства праведников. Блж. Феофилакт говорит: «апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие? Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде». По Церковному Преданию, проповедь Самого Христа в аду была предварена там проповедью о Христе святого Иоанна Предтечи[2].

Христос проповедал «некогда непокорным», т.е. Его проповедь была обращена и к наиболее упорным грешникам, примером которых Апостол поставляет современников Ноя, погибших от потопа. Из этого можно заключить, что и из таких были спасшиеся проповедью Христовой в аду: «ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию» (то есть погибнув в водах потопа), «они впредь жили» (в Небесном мире) «по Богу духом» (4:6). Этим Апостол подчеркивает и то, что проповедь Христова была обращена ко всем без исключения людям, не исключая и язычников и притом самых грешных из них.

От мысли о потопе апостол переходит к Таинству Крещения, прообразом которого явился всемирный потоп. Блж. Иероним Стридонский выделяет прообразовательные черты: «Ковчег Ноев изображал собою церковь... Как в том были все роды животных, так и в этой находятся люди всяких народностей и обычаев. Как там были барс с козами и волк с овцами, так и здесь упоминаются праведные и грешные, т. е. сосуды золотые и серебряные вместе с деревянными и глиняными. Имел ковчег свои гнезда; имеет и церковь многие места пребывания… Итак, выпускают из ковчега ворона, и он не возвращается; а голубь возвещает мир земле. Так и в крещении церковном, по изгнании зловещей птицы, т. е. диавола, мир земле нашей возвещает голубь Святого Духа… Грозили опасности ковчегу в потопе, грозят они и церкви в мире».

В 21 ст. Апостол определяет существо Крещения. Оно не есть «плотской нечистоты омытие», подобное, например, многочисленным обрядовым иудейским омовениям, которые, очищая только тело, нисколько не касались нечистот душевных: оно есть «обещание Богу доброй совести». Именно в самом крещении очищается душа верующего: «крещение спасает воскресением Христовым». Апостол указывает здесь только на необходимость для крещенного решиться начать новую жизнью по совести.

1.10. Наставления христианам (1Пет. 4:1-11)

Вся четвертая глава посвящена нравственным наставлениям. Эти наставления основаны на мысли о страданиях Христовых. «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить» (4:1). Вся эта глава пронизана мыслью о терпеливом перенесении гонений за веру и о необходимости побеждать злобное отношение врагов веры добродетельной жизнью. «Страдающий плотью перестает грешить» – страдания телесные, будь они от добровольных подвигов и трудов или будь они от невольного страдания, например, от болезней или внешних притеснений – ослабляют страсти. Вместе с тем здесь выражена та же мысль, что и в 6-й главе послания святого ап. Павла к Римлянам: о том, что сораспявшийся Христу и как бы умерший с Ним умирает для греха и оживает для Бога. Апостол убеждает христиан не смущаться тем, что язычники злословят их за происшедшую в них коренную перемену в их жизни, напоминая, что они будут судимы Богом за их распутство. «Всему близок конец» (4:7) – в том смысле, что христиане всегда должны быть готовы ко пришествию Христову. Из этого Апостол выводит необходимость для христиан добродетельной жизни и дает ряд наставлений, ставя во главе всего «любовь», потому, что «любовь покрывает множество грехов» (4:8). По мысли блж. Феофилакта, это нужно понимать так, что «милость к ближнему делает милостивым к нам Бога».

1.11. О неповинном злострадании (1Пет. 4:12-19)

Заканчивается 4-ая глава наставлением мученикам: «огненного искушения... не чуждайтесь». Христиане должны безбоязненно исповедовать свою веру, не боясь злословия и страданий, но прославлять Бога за такую свою участь, поскольку «претерпевающие это подобны своему Учителю Христу, и ныне терпят вместе с Ним бесчестие, для того, чтобы вместе с Ним же прославиться в будущем веке» (блж. Феофилакт).

1.12. Наставления пастырям и пасомым (1Пет. 5:1-9)

Пятая глава содержит наставления пастырям и пасомым, Апостольское благословение и заключительные приветствия. Пастырей Апостол увещает «пасти стадо Божье, надзирая за ним не по принуждению, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду» (5:2,3). Три основных черты истинного пастырства указывает здесь св. Петр: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно» – т.е. пастырь должен быть исполнен любовью к своему великому делу, должен чувствовать к нему призвание свыше, чтобы не быть наемником, а истинным пастырем, любящим своих духовных овец; «Не для гнусной корысти, но из усердия» – это вторая черта доброго пастырства, которая называется бескорыстием. Пастырь не должен пастырствовать ради прибыли и личной выгоды, не должен вымогать деньги за свои труды; «И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» – пастырь не может не иметь духовной власти над своими пасомыми, но эта власть не должна носить характера деспотизма и произвола, что возникает из самолюбия и гордыни. Истинный пастырь должен являть собой добрый пример своему стаду – тогда он легко, без принуждения, приобретет необходимый авторитет и духовную власть над ними. За такое доброе пастырствование Апостол обещает «неувядаемый венец» от Пастыреначальника – Христа.

Пасомых Апостол призывает повиноваться своим пастырям и во всем проявлять смирение. «Также и младшие», то есть рядовые верующие, «повинуйтесь пастырям». «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (5:5). Это значит, что каждый в своем положении должен подчиняться старшим, начальственным над ним лицам, и тем проявлять смирение, которое одно только привлекает на человека благодать Божью. Апостол призывает к трезвению и духовному бодрствованию, указывая, что враг человеческого спасения диавол, «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (5:8). Противостоять ему надо прежде всего «твердою верою» (5:9), ибо вера соединяет со Христом, Которого диавол боится.

2. Второе Соборное Послание ап. Петра

2.1. Общие сведения о Втором Соборном послании ап. Петра

Второе Соборное послание ап. Петра написано было тем же малоазийским христианам, как и первое послание. В этом втором послании Апостол Петр с особой силой старается предостеречь верующих от развратных лжеучителей, деятельность которых, по-видимому, стала еще более опасной, чем прежде. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает Апостол Павел в своих так называемых «пастырских посланиях» к Тимофею и Титу. Большое сходство в обличении этих лжеучителей мы находим также с обличениями Апостола Иуды. Оба Апостола совершенно одинаковыми чертами изображают погибельных и развращенных еретиков, лжеучение которых угрожало вере и нравственности христиан. Эти лжеучения имели свой корень в безнравственности и языческой гордости.

Первую главу Послания можно назвать поучительной, вторую – предупредительной, а третью – пророческой.

2.2. Надписание и приветствие (2Пет. 1:1-2)

Послание начинается, как обычно, надписанием, в котором автор послания называет себя «Симоном Петром, рабом и апостолом Иисуса Христа», а своих читателей возвышает до себя, как «принявших» с ним «равно драгоценную веру». Впрочем возможно, что этим выражением Апостол хотел только подчеркнуть, что христиане из евреев не имеют преимущества перед христианами из язычников, что вера и тех и других одинаково драгоценна в очах Божьих. (1:1). Во 2 ст. он выражает пожелание: «благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Христа Иисуса Господа нашего» – этим он как бы хочет сказать, что изобилие благодати и мира зависит от познания Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: чем это познание больше и глубже, тем более обильные благодатные дарования мы получаем.

2.3. Восхождение по добродетелям (2Пет. 1:3-9)

Апостол описывает ступени деятельного восхождения к вершине христианского совершенства. В основание этой лествицы Апостол ставит веру и указывает, что с верой должны быть связаны усилия доказать ее истинность добродетелями, которые приводят постепенно к вершине христианского совершенства – «к любви».

Взаимоотношения между добродетелями следующее: «проявите в вере вашей добродетель» - одна голая вера, без соответствующей добродетельной жизни недостаточна, она непременно должна проявлять себя на каждом шагу.

Но всякое дело требует рассудительности: «в добродетели рассудительность». Надо соображаться со своими силами, с временем и обстоятельствами, иначе при неразумной ревности можно принести больше вреда, чем пользы.

«В рассудительности воздержание» – стараясь быть благоразумными, надо остерегаться резонерства и потакательства своим слабостям под разными благовидными предлогами. Надо быть строгими к себе.

«В воздержании терпение» – путь воздержания требует постоянства и терпения. Легко чем то увлечься на короткое время. Бог хочет, чтобы мы утвердились в своей доброй деятельности.

«В терпении благочестие» – при трудах и подвигах нередко возникают сухость, суровость и замкнутость. Надо бороться с этими чувствами. Цель подвигов не в них самих, а в исправлении сердца.

«В благочестии братолюбие» – отличительная черта истинного благочестия – это благожелательное и ласковое отношение к ближним. Надо научиться сострадать людям и «нести бремена» немощных.

«В братолюбии любовь» – конечная цель – это любовь от чистого сердца. Именно она уподобляет нас Богу и приближает к Нему. Кто застыл в своем самодовольстве и небрежет об умножении плодов веры, «тот слеп» (1:5-9).

«Вот те свойства, – говорит свт. Иоанн, – которые предуказаны! Добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь; они не только должны быть у нас, но и быть в избытке. Если полезно (их) существование, то тем более – обилие. Какая же от них польза? Та, чтобы иметь дерзновение в день Господа нашего Иисуса Христа. Говорю о Втором Его Пришествии, когда придет судить живых и мертвых. А истинно великое и чрезвычайное благо - иметь дерзновение на Божественном и Страшном Суде».

2.4. Убеждение в твердости (2Пет. 1:10-21)

Предложив лествицу христианского совершенства, Апостол Петр убеждает в необходимости непрерывно подниматься по ней: «старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (1:10). Апостол беспокоится, пойдут ли наставляемые по начертанной им лествице, а потому считает необходимым повторять им свои наставления, пока он еще находится «в сей телесной храмине», «зная, что скоро должен оставить храмину свою» (1:14).

Апостол увещевает и после его отшествия вспоминать его наставления, ибо он учил их не бездоказательно, а как очевидец – свидетель славы Божественного Учителя Иисуса Христа, которой он удостоился быть зрителем на Фаворе во время Преображения. А если и этого недостаточно, то «мы имеем вернейшее слово пророков», которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили (ст. 19). Апостол указывает руководствоваться этим пророческим словом, которое сияет, как яркий светильник в непросвещенном еще светом учения Христова человеческом сердце, до тех пор, «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (1:19). Сказанное выше – прекрасный образ просвещения человеческой души, разбуженной от греховного сна светом Христова учения. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (1:21) – свидетельство Богодухновенности пророческих писаний.

2.5. Лжепророки и лжеучители (2Пет. гл. 2)

Апостол предостерегает от лжеучителей, предупреждая, что как в прежние времена являлись лжепророки, так будут они и теперь и всегда. Характерная черта их, что они «введут пагубные ереси», «отвергаясь искупившего их Господа» (2:1), то есть будут отвергать догматы воплощения Сына Божьего и совершенного Им искупления. Но осуждение для них, как для нераскаянных, уже уготовано Богом.

Апостол приводит устрашающие случаи суда Божия в прошлом: в примеры грозного суда Божия он приводит падших ангелов, которые, связанные узами адского мрака, ожидают окончательного суда над собой; затем – наказание грешного человечества всемирным потопом, когда только восемь душ семейства Ноева спаслись, и, наконец, кару, постигшую города Содом и Гоморру, от которой спасся лишь Лот. Из этого апостол делает вывод, что знает Бог, как избавлять благочестивых, а «беззаконников соблюдать ко дню Суда для наказания» (2:9).

Характеризуя лжеучителей, Апостол говорит, что они «идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2:10). Известно, что эти лжеучители с презрением относились к самим Апостолам Христовым, не говоря уже о пресвитерах и епископах. Они, как бессловесные животные, руководствуются в своей деятельности побуждениями чувственности и корыстолюбия: «оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную» (2:15).

В качестве средства для совращения, эти еретики, которых Апостол сравнивает с «безводными источниками», вводящими в обман людей, употребляют «надутое пустословие» (2:17,18), соблазн плотских похотей и обещание свободы. Пустословие, прикрытое льстивыми речами, внешне увлекательными, плотская похоть и обещание свободы – это обычные приманки как древних, так и всех новейших развратителей человечества. Будучи в действительности «рабами тления», то есть находясь в плену у греха, они своим учением о свободе лишь прикрывали плотскую разнузданность.  

В конце главы Апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что «лучше бы им не познать пути правды», «нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2:21). Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи.

2.6. Лжеучители и лжеучения, о Втором Пришествии Христовом (2Пет. гл. 3)

В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о «наглых ругателях» (3:3), которые смеются над ожиданием христианами Второго Пришествия Христова, а затем повествует о последних судьбах мира – будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до «дня суда и погибели нечестивых человеков» (3:7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (Пс. 89:5). А если определение Божье о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям. Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (3:9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее. С приходом «дня Господня» последует преобразование мира огнем: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (3:10) – нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Мф. 24:35 и Тайновидец в Откр. 20:11. Под «стихиями» понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все «дела», то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня. Этот вещественный мир, который разрушиться огнем, явится затем преображенным и обновленным в новой, нетленной сущности. Как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в «шесть дней творения» он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию – «впрочем мы по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (3:13). Там будет обитать правда, как полное и совершенное осуществление справедливости, которой нет на теперешней земле. Это сказано Апостолом несомненно в утешение верующих, терпящих скорби от человеческой несправедливости. В надежде на это, святой Апостол убеждает верующих хранить себя неоскверненными и непорочными.

В заключение святой Петр увещевает верующих – беречься увлечения лжеучениями беззаконников, быть твердыми и возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа.

Проверочные вопросы:

  1. Когда и с какой целью было написано Первое Соборное послание ап. Петра?
  2. В каких смыслах можно понимать наименование ап. Петром малоазийских христиан «пришельцами»?
  3. Почему ап. Петр говорит, что в скорбях нужно радоваться?
  4. Каким образом ап. Петр побуждает христиан к святости?
  5. В каком смысле ап. Петр называет верующих «живыми камнями»?
  6. Каике наставления дает ап. Петр христианам относительно их жизни среди язычников и отношений с ними?
  7. Какие наставления дает ап. Петр женам и мужьям?
  8. Как ап. Петр говорит о сошествии Христа во ад?
  9. Что говорит ап. Петр о страданиях, вообще, и о невинных страданиях, в частности?
  10. Какие наставления дает ап. Петр пастырям и пасомым?
  11. Какова цель написания Второго Соборного послания ап. Петра?
  12. Как видит ап. Петр восхождение по добродетелям?
  13. Что говорит ап. Петр о лжеучителях и их учении?
  14. Как ап. Петр представляет в своем Втором послании Второе Пришествие Господа Иисуса Христа?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Первое послание апостола Петра. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-apostola-petra/ (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкований на Соборные Послания. Толкование на первое Послание св. Петра. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/2 (дата обращения: 04.11.2016).
  3. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 2, п. 165). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma-kniga-2/#0_165 (дата обращения: 04.11.2016).
  4. Иероним Стридонский, блж. Разговор против люцифериан. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/razgovor-protiv-lyutsiferian/ (дата обращения: 04.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для студентов 3 класса Московской Духовной Семинарии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-novogo-zaveta-dejanija-svjatyh-apostolov-sobornye-poslanija/ (дата обращения: 02.11.2016).

Аудиоматериалы:

Сайт священника Максима Каскуна. Толкование Соборных посланий святого апостола Петра на Библейском кружке.

http://bogovidec.ru/audio-poslaniya-apostola-petra/ 

Видеоматериалы:

 


[1] Прп. Исидор Пелусиот пишет: «В Ветхом Завете никому не позволено было священнодействовать, кроме одних иереев, но во время пасхи все некоторым образом удостаивались сана священства, ибо каждый закалал агнца. Так и в Новом и непреемственном Завете, хотя священнодействовать бескровную жертву могут те, кому дозволено приносить сию жертву, но и каждый поставляется иереем собственного своего тела: не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм или святилище непорочности».

[2] Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2: «Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира / и подающего нам велию милость».