16. Евангельское учение о браке и девстве, о богатстве, о молитве и о рассудительности

Цель занятия – рассмотреть евангельское учение о браке и девстве, о богатстве, молитве и рассудительности.

Задачи:

  1. Рассмотреть евангельское учение, содержащееся в беседе фарисеев и учеников с Господом о браке.
  2. Рассмотреть евангельское учение о богатстве и рассудительности, содержащееся в беседе Господа с богатым юношей и в притче о безрассудном богаче.
  3. Рассмотреть притчи, показывающие важность постоянства в молитве.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить из курса «Ветхого Завета» постановления относительно семейных отношений, в частности, о разводном письме.
  2. Познакомить слушателей с п. 1 содержания занятий.
  3. Совместно со слушателями кратко вспомнить смысл притчи о богаче и Лазаре, отметив выводы, которые были сделаны относительно влияния отношения к богатству на спасение.
  4. Познакомить слушателей с пп. 2,3 содержания занятия.
  5. Совместно со слушателями кратко вспомнить учение о молитве, содержащееся в Нагорной проповеди.
  6. Познакомить слушателей с п. 4 содержания занятий.
  7. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Николай Сербский, свт. Евангелие о бремени богатства. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/96931.html (дата обращения: 13.10.2016).
  2. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 19). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/19  (дата обращения: 12.10.2016)
  3. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 3, п. 67). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/isidor-pelusiot-prepodobnyy/book/69060-isidor-pelusiot-tvoreniya/ (дата обращения: 12.10.2016).
  4. Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. (См.: кн. 4). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/oproverzhenie-na-zashhititelnuju-rech-zlochestivogo-evnomiia/4 (дата обращения: 12.10.2016).
  5. Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. Том II. Чтение из Нового Завета. Евангелие от Марка. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-2-1857-1858/1_1 (дата обращения: 12.10.2016).
  6. Григорий Богослов, свт. Слово 37. [Электронный ресурс]. – URL: http://pagez.ru/lsn/bogoslov/037.php (дата обращения: 12.10.2016).
  7. Василий Великий, свт. Беседы. (См.: Беседа 6). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/6 (дата обращения: 12.10.2016).
  8. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. (См.: дни 292,318). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/318 (дата обращения: 12.10.2016).
  9. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. (См.: гл. 11,12,18). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/12  (дата обращения: 12.10.2016).
  10. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Новый Завет. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/  (дата обращения: 12.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
  2. Олег Стеняев, прот. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Т. 2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/stenyaev/besedy-na-evangelie-ot-matfeya.html#beseda (дата обращения: 12.10.2016).

Ключевые понятия:

  • Брак;
  • Девство;
  • Молитва;
  • Богатство.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Чем был вызван вопрос фарисеев о разводе?
  2. Чем Господь аргументировал правильность моногамного брака и недопустимость разводов?
  3. Какую причину указывает Спаситель в качестве единственного повода для развода?
  4. Что говорит Господь о девстве? Как Его слова толкуют свв. отцы?
  5. Почему обращение ко Христу богатого юноши: «Учитель благий» неверное?
  6. Какие заповеди называет Господь, отвечая на вопрос богатого юноши о том, как ему наследовать вечную жизнь?
  7. Что Спаситель предлагает сделать юноше, чтобы стать совершенным? Почему он не принимает это предложение?
  8. Каков смысл притчи о безрассудном богаче?
  9. Как показана важность постоянства в молитве в притче о неотступной просьбе? Что еще, кроме постоянства, необходимо соблюдать в молитве, по мысли свт. Феофана Затворника?
  10. Чему учит притча о неправедном судье?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

1. Учение о нерасторжимости брака и о девстве (Мф. 19:3-12; Мк. 10:2-12; Лк. 16:18)

2. Беседа Христа с богатым юношей (Мф. 19:16-26; Мк. 10:17-27 и Лк. 18:18-27)

3. Притча о безрассудном богаче (Лк. 12:13-21)

4. Притча о неотступной просьбе (Лк. 11:5-8)

5. Притча о судье неправедном (Лк. 18:1-8)

1. Учение о нерасторжимости брака и о девстве (Мф. 19:3-12; Мк. 10:2-12; Лк. 16:18)

Каждый раз, когда фарисеи приступали ко Иисусу Христу с каким-либо вопросом, они делали это не для того, чтобы научиться от Него, но чтобы «искусить» Его, не скажет ли Он чего-нибудь противного закону, дабы можно было обвинить Его. Так и тут они спросили Его: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3). Об этом был спор среди фарисеев и народа. Одни, следуя учению раввина Гиллела, говорили, что разводиться можно по всякой причине; другие, по учению раввина Шаммаи, утверждали, что развод допустим только по причине прелюбодеяния. Фарисеи ожидали, какое мнение выскажет Иисус Христос, чтобы возбудить против Него сторонников противоположного мнения. По закону Моисееву (Втор. 24:1) позволяется дать жене разводное письмо, если она после брака «не будет иметь благоволения в очах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное».

Не делая никакого намека на различие мнения раввинов, Господь из Писания указывает на образ творения Богом мужа и жены и раскрывая тем истинный смысл брака, как Богоустановленного учреждения, премудро разрешает искусительный вопрос. Бог сотворил одного мужчину и одну женщину, следовательно, в намерении Творца было, чтобы мужчина имел лишь одну жену и не оставлял бы ее. Эта связь супружеская ближе и теснее, чем кровная связь сына с отцом и матерью, которых он оставляет ради жены: два человека становятся, как один, по мыслям, чувствам, намерениям, действиям – они должны быть одним существом. А если они так соединены, по первоначальному Божественному установлению, то и не должны разлучаться. Только одно исключение может быть, когда допустим развод: «вина прелюбодеяния», но это потому, что прелюбодеянием самим по себе уже разрушается идея брака, брак сам собой перестает тогда существовать. Моисей позволил развод лишь, «по жестокосердию», вследствие того, что мужья мучили и истязали нелюбимых ими жен, т.е. допустил меньшее зло, чтобы избежать большее. «Вместе с тем – говорит блж. Иероним, – обрати внимание и на то, что Он не сказал: По жестокосердию вашему повелел вам Бог, но: Моисей, так что, - как говорит апостол (1 Кор. 7:25), – это совет человеческий, а не повеление Божие». Христос же восстанавливает первоначальный закон брака, утверждая его нерасторжимость. Как бы обращаясь к Моисею, свт. Григорий Богослов говорит: «Один Творец мужа и жены, одна плоть - оба они - один образ, один для них закон, одна смерть, одно воскресение, одинаково рождаемся от мужа и жены, один долг обязаны воздавать дети родителям. Как же ты требуешь целомудрия, а сам не соблюдаешь? взыскиваешь, чего не дал? Почему, будучи сам плоть такого же достоинства, не равно законополагаешь? Если ты обращаешь внимание на худшее, то жена согрешила, согрешил и Адам, змий прельстил обоих, не оказался один слабее, а другой крепче. Но возьми во внимание лучшее. Обоих спасает Христос страданиями. За мужа стал Он плотью, но также и за жену. За мужа умер, и жена смертью спасается. Христос от семени Давидова именуется (чем, может быть думаешь, почтен муж), но и от Девы рождается, - это уже честь женам!».

Ученики, смутившись таким требованием, сказали: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10), т.е. лучше совсем не вступать в брак, чем, вступив, терпеть при себе жену злую и сварливую, не имея возможности отослать ее от себя. Господь Своим ответом исправляет такое легкомысленное суждение учеников. С одной стороны, Он подтверждает, что действительно «лучше не жениться», а с другой, указывает, что безбрачие, соединенное с сохранением целомудрия, не только не легче состояния брачного, но даже настолько трудно и тяжко, что не все могут взять на себя этот подвиг: «не вси вмещают», т.е. могут подъять и понести, «словесе сего», т.е. такое дело, «но имже дано есть». Этими словами Господь возносит состояние девства на такую нравственную высоту, на которой находятся высшие и совершеннейшие состояния духовной жизни, ибо все лучшее, чем может обладать человек, Он всегда представляет, как драгоценный дар Отца Небесного. «Видите ли высоту этой добродетели? Она оказывается едва удобовместимой. Да и не выше ли плоти - рожденному от плоти не рождать в плоть? Не ангельское ли свойство - душе, связанной с плотью, жить не по плоти и быть выше самой природы? Плоть связала ее с миром, а разум возвел к Богу; плоть обременила, а разум окрылил; плоть заключила в узы, а любовь разрешила их» – говорит свт. Григорий Богослов.  «Имже дано есть» не значит, однако, что этот дар Божий не зависит от нашей собственной воли. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что дано тем, кои хотят. «Я согласен, – говорит свт. Григорий, – что один, в сравнении с другим, имеет больше или меньше способности; но одной способности не достаточно для совершенства, и разум должен возбудить способность, чтобы природа пришла в деятельность, подобно тому, как камень пирит, если ударяют в него железом, сам делается железом. Когда слышишь: кому дано, то добавляй, дано призываемым и имеющим к тому расположение».

Далее Господь сравнивает безбрачие с добровольным скопчеством, которое, конечно, нельзя понимать буквально, грубо физически, как это ясно из всего контекста. Это скопчество духовное, а не телесное. Господь и противопоставляет его именно физическому скопчеству, когда говорит, что «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12). О них нельзя сказать, что они взяли на себя подвиг девства, ибо они, по самой физической природе своей, неспособны к брачной жизни. Исказить себя, сделать скопцом, Царствия ради Небесного, значит совершенно отсечь плотское вожделение, убить в себе плотскую похоть и решиться вести безбрачную жизнь, ради более удобного служения Богу и достижения Царствия Небесного, чему очень мешают заботы семейные. «Могий вместити, да вместит» – никто не принуждается к этому подвигу, но кто чувствует себя в силах подъять его, с помощью Божией, тот должен решиться на это. «Этими словами», как говорит св. Златоуст, «Господь показал совершенную возможность сей добродетели, чтобы тем сильнее возбудить в воле желание оной». Прп. Исидор Пелусиот так толкует эти слова Господа: «Сказанное о девстве: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть, – сказано не в том смысле, что сие дается иным по какому-то жребию; в таком случае Бог не назначил бы им в награду Небесного Царства. Напротив того, сим показывается, что, во-первых, подвизающиеся сим преестественным подвигом имеют нужду в Божией помощи; и потом, совет сей сходит с неба, не законом постановляемый, но предлагаемый в виде увещания. В-третьих, девство дается тем, которые препобедили невоздержание, призывают содействие свыше, сохраняют драгоценность сию постами и бдениями, нерадением же и роскошью не предают себя зверю. А если бы давалось оно по жребию, то излишнею была бы награда. Не только по милости оно дано, но дается желающим его принять; а кто не хочет, тем никто и не даст».

2. Беседа Христа с богатым юношей (Мф. 19:16-26; Мк. 10:17-27 и Лк. 18:18-27)

Об этом юноше, или князе, как называет его св. Лука, спрашивавшем Господа Иисуса Христа, что ему делать, дабы наследовать жизнь вечную, рассказывают все три первых Евангелиста. Эта беседа, как и дальнейшие, происходили по пути в Иерусалим, куда уже шел Господь на предстоящие Ему страдания. Обращаясь к Господу, юноша назвал Его: «Учитель благий». Господь на это сказал: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог», т.е., если ты обращаешься ко Мне только, как к «учителю», следовательно, как к обыкновенному человеку, то не следует Меня называть благим, ибо это название приличествует только Богу. Свт. Василий Великий говорит, что такой ответ Господа был связан с тем, что Он «не только услышал: “благий”, но: ”учителю благий”. Поэтому отвечал по сказанному в Евангелии, как искушавшему Его, или как не знавшему, что Он — благий Бог, а не просто благий учитель».

На его вопрос Господь предложил ему: «Соблюди заповеди». Юноша очевидно предположил, что Господь говорит о каких-то особенных, неизвестных ему заповедях, а потому спросил: «Какия?». Но Господь указал ему на обыкновенные заповеди Десятословия, поименовав только некоторые из них – 6, 7, 8, 9 и 5, а затем общую заповедь о любви к ближнему. На это юноша ответил, что все эти заповеди он «Сохранил от юности своей». Надо полагать, что исполнение заповедей он понимал по фарисейски: иначе бы не решился так сказать. Но все же важно, что он считал себя еще не докончившим все, что нужно для спасения: совесть, очевидно, подсказывала ему, что одного такого внешнего исполнения заповедей недостаточно. Тогда Господь раскрыл ему тайну христианского совершенства в словах: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21). В ответ на этот призыв к высшему совершенству юноша отошел от Господа, «скорбя», ибо у него было большое имение. Следовательно, богатство, которым он обладал, стало таким его кумиром, расстаться с которым он не мог. Этот кумир он предпочел даже жизни вечной, к которой, по-видимому, искренно стремился. Имея ввиду эту страсть, порабощающую себе всего человека, а не богатство само по себе, Господь сказал: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). Евангелист Марк говорит, что «ученики ужаснулись от слов Его» (Мк. 10:24). И это понятно, ибо богатство такая вещь, которой все так желают, и по закону, есть знак благословения Божия человеку, а между тем Господь поставляет его таким сильным препятствием на пути к Царствию Божию. Чтобы успокоить учеников и объяснить, в каком смысле Им это сказано, Господь говорит: «Дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие» (Мк. 10:24). Как поясняет св. Златоуст, «Христос не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему», ибо грешной природе человека богатство представляет много соблазнов и препятствий к исполнению закона Божия. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10:25) – это народное присловие, доселе употребительное на Востоке, означающее, что дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо. Некоторые под «верблюдом» понимают тут корабельный канат, делавшийся из верблюжьей шерсти. Другие полагают, что под «игольными ушами» здесь надо понимать очень низкие и узкие калитки, через которые с трудом пролезает верблюд. Не само по себе богатство опасно, но то, если человек на него надеется и все счастье жизни своей в нем полагает, так что богатство становится как бы его кумиром. Но Апостолы все же в волнении недоумевали: «кто убо может спасен быти?». На это Господь, «воззрев на них», т.е. самым взглядом Своим успокаивая их волнение, сказал: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10:26,27), т.е., милующая и спасающая благодать Божия сильна сделать и то, чего не может сделать человек одними своими собственными силами: Бог может исцелить богача от препятствующей его спасению язвы любостяжания. «Бог может спасти и тех, которым по понятию человеческому невозможно спастись. Бог всемогущ и премудр: Он знает, как спасти, и может спасти, если мы захотим. Спаси же и нас, Господи, имиже веси судьбами. Ты печешься о нашем спасении и, верно, даруешь его, если мы не будем совсем беспечны сами в деле своего спасения» – говорит прав. Иоанн Кронштадтский.

3. Притча о безрассудном богаче (Лк. 12:13-21)

Некто, видя, сколь велико влияние Господа, обратился к Нему с просьбой, чтобы Господь повелел брату его разделить с ним наследство. Господь отказал ему в этом, ибо Он пришел на землю не для того, чтобы разбирать мелочные тяжбы, основанные на человеческих страстях. Притом Он проповедовал отречение от имений, а, кроме того, то или иное решение Его могло вызвать в той или другой тяжущейся стороне неудовольствие и даже столкновение и судебное следствие, чего Господь, конечно, не желал допустить. Не в том, однако, причина, что Господу чужды людские интересы вообще, а в том, что задача Господа не внешние меры водворения порядка, а перевоспитание сердца и воли людей. Это – пример для всех проповедников Евангелия и служителей Церкви. В связи с обращенной к нему просьбой Господь рассказал притчу, предостерегающую от недуга любостяжания, т.е. страсти к приобретению имений для наслаждения благами мира сего. «Жизнь человека», т.е. его благополучие или счастье, «не зависит от изобилия его имения».

У одного человека случился богатый урожай в поле. Богач задумывается о том, что же делать с этим большим урожаем, ведь у него недостаточно житниц, чтобы его хранить. Блж. Феофилакт подмечает: «Посмотри и на удовольствия богача. “Что мне делать?”. Не эти ли самые слова произносит и бедняк? Что мне делать? мне нечего есть, нечем одеться. Вникни, пожалуй, и в слова богача: ”что мне делать? мне... некуда... собрать плодов” многих. Хорошо же спокойствие! И бедняк говорит: что мне делать? я не имею... И богач говорит: что мне делать? я не имею... Что же мы получаем от того, что очень много собираем? Спокойствием мы не пользуемся, и очевидно, от забот; разве только собираем себе множество грехов». Не помышляя нисколько о будущей жизни, он думает о том лишь, как бы использовать свои богатства для наслаждений в настоящей жизни. Нет у него мысли ни о Боге, ни о духовной жизни, но только о животных чувственных удовольствиях. Он говорит: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12:18,19). «Какое безумие! – восклицает свт. Василий Великий, – Если бы у тебя была душа свиньи: чем иным, кроме этого, порадовал бы ты ее? Столько ты скотоподобен, до того несведущ в душевных благах, что предлагаешь душе плотские снеди! Что принимает в себя чрево, то назначаешь ты душе. Ежели в душе есть добродетель, ежели исполнена она благих дел, ежели близка к Богу, то имеет «многа блага», и пусть веселится прекрасным душевным веселием».

Богач и не подозревал, что наступил последний день его земной жизни, и ему не придется насладиться собранными сокровищами: «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут» (Лк. 12:20) – «никакой пользы не получишь уже ты от собранного богатства, а что после тебя будет с этим богатством, тебе уже безразлично». Свт. Василий говорит, что Господь «не осудил его [богача] вначале за неблагодарность нрава, но к прежнему его богатству непрестанно прилагал новое богатство, в ожидании, что, насытив его когда-нибудь, обратит душу его к общительности и кротости». Теперь же Он, видя, что богач «весь стал плотским, поработился страстям», изрекает эти слова и «такое осмеяние безрассудства тягостнее вечного наказания!».

Смысл притчи о безрассудном богаче в том, что вместо того, чтобы собирать земные богатства себе, надо в Бога богатеть, т.е. заботиться о приобретении вечных нетленных богатств, или добродетелей, которые можно приобрести, расходуя земные богатства не для низменных плотских наслаждений, а на добрые дела всякого рода.

Свт. Феофан Затворник дает такое наставление относительно того, как богатеть в Бога: «Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть ”собирают не себе, а богатеют только в Бога”. А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, — богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния».

4. Притча о неотступной просьбе (Лк. 11:5-8)

Подобно ев. Матфею, и ев. Лука в 11:1-4 излагает текст молитвы Господней, начинающейся словами «Отче наш», а затем со ст. 5 – приточное учение Господа о неотступности в молитве. «И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:5-10). Блж. Феофилакт так толкует эту притчу: «Что же означает притча? “Полночью” называет последние дни жизни, которых когда достигнут люди, начинают сочувствовать добру и устремляются к Богу. Ибо Он есть друг, любящий всех и всем желающий спасения (1Тим. 2:4). Итак, многие «в полночь», то есть в конце жизни, приходят к Богу как другу и говорят: “дай три хлеба”», то есть веру в Троицу. Разумей и иначе, именно: под ”полночью” разумей силу и средину искушений. Ибо всякое искушение есть ночь, а средина искушений, без сомнения, — полночь. Итак, когда кто находится в средине искушений, тот приходит к любящему нас Богу и говорит: «дай мне взаймы три хлеба», то есть спасение тела, души и духа. Ибо искушения угрожают опасностью сим трем. “Дети”, покоящиеся ”на постели”, суть люди, обратившиеся и потому сделавшиеся чадами Господа и удостоившиеся покоиться вместе с Ним. Иначе. ”Запертые двери” означают то, что мы должны быть готовы прежде искушений, а когда впадем, тогда дверь к приготовлению уже заперта, и мы, оказавшись неготовыми, потерпим опасность, если Бог не поможет. “Неотступностью” называет усиленную и продолжительную молитву с терпением». «Смотри, – обращает внимание блж. Феофилакт, – какая точность в словах. Не сказал Господь: "попросите", и дастся вам, но "просите", то есть непрерывно ищите».

По неизъяснимым целям Своим, Бог не всегда сразу подает просимое, хотя бы это и было сообразно с волей Его. Рассказом о друге, просящем хлеба, и получающим его в результате своей настойчивости, Господь желает внушить необходимость постоянства в молитве.

«Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:11-13). «Под просящим "хлеба", – говорит блж. Феофилакт, – разумей, пожалуй, всякого, кто просит, чтобы открыты ему были вера в Троицу и правильность догматов. Ибо они, как утверждающие сердце, суть хлеб. А "рыбы" просит тот, кто, находясь в море жизни сей, просит у Бога помощи, чтобы ему, как рыбе, сохраниться живым и непогруженным среди искушений».

Свт. Феофан Затворник дает относительно молитвы следующие наставления: «Господь дал молитву общую для всех, совместив в ней все нужды наши, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Но так как в одной молитве нельзя совместить всего, о чем приходится молиться Богу в жизни, то, после молитвы общей, дано правило на случай частных о чем-либо прошений: “проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите и отворят вам” (Лк.11:9). Обще молимся в храмах по установленным чинопоследованиям, которые все ничто иное, как разъясненная и в разных видах изложенная молитва Господня, а частно, дома, всякий как умеет просит Господа о своем. И в храме можно молиться о своем, и дома можно молиться о своем, и дома можно молиться общею молитвою. Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца вашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это. Не стой как статуя и не бормочи молитв, как заведенная машинка, играющая песни. Сколько ни стой так и сколько ни бормочи, нет у тебя молитвы, когда ум блуждает и сердце полно суетных чувств. Уж если стоишь на молитве, приладился к ней, что стоит тебе и ум и сердце привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы они упорствовать стали. Тогда составится молитва настоящая и привлечет милость Божию и Божие обетование молитве: просите и дастся, исполнится. Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение».

5. Притча о судье неправедном (Лк. 18:1-8)

Тяжкое время будет при втором пришествии Христовом, но не нужно по этому поводу унывать, а нужно «всегда молиться». А как молиться, Господь образно представил это в притче о судье неправедном, который не хотел исполнить просьбы обижаемой вдовы защитить ее, но наконец все же исполнил только потому, что она не давала ему покоя, докучая ему. Господь не хочет сравнивать Бога с судьей неправедным (лишнее доказательство того, что в притчах не все подробности подлежат истолкованию в духовном смысле), но только как вывод от худшего к совершеннейшему, делает заключение, что тем более Бог всеблагий и всеправедный защитит Своих избранников, если они будут вопиять к Нему день и нощь, хотя бы Он вначале и медлил выступать на защиту их. Прп. Ефрем Сирин говорит, что «если непрестанная молитва заставила эти два грубые зла [два зла заключаются в том, что судья не боялся Бога и не стыдился людей] дать ей плод добрый и противоположный их природе, то насколько более будем услышаны мы, если непрестанно станем понуждать милосердие и правду Божию, дабы они доставляли нам плод, соответствущий природе своей, то есть чтобы правда защитила нас и милосердие утешило нас, поскольку праведно воздавать терпящим неправду есть плод правды, и давать успокоение несчастным есть плод милосердия».

«Но Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8) – несмотря на ту несомненную истину, что Бог защитит избранных Своих вскоре, найдет ли Он таких верных, которые имели бы такое постоянство и такую настойчивость в молитве, какая требуется? Иными словами: нечего опасаться, что Бог не защитит верных Своих от грядущих бед и напастей, а скорее можно опасаться, что верных таких на земле ко времени Второго Пришествия Христова не будет.

Проверочные вопросы:

  1. Чем был вызван вопрос фарисеев о разводе?
  2. Чем Господь аргументировал правильность моногамного брака и недопустимость разводов?
  3. Какую причину указывает Спаситель в качестве единственного повода для развода?
  4. Что говорит Господь о девстве? Как Его слова толкуют свв. отцы?
  5. Почему обращение ко Христу богатого юноши: «Учитель благий» неверное?
  6. Какие заповеди называет Господь, отвечая на вопрос богатого юноши о том, как ему наследовать вечную жизнь?
  7. Что Спаситель предлагает сделать юноше, чтобы стать совершенным? Почему он не принимает это предложение?
  8. Каков смысл притчи о безрассудном богаче?
  9. Как показана важность постоянства в молитве в притче о неотступной просьбе? Что еще, кроме постоянства, необходимо соблюдать в молитве, по мысли свт. Феофана Затворника?
  10. Чему учит притча о неправедном судье?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Николай Сербский, свт. Евангелие о бремени богатства. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/96931.html (дата обращения: 13.10.2016).
  2. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 19). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/19  (дата обращения: 12.10.2016)
  3. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 3, п. 67). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/isidor-pelusiot-prepodobnyy/book/69060-isidor-pelusiot-tvoreniya/ (дата обращения: 12.10.2016).
  4. Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. (См.: кн. 4). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/oproverzhenie-na-zashhititelnuju-rech-zlochestivogo-evnomiia/4 (дата обращения: 12.10.2016).
  5. Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. Том II. Чтение из Нового Завета. Евангелие от Марка. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-2-1857-1858/1_1 (дата обращения: 12.10.2016).
  6. Григорий Богослов, свт. Слово 37. [Электронный ресурс]. – URL: http://pagez.ru/lsn/bogoslov/037.php (дата обращения: 12.10.2016).
  7. Василий Великий, свт. Беседы. (См.: Беседа 6). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/6 (дата обращения: 12.10.2016).
  8. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. (См.: дни 292,318). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/318 (дата обращения: 12.10.2016).
  9. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. (См.: гл. 11,12,18). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/12  (дата обращения: 12.10.2016).
  10. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Новый Завет. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/  (дата обращения: 12.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
  2. Олег Стеняев, прот. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Т. 2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/stenyaev/besedy-na-evangelie-ot-matfeya.html#beseda (дата обращения: 12.10.2016).

Видеоматериалы: