17. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Христа. Вифанское помазание. Вход Господень в Иерусалим

Цель занятия – рассмотреть евангельское повествование о Входе Господнем в Иерусалим, о предшествующих ему событиях и привести некоторые толкования святых отцов.

Задачи:

  1. Рассмотреть евангельское повествование о воскрешении Лазаря.
  2. Рассмотреть евангельское повествование о принятии Синедрионом решения об убийстве Христа.
  3. Рассмотреть событие помазания Спасителя в Вифании.
  4. Рассмотреть евангельское повествование о Входе Господнем в Иерусалим.
  5. Рассмотреть толкования святых отцов на Вход Господа в Иерусалим и предшествующие ему события.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить из курса «Богослужебная традиция» смысл и значение праздника Входа Господня в Иерусалим.
  2. Познакомить слушателей содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Андрей Критский, свт. Беседа на Четвертодневного Лазаря. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/beseda-na-chetvertodnevnogo-lazarja/  (дата обращения: 19.10.2016).
  2. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн.1, п. 673). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/#0_673 (дата обращения: 19.10.2016).
  3. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: кн. 7). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/7 (дата обращения: 19.10.2016).
  4. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 11,12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/12  (дата обращения: 19.10.2016).
  5. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/66 (дата обращения: 19.10.2016). // Он же. Слово о четверодневном Лазаре. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/slovo-o-chetverodnevnom-lazare/ (дата обращения: 19.10.2016).
  6. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 19.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
  2. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Страдания Христовы начинаются в день входа Господня в Иерусалим. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravmir.ru/stat-content/sc_printer_1898.html (дата обращения: 19.10.2016).

Ключевые понятия:

  • Смерть;
  • Воскрешение;
  • Первосвященник;
  • Старейшина;
  • Помазание;
  • Вход в Иерусалим.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что означают слова Христа о том, что болезнь Лазаря не к смерти, а к славе Божией?
  2. Прообразом чего является воскрешение Лазаря?
  3. Как чудо воскрешения Лазаря повлияло на народ?
  4. Почему Синедрион склоняется к тому, чтобы убить Иисуса Христа?
  5. Какое пророчество произносит первосвященник Каиафа?
  6. Что означало помазание Христа на вечере в Вифании?
  7. Почему Иуда Искариот был возмущен поступком Марии? Как Христос дал ему понять о том, что знает о замышляемом им предательстве?
  8. Как происходил Вход Господа в Иерусалим?
  9. Что прообразуют собой осел и осленок в соответствии с толкованием свт. Иоанна Златоуста?
  10. О чем плакал Господь, подъезжая к Иерусалиму?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

1. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1-46)

2. Решение синедриона убить Господа Иисуса Христа (Ин. 11:47-57)

3. Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи (Мф. 26:6-13; Ин. 12:1-11)

4. Торжественный Вход Господа в Иерусалим (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19)

1. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1-46)

Приближалась весна и праздник Пасхи. Христос с учениками жил за Иорданом, избегая раньше времени появляться в Иерусалиме из-за враждебного отношения со стороны иерусалимских священников. Однажды к ним пришло известие, что в Вифании тяжело заболел Лазарь – друг Иисуса. Услышав это, Христос успокоил апостолов, сказав: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11:4). Смысл этой фразы, говорит свт. Андрей Критский, в следующем: «Какую иную славу для Себя разумеет здесь Христос, как не славу Креста? - Слава Христова есть Крест; он был целию, предназначенною Им прежде веков».

После известия о болезни Лазаря Спаситель еще два дня пробыл в Заиорданье, а затем неожиданно объявил апостолам, что собирается идти в Вифанию, так как Лазарь умер. Апостол Фома, зная, что возвращение в Иудею грозит гибелью не только Иисусу, но и всем им, сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16).

Прошло четыре дня после смерти Лазаря, когда Христос подошел к Вифании, где жили сестры Лазаря Марфа и Мария. На краю селения им навстречу вышла печальная Марфа, воскликнувшая: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:21). Господь, зная, что собирается сделать, сказал ей: «Воскреснет брат твой» (Ин. 11:23). Но Марфа Его не поняла, решив, что Учитель говорит о всеобщем воскресении мертвых. Тогда Христос определенно ей сказал, что Он Сам источник жизни для мира и в Его власти вернуть к жизни умершего телесной смертью, а всякого верующего сохранить от смерти духовной: «Я есть воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25-26). И обратившись к Марфе, Господь спросил ее: «Веришь ли сему?». Услышав эти слова, Марфа исповедала свою веру во Христа как истинного Сына Божия: «Так, Господи, я верую, что Ты Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:27).

Взволнованная этой встречей Марфа поспешила домой, чтобы позвать Марию. Мария же сидела в доме, окруженная родными и соседями, утешавшими ее в горе. Марфа, подойдя к сестре, тихо сказала ей: «Учитель здесь и зовет тебя» (Ин. 11:28). Мария, обрадовавшись, поспешно встала и пошла из дома. За ней последовали родственники, думая, что она пошла плакать при гробе брата. Увидев Христа, Мария припала к Его ногам и, повторив слова сестры, сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:32).

Видя всех скорбящих и плачущих, Иисус прослезился. Святые отцы говорят, что Господь плакал и об умершем друге[1], и о всем человечестве, пораженном болезнями и смертью[2]. Скорбя, Господь в сопровождении толпы направился ко гробу Лазаря. Свт. Андрей Критский считает, что Господь сожалел «не о Лазаре, но об Иудеях. Ибо Он пришел воскресить перваго, и потому безполезно было бы плакать о том, кто должен воскреснуть. А об Иудеях по истине надлежало плакать, поелику Он предвидел, что и по соделании чуда они останутся в своем неверии». Также Он «Прослезился; видя повреждение природы нашей, и безобразный вид, какой дает человеку смерть».

Гроб по восточному обычаю представлял собой пещеру, вход в которую был завален камнем. Думая, что Иисус пришел сюда оплакать умершего, иудеи были удивлены, когда Он велел отвалить камень от гроба. На робкий протест Марфы: «Господи, уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11:39), Иисус сказал: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11:40).

Когда отвалили камень, Иисус, подняв глаза к небу, стал громко молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:41-42).

«Лазарь, иди вон!» – воскликнул Спаситель. Из пещеры появился Лазарь, обвитый погребальными пеленами, и Иисус попросил снять с него пелены, чтобы воскресший мог идти. Свт. Андрей Критский видит в заваленной камнем пещере следующие образы: «Бе же пещера – мрачное сердце Иудеев, и камень лежаше на ней — грубое и жестокое неверие. Глагола Иисус: возмите камень. Тяжелый – непослушания – отвалите камень, дабы извлечь мертвенное из буквы Писания. Возмите камень – неудобоносимый ярем Закона, дабы могли принять животворное Слово благодати. Возмите камень – покрывающий и отягощающий ум».

Свт. Кирилл Александрийский видит великий смысл в том, что перед воскрешением Лазаря Господь молился, возвысив голос, что вообще не было для Него характерно: «Употребление громкого голоса весьма странно и необычно для Спасителя Христа. Возглас этот имеет причину и основание... Чудо над Лазарем Он делает как бы типом некиим всеобщего воскресения мертвых, и совершенное над одним Он поставил прекрасным образом всеобщего и повсюдного. Ведь мы уверовали, что приидет Судия, и думаем, что будет некий глас посредством трубы, возвещающий воскресение лежащим в земле, причем, очевидно, неизреченная сила Всемогущего совершит это дело. Поэтому-то и закон Моисеев, когда изображает праздник кущей, говорит: ”Празднуйте воспоминание труб” (Лев. 23:24). Так как человеческие тела снова будут восстановляться и душа каждого как бы восприимет свою собственную кущу, то предвозгласит повеление владычнее и наперед прозвучит знак (сигнал) воскресения, труба Божия. Итак, во образ ее (трубы) Господь над Лазарем воззвал громко и во всеуслышание, не особенно заботясь об обычном, чтобы показать образ того, что ожидается в будущем».

Чудо воскрешения четверодневного Лазаря потрясло иудеев более, чем остальные чудеса Спасителя, и многие уверовали в Иисуса как Мессию.

Слух о воскрешении Лазаря быстро распространился по Иерусалиму и его окрестностям. Многие ходили в Вифанию, чтобы посмотреть на Лазаря и, видя его живым, обретали веру в Христа. Иудейские духовные власти должны были с сожалением признать, что авторитет Иисуса Назарянина в народе растет, невзирая на то, что вера в Него каралась отлучением от синагоги (см. Ин. 9:22).

2. Решение синедриона убить Господа Иисуса Христа (Ин. 11:47-57)

После воскрешения Лазаря, первосвященники и фарисеи немедленно собрали совет верховного иудейского судилища синедриона. В своей среде они не стеснялись высказываться совершенно откровенно, а потому прямо поставили вопрос, что им делать для сохранения своей власти и своего влияния в народе. Они признают чудеса Господа, как действительные чудеса, но выражают опасение, что может произойти народное волнение, а этим воспользуются римляне для того, чтобы уничтожить и ту тень самостоятельности иудеев, какую они еще имели. «Что нам делать? – говорили они. – Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11:47-48).

Роковая ложь такого суждения заключалась в том, что они, не признавая Господа Мессией, так как Он не соответствовал их извращенным представлениям о Мессии, высказывали опасение, что Он может стать во главе народного возмущения и этим навлечь беду на целую нацию. «Един же от них именем Каиафа, архиерей сый лету тому» – это не значит, что архиереи, или первосвященники иудейские избирались только на год, а указывает лишь на частую смену первосвященников, которые зависели от римского правителя Иудеи – «рече им: вы не весте ничесоже: ни помышляете, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет» (Ин. 11:49,50), т.е. надо предупредить возможность такого опасного для евреев восстания против римлян с Иисусом во главе, и для этого – убить Иисуса. Здесь Каиафа принимает на себя личину ревнителя национального блага и вместе с тем находит извинение замышляемому убийству в соображениях государственно-национальной политики. Евангелист Иоанн указывает в этих словах Каиафы на его невольное пророчество о том, что Господу Иисусу Христу надлежало «умрети за люди», т.е. пострадать для искупления человечества. Первосвященники, как провозвестники воли Божией, были как бы посредниками между Богом и людьми, и в качестве таковых пророчествовали даже невольно, что в данном случае произошло даже с таким первосвященником, как Каиафа. Только Каиафа говорил об одном иудейском народе, а Христос умер для спасения и собрания воедино в Церкви Своей и язычников, как «чад Божиих рассеянных во всем мире». «По беззаконному настроению ума своего сказал Каиафа то, что сказал. Однако ж слово его стало выразителем истинного предмета, произнесенное как бы в качестве пророчества. Ведь он предвозвещает о том, сколь великих благ виновницею стала смерть Христова, говоря, чего не знал, и прославляя Бога, как Валаам, по необходимости, так как имел первосвященническое достоинство, так что пророчество как бы дано было не ему, а священному сану» – говорит свт. Кирилл Александрийский.

Было вынесено решение убить Господа, как окончательный приговор, и дано было приказание взять Иисуса. Узнав о приговоре, Господь ушел из Вифании в г. Ефраим близ Иерихонской пустыни, ибо еще не настал час Его страданий. Как истинный Агнец Пасхальный, Он должен был умереть на Пасху и притом торжественно, а не тайно, как по-видимому, желал того синедрион, боясь народа (Мф. 26:4).

3. Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи (Мф. 26:6-13; Ин. 12:1-11)

Покинув Иерихон, Господь продолжил Свой путь на Страсти. Накануне торжественного Входа в Иерусалим Господь остановился на ночлег в селении Вифания. Там, в доме Симона прокаженного, друзья приготовили Господу вечерю, т.е. трапезу. Среди гостей был и воскресший Лазарь, а его сестра Марфа заботилась об угощении и прислуживала у стола, где возлежали гости. Другая сестра его, Мария, желая поблагодарить Господа за Его милость к их семье и воскрешение брата, взяв сосуд с драгоценным ароматным миром, во время трапезы с благоговением подошла к Иисусу и молча возлила миро на ноги Иисуса. В сестрах, Марфе и Марии, свт. Кирилл Александрийский усматривает несколько образов: «Марфою назовем деятельную добродетель, а Мариею – духовное созерцание, которое идет позади деятельной добродетели, чрез которых полнейшую любовь ко Христу проявляем. Другие принимают Марфу, служащую Христу, в смысле образа ветхозаветного Писания, ибо история, преобразуемая в духовное созерцание, благоустрояет трапезу Спасителя, так как мы пользуемся многими (ветхозаветными) свидетельствами для доказательства догматов о Христе, а Марию – в смысле евангельского учения, наподобие мира намащающего ноги Господа, то есть Его бывшее на земле Домостроение, наполнившее благовонием всю землю, которая есть дом всего человечества. Другие Марфою называют иудейскую синагогу, желающую служить Богу чрез плотяные обряды, а Мариею – Церковь из язычников, приносящую Христу духовные жертвы и благоуханную веру и запечатлевающую Евхаристию из святой Его Плоти посредством таинственного причастия».

Дом наполнился благоуханием. Мария, склонившись, отерла волосами ноги Учителя. Это место Священного писания свт. Кирилл также толкует аллегорически: «Когда дом наполнился благовонием мира, то символически этим указан был тот (дом), который чрез непродолжительное время должен был совершиться духовно, ибо тотчас после страдания вся вселенная, как бы великий дом, наполнилась благовонием мира Христова. Таким образом, чувственным (миром благовонным) она предуказала духовное, ибо тело Его, подобно алавастру пронзенное (разбитое), наполнило весь мир благовонием знания». Это толкование можно дополнить словами блж. Феофилакта: «Что же такое ”волосы”, которыми отерты ноги? Это, конечно, святые, украшающие главу Божию и верховную власть Его. Ибо они, будучи во славу Божию, могут быть названы украшением Его. Они и сделались причастниками помазания плоти Господней… Волосы — нечто мертвое. И христиане мертвы, ибо они ”распяли плоть” (Гал. 5:24) и ”умертвили члены, сущие на земле” (Кол. 3:5), и умертвили для мира. Волосы украшают голову и составляют славу ее… Под ”ногами” Христовыми можно разуметь: Апостол и Евангелие, и вообще заповеди, ибо ими Он ходит в нас… Под ”ногами” Господа можно разуметь и меньших братий, в лице которых Христос приходит к дверям каждого и просит нужного: помажь их миром милостыни».

Увидев это, один из апостолов – Иуда Искариотский сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12:5). Евангелист Иоанн пояснил, что Иуда сказал это не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вором. Иуда более других был заинтересован в том, чтобы Мария принесла не миро, которое она, по его мнению, бесцельно потратила, а деньги. Он носил при себе денежный ящик, в который ученики собирали пожертвования, и тайком брал оттуда деньги.

Мария смутилась укором Иуды, но Христос ободрил ее и сказал: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:7-8). Защищая Марию, Христос незаметно для других обличил Иуду, показывая, что забота его о нищих не так искренна, как забота Марии о Христе. Зная о давнем намерении Иуды предать Его, Господь указывает на последствие предательства – Свою смерть.

4. Торжественный Вход Господа в Иерусалим (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19)

Накануне Пасхи Иерусалим был переполнен паломниками со всех концов Палестины и из соседних стран. Римский прокуратор Понтий Пилат прибыл в Иерусалим из Кесарии с отрядом воинов, чтобы усилить бдительность по охране порядка и спокойствия в столице во время праздничных дней. На праздник Пасхи в Иерусалим прибыл и правитель Галилеи Ирод Антипа.

Среди паломников много было очевидцев чудес, совершенных Христом. Особенное впечатление произвело на народ чудо воскрешения четверодневного Лазаря, и многие поверили в Христа как в Мессию. Когда они узнали, что Иисус Христос идет в Иерусалим, все вышли Его встречать.

В селении Виффагия (под Иерусалимом) Христос попросил учеников найти Ему осла, и они привели ослицу с осленком. Господь сел на осла и направился в Иерусалим. У пророка Захарии именно так описан Вход Господень в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле...» (Зах. 9:9). В этот день Господь торжественно явил Себя иудеям как Мессия. Но в отличие от полководцев, победно въезжавших в город на коне, Иисус входит на осле, показывая, что Он не Мессия-Освободитель, но Царь кроткий, праведный и спасающий – не от власти римлян, но от вечной смерти. Свт. Иоанн Златоуст видит в этом важное прообразование: «чрез осленка означается Церковь и народ новый, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус, соделался чистым. Заметь же, какая точность во всем прообразовании. Ученики отвязывают подъяремников: и иудеи, и мы призваны в новоблагодатную Церковь чрез апостолов, введены в нее тоже чрез апостолов. Наша блаженная и славная участь и в иудеях возбудила ревность: осел идет позади осленка. И действительно, после того, как Христос воссядет на язычников, тогда и иудеи, по чувству соревнования, придут к Нему». Есть в этом образе входа Господня в Иерусалим и нравственный смысл. «Он по крайнему смирению воссел на осла, научая нас не превозноситься в похвалах и не выходить за пределы необходимости», – говорит свт. Кирилл.

Воздавая царские почести Христу, ученики постилали на дороге свои одежды, а народ резал пальмовые ветки и бросал их под ноги осленка, на котором Он ехал. Все множество людей, сопровождавших и встречавших Господа, громко прославляло Бога за все чудеса, которые совершил Христос: «Осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9). Весь Иерусалим, со всем его огромным населением предпраздничных дней, пришел в движение и возбуждение.

Фарисеи, видя восторг толпы, негодовали, но, боясь народа, ограничились лишь дерзким криком: «Учитель! запрети ученикам Твоим» (Лк. 19.39). Они хотели, чтобы ученики перестали славословить Христа, но на эти злобные выкрики фарисеев Господь кротко ответил: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19.40) – истину нельзя заставить замолчать. Если человеческие сердца станут неспособными прославлять Бога, то камни и вся природа прославит Творца. Прп. Ефрем Сирин говорит, что фарисеи «предпочли, чтобы кричали дети, а не камни, дабы при крике окаменелого естества ослепленные как-нибудь не образумились. Тем не менее этот крик камней был сохранен для той же цели на время Его распятия, когда при молчании одаренных языком безгласная природа возвестила величие Господа (Мф. 27:51)».

Уже подъезжая к Иерусалиму, Господь вновь заплакал. Он знал, что ликующий народ, сейчас видящий в Нем Мессию и надеющийся, что Он станет Мессией-освободителем, скоро будет неистово кричать: «Распни! Распни Его!». Он знал, что из-за отвержения Его иудеями этот священный город и иерусалимский храм будет разрушен, так что камня на камне не останется. Смотря на Иерусалим, скорбящий Христос воскликнул: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:42-44).

Когда Спаситель вступил в Иерусалим, торжественное шествие направилось через весь город прямо к храму – для молитвы. Так как было уже позднее время, Господь не стал учить народ и возвратился в Вифанию (селение, где жил Лазарь с сестрами).

Вход Господень в Иерусалим явился началом Страстной Седмицы – последних дней земной жизни Спасителя.

Проверочные вопросы:

  1. Что означают слова Христа о том, что болезнь Лазаря не к смерти, а к славе Божией?
  2. Прообразом чего является воскрешение Лазаря?
  3. Как чудо воскрешения Лазаря повлияло на народ?
  4. Почему Синедрион склоняется к тому, чтобы убить Иисуса Христа?
  5. Какое пророчество произносит первосвященник Каиафа?
  6. Что означало помазание Христа на вечере в Вифании?
  7. Почему Иуда Искариот был возмущен поступком Марии? Как Христос дал ему понять о том, что знает о замышляемом им предательстве?
  8. Как происходил Вход Господа в Иерусалим?
  9. Что прообразуют собой осел и осленок в соответствии с толкованием свт. Иоанна Златоуста?
  10. О чем плакал Господь, подъезжая к Иерусалиму?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Андрей Критский, свт. Беседа на Четвертодневного Лазаря. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/beseda-na-chetvertodnevnogo-lazarja/  (дата обращения: 19.10.2016).
  2. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн.1, п. 673). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/#0_673 (дата обращения: 19.10.2016).
  3. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: кн. 7). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/7 (дата обращения: 19.10.2016).
  4. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 11,12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/12  (дата обращения: 19.10.2016).
  5. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/66 (дата обращения: 19.10.2016). // Он же. Слово о четверодневном Лазаре. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/slovo-o-chetverodnevnom-lazare/ (дата обращения: 19.10.2016).
  6. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 19.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
  2. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Страдания Христовы начинаются в день входа Господня в Иерусалим. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravmir.ru/stat-content/sc_printer_1898.html (дата обращения: 19.10.2016).

Видеоматериалы:

 

 

 

 



[1] См., например, письмо прп. Исидора Пелусиота Феодосию (источник №2).

[2] «Думали иудеи, что плакал по причине смерти Лазаря, а между тем Он плакал из сожаления о всей человеческой природе, оплакивая не только Лазаря, но имея в виду и то, что случается со всеми, потому что вся человеческая природа оказалась под властью смерти, справедливо подвергшись такому наказанию» (свт. Кирилл Александрийский).