24. Соборные послания апостолов Иакова и Иуды

Цель занятия – рассмотреть Соборные послания апостолов Иакова и Иуды.

Задачи:

  1. Рассмотреть общие сведения о Соборном послании ап. Иакова.
  2. Рассмотреть содержание послания ап. Иакова.
  3. Рассмотреть общие сведения о Соборном послании ап. Иуды.
  4. Рассмотреть содержание послания ап. Иуды.

План занятия:

  1. Рассказать слушателям о том, почему послания апп. Иакова и Иуды называются соборными, какие еще есть соборные послания в каноне Нового Завета, и о соборности как свойстве Церкви[1].
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования. (См.: соб. 9, гл. 23). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/9_23 (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 32). [Электронный ресурс]. – URL: http://pagez.ru/lsn/palama/032.php (дата обращения: 04.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Соборное послание апостола Иакова. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-sobornoe-poslanie-apostola-iakova/1 (дата обращения: 04.11.2016). // Он же. Толкование на послание святого апостола Иуды. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-svjatogo-apostola-iudy/ (дата обращения: 04.11.2016).
  4. Лука Крымский, свт. Слово на Послание св. ап. Иакова, гл. 1, стих 19. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hram-vsr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=92&Itemid=62 (дата обращения: 04.11.2016).
  5. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. (См.: сл. 81). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/81 (дата обращения: 04.11.2016).
  6. Филарет Московский, свт. Слова и речи. (См.: сл. 193). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/193 (дата обращения: 04.11.2016).
  7. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкований на Соборные Послания. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/1_1 (дата обращения: 04.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для студентов 3 класса Московской Духовной Семинарии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-novogo-zaveta-dejanija-svjatyh-apostolov-sobornye-poslanija/ (дата обращения: 02.11.2016).
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. Т. 1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Гл. V. Церковь. Соборность).
  3. Георгий Флоровский, прот. Богословские статьи. О Церкви. (См.: Соборность Церкви. Богочеловеческое единство и Церковь). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/bogoslovskie_stati_o_cerkvi#n13 (дата обращения: 04.11.2016).

Ключевые понятия:

  • Послание;
  • Апостол;
  • Искушения;
  • Гнев;
  • Добрые дела;
  • Вера;
  • Обличение;
  • Мир;
  • Елеосвящение;
  • Заблудший;
  • Лжеучение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Кто является автором Соборного послания ап. Иакова? Что Вам о нем известно?
  2. Кому предназначалось послание ап. Иакова?
  3. Что говорит в своем послании ап. Иаков о преодолении искушений?
  4. Что говорит в своем послании ап. Иаков о гневе?
  5. Как соотносятся между собой вера и добрые дела, по мысли ап. Иакова?
  6. Что говорит ап. Иаков о значении обуздания языка и об учительстве?
  7. Как понимать слова ап. Иакова о том, что дружба с миром является враждой против Бога?
  8. Почему ап. Иаков осуждает богатых и угрожает им карой Божией?
  9. Какие сведения содержатся в послании ап. Иакова о Таинстве Елеосвящения?
  10. Что известно об авторе Соборного послания ап. Иуды?
  11. С какой целью писал свое послание ап. Иуда?
  12. Что говорит ап. Иуда о появившихся лжеучителях и их учении?

Иллюстрации:

Аудиоматериалы:

Сайт священника Максима Каскуна. «Братья Господни» — Изъяснительные беседы на Соборные послания святых апостолов Иакова и Иуды.

Видеоматериалы:

 

 


[1] При подготовке можно использовать содержание соответствующей темы из курса «Катехизиса» http://school.orthpatr.ru/node/220934 и/или дополнительную литературу к данному занятию.

 

1. Соборное послание ап. Иакова

1.1. Общие сведения об авторе и о содержании послания ап. Иакова

1.2. Учение об искушениях (Иак. 1:2-4,12-18)

1.3. Обуздание гнева и языка (Иак. 1:19-27)

1.4. Взаимоотношение между верой и добрыми делами (Иак. 2:14-26)

1.5. Против самозваного учительства и от необузданности языка (Иак. 3:1-14)

1.6. Обличительная речь против вожделений и дружбы с миром (Иак. 4:1-10)

1.7. Обличение жестокосердных богачей и наставление о долготерпении и злостраданиях (Иак. 5:1-13)

1.8. Таинство Елеосвящения (Иак. 5:14-15)

1.9. Об исповедание грехов и обращении заблуждающихся (Иак. 5:16-20)

2. Соборное послание Апостола Иуды

2.1. Сведения об авторе

2.2. Повод и цель написания послания

2.3. Содержание послания святого Апостола Иуды

1. Соборное послание ап. Иакова

1.1. Общие сведения об авторе и о содержании послания ап. Иакова

Соборное послание апостола Иакова обращено к евреям, находящимся в рассеянии (1:1). Церковное Предание приписывает его авторство брату Божьему, бывшему первым Епископом Иерусалимским. Сам автор называет себя «Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа» (1:1).

О жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Мф. 13:55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Ин. 7:3-5), почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по Воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор. 15:7). По Вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл.15).

Ап. Иаков пользовался великим уважением и авторитетом среди всех евреев, даже и неуверовавших во Христа, за свою праведность. Он вел строго-подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Евреи, даже из числа неуверовавших во Христа, прозвали его «праведником» и «опорой народа».

Надо полагать, что вся деятельность св. апостола сосредотачивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою он окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма. Предание приписывает святому Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября (5 ноября).

Как видно из слов первого стиха, послание святого Апостола Иакова было назначено и послано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», то есть евреям. По-видимому, речь автора обращена не только к евреям, принявшим христианство, но и к евреям еще неуверовавшим, тем более, что те и другие долгое время не очень отделялись друг от друга.

Поводом к написанию послания святого Иакова были, вероятно, те скорби, которые переносили христиане-евреи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих в Христа собратьев, так, особенно, и от язычников. Испытания эти были столь велики, что многие, не находя в себе достаточно сил к их перенесению и не умея их соотнести с ожидавшимися от Мессии благами для еврейского народа, стали падать духом и колебаться в вере в Христа Спасителя. Кроме внешних бедствий имели место и внутренние нестроения в христианских общинах. Все это и побудило святого Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания.

1.2. Учение об искушениях (Иак. 1:2-4,12-18)

После приветствия[1] святой Апостол сразу же начинает речь об искушениях, под которыми подразумевается несомненно испытание нашей веры в виде разного рода бедствий, постигающих христианина в земной жизни. Эти испытания закаляют нашу веру и возводят нас все выше и выше к нравственному совершенству через подвиг терпения. Свт. Григорий Палама спрашивает, почему апостол говорит радоваться не тогда, когда мы творим добродетель, а тогда, когда впадаем в искушения. Это, по мысли святого, связано с тем, что «делание добродетели зависит от нас и находится в нашей власти; впасть же в искушения не от нас зависит. Поскольку же без них не бывает ни совершенства, ни обнаруживания веры в Бога, то поэтому когда человек стремящийся к совершенству веры, впадет в искушения, пусть радуется, как нашедший то, благодаря чему получит совершенство. Потому что искушения - полезны совершенным в вере ради проявления своего совершенства; но что еще удивительнее, так это - то, что искушения, нападая и на несовершенных, делают их совершенными».

«Блажен человек, который переносит искушение» (12), потому что надлежащим образом переносимое искушение способствует духовному совершенствованию человека и дает ему «венец жизни». Эти слова Апостола не идут в противоречие, как может показаться на первый взгляд, с прошением в молитве «Отче наш…» о том, чтобы Господь не ввел нас во искушение. Эти слова, говорит прп. Иоанн Кассиан Римлянин, «не то значат, что не позволь нам когда-либо искуситься, но не допусти нам быть побежденными в искушении».

Господь посылает людям испытания не для вовлечения их во грех, а для укрепления их сил противостоять греху. И если человек падает в борьбе с искушением, то вина в этом самого человека, потому что «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (14). А Господь всегда лишь содействует добру и нравственному совершенствованию человека: «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (17).

1.3. Обуздание гнева и языка (Иак. 1:19-27)

Далее святой Апостол говорит об отношении христианина к слову истины (18-27). Поскольку мы все духовно рождены от Бога словом истины, надлежит нам всемерно заботиться о своем нравственном развитии, а для этого прежде всего быть «скорыми на слышание этого слова» и медленными на свои собственные слова, медленными на гнев, даже ради защиты истины, ибо «гнев человека не творит правды Божией» (20). Свт. Лука Крымский, обращаясь с таким призывом, говорит о пороках, можно сказать, нашего современного общества: «Как редки ныне умные люди, умеющие слушать! Чрезвычайно много иных, скорых на болтовню, которые, не выслушав, что им говорят, не вникнув в заданный вопрос, немедленно, не обдумав, отвечают. Язык их неудержимо рвется поскорее говорить. Когда люди даже просто беседуют между собой, то редко слушают друг друга, каждый спешит показать свой ум, блеснуть своим красноречием, оба не слушают, а только говорят, ибо не умеют быть медленными на слова. Мало людей, которые взвешивают свои слова, прежде чем их произнести. Трудно найти таких, которые заботятся о том, чтобы сказанное им было исполнено сдержанности, скромности, смирения и полезно для слушающих. Для того, чтоб быть такими, надо стяжать ум Христов, надо быть глубоко сосредоточенными на важнейшем на святом. А у огромного большинства из нас этого качества совсем нет, – язык неудержим, люди не хотят и не умеют молчать. Особенно среди женщин много таких, которые с утра до ночи болтают, не сознавая, что этим утомляют слушающих, мешают им.

Еще меньше людей, которые медленны на гнев, раздражение, почти никто не умеет сдерживать себя. Вспыхивают, как порох, от всякого слова не только обидного, но даже неприятного, сейчас же отвечают резкостями и бранью. Удерживать гнев умеют те, кто не лишен мудрости, чтобы укротить свои страсти, кто стяжал мир душевный, в чье сердце вселился Дух Святой. Премудрый Соломон очень глубоко верно сказал, что ”гнев гнездится в сердце глупых” (Еккл. 7:9)».

Сущность подлинного благочестия заключается в том, чтобы быть исполнителями слова, а не только слушателями. Только деятельное проведение в жизнь всех требований нравственного Закона Божьего делает человека истинно благочестивым: иначе, у него «пустое благочестие» (22-27). Блж. Феофилакт Болгарский говорит: «Благочестие, кажется, подразумевает нечто больше, нежели вера. Слово это обещает знание сокровенного, твердость в созерцаемом верою… если хочешь быть благочестивым, обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказывании сострадания ближнему. Ибо сострадание ближнему есть своего рода уподобление Богу».

1.4. Взаимоотношение между верой и добрыми делами (Иак. 2:14-26)

Подобно тому, как одни слова участия не согревают и не насыщают нагих и голодных братий наших, «так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (ст.17).

Что же собственно спасает человека: вера или дела? И нет ли тут противоречия словам Апостола Павла о том, что человек спасается верою независимо от дел закона (Рим. 3:28)? Надо полагать, что эти слова о необходимости для спасения живой деятельной веры и написаны святым Иаковом именно потому, что многие христиане-евреи превратно поняли слова Апостола Павла. Апостол Павел настойчиво проповедовал евреям, что со времени пришествия Христа Спасителя, некоторые уложения обрядового Моисеева закона утратили свое значение, и для спасения нужна в первую очередь вера во Христа Спасителя, а не одни дела закона Моисеева. Многие из евреев поняли эту мысль в смысле безусловного отрицания вообще добрых дел для спасения и достаточности одной только веры в пришедшего Мессию. Святой Апостол Иаков и подчеркивает, что одной холодной рассудочной веры для спасения недостаточно, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (2:19). Смысл слов Апостола Иакова тот, что истинная спасающая вера неразрывна связана с добродетельным образом жизни: вера первенствует и предшествует, как причина, а дела последуют, как ее следствие. Таким образом, ни вера, ни дела, в отдельности друг от друга, не спасают человека, ибо друг без друга они неполноценны: это две нераздельные, хотя и различные стороны одного и того же предмета: живого и всецелого устремления к Богу. Достаточно четко и, можно сказать, резко прп. Симеон Новый Богослов показывает, что при совершении человеком противных Богу дел о наличии у него веры, в принципе, говорить уже нельзя: «если вера без добрых дел мертва, то явно, что когда вера с худыми делами, тогда она не называется и не есть более вера. Мертвое тело, если оно умерло недавно, называется мертвым, но если оно долго пролежит так, то не называется уже телом мертвым, а трупом тлеющим, разлагающимся, попортившимся. Так и здесь: поелику два есть рода дел – одни угодные Богу, а другие ненавистные, то, если вера, как говорит Апостол Иаков, без угодных Богу дел мертва есть, – очевидно, что той вере, которая не только есть без угодных Богу дел, но имеет еще и дела, ненавистные Богу, нельзя уже называться мертвою, а надлежит ей называться попортившеюся и затлевшею, или, истиннее сказать, безверием и нечестием».

«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (2:10). Почему так? – Потому что весь закон со всеми своими многочисленными и многообразными частными заповедями есть выражение одной воли Одного Законодателя Бога, и нарушение одной заповеди есть таким образом неповиновение Его всесвятой воле и, следовательно, преступление против закона вообще. Ведь так же и в обычной жизни. Допустим человек, никого не убил, но однажды украл что-то. За это нарушение закона он судится, как вор, хотя во всем остальном он был примерным гражданином. Блж. Феофилакт под «всем законом» понимает здесь христианскую любовь, к которой по словам Самого Господа сводится «весь закон и пророки» (Мф. 22:40): «кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать, ни красть, ни клеветать ... Не о том говорится, чтобы добродетели вовсе не имели никаких недостатков, a o том, что любовь следует иметь не недостаточную, не лицеприятную, а всецелую. To же можем сказать и о других добродетелях. Кто несовершенно держится целомудрия или справедливости, а что-нибудь опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему телу добродетели. Итак, под всем законом должно разуметь закон о любви».

«Милость превозносится над судом» (2:13) – суд по правде Божьей грозит осуждением всякому грешнику, а грешны перед правдой Божьей все – не только неверующие, но и мы, верующие христиане. Однако милосердие, благотворительная любовь несет в себе надежду, что она превозможет угрожающему осуждению за грехи и освободит согрешившего от заслуженного наказания. Вот какое большое значение имеют дела – дела христианской любви, дела милосердия к ближним! Святой Иаков указывает дальше, что и ветхозаветные праведники, как Авраам, возложивший своего сына на жертвенник (Быт. 22:9) и блудница Раав, содействовавшая евреям при взятии Иерихона (Нав. 2 гл.), спаслись не верой только, но и делами, которыми они проявили свою веру. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (2:26).

1.5. Против самозваного учительства и от необузданности языка (Иак. 3:1-14)

Пустое благочестие, не идущее дальше слов, часто проявляется в стремлении поучать других. Апостол Иаков и обличает эту страсть к учительству. Он показывает тут, какое громадное значение в жизни имеет слово человека и какая великая нравственная ответственность лежит на учителе. Вот почему надо с большой осторожностью и с недоверием к себе браться за служение учителя веры. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (3:1). «Если ты чтишь достоинство учителя, установленное в Церкви Христовой, – говорит свт. Филарет Московский, – то не должен ты произвольно вступать на место учительское, или прибегать к учителям, которых никто не поставил, и к пророкам, которых Бог не посылал; но должен в кротости и послушании проходить звание ученика Евангельскаго, под руководством поставленных от Бога и Церкви учителей. Страшись быть учителем и сам для себя, а тем более, без высшаго призвания, учить других, или переучивать учителей, от Бога и Церкви поставленных… Страсть быть и слыть учителями была господствующая в Иудейских книжниках и фарисеях… Против сей страсти “Ииcyc глагола к народом и учеником Своим”, то есть ко всем Своим последователям: ”вы же не нарицайтеся учители: един бо есть ваш Учитель Христос: вси же вы братия есте” (Матф. XXIII. 8)… Но и Господь не служение учительское отвергает; ибо не говорит: да не будет учителей. Это даже не возможно; потому что, когда есть ученики, то по необходимости должны быть и учители; и как все Христиане суть ученики, и в начале не иначе назывались, как «учениками», то по необходимости должны быть и учители христианские, и особенно после того, как «Единый Учитель» вознесся на небо… “Не нарицайтеся учители”: не восхищайте сего звания сами себе; не вызывайтесь учить, когда вы не призываетесь к сему. А если и будете к сему призваны; если Бог поставит, если священный закон наречет вас учителями: и тогда не возноситесь званием, которое только по дару и по причастию вам принадлежит, поелику первоначально и существенно “един есть ваш Учитель, Xpистoc”. Почитайте себя не более, как “братиями” тех, которые называют вас учителями; будьте слуги, а не властители учения и учеников».

Значение языка, как органа речи, в жизни человеческой святой Иаков сравнивает с удилами, рулем и огнем. В руках человека маленькие удила заставляют подчиняться себе сильного и резвого коня, а небольшой руль дает направление громадному кораблю, несмотря на противодействие сильных ветров. «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды», он «оскверняет все тело и воспаляет круг жизни» (3:5-6). Воспаляемый сам от геенны, то есть от диавола, отца лжи, язык не поддается обузданию собственными усилиями человека. Только при помощи благодати Божьей человек может укротить свой язык. Призывая к этому христиан, святой Апостол указывает на несообразность того, что мы одним и тем же языком благословляем Бога и проклинаем людей. Ввиду обоюдоострого значения человеческого слова, учить других имеет право только тот, кто укротил в себе греховную распущенность в слове и усиленной работой над собой приобрел истинную мудрость.

1.6. Обличительная речь против вожделений и дружбы с миром (Иак. 4:1-10)

Апостол показывает горькие плоды бездуховной, плотской мудрости в общественной жизни. Мнящие себя умнее других тешат низменные вожделения людей, прививают любовь к земным благам и внушают горделивую мысль, что человек сам, собственными усилиями, без помощи Божьей может достигнуть и счастья, и благополучия. Блж. Феофилакт говорит, что Апостол как бы выступает против таких людей с обличением: «Скажи-ка мне, легкомысленный, ты хочешь выдавать себя за мудреца? Но откуда в вашей жизни распри и постоянная вражда? Отчего всегдашняя привязанность к настоящему? Отчего беспрерывное стремление к удовольствиям настоящей жизни? Это свойственно не мудрецам, но людям простым и склонным к дружбе с миром, что и показывает, что вы прелюбодеи, ибо вы сокрытой внутри Божественной и целомудренной красоте предпочитаете красоту обыкновенную, постыдную и скверную и стремлением к настоящему воздымаете вражду против Бога. Ужели не знаете, что дружба с миром есть вражда против Бога, удаляющая от любви Божией и показывающая нас врагами Его?». Он поясняет дальше эти слова: «Миром называет здесь всю вещественную жизнь как матерь тления, приобщающийся которой немедленно становится врагом Бога, ибо при рвении к бесполезному он небрежно и презрительно относится к предметам Божественным, каковые отношения мы допускаем к людям ненавистным и враждебным для нас. Так как есть два предмета, которыми занимаются люди, – Бог и мир, и к каждому из этих двух предметов обращаются с любовью или ненавистью, то коль скоро мы сильно привяжемся к одному, очевидно, явимся нерадящими о другом, ибо внимание производит любовь, а небрежение – ненависть. Итак, кто прилепится к предметам Божественным, тот есть и называется другом Божиим, а кто вознерадел о Боге и возлюбил мир, тот в числе врагов Божиих».

Горькая действительность безжалостно разрушает самонадеянную и легкомысленную теорию устройства земного благополучия: в результате насаждения этой земной мудрости и господства ее между людьми получается только вражда и распри. Чрезмерная привязанность к земным благам и горделивая самонадеянность есть измена Богу и служение миру, лежащему во зле – князем которого, по словам Спасителя, является диавол.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (4:6). Святой Апостол поэтому и учит сокрушению о грехах своих и смирению, ибо только это нравственно возвышает человека.

1.7.  Обличение жестокосердных богачей и наставление о долготерпении и злостраданиях (Иак. 5:1-13)

Призывая христиан покориться Богу и противостоять внушениям диавола, Апостол обличает жестокосердных богачей, угрожая им карой Божией, которая превратит в ничто все, что они приобрели неправедным путем (5:1-6). О вреде беспечности и стяжательства говорит свт. Иоанн Златоут: «Обратимся к тесному пути. Доколе утеха? Доколе покой? Не насытились ли беззаботностью, смехом, пением? Не будет опять тех же яств, насыщения, роскоши, богатства, покупок и построек. И какая польза? Смерть. И какой конец? Зола и пепел, гроб и черви… Что же? Воспрещена роскошь? И очень. Как же создана для пользования? Так, как и хлеб создан, а неумеренность запрещена; и вино создано, а невоздержность не дозволена. Повелевает избегать роскоши, не как чего-то нечистого, а как расслабляющей, вследствие неумеренности, душу. Всякое творение Божие хорошо и ничто не отвергается, будучи принимаемо с благодарностью».

Вместе с тем он увещевает страждущих от притеснений и, само собой разумеется, всех вообще христиан, терпеливо переносить страдания и все жизненные невзгоды. Пределом периода земных испытаний указывается «пришествие Господне». Увещание к терпению подкрепляется указанием на земледельца: как он терпеливо ждет плодов от того, что он посеял, так и христианин должен терпеливо ожидать награду за свои труды веры, когда явится Христос во славе Своей и воздаст каждому по делам его. Тем более, что со смертью фактически наступает «конец мира» для человека, подводится итог его жизни, и он уже ничего не может изменить в своем прошлом. Для усиления своего увещания к терпеливому перенесению страданий Апостол указывает на примеры ветхозаветной истории: на пророков, которые терпели преследования со стороны неверующих евреев и сильных мира сего, а также на великого ветхозаветного страдальца Иова, вознагражденного потом Богом за его терпение.

1.8. Таинство Елеосвящения (Иак. 5:14-15)

Во всех обстоятельствах жизни, как скорбных, так и радостных, надо обращаться к Господу с молитвой – или прошения, или хвалы и благодарения. В болезнях Апостол советует пользоваться врачеванием от пресвитеров церковных, т.е. священников, через помазание от них болящего елеем с молитвой: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5:14-15). Здесь содержится указание на апостольское происхождение Таинства Елеосвящения, совершавшегося собором пресвитеров, почему оно и называется у нас еще «соборованием». Блж. Феофилакт говорит, что «апостолы уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми помазывали больных елеем (Мк. 6:13)».

1.9. Об исповедание грехов и обращении заблуждающихся (Иак. 5:16-20)

Еще для исцеления от духовных недугов Апостол советует: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Здесь нет речи о исповедании согрешений друг другу для прощения грехов перед Богом, как учат сектанты. Власть прощать грехи Господь дал только Апостолам и их приемникам, а не обыкновенным верующим (Ин. 20:22). Но речь здесь или о примирении и взаимном прощении обид, или скорее всего здесь имеется в виду «исповедь» перед духовником, то есть тоже Таинство Покаяния, которое обычно соединяется с Таинством Елеосвящения. Связь с предыдущими словами о Таинстве Елеосвящения через союз «убо» скорее всего указывает именно на такой смысл апостольских слов. «Много может усиленная молитва праведного» (5:16) – под «праведными» здесь разумеются те люди, молитва которых более совершенна. Здесь, конечно, имеются в виду не только обладающие личной праведностью, но опять-таки пресвитеры, наделенные особым благодатным полномочием молиться за людей и совершать Таинства. В пример того, как много может молитва праведного, святой Апостол приводит молитву святого пророка Илии, заключившего небо и затем вновь отверзшего (3Цар. 17 гл.). Дабы не подумали, что этот пример не подходит для обыкновенных людей, Апостол говорит, что «Илия был человек, подобный нам», то есть не был каким-то сверх человеком. Кроме того, как отмечает блж. Феофмлакт, «молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевной скорбью. Ибо если, тогда как молятся за нас другие, мы сами проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас».

В заключение святой Апостол говорит о величии миссионерского служения, имеющего целью обратить на путь правой веры уклонившихся от пути истины: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (5:20). Говоривший ранее о необходимости добрых дел – дел милостыни материальной, святой Апостол говорит здесь о несравненно более важных добрых делах – делах милостыни духовной, имеющей особенно высокую цену в очах Божьих.

2. Соборное послание Апостола Иуды

2.1. Сведения об авторе

Автор этого послания сам называет себя «Иудою, рабом Иисуса Христа, братом Иакова». Из этого можно заключить, что это – одно лицо с Апостолом Иудой из Двенадцати, который назывался «Иаковлевым», а также «Левеем» и «Фаддеем», был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии от первой действительной его жены и братом детей Иосифа – Иакова, впоследствии Епископа Иерусалимского, по прозвищу Праведного, Иосии и Симона, или Симеона, впоследствии также Епископа Иерусалимского. По преданию, первое имя его было Иуда, имя Фаддея он получил, приняв крещение от Иоанна Крестителя, a имя Левея получил, вступив в число 12-ти Апостолов, может быть, в отличие от одноименного ему Иуды Искариотского, ставшего предателем. Некоторые считают, что автор этого послания ничего общего с Иудой Иаковлевым, или Фаддеем и Левеем, не имеет, что в число 12-ти Апостолов он не входил (в ст. 17 он как бы исключает себя из числа Апостолов), но был только в общем смысле слова «Апостолом», являясь действительно братом Иакова и считаясь поэтому, подобно Иакову, «братом Господним». В качестве обоснования такого мнения приводят свидетельство Евангелия от Иоанна 7:5, где говорится, что «братия Иисусовы», в дни Его земного служения, в Heгo не веровали, почему и не удостоились избрания в число 12-ти Апостолов. Кроме того считают, что Апостол Иуда из 12-ти не мог быть писателем этого послания, так как он трудился во благовестии Христовом в Сирии и скончался в Эдессе, а между тем в Сирийском переводе Пешито Иудино послание отсутствует. Окончательное и авторитетное решение этого вопроса в виду ограниченности данных представляется невозможным.

2.2. Повод и цель написания послания

Послание было написано до разрушения Иерусалима. Внутренним поводом к его написанию, как видно из 3 ст., была пастырская ревность св. Иуды «об общем спасении душ», а внешним – усиление лжеучений. Святой Иуда прямо говорит, что он пишет потому, что в общество христиан вкрались нечестивые люди, обращающие благодать Божью в повод к распутству. Это несомненно – лжеучители-гностики, проповедовавшие разврат под предлогом христианской свободы и для «истощения» греховной плоти и считавшие мир не творением Бога, a произведением низших сил, враждебных Богу. Цель послания – предостеречь христиан от увлечения этими лжеучениями, льстившими чувственности. Послание назначено всем христианам вообще, но, по содержанию его видно, что оно предназначалось для известного круга лиц, в который нашли себе доступ лжеучители.

2.3. Содержание послания святого Апостола Иуды

После обычного приветствия: «милость вам и мир, и любовь да умножатся», святой Иуда обращается с увещанием «подвизаться за веру, однажды преданную святым», то есть христианам, объясняя это появлением лжеучителей в их среде – «людей, предназначенных» Богом к осуждению. Они – «нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 1-4). Апостол грозит им карой Божией, напоминая о трех поразительных примерах Божественного суда: наказание Израильтянам, выведенным из Египта, наказание падшим Ангелам, «соблюдаемым в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» и кару Божью, постигшую города Содом и Гоморру (Быт. 19 гл.). Подобная участь постигнет и этих мечтателей, «которые оскверняют плоть», подобно жителям Содома и Гоморры, то есть предаются разврату, «отвергают начальства и злословят высокие власти», то есть не признают авторитета духовных властей – святых Апостолов и их ставленников епископов и пресвитеров (ст. 5-8). Апостол Иуда говорит об Архангеле Михаиле. Он приводит древнее предание, согласно которому у диавола происходил спор с Архангелом Михаилом из-за тела Моисеева, причем Архангел Михаил даже по отношению к диаволу не смел произнести укоризненного суда, а запрещал диаволу лишь именем Божьим, говоря: «да запретит тебе Господь», между тем как эти лжеучители «злословят то, чего не знают». Святой Иуда не жалеет выражений для того, чтобы дать самую отрицательную характеристику этим лжеучителям, уподобляя их бессловесным животным, сравнивая их с Каином, Валаамом и Кореем, возмутившимся против Моисея и Аарона. Святой Иуда приводит известное лишь из предания пророчество Еноха о грядущем суде Божьем над нечестивцами, которое, вероятно, связано с распутством потомков Каина (ст. 9-19). В заключение св. Иуда увещевает христиан «сохранять себя в любви Божией» и относиться с вниманием и разборчивостью к увлекшимся лжеучениями, будучи милостивыми к покаявшимся. Блж. Феофилакт отмечает, что Апостол призывает христиан быть не душевными, а духовными, и говорит: «назидайте себя на Святом Духе и на святейшей вере вашей, то есть обновляйте себя в Духе Святом, то есть совершайте собрания свои в молитвенных зданиях своих по учению Духа Святого». 

Проверочные вопросы:

  1. Кто является автором Соборного послания ап. Иакова? Что Вам о нем известно?
  2. Кому предназначалось послание ап. Иакова?
  3. Что говорит в своем послании ап. Иаков о преодолении искушений?
  4. Что говорит в своем послании ап. Иаков о гневе?
  5. Как соотносятся между собой вера и добрые дела, по мысли ап. Иакова?
  6. Что говорит ап. Иаков о значении обуздания языка и об учительстве?
  7. Как понимать слова ап. Иакова о том, что дружба с миром является враждой против Бога?
  8. Почему ап. Иаков осуждает богатых и угрожает им карой Божией?
  9. Какие сведения содержатся в послании ап. Иакова о Таинстве Елеосвящения?
  10. Что известно об авторе Соборного послания ап. Иуды?
  11. С какой целью писал свое послание ап. Иуда?
  12. Что говорит ап. Иуда о появившихся лжеучителях и их учении?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования. (См.: соб. 9, гл. 23). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/9_23 (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 32). [Электронный ресурс]. – URL: http://pagez.ru/lsn/palama/032.php (дата обращения: 04.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Соборное послание апостола Иакова. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-sobornoe-poslanie-apostola-iakova/1 (дата обращения: 04.11.2016). // Он же. Толкование на послание святого апостола Иуды. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-svjatogo-apostola-iudy/ (дата обращения: 04.11.2016).
  4. Лука Крымский, свт. Слово на Послание св. ап. Иакова, гл. 1, стих 19. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hram-vsr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=92&Itemid=62 (дата обращения: 04.11.2016).
  5. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. (См.: сл. 81). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/81 (дата обращения: 04.11.2016).
  6. Филарет Московский, свт. Слова и речи. (См.: сл. 193). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/193 (дата обращения: 04.11.2016).
  7. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкований на Соборные Послания. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/1_1 (дата обращения: 04.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для студентов 3 класса Московской Духовной Семинарии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-novogo-zaveta-dejanija-svjatyh-apostolov-sobornye-poslanija/ (дата обращения: 02.11.2016).
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. Т. 1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Гл. V. Церковь. Соборность).
  3. Георгий Флоровский, прот. Богословские статьи. О Церкви. (См.: Соборность Церкви. Богочеловеческое единство и Церковь). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/bogoslovskie_stati_o_cerkvi#n13 (дата обращения: 04.11.2016).

Аудиоматериалы:

 

Сайт священника Максима Каскуна. «Братья Господни» — Изъяснительные беседы на Соборные послания святых апостолов Иакова и Иуды.

Видеоматериалы:

 

 



[1] Обычное у древних приветствие «радоваться» в устах Апостола, конечно, имеет особенное высшее значение радости о Господе Иисусе, как Искупителе.