19. Эсхатологическая речь Спасителя. Увещание к бодрствованию

Цель занятия – рассмотреть евангельское учение о последних временах, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде.

Задачи:

  1. Рассмотреть беседу Господа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором Пришествии.
  2. Рассмотреть притчи о десяти девах и о талантах и их святоотеческие толкования.
  3. Рассмотреть беседу Господа с учениками о Страшном Суде.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить из курса «Катехизиса» православное учение о Втором Пришествии, воскресении из мертвых и Страшном Суде.
  2. Познакомить слушателей содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 21.10.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 76,77). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/76 (дата обращения: 21.10.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 24,25). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/25    (дата обращения: 21.10.2016).
  4. Максим Исповедник, прп. Вопросы и недоумения. (См.: ч. 2., I.67) [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/voprosy-i-nedoumenija/2 (дата обращения: 21.10.2016).
  5. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 24,25). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/25  (дата обращения: 21.10.2016).
  6. Григорий Великий (Двоеслов), свт. Сорок бесед на Евангелия. (См.: Беседа 9). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/besedy-na-evangeliya/9 (дата обращения: 21.10.2016).
  7. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. (См.: Слово 21). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/21 (дата обращения: 21.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Ключевые понятия:

  1. Страшный Суд;
  2. Второе Пришествие;
  3. Знамения;
  4. Добродетель.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Каковы признаки Второго Пришествия по словам Спасителя?
  2. Как соотносятся признаки Второго Пришествия с событиями, предшествовавшими разрушению Иерусалима?
  3. Что говорит Господь о времени Второго Пришествия?
  4. Что показано Господом в притче о десяти девах? Как ее толкуют святые отцы?
  5. Какие образы использует Господь в притче о талантах?
  6. Как Господь описывает Страшный Суд?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

1. Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором Пришествии (Мф. 24:1-51; Мк. 13:1-37 и Лк. 21:5-38)

2. Притча о десяти девах (Мф. 25:1-13)

3. Притча о талантах (Мф. 25:14-30)

4. Беседа о Страшном Суде (Мф. 25:31-46)

1. Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором Пришествии (Мф. 24:1-51; Мк. 13:1-37 и Лк. 21:5-38)

Покинув храм, Господь вышел из Иерусалима и с апостолами молча поднялся на Елеонскую гору. Иерусалимский храм во всей своей красоте и величии стоял перед их глазами. Один из апостолов, указывая на великолепие храма, сказал Христу: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!». Ответом на восхищение были скорбные слова Христа: «Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк. 13:1,2). Иерусалимский храм, оставленный Богом, ставший пристанищем лицемеров и вертепом разбойников, обречен на гибель.

На вершине горы Спаситель долго смотрел на город, который веками ждал своего Избавителя, а, дождавшись, отверг. Наконец, апостолы спросили Христа: «Учитель, скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3) Примирившись с мыслью о неизбежности разрушения храма, ученики думали, что ожидаемое всеми Царство Мессии начнется сразу после гибели Иерусалима и это станет концом земной истории.

Господь сказал, что и перед разрушением Иерусалима, и перед концом мира появятся лжепророки, которые будут говорить: «Я – Христос», и многих введут в заблуждение, и прельстят. Незадолго до конца и Иерусалима, и конца мира начнутся смуты, междоусобия и кровопролитные войны; а голод, моровая язва и землетрясения умножат скорби людей.

Дни суда Божия над Израилем начнутся, когда Иерусалим будет окружен войсками. Жители Иерусалима, если не промедлят, смогут спастись в горах. Многие из евреев погибнут, покоренный же Иерусалим останется во власти язычников до тех пор, пока не окончатся времена язычников. Скорбь будет тогда такая, какой не было от начала мира.

Все, что сказал Господь об Иерусалиме, с точностью сбылось еще при жизни тех людей, которые были свидетелями пришествия в мир Спасителя. В 70-м году римский полководец Тит осадил взбунтовавшийся Иерусалим, а затем с крайней жестокостью взял его штурмом. Город и храм были разрушены до основания. Несмотря на желание самого римского военачальника Тита сохранить храм, как чудо искусства, определение Божие не могло не сбыться: от случайно брошенной одним римским воином горящей головни храм сгорел дотла. Во время осады и штурма города было убито один миллион сто тысяч евреев и взято в плен девяносто семь тысяч человек. Восставшие были жестоко наказаны: у римлян не хватало крестов, чтобы распять всех бунтарей.

Но с разрушением Иерусалима и его храма не закончится история мира.

Гибель Иерусалима – прообраз грозных событий, которые должны произойти перед Вторым пришествием Христовым. Господь назвал множество признаков, которые позволят верующим узнать приближение кончины этого мира. Так, об этом будут возвещать знамения на небе и земле. Видя их, люди будут умирать от страха и ожидания новых бедствий. Перед Вторым пришествием мир охватят войны: «Восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24:7). Умножатся беззакония, в упадок придут вера и нравственность: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Брат будет предавать брата, отец детей, дети родителей. Появится множество лжеучителей и лжепророков, которые прельстят многих. Верующих будут ненавидеть и гнать, требуя отречения от Христа, и некоторые, испугавшись мучений, отрекутся, другие же, терпеливо перенося страдания, спасутся.

Не принявшие Христа не смогут сослаться на неведение и незнание; Господь сказал, что Его учение будет всем проповедано: уже накануне гибели Иерусалима все народы Римской империи услышали принесенную апостолами весть о Христе воскресшем, ко времени Второго Пришествия не будет народа на земле, ни разу не слышавшего о Спасителе.

Непосредственным предвестником пришествия Христова во славе явится знамение креста на небе. Это знамение, помысли св. Иоанна Златоуста нужно будет, «для того чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть… не будет нужды в обличении после того, как они увидят крест; и они восплачут, так как не получили никакой пользы от смерти Его, и распяли Того, Которому должны были поклоняться».

Господь сказал ученикам, что точного времени кончины мира никто не знает, кроме Бога: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). Как вор приходит в дом неожиданно, так внезапно наступит и конец мира. И тогда все, живые и мертвые, должны будут дать отчет о своей прожитой жизни. Господь скрыл от нас время Своего Второго Пришествия, как говорит прп. Ефрем Сирин, «дабы мы бодрствовали и каждый из нас думал, что Он придет в его время. Ведь если бы открыл то время, в какое придет, то Его пришествие сделалось бы безразличным (для нас) и перестало бы составлять предмет желания народов и веков, среди которых откроется. Сказал, что придет, но не сказал, когда придет, и, таким образом, все поколения и века горячо ожидают Его. Ибо хотя Господь определил знамения пришествия Своего, однако предельный конец их отнюдь ясно не усматривается, потому что эти знамения в многократной перемене наступали и проходили, и даже доселе продолжаются. Ведь последнее пришествие Его подобно первому. Как (тогда) праведники и пророки ожидали Его, думая, что Он откроется в дни их, также и ныне каждый верующий желает принять Его в свое время, потому что Он не объявил дня пришествия Своего; и (сделал) это главным образом по той причине, чтобы кто-нибудь не счел подчиненным предопределению и часу Того, во власть и господство Коего отданы сроки и времена». Святые отцы задавались вопросом о том, как нужно понимать слова Христа о том, что это время скрыто и от Него Самого. По мысли свв. отцов, Господь сказал так, чтобы пресечь в Своих учениках ненужное любопытство по этому поводу. Так свт. Иоанн Златоуст говорит: «Словами: ”ни Ангелы” Христос удерживает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и сами ангелы; словами же: ”ни Сын” — возбраняет им не только знать, но и спрашивать об этом». А прп. Ефрем Сирин кроме этой причины указывает то, «чтобы данные Им знамения оказались полезными, подобно болезни для больного, потому что (последний также) не знает дня смерти. Итак, сими словами почтил знамения Свои, дабы, начиная с этого дня, все поколения и века думали, что пришествие Его совершится в их время». Прп. Максим Исповедник рассматривает это вопрос с точки зрения соединения дух природ во Христе. Он говорит: «Существует два [вида] неведения – укоризненное и неукоризненное; и одно из них зависит от нас, а другое не зависит от нас. То, что укоризненное и зависит от нас, касается добродетели и благочестия. То же, что неукоризненно и не зависит от нас, касается вещей, о которых мы, хотя и хотим знать, не знаем, ибо они происходят далеко или произойдут в будущем. Итак, если [в случае] со святыми пророками они по благодати распознавали далекое и не зависящее от нас, не в несравненно ли большей степени Сын Божий знал все [вещи], и по этой причине [Его] человечество, не по природе, но по единению с Логосом [знало их]? Ибо подобно тому как раскаленное в огне железо имеет все свойства огня – ибо горит и жжет, – хотя по природе не огонь, но железо, так и человечество Господа, по единению с Логосом все знало, и все, что подобает Божеству, в нем было явлено. По [самой] же человеческой природе, соединенной с Ним [то есть, Логосом], говорится, что Он не знал».

«Итак, бодрствуйте, - закончил Господь, – потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42). «Бодрствовать» в данном случае означает «всегда хранить верность Богу».

2. Притча о десяти девах (Мф. 25:1-13)

В этой притче Второе Пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом невесты. Жениха, приходившего в сопровождении друзей и «сынов брачных» (Ин. 3 и Мф. 9:15), встречали очень торжественно, выходили к нему навстречу со светильниками в руках, а так как жених мог опоздать приходом, то встречавшие должны были иметь в отдельных сосудах запасное масло, на случай, если налитое в светильники сгорит до прихода жениха. Употребляя этот понятный на Востоке образ, Господь сравнил ожидание Своего Второго Пришествия с ожиданием жениха, которого должны встретить 10 дев со светильниками в руках.

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И, как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25:1-12).

«Брак» в этой притче означает грядущее Царство Божие, «Жених» это Христос, «девы» – люди, ожидающие Христа; «масло» означает благодать Божию, которую человек должен стяжать верой и добрыми делами; «ожидание жениха» это земная человеческая жизнь, цель которой – встреча со Христом. «Неразумные девы» – это люди, которые не заботились о стяжании благодати Духа Святого, поэтому Царство Божие, как двери брачного чертога, оказались для них закрытыми.

Притчу Господь опять заканчивает призывом бодрствовать, «потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25:13).

В количестве дев разумных и неразумных блж. Иероним видит пять чувств. Он пишет: «Под пятью девами, неразумными и разумными, мы можем понимать пять чувств, которые у одних устремляются к небесному и желают высшего, а у других жаждут земной нечистоты и не имеют теплоты истины, которой они могли бы просветить свои сердца. О зрении, слухе и осязании в духовном смысле сказано: Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши [1Ин. 1:1]. О вкусе говорится: Вкусите, и увидите, как благ Господь [Пс. 33:9.]; об обонянии - От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро [Песн. 1:2.], и: Мы Христово благоухание [2Кор. 2:15.]». Сон десяти дев означает смерть: «Задремали все, т. е. умерли, потому что смерть святых именуется сном». Такой же точки зрения придерживается блж. Феофилакт. По его мнению, так Господь показал, что Его Второе Пришествие совершится не скоро.

Тем, что в полночь раздается крик, который будит дев, по мысли блж. Феофилкта, «показывается, что Господь придет нечаянно, так как в полночь мы спим глубоким сном. Приходит при крике; это значит: при втором пришествии возгласит труба. Светильники – наши души. Особенно ум каждого – светильник: он горит тогда, когда имеет елей добрых дел и милостыню. Девы действительно неразумны уже потому, что искали елея, когда уж не время было получать его. Мудрые говорят: “как бы не случилось недостатка и у нас, и у вас”, это значит: добродетелей ближнего едва достаточно для оправдания его самого, а для меня они бесполезны. Каждый может получить оправдание только от своих дел, а не от дел другого. Неразумные идут к продающим, то есть беднякам; это значит; они раскаялись, что не творили милостыни. Только теперь они узнают, что мы должны получать елей от бедных. Поэтому слова, что они ушли к продающим купить елея, означают то, что они в мысли своей ушли к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело милостыня. Но дверь была уже заперта для них, ибо после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания».

3. Притча о талантах (Мф. 25:14-30)

В отличие от Первого пришествия, Второе пришествие Христово будет во славе; во второй раз Господь придет, чтобы судить мир. Каждый человек ответит за прожитую жизнь, за то, как он распорядился данными ему Богом дарами (талантами). Об этом говорит притча о талантах.

«Некий человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:14-30).

Под «талантами» в этой притче подразумеваются духовные, душевные и телесные способности, которыми Бог наделил всех людей. Вся земная жизнь человека есть постоянное ожидание встречи с Господом. Но ожидание не должно быть праздным: каждый человек должен развивать все свои способности для приобретения добродетелей и благодати Божией. Ленивые же и лукавые люди будут наказаны и брошены в вечный мрак.

Приведем токование этой притчи свт. Григория Великого. Он говорит: «кто этот, отходящий человек, если не наш Искупитель, Который в принятой Им плоти отшел на небо? Ибо собственное место плоти есть земля, и она отходит как бы на чужбину, когда Искупителем нашим помещается на небе. Но человек оный, отправляясь в путешествие, передал свои блага рабам своим, потому что (Искупитель) сообщил духовные дары Своим верующим… пять (талантов) суть чувства телесные, именно: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Следовательно, пятью талантами обозначается дар пяти чувств, т. е. знание внешнего. А двумя означается разумение и деятельность. Именем же единого таланта означается только разумение. Но получивший пять талантов приобрел другие пять, потому что есть люди, которые хотя и не умеют проникать во внутреннее и таинственное, однако же, по вниманию к Вышнему Отечеству, правильно учат тех, которых могут, о самом внешнем, которое они преемственно знают; и когда они берегут себя от наглости плоти и домогательства земных благ, тогда других увещанием удерживают от того же. И есть люди, которые, имея как бы два таланта, приемлют разумение и деятельность; тонко разумеют внутреннее, дивное совершают во внешнем; и когда они и разумением и деятельностью проповедуют другим, тогда двоякую, так сказать, приобретают прибыль от торга. Но хорошо другие пять, или другие два, относятся к усугублению, потому что, когда проповедь простирается на оба пола, тогда принятые таланты как бы усугубляются. – Приемший же один талант, отходя, закапывает (его) в землю и скрывает деньги господина своего. Зарыть талант в землю – значит полученное дарование запутать в земных делах, не желать прибретения духовного, никогда не возвышать сердца от земных помыслов. Ибо есть люди, которые получили дар разумения, однако же мудрствуют одно только плотское… Замечательно, что непотребный раб называет господина жестоким, но, несмотря на то, притворяется, будто он служит ему с пользою, и говорит, что он убоялся употребить талант для приращения, тогда как он должен был бояться только того, дабы не возвратить его господину без приращения. Ибо в Святой Церкви много есть людей, коих этот раб служит образом; они боятся вступить на стези лучшей жизни и однако же не боятся лежать в лености своего тела; и когда признают себя грешниками, тогда страшатся вступить на пути святости, а не боятся оставаться в своих нечистотах… Раб обличается из слов своих, когда господин говорит: ”жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал”. Ясно говорит он как бы так: ”Если, по твоему мнению, я требую и того, чего не давал, то тем более я требую от тебя то, что я дал для приращения; следовательно, тебе надлежало отдать мои деньги торжникам: и я, придя получил бы как свою собственность с приращением”». Поясняет святитель и то, почему талант ленивого раба господин отдает не тому верному рабу, у которого было талантов меньше, а тому, у которого их было больше: «Казалось бы, гораздо приличнее взятый от лукавого раба один талант передать тому, кто получил два таланта, нежели тому, кто получил пять. Ибо надобно прибавить тому, кто имел менее, нежели тому, кто имел более. Но, как мы выше сказали, под пятью талантами разумеются именно пять чувств, т. е. знание внешнего, а под двумя выражается разумение и деятельность. Следовательно, получивший два таланта имел более, нежели получивший пять, потому что этот пятью талантами заслужил управления внешним, но не имел еще разумения внутреннего. Следовательно, один талант, который, как мы сказали, означает разумение, должно было дать тому, который хорошо управлял полученным внешним. Это мы ежедневно видим в Святой Церкви, потому что многие, когда хорошо управляют внешним, которое получают, доводятся приумноженной благодатью и до разумения таинственного, так что и внутренним разумением сияют те, которые верно распоряжаются внешним». Свт. Григорий подытоживает свое слово предупреждением о том, что нет такого человека, которому не был бы дан ни один талант и которому не пришлось бы за него ответить: «Но надобно знать, что ни один ленивец не свободен от этого получения таланта… Ибо один получил разумение, – и этим талантом обязуется к служению проповедания. Другой получил земное богатство, – и обязуется к вещественной милостыне таланта. Третий не получил ни разумения внутреннего, ни богатства, однако же изучил искусство, от которого питается, – и ему самое это искусство вменяется в принятие таланта. Четвертый ничего из этого не достиг, однако же, быть может, заслужил место дружества у богатого, и он подлинно получил талант дружества. Следовательно, если он ничего не говорит ему (богатому) за нуждающихся в помощи, то осуждается за скрытие таланта. – Итак, имеющий разумение всемерно должен стараться, чтобы не молчать; имеющий богатство должен бодрствовать, чтобы не облениться в делах милосердия; имеющий искусство, которым содержится, всемерно должен стараться, чтобы употребление и пользу оного разделять с ближним; имеющий место у богатого должен страшиться осуждения за скрытие таланта, если не вступается перед ним за бедных, когда может. Ибо от каждого из нас грядущий Судия потребует столько, сколько дал. Итак, чтобы каждому в пришествие Господне быть безопасным в отчетности своего таланта, надобно ежедневно со страхом взвешивать то, что он получил. Ибо вот уже близко (то время), когда Отшедший в другую страну возвратится».

4. Беседа о Страшном Суде (Мф. 25:31-46)

Рассказав апостолам о признаках славного Второго пришествия и заповедав им всегда бодрствовать, Иисус далее раскрывает перед учениками картину Страшного Суда.

На Страшный Суд Христов соберутся все люди, когда-либо жившие на земле, начиная от Адама, ибо все они по слову Божию воскреснут из мертвых. Господь придет с сонмом ангелов и сядет на престоле славы Своей, чтобы судить мир. Когда соберутся перед Ним все люди, Он отделит праведников и поставит их по правую сторону, а грешников – по левую. После этого Божественный Судья обратится к праведникам и скажет им: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).

Для праведников удивительна будет эта похвала, и они ответят Христу: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25:37-39). Господь же скажет, что их помощь страдающим и нуждающимся – это помощь Ему Самому.

Тех же, кто стоит по левую руку, Господь укорит в том, что когда Он был голоден, они не накормили Его, когда изнемогал от жажды – не напоили, когда просил пустить под свой кров для ночлега – остались равнодушны, когда был болен – не позаботились, когда был в темнице – не навестили. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…» (Мф. 25:41). Для грешников непонятен будет укор Христа, пока Он не объяснит, что отворачиваясь от всех несчастных, они отказывали в помощи и Самому Христу.

И пойдут одни в муку вечную, другие же – в жизнь вечную. Притчей о Страшном Суде Христос напоминает, какое значение в спасении человека имеют добрые дела, совершаемые людьми из любви друг к другу.

Прп. Симеон Новый Богослов говорит, что помощь алчущим и жаждущим, о которой говорит в этой притче Спаситель нужно понимать более широко: «Господь сказал сие не относительно одних бедных и тех, которые не имеют телесной пищи (как думают иные), но сказал относительно и всех других братий наших, которые не алчбою хлеба томятся, но алчбою слышания словес Господа и делания заповедей Его, так как заповедь Его есть жизнь вечная. Сколько душа честнее тела, столько же пища душевная необходимее пищи телесной… Воля же пославшего Его Отца есть спасение человеков. И поистине Христос алчет и жаждет, то есть крайним и неудержимым желанием желает единого спасения всех человеков. Спасение же человеков есть удаление от всякого греха, какового удаления от греха невозможно справить без делания добродетелей и исполнения всех заповедей. Следовательно, когда исполняем мы заповеди Христовы, тогда питаем и насыщаем Христа, Господа всякой твари. И святые отцы наши говорят, что как злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбою и обессилевают; так и Христос, обнищавший нашего ради спасения, питаем бывает нами, когда творим заповеди Его, и оставляется в алчбе, когда не творим воли Его».

Проверочные вопросы:

  1. Каковы признаки Второго Пришествия по словам Спасителя?
  2. Как соотносятся признаки Второго Пришествия с событиями, предшествовавшими разрушению Иерусалима?
  3. Что говорит Господь о времени Второго Пришествия?
  4. Что показано Господом в притче о десяти девах? Как ее толкуют святые отцы?
  5. Какие образы использует Господь в притче о талантах?
  6. Как Господь описывает Страшный Суд?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 21.10.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 76,77). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/76 (дата обращения: 21.10.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 24,25). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/25    (дата обращения: 21.10.2016).
  4. Максим Исповедник, прп. Вопросы и недоумения. (См.: ч. 2., I.67) [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/voprosy-i-nedoumenija/2 (дата обращения: 21.10.2016).
  5. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 24,25). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/25  (дата обращения: 21.10.2016).
  6. Григорий Великий (Двоеслов), свт. Сорок бесед на Евангелия. (См.: Беседа 9). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/besedy-na-evangeliya/9 (дата обращения: 21.10.2016).
  7. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. (См.: Слово 21). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/21 (дата обращения: 21.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Видеоматериалы: