22. Воскресение Христово. Явление Воскресшего Господа ученикам. Вознесение

Цель занятия – рассмотреть Воскресение Христово, явления Воскресшего Господа ученикам и Его Вознесение.

Задачи:

  1. Рассмотреть евангельское повествование о Воскресении Христовом и о явлении Его женам-мироносицам.
  2. Рассмотреть явления Христа ученикам в течение 40 дней после Воскресения.
  3. Рассмотреть Вознесение Господне.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить из курса «Катехизиса» православное учение о Воскресении и Вознесении Господнем.
  2. Познакомить слушателей содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Великий (Двоеслов), свт. Сорок бесед на Евангелия. (См.: Беседы 23,25,26). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/besedy-na-evangeliya/25 (дата обращения: 27.10.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 90). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/90 (дата обращения: 27.10.2016). // Он же. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. (См.: Беседа 86-88). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/86 (дата обращения: 28.10.2016).
  3. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 20). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/20 (дата обращения: 27.10.2016).
  4. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: кн. 12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/12 (дата обращения: 27.10.2016).
  5. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 21). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/21     (дата обращения: 28.10.2016). // Он же. Толкование на Евангелие от Луки. (См.: гл. 24). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/24 (дата обращения: 28.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Ключевые понятия:

  • Воскресение Христово;
  • Мироносицы;
  • Сионская горница;
  • Вознесение Господне.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что предприняли первосвященники и старейшины узнав от стражи о явленных ей чудесах? Как их действия обличают их самих?
  2. С какой целью жены следовали ко Гробу воскресным утром?
  3. Почему Господь запрещает Марии Магдалине прикасаться к Нему?
  4. Какой была реакция апостолов Иоанна и Петра, когда они пришли ко Гробу Господню?
  5. Когда Лука и Клеопа узнали в путнике, шествовавшем с ними в Эммаус, Христа? Почему это не произошло сразу?
  6. Как произошло явление Христа апостолам вечером в день Воскресения? О чем Господь говорил со Своими учениками?
  7. Какова разница между сообщением Святого Духа ученикам в Сионской горнице Господом Иисусом Христом и Сошествием Святого Духа в День Пятидесятницы?
  8. Расскажите об уверении Фомы, произошедшем через восемь дней после Воскресения.
  9. Означает ли наличие язв на Теле Христа, что и у наших тел после воскресения из мертвых будут какие-либо признаки тления и несовершенства? Какое значение имели и имеют раны на Теле Воскресшего Господа?
  10. Какой диалог состоялся между Господом и ап. Петром во время явления Христа ученикам на Тивериадском озере?
  11. Какое повеление дал Господь Своим ученикам во время Его явления на горе в Галилее?
  12. Расскажите о Вознесении Господнем.

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Воскресение Христово. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела (Мф. 28:1-15; Мк. 16:1-8; Лк. 24:1-12 и Ин. 20:1-10)

2. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам (Ин. 20:11-18; Мк. 16:9-11; Мф. 28:9-10)

3. Явление двум ученикам на пути в Эммаус (Лк. 24:13-35 и Мк. 16:12)

4. Явление десяти апостолам в день Воскресения (Мк. 16:14; Лк. 24:36-45 и Ин. 20:19-23)

5. Явление одиннадцати апостолам в Сионской горнице (Ин. 20:24-31)

6. Явление апостолам на Тивериадском озере (Ин. 21:1-24)

7. Явление ученикам на горе в Галилее (Мф. 28:16-20; Мк. 16:15-18 и Лк. 24:46-49)

8. Вознесение Господне (Лк. 24:49-53, Мк. 16:19-20 и Деян. 1 гл.)

1. Воскресение Христово. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела (Мф. 28:1-15; Мк. 16:1-8; Лк. 24:1-12 и Ин. 20:1-10)

Победа иудейских вождей была призрачной: ни печать Синедриона, ни его стража не могли удержать в гробе Победителя смерти. На третий день по распятии Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Воины охраняли уже пустую пещеру, когда случилось сильное землетрясение и Ангел Господень отвалил камень от двери гроба. Вид ангела, который «был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28:3) испугал стражу, так что они не решались даже пошевелиться. Придя в себя, воины убежали из сада и поспешили в Иерусалим к членам Синедриона, которые, подкупив стражу, заставили их молчать обо всем увиденном и вместо этого рассказывать, что ученики Христа украли Его Тело, когда воины спали (Мф. 28:11-15). Снова первосвященники и старейшины, прибегая ко лжи сами изобличают себя в ней. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «борясь против истины, они хотели везде распространить эту молву; но тем самым, чем старались помрачить ее, против воли способствовали ее воссиянию. Самые слова их: яко ученицы украдоша подтверждают воскресение. Они согласны, что тела там не было. Если же они сознаются, что тела там не было, а лживость и невероятность похищения доказывается присутствием стражи при гробе, знамениями и боязливостью учеников, то отсюда открывается непреложное доказательство воскресения».

Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что бесценное Тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению, и им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, на первый день недели, уже на рассвете поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Возлюбленному Учителю. Во главе этих глубоко преданных Господу женщин, вошедших в историю с именем «жен-мироносиц», как свидетельствуют об этом все четыре Евангелиста, была Мария Магдалина: за ней следовала «другая Мария», или Мария Иаковлева, Саломия и другие жены, последовавшие Господу от Галилеи (Лк. 23:55). Это был целый сонм жен, из которых одни шли быстро, почти бежали быть может, другие шли медленнее, не с такой большой поспешностью. Нет ничего удивительного поэтому, что и время их прихода ко гробу у Евангелистов определяется различно, чем, на первый взгляд, и создается впечатление как бы некоторого противоречия между ними, которого, в действительности, нет.

Кто эта «другая Мария», о которой дважды так выражается св. Матфей, повествуя о погребении Господа (27:61), а затем – о воскресении (28:1). По древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была сама Божия Матерь. Почему же этого не сказано с полной определенностью? Как объясняет Синаксарий, «да не сомнилося бы (чтобы не показалось сомнительным) воскресение за еже к матери присвоения (из-за того, что свидетельство о таковом величайшем событии присвоено матери), евангелисты глаголют: первее явися Магдалини Марии (Мк. 16:9), она же и на камени Ангела виде... и просто рещи различно еже на гроб жен прихождение бысть, в них же бе и Богородица, та бо есть Юже Иосиеву глаголет Марию Евангелие, Иосифов же бе сын сей Иосия». Саломия была матерью «сынов Зеведеевых» — апостолов Иакова и Иоанна. Иоанна, упоминаемая св. Лукой (24:10), была жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются, но св. Лука ясно говорит, что были «и прочыя с ними» (24:10). В числе этих «прочих» церковное предание указывает еще: Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других, «якоже Лука божественный повествует: яже бяху глаголет, служащыя Христу, и учеником Его от имений своих» (Синаксарий в неделю Жен-Мироносиц).

Из сопоставления всех четырех евангельских повествований создается ясная картина последовательности событий. Первая пришла ко гробу, как это видно из повествования св. Иоанна, Мария Магдалина, «заутра, еще сущей тьме» (Ин. 20:1). Но она шла не одна, а с целым сонмом мироносиц, о чем повествуют первые три Евангелиста. Она только, по особенной любви к Господу и живости темперамента, упредила других жен и пришла, когда еще было темно, в то время как другие жены подошли ко гробу, когда уже начало светать. То, что она шла не одна, видно и из сказания Иоаннова, ибо возвратившись к апостолам Петру и Иоанну, она говорит не в единственном, а во множественном числе: «не знаем, где положили Его» (20:2). Так ясно видно в греческом тексте и так переведено на русский язык. Увидев, что камень отвален от гроба (Ангела, явившегося потом женам она не видела), она подумала, что Тело Господа унесено, и немедленно бежит сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну. На обратном пути она, конечно, встретилась с прочими женами, которых между тем, занимала мысль, кто отвалит им камень от дверей гроба (Мк. 16:13), и сообщила им свое опасение. Пока она ходила к апостолам, остальные жены-мироносицы подходят ко гробу, видят Ангелов, слышат от них благую весть о воскресении Христовом и поспешно идут к Апостолам, чтобы поделиться с ними этой радостью. Обо всем этом подробно повествуют первые три Евангелиста (Мф. 28:5-8; Мк. 15:4-8 и Лк. 24:3-8).

Между тем, двое из Апостолов Петр и Иоанн, вследствие вести, принесенной им Мариею Магдалиною, еще ничего не зная о совершившемся (а может быть, и другими мироносицами, которым они не поверили — «и явишася пред ними, яко лжа глаголы их, и не вероваху им» — Лк. 24:11), поспешно пошли или даже побежали на гроб. Иоанн, будучи моложе Петра, бежал скорее, а потому ранее прибежал ко гробу, когда жен там уже не было, но не вошел во гроб. Можно полагать, что робость в уединении сада удержала его от этого. Наклонившись, однако, в отверстие, от которого отвален был камень, он увидел лежащие пелены[1]. Вслед за ним приходит Симон Петр, который, как более смелый и мужественный, решается войти во гроб и видит там одни только пелены лежащие и сударь[2], которым была обвита голова Господа, «не с ризами лежащь, но особь свита на едином месте» (Ин. 20:3-7). Тогда вошел и «другий ученик пришедый прежде ко гробу», т.е. Иоанн, «и виде и верова», т.е. уверовал в истину воскресения Христова, ибо при похищении тела незачем было бы развязывать и совлекать с него пелены и к тому же укладывать их здесь в таком порядке. «Не у бо ведяху Писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути» — до того, как Господь «отверзе им ум разумети Писания» (Лк. 24:45), они многого ясно не понимали: не понимали и речей Господа о предстоящих Ему страданиях и воскресении, а потому нуждались в доказательствах вещественных. Таким доказательством истины воскресения Христова послужило для Иоанна то обстоятельство, что пелены и сударь остались во гробе старательно сложенными. Но это убедило в истине происшедшего только одного Иоанна. О Петре св. Лука говорит, что он «отъиде, в себе дивяся бывшему» (Лк. 24:12). Состояние духа его, после троекратного отречения от Господа, было, вероятно, очень тяжелым и не располагало к живой вере.

2. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам (Ин. 20:11-18; Мк. 16:9-11; Мф. 28:9-10)

Выйдя из пещеры, апостолы Петр и Иоанн направились обратно в город, а у гроба осталась одна плачущая Мария. Внезапно она увидела Спасителя, но не узнала Его; Мария подумала, что это садовник, и спросила: «Господин, если ты вынес тело моего Учителя, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20:15). «Мария!» – позвал ее Господь, и только услышав знакомый голос, она узнала Христа. Воскликнув: «Раввуни![3]» Мария хотела от полноты чувств обнять ноги Спасителя. Но Христос остановил ее, сказав: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему... и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Господь учит Марию относиться к Нему не только как к любимому Учителю, но и как к Богу, и одновременно показывает, что тайна спасения людей еще не совершилась вполне. Свт. Григорий Палама говорит, что Мария Магдалина, «хотя и увидела Его живым, ей не пришло на ум как-то помыслить о Нем, как о Боге, но она относится к нему просто как к Человеку Божиему и Учителю божественных вещей, и поэтому стремится не только припасть, но и коснуться, по любви, Его стоп, – но слышит: “Не прикасайся Мне”; Он как бы говорит ей: поскольку твоя мысль не прикасается глубине Таинства относительно Меня: что Я – Бог, во плоти ныне тобою видимый, и то во плоти ныне особенно божественной, то посему: “Не прикасайся Мне“. И это долженствовало быть сохранено для Божией Матери: то, что Она единственная среди жен должна была коснуться Тела по Воскресении – воплотившегося от Нее ради нас Бога; что и было, повествует Евангелист Матфей: ибо по причине Ее, говорит он, что (Жены Мироносицы), приступивши, коснулись стоп (Воскресшего Господа Христа)». Подобным образом высказывается об этом и свт. Григорий Великий.

Христос стал невидим, а Мария, исполненная радости о Его Воскресении, побежала в Иерусалим, чтобы рассказать все апостолам. Но апостолы, подавленные горем, недоверчиво отнеслись к ее благовестию. Когда пришли остальные женщины и рассказали апостолам, что им тоже явился воскресший Господь, апостолы и это свидетельство восприняли с недоверием.

3. Явление двум ученикам на пути в Эммаус (Лк. 24:13-35 и Мк. 16:12)

Заканчивался первый воскресный день. Два ученика Христовых, Клеопа и Лука, спешили из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они беседовали о Христе и скорбных событиях последних дней. В этот момент к ним подошел какой-то путник и стал идти вместе с ними. Это был Сам Христос, но ученики не узнали Его. Господь спросил: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы печальны?» (Лк. 24:17). Ученики удивились такому вопросу, поскольку всему Иерусалиму было известно о крестной казни галилейского Пророка. Тогда они рассказали, что произошло в эти дни в Иерусалиме с Иисусом Назарянином, Которого весь народ признавал за великого Пророка, и об уничтоженной надежде учеников на то, что Он настоящий Мессия. Рассказали они и о пропавшем из гроба Теле Учителя и не подтвердившихся пока слухах о Воскресении.

Услышав это, Спаситель укорил их: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:25-26). Затем Он начал объяснять ученикам ветхозаветные пророчества о Мессии. Так беседуя, они приблизились к Эммаусу. Лука и Клеопа упрашивали Христа переночевать в их доме: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру» (Лк. 24:29). Христос согласился. Когда же они возлегли за стол, чтобы подкрепиться пищей, Христос взял хлеб, благословил его, преломил и подал ученикам, как это Он делал всегда перед трапезой. И пелена спала с глаз апостолов, и они узнали, что это Сам Господь Иисус Христос. И в этот момент Господь стал невидим. По мысли свт. Григория Великого, Христос не сразу открывается ученикам, поскольку «надобно было испытать: если те, которые еще не любили Его как Бога, то, по крайней мере, могли ли они любить Его как путешественника. Но поскольку не могли быть чужды любви те, с которыми шествовала Истина, то они приглашают Его, как Странника, в гостиницу. Они (путешественники в Эммаус) поставляют трапезу, предлагают пищу, и – Бога, Которого не узнали по изъяснению Св. Писания, узнают в преломлении хлеба. Итак, слушая заповеди Божии, они не просветились, а исполняя их, просветились. Посему, кто хочет разуметь слышанное, тот должен поспешать исполнением на деле того, что уже мог разуметь. Вот Господь не узнан, когда говорит, и сподобил узнать Себя, когда начинал есть. Итак, возлюбленнейшая братия, гостеприимство возлюбите, к делам любви прилежите».

Пораженные явлением, апостолы сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание» (Лк. 24:32). Ликующие, они поспешили обратно в Иерусалим и сообщили апостолам, как они узнали воскресшего Господа в преломлении хлеба. В свою очередь апостолы рассказали эммаусским путникам не менее радостную весть о том, что воскресший Христос явился Петру.

4. Явление десяти апостолам в день Воскресения (Мк. 16:14; Лк. 24:36-45 и Ин. 20:19-23)

Когда апостолы были собраны вместе, они увидели посреди горницы неожиданно появившегося воскресшего Господа, сказавшего им: «Мир вам». Ученики смутились и испугались, думая, что им явился дух, т.к. двери в горницу были закрыты. Христос является ученикам именно вечером, т.к. они в это время собрались все вместе и потому, что «особенно в это время, по всей вероятности, они находились в наибольшем страхе», – говорит свт. Иоанн.

Видя их недоумение и страх, Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:38-39). Господь разрешил ученикам подойти к Нему и осязать Его Тело, но чтобы окончательно убедить, что Он не дух, Христос попросил у них какой-нибудь пищи. Ему подали кусок печеной рыбы и сотового меда, и Он взял пищу и ел ее перед учениками.

Евангельские описания явлений Воскресшего Христа показывают, что ученики сомневались и боялись ошибиться, безоговорочно доверившись эмоциям и желанию видеть Христа живым. Осторожность, проявленная апостолами, свидетельствует об истинности Воскресения Христова.

Узнав о чуде Воскресения, апостолы должны были нести свет Христова Воскресения всем народам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Посылая учеников на проповедь, воскресший Господь дает им силу Духа Святого и власть совершать таинство покаяния: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Говоря так, Христос показывает, «какой род благодатной силы даруется им. А впоследствии, спустя сорок дней, они получили силу чудотворений». «Сообщает же Христос дары Духа, чтобы ты знал, что у Отца и Сына и Святого Духа один дар и одна власть», – говорит свт. Иоанн.

Во время явления Воскресшего Христа в Сионской горнице среди апостолов не было Фомы. Когда же он пришел к ним, апостолы рассказали о случившемся, но Фома им не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Уверение Фомы произошло через восемь дней после Воскресения Спасителя.

5. Явление одиннадцати апостолам в Сионской горнице (Ин. 20:24-31)

Когда все апостолы собрались в Сионскую горницу на молитву, воскресший Спаситель опять внезапно явился среди них со словами: «Мир вам» (Ин. 20:26). Затем, обратившись к Фоме, Господь сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Внезапное явление Христа и напоминание о неверии Фомы так потрясли этого апостола, что он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Свт. Григорий Великий уверяет нас в том, что отсутствие Фомы и последующие его сомнения в том, что Христос воскрес, и его уверение не являются случайность. Он говорит: «верховное милосердие дивным образом соделало то, чтобы этот сомневающийся ученик, осязая раны плоти в Своем Учителе, целил в нас раны неверия. Ибо для нас неверие Фомы было более полезно в вере, нежели вера учеников верующих, потому что когда он к вере возвращается через осязание, тогда наш ум, поставленный выше всякого сомнения, укрепляется в вере».

Христос, показывая нам, что вера состоит в том, чтобы принимать невидимое, сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Эти слова Христовы являются утешением для всех, кто не видел Его живым, но уверовал по слову апостолов.

Приведем также рассуждения свт. Григория Великого о теле Воскресшего Господа: «каким образом тело Господне по воскресении было телом истинным, когда оно могло входить к ученикам через запертые двери? Но нам надобно знать, что Божественное действие не дивно, если оно бывает понимаемо разумом; и та вера не имеет заслуги, для которой разум человеческий представляет опыт. Но эти самые дела нашего Искупителя, которые сами по себе никак не могут быть поняты, должны быть обсуживаемы по другому действию Его, так, чтобы дивным делам доставляли достоверность дела дивнейшие. Ибо к ученикам через запертые двери взошло то тело Господне, которое на взоры человеческие через рождение свое вышло именно через запертые ложесна Девы. Итак, что удивительного, если после воскресения вошел через запертые двери Тот, Кто будет жить уже Вечно, когда Он, выходя на смерть, вышел, не отверзши ложесн Девы? – Но поскольку в том теле, которое могло быть видимым, вера видевших сомневалась, то Он (Спаситель) тотчас показал им руки и бок: представил осязаемой ту плоть, которую ввел через запертые двери. – В этом деле Он показал два чуда, и по человеческому разуму, совершенно противоположные одно другому, когда, после воскресения Своего, показал тело Свое и невредимым, и однако же осязаемым. Ибо необходимо, чтобы и повреждаемо было то, что осязаемо, и не может быть осязаемым то, что невредимо. Но дивным и непостижимым образом Искупитель наш, после воскресения, явил тело и невредимым, и осязаемым для того, чтобы, показывая оное невредимым, приглашать к награде, а представляя осязаемым, утверждать в вере. Итак, Он явил Себя и невредимым и осязаемым для того, чтобы показать, что после воскресения тело Его было хотя того же естества, но другой славы».

Свт. Кирилл Александрийский поясняет, что хотя преображенное тело Христа имело язвы – признак тления – это не означает, что и тела людей после воскресения будут иметь что-то подобное и, например, если человек был хромой, то он будет хромым и после воскресения. Оставление этих язв было необходимо, во-первых, для уверения учеников, а во-вторых, чтобы по восшествии на Небо, открыть «значение Своей тайны» Ангельским чинам, «чтобы и они уверовали, что сущее от Отца и в Отце Слово ради нас стало истинным человеком, и увидели, что такую имеет о своих тварях заботу, что даже умер за нашу жизнь».

6. Явление апостолам на Тивериадском озере (Ин. 21:1-24)

Исполняя повеление Учителя, апостолы после праздника Пасхи возвратились в Галилею, где вновь занялись ловлей рыбы. Однажды Петр пригласил на ночную рыбную ловлю Иоанна, Иакова, Фому и Нафанаила, но труд учеников был напрасен – они ничего не могли поймать.

Неожиданно они услышали голос Человека, стоящего на берегу озера; это был Христос, но ученики Его не узнали. Незнакомец спросил их: «Дети, есть ли у вас какая пища?» (Ин. 21:5) Они ответили, что у них ничего нет. Тогда Незнакомец посоветовал им закинуть сети по правую сторону лодки. Ученики это сделали и, к их изумлению, сети наполнились крупной рыбой.

Это чудо напомнило самому чуткому из апостолов, Иоанну Богослову, о первом чудесном улове рыбы при призвании их к апостольскому служению, поэтому он немедленно сказал Петру: «Это Господь» (Ин. 21:7). Услышав это, Петр тут же прыгнул в воду и поплыл к берегу. За ним последовали в лодке и другие ученики. Когда апостолы вышли на берег, они увидели разложенный костер и на нем лежащую рыбу и хлеб.

«Принесите рыбы, которую вы теперь поймали», – сказал Господь ученикам (Ин. 21:10). Когда сети были вытащены, Христос предложил апостолам пообедать. Апостолы увидели Христа в преображенном виде и им хотелось спросить подтверждения, Он ли это. Но никто не задал Ему вопроса; апостолы уже не имели прежней смелости, но только в молчании и со страхом удивлялись Ему; знали, что это Господь, потому и не спрашивали.

Сам Христос нарушил молчание и, обращаясь к Петру, спросил его: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» «Так, Господи, – отвечал Петр. – Ты знаешь, что я люблю Тебя». «Паси агнцев Моих», – сказал Христос. Затем во второй и третий раз спросил Господь Петра: «Любишь ли Меня?» Господь спрашивает его трижды, врачуя троекратное отречение Петра, мучившее его совесть. И трижды призывая Петра исповедать Свою любовь Господь просит явить свою любовь к Христу заботой о верующих. Услышав в третий раз от Петра: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя», Господь предсказывает Петру его дальнейший, жизненный путь и мученическую кончину: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься... другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21:15-18). Из предания известно, что апостол Петр впоследствии много пострадал за Христа и в Риме был распят на кресте (по его собственному желанию – вниз головой, так как считал недостойным умереть той же смертью, что и Господь Иисус Христос).

Господь вручает «попечение об овцах всей вселенной» именно Петру, т.к. «он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов», а также чтобы «показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его заглажено», считает блж. Феофилакт.

Свт. Иоанн говорит о том, как в этой беседе с Господом видны изменения произошедший с ап. Петром: «Будучи спрошен в первый и во второй раз, Петр призвал в свидетели самого Ведущего сокровенные тайны сердца. Когда же потом спрошен был и в третий раз, то смутился, убоявшись, чтобы опять не случилось того же, что было прежде, потому что и тогда он говорил с уверенностию, но последствия опровергли его. Поэтому снова прибегает ко Христу и говорит: Ты вся веси (ст. 17), то есть и настоящее, и будущее. Видишь, как он исправился и стал благоразумнее? Уже не упорствует в своем мнении и не противоречит. Поэтому-то он и смутился. Может быть, я думаю только, будто люблю, а на самом деле не люблю, как и прежде я много думал о себе и говорил с уверенностию, но последствия опровергли меня. А троекратно Христос спрашивает его и троекратно заповедует ему одно и то же, чтобы показать, как высоко Он ценит попечение о Своих овцах и что это в особенности служит знаком любви к Нему».

7. Явление ученикам на горе в Галилее (Мф. 28:16-20; Мк. 16:15-18 и Лк. 24:46-49)

В одно из явлений Господь повелел апостолам идти в Галилею и там ожидать Его. Во время явления на горе Спаситель еще раз повелел им идти на всемирную проповедь и крестить во имя Святой Троицы: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:18-20). «Когда во Христе соединилось и воспринято все естество человеческое, ему не нужно уже было распадаться на два отдела - евреев и язычников, но, начиная от Иерусалима, слову нужно было вселиться и между язычниками, чтобы объединить весь род человеческий», – говорит блж. Феофилакт.

8. Вознесение Господне (Лк. 24:49-53, Мк. 16:19-20 и Деян. 1 гл.)

В течение сорока дней Воскресший Господь много раз являлся Своим ученикам, беседовал с ними, открывал тайны Царства Божия, напоминал им Свое учение и готовил их к всемирной проповеди.

На сороковой день после Воскресения Христова все апостолы, по повелению Христа, находились в Иерусалиме, в Сионской горнице. Когда они вместе молились, им в последний раз явился Христос. Беседуя с учениками, Господь вывел их из Иерусалима. Достигнув вершины Елеонской горы, Господь стал прощаться с апостолами, заповедуя им не расходиться из Иерусалима до тех пор, пока на них не сойдет Дух Святой.

Затем Христос поднял руки и начал благословлять учеников, и «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51). Ученики Христовы долго стояли на вершине горы и смотрели на небо. Блж. Феофилакт говорит о значении Вознесения Господня с воспринятой человеческой плотью так: «Илия возшел "на небо" (4Цар. 2:11), ибо казалось, что он возносился как бы на небо; а Спаситель возшел на самое небо предтечею всех, чтобы со святой плотью Своей явиться лицу Божию и посадить ее с Отцом (Евр. 9:24): и ныне естество наше во Христе принимает поклонение от всякой ангельской силы».

Внезапно им явились два ангела и, обращаясь к апостолам, сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Ангелы говорили о Втором Пришествии Христовом во славе.

Ученики возвратились в Сионскую горницу, где и пребывали в единодушии, прославляя и благословляя Бога.

Однажды, когда собрание было большим, около ста двадцати человек, по предложению апостола Петра, на место Иуды-предателя по жребию избрали Матфия – ученика Христова, бывшего свидетелем всего служения Христова и видевшего Его Воскресшим (Деян. 1:15-26).

Проверочные вопросы:

  1. Что предприняли первосвященники и старейшины узнав от стражи о явленных ей чудесах? Как их действия обличают их самих?
  2. С какой целью жены следовали ко Гробу воскресным утром?
  3. Почему Господь запрещает Марии Магдалине прикасаться к Нему?
  4. Какой была реакция апостолов Иоанна и Петра, когда они пришли ко Гробу Господню?
  5. Когда Лука и Клеопа узнали в путнике, шествовавшем с ними в Эммаус, Христа? Почему это не произошло сразу?
  6. Как произошло явление Христа апостолам вечером в день Воскресения? О чем Господь говорил со Своими учениками?
  7. Какова разница между сообщением Святого Духа ученикам в Сионской горнице Господом Иисусом Христом и Сошествием Святого Духа в День Пятидесятницы?
  8. Расскажите об уверении Фомы, произошедшем через восемь дней после Воскресения.
  9. Означает ли наличие язв на Теле Христа, что и у наших тел после воскресения из мертвых будут какие-либо признаки тления и несовершенства? Какое значение имели и имеют раны на Теле Воскресшего Господа?
  10. Какой диалог состоялся между Господом и ап. Петром во время явления Христа ученикам на Тивериадском озере?
  11. Какое повеление дал Господь Своим ученикам во время Его явления на горе в Галилее?
  12. Расскажите о Вознесении Господнем.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Великий (Двоеслов), свт. Сорок бесед на Евангелия. (См.: Беседы 23,25,26). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/besedy-na-evangeliya/25 (дата обращения: 27.10.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 90). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/90 (дата обращения: 27.10.2016). // Он же. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. (См.: Беседа 86-88). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/86 (дата обращения: 28.10.2016).
  3. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 20). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/20 (дата обращения: 27.10.2016).
  4. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: кн. 12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/12 (дата обращения: 27.10.2016).
  5. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 21). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/21     (дата обращения: 28.10.2016). // Он же. Толкование на Евангелие от Луки. (См.: гл. 24). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/24 (дата обращения: 28.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Видеоматериалы:

 

 


[1] Так называемая Туринская плащаница – это и есть ткань, в которую было обернуто Тело Спасителя. У иудеев при погребении тело обертывалось пеленами, обильно пропитанными миром.  Плащаница Спасителя, когда ее увидели апостолы, не только сохранила форму Его Тела, но и имела на себе печать чуда Воскресения – изображение Тела Христова.

[2] Плат.

[3] «Равви» с еврейского языка переводится как «учитель».