23. Книга Деяний святых апостолов

Цель занятия – рассмотреть распространение христианства в первые времена после Вознесения Господня.

Задачи:

  1. Рассмотреть событие Сошествия Святого Духа на апостолов и начало их проповеди.
  2. Рассмотреть жизнь первой христианской общины.
  3. Рассмотреть первые гонения на христиан.
  4. Рассмотреть обстоятельства обращения апостола Павла и сделать обзор его апостольской деятельности.
  5. Рассмотреть Апостольский Собор и дать оценку его значению.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить из курса «Богослужебная традиция» смысл и значение праздника Пятидесятницы.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Великий (Двоеслов), свт. Сорок бесед на Евангелия. (См.: Беседа 30). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/besedy-na-evangeliya/30  (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_55/7 (дата обращения: 04.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-dejanija-svjatykh-apostolov/2 (дата обращения: 04.11.2016).
  4. Иероним Стридонский, блж. Письма. (См.: Письмо 106). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma-87-117/#0_20 (дата обращения: 04.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Книга деяний св. апостолов. Руководство к изучению. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/averkiy-taushev-arhiepiskop/book/73737-kniga-deyaniy-sv-apostolov-rukovodstvo-k-izucheniyu/ (дата обращения: 02.11.2016).
  3. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для студентов 3 класса Московской Духовной Семинарии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-novogo-zaveta-dejanija-svjatyh-apostolov-sobornye-poslanija/ (дата обращения: 02.11.2016).

Дополнительная литература:

  1. Никольский Н., свящ. Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/days/p-svyatoj-apostol-pavel-ego-zhizn-i-deyatelnost (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/sbornik-statej-po-istolkovatelnomu-i-nazidatelnomu-chteniju-dejanij-svjatykh-apostolov/ (дата обращения: 02.11.2016).
  3. Христич Г., иер. Миссионерские путешествия апостола Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.orthodox-institute.ru/missionerskie-puteshestviya-apostola-pavla/ (дата обращения: 04.11.2016).

Ключевые понятия:

  • Сошествие Святого Духа;
  • Христиане;
  • Община;
  • Евангелие;
  • Проповедь;
  • Апостол;
  • Диакон;
  • Собор;
  • Гонения;
  • Мученичество.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. С какой целью ев. Лука написал Книгу Деяний апостольских?
  2. Какие перемены произошли с апостолами в результате сошествия на них Святого Духа?
  3. Почему Пятидесятница называется днем рождения Церкви?
  4. Как жила первая христианская община?
  5. Почему апп. Иоанна и Петра заключили в темницу после того, как они исцелили хромого от рождения человека?
  6. Как повели себя апостолы на допросе перед Синедрионом? Чем он закончился?
  7. Как повлияло на народ чудо исцеления хромого?
  8. За что были умерщвлены Анания и Сапфира?
  9. Приведите пример чудесной Божией помощи апостолам во время гонения на них со стороны иудейских властей.
  10. С какой целью были избраны диаконы?
  11. Расскажите о мученической конине архидиакона Стефана.
  12. Как произошло обращение будущего ап. Павла?
  13. Расскажите о миссионерских трудах ап. Павла.
  14. Как началось распространение христианства среди язычников? Расскажите об обращении ко Христу Корнилия сотника.
  15. Расскажите о гонениях со стороны Ирода Агриппы.
  16. Какой вопрос решался на Апостольском Соборе? В чем его значение и важность?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

1. Автор и цель написания Книги Деяний святых апостолов

2. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница) (Деян. 2:1-13)

3. Первая христианская община (Деян. 2:42-47)

4. Исцеление ап. Петром хромого от рождения и последовавшие за этим события (Деян. гл. 3,4)

5. История Анании и Сапфиры (Деян. 5:1-11)

6. Новое гонение на Апостолов (Деян. 5:12-42)

7. Избрание 7 диаконов. Первомученик архидиакон Стефан (Деян. гл. 6,7)

8. Обращение гонителя Савла (Деян. 9:1-25)

9. Обращение ко Христу Корнилия сотника и распространение христианства вне Палестины (Деян. 10:1-48,11:19-21)

10. Гонение на Церковь со стороны Ирода Агриппы (Деян. 12:1-23)

11. Общее обозрение путешествий святого апостола Павла (Деян. гл. 13-28)

12. Апостольский Собор (Деян.15:1-35)

1. Автор и цель написания Книги Деяний святых апостолов

Книга деяний апостольских написана евангелистом Лукою и представляет собой непосредственное продолжение Евангельской истории. Название «Деяния», по замечанию святого Златоуста, заставляет нас искать в сей книге не столько чудеса, сколько образцы нравственности и примеры добродетели.

Книга Деяний написана св. Лукой с целью утвердить Феофила в том учении, в котором он был наставлен от евангелиста. Кроме этой, частной, цели можно открыть другую – высшую и общую цель написания книги Деяний, как и всего Нового Завета, – цель Святого Духа – открыть людям божественное происхождение Церкви Христовой, как из иудеев, так и из язычников, указать ее истинных основателей и распространителей, представить в живых примерах ее силы, действия и борьбу с врагами; словом, доказать и показать на деле, что основанная Христом Церковь действительно получила от Него обетованные ей дары и силы и, несмотря на все усилия врагов, стоит непоколебимо, обнимая собою целые народы и все страны мира.

2. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница) (Деян. 2:1-13)

Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память дарования евреям Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, находились в Сионской горнице. Был третий час дня. Внезапно все присутствующие услышали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Шум все усиливался, пока не наполнил весь дом, где они находились. И вот над каждым из апостолов появились как бы огненные языки, и все исполнились Духа Святого и начали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

По толкованию свв. отцов Святой Дух сходит на апостолов в виде огня, «потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29). Свт. Григорий Великий (Двоеслов) выделяет три причины того, почему Дух Святой сошел на учеников именно в виде языков:

1)   «Дух совечен Сыну, а язык имеет особенную близость к слову. Потому что Слово Отчее есть Сын. А поскольку одно существо Духа и Слова, то Сей Дух должен был явиться в языке»;

2)   «поскольку слово произносится языком, то Дух явился в языках потому, что кто прикасается к Святому Духу, тот исповедует Слово Божие, т. е. Единородного Сына; и не можем отвергать Слова Божия, потому что имеет уже язык Духа Святого»;

3)   «в огненных языках Дух явился потому, что Он всех, которых исполняет, соделывает пламенными и говорящими. Огненные языки имеют учители, потому что, проповедуя, что должно любить Бога, они воспламеняют сердца слушающих. Ибо праздно слово учащего, если оно не может воспламенить любви».

Кроме того, святитель отвечает на вопрос о том, почему Святой Дух сошел на Христа во время Его Крещения в виде голубя, а в День Пятидесятницы – в виде огня. Он говорит: «Дух должен был явиться в виде голубя над Тем, Кто пришел не затем, чтобы по ревности уже поразить грехи, но затем, чтобы по кротости еще терпеть их. Напротив, над учениками Дух Святой должен был явиться в огне, чтобы те, которые были простые люди, а потому и грешники, воспламеняли духом других рабов против их самих и сами в себе покаянием очищали те грехи, которые Бог щадил по кротости. Потому что даже те самые, которые были привержены к Небесному Учителю, не могли быть без греха».

В это время в Иерусалиме было множество паломников, среди которых немало было евреев-иностранцев, приехавших на родину отцов к празднику Пасхи и проводивших время в Иерусалиме до праздника Пятидесятницы. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Народ дивился этим непонятным для них звукам, исходящим с высоты небесной и наполняющим дом. Но еще больше они удивились, когда апостолы, выйдя из горницы, стали говорить с каждым из них на их родном языке.

Люди изумлялись и спрашивали друг друга: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян. 2:7-8). Нашлись и насмешники, которые говорили: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2:13).

Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся и объяснил, что они видят и слышат, как сбывается предсказание пророка Иоиля о даровании Духа Божия всем людям, что Духа Истины послал Своим ученикам Иисус, Которого начальники иудейские убили, но Который воскрес из мертвых, чему все апостолы были свидетелями. Заканчивая речь, апостол сказал: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36).

Проповедь Петра так подействовала на сердца слушателей, что более трех тысяч человек в тот день уверовали в Иисуса Христа и приняли крещение.

День Пятидесятницы – это день рождения Церкви Христовой, общества верующих, соединенных с Богом и друг другом общей верой и святыми Таинствами. Начиная со дня Пятидесятницы Дух Святой всегда пребывал с апостолами и учил их свидетельствовать о Христе. Апостолы пошли в мир, просвещая его светом евангельского учения. Как и предупреждал Господь, на апостолов обрушились гонения и преследования со стороны иудеев и язычников, но ничто и никто не мог запугать, удержать и разлучить апостолов от любви Христовой, Который сказал им: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).

3. Первая христианская община (Деян. 2:42-47)

Все вновь крестившиеся постоянно пребывали «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Все уверовавшие представляли собой как бы одну дружную семью: это братское их единение Дееписатель и выражает словом «общение».

Под «преломлением хлеба» обычно разумелось всякое вкушение пищи, но в книге Деяний оно имеет высший смысл: под ним надо понимать Таинство Евхаристии – принятие Тела и Крови Христовых. В Апостольской Церкви Евхаристия совершалась иногда даже вечером (Деян 20:7-11), причем к ней присоединялась трапеза, называвшаяся «вечерею любви» (агапа) или «трапезой любви» (Иуд. 12; 1Кор. 11:20-34). В домашних собраниях первохристианской общины в Иерусалиме мы видим начало христианского Богослужения, которое состояло тогда из апостольских поучений, Таинства Евхаристии и общих молитв. О пении здесь не упоминается, но так как пение было обычно при храмовом и синагогальном богослужении евреев, то несомненно этот обычай перешел и в богослужебные собрания первой христианской общины.

«Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян. 2:44) – взаимная любовь так связала всех уверовавших во Христа, что они «были вместе», то есть находились в постоянном взаимообщении, жили как бы одной дружной семьей. Вместе, говорит блж. Феофилакт, христиане были «не по месту, но по расположению и по мыслям, по постоянному согласию между собой и по любви».

Это настроение первых христиан привело к обобществлению имущества верующих, совершенно добровольному, основанному единственно на братской любви к ближним и сострадательности к неимущим и нуждающимся. Имеющие собственность сами добровольно разделяли ее с неимущими: «и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:45). «Это было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим, – говорит свт. Иоанн Златоуст. – Отказывались от имущества и радовались, и велика была радость, потому что приобретенные блага были больше. Никто не поносил, никто не завидовал, никто не враждовал; не было гордости, не было презрения; все, как дети, принимали наставления, все были настроены, как новорожденные… Не было холодного слова: мое и твое; поэтому была радость при трапезе. Никто не думал, что ест свое; никто (не думал), что ест чужое, хотя это и кажется загадкою. Не считали чужим того, что принадлежало братьям, – так как то было Господне; не считали и своим, но – принадлежащим братьям. Ни бедный не стыдился, ни богатый не гордился: вот что значит – радоваться! И тот считал себя облагодетельствованным и чувствовал, что он больше пользуется благодеяниями, и эти находили в том свою славу; и все были сильно привязаны друг к другу».

Долго ли держалось в иерусалимской общине такое обобществление имуществ, неизвестно: следы его скоро теряются из истории. Надо полагать, что недолго, ибо в многолюдном христианском обществе это было бы практически трудноосуществимо.

Первые христиане ежедневно посещали иудейское богослужение, совершавшееся в Иерусалимском храме. Здесь нет противоречия, т.к. все храмовое богослужение было основано на идее Мессии, но так как христиане веровали в Мессию уже пришедшего, то у них естественно должно было постепенно выработаться свое богослужение, уже отличное от ветхозаветного иудейского. Начало ему и было положено совершением Таинства Евхаристии.

Число верующих постоянно увеличивалось, о чем Дееписатель говорит: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47).

4. Исцеление ап. Петром хромого от рождения и последовавшие за этим события (Деян. гл. 3,4)

Исцеления хромого от рождения повлекло за собой новое массовое обращение свидетелей этого чуда ко Христу.

Однажды, когда апостолы Петр и Иоанн шли в храм, они обратили внимание на хромого от рождения человека, которому тогда было более сорока лет. Этого человека каждый день приносили к воротам храма, где он просил милостыню.

Посмотрев на него, ап. Петр сказал: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6). Примечательно, что Апостол говорит с полной уверенностью в возможности совершения чуда. Эта уверенность основана несомненно на тех обетованиях, которые дал Господь Своим Апостолам (Мк. 16:18; Лк. 9:1; Ин. 14:12), а вместе с тем и на ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: «что имею».

Апостол совершает чудо Именем Господа Иисуса Христа, удостоверяя сим наглядно, что распятый и умерший Иисус жив и что Он есть «источник исцелений для людей». Для возбуждения еще большей энергии веры в хромом, Апостол берет его за руку и поднимает. Исцеленный пошел не домой, но в храм, чтобы возблагодарить Бога за свое исцеление. Весь народ, собравшийся также на молитву в храм в этот вечерний час, узнав хорошо всем известного хромого, исполнился ужаса и изумления.

Воспользовавшись громадным стечением народа и его изумлением перед совершившимся чудом, святой ап. Петр обратился к нему с речью. Эта речь распадается на две части. В первой части святой ап. Петр указывает народу истинного Виновника совершения этого чуда и цель его совершения, поясняя, что не они, Апостолы, совершили это чудо, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем. Обращаясь к иудеям со словами: «Егоже вы предасте, и отвергостеся его пред лицем Пилатовым, суждшу оному пустити», Апостол, по словам блж. Феофилакта выдвигает против них сразу два обвинения: «одно состоит в том, что Пилат, родом еллин, - человек, не видевший ни одного знамения и не знавший ни одного из пророков, хотел отпустить (Иисуса), а другое в том, что вы, по происхождению иудеи, - народ, воспитанный среди знамений и посвященный в пророчества о Христе, вы не хотели отпустить Его, тогда как хотел этого Пилат».

Во второй части ап. Петр увещевает народ покаяться и обратиться ко Христу, чтобы получить оставление грехов и стать участником в обетованных пророками мессианских благословениях.

Раздраженные проповедью святого Петра священники, начальник стражи при храме и саддукеи схватили Апостолов и заключили их в темницу до утра, ибо наступил уже вечер. На следующий день собрался Синедрион. Тут заняли свои места и отставной первосвященник Анна, или Анан, и Каиафа, осудивший Господа Иисуса Христа, и еще неизвестные в истории Иоанн и Александр, члены рода первосвященнического.

Обвиняемых спрашивали: «какою силою или каким именем», то есть чрез призывание какого имени, они сделали это. Члены Синедриона, конечно, знали, что Апостолы совершили это чудо Именем Иисуса Христа, но им хотелось на собственном признании Апостолов основать обвинение их или в еретичестве и богохульстве, или в мятежнических стремлениях, или, быть может, они рассчитывали, что Апостолы, испугавшись, отрекутся от сделанного ими.

Ап. Петр торжественно и дерзновенно ответил членам Синедриона, что чудо было совершено им именем Господа Иисуса Христа, которого они распяли. Апостол привел им пророчество царя Давида (Пс. 117:22), которое упоминал в отношении Себя и Сам Спаситель (Мф. 21:42), о краеугольном камне, который был отвергнут строителями и который сделался главою угла.

Слова Апостола произвели столь сильное впечатление на членов Синедриона, что те не знали, на что им решиться. Их поразила прежде всего необычайная смелость Петра, с какой он решительно исповедал Христа перед всем Синедрионом и из положения обвиняемого перешел в положение обвинителя, изобличив их в убиении Христа. Посовещавшись, они приняли решение запретить Апостолам проповедь о Господе Иисусе Христе. Ясно, что это было распоряжение людей несколько растерявшихся.

«Какое безумие», говорит об этом свт. Иоанн Златоуст, «зная, что Христос воскрес и имея в этом доказательство Его Божества, они надеялись своими кознями утаить славу Того, Кто не удержан был смертью. Что сравнится с этим безумием? И не удивляйся, что они опять замышляют дело несбыточное. Таково уже свойство злобы: она ни на что не смотрит, но везде бывает в замешательстве».

На слова первосвященников апостолы Петр и Иоанн ответили вопросом: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19).

Страх Синедриона перед народом не дал возможности причинить апостолам какое-либо зло: они были отпущены на свободу. Здесь мы видим очевидную нравственную победу апостолов, но здесь же видны и грозные признаки предстоящих апостолам и всем первым христианам гонений за веру. Ответ апостолов Синедриону дает нам указание, как поступать, когда земные власти требуют от нас чего-либо противного Закону Божьему и совести: ради угождения земным властителям нельзя идти против Закона Божьего и велений совести.

5. История Анании и Сапфиры (Деян. 5:1-11)

Число членов христианской общины, после великого чуда исцеления хромого, увеличилось больше, чем вдвое, и потому Дееписатель счел нужным вновь дать характеристику жизни этого умножившегося общества, дабы показать, что внутреннее его состояние осталось таким же: сохранялось полное единодушие и взаимная братская любовь. Сохранялось и обобществление имущества, в силу чего никто ничего не называл своим.

Примером такого бескорыстия указывается Иосия Кипрянин, прозванный Варнавою, что значит «сын утешения», вероятно за особенный дар утешительной речи. Вероятно, он продал участок земли в Палестине, которыми обычно владели все священники и левиты. Характерно, что Варнава – спутник святого апостола Павла, хорошо известный в истории первохристианства – был левит, то есть из сословия служителей храма, особенно враждебно относившихся к Господу Иисусу Христу.

Полной противоложностью Варнавы является пример Анании и Сапфиры (Деян. 5:1-11), которые, продав имение, утаили из вырученной от продажи цены и лишь некоторую часть принесли в общую кассу к апостолам, сказав, что принесенное ими – все, что было выручено за проданное. В этом поступке выразилось не только их своекорыстие, но и намеренная, сознательная ложь, а главное – фарисейское лицемерие. Они хотели представиться такими же самоотверженными, как и другие, не будучи таковыми. За этот грех и нежелание раскаяться Ананию и Сапфиру постигла смерть. Блж. Иероним Стидонский говорит: «Анания и Сапфира были жертвователи боязливые или, лучше, двоедушные и за то были осуждены, поелику после обета принесли как бы свое, а не Тому принадлежащее, Кому однажды посвятили оное, и удержали у себя часть чужого имения, опасаясь голода, которого не боится истинная вера». Наказаны они были в назидание другим, причем, подчеркивает святой, ап. Петр не просит им наказания, а пророчески возвещает им суд Божий.

В связи с этим случаем говорится, что «великий страх объял всю Церковь». Примечательно, что здесь впервые Дееписатель называет общество первых христиан «Церковью», по-гречески: «Экклисиа».

6. Новое гонение на Апостолов (Деян. 5:12-42)

Для состояния христианского общества, описываемого Дееписателем, характерно множество знамений и чудес, совершавшихся Апостолами «в людях», то есть, по-видимому, среди неверующего народа, для привлечения его к вере во Христа, а также — единодушие между всеми христианами.

Число верующих во Христа, как мужчин, так и женщин, все более и более увеличивалось. Особенно поразительны были чудеса исцелений болящих, причем, как прежде даже одно прикосновение к одежде Христовой давало исцеление, так теперь исцеляла даже тень проходящего Петра.

Громадный успех Апостольской деятельности вызвал новое гонение против Апостолов со стороны иудейских властей. Как раньше они воспылали ненавистью против Господа по зависти, так и теперь, «первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти» (Деян. 5:17). Религиозно-нравственное разложение в этом высшем иудейском обществе было тогда так велико, что нет ничего удивительного в том, что и сам первосвященник принадлежал к саддукейской ереси, отвергавшей существование души и воскресение мертвых. На этот раз с Апостолами поступили более сурово, замышляя даже умертвить их (ст. 33): «заключили их в народную темницу», то есть их заключили, как преступников.

«Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы…» (Деян 5:18,19), т.е. чем сильнее становится преследование новоустрояющейся Церкви, тем явственнее чудесная помощь Божья гонимым. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что это чудо «совершилось и в утешение их (апостолов), и в пользу и назидание тех (иудеев). И смотри, – что бывало при Христе, то совершалось и теперь. Самого совершения чудес Он, конечно, не попускает видеть им (иудеям), а то, из чего они могли бы удостовериться, предоставляет им. Например, при воскресении Своем Он не попустил им видеть, как Он воскрес, потому что они были недостойны видеть воскресение, но показывает это делами Своими. Также и во время претворения воды в вино возлежавшие за столом не видели, потому что были упоены вином, и судить о том Он предоставляет другим. Так именно и здесь. Как были выводимы апостолы, они не видят; а доказательства, которыми могли удостовериться в случившемся, они увидели». Т.е. Господь не просто сохраняет жизнь апостолам, а и об иудеях проявляет заботу, желая и их обращения.

По повелению Ангела, Апостолы сейчас же по освобождении их из темницы, безбоязненно начинают проповедовать открыто в храме. Замечательная смелость и мужество, которые ничем объяснить нельзя, как только укреплявшей естественные силы Апостолов благодатью Святого Духа, делавшей их безбоязненными. Тогда Апостолы были приведены на суд в Синедрион. Разгневанные первосвященники, открыто обвиняемые ап. Петром в убийстве Христа, никак не могли заставить апостолов замолчать и потому решили их убить. Но их злой замысел был предотвращен мудрым советом уважаемого всеми члена Синедриона, фарисея и законоучителя Гамалиила. Он был учителем Апостола Павла (22:3) и, как говорит предание, сделался впоследствии христианином и проповедником Евангелия. Гамалиил стал советовать, прежде чем принять жестокие меры против учеников Христовых, «подумать», то есть быть осмотрительными. Мысль его та, что христианство надо предоставить естественному течению вещей в уверенности, что если оно дело не Божье, то разрушится само собой, «а если от Бога» это дело, то есть если есть воля Божья и благословение Божье на этом деле, то есть на христианстве, то вы «не можете разрушить его», – ибо против всемогущей силы Божьей людям бороться бесполезно, а к тому же таким образом можно впасть в тяжкий грех богоборчества. Надобно, таким образом, по мысли Гамалиила, выждать время, что оно покажет. Заканчивает свой совет Гамалиил угрозой: «берегитесь, чтобы вам не оказаться и Богопротивниками» (Деян. 5:39).

Речь Гамалиила, по внешней форме вполне беспристрастная, произвела на членов Синедриона такое впечатление, что они согласились с нею, но не вполне: они били Апостолов и, снова запретив им проповедовать, отпустили их. О речи Гамалиила свт. Иоанн говорит следующее: «Неопровержимой справедливости слов его они [членя Синедриона] не могли воспротивиться; но, несмотря на то, удовлетворили свою ярость; и, кроме того, опять надеялись таким образом устрашить (апостолов). К большему убеждению их ему способствовало и то, что он го­ворил это в отсутствии апостолов; и сладость его слов, и справедливость говоримого убеждали их. Он почти был для них проповедником евангелия; или лучше сказать, как бы обращается к ним с таким рассуждением: вы убедились, что вы не в силах разорить, — почему же вы не уверовали? Их проповедь так велика, что (получает) свидетельство и от врагов».

Бичевание, перенесенное Апостолами, было первое поругание, которое они претерпели за своего Возлюбленного Учителя, и они с радостью приняли это бесчестие. Несмотря на запрещение, они продолжали проповедовать.

7. Избрание 7 диаконов. Первомученик архидиакон Стефан (Деян. гл. 6,7)

Церковь росла, и чтобы апостолы максимально свое время употребляли на проповедь Слова, для заботы о нуждающихся по предложению апостолов было решено избрать диаконов – особых лиц, семерых (семь – священное число), исполненных Духа Святого, так как Служение бедным не есть служение исключительно телесным потребностям, но и духовным их нуждам. Им нужна и «мудрость», дабы исполнять свое служение мудро, умно, практично, целесообразно. Из них особенно прославился Стефан, вскоре ставший первомучеником за Христа.

Апостольская деятельность и мученическая кончина архидиакона и первомученика Стефана имели такое важное значение в жизни первохристианской Церкви, что Дееписатель повествует о них с большой подробностью. Он характеризует личность Стефана, как мужа, исполненного веры и силы, говоря о нем, что он совершал великие чудеса и знамения в народе. Видимо, среди всех 7-ми диаконов он выделялся обилием Божественных благодатных даров. Он искал везде израильтян, пришедших из чужих стран, чтобы обращать их к вере во Христа, а для этого посещал их синагоги. Проповедуя, Стефан встретил противодействие: с ним вступили в споры. Однако, не будучи в состоянии «противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил», противники Стефана научили некоторых оклеветать его, якобы он произносил хульные слова на Моисея и на Бога. Примечательно, что им удалось возбудить народ, который до сих пор был так расположен к Апостолам и христианам вообще. Как при судебном обвинении Самого Господа, так и тут народ легкомысленно поверил этой клевете.

Стефан был схвачен и приведен на суд в Синедрион, который, как видно, очень быстро собрался на чрезвычайное заседание. Как при суде над Господом, так и тут были представлены ложные свидетели, извращавшие слова Стефана.

В ответ на обвинение Стефан произнес длинную защитительную речь (Деян. 7:1-56), в которой сделал краткий обзор истории еврейского народа от Авраама до Соломона и в заключение произнес ряд обличительных слов против своих неправедных судей. Главная цель этой речи – обратить против еврейского народа предъявленное ему обвинение в нечестии.

В конце своей речи Стефан, объятый Духом Святым, возводит очи свои к небу и видит «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога», о чем сейчас же и говорит вслух, как смелый исповедник, называя Иисуса тем именем, которое Он Сам любил употреблять, – «Сыном Человеческим», в согласии с общеизвестным пророчеством Даниила 7:13-14. «Он сказал это с тем, – говорит свт. Иоанн, – чтобы обратить их. Так как он сказал только о смерти (Христовой), а о воскресении не сказал ничего, то теперь благовременно присовокупляет учение и об этом предмете».

Это довело ярость присутствующих до последней степени. Они увидели в этом Богохульство, и, затыкая уши свои, чтобы не слушать его, устремились на исповедника и, выведя за город, стали побивать его камнями.

Убийство архидиакона Стефана было своеволием возмущенных фанатиков, так как мы не видим, чтобы Синедрионом формально был произнесен смертный приговор, на который требовалось к тому же утверждение римских властей. Синедрион, однако, несомненно сочувствовал этому и наверное даже подстрекал фанатиков.

Побиваемый Стефан вознес Богу двоякую молитву – о себе и о своих убийцах (те же молитвы, которые принес Своему Небесному Отцу и Распятый Христос на Кресте) и «почил» (т.е. кончину первомученика Дееписатель сравнивает с отходом ко сну). То, что Стефан молится о своих мучителях, показывает, что он сожалел о них и не испытывал гнев. В этом, говорит свт. Иоанн, мы должны подражать ему в свое жизни. «Дерзновение – это добродетель, а гнев – порок, – говорит святитель. – Итак, мы, если хотим иметь дерзновение, должны быть чистыми от гнева, чтобы кто-нибудь не приписал ему слов (наших). Если ты говоришь и правду, но с гневом, то все погубил, будешь ли ты обличать, или вразумлять, или делать что-нибудь другое».

Убийство Стефана стало началом великого гонения на христиан в Иерусалиме со стороны иудеев. В числе фанатичных гонителей был и Савл – будущий апостол Павел.

8. Обращение гонителя Савла (Деян. 9:1-25)

Начало проповеди Евангелия за пределами чистого иудейства было положено распространением христианства в Самарии[1]. Вскоре, по промыслу Божьему, предстояло еще большее расширение области евангельской проповеди перенесением ее в мир языческий. Для этой цели Господь избирает Себе благопотребный сосуд в лице Своего злейшего врага Савла, который становится великим Апостолом языков Павлом.

Это тот самый Савл, который принимал деятельное участие в убиении первомученика архидиакона Стефана и в начавшемся после того великом гонении на Церковь в Иерусалиме (Деян. 8:1-3). Не довольствуясь Иерусалимом, он решил перенести свои злобные преследования христиан и за пределы столицы иудейского мира. Он выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там получить полномочия на преследования христиан. Душевное состояние Савла было таково, что, по человеческим соображениям, исключало всякую возможность какой-либо перемены в нем.

С таким настроением он шел в Дамаск – древний главный город Сирии, находившийся в 200 верстах к северо-востоку от Иерусалима. Иерусалимский Синедрион считал всех евреев во всех странах мира подлежащими его судебной власти в делах веры, а потому Савл, имея письма от первосвященника, мог приводить христиан в Иерусалим для предания их суду синедриона, как богохульников и вероотступников.

Благодать Божья произвела, однако, решительный переворот в этом злобном настроении Савла. Когда он уже приближался к Дамаску, его осиял свет с неба, столь яркий и ослепительный, что своей неожиданностью поверг его на землю. Дееписатель не говорит прямо, что в сиянии этого света Савл увидел небесный образ Самого Иисуса Христа, но дальнейшие черты повествования подтверждают это, да и сам Апостол Павел свидетельствует в 1Кор 9:1 и 15:8, что в свете, осиявшем его, он видел Господа.

Потрясенный этим Савл упал и, уже не видя ничего, услышал только голос, говоривший ему: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?». Савл настолько был неподготовлен к этому чудесному явлению, что спросил: «кто Ты, Господи?». Господь прямо называет Свое Имя и добавляет: — «трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:4,5).

Савл, приведенный происшедшим в ужас и трепет, смиренно признает Явившегося своим Господом, а себя Его рабом, и спрашивает: «что повелишь мне делать?». Господь повелел ему идти в Дамаск, где будет сказано, что ему надобно делать. Первосвященник и Синедрион, видимо, дали Савлу проводников и помощников, которые и явились свидетелями этого чрезвычайного события, хотя никого не видели, а только слышали голос. От осиявшего его света Савл ослеп: это было отчасти и наказанием гонителю, отчасти символическим означением того, что он с открытыми глазами был слеп в отношении к истине Христова учения. После того, как спутники за руку привели его, ослепшего, в Дамаск, в глубоком покаянном чувстве он три дня не ел и не пил.

По повелению Божию христианин Анания, который по Преданию был епископом Дамасским, пришел к Савлу и возложил на него руки, благодаря чему Савл прозрел и исполнился Духа Святого. Это было чрезвычайное чудо особой милости Божией над Савлом: как и впоследствии сотник Корнилий, он сподобился благодати Духа Святого еще до Крещения, и низвел эту благодать на него ученик, не принадлежавший к числу 12-ти Апостолов. «Так все касающееся Павла, – отмечает свт. Иоанн Златоуст, – было нечеловеческим и совершалось не чрез человека, но сам Бог был совершителем этого».

Затем Савл крестился, без сомнения, от рук того же Анании. «И, приняв пищи, укрепился, – ибо он изнемог, – говорит Златоуст, – от путешествия, от страха, от поста и от скорби».

Пламенный дух Савла не терпел медлительности, и он, сделавшись христианином, с такой же ревностью, с какой прежде гнал христиан, стал проповедовать христианство по синагогам. Основным пунктом его проповеди было то, что Иисус есть Сын Божий. Все слышавшие дивились этой необыкновенной перемене, происшедшей с Савлом. Савл же «более и более укреплялся», вероятно, уже по возвращении из Аравии, где он, по-видимому, в тишине и уединении предавался изучению Священного Писания, уже с христианской точки зрения, озаряемый Духом Святым.

Теперь он доказывал, на основании Священного Писания, что Иисус есть Христос, то есть ожидаемый иудеями Мессия. Сила этих его доказательств была столь велика, что он приводил иудеев в замешательство. Невозможность опровергнуть доводы Савла возбудила в них такую ненависть к нему, что они решили его убить и для этого день и ночь стерегли ворота, ожидая, когда он выйдет из города, чтобы на пути исполнить свой злой замысел, без свидетелей.

9. Обращение ко Христу Корнилия сотника и распространение христианства вне Палестины (Деян. 10:1-48,11:19-21)

Первым городом, в котором совершилось обращение язычников ко Христу, была известная уже нам Кесария Палестинская – город, бывший резиденцией римского прокуратора, в котором находился поэтому гарнизон из коренных римлян. В этом полку был сотник по имени Корнилий. Из дальнейшего повествования видно, что был он даже не прозелитом, а обыкновенным язычником, отличавшимся только доброй религиозно-нравственной настроенностью. К обращению первого язычника, был призван первоверховный Апостол Петр.

Корнилий сознал ложь язычества и чтил истинного Бога. Свое богопочтение он выражал добрыми делами, и в добрых правилах веры и жизни держал весь свой дом. Из 30 ст. видно, что Корнилий даже соблюдал часы молитвы, принятые у иудеев. И вот во время молитвы ему явился Ангел, который повелел ему послать в Иоппию за Симоном, называемым Петром: «он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян.10:6). Корнилий тотчас же исполнил повеление Ангела, послав в Иоппию двух своих слуг и благочестиво настроенного воина, рассказав им все для того, чтобы они могли побудить Петра придти к нему. Как раз во время их прихода – около 6-го часа Петр взошел, по обычаю, на плоскую кровлю дома помолиться. Там он почувствовал голод, и на него напало «исступление», по-гречески «экстасис» — такое состояние, когда человек бывает как бы вне себя.

В таком состоянии Петр увидел «отверстое небо» и из него опускающееся как бы большое полотно, привязанное за четыре угла вверху в отверстом небе. В этом полотне Петр увидел всевозможных животных – четвероногих, пресмыкающихся и птиц.

«И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь». В полотне были всякие животные – и чистые и нечистые. Голос с неба как бы предлагал Петру вкусить любого животного, не делая различия. Апостол возразил: «Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». На это голос отвечал ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:15).

Смысл и цель всего видения таковы: все эти животные символически обозначали собой все человечество; чистые животные обозначали избранный народ Божий – евреев, а нечистые – язычников, которых Бог очистил крестной смертью Христа-Искупителя, а потому в новом Царстве Божием на земле – Царстве Мессии или Церкви Христовой, нет и не должно быть различия между иудеями и язычниками – все одинаково очищены честной Кровью Агнца Божия Христа, и все одинаково достойны вступить в Его Царство.

Этим видением открывается новая эпоха в истории первохристианской Церкви – эпоха призвания язычества в христианство без посредства иудейства.

Видение это повторялось трижды, в знак его непреложности, а затем за Петром пришли посланные сотником Корнилием. Когда они вместе с ап. Петром прибыли в Кесарию, их дожидался уже Корнилий, собравший в своем доме более-менее значительное общество язычников, готовых уверовать во Христа.

Корнилий рассказал ап. Петру о бывшем ему видении. Тогда Петр начал свою проповедь о Христе.

В речи Петра ясно различаются три составных части:

1) вступительное изречение о принятии в Царство Божие людей добродетельных и набожных из всех народов без различия (ст. 34-35);

2) краткое изображение деятельности Иисуса Христа до Его смерти (36-39) и по воскресении (40-42);

3) ссылка на пророческие изречения о спасении всех во Христе (43).

Речь святого Петра внезапно была прервана поразительным и неожиданным для всех явлением: Дух Святой сошел на всех слушавших. Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Святой сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их и без всякого видимого посредства — обычного возложения апостольских рук. Это было особенным знамением от Бога для вразумления тех иудеев, которые считали язычников нечистыми и недостойными быть членами Царства Мессии, по крайней мере, без предварительного принятия иудейства. Больше подобного чрезвычайного дарования Духа Святого в истории христианства мы не встречаем.

«Верующие из обрезанных, пришедшие с Петром изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деян. 10:45) – факт сошествия Духа Святого был несомненен, ибо явления, сопровождавшие его, были те же, что в день Пятидесятницы. Тогда Петр, правильно понявший значение этого знамения, сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Деян. 10:47). По крещении их, святой Петр, по их просьбе, пробыл у них еще несколько дней, конечно, наставляя и утверждая их в вере христианской. По церковному преданию, Корнилий потом был епископом в Кесарии, проповедовал Христа в разных странах и окончил свою жизнь мученической смертью.

«Гонение не мало принесло пользы проповеди евангельской, – говорит святой Иоанн Златоуст, – если бы враги старались нарочито распространить Церковь, то сделали бы не что иное, как это: разумею рассеяние учителей». Рассеявшиеся в результате гонения христиане в начале никому не проповедовали евангельского учения, кроме Иудеев, живших за пределами Палестины в Финикии, на о. Кипре и в Антиохии. Но потом, возможно после того, как распространилась повсюду весть об обращении сотника Корнилия, стали благовествовать в Антиохии и «эллинам», то есть язычникам. «И великое число, уверовав, обратилось к Господу».

Дееписатель подчеркивает особенный успех евангельской проповеди среди антиохийцев: «И была рука Господня с ними». И действительно, Антиохия стала одним из крупнейших центров христианства в древности. В апостольский век Антиохия была как бы метрополией всех церквей, основанных Апостолами среди языческих народностей.

10. Гонение на Церковь со стороны Ирода Агриппы (Деян. 12:1-23)

Рядом с преследованием со стороны иудеев христиане подверглись гонениям и со стороны таких лиц, которые не имели прямых поводов враждовать против христиан, а делали это по каким-либо расчетам. Таково было гонение Ирода Агриппы, последнего царя Иудейского.

Достигнув царского престола всеми происками и подкупами у римского сената, Ирод старался угодить и партии национальной — иудейской, и, заметив, что иудеи особенно враждебно относятся к христианам, он перед праздником Пасхи повелел схватить нескольких представителей Христианской Церкви и из них обезглавил Иакова Заведеева, а Петра заключил в темницу, рассчитывая казнить его после праздника. Но по молитвам Церкви, Бог спас апостола от угрожающей ему смерти для блага Церкви и послал ангела-избавителя, который в самую ночь, предшествующую казни, чудесно освободил узника от оков и вывел из темницы, несмотря на многочисленную стражу. Петр, заявив Церкви о своем спасении, удалился из Иерусалима. Стража, не сохранившая Петра, по повелению Ирода была казнена. А вскоре и сам Ирод, по воле Божией, был поражен тяжелой болезнью.

Рассказ дееписателя о гонении Ирода на Церковь Христову показывает нам:

а) как часто причинами гонений на христиан были личные расчеты правителей и угождение страстям;

б) как часто злоба людей не может осуществиться, если на то нет попущения Бога;

в) как молитвы Церкви спасают людей от величайших опасностей и от самой смерти и, наконец,

г) как грозный суд Божий поражает превозносящихся своею силою и величием в те самые минуты, когда они находятся на верху блеска и славы.

На вопрос о том, почему Бог попускает иудеям убить ап. Иакова, свт. Иоанн отвечает так: «ради них же самих: во-первых, чтобы убедить их, что (верующие), и, будучи убиваемы, побеждают, как было со Стефаном; во-вторых, чтобы дать им насытить ярость свою и потом удержаться от неистовства; в-третьих, чтобы показать, что это происходило по Его попущению… Это происходило от гнева и от страха. “Убил, — говорит (писатель), — Иакова, брата Иоаннова, мечом”. Видишь ли мужество их (апостолов)? Чтобы кто-нибудь не говорил, будто они потому смело и бесстрашно идут на смерть, что Бог избавляет их от нее, для этого Он попускает им быть убиваемыми, и осо­бенно верховным, научая тем самих убивающих, что даже и это не останавливает их и не препятствует им».

11. Общее обозрение путешествий святого апостола Павла (Деян. гл. 13-28)

Избранный Самим Господом во Апостолы языков, Савл довольно долго готовился к делу апостольства и выступил на поприще проповеди не сразу. После частных попыток свидетельствовать о Христе в Дамаске и Иерусалиме, он должен был удалиться на свою родину в Тарс, откуда был призван Варнаваю около 43 года на дело проповеди в Антиохию. Отсюда он начал свои великие апостольские путешествия, сначала вместе с Варнавой, в качестве его сотрудника, а потом и самостоятельно, с сотрудниками из своих учеников.

Первое апостольское путешествие начато было Варнавой и Савлом по указанию Святого Духа (Деян.13:1-4) после возвращения из Иерусалима с милостыней для Церкви Иерусалимской по случаю голода, постигшего Палестину в 44 году, при императоре Клавдии (Деян.11:30).

В сопровождении племянника Варнавы – Иоанна Марка апостолы отправились на о. Кипр, родину Варнавы, прошли весь остров до Пафа, где Савл, называющийся с этого времени Павлом, обратил проконсула Сергия Павла, поразив слепотою волхва Вариисуса.

С Кипра апостолы переправились в Пергию, в Малой Азии, прошли Памфилию, Писидию и Ликаонию и дошли до Дервии. Во всех городах они подвергались за проповедь о Христе гонению от иудеев и переносили благовестие к язычникам. Возвращаясь из Дервии тем же путем через Писидию и Памфилию, они дошли до Аттлии и отсюда воротились в Антиохию. Это было первое апостольское путешествие Павла (45-48 гг.). Из Антиохии апостолы вскоре должны были отправиться в Иерусалим на собор Апостольский, для решения возникшего в Антиохии вопроса об освобождении христиан из язычников от ига Церкви Иерусалимской и с положительным решением собора в пользу обращения из язычников. После этого было предположено второе апостольское путешествие с целью обозрения и утверждения основанных уже церквей. Но разойдясь с Варнавою, по случаю несогласия взять в сотрудничество Иоанна Марка, оставившего апостолов на половине первого их путешествия, Павел остался в малой Азии, а Варнава отправился на Кипр.

Павел в сопровождении Силы пошел в Сирию и Киликию, посетил Ликаонию, прошел Фригию и Галатию и дошел до Троады. Во Фригии он взял с собою Тимофея, в Троаде Луку. С ними он переправился в Европу и положил основание Церкви в Филиппах и Македонии, подвергаясь здесь темничному заключению за исцеление бесноватой и, освобожденный из темницы, отправился в Фессалонику, но, преследуемый везде иудеями дошел до Афин, где перед лицом самого Ареопага проповедовал неведомого Бога. Отправив отсюда Тимофея в Фессалоники для утверждения в вере тамошних христиан, Апостол сам основал свое пребывание в Коринфе, но по случаю возмущения иудеев принужден был вскоре оставить этот город и отправиться в Иерусалим. На пути он посетил Эфес и Кесарию и из Иерусалима возвратился в Антиохию.

Таким образом, это путешествие продолжалось три года (49-52 гг.). После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие и посетил Фригию и Галатию, основал свое пребывание в Эфесе, где два года учил в училище Тирана.

Из Эфеса апостол направил свой путь в Македонию, посетил основанные им там церкви, провел три месяца в Элладе и через Македонию же решил возвратиться в Сирию. Высадившись в Троаде, где он воскресил убившегося до смерти отрока Евтиха, прошел частью пешком, частью морем берега Малой Азии до Милета.

В Милете он простился с эфесскими пастырями и отсюда приплыл в Сирию, на пути посетил Тир, Птолемиаду и Кесарию и сухим путем дошел до Иерусалима. Здесь вследствие мятежа, поднятого малоазийскими иудеями за мнимое осквернение храма, Павел был взят под стражу римским тысяченачальником, и им же вскоре препровожден в Кесарию для избавления от иудеев.

В Кесарии два года он был в заключении у проконсула Феликса и, не получив защиты и свободы ни от него, ни от его преемника Феста, потребовал суда кесарева, почему и был отправлен в Рим вместе с другими узниками, успев перед отправлением свидетельствовать истину Евангелия перед Иродом Агриппой II.

На пути в Рим после опасного плавания по Адриатическому морю потерпел кораблекрушение у о. Мальты. На этом острове Павел привлек к себе внимание и возбудил веру жителей и собственным чудесным спасением от змеи и исцелением больных и отправлен был в Италию с другими узниками на новом корабле. Пробыл недолго в Сиракузах и потом в прибрежных городах Италии в Регии и Путеолах, Павел отправлен был в Рим пешком, куда, наконец, и прибыл в 61 году. Двухлетним пребыванием Апостола в Риме кончается его путешествие и им заканчивается книга Деяний Апостольских.

Таким образом, в первое путешествие апостола положило начало церквам на о. Кипре и в некоторых областях Малой Азии, Памфилии, Писидии и Ликаонии. Проповедь апостольская предполагалась сначала иудеям и прозелитам; язычники же принявшие слово Евангелия, по всей вероятности, были сначала обрезываемы или лучше обращаемы в прозелитов иудейства и потом уже крестились во имя Иисуса Христа. Но Варнава и Савл восстали против такого подчинения христиан закону Моисееву и побудили церковь антиохийскую просить решения этого вопроса на Соборе Церкви Иерусалимской, куда и отправлены были Варнава и Савл. Во второе путешествие, совершенное Апостолом в Малой Азии и простертое по Македонии и Ахаии, Павел уже проповедовал язычникам свободу от ига Моисеева, но твердо держась повеления Божия, во всех городах начинал свою проповедь с синагог к иудеям и только тогда, когда они отвергали ее, переносил слово к язычникам; тем не менее от тех же иудеев он был всегда преследуем.

Третье путешествие имело целью утверждение в вере прежних церквей, основанных как в Азии, так и в Европе и, закончившись заключением апостола под стражу, привело в Рим, где и оканчивается последовательная история апостольской проповеди. И в Риме, как и везде, апостол начинает свою проповедь с иудеев и вследствие ожесточения их переносит ее к язычникам. Но здесь он является уже не иудейским, а римским узником и безбоязненно может проповедовать Христа даже перед домочадцами кесаря.

12. Апостольский Собор (Деян.15:1-35)

Распространение Евангелия между язычниками встретило возражение и сопротивление со стороны христиан из иудеев, которые, почитая ветхозаветное домостроительство вечным, думали, что оно служило единственным и лучшим путем ко вступлению в царство Мессии. Встретило оно недоумением и среди апостолов и проповедников Евангелия, которые не решались отвергнуть Ветхий Завет и открыть свободный путь для язычников к царству благодати, признав несостоятельными для оправдания те средства, которые доселе считались необходимыми для вступления в Царство Божие, то есть отвергнув необходимость обрезания и исполнения закона Моисеева. Начавшись в Антиохи, спор о необходимости обрезания и исполнения закона Моисеева и для язычников, вступающих в Церковь, перенесен на суд Церкви Иерусалимской, куда посланы были Павел и Варнава.

Собор апостолов и пресвитеров в Иерусалиме открылся, примерно, в 50 году. Вопрос, подлежавший решению, в сущности был таков: Закон или Евангелие? Моисей или Христос? Благодать или дела закона? Евангельская свобода или иго законное? Считать обрядовый закон обязательным в христианстве – значило считать недостаточной искупительную силу закона Христова. Если бы воззрение иудействующих одержало верх, христианству грозила бы опасность превратиться в иудейство. Вот почему Апостол Павел до конца дней своих решительно боролся с этим заблуждением, и все его послания проникнуты мыслью, что человек оправдывается лишь верой во Христа, а не делами закона. Эту мысль его извратили протестанты и сектанты, уча о ненужности добрых дел для спасения, хотя Апостол Павел и не думал этого утверждать, а доказывал только ненужность обрядового закона в христианстве: под «делами закона» ясно разумеются обрядовые предписания Моисеева закона, а вовсе не добрые дела.

После предварительных долгих споров и прений на соборе, взял слово святой Апостол Петр, который дал руководящую нить к решению вопроса: он напомнил всем известное событие о чудесном обращении через него ко Христу сотника Корнилия, получившего чрезвычайным образом Духа Святого и сделал вывод из него в приложении к рассматриваемому вопросу: так как Сердцеведец Бог, Который не может обмануться в суждении о способности язычников к достижению ими спасения о Христе, не положил никакого различия между христианами из иудеев и христианами из язычников, то «что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян. 15:10). Характеризуя так обрядовые уложения ветхозаветного закона, Апостол этим указывает, что само по себе соблюдение их не оправдывает человека перед Богом и поэтому они, следовательно, лишние в христианстве. «Мы веруем», закончил свою речь Апостол, «что только благодатью Господа Иисуса Христа спасемся» (Деян. 15:11). Эти мысли подробно раскрывает также святой Апостол Павел в своих посланиях к Галатам, к Римлянам, к Коринфянам. Варнава и Павел в подтверждение речи ап. Петра рассказали о многих чудесах и знамениях, совершенных Богом через них среди язычников. Наконец, председатель собора апостол Иаков от лица всех заключил рассуждение предположением не затруднять обращающихся к Богу язычников исполнением закона обрядового, а только требовать от них воздержания от осквернения идолами, блуда, удавленины и крови.

Это предложение, одобренное всеми присутствующими, изложенное в особом послании собора, как изволение Духа Святого и определение соборное, через нарочно избранных мужей – Иуду, Варнаву и Силу вместе с Павлом и Варнаваю сообщено Церкви Антиохийской и другим Церквам из язычников письменно, и посланными мужами подтверждено устно, и сделалось правилом Церкви на все времена.

Рассказ о соборе Апостольском решает очень много важных вопросов для жизни Церкви на все времена. Апостолы собираются для решения тех вопросов, которые не могли быть решены авторитетом частной церкви или отдельного пастыря; и прежде всего решают вопрос, имеющий важное значение для всей церкви на все времена, по отношению к принятию язычников в Церковь без обязательства с их стороны исполнить закон Моисеев, хотя примеры такого обращения язычников уже были в Церкви и апостолы, как видно, уже допускали в Церковь эллинов, не требуя от них обрезания, ни исполнения закона Моисеева. Апостолы решают вопросы и пишут определения изволения Духа Святого и с утверждения всей Церкви, хотя могли бы в силу данной им власти и сами решать эти вопросы.

Предлагая христианам правила поведения, апостолы представляют совершенную свободу от национальных, местных и тому подобных узаконений, которые могли бы иметь силу только для известного времени, места, народа.

На первом христианском (апостольском) соборе уже проявилась вся мощь и характер христианской религии. Дух Святой, вечно живущий в Церкви Христовой, действует и управляет ею и направляет жизнь ее ко благу человечества, среди которого основана Церковь. Свт. Кирилл Иерусалимский упоминает Апостольский Собор в своих огласительных поучениях, раскрывая учение о Святом Духе: «Сей Дух Святый вместе со Отцем и Сыном, постановив во вселенской Церкви Новый Завет, освободил нас от тяжкого законного бремени: я разумею здесь постановления о чистой и нечистой пище, о субботе и новомесячии, о обрезании, о кроплениях и жертвах; ибо все оные, будучи даны на время, имели “сень грядущих благ” (Евр. 10:1); при явлении самой вещи по справедливости, оставлены… Апостолы написанным посланием освободили всю вселенную от всего законного и прообразовательного. Впрочем они не присвояли себе право располагать столь важным делом, но в написанном Послании исповедуют: “изволися Духу Святому и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нужных сих: огребатися от идоложертвенных, и крове, и удавленины и блуда” (Деян. 15:28-29). Коим писанием ясно показали, что хотя оно писано было Апостолами – человеками, но действием Духа сделалось оно законом для вселенной».

Здесь уже сказалась всеобъемлющая сила любви Христовой, стремящаяся обнять все человечество и привлечь всех и все к Богу. В то время, как закон и уставы Ветхого Завета устанавливали крепкую ограду вокруг иудейства, чтобы ни общение с иноплеменниками и язычниками, ни свобода действий в недрах своей земли и народа не ввели избранный народ в опасность соблазна, не дали поводов иудеям развратиться, затеряться среди народов, смешаться с ними и потерять свою религию, национальность, Новый Завет смело снимает эти преграды, разрывает узы закона и не боится потерять чистоту своих убеждений, святость своих стремлений и удалиться от высоты своего назначения.

Освобождая верующих, обратившихся из язычества к христианству, от ига Моисеева закона, Апостольский собор в тоже время требует от них воздержания от таких предметов, которые не считались предосудительными в язычестве, но были нетерпимы иудеями и противоречили основаниям любви к Богу и к ближнему. Эти предметы – принесение жертвы идолам, как выражение почитания их за богов, употребление крови, запрещенное еще заповедью Божиею, данное Ною. Запрещение блуда понятно само собой. Но этими запрещениями язычники ставились вне всякого подозрения в сохранении нечистых языческих обычаев, и, следовательно, могли вступать в общение с природными евреями.

Замечательна формула, которую поставляет собор Апостольский в основание и для характеристики своих определений и которую последующие соборы, истинные и еретические даже, принимают также как главное основание своего авторитета. Вот эта формула: «изволися Духу Святому и нам». Итак, не простое большинство голосов и вообще не человеческий голос решает и определяет дела в Церкви Христовой. Апостолы, как потом отцы Церкви, чувствуют и убеждены, что в них и через них действует и говорит тот присноживущий Дух истины, которого обетовал Спаситель ученикам и Который сошел на них, чтобы быть с ними во век.

При этом дается свобода, и собственному личному, чисто человеческому действию ума и воли. Определение составляется и высказывается по долгом рассуждении и после рассказов Петра, Павла, и Варнавы, а может быть, и других об обращении язычников ко Христу, о чудесах, совершившееся среди них. Поэтому-то и говорится не просто: «Изволися Духу Святому», а «Изволися Духу Святому и нам».

Проверочные вопросы:

  1. С какой целью ев. Лука написал Книгу Деяний апостольских?
  2. Какие перемены произошли с апостолами в результате сошествия на них Святого Духа?
  3. Почему Пятидесятница называется днем рождения Церкви?
  4. Как жила первая христианская община?
  5. Почему апп. Иоанна и Петра заключили в темницу после того, как они исцелили хромого от рождения человека?
  6. Как повели себя апостолы на допросе перед Синедрионом? Чем он закончился?
  7. Как повлияло на народ чудо исцеления хромого?
  8. За что были умерщвлены Анания и Сапфира?
  9. Приведите пример чудесной Божией помощи апостолам во время гонения на них со стороны иудейских властей.
  10. С какой целью были избраны диаконы?
  11. Расскажите о мученической конине архидиакона Стефана.
  12. Как произошло обращение будущего ап. Павла?
  13. Расскажите о миссионерских трудах ап. Павла.
  14. Как началось распространение христианства среди язычников? Расскажите об обращении ко Христу Корнилия сотника.
  15. Расскажите о гонениях со стороны Ирода Агриппы.
  16. Какой вопрос решался на Апостольском Соборе? В чем его значение и важность?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Великий (Двоеслов), свт. Сорок бесед на Евангелия. (См.: Беседа 30). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/besedy-na-evangeliya/30  (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_55/7 (дата обращения: 04.11.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-dejanija-svjatykh-apostolov/2 (дата обращения: 04.11.2016).
  4. Иероним Стридонский, блж. Письма. (См.: Письмо 106). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma-87-117/#0_20 (дата обращения: 04.11.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Книга деяний св. апостолов. Руководство к изучению. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/averkiy-taushev-arhiepiskop/book/73737-kniga-deyaniy-sv-apostolov-rukovodstvo-k-izucheniyu/ (дата обращения: 02.11.2016).
  3. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для студентов 3 класса Московской Духовной Семинарии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-novogo-zaveta-dejanija-svjatyh-apostolov-sobornye-poslanija/ (дата обращения: 02.11.2016).

Дополнительная литература:

  1. Никольский Н., свящ. Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/days/p-svyatoj-apostol-pavel-ego-zhizn-i-deyatelnost (дата обращения: 04.11.2016).
  2. Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/sbornik-statej-po-istolkovatelnomu-i-nazidatelnomu-chteniju-dejanij-svjatykh-apostolov/ (дата обращения: 02.11.2016).
  3. Христич Г., иер. Миссионерские путешествия апостола Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.orthodox-institute.ru/missionerskie-puteshestviya-apostola-pavla/ (дата обращения: 04.11.2016).

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 



[1] См. Кн. Деяний гл. 8.