20. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Моление в Гефсиманском саду

Цель занятия – рассмотреть основные события Великой Среды и Великого Четверга.

Задачи:

  1. Рассмотреть предательство Иуды.
  2. Рассмотреть события, произошедшие на Тайной вечере.
  3. Рассмотреть последнюю беседу Господа с учениками.
  4. Рассмотреть взятие Христа под стражу.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить из курса «Катехизиса» православное учение о том, каким образом Господь совершил наше спасение.
  2. Познакомить слушателей содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседы 80,83). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/80 (дата обращения: 25.10.2016). // Он же. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. (См.: Беседа 72). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/72  
  2. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 26). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/26    (дата обращения: 21.10.2016) // Он же. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 14). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/14 (дата обращения: 25.10.2016).
  3. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 26). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/26   (дата обращения: 25.10.2016).
  4. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: кн. 9). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/9 (дата обращения: 25.10.2016).
  5. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложени правосавной веры. (См.: кн. 3, гл. 24). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_24 (дата обращения: 25.10.2016).
  6. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 1, п. 289). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/ (дата обращения: 25.10.2016).
  7. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 26.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Ключевые понятия:

  • Предательство;
  • Евхаристия;
  • Тайная вечеря.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Будучи Всеведующим Богом и зная, что Иуда хочет Его предать, пытался ли Христос остановить предателя? Если да, то как?
  2. В результате чего грех сребролюбия окончательно овладел Иудой?
  3. Какое пророчество исполнилось назначением цены за предательство Господа?
  4. Каким образом Господь разрешил спор учеников о первенстве, произошедший на Тайной вечере?
  5. Почему апостолы услышав от Христа, что среди них есть предатель, все стали спрашивать, не о них ли идет речь?
  6. Расскажите об установлении Таинства Евхаристии на Тайной вечери.
  7. О чем говорил Господь в Своей прощальной беседе с учениками?
  8. Почему произошло так, что Петр, пообещавший умереть за Христа, впоследствии отрекся от Него трижды?
  9. Как понимать слова Христа о том, что Его душа скорбит, ведь Бог, будучи Всеблагим и Вседовольным, не может испытывать подобные чувства?
  10. О чем молился Господь в Гефсиманском саду?
  11. Как произошло взятие Христа под стражу?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

1. Великая Среда. Предательство Иуды (Мф. 26:14-16; Мк. 14:10,11; Луки 22:1-6)

2. Великий Четверг. Тайная вечеря (Мф. 26:17-29; Мк. 14:12-25; Лк. 22:7-30 и Ин. 13:1-30)

3. Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками (Ин. 13:31-38 и главы 14-я, 15-я и 16-я; Мф. 26:30-35; Мк. 14:26-31 и Лк. 22:31-38)

4. Гефсиманская молитва (Мф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46; Ин. 18:1)

5. Взятие под стражу (Мф. 26:47-56; Мк. 14:43-52; Лк. 22:47-53 и Ин. 18:2-12)

1. Великая Среда. Предательство Иуды (Мф. 26:14-16; Мк. 14:10,11; Луки 22:1-6)

После беседы о кончине мира и Страшном Суде Христос вновь обращает внимание Своих учеников на ближайшие события: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26:2). Сказав это, Господь поднялся и вместе с учениками направился в Вифанию. Свт. Иоанн Златоуст говори то том, что Христос, хоть и предвидел предательство Иуды, но не оставлял заботы Своей о нем, стремясь исправить его намерения. «Христос, – говорит святитель, – не переставал с Своей стороны заботиться о нем [об Иуде], увещевать его, угрожать ему, соболезновать о нем, не открыто и явно, но сокровенно. В самое же время предания даже попустил облобызать Себя, — но все это для Иуды было бесполезно. Вот какое великое зло сребролюбие!».

В Иерусалиме в это время члены Синедриона собрались, чтобы вновь посовещаться о способах избавиться от Иисуса Христа. Чтобы взять Христа не при народе, нужен был предатель, знающий, где и когда Христос будет Один или только в окружении учеников. Таким предателем стал один из двенадцати апостолов, Иуда Искариот. После описания вечери в Вифании в Священном Писании говорится: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников» (Мф. 26:14,15). «Тогда»: этим словом выражается не столько последовательность событий, сколько их внутренняя логическая связь. «Когда чуждая жена, блудница, – говорит блж. Феофилакт, – оказала столь великую честь, тогда ученик уходит, чтобы предать Его! "Тогда пошел" сказано не напрасно, но чтобы обозначить бесстыдство Иудино». Иуда ожидал от Господа Иисуса Христа земных благ, мирского богатства и владычества: его корыстолюбие теряло терпение, видя полную нестяжательность Учителя: он начал сам вознаграждать себя из ковчежца, тайно присваивая себе вметаемые в него пожертвования, по свидетельству Евангелиста Иоанна (Ин. 12:6).

Случай в доме Симона прокаженного окончательно дал ему понять, что он напрасно ждет обогащения от Учителя добровольной нищеты и самоуничижения. Досада на Господа, обманувшего, как ему казалось, его надежды, и желание использовать хоть какой-нибудь случай к наживе, сделали его предателем. Уже зная о решении синедриона схватить Господа, он сам пошел к первосвященникам, чтобы предложить им за деньги свои услуги – предать им Господа без народа, в уединенном месте. «Что ми хощете дати?...» – эти слова указывают на его досаду и злобу против своего Учителя, которого он решил во всяком случае предать, не споря о цене. Поэтому ему и назначают в общем совсем ничтожную сумму – цену беглого раба – «тридесять сребреник», т.е. тридцать серебрянных, так называемых «священных сиклей». Такую цену положили, по-видимому, чтобы показать все свое презрение к Господу Иисусу Христу, и в расчете на скупость и сребролюбие предателя, который не станет торговаться. И Иуда действительно оказался сговорчивым, не требовал большего, и «оттоле искаше удобна времене, да Его предаст» (Мф. 26:16), Удобного случая, т.е. такого, когда можно будет схватить Иисуса наедине, без обычно окружавшего Его народа.

Назначением такой цены исполнилось пророчество Захарии (11:12-13) о 30 сребренниках, коими неблагодарный народ оценил отеческое попечение о нем Иеговы.

Таким образом, Иуда хотел предать Христа из-за денег, поскольку он был сребролюбцем; но любовь к наживе открыла сердце Иуды и другим страстям, так что он стал орудием диавола в его ненависти и желании погубить Христа.

2. Великий Четверг. Тайная вечеря (Мф. 26:17-29; Мк. 14:12-25; Лк. 22:7-30 и Ин. 13:1-30)

Наступил Великий Четверг, канун еврейской Пасхи. Вечером этого дня иудеи должны были приготовить пасхального агнца с горькими травами и съесть его с пресным хлебом, в память Пасхи, впервые совершенной их предками во время бегства из Египта.

Праздничную вечерю Спаситель вместе с апостолами совершил в Сионской горнице в Иерусалиме, где Петр и Иоанн заранее все приготовили для трапезы.

В начале вечери между учениками возник спор о первенстве: каждый считал себя лучше и достойнее другого. Тогда Христос показал им пример смирения: Он встал, снял с Себя верхнюю одежду и, препоясавшись полотенцем, начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Апостолы были смущены поведением Учителя, поскольку умовение ног гостям – это обычная обязанность слуги, но тут Сам Господь унизил Себя до такой крайности. Когда омовение закончилось, Христос объяснил апостолам, что тот, кто хочет быть большим среди них, пусть станет всем слугой; законы духовной жизни ставят смиренного человека выше гордеца. Ев. Иоанн, по мысли свт. Иоанна Златоуста, говорит здесь о Христе, «показывая Его великую заботливость об учениках и обнаруживая неизреченную любовь Его к ним… научая их матери всех благ — смиренномудрию». Святитель говорит, что образом Своего действия Спаситель явил нам пример того, как мы должны совершать добрые дела: «Смотри, как не умовением только Христос показывает Свое смирение, но и другими действиями. Не прежде возлежания Он встал, а тогда, когда уже все возлегли. Затем не просто умывает, но сначала сложил с Себя одежду. Но и на этом не остановился, а еще опоясался полотенцем; да и этим не удовольствовался, но Сам же влил воду, а не другому велел наполнить ее. Так все это Он делает Сам, чтобы показать тем, что, когда мы делаем добро, то должны делать его не с небрежностью, но со всем усердием».

Несколько раз на протяжении этой вечери Господь указывал на присутствие за трапезой предателя: при омовении ног Господь сказал апостолам: «Не все вы чисты», за трапезой Господь воскликнул: «Истинно, говорю вам, что один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня» (Мк. 14:18). У иудеев предательство друга другом, который разделял с ним трапезу, считалось самым страшным, поэтому слова Христа особенно сильно поразили и опечалили апостолов. Понимая в глубине сердец, что они боятся предупреждений о страданиях и гонениях, о которых постоянно говорил им Христос, и потому, как говорит блж. Феофилакт, что они «больше верили Богу, ведающему сердца их, нежели самим себе», они стали один за другим спрашивать Иисуса: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26:22). Когда Иуда-предатель, подобно остальным, спросил: «Не я ли, Равви?». Господь тихо ответил: «Ты сказал», что значило: да, ты (Мф. 26:25). Показывая Иуде, что Он знает о его замысле, Господь давал предателю возможность остановиться и не совершать зла.

Вечеря Великого Четверга известна как «Тайная вечеря», поскольку на ней было установлено Таинство Евхаристии. Когда завершена была ветхозаветная пасхальная трапеза, Иисус Христос взял хлеб, благословил его, разломил на части и, раздавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, Которое за вас предается» (Лк. 22:19). Затем, взяв чашу с вином, и благословив, подал ее апостолам со словами: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26:28; Лк. 22:19). «После того, как совершена была Пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое тело и Свою кровь», – говорит блж. Иероним.

В конце вечери, когда Иуда вышел и направился к старейшинам, была уже ночь.

После его ухода Господь сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13:31). Эти слова – о наступившем часе страданий Христа, плодом которых станет победа над злом и смертью. Свт. Кирилл Александрийский рассуждает о прославлении Сына и Отца следующим образом: «А как Он, по Его словам, прославился, это надо исследовать. Некоторые, может быть, скажут: а разве прежде Он не прославлялся совершением чудес? Когда одним словом утишил бушевавшее море и прекратил движение сильнейших ветров, тогда пред ним преклонились находившиеся в лодке и Он услышал, что “истинно Божий Сын – Ты” (Мф. 14:33). Так и жителя Вифании Лазаря заставив воротиться к жизни, совершил столь славное чудо, что, когда Он входил в Иерусалим во время праздника, все вместе с младенцами вышли навстречу Ему и выражали Ему досточудное приветствие в словах ”благословен Грядый во имени Господнем” (Мф. 21:9). Но и пять хлебов некогда преломив и две рыбки, совершил насыщение множества сошедшихся к Нему, без младенцев и женщин простиравшегося до пяти тысяч мужей. Это чудо некоторым казалось столь достославным, что, пораженные необычайностью события, искали Его для того, чтобы даже объявить царем (Ин. 6:15)… Поэтому каким образом, уже давно прославленный, Он называет Себя ”ныне” прославившимся? Да, Он прославился и являлся обладающим Божественною славою и посредством других событий. Но ведь конец славы и полнота величия состояли, без сомнения, в том именно, что Он пострадал за жизнь мира и дал средство для воскресения всех. Исследуя, сколь возможно хорошо, значение совершенного Им таинства, увидим, что Он не для Себя и собственно не ради Себя умер, но за все человечество пострадал и совершил как само страдание, так и воскресение после него. Он умер по плоти, являя Свою жизнь равновесною жизни всех и, равноценный всем, исполняя на Себе силу той изначальной клятвы. Воскрес же опять из мертвых к вечной и непрестанной жизни, восстановив в Себе целую (человеческую) природу, ибо, однажды подвергшись смерти, по написанному, “уже не умирает, смерть уже не обладает Им, ибо что умерло, греху умерло зараз, а что живет, живет Богу” (Рим. 6:9-10). Это благодаря Христу должно быть истинным и по отношению к нам самим. И мы также воскреснем уже не для смерти, но для жизни бесконечной… Считавшийся за простого человека, Он был весьма препрославлен, явившись действительным Богом и истинным Сыном Божиим, призванный не в новое достоинство быть Богом по природе, но чем был и прежде плоти, в это же, без сомнения, восшедши и с самой плотью, – вот в чем, будем думать, состояло прославление Его, хотя Он и всегда есть Господь Славы. Нового ни одного из Божественных достоинств не обретается во Христе, так как Он все имеет природно, как Бог, и прежде уничижения… Но с прославленным Христом сопрославляется, конечно, и “Бог” и Отец. ”Прославился” же ”в” Сыне, не прибавление славы получив от Своего Сына, ибо не имеет нужды во всем этом Божественная и неизреченная природа, но так как Он познан был, Кого Он есть Отец. Как славою и хвалою для Сына служит иметь такого по природе Отца, таким же, думаю, образом и для Самого Отца служит славою и хвалою иметь от Себя такого собственного Сына. Поэтому и говорит: ”И Бог прославился в Нем и Бог прославит Его в Себе и тотчас прославит Его”. Благодаря Сыну вместе с Ним прославился и Отец и со Своей стороны тотчас прославил Сына – слава приходит к обоим и чрез обоих».

С уходом Иуды час страданий Господа Иисуса Христа быстро приближался.

3. Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками (Ин. 13:31-38 и главы 14-я, 15-я и 16-я; Мф. 26:30-35; Мк. 14:26-31 и Лк. 22:31-38)

Готовя апостолов к предстоящей разлуке, Господь сказал им: «Дети! недолго уже быть Мне с вами...» (Ин. 13:33). Такими словами, говорит свт. Кирилл Александрийский, «Господь наш Иисус Христос благополезно указывает на то, что должно случиться с Его учениками вследствие Его отсутствия, и на те ужасы, какие явятся от будущих врагов их, чрез предсказание предуготовляя их к восприятию мужества». Утешая их, Христос сказал, что Он должен уйти, чтобы апостолы получили дар Святого Духа – это произойдет в день Пятидесятницы. Когда же Дух Святой придет к ним, Он напомнит им все, что говорил Христос, и даст им силу свидетельствовать о Христе даже до края земли, не боясь никаких земных мучений.

Боясь думать, что Христос говорит о смерти, встревоженный Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь?». «Куда Я иду, ты не можешь теперь идти...» (Ин. 13:36) – ответил ему Христос. Петр «спрашивает об этом, не столько желая узнать, куда Он идет, сколько выражая прикровенно ту мысль, что хотя бы Ты пошел путем труднейшим из всех, я и тогда последую за Тобой. Так он любил всегда быть вместе с Христом! Посему и Христос отвечает на мысль Петра: не можешь ты ныне последовать за Мною, а впоследствии пойдешь за Мною» (блж. Феофилакт Болгарский). Но ревностный Петр хотел немедленно последовать за Христом, понимая, что «последовать за Христом» означает «умереть»: «Я душу мою положу за Тебя», – сказал Петр Учителю (Ин. 13:37). «Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Ин. 13:38). Христос знал характер Петра, но предвидел, что в страшный час сердце его дрогнет. Но Он также знал, что Петр раскается и впоследствии сможет утвердить в вере других апостолов.

Свт. Кирилл Александрийский поясняет почему Петр, несмотря на свою ревность, не смог бы сдержать свое обещание, и чему нас должен научить его пример. Святитель говорит: «Петр обещает больше, чем сколько мог исполнить, хотя и имеет достохвальную ревность к этому… [Христос], предсказав, что напряжению присущей ему ревности не будет соответствовать сила его души, но что он ослабнет и отступит настолько, что отречется по одному только страху пред опасностью, — Он, однако ж, не сделал никакой угрозы и не говорит, что за это он может подвергнуться Божественному гневу. Знал Он, что немощна еще природа и не может снести угрозу смерти. Ведь она (смерть), еще не упраздненная, чрез воскресение Его, удручала души всех и была еще в состоянии одним только страхом сокрушить даже и очень мужественного и весьма способного на отвагу… Когда же Спаситель наш расторг ее узы, она явилась сладостною для любящих Христа, хотя бы и приступала жестоко, ибо на место ее вошла вечная жизнь, разрушающая державу тления.

Также и здесь опять никто да не думает, что Петр отрекся и изнемог по причине слов Христа. Отнюдь не налагая необходимости и насильно не привлекая к страданию, говорит это Христос, но о чем Он знал, как Бог...

…что случилось с древними, написано для вразумления их потомков (1Кор.10:11)... Не должно, думаю, давать Богу каких-либо поспешных обещаний и браться совершать то, что иногда выше сил, как будто бы мы имели власть над предметами... Впрочем, думаю, не лишено и гордости поспешно говорить, что совершу это или то. Напротив, во всем, что кто-либо решился сделать и желает совершить, должно возглашать то, что сказал премудрейший ученик: ”Если Господь пожелает и мы живы будем” (Иак.4:15). Рвение благодетельное, говорю, должно быть присуще душам боголюбцев и горячее желание всеми силами совершать добродетель, но путь к этому – просить вышнего благоволения и легкомысленно не обещаться, как будто это в твоих руках».

Оставляя апостолов, Господь дал им новую заповедь – о любви, образом которой стал Он Сам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам» (Ин. 13:34-35; 15:13-14). «Как же Он называет эту заповедь новою, когда она была и в ветхом завете? – спрашивает свт. Иоанн Златоуст. – Он сделал ее новою по самому образу; поэтому присовокупил: “как Я возлюбил вас”. Я, говорит, не долг вам отдал за предшествовавшие ваши заслуги, а Сам начал (любить вас). Так и вы должны благотворить своим друзьям, хотя бы и ничем не были обязаны им».

Господь предупредил апостолов, что их ожидает множество страданий. Ненависть мира, лежащего во зле, после ухода Христа обрушится на Его учеников. Но будущие страдания – ничто, потому что настоящая победа, победа над смертью и грехом, всегда останется за Христом: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

4. Гефсиманская молитва (Мф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46; Ин. 18:1)

Уйдя из горницы, Христос с апостолами перешел поток Кедрон, и направился в Гефсиманию – большой сад на склоне Елеонской горы. Утомленные ученики расположились на ночлег, а Христос, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, удалился вглубь сада. «Душа Моя скорбит смертельно, – сказал Он трем ученикам, – побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:38). По мысли прп. Ефрема Сирина, Христос сказал, что Его душа скорбит, чтобы «показать, что облекся немощною плотью и соединился с душою, которая может страдать».

Отойдя от них немного, Он пал на землю и стал молиться: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Безгрешная человеческая природа Христа сопротивлялась чуждой ей смерти. Прп. Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «когда Христос сказал: “Отче,... аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты” (Мф. 26:39), то не очевидно ли всякому, что (этим) Он учил нас во время испытаний просить помощи от одного только Бога, и волю Божию предпочитать своей; и вместе показывал, что Он истинно усвоил Себе свойственное нашему естеству, и действительно имел две воли, конечно, естественные и сообразные с тем и другим естеством Его, однако же не враждебные одна другой? Он говорит: “Отче”, – как Единосущный; ”аще возможно есть” – говорит не потому, что не знает, возможно ли, ибо что невозможно Богу? – но чтобы научить нас предпочитать волю Божию нашей. Ибо невозможно одно только то, чего Бог не хочет и не позволяет. ”Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты”. Как Бог, Он имеет одну и ту же волю с Богом Отцем, но, как человек, Он естественно обнаруживает волю человеческую, ибо она естественно отвращается от смерти».

Вернувшись к трем апостолам, Господь нашел их спящими и, обратившись к Симону-Петру, который недавно выказал готовность идти с Ним до конца, укорил его: «Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:37-38). «Все спали, между тем Он обличает Петра, – замечает свт. Иоанн Златоуст, – напоминая ему прежние его слова. Слово: со Мною Он употребил здесь не без причины, и как бы так сказал: ты не можешь со Мною бодрствовать; как же положишь за меня душу?». Он трижды отходил от них и возвращался, но у уставших апостолов не было сил выполнить просьбу Учителя, и они по-прежнему спали.

Единственным, кто утешал Христа, был ангел Господень. Душевные же страдания Христа в Гефсимании были настолько сильны, что пот Его падал на землю, как капли крови.

5. Взятие под стражу (Мф. 26:47-56; Мк. 14:43-52; Лк. 22:47-53 и Ин. 18:2-12)

Окончив молитву, Христос подошел к спящим ученикам. «Вы все спите и почиваете! Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Мк. 14:41).

Внезапно сад осветился фонарями и факелами и послышался топот приближающейся толпы. Люди были вооружены: одни из них держали палки и колья, другие – мечи и копья; среди народа были воины из стражи храма. Впереди всех шел Иуда, выдавший местопребывание Иисуса старейшинам.

Спаситель пошел навстречу толпе. Иуда, делая вид, что возвращается из города и ничего общего не имеет с пришедшей толпой, быстро приблизился к Спасителю, чтобы поздороваться с Ним и этим указать воинам, Кого именно нужно схватить – чтобы в темноте не произошло ошибки. Господь кротко спросил его: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф. 26:50). Иуда, наклонившись к Иисусу, сказал: «Радуйся, Равви!» и поцеловал Его. Христос, показывая Иуде, что знает цену этого поцелуя, спросил: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22:48). Эти кроткие слова Господа показывают, по мнению блж. Феофилакта, что Он «до последнего времени пламенел к нему любовью. Поэтому не обидел его, не назвал его бесчеловечным и крайне неблагодарным, но назвал его собственным именем: ”Иуда”. И не упрекнул бы, если бы и это не служило к его улучшению, в случае его желания. Ибо Он сделал это и, по-видимому, упрекнул для того, чтоб Иуда не подумал, что Он укроется, но чтобы, по крайней мере, теперь, признав Его Владыкой, как Всеведущего, припал к Нему и раскаялся. Господь знал, что Иуда неисправим, однако же, творил Свое, подобно как и Отец Его творил в Ветхом Завете; знал, что евреи не послушают, однако же, посылал пророков. А вместе и нас научает сему самому, именно: чтоб мы не оскорблялись при исправлении падающих».

Тем временем стража окружила Иисуса. Глядя на вооруженных людей, Спаситель сказал: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22:52-53).

Порывистый Петр вынул меч и хотел защитить Учителя, но Христос, приучая апостола к евангельской жизни, запретил ему это делать: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Путь Христов – это путь добровольных страданий, и на этом пути Он не нуждался в защите ни учеников, ни ангелов (см. Мф. 26:53). В словах Спасителя есть и напоминание известной ветхозаветной нормы: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9.6). Иудеи, желавшие смерти Христовой и предавшие Его в руки римлян, вскоре сами были истреблены мечом римлян – во время Иудейской войны в 66-71 гг. Р.Х., когда палестинские евреи подняли восстание, жестоко подавленное римлянами.

Стража связала Христа. Ученики, опасаясь за свою жизнь, разбежались. Христа вывели из Гефсиманского сада и повели в Иерусалим. Только апостолы Петр и Иоанн следовали за Учителем на расстоянии.

Проверочные вопросы:

  1. Будучи Всеведующим Богом и зная, что Иуда хочет Его предать, пытался ли Христос остановить предателя? Если да, то как?
  2. В результате чего грех сребролюбия окончательно овладел Иудой?
  3. Какое пророчество исполнилось назначением цены за предательство Господа?
  4. Каким образом Господь разрешил спор учеников о первенстве?
  5. Почему апостолы услышав от Христа, что среди них есть предатель, все стали спрашивать, не о них ли идет речь?
  6. Расскажите об становлении Таинства Евхаристии на Тайной вечери.
  7. О чем говорил Господь в Своей прощальной беседе с учениками?
  8. Почему произошло так, что Петр, пообещавший умереть за Христа, впоследствии отрекся от Него трижды?
  9. Как понимать слова Христа о том, что Его душа скорбит, ведь Бог, будучи Всеблагим и Вседовольным, не может испытывать подобные чувства?
  10. О чем молился Господь в Гефсиманском саду?
  11. Как произошло взятие Христа под стражу?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседы 80,83). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/80 (дата обращения: 25.10.2016). // Он же. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. (См.: Беседа 72). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/72  
  2. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 26). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/26    (дата обращения: 21.10.2016) // Он же. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 14). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/14 (дата обращения: 25.10.2016).
  3. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 26). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/26   (дата обращения: 25.10.2016).
  4. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: кн. 9). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/9 (дата обращения: 25.10.2016).
  5. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложени правосавной веры. (См.: кн. 3, гл. 24). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_24 (дата обращения: 25.10.2016).
  6. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 1, п. 289). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/ (дата обращения: 25.10.2016).
  7. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 26.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Видеоматериалы: