13. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Притча о Добром Пастыре

Цель занятия – рассмотреть евангельские повествования и толкования святых отцов на беседу Господа с учениками о том, кто больше в Царстве Небесном, на случай с женщиной, взятой в прелюбодеянии и на беседу Спасителя о Добром Пастыре.

Задачи:

  1. Рассмотреть беседу о том, кто больше в Царстве Небесном.
  2. Рассмотреть эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии.
  3. Рассмотреть беседу Христа о Добром Пастыре.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить смысл изученных ранее притч о Царстве Небесном.
  2. Познакомить слушателей с п. 1 содержания занятия.
  3. Совместно со слушателями вспомнить из курса «Ветхого Завета» Заповеди Декалога и наказание за нарушение 7-ой заповеди.
  4. Познакомить слушателей с пп. 2,3 содержания занятия.
  5. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Василий Великий, свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. (См.: ч. 2, вопрос 217). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-kratko-izlozhennye-v-voprosah-i-otvetah/2 (дата обращения: 07.10.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкования на Новый Завет. (См.: Толкования на Четвероевангелие). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 07.10.2016).
  3. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 18). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/18 (дата обращения: 07.10.2016).
  4. Амвросий Медиоланский, свт. Письма. (См.: Письмо 50). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/pisma-1-53/6_15 (дата обращения: 07.10.2016).
  5. Николай Сербский, свт. Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/39394.html (дата обращения: 07.10.2016).
  6. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: кн. 6). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/6 (дата обращения: 07.10.2016).
  7. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/10 (дата обращения: 07.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
  2. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 07.10.2016).

Ключевые понятия:

  • Царство Небесное;
  • Прелюбодеяние;
  • Пастух;
  • Овцы;
  • Пастырь Добрый.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как отреагировал Господь на спор учеников о том, кто больше в Царстве Небесном? Почему Он ставит в пример ребенка?
  2. С какой целью книжники и фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии?
  3. Какой была реакция Христа, когда фарисеи спросили, что нужно делать с женщиной, взятой в прелюбодеянии? Какое воздействие она оказала на обвинителей?
  4. Что сказал Господь женщине, когда все разошлись?
  5. Почему Господь использует образ пастыря и овец в Своей притче?
  6. Прочтите притчу о Добром Пастыре и поясните ее смысл.
  7. Какое главное свойство отличает Доброго Пастыря?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

1. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном (Мф. 18:1-5; Мк. 9:33-37; Лк. 9:46-48)

2. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя (Ин. 8:1-11)

3. Беседа о Добром Пастыре (Ин. 10:1-21)

1. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном (Мф. 18:1-5; Мк. 9:33-37; Лк. 9:46-48)

С Господа Иисуса Христа требовали подать на храм Божий, как бы для Бога. Конечно, как Сын Божий, Он должен был бы быть свободен от платежа, но чтобы не подавать нового повода к обвинениям в нарушении закона, Он, не имея Сам при Себе денег, указал ап. Петру, где и как найти статир, т.е. четыре драхмы для уплаты подати за двоих: «чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф.17:27). Эти слова прп. Ефрем Сирин толкует таким образом, что Христос как бы говорит ап. Петру: «Поскольку они считают Меня посторонним, то пусть море научит их, что Я не только Священник, но и Царь. Итак, иди, и ты также отдай (пошлину), как бы один из посторонних». «Когда, таким образом, Симон согласился отдать (пошлину), – продолжает святой, – и, взяв сеть, пошел, чтобы закинуть ее в море, и они также удалились с ним. А когда он извлек рыбу, которая имела во рту статир, знак господства, то те гордецы были изобличены и постыжены, так как не поверили, что левитом был Тот, о Ком море и рыба засвидетельствовали, что Он – Царь и Священник. Итак, явление этого высшего Первосвященника признали все творения, и все вещи поспешили принести Ему дань, каждая по-своему. Вышние послали Ему приветствие через Гавриила, а Силы Небесные — посредством звезды; язычники представили волхвов, и пророки, давно уже умолкшие, отрядили книжников, говоривших: “из города Вифлеема должен произойти царь” (ср. Мф. 2:6). Статир (же), который отлит был в гортани рыбы и в водах получил и изображение царя, был для ищущих ссоры и досаждения доказательством того, что и послушание моря обращено к Сему постороннему».

После чудесной уплаты пошлины в Капернауме, ученики, спорившие между собою о том, кто из них больше, т.е. кто из них будет первенствовать по власти и чести в том царстве Мессии, открытия которого они скоро ожидали, приступили ко Иисусу, «глаголюще: кто убо болий есть в Царствии Небеснем. Ответ Господа прямо и решительно направлен против всякого стремления среди учеников Его к первенству: «Аще кто хощет старей быти, да будет всех менший, и всем слуга». «Не стремитесь к первенству в Моей Церкви», как бы так говорит им Господь: «ибо с первенством соединены будут и наибольшие труды и наибольшее самоотречение, а отнюдь не покой и слава, как вы думаете». Призвав затем дитя, которое по Преданию, стало впоследствии священномучеником Игнатием Богоносцем, епископом Антиохийским, Господь поставил его посреди учеников и указывая на него сказал: «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное», т.е. если вы не оставите своих ложных мнений о царстве Мессии и не оставите ваших тщеславных надежд на получение первых мест в этом царстве, то не войдете в него. Принимать Царство Божие, как дитя, по мысли свт. Василия Великого означает быть таким «в отношении к учению Господню, каково в обучении ”дитя”, которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки». Дети простосердечны, у них нет предвзятых мыслей о возвышении или приобретении, они робки и смиренны, у них нет еще зависти и тщеславия и желания первенствовать – этим качествам их и надо подражать тем, кто хочет войти в Царствие Небесное. «Иже убо смирится, яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем» – кто смирит себя, сознает себя недостойным Царства Небесного, будет считать себя ниже других, тот только и окажется большим. Итак, кто отрешится от своего воображаемого величия, кто обратится от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротости и станет таким же малым, как это малое дитя, тот и будет иметь больше значения в Царствии Небесном. Одновременно Господь преподал ученикам Своим и урок о взаимоотношениях между членами Царства Христова: «Иже аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет», т.е. всякий кто с любовью будет относиться к таким малым детям или вообще людям кротким и смиренным, похожим на детей, во Имя Христа[1], т.е. во исполнение Моей заповеди о любви ко всем слабым и уничиженным, тот сделает это как бы Мне Самому.

2. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя (Ин. 8:1-11)

Господь, как и все иудеи, посещал Иерусалим и храм в дни великих праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Очередная провокация была устроена книжниками и фарисеями, искавшими повод, чтобы схватить и убить Христа, во время последнего участия Господа в празднике Кущей, за несколько месяцев до торжественного Входа в Иерусалим.

Однажды Христос сидел во дворе храма и учил народ. Внезапно речь Его прервали книжники и фарисеи. Они привели к Нему женщину, застигнутую при совершении прелюбодеяния. Поставив грешницу перед Христом среди расступившегося народа, они сказали: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин. 8:4-5).

Эта ситуация была подстроена книжниками и фарисеями для того, чтобы искусить Христа и обвинить Его перед народом и властями. Они знали, что Христос всегда был милостив и добр к людям. Если бы Христос во всеуслышание отменил этот закон, Его признали бы врагом Моисея, а если бы Он признал закон действительным, то потерял бы в глазах народа ореол Доброго Пастыря. Его можно было бы обвинить и перед римскими властями в нарушении гражданских законов, так как римские законы не допускали смертной казни за прелюбодеяние.

Задав коварный вопрос, книжники и фарисеи ожидали, что скажет Христос. Но Он, наклонившись низко, что-то писал пальцем на земле, не обращая на них внимания. Свт. Амвросий Медиоланский не оставляет без внимания эту деталь. Он начинает с вопроса о том, «что же Он [Христос] чертил, если не богодухновенные слова пророка Иеремии об Иехонии: “Земля, земля, запиши этих мужей отвергнутыми” (Иер. 22:29-30)?». И говорит дальше: «Когда иудеи требуют наказания, их имена записываются на земле. Когда обращаются с просьбой христиане, не на земле, а на небе записываются имена верных. На земле записываются отвергнутые Отцом, искушающие Его и оскорбляющие Творца спасения». Его молчание раздражало обвинителей, и они все настоятельнее требовали ответа. Тогда Господь приподнял голову, посмотрел на обвинителей и сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7). Николай Сербский: «Самое важное заключается в том, что Он Своим писанием на пыли достиг трех результатов: во-первых, разбил и уничтожил бурю, которую подняли против Него еврейские старейшины; во-вторых, разбудил умерщвленную совесть в их закоренелых душах — хотя бы на короткое время и, в-третьих, спас грешницу от смерти. Это видно из евангельских слов: “Они же (старейшины), услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоявшая посреди” (Ин. 8, 9). И, наклонившись к земле, продолжал писать».

Этим ответом Господь фактически признал правоту постановления Закона Моисеева, но, с другой стороны, показал, что нет человека, который был бы вправе привести его в исполнение. Об этом Господь говорил еще в начале Своего служения, в Нагорной проповеди Он запретил осуждение: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: ”дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 5:1-5).

Книжники и фарисеи, обличаемые совестью, один за другим разошлись. Когда все удалились, Господь посмотрел на несчастную грешницу и спросил ее: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?». Его вопрос вывел грешницу из томительного состояния ожидания смерти, и она ответила: «Никто, Господи». Тогда Спаситель сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (см. Ин. 8:10-11).

3. Беседа о Добром Пастыре (Ин. 10:1-21)

Эта беседа является продолжением обличительных слов Господа, обращенных к фарисеям в связи с исцелением слепорожденного. Объяснив им ответственность их за то, что они «видя не видят», Господь в иносказательной форме раскрывает им, что они не истинные, как мечтали они, руководители религиозной жизни народа, не «добрые пастыри», ибо думают больше о своих личных выгодах, нежели о благе народа, и ведут поэтому народ не ко спасению, а к погибели. Эта прекрасная иносказательная речь смысл которой фарисеи поняли только в самом конце ее, заимствована из пастушеской жизни в Палестине. Господь сравнивает народ со стадом овец, а руководителей народа с пастырями этого стада. Стада овец загоняли на ночь, для охранения от воров и волков, в пещеры или нарочно устроенные для того дворы. В один двор нередко загоняли стада, принадлежавшие разным хозяевам. Утром привратники открывали пастухам двери двора, пастухи входили в них, и каждый отделял свое стадо, называя своих овец по именам: овцы узнавали своих пастухов по голосу (что мы и теперь еще наблюдаем в Палестине), слушались их и выходили за ними на пастбище. Воры же и разбойники, конечно, не смели войти в охраняемые вооруженным привратником двери, а перелезали тайно чрез ограду. Беря этот хорошо известный из жизни пример, Господь под «двором овчим» подразумевает богоизбранный народ еврейский, или Церковь Божию ветхозаветную, из которой образовалась потом и Церковь новозаветная; под «пастырем» – всякого истинного руководителя религиозно-нравственной жизни; под «ворами» и «разбойниками» – всех ложных, самозваных пророков, лжеучителей, еретиков, мнимых руководителей религиозной жизни народа, думающих только о себе и своих интересах, каковы были обличаемые Господом фарисеи. Себя Господь называет и «дверью», и «пастырем добрым», который «душу свою полагает за овец», защищая их от волков. Господь называет Себя «дверью» в том смысле, что Он – единственный истинный посредник между Богом и народом, единственный путь и для пастырей, и для пасомых: в основанное Им Царство Божие, представляемое под видом «двора овчаго», нельзя войти иначе, как только через Него. Все же, кто минуют Его, «прелазят инуде», суть «воры и разбойники», т.е. не истинные пастыри, а самозванцы, преследующие личные выгоды, а не благо пасомых. «Овчий двор» – это земная Церковь, а «пажить» – это Церковь Небесная. Первой половины притчи фарисеи не поняли. Тогда во второй половине Он уже вполне ясно раскрыл учение о Себе, как о «добром пастыре». Здесь под «наемником» надо разуметь тех недостойных пастырей, которые, по выражению св. пророка Иезекииля, «пасут самих себя» (34:3) и бросают своих пасомых на произвол судьбы, как только им угрожает опасность. Под «волком» разумеется «диавол», а также его служители, губящие «овец».

Господь говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9). В этих словах свт. Кирилл Александрийский видит и буквальный, и духовный смысл: «От обычно случающегося преобразует речь как бы из истории в духовное созерцание и то, что едва не расстилается пред глазами и не представляет никакой трудности для понимания, делает образом предметов менее ясных. Воры, говорит, и разбойники, нагло вторгаясь в стойла овец, не входят дверями, но вскакивают где-либо в другом месте и с опасностью для себя перепрыгивают изгородь двора, ибо такой грабитель и безрассудно решившийся на злодейство весьма легко может быть пойман. А входящие чрез самую дверь совершают вполне безопасный вход, очевидно, как не безызвестные и не незнакомые владетелю овец, ибо они входят в присутствии привратника, отворяющего им дверь. Но таковые, говорит, будут находиться вместе при овцах в полной безопасности, совершая законнейшее и без всякого злодеяния вхождение, свободное от подозрения в разбойничестве.

Таков исторический смысл. А обращая значение его в духовную пользу, скажем, что вступающие в управление народом без Божественного указания, как бы отказываясь войти чрез дверь, всенепременно погибнут, утесняя Божественный суд своими злодеяниями. А получившие власть от Бога и идущие к этому чрез Христа с великим дерзновением и любовью будут начальствовать над священным двором и не только будут далеки от гнева (Божественного) на них, но, напротив, получать почести за это и ожидать скорого дарования вышних венцов, так как целью их было отнюдь и ни в чем не вредить овцам, а, напротив, приносить им пользу и, делая угодное Владыке стада, всегда стараться охранять подданных Его». Как главное отличительное свойство истинного пастыря, Господь указывает: 1) самоотвержение даже до смерти, ради спасения овец; 2) знание своих овец. Это знание в высшей степени принадлежит Ему: это взаимное знание друг друга пастыря и овец должно быть подобно взаимному знанию Бога Отца и Бога Сына: «Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца». Под «иными овцами», «иже не суть от двора сего»[2], но которых тоже «Ми подобает привести» (Ин. 10:16), Господь разумеет, конечно, язычников, также призываемых в Царство Христово. Притчу заканчивает Господь словами, что «душу Свою за овец Он полагает» добровольно: «никтоже возьмет ю от Мене: но Аз полагаю ю о Себе», ибо Он имеет власть «положить ее» и «паки прияти ю» – выражение полной свободы, т.е. смерть Христова есть Им Самим избранное и добровольно осуществляемое средство спасения овец Его. Эти слова опять вызвали среди иудеев распрю, вследствие того, что одни сочувственно принимали слова Господа, а другие продолжали провозглашать Его беснующимся.

Проверочные вопросы:

  1. Как отреагировал Господь на спор учеников о том, кто больше в Царстве Небесном? Почему Он ставит в пример ребенка?
  2. С какой целью книжники и фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии?
  3. Какой была реакция Христа, когда фарисеи спросили, что нужно делать с женщиной, взятой в прелюбодеянии? Какое воздействие она оказала на обвинителей?
  4. Что сказал Господь женщине, когда все разошлись?
  5. Почему Господь использует образ пастыря и овец в Своей притче?
  6. Прочтите притчу о Добром Пастыре и поясните ее смысл.
  7. Какое главное свойство отличает Доброго Пастыря?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Василий Великий, свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. (См.: ч. 2, вопрос 217). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-kratko-izlozhennye-v-voprosah-i-otvetah/2 (дата обращения: 07.10.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкования на Новый Завет. (См.: Толкования на Четвероевангелие). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc119 (дата обращения: 07.10.2016).
  3. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 18). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/18 (дата обращения: 07.10.2016).
  4. Амвросий Медиоланский, свт. Письма. (См.: Письмо 50). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/pisma-1-53/6_15 (дата обращения: 07.10.2016).
  5. Николай Сербский, свт. Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/39394.html (дата обращения: 07.10.2016).
  6. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: кн. 6). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/6 (дата обращения: 07.10.2016).
  7. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/10 (дата обращения: 07.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
  2. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 07.10.2016).

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 


[1] Блж. Иероним Стридонский говорит, что «под именем младенца здесь Он разумеет людей столько же простодушных, смиренных, отвергаемых и презираемых людьми обыкновенными».

[2] «Не того двора, который под законом», – говорит блж. Феофилакт.