18. Проклятие смоковницы. Изгнание торгующих из храма. Три обличительные притчи. Три искусительных вопроса

Цель занятия – рассмотреть евангельское повествование и смысл проклятия смоковницы, обличение фарисеев, книжников и саддукеев в притчах и беседах.

Задачи:

  1. Рассмотреть евангельское повествование о проклятии смоковницы и соответствующие толкования святых отцов.
  2. Рассмотреть три обличительных притчи Христа и их святоотеческие толкования.
  3. Рассмотреть три искусительных вопроса, заданные Христу, и их святоотеческие толкования.
  4. Рассмотреть обличительную речь Христа и Его высказывание по поводу лепты вдовы.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить что такое фарисейство, какие черты фарисеев Христос обличал ранее в Своих словах и притчах.
  2. Познакомить слушателей содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 20.10.2016).
  2. Иоанн Дамаскин, прп. Беседа на иссохшую смоковницу и притчу о винограде. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/beseda-na-issokhshuju-smokovnitsu-i-pritchu-o-vinograde/ (дата обращения: 20.10.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 21,22). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/21   (дата обращения: 20.10.2016).
  4. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 21). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/21 (дата обращения: 20.10.2016).
  5. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 67-70, 72). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/67 (дата обращения: 20.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Ключевые понятия:

  • Фарисеи;
  • Саддукеи;
  • Книжники;
  • Притча;
  • Обличение;
  • Закон;
  • Благодать;
  • Грех.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что символизирует собой бесплодная смоковница по толкованиям святых отцов?
  2. Где ранее в Евангелии встречался образ бесплодной смоковницы?
  3. Какое аллегорическое толкование изгнанию торгующих из храма дает блж. Феофилакт?
  4. Какие образы содержатся в притче о двух сыновьях?
  5. В чем смысл притчи о злых виноградарях? Как ее толкует блж. Феофилакт?
  6. Какова главная мысль притчи о званых на брачный пир царского сына? Поясните.
  7. Что в аллегорическом смысле означает присутствие на брачном пире человека в небрачной одежде?
  8. Что объединяет все три рассмотренные в данной теме притчи?
  9. Каким образом фарисеи и иродиане хотели искусить Господа вопросом о подати кесарю?
  10. В чем заключался вопрос саддукеев? Как Христос на него ответил?
  11. Чем было обусловлено возникновение вопроса о наибольшей заповеди в Законе?
  12. Каким образом Христос показал законникам, что Мессия имеет божественное достоинство? Смогли ли они это понять?
  13. В чем Господь обличает фарисеев в Своей обличительной речи?
  14. Почему мелкие монеты вдовы были настоящей жертвой?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

1. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы (Мф. 21:18-19; Мк. 11:12-14)

2. Изгнание торгующих из храма (Мф. 21:12-17; Мк. 11:15-19; Лк. 19:45-48)

3. Великий Вторник. Последнее посещение храма (Мф. 21:23-27; Мк. 11:27-33 и Лк. 20:1-8)

4. Три обличительные притчи

4.1. Притча о двух сыновьях (Мф. 21:28-32)

4.2. Притча о злых виноградарях (Мф. 21:33-46; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)

4.3. Притча о званных на брачный пир царского сына (Мф. 22:1-14)

5. Три искусительных вопроса Христу

5.1. Вопрос о подати кесарю (Мф. 22:15-22; Мк. 12:13-17; Лк. 20:20-26)

5.2. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении (Мф. 22:23-33; Мк. 12:18-27; Лк. 29:27-40)

5.3. Беседа о наибольшей заповеди в законе и о Божественном достоинстве Мессии (Мф. 22:34-46; Мк. 12:28-37; Лк. 20:40-44)

6. Обличительная речь против книжников и фарисеев (Мф. 23:1-39; Мк. 12:38-40;  Лк. 20:45-47)

7. Лепта вдовы (Мк. 12:41-44 и Лк. 21:1-4)

1. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы (Мф. 21:18-19; Мк. 11:12-14)

Переночевав в Вифании, Христос на другой день рано утром опять пошел с апостолами в Иерусалим. По дороге Он почувствовал голод и, увидев у дороги покрытую листьями смоковницу, подошел к ней, чтобы подкрепиться ее плодами. Смоковница необычное дерево: сначала у него появляются плоды, а затем уже листья. Господь увидел смоковницу, покрытую листьями, что (хотя еще не наступил период собирания смокв) давало надежду на наличие и плодов. Но дерево оказалось бесплодным. Тогда Господь, обращаясь к бесплодному дереву, сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк. 11:14). И смоковница тотчас начала засыхать.

Это единственное чудо Христа, направленное на уничтожение, а не на исправление творения. Господь проклинает дерево, которое имело вид плодоносящего, хотя и не время было смоковницам плодоносить.

Чудо проклятия бесплодной смоковницы было предсказанием Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Израиля при разрушении Иерусалима и храма римлянами в 69-70 годах. Эта бесплодная засохшая смоковница стала символом еврейского народа, имевшего вид благочестия, но в большинстве своем отвергнувшего Мессию-Христа и Его проповедь о Царстве Божием. 

Приведем некоторые толкования святых отцов на этот эпизод:

1)   Прп. Ефрем Сирин говорит о том, что эта смоковница была проклята по причине жестокосердия и не исполнения Закона[1] ее хозяином, с тем, чтобы последний больше не мог собирать с нее плоды: «Но владелец той смоковницы презрел этот закон непослушанием, и когда Господь пришел и никаких оставленных плодов не нашел на ней, то проклял ее, чтобы владелец (смоковницы) не съедал более от плодов ее, так как ничего не оставлял сиротам и вдовам»;

2)   Прп. Иоанн Дамаскин в своей «Беседе на иссохшую смоковницу и притчу о винограде» говорит: «Поспешая испить чашу смерти за спасение всего мира, Искупитель наш скоро идет на страдание, идет с жаждою спасения человеческого, и не обретает плода. Сие бесплодие изображает нам смоковница (Матф. 21:19). Кто Сей, желающий вкусить пищи в ранние часы утра? Царь, Господь, Учитель. Ужели Он так рано взалкал, и пожелал пищи не в надлежащее время? Для чего же Он научал учеников своих поститься, и побеждать страсти? Что это значит? – Господь ваш, как устно поучал притчами, так иногда и самыми поступками изображал притчи. Вот Он, взалкавшись, пришел к смоковнице. Смоковница же знаменует род человеческий. Сладок плод смоковницы, но грубы, бесполезны листья ея, и годны только к сожжению. Такова и природа человеческая: будучи определена Богом к тому, дабы произращать сладчайшие плоды добродетели, она, вместо сих плодов, стала произращать одни грубые листья. Ибо чтo может быть грубее житейских попечений? – Адам и Ева некогда были наги, и не стыдилась; были наги, когда провождали простую и невинную жизнь: они не знали ни искусств, ни житейских забот, и не изыскивали средств, как бы прикрыть телесную наготу свою. Но будучи наги телом, они покрывались благодатию Божиею; не имея одежды вещественной, облекались одеждою бессмертия, по мере приближения к Богу, чрез исполнение воли Его. Как же скоро явились они непослушными, то, лишившись облекавшей их благодати, лишились вместе лицезрения и созерцания Божия, и познали наготу свою. Тогда возжелали они удовольствий житейских, и осуждены стали на скудную и убогую жизнь; сшили смоковные листья, и из них сделали себе препоясания; взыскали многоразличных помыслов, и обрели жизнь грубую, исполненную забот и печалей… С сего-то времени человек начал облекаться кожанными ризами! Обитая прежде сего в раю сладости, в жилище царском, и занимая, по телу своему, средину между жизнию и тлением, он после того стал уже иметь тело тленное и смертное, подверженное болезням. Поистине, грубы листья смоковницы, — природы нашей, греховны ее действия! К сей-то смоковнице, т. е. природе человеческой, пришел Спаситель алчущий, ища на ней сладчайшего плода, — приятнейшей Богу добродетели, посредством коей совершается наше спасение. Но кроме листьев, — кроме горького греха и произрастающих от него бедствий, Он ничего не нашел на ней. По сей причине Он и сказал ей: “да николиже от тебе плода будет (Матф. 21:19). Не от человеков спасение, не от силы человеческой добродетель. Я устрою спасение; даруя воскресение чрез Мои страдания, Я вместе с сим дарую освобождение от печалей жизни” Что и действительно исполнил». Таким образом, преподобный видит в образе смоковницы человечество, человеческую природу, поврежденную грехом, не приносящую, в следствии этого повреждения, спасительного плода – добродетели, и которую по этой причине Он исцеляет и спасет Сам;

3)   По мысли блж. Феофилакта, под бесплодной смоковницей можно понимать либо иудейскую синагогу, либо человека, видящего удовольствия только в земной жизни и не помышляющего ни о чем духовном: «Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость».

Для учеников это чудо стало завершением притчи о бесплодной смоковнице, рассказанной ранее. Тогда Господь говорил им о смоковнице, уже третий год не приносящей плодов, и о садовнике, который умолял хозяина не рубить дерево. «Господин, − просил садовник хозяина, − оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом − не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13:6-9). Конец той притчи оставлял надежду, что смоковница, благодаря усилиям садовника, начнет приносить плоды. Проклятие смоковницы в начале Страстной седмицы действием завершает эту притчу.

В богослужении Великого Понедельника и Великого Вторника неплодной смоковницей называется всякий грешник, не приносящий плодов покаяния и доброй жизни во Христе, и потому достойный наказания. Апостолов это чудо должно было утвердить в вере в Христа: Он показал, что в Его власти суд над миром и тем самым накануне Своих страданий показал их добровольность.

2. Изгнание торгующих из храма (Мф. 21:12-17; Мк. 11:15-19; Лк. 19:45-48)

Войдя в Иерусалим, Господь направился прямо в храм и совершил изгнание торгующих из храма. Об этом повествуют только три первых Евангелиста, причем повествование св. Марка отличается от повествования свв. Матфея и Луки тем, что по св. Марку, Господь, войдя в храм, «и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» и только на другой день, после проклятия смоковницы, снова, войдя в храм, совершил изгнание торгующих. Тут нельзя видеть серьезного противоречия: Апостолы в изложении событий не всегда придерживались точного хронологического порядка; для них часто важнее представлялась связь событий логическая. Некоторые же допускают, что было двойное очищение храма от торгующих: в самый день входа Господня во Иерусалим и вторично — на другой день. Три года тому назад, когда Господь пришел в Иерусалим на первую, после Своего крещения Пасху, Он застал дворы и притворы храма обращенными в торговую площадь, и изгнал всех торгующих. В следующем году Господь опять пришел в Иерусалим на Пасху, но торговли в храме, по-видимому, не застал. На третью Пасху Своего служения Господь совсем не был в Иерусалиме. Когда же приближалась четвертая Пасха, то Иудеи были озабочены, придет ли Иисус на праздник. Зная, что начальство уже вынесло Ему смертный приговор, и думая, что Он не решится идти в Иерусалим на явную смерть, торговцы, с разрешения первосвященников, нагнали опять в притворы и во двор храма стада животных, расставили палатки с разными товарами, поставили столы с разменными кассами, скамьи с голубями, которых разводили для продажи сами первосвященники, — и начали торговать. Приход Господа в храм явился для них неожиданностью. После того, как народ торжественно приветствовал Его криками «осанна», никто не решился противодействовать Ему, когда Он, как и в первый год Своего служения, начал «изгонити продающыя и купующыя в Церкви, и трапезы торжником и седалища продающих голуби испроверже» (Мф. 21:12). Св. Марк к этому добавляет еще, что Господь «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» (Мк. 11:16), т.е. посторонние вещи, не имеющие отношения к совершаемому в храме богослужению. Блж. Феофилакт пишет: «Голубей продают торгующие степенями церковными: они продают благодать Святого Духа, явившегося некогда в виде голубя. Они изгоняются из храма, ибо недостойны священства. Смотри и ты, как бы не сделать храм Божий, то есть свои помыслы, вертепом разбойников, то есть демонов. Ум наш будет вертепом, если мы допустим склонные к вещественному помыслы о продаже, купле, о корысти, так что станем собирать и самые малые монеты. Равным образом мы сделаем себя вертепом разбойников, если будем продавать и покупать голубей, то есть утратим духовное наставление и рассуждение, какое в нас есть».

Очевидно, величие и могущество Божества просияли в этот момент на лице Господа, так что никто не смел оказать Ему противодействия, и все невольно повиновались Ему. Первосвященники очевидно тоже не смели ничего предпринять против Господа, видя, как народ «неотступно слушает Его, удивляясь учению Его» (Мк. 11 и Лк. 19:47-48).

Когда храм был очищен, слепые и хромые обступили Господа, и Господь исцелял их, Народ прославлял Его, первосвященники же и старейшины, видя чудеса Христа, негодовали, но не решались арестовать Его при народе, боясь беспорядков.

До позднего вечера Господь учил народ и исцелял больных в храме, а затем с учениками опять возвратился в Вифанию.

3. Великий Вторник. Последнее посещение храма (Мф. 21:23-27; Мк. 11:27-33 и Лк. 20:1-8)

Первосвященники и старейшины, опасаясь схватить Христа при народе, избрали другую тактику: они решили скомпрометировать Иисуса как Мессию в глазах тех, кто поверил в Него.

Когда Господь во вторник пришел в храм из Вифании, Его обступили книжники и фарисеи, требуя ответа за очищение храма: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21:23). На этот вопрос Христос ответил вопросом: «Спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» (Мф. 21:24-25). Блж. Иероним Стридонский напомиинает, что подобный вопрос фарисеи уже задавали Христу: «они сплетают такую же, как и прежде, хулу, — именно: когда они сказали: “Веелъзевулом, князем бесовским Он изгоняет бесов». Ибо когда они спрашивают: «Какою властью Ты это делаешь?”. Они сомневаются во власти Божией и хотят, чтобы подразумевалось, что дьяволу принадлежит то, что Он делает; они также прибавляют: ”Кто Тебе дал такую власть”, яснейшим образом отрицая Сына Божия, когда думают, что Он творит чудеса не собственными, а чужими силами». Господь не дает прямого ответа на этот вопрос. Блж. Иероним пишет: «Открытым ответом Господь мог отвергнуть хулу искусителей; но Он ставит перед ними мудрый вопрос, чтобы они своим молчанием или ответом осудили сами себя. Действительно, если бы они ответили, что крещение Иоанна было с неба (что они с опытностью предусмотрели), то следующим вопросом был бы вопрос: “Почему же вы не крестились у Иоанна?”. А если бы они захотели сказать, что оно измышлено человеческим обманом и не имело в себе ничего Божественного, то они должны были бояться народа; ибо все множество народа в своей совокупности приняло крещение Иоанна и таким образом признало его пророком».

И действительно, члены Синедриона, боясь гнева народа, признававшего Иоанна Крестителя за пророка, слукавили, сказав: «Мы не знаем». Услышав этот уклончивый ответ, Господь сказал лицемерам: «И Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Мф. 21.27). «Они своим ответом о незнании сказали ложь. Соответствующим их ответу должен бы и от Господа последовать ответ: “И Я не знаю”. Но Истина не может говорить лжи, потому Он и сказал: ”И Я вам не скажу”. Этим Он показал, что и они знают, но не хотят отвечать, и Он знает, но не говорит» – замечает блж. Иероним.

4. Три обличительные притчи

4.1. Притча о двух сыновьях (Мф. 21:28-32)

Продолжая дальше разговор со старейшинами и первосвященниками, Господь рассказал им притчу, желая, чтобы они сами над собой произнесли приговор. «У одного человека было два сына» – как видно из дальнейшего, под человеком разумеется Бог, под первым сыном – мытари и блудницы, т.е. вообще люди грешные, а под вторым сыном – книжники и фарисеи, т.е. вообще все, считающие сами себя праведниками. «Пойди, работай в винограднике Моем»: под виноградником понимается церковь, а работа в нем – дела благочестия, исполнение заповедей Божиих. На требования Божии грешники отвечают: «Не хочу» самою жизнью своею, но потом каются, как покаялись мытари и блудницы, после проповеди Иоанна Крестителя, и начинают исполнять волю Божию. Фарисеи и мнимые праведники говорят «иду», т.е. на словах как будто исполняют волю Божию, а на деле нет, ибо не принимают проповеди Господа о покаянии. Не поняв смысла притчи, они естественно на вопрос Господа, который из двух Исполнил волю отца, ответили Ему: «Первый». Тогда-то Господь и раскрыл им значение притчи, направленной к осуждению их. Он указал им, что те люди, которых они презирают, как грешников, оказались более достойными, чем они, войти в Царство – Церковь Христову.

Также под первым и вторым сыновьями понимают свв. отцы язычников и иудеев. Так свт. Иоанн Златоуст говорит: «Здесь под двумя сыновьями разумеется то, что случилось с язычниками и иудеями. Первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя говорили: “Все, что сказал Господь, исполним” (Исх. 19:8), на деле не оказывали покорности закону. Поэтому, чтобы иудеи не подумали, что закон приносит им пользу, Христос показывает, что это-то самое и осуждает их… Чтобы иудеи осудили сами себя, Спаситель заставляет их самих произнести приговор».

4.2. Притча о злых виноградарях (Мф. 21:33-46; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)

Притча о злых виноградарях – еще одна притча, обличающая духовных вождей Израиля, произнесенная Господом в Великий Вторник. «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф. 21:33-40).

Подробное аллегорическое толкование на эту притчу дает блж. Феофилакт Болгарский: «Человек “хозяин дома” есть Господь, называемый человеком по Своему человеколюбию. Виноградник – народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной. Ограда означает или закон, не позволявший иудеям сливаться с язычниками посредством браков, или же – святых ангелов, которые охраняли Израиля. Точило – жертвенник; башня – храм; виноградари – учители народа, фарисеи и книжники. Отлучился Домовладыка Бог, когда перестал говорить с евреями в столпе облачном; или удаление означает долготерпение Божие. Бог как бы предается сну или удаляется, когда долго терпит и не взыскивает немедленно за наши неправедные дела. Время плодов наступило во времена пророков. Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, то есть современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая, первосвященника. Наконец, послан был Сын Божий, явившийся во плоти. Бог сказал: “постыдятся Сына Моего” не потому, чтобы не предвидел убийства Сына, но желая выразить, что должно было произойти. Он говорит: хотя беззаконники убили рабов, однако должны почтить, по крайней мере, достоинство Сына. Но виноградари, увидевши Сына, сказали: “это наследник: пойдем, убьем его”. Так те самые иудеи, которые говорили: ”это – Христос”, они же Его и распяли. ”Вывели вон из виноградника и убили” – это значит: Христос предан смерти вне города. Но, как мы говорили, что виноградником называется народ, то фарисеи, злые виноградари, умертвили Сына Владыки вне виноградника и в этом смысле, то есть помимо желания бесхитростного народа». Под пришествием хозяина можно понимать Второе Пришествие Господа Иисуса Христа. Но блж. Феофилакт говорит, что это в большей степени является предсказанием о разрушении Иерусалима римскими войсками.

Старейшины иудейские поняли, что эта притча о них – обязанных заботиться о духовном благополучии Израиля, как виноградника Божия, но решивших присвоить его себе и ради этой борьбы за власть над народом Божиим готовых даже на убийство и слуг Божиих – пророков и Единородного Сына Божия Иисуса Христа.

Суд над этими злыми виноградарями был произнесен самими священниками и старейшинами, ответившим на вопрос Христа об участи виноградарей: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:41). «Виноградник же Свой, – говорит блж. Иероним, – отдаст иным виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям. Можешь под виноградником разуметь и Божественное Писание: в нем ограда – буква; выкопанное точило — глубина духа; башня – возвышенное богословское учение. Сие Писание сначала было вверено злым виноградарям – фарисеям и книжникам, но потом Бог передал оное нам, усердно возделывающим его. И в этом смысле фарисеи убили Господа вне виноградника, то есть вопреки тому, что о Христе гласило Ветхозаветное Писание».

4.3. Притча о званных на брачный пир царского сына (Мф. 22:1-14)

Эта притча, по содержанию и основной мысли, сходна с притчей о званных на вечерю, изложенной в 14 главе Евангелия от Луки (16-24). Но эти притчи несомненно произнесены в разное время. Притча о званных на вечерю была рассказана Господом в доме фарисея в день субботний, задолго еще до Его торжественного входа в Иерусалим, а эту притчу Господь изложил после Своего входа в Иерусалим, вернее всего во вторник. Главная мысль притчи о званных на вечерю та, что многие, ради житейских попечений, откажутся от Царства Божия. Притча же о браке Царского сына находится в связи с притчей о злых виноградарях. В обеих этих притчах, при том и следующих одна за другой непосредственно, говорится о слугах, из которых одни были подвергнуты оскорблениям, другие убиты, а также о злой гибели оскорбителей и убийц.

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф.22:2-14).

Здесь, как в первой притче, под образом званных надо понимать народ Иудейский, а под слугами Царя – ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города необходимо разуметь гибель Иудейского народа и разрушение Иерусалима. Призывание на брачный пир всех кто встретится, это – призвание в Царство Божие всех людей, которое последовало тогда, когда Иудеи отвергли апостольскую проповедь (см. Деяния 13:46). На брак – в Царствие Божие – призываются все: и добрые и злые, ибо для вступления в него не нужна ни святость, ни заслуги: в него призываются не за дела, а по милосердию Призывающего. Суд – установление различия между добрыми и злыми, достойными пребывать в Царствии Божием и недостойными – будет потом, позже. Поэтому, кто раз призван, должен ходить достойно своего звания, быть облеченным в брачную одежду. В древности цари и князья на Востоке имели обычай давать приглашенным специальную парадную одежду, в которой те и должны были являться на пир. Так и каждому призываемому в Царство Христово дается при крещении светлая одежда чистоты духовной. Пренебрегший этой одеждой и вошедший на духовный пир в одежде, оскверненной грехами, достоин осуждения и наказания. По толкованию свт. Иоанна Златоуста, «войти в нечистой одежде означает, имея нечистую жизнь, лишиться благодати. Поэтому и сказано: он же молчал... Не имея, чем защитить себя, он осудил самого себя и подверг чрезвычайному наказанию». Как не пожелавшего надеть предложенную ему от Царя одежду выгоняли из ярко освещенных палат царского пира наружу во внешнюю (кромешную) тьму, где он от холода и досады скрежетал зубами, так на Страшном Суде будут извергнуты из сонма спасаемых в Церкви Христовой нераскаянные грешники, загрязнившие своей греховной нечистотой одежду крещения. Общая заключительная мысль этой притчи с притчей св. Луки: «Мнози бо суть звани, мало же избранных» — означает то, что призываются в Царство Христово многие, все, кто отзовутся на проповедь Евангелия, но истинными членами этого Царства делаются не все званные, только избранные из них. Так, все Иудеи призывались в Церковь Христову, хотя и призваны были, но истинных христиан оказывалось среди них и будет оказываться немного. Выслушав все это, посрамленные Господом члены синедриона начали совещаться, какие бы меры принять им против Него и замыслили послать людей, которые бы могли уловить Его в слове, дабы легче было обвинить Его и предать суду.

5. Три искусительных вопроса Христу

5.1. Вопрос о подати кесарю (Мф. 22:15-22; Мк. 12:13-17; Лк. 20:20-26)

Раздраженные обличением Христа, первосвященники стали совещаться, как заставить замолчать Назарянина. Они понимали, что Иисуса нельзя взять и предать смерти без помощи римской власти, поэтому первосвященники решили обвинить Его в политической неблагонадежности. С этой целью они послали ко Христу фарисеев с иродианами (представителями политической партии, признававшей римскую власть). Между фарисеями и иродианами существовали враждебные отношения, но в данном случае они пошли на соглашение, чтобы вместе погубить Христа.

Подойдя к Иисусу и притворившись Его учениками, они спросили: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф. 22.16-17).

Если бы Христос ответил на этот вопрос положительно, Он вызвал бы против Себя негодование в народе, так как евреи признавали своим Царем только Бога и платили дань римскому кесарю по принуждению. В случае, если бы Господь сказал, что платить подать языческому кесарю не следует, иродиане сразу же доложили бы римскому правителю, что Христос возмущает народ против римской власти и является противником кесаря.

Христос, видя их лукавство, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать» (Мф. 22.19). Они принесли Ему динарий. Иисус говорит им: «Чье это изображение и надпись?», они отвечают: «Кесаревы». «Итак, – сказал им Господь, – отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:20-21).

Ответ Христа означает, что необходимо повиноваться государственной власти и подчиняться всем ее требованиям, если это не противоречит исполнению заповедей Божиих (и до тех пор, пока не противоречит). «Платить дань, – говорит свт. Иоанн, – не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись. А чтобы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям? прибавляет: а "Божие Богу". И людям надобно воздавать должное, и Богу - то, чем мы в отношении к Нему обязаны».

Иродиане и фарисеи, не предполагавшие такого ответа, со стыдом удалились.

5.2. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении (Мф. 22:23-33; Мк. 12:18-27; Лк. 29:27-40)

После посрамления фарисеев с иродианами, тотчас же подошли к Господу саддукеи, которые представляли собой секту неверующих в воскресение душ и будущую жизнь (см. Деян. 23:8). Они вели постоянные споры с фарисеями, стремясь доказать, что в книгах Моисеевых не только нет никаких указаний на бессмертие души, но содержатся даже такие постановления, которые противоречат учению о воскресении мертвых, как, например, закон ужичества, или левиратный брак. Этот спор саддукеи и представили на разрешение Господа Иисуса Христа, измыслив историю о семи братьях, которые поочередно брали за себя одну и ту же жену и затем умирали. С их точки зрения это постановление закона Моисеева опровергало учение о будущей жизни, ибо «котораго из семи братьев могла бы быть в будущей жизни эта жена?». Свт. Златоуст справедливо отмечает невероятность такой истории, ибо иудеи, отличаясь суеверием, не стали бы брать такую жену, у которой мужья подряд один за другим умирали. Господь дал саддукеям мудрый ответ. «Так как причиной того, что они не верили в воскресение, – говорит свт. Иоанн, – было мнение их, что порядок вещей всегда останется неизменен, то Он прежде всего устраняет причину болезни, а потом врачует и самую болезнь (так как последняя происходила от первой), и показывает свойства воскресения: “ибо в воскресение”, говорит, ”ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божьи на небесах” (Матф. 22:30), – или, как говорит евангелист Лука, ”сыны Божьи” (Лук. 20:36). Итак, если в воскресение не женятся, то неуместен и вопрос саддукеев. Впрочем, не потому сыны воскресения называются ангелами, что не женятся, а потому не женятся, что будут подобны ангелам. Этими словами Спаситель уничтожил многие и другие попечения (о мирских удовольствиях)». Таким образом, Господь обличил саддукеев в том, что они не понимают будущей вечной жизни, в которой уже не будет ничего чувственного, и люди будут жить иною жизнью, духовною, ангельскою, «яко Ангели Божий на небеси суть». Если бы люди после смерти совершенно уничтожались, то не говорил бы Бог, явившийся при купине Моисею: «Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковлев», ибо «несть Бог Бог мертвых, но Бог живых», т.е. умершие уже тогда праотцы для Бога живы, ибо Бог не может быть Богом несуществующего. Св. Лука говорит, что этот ответ понравился даже книжникам, которые не могли удержаться, чтобы не сказать: «Учитель, Ты хорошо сказал». А народ, видя посрамление саддукеев, удивлялся мудрости Иисуса.

5.3. Беседа о наибольшей заповеди в законе и о Божественном достоинстве Мессии (Мф. 22:34-46; Мк. 12:28-37; Лк. 20:40-44)

Фарисеи, узнав о посрамлении саддукеев, собрались тут же в храме на совещание и решили предложить Иисусу самый трудный, по их мнению, вопрос о том, какую заповедь следует считать наибольшей в законе. Коварство вопроса станет понятным, если мы примем во внимание, что иудейские книжники различали в законе заповеди большие и меньшие и между ними происходили постоянные споры о сем. Одни считали наибольшей заповедь о жертвах, другие – о субботе, третий – об обрезании и вообще ставили обрядовые законы на первое место. На этот вопрос Господь отвечал прямо словами Второзакония (6:3): «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею», указав, что это — «первая и большая заповедь» и прибавив, что «вторая подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе» (Лев. 19:18). Св. Марк добавляет к этому, что этот ответ Господа привел в восторг самого законника, воскликнувшего: «хорошо, учитель. Истину сказал Ты». Искренность его тронула Иисуса и, видя, что этот грешник может исправиться, Господь сказал ему: «недалеко ты от царствия Божия».

После всех этих неудачных покушений уловить Господа в слове, фарисеи уже не смели ни о чем спрашивать Его, но Он, чтобы показать им, как они сами несведущи в Писаниях и как невежественны в своих ложных понятиях о Мессии, Сам задал им вопрос: «что вам мнится о Христе? чий есть Сын?». Нисколько не задумываясь, они отвечали: «Давидов», конечно, потому, что Давиду было обещано, что из его рода должен произойти Мессия. Итак, вы думаете, как бы так ответил им Господь, что Христос только Человек, но «како убо Давид духом (по вдохновению от Духа Божия) Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене...». Если Мессия-Христос только потомок Давида, то как Он мог существовать тогда, когда Давид писал о Нем, а если Он существовал уже тогда, и Давид назвал Его Своим Господом, то, следовательно, Он не просто человек, как думали фарисеи, а в то же время и Бог, т.е. Богочеловек. Блж. Феофилакт говорит: «Этими словами Господь не отрицает, что Он - Сын Давидов, но раскрывает, что Он не простой человек, происшедший от семени Давидова. Так спрашивает Господь для того, чтобы фарисеи или сознались, что не знают, спросили Его и узнали, или, истинно исповедав, уверовали, или же, наконец, не найдя ответа, ушли с посрамлением и более не смели бы спрашивать Его».

Фарисеи, ослепленные буквой закона и потерявшие ключ к правильному пониманию его смысла, ничего не могли ответить на этот вопрос Господа. Таким образом Господь обличил их невежество в законе и одновременно дал нам свидетельство о Своем Божественном достоинстве и вечном бытии. Потерпев такое решительное поражение, фарисеи уже больше не отваживались искушать Господа коварными своими вопросами, а множество народа слушало Его с услаждением (Мк. 12:37).

6. Обличительная речь против книжников и фарисеев (Мф. 23:1-39; Мк. 12:38-40; Лк. 20:45-47)

Посрамив фарисеев и сделав их безответными, Господь для предостережения Своих учеников и народа от духа фарисейского, произнес против фарисеев грозную обличительную речь, в которой изобличил их главнейшие заблуждения, как относительно учения, так и относительно жизни. Эта речь полностью приводится только св. Матфеем, а у св. Марка и Луки приведены лишь отрывки из нее. Начал эту речь Господь словами: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Мф. 23:2), т.е. книжники и фарисеи заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право учить законам Моисея народ и истолковывать их смысл. «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3) – здесь фарисеи изобличаются в том, что они, уча закону, сами не живут по закону. «Все» надо, конечно, понимать с ограничением, ибо Сам Спаситель нередко обличал книжников и фарисеев в неправильном понимании и истолковании заповедей закона. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые...» (Мф. 23:4) как тяжелую поклажу на животных, возлагают они «возлагают на плечи людям» (Мф. 23:4) все многочисленные и разнообразные постановления Моисеева закона (ср. Деян. 15:10), сурово требуя от народа исполнения их до последних мелочей, а сами не хотели споспешествовать в этом народу. Христос, по мысли свт. Иоанна «обнаруживает двоякое зло в их [фарисеев] действиях: именно то, что они от подчиненных без всякого снисхождения требуют полной и совершенной исправности в жизни, а сами себе предоставляют полную свободу действия, между тем как доброму начальнику надлежало бы поступать иначе. Но посмотри, как Спаситель еще более усиливает это обвинение против книжников. Он не сказал: не могут, но - не хотят; и не сказал: нести, но - перстом двигнуть, т. е., не хотят даже и приблизиться, даже и прикоснуться. Но о чем же они заботятся и к чему устремлены их усилия? К тому, что возбранено законом».

Если же фарисеи и делают что-либо из того, что требуют от других, то не для угождения Богу, а для того, чтобы их видели и хвалили люди. Они «расширяют хранилища свои», т.е. без нужды, на показ другим, увеличивают те кожаные мешочки или ящички, в которые вкладывались листки из папируса или из пергамента с изречениями из закона (Исх. 13:1-10; 13:11-17; Втор. 6:4-10 и 11:13-22), и которые во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке. Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов Книги Исхода 13:9: «и будет тебе заповедь Божия знамение на руце твоей, и воспоминание пред очима твоима». Евреи верили, что эти хранилища предохраняли от злых духов.

«Увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23:5) – четыре кисточки, которые пришивались к краям верхней одежды и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета. Их делать и носить повелено было законом, в напоминание заповедей Божиих и в отличие евреев от других народов (Чис. 15:37-40). Фарисеи, по тщеславию, и эти кисти делали больше обычных.

«Любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах» (Мф. 23:6) – в те времена пищу вкушали не сидя, а полулежа на особых длинных и широких подушках, прислонявшихся к столу, имевшему обычно форму буквы «П». Главные или почетные места были в середине стола и их-то добивались фарисеи: в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре. «Может быть, все это сочтет кто-либо и за мелочи, – говорит свт. Иоанн, – но мелочи эти бывают причиною великих зол… Лучше обратим внимание на то: где учителями закона овладевало тщеславие? Там, где им заповедано было предохранять себя от тщеславия - в синагогах, куда они ходили учить других. На пиршествах это могло бы показаться еще не так предосудительным, хотя и там учителю надлежало быть образцом, - он должен показывать пример не только в церкви, но и везде. Как человек, где бы он ни был, везде очевидным образом отличается от бессловесных, так и учитель, говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает, должен являться образцом - и в походке, и во взоре, и в одежде, и вообще во всем. Напротив фарисеи во всем являлись достойными осмеяния и стыда, стараясь гоняться за тем, чего следовало избегать».

«Вы же не нарицайтеся учители»... это значит: не домогайтесь, чтобы вас величали, как учителей, отцов и наставников, ибо в собственном смысле для всех людей единственный Отец это Бог и единственный Наставник и Учитель Христос. Это запрещение называться «учителями», «отцами» и «наставниками» нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из посланий Апостольских видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами, как, например, 1Ин. 2:13; Рим. 4:16; 1Кор. 4:15; Еф. 6:4; Фил. 2:22; 1Сол. 2:11; 1Тим. 5:11; Деян. 13:1; Иак. 3:1; Евр. 5:12 («учители»); 1Кор. 4:15; Евр. 13:7; 13:17 («наставники»). Нельзя допустить, чтобы Апостолы нарушили данную им заповедь Христову, употребляя эти наименования. Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой, а кто желает быть большим, должен быть всем слугой. Не следует воздавать человеку чести, подобающей единому Богу, и чтить учителей и наставников самих по себе чрезмерно, как если бы эти учителя и наставники говорили свое слово, а не слово Божие.

«Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко затворяете царствие небесное пред человеки...» (Мф. 23:13) за то, что сами не уверовали в Мессию-Христа и других отвратили от этой спасительной веры. «Поедаете домы вдов...» (Мф. 23:14) - обманываете вдов своей показной набожностью и расхищаете их имущество.

«Обходите море и сушу» (Мф. 23:15) – приобретаете прозелитов из язычников, не заботясь об их наставлении в истинной вере, а еще больше развращая их дурным примером своей лицемерной жизни. Спаситель говорит, что фарисеи делали новообращенных в два раза хуже себя. Тем самым Он хочет, по мысли свт. Иоанна, «и порочных учеников устрашить, и книжников поразить сильнее за то, что они были учителями беззакония. И не только за это, но еще и за то, что они старались вложить в учеников своих больше зла, вовлекая их в большую порочность, нежели какой подвержены были сами, что служит признаком в высшей степени развращенной души».

«Горе вам, вожди слепии, глаголющий: иже аще кленется церковью, ничесоже есть, а иже кленется златом церковным, должен есть» (Мф. 23:16) – Иудейские учители разделяли клятвы на великие и малые и учили, что исполнение малой клятвы необязательно. Клятва даром или златом церковным считалась великой, а клятва храмом или алтарем – малой (см. Мф. 23:15,16). Господь указывает, что клясться всеми этими предметами – значит клясться самим Богом, а потому нельзя нарушать ни одной из этих клятв.

«Горе вам, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин, и остависте вящшая закона, суд, и милость, и веру...» (Мф. 23:23) фарисеи, во исполнение закона о десятине (Чис. 18:20-24; Втор. 14:22-28), приносили десятую часть даже от таких трав, о которых закон не упоминает, по их ничтожности. Господь и обличает за то, что они, соблюдая строго мелочи, оставляют без внимания важнейшее, как то: справедливость в судебных разбирательствах, милосердие к бедным и несчастным, верность Богу и Его закону.

«Оцеждающии комары, велблуды же пожирающе» (Мф. 23:24) – народная поговорка на Востоке: заботясь о мелочах и оставляя без внимания важнейшее, фарисеи похожи на тех, которые тщательно отцеживают попавшегося в напиток комара, и безбоязненно глотают целого верблюда (гиперболическое выражение, конечно), т.е. допускают тяжкие грехи.

«Очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полны хищения и неправды» (Мф. 23:25) — наружной стороне сосуда, о чистоте которой заботились фарисеи, противопоставляется то, что внутри сосуда – пища добытая хищением и несправедливостью. Надо заботиться об этой внутренней чистоте прежде всего, о том, чтобы добывать себе хлеб насущный честным путем.

«Подобитеся гробом повапленым» (Мф. 23:27), т.е. убеленным известью. Ежегодно 15 числа месяца Адара пещеры, служившие гробницами, белились для того, чтобы к ним не приближались и не прикасались прохожие, так как прикосновение ко гробу, по закону, причиняло нечистоту на 7 дней (Чис. 19:16). Обеленные гробы казались снаружи красивыми: так и фарисеи, по внешности, казались праведниками, а на самом деле были лицемерами и беззаконниками. Далее Господь обличает фарисеев, что они лицемерно строят гробницы пророкам и украшают памятники праведным, которые были избиты отцами их. Они будто бы чтят избитых праведников, а на самом деле они еще хуже отцов своих, происхождением от коих гордятся, ибо собираются убить Самого Господа.

«И вы исполните меру отец ваших» (Мф. 23:32) – т.е. превзойдете отцов ваших в их злодеяниях. «Аз послю к вам пророки» (Мф. 23:34) – разумеется послание Апостолов и их сотрудников на проповедь евангельского учения; здесь Господь предрекает о том, как будут гнать и преследовать их Иудеи, уподобляясь в этом отцам их, избившим ветхозаветных пророков.

«Да приидет на вы всяка кровь праведна...» (Мф. 23:35) будучи злы, фарисеи примут на себя ответственность за кровь всех праведников когда-либо убитых, как ими самими, так и их предками, начиная от крови Авеля, убитого своим братом Каином, до крови Захарии, сына Варахиина, убитого между храмом и жертвенником. Одни полагают, что это тот Захария, который, по повелению царя Иоаса, был побит камнями во дворе дома Господня (2Пар. 24:20). Правда, этот Захария называется сыном Иоддая, но может быть, это было его второе имя, так как у евреев было в обычае носить два имени. Некоторые древние толкователи, как свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и др. полагают, что здесь идет речь об отце св. Иоанна Крестителя.

За все преступления, совершенные вождями Иудейского народа книжниками и фарисеями,

Господь изрекает суровый приговор Иерусалиму: «се оставляется вам дом ваш пусть», что и исполнилось спустя 36 лет, когда в 70 году по Р.Х. Флавий с римскими полчищами подверг Иерусалим полному разорению. С глубокой скорбью говорит об этом Господь, указывая на всю любовь свою к этому жестоковыйному народу, подобную любви птицы к своим птенцам. «Сам Он прежде покровительствовал им, поддерживал, хранил их, сам Он и наказывает их всегда. И теперь угрожает Он наказанием, которого они всегда чрезвычайно страшились, так как оно указывало на полное нарушение их гражданского быта» (свт. Иоанн Златоуст). «Не увидите Меня отныне... дондеже речете: благословен грядый во имя Господне» (Мф. 23:38,39) – здесь разумеется время второго пришествия Христова, когда даже неверующие, против воли своей, должны будут прославить Его Божество.

7. Лепта вдовы (Мк. 12:41-44 и Лк. 21:1-4)

Противоположностью внешнего благочестия фарисеев и книжников, любивших почет и тайно обиравших вдов и сирот, является любовь и доверие к Богу бедной вдовы.

Господь, отдыхая недалеко от храма, смотрел, как паломники, выходя, опускали пожертвования в сокровищницу. Богатые люди жертвовали большие суммы, одна же бедная вдова положила в нее всего две лепты. Увидев это, Господь сказал апостолам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. По сравнению с пожертвованиями богатых людей, ее мелкие монеты были настоящей жертвой, поскольку «все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21.4). Блж. Феофилакт говорит о своем горячем желании подражать этой бедной вдове: «О, если бы и моя душа соделалась вдовице, отвергшись сатаны, с которым сочеталась неподобными делами, и решилась бы повергнуть в церковную сокровищницу "две лепты", - плоть и ум, утончив их плоть воздержанием, а ум смирением, дабы и я услышал, что всю жизнь мою посвятил Богу, не имея в себе нисколько ни помыслов мирских, ни побуждений плотских!».

Проверочные вопросы:

  1. Что символизирует собой бесплодная смоковница по толкованиям святых отцов?
  2. Где ранее в Евангелии встречался образ бесплодной смоковницы?
  3. Какое аллегорическое толкование изгнанию торгующих из храма дает блж. Феофилакт?
  4. Какие образы содержатся в притче о двух сыновьях?
  5. В чем смысл притчи о злых виноградарях? Как ее толкует блж. Феофилакт?
  6. Какова главная мысль притчи о званых на брачный пир царского сына? Поясните.
  7. Что в аллегорическом смысле означает присутствие на брачном пире человека в небрачной одежде?
  8. Что объединяет все три рассмотренные в данной теме притчи?
  9. Каким образом фарисеи и иродиане хотели искусить Господа вопросом о подати кесарю?
  10. В чем заключался вопрос саддукеев? Как Христос на него ответил?
  11. Чем было обусловлено возникновение вопроса о наибольшей заповеди в Законе?
  12. Каким образом Христос показал законникам, что Мессия имеет божественное достоинство? Смогли ли они это понять?
  13. В чем Господь обличает фарисеев в Своей обличительной речи?
  14. Почему мелкие монеты вдовы были настоящей жертвой?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 20.10.2016).
  2. Иоанн Дамаскин, прп. Беседа на иссохшую смоковницу и притчу о винограде. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/beseda-na-issokhshuju-smokovnitsu-i-pritchu-o-vinograde/ (дата обращения: 20.10.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 21,22). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/21   (дата обращения: 20.10.2016).
  4. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 21). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/21 (дата обращения: 20.10.2016).
  5. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 67-70, 72). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/67 (дата обращения: 20.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 


[1] «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове» (Втор.24:19-21)