15. Евангельское учении о покаянии и Милосердии Божием

Цель занятия – рассмотреть евангельское учение о покаянии и Милосердии Божием.

Задачи:

  1. Рассмотреть притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме.
  2. Рассмотреть притчу о блудном сыне.
  3. Рассмотреть притчу о мытаре и фарисее.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить изученные притчи и использованные в них образы.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/18 (дата обращения: 12.10.2016) // Он же. Письма. (См.: письмо 20). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_22  (дата обращения: 12.10.2016).
  2. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 18). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/18 (дата обращения: 12.10.2016). // Он же. Толкование на Евангелие от Луки. (См.: гл. 15,18). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/15 (дата обращения: 12.10.2016).
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы  на Евангелие от Матфея. (См.: Беседы 59,60). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/59 (дата обращения: 12.10.2016).
  4. Григорий Великий (Двоеслов), свт. Беседы на Евангелие. (См.: Беседа 34). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/besedy-na-evangeliya/34 (дата обращения: 12.10.2016).
  5. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 3). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/3 (дата обращения: 12.10.2016).
  6. Николай Сербский, свт. Неделя о мытаре и фарисее. Евангелие об истинном и мнимом богомольце. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/44684.html (дата обращения: 13.10.2016). // Он же. Евангелие о блудном сыне. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/44816.html (дата обращения: 13.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
  2. Олег Стеняев, прот. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Т.2. Б. 6). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/stenyaev/besedy-na-evangelie-ot-matfeya.html#beseda_6  (дата обращения: 12.10.2016).

Ключевые понятия:

  • Покаяние;
  • Милосердие Божие;
  • Грешник;
  • Грех;
  • Страсть;
  • Праведник;
  • Мытарь;
  • Фарисей;
  • Ангелы;
  • Диавол.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие образы содержатся в притче о заблудшей овце?
  2. Каким образом притча о заблудшей овце раскрывает значение слов Христа: «Блюдите, да не презрите единаго от малых сих» (Мф. 18:10)?
  3. Как нужно понимать притчу о потерянной драхме?
  4. Каким образом в притче о блудном сыне показан путь грешника, важность покаяния и величие Божьего милосердия?
  5. Кто показан в образе старшего брата в притче о блудном сыне?
  6. Как молился фарисей и как мытарь в Господней притче? Почему молитва последнего оказалась более угодна Богу?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

1.  Притча о пропавшей овце. О вразумлении заблуждающихся и о значении суда Церкви (Мф. 18:10-20 и Лк. 15:1-7)

2.  Притча о потерянной драхме (Лк. 15:8-10)

3.  Притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32)

4.  Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14)

1. Притча о пропавшей овце. О вразумлении заблуждающихся и о значении суда Церкви (Мф. 18:10-20 и Лк. 15:1-7)

Христос никогда не пренебрегал мытарями и грешниками – теми, кого фарисеи и книжники более всего презирали и общением с кем гнушались. Он вкушал пищу вместе с грешниками, приходил в их дома, беседовал с ними; и расположение Христа привлекало к нему тех, кто понимал недостойность своего образа жизни. И когда фарисеи возроптали на Него, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними», Христос сказал им следующую притчу: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:2-7).

В этой притче рисуется картина беспредельной любви и милосердия Божия к падшему человеку. «Блюдите, да не презрите единаго от малых сих» (Мф. 18:10) – не презирайте, почти то же, что «не соблазняйте», т.е. не считайте их настолько ничтожными, чтобы соблазнить их ничего не значило, «малых сих», т.е. тех, которые сами себя умалили, Царствия ради Небесного, – истинных христиан. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что Господь «не говорит “многих”, но “одного”, предотвращая и через это вред от многих соблазнов». Каждый из таковых имеет от Бога своего Ангела-хранителя; поэтому, если Сам Бог так о них печется, то вправе ли люди презирать их? «Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшее» (Мф. 18:10,11) – это новое побуждение не презирать малых сих, ибо Сам Господь пришел на землю для их спасения. Чтобы нагляднее показать, как дорого в очах Божиих спасение человека, Господь сравнивает Себя с пастырем. Блж. Иероним Стридонский говорит, что под одной овцой можно понимать и человеческий род, ради спасения которого Господь сошел на землю, и одного грешника, ради спасения которого Господь оставил всех праведных. Блж. Феофилакт видит в образе Христа пастыря людей и ангелов и смысл притчи усматривает в том, «что Бог печется об обращении грешников, и радуется о них более, нежели об утвердившихся в добродетели». Таким образом, этой притчей Господь показывает, что для Бога нет ничтожных людей и если человек нравственно пал, Бог все сделает, чтобы спасти его, и всегда с радостью примет его покаяние.

Далее следует наставление Господа, как должно исправлять ближнего, имеющее тесную связь с запрещением соблазнять его. Если противно любви соблазнять ближнего, вовлекая его в грех, то не менее противно любви оставлять его во грехе, не заботиться об его исправлении, когда он грешит. Но это надо делать осторожно, с братской любовью: сначала надо обличить его и наедине, и если он сознается в своем грехе и осудит себя, то «приобрел еси брата твоего», приобрел вновь того, кто отпал было через грех, перестав быть членом Царствия Христова. Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что обличающего должны быть правильные мотивы: «Так как оскорбивший, от стыда, неохотно бы пошел просить прощения, то он посылает к нему оскорбленного, и посылает его с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними расстройство, и не говорит: обвини, или укори, или потребуй на него суда и наказания; но только – обличи. Оскорбивший тебя, от гнева и стыда, находится как бы в усыплении; а ты, здоровый, и должен придти к больному, и для того, чтобы врачевство твое скорее могло быть принято, ты должен производить суд не публично. Слово: “обличи” не другое что значит здесь, как: напомни ему о грехе, и скажи ему о том, что ты от него претерпел».

Если же он не послушает твоего братского обличения и увещания, упорствуя во грехе, то нужно взять с собой еще одного или двух, которые могли бы быть свидетелями поведения брата, упорствующего в своем грехе и могли бы сильнее повлиять на него и побудить его раскаяться (законом Моисеевым требовалось во всяком судебном деле наличие двух или трех свидетелей – Втор. 19:15). «Чем он будет бесстыднее и дерзновеннее, тем более нам должно прибегать к врачевству, а не к гневу и негодованию. И врач, видя, что болезнь не прекращается, не оставляет больного и не гневается на него, но тем более прилагает попечение» – говорит святитель. И далее он поясняет: «Если бы Он искал только пользы оскорбленного, то не повелел бы кающегося прощать до седмижды седмидесяти раз и не указал бы столько врачей для его болезни, но раз он остается упорным после первого обличения, и приказал бы его оставить; напротив, Он повелевает врачевать его однажды, и дважды, и трижды, и то одному, то с двоими, то, наконец, со многими».

Если же и их не послушает, «повеждь Церкви». Здесь под «Церковью» разумеется, конечно, не все общество верующих, а те, кто поставлены во главе Церкви, ее священноначалие, ее пастыри, которым дана власть вязать и решить. «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь», т.е., Если он настолько закоснел во грехе, что не считается с авторитетом пастырей Церкви, то пусть он будет отлучен от общения с тобой, как язычники и мытари от общения с иудеями, считавшими их людьми крайне развращенными. Смысл изречения таков: человека, не признающего авторитета Церкви, не считай более своим братом, прекрати с ним христианское братское общение, чтобы не заразиться его болезнью. Таковые упорные грешники, отвергающие авторитет церковного священноначалия, совершенно извергаются из Церкви, пример чему дает нам св. ап. Павел (1Кор. 5 гл.). На этих словах Господа и основывается с апостольских времен практикуемое Церковью отлучение, называемое «анафемой», в полном согласии с (1Коринф. 16:22). «Анафема» не есть «проклятие», как многие думают в наше время, осуждая за это Церковь, как якобы допускающую этим акт, противный христианской любви. «Анафема» это крайняя вразумительная мера для упорных грешников, не поддающихся исправлению и для предостережения от следования им других. Право на это Дано церковному священноначалию Самим Господом, сказавшим: «Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси» (Мф. 18:18). То, что обещано было прежде Петру (16:19), теперь обещается всем Апостолам. Апостолы же передали эту власть вязать и решить грехи своим преемникам – пастырям Церкви, ими поставленным для продолжения их дела на земле. Но и во всяком другом случае, когда Апостолы Христовы соединятся в единодушной молитве по поводу какой бы то ни было нужды, Господь обещает исполнять их желания, ибо «идеже еста два или трие собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их».

2. Притча о потерянной драхме (Лк. 15:8-10)

«Какая женщина, – сказал Христос фарисеям, – имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и на станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: “порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму”» (Лк. 15:8-10).

Как и притча о пропавшей овце, эта притча показывает, что человек бесценен в глазах Божиих, и Бог ищет обращения грешника в продолжение всей его жизни.

Приведем толкование на эту притчу свт. Григория Великого: «Через эту женщину обозначается Тот же Самый, Кто обозначается и через Пастыря. Ибо Тот же самый Бог есть вместе и Премудрость Божия. И поскольку образ начертывается на драхме, то женщина потеряла драхму, когда человек, созданный по образу Божию, исказил грехом свое подобие с Создателем. Но женщина зажгла светильник, потому что Премудрость Божия явилась в человечество. Потому что светильник есть свет в скудели, а свет в скудели есть Божество во плоти… Поскольку скудель в огне крепнет, то крепость Ее высохла яко скудель потому, что Она скорбью страдания укрепила принятую плоть к славе воскресения. Но с возжженным светильником женщина перетряхивает дом, потому что как только Божество Его (Спасителя) просияло через тело, тотчас потряслась вся наша совесть. Ибо дом перетряхивается, когда от размышления о своей виновности возмущается человеческая совесть. Это слово - перетряхивание - не противоречит тому, которое в других изданиях читается пометет именно потому, что нечистая душа не очищается от привычных пороков, если прежде не перетряхивается страхом. Итак, по перетряхнутии дома обретается драхма; потому что когда совесть человека возмущается, тогда восстановляется в человеке подобие с Создателем.

Но мы отнюдь не должны оставлять без внимания и того, почему эта женщина, через которую изображается Премудрость Божия, имела, по смыслу притчи, десять драхм, из коих одну потеряла и по тщательном отыскивании ее нашла? - Потому что Господь создал Ангелов и человеков для познания Его; когда Он хотел установить это навечно, тогда, без сомнения, Он сотворил оное по подобию Своему. Но женщина имела десять драхм, потому что девять чинов Ангельских. Но чтобы было полное число избранных, десятым сотворен человек, который даже после преступления не погиб для Создателя своего, потому что Вечная Премудрость, сияющая чудесами из скудельного сосуда, восстановила его плотью». Аналогично понимает эту притчу и блж. Феофилакт. Относительно подруг и соседок, которых зовет женщина, чтобы они порадовались вместе с ней находке, святой говорит: «подруги Его – все Горние Силы, а соседки – ближайшие из них, как-то: престолы, херувимы и серафимы».

3. Притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32)

Притчу о блудном сыне приводит только ев. Лука. Она следует после притчи о заблудившейся овце и притчи о потерянной драхме и также, как эти две, показывает, что любовь Божия к людям безгранична, что для человека всегда возможно покаяние.

У одного человека, который в этой притче является образом Бога, было два сына. Младшему надоело быть под опекой отца, ему захотелось пожить веселой, разгульной жизнью подальше от родительского дома. С этой целью он потребовал у отца свою часть наследства и «по прошествии немногих дней…, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13). Блж. Иероним говорит о том, что «имение Божие состоит из всего того, чем мы живем, что ощущаем, о чем мыслим, что выражаем в словах. Все это Бог даровал всем вообще равно. Это правый глаз, который должен быть соблюдаем от соблазнов; это — светильник тела; это талант, которого не должно завязывать в убрус, т.е. беречь заботливо, но без употребления, и не должно зарывать в землю, т.е. помрачать земными помыслами». Раздел же имения между сыновьями, по мысли этого блж. Иеронима, означает, что Бог «дал им свободное произволение, дал свободу их собственного ума, чтобы всякий жил не в силу власти Божией, но в силу собственной покорности, то есть, не по необходимости, но по воле». «Почему же он не немедленно ушел, но “по прошествии немногих дней”, т.е. после нескольких дней?» – спрашивает свт. Григорий Палама. И отвечает: «Потому, что лукавый обольститель диавол не сразу предлагает человеку свой собственный образ действия и грех, но понемногу убеждает, нашептывая нам и говоря: “И ты живя своим умом, не посещая храма Божия и не внимая учению Церкви, можешь и сам по себе видеть, что надо делать, и не удаляться от добра”. — Когда же он отделит кого от священных богослужений и от слушания священных учителей, тем самым отдаляет его от Божественного хранения, предав его злым делам».

Младший сын быстро растратил все свое достояние, превратившись в нищего. Наступившая нужда, а затем голод заставили его наняться пасти свиней у одного из жителей той страны. Блж. Иероним говорит: «Лишившись пищи того, кто по первому слову дал ему все блага, он присоединился к начальнику мира сего, т.е. дьяволу, правителю тьмы». Голод настолько мучил младшего сына, что он рад был наполнить свой желудок пищей для свиней, но никто не позволял ему это делать. «Свиньями являются те, – говорит свт. Григорий Палама, – которые валяются в грязи страстей, и юнейший сын стал их водителем, как превосходящий их в отношении услаждения себя, поскольку он не может насытиться от тех рожцов, которые они ели, т.е. не может насытиться своею страстью… Бог был далеко, единственно в созерцании Которого бывает для созерцающего радостное насыщение... Диавол же не хочет дать человеку насытиться низменными вожделениями, поскольку в душах, склонных к изменению, насыщение обычно производит перелом в отношении к ним. Итак, по справедливости, никто не дал ему насытиться».

Оказавшись на краю гибели, сын вспомнил о своем отце и родном доме, где даже наемные рабочие всегда сыты: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). Но вместе с тем он понял, что в качестве сына ему будет стыдно вернуться под кров родного дома, поэтому решил пойти и сказать отцу: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18-19).

Все время, пока он странствовал и претерпевал напасти, отец надеялся и ждал его возвращения, и часто выходил на дорогу, высматривая сына. И когда тот был еще далеко, отец увидел его и сжалился, и побежал к нему навстречу, обнял и поцеловал его. «Как надо понимать, что он “пошел”, и в то же время ”был далеко”[1]; почему и Отец его, сжалившись, вышел навстречу ему? – спрашивает свт. Григорий Палама, – Потому, что от души кающийся человек, тем, что имеет благое произволение и отступил от греха, приходит к Богу. Но, находясь в тирании злого навыка и дурных понятий, он еще далеко от Бога; и для того, чтобы он спасся, необходима большая свыше милость и помощь». Когда сын хотел попросить прощения и дозволения остаться при доме в качестве наемника, отец все ему простил и принял – но как сына, а не наемника. Отец сказал своим слугам[2]: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:22-24).

Среди веселящихся не было только старшего сына. Он в это время работал на поле. Узнав, что вернулся его блудный брат и что отец устроил пир по этому случаю, он рассердился и не захотел даже войти в дом, чтобы поприветствовать своего брата. А когда отец вышел позвать его, то он с обидой и упреком сказал: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15:29-30). Старший сын осудил отца за любовь и милосердие, оказанное возвратившемуся блудному сыну. Он даже не захотел назвать своего младшего брата братом и не вошел в дом, чтобы встретиться с ним и порадоваться его спасению. Отец на обиду старшего сына кротко сказал: «Сын мой! ты всегда со мной, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31-32).

Образ «старшего сына» в этой притче может быть отнесен к тем людям, которые хотя внешне и исполняют заповеди Божии, но в сердце своем остаются эгоистами, не имеют любви к ближним и не могут радоваться никаким их успехам. Так, книжники и фарисеи не могли радоваться, видя, что многие грешники и мытари под влиянием Христа каются и меняют образ своей жизни, и обращаются к Богу – подобно блудному сыну, раскаявшемуся и вернувшемуся в дом отчий. Свт. Григорий Палама относительно образа старшего брата высказывает свое мнение о том, что «здесь Христос изобразил Иудеев, гневающихся за призвание язычников, и книжников и фарисеев, соблазняющихся тем, что Господь принимает грешников и ест с ними». Но также святитель добавляет: «Если же желаешь понять это и в том смысле, что это говорится относительно праведников, то что тут удивительного, если и праведник не познает превосходящее всякий ум богатство милосердия Божия?».

4. Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14)

Эту притчу Господь произнес в обличение фарисеев, большинство из которых были самоуверенны и считали себя праведниками.

«Два человека вошли в храм помолиться – один фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал впереди, чтобы все видели его молящимся. Считая себя праведником, он не просил у Бога милости, а лишь благодарил Его: ”Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:10-13).

Фарисей молился с чувством самомнения, самопревозношения, выставляя перед Богом свои добрые дела, как заслуги, и уничижая других людей. Мытарь молился с сознанием своей греховности, своего недостоинства. В результате он пошел в дом свой оправданным «паче онаго», т.е. фарисея, ибо, как выражает Господь идею этой притчи в заключительных словах ее: «всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а смиряющий себя возвысится» (Лк. 18:14).  Следовательно, молиться нужно со смирением, с сердечным сокрушением о своих грехах. Блж. Феофилакт пишет: «Начальные слова фарисея похожи на слова человека признательного… Но последующая его речь исполнена решительного безумия. Ибо он не сказал: благодарю Тебя, что Ты удалил меня от неправды, от грабительства, но как? – что я не таков “есть”… Фарисей, как приписывающий совершенные дела собственной силе, высокомерен, а отсюда дошел и до осуждения других. Господь обозначает высокомерие и отсутствие смиренномудрия в фарисее и словом: ”став”. Ибо у смиренномудрого и вид смиренномудрый, а фарисей и во внешнем поведении обнаруживал тщеславие. Правда, и о мытаре сказано: ”стоя”, но смотри, что далее прибавлено: ”не смел даже поднять глаз на небо”. Поэтому стояние его было вместе и преклонением, а у фарисея и глаза, и сердце поднимались к небу. Посмотри и на порядок, какой представляется в молитве фарисея. Сначала он сказал, каков он не есть, а потом перечислил и то, каков он есть. Ибо должно не только уклоняться от зла, но и творить добро (Пс. 33:15). И прежде должно удалиться от зла, а потом приступить к добродетели, подобно тому, как желая из мутного источника почерпнуть чистой воды, ты должен прежде вычистить грязь, а потом уже можешь черпать чистую воду. Приметь и то, что фарисей не сказал в единственном числе: я не грабитель, не прелюбодей, как прочие. Он не позволил даже просто на словах приложить поносное имя единственно к своему лицу, но употребил сии названия во множественном числе, о прочих. Сказав, я не таков как прочие, он противопоставил сему: ”пощусь два раза в неделю”, то есть два дня в неделю. Речь фарисея могла иметь глубокий смысл. Вопреки страсти прелюбодеяния он хвалится постом. Ибо похоть рождается от чувственного пресыщения. Так он, удручая тело постом, был очень далек от подобных страстей. А фарисеи подлинно постились во второй день недели и в пятый. Названию грабителей и обидчиков фарисей противопоставил то, что он дает десятую часть от всего, что приобретает. Грабительство, — говорит он, – и нанесение обид столько мне противны, что я отдаю даже мое собственное. По мнению некоторых, Закон заповедует вообще и навсегда десятину, а те, кои глубже исследуют его, находят, что он предписывает троякого рода десятину. Об этом подробно узнаешь из Второзакония (Втор. 12, Втор. 14), если приложишь внимание. Так вел себя фарисей.

Мытарь вел себя совершенно наоборот. Он стал вдали и очень был далек от фарисея не только по расстоянию места, но и по одежде, по словам и по сокрушению сердца. Он стыдился поднять глаза свои к небу, считая их недостойными созерцания горних предметов, так как они любили смотреть на блага земные и пользоваться оными. Он «ударял себя в грудь», как бы поражая сердце за лукавые советы и пробуждая оное от сна к сознанию, и ничего другого не говорил, кроме сего: “Боже! будь милостив ко мне грешнику”. За все это мытарь ”пошел... более... оправданным”, чем фарисей. Ибо нечист пред Господом всякий высокосердый, и ”Господь гордым противится, а смиренным... дает благодать” (Притч. 3:34)».

Молитва мытаря: «Боже милостив буди мне грешнику», как образцовая, вошла во всеобщее употребление.

Проверочные вопросы:

  1. Какие образы содержатся в притче о заблудшей овце?
  2. Каким образом притча о заблудшей овце раскрывает значение слов Христа: «Блюдите, да не презрите единаго от малых сих» (Мф. 18:10)?
  3. Как нужно понимать притчу о потерянной драхме?
  4. Каким образом в притче о блудном сыне показан путь грешника, важность покаяния и величие Божьего милосердия?
  5. Кто показан в образе старшего брата в притче о блудном сыне?
  6. Как молился фарисей и как мытарь в Господней притче? Почему молитва последнего оказалась более угодна Богу?

Видеоматериалы:

 

 

 

 



[1] «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20).

[2] Слуги, по мысли свт. Григория, суть священники.