21. Суд Синедриона. Смерть Иуды. Суд у Пилата и Ирода. Крестный путь, распятие и погребение Иисуса Христа

Цель занятия – рассмотреть допрос и суд над Иисусом Христом, Его распятие и погребение.

Задачи:

  1. Рассмотреть допрос Христа во дворе первосвященника.
  2. Рассмотреть отречение ап. Петра.
  3. Рассмотреть вынесение Синедрионом приговора в Великую Пятницу и смерть Иуды.
  4. Рассмотреть суд у Пилата.
  5. Рассмотреть Крестный путь Христа на Голгофу.
  6. Рассмотреть Распятие и Крестную смерть Господа Иисуса Христа.
  7. Рассмотреть погребение Спасителя.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить из курса «Катехизиса» православное учение о спасительности Крестных Страданий Господа Иисуса Христа.
  2. Познакомить слушателей содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См. кн. 11,12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/11 (дата обращения: 26.10.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 26.10.2016).
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседы 84,85). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/84 (дата обращения: 26.10.2016).
  4. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 26). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/26     (дата обращения: 26.10.2016).
  5. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 26,27). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/26   (дата обращения: 26.10.2016).
  6. Филарет Московский, свт. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями. (См.: ч.2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/izbrannye-mesta-iz-svjashennoj-istorii-vethogo-i-novogo-zaveta-s-nazidatelnymi-razmyshlenijami/2_73 (дата обращения: 26.10.2016).
  7. Афанасий Великий, свт. О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.odinblago.ru/afanas_t3/o_yavlenii (дата обращения: 26.10.2016).
  8. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложени правосавной веры. (См.: кн. 3, гл. 24). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_24 (дата обращения: 25.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Ключевые понятия:

  • Синедрион;
  • Суд над Христом;
  • Отречение;
  • Голгофа;
  • Распятие;
  • Крестная смерть;
  • Погребение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему стража повела Христа сначала к бывшему первосвященнику Анне?
  2. Как ответил Христос на вопросы Анны о Его учении и учениках?
  3. Почему ап. Петр, горячо любивший Господа, в последствии принявший мученическую смерть за Него, проявил малодушие и трижды отрекся от Христа? Какое значение для нас имеет его пример?
  4. На основании какого обвинения Христу был вынесен смертный приговор? Почему это обвинение было ложным и целью своей имело исключительно убийство Господа?
  5. Почему после суда Синедриона Христа повели на суд к прокуратору Понтию Пилату?
  6. Какое обвинение предъявили иудеи Христу перед Пилатом? Почему оно не соответствует тому, что было вынесено на суде Синедриона?
  7. Почему прокуратор отправлял Христа на суд к Ироду?
  8. Каким образом Пилат пытался сохранить Христу жизнь? В результате чего он все же согласился на Его казнь?
  9. Какие назидательный размышления о Крестном пути Господа на Голгофу приводит свт. Филарет Московский?
  10. Какими знамениями сопровождалось Распятие Христово? Какие при этом сбылись ветхозаветные пророчества?
  11. Как понимать слова Христа о Его богооставленности?
  12. Как было совершено погребение Господа Иисуса Христа?
  13. Что предприняли первосвященники после погребения Христова?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

1. На допросе у первосвященника Анны (Ин. 18:12-23; Мф. 26:57-60; Мк. 14:53-65; Луки 22:54, 63-65)

2. Отречение ап. Петра (Мф. 26:69-75; Мк. 14:66-72; Лк. 22:55-62; Ин. 18:16-18, 25-27)

3. Суд Синедриона (Мф. 26:59-68; 27:1; Мк. 15 и Лк. 22:66-71)

4. Великая Пятница. Приговор Синедриона. Смерть Иуды-предателя (Мф. 27:1, 3-10; Мк. 15 и Лк. 22:66-71)

5. На суде у Пилата (Матф. 27:2, 11-30; Марк. 15:1-19; Луки 23:1—25 и Иоан. 18:28, 19:16)

6. Крестный путь на Голгофу (Мф. 27:31-32; Мк. 15:20-21; Лк. 23:26-32; Ин. 19:16-17)

7. Распятие и Крестная смерть Господа Иисуса Христа (Мф. 27:33-56; Мк. 15:22-41; Лк. 23:33-49; Ин. 19:18-37)

8. Погребение Спасителя (Мф. 27:57-66; Мк. 15:42-47; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42)

1. На допросе у первосвященника Анны (Ин. 18:12-23; Мф. 26:57-60; Мк. 14:53-65; Луки 22:54, 63-65)

Стража не сразу повела Иисуса во дворец первосвященника Каиафы, где обычно заседал Синедрион. Сначала они привели Его к бывшему первосвященнику Анне. За Христом следовали апостолы Иоанн и Петр. Св. Иоанн был знаком первосвященнику, которому именно и почему, неизвестно: по преданию — по своему рыболовству. Поэтому он вошел внутрь первосвященнического двора, а затем сказал придвернице, чтобы она пустила внутрь и Петра.

Вождь саддукеев и глава знатного семейства, из которого в то время вышло большое число первосвященников, Анна оставался влиятельным лицом в Иудее и после того, как римские власти сместили его с должности первосвященника. Этот человек имел особенно большое влияние в то время, когда первосвященником стал его зять Каиафа – человек жестокий, но слабовольный.

Анна, предваряя судебное разбирательство над Христом, стал расспрашивать о Его учении и учениках. Господь ответил ему: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Ин. 18:20-21). Свт. Кирилл Александрийский обращает внимание на следующие детали: 1) Христос отмечает, что Он говорил явно, с дерзновением, что означает следующее: «открытое посредством Моисея является (выраженным) чрез образы и тени и ясно не научает воле Божией, но дает образное представление истины и, облеченное грубостью буквы, не сообщает знание о том, что необходимо», а Христос «именно без загадок и тени представил совершенную идею добра и показал свободный от всякой кривизны совершенно прямой путь благочестия к Богу»; 2) Христос говорил не одному Израильскому народу, а миру, «ибо хотя и не по всей еще, быть может, вселенной стало известным наше учение, но со временем будет таковым; 3) Христос говорил не в тайных местах, а там где было большое число слушателей, т.е. в синагоге.

Такой ответ привел первосвященника в ярость, а его слуга ударил Христа по щеке, гневно сказав при этом: «Так отвечаешь Ты первосвященнику?» (Ин. 18:22). Иисус кротко ответил рабу: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). На этом Анна прекратил свой допрос и приказал вести Узника на суд к Каиафе.

2. Отречение ап. Петра (Мф. 26:69-75; Мк. 14:66-72; Лк. 22:55-62; Ин. 18:16-18, 25-27)

Во время суда над Господом во дворе дома первосвященника сидели слуги и грелись у костра. Между ними сидел и апостол Петр, пришедший сюда вместе с апостолом Иоанном. Галилейское наречие и поведение Петра выдали его, и слуги обратили на него внимание, став допрашивать, не является ли он учеником Иисуса Назарянина. Петр начал клясться, что он не знает Этого Человека. Трижды его спрашивали разные люди и трижды он отрекся от Учителя. В это мгновение он поднял голову и увидел Спасителя, стоявшего на возвышенной части двора. И тут Симон услышал петушиный крик. Он вспомнил предсказание Спасителя и, выйдя вон, горько заплакал. Поддавшийся искушению и, впоследствии, покаявшийся Петр является примером того, что Господь милостив к грешникам. Прп. Ефрем Сирин говорит: «Князь учеников (Симон Петр) подпал поражению и искушению, дабы стать врачом раненых. И так как преступники, пожалуй, могут стыдиться совершать покаяние, то Господь посредством Симона-преступника побудил их обращаться к Нему, Который выше всех преступников». Кроме того, как говорит свт. Кирилл Александрийский, «надлежало премудрейшему Евангелисту хорошо припомнить и эти события, чтобы дать понять слушателям, каковы были и сами учители вселенной до воскресения Христова и бывшего сошествия на них Святаго Духа и какими они стали после этого, получив благодать чрез Духа. Еще не получившие Духа и не укрепленные вышнею благодатью, еще не имея свою душу совершенно свободною от человеческого малодушия для сверхъестественного мужества, они не являлись всецело несокрушимыми для страха пред страданиями. Как железо, будучи твердо по природе, не может без вреда для себя касаться наиболее крепких камней, если не получит силу от заострения, так и душа человека хотя бы и оказывалась весьма храброю по своим неотвратимым влечениям ко всякого рода благу, но никогда не выдержит тяжести являющихся отсюда подвигов, если прежде не укрепится благодатию чрез Божественного Духа».

3. Суд Синедриона (Мф. 26:59-68; 27:1; Мк. 15 и Лк. 22:66-71)

Когда на заседание Синедриона привели Христа, против Него выступили лжесвидетели, обвинявшие Иисуса в том, что Он собирался разрушить Иерусалимский храм. Они превратно излагали слова Христа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19), сказанные Им в начале служения о храме Тела Своего. В данном случае «лжесвидетельство берет истину и искажает ее смысл», – говорит блж. Иероним Стридонский: «ложный свидетель есть тот, который сказанное понимает не в том значении, с каким оно сказано. В самом деле Господь сказал это о храме тела Своего. Но при этом они в самом приведении слов допускают клевету, немного прибавив, или изменив их, как будто они в самом деле заключают хулу. Спаситель сказал: “Разрушьте храм сей“, а они изменяют и говорят: “Могу разрушить Храм Божий”. ”Вы”, говорит, “разрушьте“, а не Я, “потому что невозможно, чтобы Мы Сами на Себя налагали руку“. Затем они извращают слова, [сказав:] “и в три дня воссоздать его“, так что кажется, будто Он сказал о храме иудейском. Господь же, чтобы показать, что Он говорил о храме духовном и одушевленном, сказал: “И Я в три дня восстановлю его“ (Ин. 2:19). Ведь иное дело создать и иное дело воздвигнуть».

Так как для вынесения смертного приговора показаний лжесвидетелей было недостаточно, Каиафа спросил Подсудимого: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26:63). Господь ответил утвердительной формулой, употребляемой на суде иудеев: «Ты сказал». И добавил: «…даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных»[1] (Мф. 26:64). Ослепленные ненавистью к Спасителю, члены Синедриона увидели в ответе Христа богохульство: будучи Человеком, Подсудимый называет Себя Сыном Бога. Почему же иудеи, слышавшие и раньше от Спасителя о том, что Он есть Христос и Сын Божий, теперь называют это хулой? Исключительно с намерением Его убить. Свт. Иоанн говорит: «и прежде Христос говорил собравшимся к Нему: “сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня” [Мф. 24:44; Пс. 109:1], и изъяснил эти слова; и они тогда не смели говорить, а молчали, и с того времени ни в чем уже Ему не противоречили. Как же теперь слова Его они назвали хулой? Для чего и Христос дал такой ответ? Для того чтобы отнять у них всякое извинение, так как Он учил их до последнего дня, что Он есть Христос, сидит одесную Отца и имеет прийти опять судить вселенную, - что само свидетельствовало о совершенном Его согласии с Отцом».

В порыве негодования Каиафа разорвал свою одежду и воскликнул, обращаясь к судилищу: «Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется?» (Мф. 26:65-66). Синедрион ответил, что Христос повинен смерти; именно так, по Закону Моисееву, наказывалось богохульство. О раздирании одежды Каиафой блж. Феофилакт говорит следующее: «Был обычай у иудеев - если случалось что-либо невыносимое, то раздирать одежды. Так и Каиафа, как будто бы по причине явного богохульства, делал это в обольщение черни, чтобы показать ей, что Христос в высшей степени богохульствовал, и так заставить бы народ сказать, что "повинен смерти". Заметь и то обстоятельство, что то, что Каиафа разодрал одежды, было символом раздрания ветхозаветного архиерейства».

Но сам Синедрион не имел права казнить преступников, это право было у него отнято римской властью. Вынесенный Христу приговор нужно было утвердить у представителя Рима в Иудее – прокуратора Понтия Пилата.

Связанного Христа отвели во двор. Остаток ночи Иисус кротко терпел издевательства от слуг первосвященника: они плевали Ему в лицо, били по щекам и с насмешкой спрашивали: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф. 26:68).

4. Великая Пятница. Приговор Синедриона. Смерть Иуды-предателя (Мф. 27:1, 3-10; Мк. 15 и Лк. 22:66-71)

Поскольку по Закону решение о смерти преступника нельзя было выносить ночью, ранним утром Великой Пятницы члены Синедриона повторили над Христом вынесенный ночью беззаконный приговор (Мф. 27:1). После этого они повели Его к прокуратору Иудеи римлянину Понтию Пилату, чтобы он сам осудил и предал Христа на смерть. 

Когда Иуда Искариот увидел, что Иисуса, избитого и осужденного на смерть, выводят из дома первосвященника, он понял, до чего довело его сребролюбие. Терзаемый совестью, он поспешил к старейшинам: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но старейшины и первосвященники, уже получившие то, что хотели, оставили его скорбь без внимания: «Что нам до того? смотри сам» (Мф. 27:4). Тогда Иуда бросил к ногам первосвященников тридцать сребреников, выбежал вон и от охватившего его отчаяния и неверия в милосердие Божие повесился (Мф. 27:3-10). О судьбе Иуды свт. Иоанн пишет: «Конечно, заслуживает одобрения то, что он сознался, повергнул сребреники, и не устрашился иудеев; но что сам на себя надел петлю, — это грех непростительный, это дело злого демона. Дьявол отвлек его от покаяния, чтобы оно осталось для него совершенно бесполезным; он же и умертвил смертью позорной и для всех открытой, внушив ему погубить самого себя».

Первосвященники, не желая отдавать храму брошенные Иудой деньги, так как это была «цена крови», купили на них у горшечника участок земли для погребения странников. Поступив так, первосвященники обличают себя сами. «Видишь ли, – говорит свт. Иоанн, – как они осуждаются совестью? Они видели, что купили убийство, а потому не положили в сокровищницу, а купили землю горшечника для погребения странников. Вот свидетельство против них и обличение предательства! Название места громче трубы возвещает всем о гнусном их убийстве».

5. На суде у Пилата (Мф. 27:2, 11-30; Мк. 15:1-19; Лк. 23:1-25 и Ин. 18:28, 19:16)

Понтий Пилат ненавидел Иерусалим и иудеев, его правление сопровождалось многочисленными кровавыми столкновениями с евреями и самарянами.

Чтобы добиться от Пилата утверждения смертного приговора Христу, члены Синедриона сговорились привести к Нему Христа как политического преступника, так как богохульство могло показаться римскому правителю недостаточной причиной для казни. Перед лицом Пилата иудеи обвинили Спасителя в том, что Он возмущает народ, запрещает давать подать кесарю и провозглашает Себя царем. Все это имело политический характер, поэтому Пилат повелел ввести Обвиняемого в судебную палату и спросил Его наедине: «Ты Царь Иудейский?» (Мк. 15:20).

«От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (Ин. 18:34) – спросил его Христос. На это Пилат с пренебрежительной гордостью римского гражданина заметил: «Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?» (Ин. 18:35). Тогда Христос сказал Пилату, что Он действительно Царь, но Царство Его не от мира сего, но что Он пришел, чтобы свидетельствовать об истине. «Сказав, что Царство Его премирное, – говорит свт. Кирилл, – Христос не только устраняет страх Пилата и удаляет подозрение в бунте, но и побуждает его мыслить о Нем нечто великое и чрез эту защиту Себя как бы полагает начало наставлению о Себе».

Видя, что Христос является только религиозным проповедником и неопасен для Рима, Пилат скептически спросил: «Что есть истина?» (Ин. 18:38). Не дождавшись ответа от Того, Кто Сам является Истиной, Пилат вышел к народу и сказал, что не нашел вины в этом Человеке. Пилат не хотел продолжать суд, так как понял, что иудеи предали Христа по зависти (Мф. 27:18). Узнав, что Христос из Галилеи, Пилат приказал воинам отвести Иисуса на суд во дворец Ирода Антипы, правителя Галилейской области, чтобы тот, как человек, более сведущий в религиозных вопросах, разобрался в деле Христа.

Ирод был рад увидеть перед собой Иисуса, о Котором много слышал и даже одно время считал Его за воскресшего Иоанна Крестителя. Человек слабый и порочный, Ирод охотно слушал речи проповедников и пророков. Он надеялся и от Иисуса услышать что-нибудь интересное или увидеть какое-нибудь чудо. Но Христос стоял перед Иродом и молчал. Ирод Антипа был разочарован, но, не теряя праздничного благодушия, решил так же, как и Пилат, уклониться от суда. Он приказал одеть Иисуса в светлую одежду, в знак невиновности, и, провожая Его насмешками и издевательствами, отправил обратно к Пилату. С этого дня, замечает евангелист Лука, Пилат с Иродом сделались друзьями (Лк. 23:12).

Поскольку и Ирод Антипа не нашел в Обвиняемом ничего, достойного смерти, Пилат хотел отпустить Его, но первосвященники продолжали настаивать на казни Иисуса. Тогда Пилат обратился к простому народу, думая там найти поддержку. Напомнив об обычае отпускать одного из узников ради праздника Пасхи, он сказал: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» (Мф. 27:17). Варавва же был посажен в темницу за произведенное им в городе возмущение и убийство. Но Пилат ошибся в своих расчетах. Толпа, вдохновляемая начальниками, требовала отпустить разбойника Варавву, а Иисуса распять: «Распни, распни Его!» – кричал обезумевший и подстрекаемый фарисеями народ (Лк. 23:21).

«Какое же зло сделал Он?» (Мф. 27:23) – удивленно спрашивал Пилат у разъяренного народа. Правитель решил, что телесным наказанием можно избежать смертного приговора, поэтому, отчасти идя навстречу Синедриону и неистовству толпы, он отдал Христа воинам для бичевания. Воины отвели Иисуса во внутренний двор претории, привязали Спасителя к столбу. Они бичевали Его, оставляя глубокие раны на спине (римские воины обычно били ременными плетями, внутри которых были вшиты острые кусочки металла). После бичевания человек находился в обморочном состоянии и был на грани смерти из-за потери крови. Окончив бичевание, воины надели на Христа багряницу[2], возложили Ему на голову терновый венец[3] и, издеваясь, стали падать перед Ним на колени и приветствовать словами: «Радуйся, Царь Иудейский» (Мф. 27:29). Затем они взяли трость и били ею по голове Иисуса, чтобы колючки терна вонзались глубже.

Надеясь, что бичевания будет достаточно для удовлетворения ненависти иудеев, Пилат приказал показать толпе одетого в багряницу Иисуса с терновым венцом на голове. Желая возбудить сострадание ко Христу и показать беспочвенность обвинений в притязаниях галилейского учителя на царскую власть, правитель воскликнул: «Се, Человек!» (Ин. 19:5). «Поймёт ли кто когда-нибудь тайну, заключающуюся в сих простых словах Пилата: вот человек! – говорит свт. Филарет Московский. – Поистине, вот ужасное состояние, до какого грех довёл не только Сына Божия, Который сделавшись Испоручником человечества пред Богом Отцем Своим, должен был, — невинная Жертва, омыть грехи мира Своею кровью: но таково же плачевное состояние и самого человека, через грехопадение, ниспадшего из того высокого чина, на который вознёс его Бог, поставив его царём творения и предназначив его для блаженной и бессмертной жизни. Между тем, среди самого уничижения Спаситель постоянно сохраняет характер Своего негиблющего Царственного достоинства, которого символы и знаки являются раздранными вокруг Него, по-видимому, только для того, чтобы среди бесславия была возвращена Ему та слава, которую, к несчастью, утратил человек через гордость».

Несмотря ни на что первосвященники и старейшины иудеи вновь криком потребовали казни Иисуса. Раздраженный их упорством Пилат резко ответил: «Возьмите Его вы и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Ин. 19:6), зная, что они не посмеют этого сделать.

От бессилия первосвященники начали обвинять Христа в нарушении религиозных законов: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7). Пилат был скептиком, но религиозное чувство ему не было чуждо. Новое обвинение против Христа внушило ему страх перед Подсудимым. Отношение Пилата было укреплено его женой, которая во время суда послала к мужу слугу, попросив не делать зла этому Человеку, потому что она много пострадала за Него во сне. Встревоженный Пилат наедине спросил Христа: «Откуда Ты?» (Ин. 19:9). Но Христос молчал. Тогда Пилат напомнил Узнику о своих полномочиях: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» (Ин. 19:10). Этими словами Пилат осуждает сам себя, т.к. свидетельствует, что у него была свобода выбора и он имел власть и возможность отпустить Невиновного. На вопрос Пилата Христос ответил, что правитель не имел бы над Ним власти, если бы это не было попущено свыше, но больше греха на тех, кто предал Христа в руки Пилата (Ин. 19:11). Так, Спаситель указывает и на вину Пилата и на сугубую, более тяжкую вину иудеев.

Когда первосвященники поняли, что Пилат намерен все-таки отпустить Христа, они решили добиться Его казни с помощью угроз. Как только Пилат появился из здания претории[4] и вновь спросил иудеев: «Царя ли вашего распну?», они, словно забыв, что ненавидят язычников и римскую власть, закричали: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19:12). Угроза иудеев написать донос императору подействовала на Пилата, и он уступил их желанию. Разбойник Варавва получил свободу, а Христос был приговорен к распятию. Пилат демонстративно умыл руки перед народом, сказав: «Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27:24). На эту попытку самооправдания толпа отреагировала криком: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25) – т.е. иудеи приняли на себя ответственность за смерть Христа. Подлинное значение этих безумных слов открылось вскоре, когда римляне потопили Иерусалим в крови и разрушили его, а также в дальнейшей истории еврейского народа, полной кровавых гонений и преследований.

6. Крестный путь на Голгофу (Мф. 27:31-32; Мк. 15:20-21; Лк. 23:26-32; Ин. 19:16-17)

После суда Христос опять отдан был в руки воинов для исполнения приговора. Воины сняли с Иисуса багряницу, одели в Его собственные одежды и возложили на Него крест. По жестокому обычаю, приговоренный к смерти должен был сам нести свой крест до места казни. Вместе со Христом вели на казнь двух злодеев.

Обессиленный жестоким бичеванием Христос изнемогал и падал под тяжестью креста. Чтобы ускорить продвижение, воины задержали одного крестьянина, идущего с поля, – Симона Киринеянина и заставили его нести крест Спасителя. Шествие сопровождала большая толпа народа. Обернувшись к плачущим в толпе женщинам, Христос произнес: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших! Потому что скоро придут дни, когда будут говорить: блаженны неплодные и утробы неродившие…» (Лк. 23:28-29). Господь говорил им о печальной судьбе Иерусалима и еврейского народа, отвергшего Мессию.

Свт. Филарет Московский рассуждает о шествии Господа на Голгофу и о том, какое отражение должен иметь Крестный пут Спасителя в жизни христианина: «Остановимся на сем достойном удивления зрелище, которое представляет нам Сын Божий, благоизволивший умереть за тех самых людей, которые бесчеловечно влекут Его на смерть… Иерусалим, град неблагодарный! Ты с бесславием изгоняешь из недр своих своего Искупителя после всех благодеяний, которыми Он исполнил тебя! Его невинность, Его кротость не могут смягчить тебя, и, по-видимому, только раздражают ярость горделивых и кровожадных правителей твоих, но их ужасное торжество ускоряет их и твою погибель! Что до нас, то здесь уместно нам припомнить достойные памяти сии слова нашего Господа: если кто хочет быть Моим учеником, пусть возьмёт крест свой так же охотно, как Я несу Свой, и последует Мне; ибо сии скорбные обстоятельства страданий нашего Божественного Учителя сильнее всего могут пробудить в нас благочестивые чувствования. При виде Иисуса, несущего крест Свой, мы почувствуем в себе искреннее сокрушение о том, что мы оскорбили Бога, поелику наши грехи делают крест Спасителя столь трудным и тягостным; усрамимся нашего нерадения о служении нашему Владыке, столь много за нас претерпевшему; смиримся при мысли о нашей слабости, отступающей пред крестом; победим в себе отвращение от него, и, примером нашего Божественного Первообраза ободримся, чтобы вступить на святой путь крестный, и убедимся в необходимой потребности последовать Спасителю, неся крест свой, чтобы некогда иметь участие и в Его славе. Сколько преимуществ, сколько сокровищ заключено в кресте! Можно ли после сего изумляться тому, что древние опытнейшие подвижники единодушно советуют душам, желающим возвыситься до их совершенств, непрестанно размышлять о таинствах креста?

Есть люди, отвергающие крест; есть другие, которые несут его с ропотом; наконец, иные несут его с леностью и едва поднимают его от земли. Но также есть люди, несущие его мужественно и высоко. Нужно наблюдать, к какому классу принадлежим мы, впрочем, должно уверить себя, что все люди носят крест, не исключая и тех, которые даже отрицаются нести его; носят его люди добрые; носят и порочные, и для сих последних он гораздо тяжелее, нежели для первых, потому что не пользуются они подкреплениями Божественной благодати, изображаемой для нас в лице доброго Киринеянина, помогающего Иисусу нести Его тяжкое бремя.

Не из сострадания Иудеи заставляют Симона нести крест Спасителя, но из утончённой жестокости. Спаситель до того ослабел…, что они принуждены были дать Ему пособие, но не за тем, чтобы смягчить для Него наказание, а за тем, чтобы продлить оное, ибо они боятся, как бы Он не умер прежде, нежели будет распят. Иисус знал их намерение, но как Он не отрицался нести бремя, долженствовавшее сокрушить Его, так не отказывается и от предлагаемого Ему пособия, хотя оно долженствовало только продлить Его томления…

Евангелие повествует, что Симон Киринейский был принуждён нести крест Иисусов. Это значит, что никто по природе не любит креста, но что должно делать над собой усилие и побеждать свое отвращение: — что Бог, по благости Своей, заставляет нас любвеобильными понуждениями обратиться к Нему; что для нашего именно спасения, даже когда мы оказываем сопротивление этому, — для спасения именно, Он даёт нам крест, посылает болезни, неприятности, слишком чувствительные и противные нашим склонностям огорчения. Иногда мир, видя как великий грешник оставляет его, и даже попирает его, чтобы возвратиться к Богу, думает, что он вступает на путь религии или от досады или от отчаяния… Какое святое отчаяние! Если и бывает это так, то скоро порыв досады проходит, а между тем человек незаметно предаётся служению Богу, и связуется узами любви, которая облегчает иго Христово, первоначально казавшееся превышающим наши силы. Ибо случается, что иной, по прихоти своего воображения, или, следуя коварным советам, выбирает такой род жизни, где все, по-видимому, сулит ему счастье, но дело кончается роковым разочарованием; тогда как другой, вопреки своей воле, но из послушания, вступает на путь жизни, противной его желаниям, и благоговеет пред Провидением, лобызает крест свой и несёт его охотно, и дело оканчивается тем, что в этом именно пути он усматривает путь своего спасения».

Наконец, обвиняемых привели на место за Иерусалимом, называемое Голгофой, которое представляло собой гладкий холм, напоминавший человеческий череп[5].

7. Распятие и Крестная смерть Господа Иисуса Христа (Мф. 27:33-56; Мк. 15:22-41; Лк. 23:33-49; Ин. 19:18-37)

Перед распятием осужденным предложили выпить вино, смешанное со смирною. Этот напиток был наркотическим и несколько смягчал нестерпимую боль распятия. Но Спаситель не пожелал ни смягчения страданий, ни потемнения сознания, поэтому Он отказался от вина.

Распятие – традиционная римская казнь, одна из самых мучительных. Руки и ноги осужденного прибивались, а иногда привязывались к столбу и перекладинам креста. Чтобы тело не упало с креста, для ног делали подпорку. Распятый мог несколько дней висеть на кресте под палящими лучами солнца, томимый невыносимой жаждой, болью от ран на руках и ногах и невозможностью вздохнуть полной грудью.

Воины сняли с Иисуса одежду и растянули Его на кресте. Когда Его руки и ноги прибивали ко кресту, Он молился за распинателей: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

По повелению Пилата над головой Спасителя была прибита надпись на трех языках – еврейском, греческом и латинском: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). Первосвященники возражали против такой надписи, но Пилат ответил: «Что написал, то написал» (Ин. 19:22). Он был раздражен поведением священников и старейшин и этой надписью хотел досадить им.

По сторонам Христа распяли двух разбойников. Так исполнилось предсказание древнего пророчества: «И к злодеям причтен» (Ис. 53:12).

После распятия воины стали делить между собой одежды Христа. Они разорвали их по швам, а затем разделили на четыре части. Хитон же Христов не имел швов, он весь был соткан сверху донизу. Не желая портить его, воины бросили о нем жребий. И здесь с точностью исполнилось пророчество о Христе царя Давида: «Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21:19).

Желая причинить Христу еще большее мучение, начальники иудейские и народ насмехались над Ним и говорили: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23:35). Даже распятые разбойники издевались над Сыном Божиим. По мысли прп. Ефрема Сирина, иудеи, осмеивая Христа, неосознанно Его возвеличивали, поскольку, говоря, что Он не может спасти Себя, при этом признавали, что Он спасал других и «засвидетельствовали, что Он есть Животворец».    

Между тем над Иерусалимом и Голгофой с двенадцати часов дня начала сгущаться тьма.

Неожиданно среди торжества зла на Голгофе совершилось чудо духовного преображения человека: один из разбойников, висевший справа от Спасителя, перестал злословить Христа и остановил глумление своего распятого товарища. Глядя на кротко страдающего Христа, разбойник раскаялся и, исповедав Иисуса Мессией, попросил помянуть его во Царствии Небесном. Спаситель, и ранее учивший в притчах, что Бог всегда готов принять покаяние, сказал благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43)[6].

В это время к самому подножию креста Христова подошел апостол Иоанн с Божией Матерью. «Жено, се, сын Твой» – указывая на Иоанна, сказал Господь. Потом, обращаясь к любимому ученику, произнес: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19.26-27). Этими словами Господь усыновил Иоанна, а в его лице и весь человеческий род Божией Матери. С этого времени апостол Иоанн взял Пресвятую Деву к себе в дом и заботился о Ней, как сын, до конца Ее жизни.

К третьему часу дня страдания Спасителя достигли предела. Переживая всю глубину скорби человечества, отторгнутого от Бога грехом и подвластного смерти, Господь воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27.46). Говоря эти слова, Христос, по мнению свт. Афанасия Великого, «не о Себе болезнует, но о нас; не сам Он оставлен Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир». Более точный с догматической точки зрения разбор этого места дает прп. Иоанн Дамаскин. Он говорит, что эти слова «Христос изрек как усвоивший Себе наше лице. Ибо Отец не мог бы быть назван Его Богом, если бы Христос не поставлял Себя наряду с нами, причем в отвлеченных представлениях ума видимое отделяется от того, что созерцается умом; равно Христос никогда не был и оставлен собственным Божеством, но мы были покинуты и пренебрегнуты. Посему Он молился таким образом, как усвоивший Себе наше лице».

Господа стала томить нестерпимая предсмертная жажда и Он сказал: «Жажду» (Ин. 19:28). Один из воинов взял трость с губкой, смоченной им в уксусе вместо воды, и поднес ее к иссохшим губам Спасителя. Вкусив немного уксуса, Господь произнес: «Совершилось» (Ин. 19:30). Затем, воскликнув: «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23:46), Господь склонил голову и умер.

Смерть Христа была так проста и в то же время величественна, что даже римский сотник, стоявший напротив креста, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39).

Страдания Христа сопровождались необыкновенными знамениями: продолжавшееся около трех часов затмение, землетрясение и затем воскресение многих праведников, пришедших в Иерусалим и свидетельствовавших о Христе, разорвавшаяся надвое в момент смерти Спасителя храмовая завеса – как символ завершения вражды между Богом и людьми, и в тоже время знак завершения ветхозаветного богослужения.
День распятия Христа, пятница 14 нисана[7], подходил к концу. У иудеев сутки начинались с вечера, поэтому в приближении субботы, которая в том году совпала с Пасхой, первосвященники просили Пилата ускорить смерть осужденных и снять их тела с крестов, чтобы не нарушать субботний покой. Пилат дал согласие, и воины перебили разбойникам голени (ноги распятых опирались на перекладину и это позволяло им дышать, что затягивало агонию). Когда воины подошли к Христу, они увидели, что Иисус уже мертв, но чтобы удостовериться, что это не обморок, один из воинов пронзил грудь Христа копьем.

8. Погребение Спасителя (Мф. 27:57-66; Мк. 15:42-47; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42)

После смерти Христа к Пилату пришел тайный ученик Христа, член Синедриона Иосиф Аримафейский. Он не был соучастником в осуждении Спасителя и теперь пришел к правителю, чтобы взять разрешение достойно похоронить Тело Учителя. Обычно распятые преступники погребались без всяких почестей: их тела бросали в общую могилу. Пилат разрешил сделать для Христа исключение.

На Голгофе к Божией Матери, Иоанну Богослову и Иосифу Аримафейскому присоединился ещё один тайный ученик Христа − Никодим, который принес благовония для погребения. Они сняли с креста Тело Спасителя и, поспешно, так как наступала суббота, приготовили Его к погребению, как полагалось по иудейскому обычаю. Возле Голгофы находился сад, в котором имелась высеченная новая гробница, принадлежавшая Иосифу Аримафейскому. Здесь ученики положили Христа, а вход в нее закрыли большим камнем. О погребении Христа блж. Иероним Стридонский пишет: «Он полагается в новом гробе для того, чтобы после Воскресения, когда останутся прочие тела, не измыслил кто-нибудь, что воскрес некто другой. Новый гроб может обозначать также и девственное чрево Марии; а большой камень, приваленный к входу, показывает, что могила не могла быть открыта без содействия многих».

Мария Магдалина и другие женщины издалека смотрели на погребение, решив после окончания субботнего покоя прийти к гробнице и еще раз помазать Тело Учителя благовониями.

Первосвященники и после смерти Христовой боялись, что с Его влиянием на народ еще не покончено, поэтому они вновь пришли к Пилату: «Господин, мы вспомнили, что обманщик Тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; будет последний обман хуже первого» (Мф. 27:63-64). Прокуратор был раздражен поведением Синедриона и потребовал, чтобы первосвященники не беспокоили его: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете» (Мф. 27:65). Первосвященники пошли и запечатали пещеру, где лежало Тело Христово, поставив для охраны храмовую стражу.

Проверочные вопросы:

  1. Почему стража повела Христа сначала к бывшему первосвященнику Анне?
  2. Как ответил Христос на вопросы Анны о Его учении и учениках?
  3. Почему ап. Петр, горячо любивший Господа, в последствии принявший мученическую смерть за Него, проявил малодушие и трижды отрекся от Христа? Какое значение для нас имеет его пример?
  4. На основании какого обвинения Христу был вынесен смертный приговор? Почему это обвинение было ложным и целью своей имело исключительно убийство Господа?
  5. Почему после суда Синедриона Христа повели на суд к прокуратору Понтию Пилату?
  6. Какое обвинение предъявили иудеи Христу перед Пилатом? Почему оно не соответствует тому, что было вынесено на суде Синедриона?
  7. Почему прокуратор отправлял Христа на суд к Ироду?
  8. Каким образом Пилат пытался сохранить Христу жизнь? В результате чего он все же согласился на Его казнь?
  9. Какие назидательный размышления о Крестном пути Господа на Голгофу приводит свт. Филарет Московский?
  10. Какими знамениями сопровождалось Распятие Христово? Какие при этом сбылись ветхозаветные пророчества?
  11. Как понимать слова Христа о Его богооставленности?
  12. Как было совершено погребение Господа Иисуса Христа?
  13. Что предприняли первосвященники после погребения Христова?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См. кн. 11,12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/11 (дата обращения: 26.10.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 26.10.2016).
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседы 84,85). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/84 (дата обращения: 26.10.2016).
  4. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 26). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/26     (дата обращения: 26.10.2016).
  5. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 26,27). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/26   (дата обращения: 26.10.2016).
  6. Филарет Московский, свт. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями. (См.: ч.2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/izbrannye-mesta-iz-svjashennoj-istorii-vethogo-i-novogo-zaveta-s-nazidatelnymi-razmyshlenijami/2_73 (дата обращения: 26.10.2016).
  7. Афанасий Великий, свт. О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.odinblago.ru/afanas_t3/o_yavlenii (дата обращения: 26.10.2016).
  8. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложени правосавной веры. (См.: кн. 3, гл. 24). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_24 (дата обращения: 25.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Видеоматериалы:

 

 

 

 


[1] Здесь Христос ссылается на пророчество Даниила (7:13).

[2] Багряница – ярко-красная ткань. Под багряницей, которую надели на Иисуса после бичевания, видимо, имеется в виду красный плащ римских воинов.

[3] Терн – сорное растение с большими жесткими колючками. В Палестине терн использовали при изготовлении изгородей и орудий наказания.

[4] Претория – резиденция римского наместника.

[5] Голгофа в переводе с евр. «лоб, череп».

[6] Всего во время Крестных страданий Господь произнес семь «слов» или фраз: 1) молитва за распинателей - «Отче, прости им, ибо не знают, что делают»; 2) обращение к разбойнику – «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»; 3) слова к Пресвятой Богородице и ап. Иоанну – «Жено, се, сын Твой», «Се, Матерь твоя»; 4) стон богооставленности – «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?»; 5) «Жажду»; 6) «Совершилось»; 7) «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой».

[7] Нисан – название весеннего месяца, с которого начинался год у евреев.