12. Исповедание Петра. Преображение Господне. Предсказание Спасителем Своей Смерти и Воскресения

Цель занятия – рассмотреть события исповедания Петра у Кесарии Филипповой, Преображения Господня и предсказание Христом Своей Смерти и Воскресения в свете святоотеческого наследия.

Задачи:

  1. Рассмотреть исповедание Петра от лица всех апостолов Христа Сыном Божиим у Кесарии Филипповой.
  2. Рассмотреть Преображение Господне.
  3. Рассмотреть предсказания Христа о Своей Смерти и Воскресении.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить из курса «Богослужебная традиция» смысл и значение праздника Преображения.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/ (дата обращения: 05.10.2016).
  2. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 16,17). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/16  (дата обращения: 05.10.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 16). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/16 (дата обращения: 05.10.2016).
  4. Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы. (См.: ч. 2, гл. 10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/sto-pjatdesjat-glav-posvjashennyh-voprosam-estestvennonauchnym-bogoslovskim-i-nravstvennym/#0_20 (дата обращения: 05.10.2016).// Он же. Омилии. (См.: Омилия 12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/12 (дата обращения: 05.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
  2. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 05.10.2016).

Ключевые понятия:

  • Преображение;
  • Сын Божий;
  • Сын Человеческий;
  • Смерть Христова;
  • Воскресение Христово;
  • Страшный Суд.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Христос спрашивает у Своих учеников, за кого принимает Его народ и за кого принимают Его апостолы?
  2. Почему исповедание Петром Иисуса Христа Сыном Божиим мы считает исповеданием от лица всех апостолов?
  3. Как понимать ключи от Царства Небесного, которые Спаситель обещал дать Петру и всем апостолам?
  4. Как понимать слова Христа Петру: «отойди от меня, сатана», когда он не может согласиться с необходимостью Страданий Учителя?
  5. Какими словами Господь говорит о необходимости крестоношения для христиан?
  6. Почему можно считать, что апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели на горе Фавор Царствие Небесное?
  7. Почему во время Преображения с Христом общались именно пророк Илия и Моисей? О чем они говорили?
  8. Для чего Господь преобразился перед Своими учениками?
  9. Какое чудо совершил Господь после Преображения? В чем его символичность?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

1. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой (Мф. 16:13-20; Мк. 8:27-30 и Лк. 9:18-21)

2. Господь предрекает о Своей Смерти и Воскресении и учит о несении креста (Мф. 16:21-28; Мк. 8:31-38 и 9:1; Лк. 9:22-27)

3. Преображение Господне (Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк. 9:28-36)

1. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой (Мф. 16:13-20; Мк. 8:27-30 и Лк. 9:18-21)

Однажды, когда Христос с учениками шел по дороге к Кесарии Филипповой (в области севернее Галилеи), Он спросил их: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16.13) Господь как сердцеведец знал мнения, которые ходили в народе, но этим вопросом Он хотел помочь ученикам определить собственное отношение к Нему, «чтобы все научились тому несомненному исповеданию, какое вдохновенный Им Петр положил в незыблемое основание, на котором Господь создал Церковь Свою» (прп. Исидор Пелусиот). Апостолы ответили Иисусу, что в народе одни почитают Его «за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Тогда Господь спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?» От лица всех апостолов ответил Ему Симон-Петр: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». На это Господь сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах...» (Мф. 16:13-17). Петр называет Христа «Богом живым, в отличие от тех богов, которые считаются богами, а [в действительности] мертвы, указывая на: Сатурна, Юпитера, Венеру…» (блж. Иероним Стридонский).

Многие люди слышали учение Христа о Царстве Божием и видели Его чудеса, в которых это Царство являлось. Некоторые люди прославляли Его как человека Божия и пророка, другие, как Его семья (названные братья Христа), считали Его безумцем, кто-то, как фарисеи, книжники и саддукеи, видели в Нем нарушителя Закона, смутьяна или обманщика. Но только апостолы увидели в нищем странствующем Проповеднике и Чудотворце Сына Божия, и это было подвигом веры. Сказав, что знание о Нем как о Сыне Божием – это не обычное земное знание (от «плоти и крови»), Господь показал, что истинная вера во Христа дается честным, чистым, ищущим Бога сердцам, как дар Божий.

Сказав затем: «Ты Петр (камень) и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...» (Мф. 16:18), Господь обещал, что на такой, как у Петра, горячей и твердой вере Он создаст Свою Церковь, которая будет непоколебима и силы ада никогда не смогут ее разрушить. Слова Петра: «Ты еси Христос, Сын Божий», по мнению прп. Исидора, «означают соединение двух естеств, которое для нашего спасения боголепно совершил в Себе Сын Божий», а врата адовы – «мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противостав, Божия Церковь первыми не преодолевается, а со вторыми борется».

«И дам тебе ключи Царства Небесного, – продолжал Христос, – и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Этими словами Господь дал ап. Петру и всем Своим апостолам власть «вязать и решить» (Ин. 20:28), т.е. прощать грехи людям от имени Бога. Блж. Феофилакт толкует это место следующим образом: «Под ключами разумей разрешающие или связывающие грехи прощения или запрещения, ибо те, которые, подобно Петру, удостоились епископской благодати, имеют власть прощать и вязать. Хотя к одному, ибо только Петру сказано: "дам тебе", но всем апостолам дано. Когда? Когда Господь сказал им: "кому отпустите грехи, отпустятся им", ибо и "дам" обозначает грядущее время, то есть время после воскресения».

2. Господь предрекает о Своей Смерти и Воскресении и учит о несении креста (Мф. 16:21-28; Мк. 8:31-38 и 9:1; Лк. 9:22-27)

После исповедания учениками Христа Сыном Божиим Господь начал открыто говорить Своим им, что Ему для спасения людей надлежит много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников и быть убитым, и в третий день воскреснуть. Это так смутило учеников, что Петр стал уговаривать Христа: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Из этих слов Петра видно, что он имел иудейское понятие о Мессии и не понимал еще учения о спасении людей через страдания Христа, в нем еще преобладали чувства земные над духовными. Просьба Петра была подобна искушению диавола, который также предлагал Господу вместо духовного – земное, вместо Царства Небесного – царство мира сего. Вот почему на просьбу Петра Христос ответил следующими словами: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23). Что означает обращение Христа к Петру «сатана»? Блж. Иероним поясняет это так: «Слово Сатана значит или: враг, или: противник. Так как ты говоришь противоречащее Моему желанию, то должен называться врагом. Многие думают, что [в настоящем случае] упрек относится не к Петру, а к враждебному духу, который внушал апостолу сказать это. По мне это апостольское заблуждение, происходящее притом из чувства благорасположения, никогда не покажется внушением дьявола». Замечательно, что Господь, только что назвавший Петра «камнем», спустя столь короткий промежуток времени называет его «сатаной», чем особенно ярко и сильно опровергается ложное учение римо-католиков о том, что Церковь Христова основана Господом на человеческой личности Петра. Может ли быть основание Христовой Церкви, которую не одолеют адовы врата, столь изменчиво, непостоянно и неустойчиво? И если понимать все слова Господа буквально, как это делают в первом случае католики, то из последних слов Господа пришлось бы сделать совершенно нелепый и невозможный, однако, строго логичный, с точки зрения католиков, вывод, что Церковь Христова основана на сатане!

После этого Господь сказал Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Крест – это жизнь человека со всеми его страданиями и трудами во имя Христа. Христос постоянно подчеркивал, что Его Крестный путь и жизненный путь Его учеников тесно связаны, и вход в Царство Небесное всегда лежит через Голгофу. Таким образом христианин подражает Христу в Его подвиге самоотречения, самоотвержения.

Мир, лежащий во зле и не принявший Христа, не примет и Его учеников. «Иже бо аще хощет душу свою спасти» в смысле устроения своего жизненного благополучия, «погубит ю»: «и иже аще погубит душу свою Мене ради», кто не жалеет себя ради Христа, «обрящет ю» – только тот сохранит свою душу для вечной жизни. «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет», т.е. достигнет всех почестей и наслаждений мира, приобретет все его тленные сокровища в свое распоряжение, «душу же свою отщетит?». Душа человека драгоценнее всех сокровищ мира и погубленную душу уже ничем нельзя выкупить, никакими земными богатствами – «что даст человек измену за душу свою?» (Мф.16:26).

С мыслью о вечной гибели людей, старающихся сохранить себя лишь для этого мира, Господь соединяет мысль о втором и страшном пришествии Своем, когда каждый получит воздаяние за «дела свои». Мысль важная, опровергающая утверждения протестантов и сектантов, отрицающих значение добрых дел для спасения. Евангелисты Марк и Лука передают в связи с этим еще другие важные слова Господа: «иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном», т.е. сочтет для себя постыдным находиться в числе Моих учеников и, в частности, исполнять заповедь о несении креста своего, – то «и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми», т.е. откажется признать его Своим последователем на Страшном Суде. Закончил Господь эту беседу знаменательными словами: «Суть неции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго, грядуща во Царствии Своем». Эти слова давали и дают повод некоторым видеть в них указание на близость второго пришествия Христова и соблазняться тем, что они не исполнились. Два другие Евангелиста Марк и Лука разъясняют, как надо правильно понимать эти слова: св. Лука последние слова Господа передает так: «Дондеже видят Царствие Божие», а св. Марк их дополняет: «дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе». Из этих слов видно, что речь тут не о втором пришествии Христовом, а об открытии Царствия Божия, т.е. благодатной силы его на земле среди верующих, или об учреждении Церкви Христовой: «Царствие Божие, пришедшее в силе» это есть Церковь, основанная Господом, распространение которой по всему лицу земли сподобились видеть многие из учеников и современников Господа. Свв. отцы видят в этих словах указание на Преображение Господне. Блж. Феофилакт пишет: «Сказал, что придет Сын Человеческий во славе Своей, и чтобы они поверили, говорит, что некоторые из стоящих здесь увидят, насколько это возможно для них, в преображении славу второго пришествия. Вместе с тем показывает, в какой славе будут те, которые пострадают за Него. Как просияла тогда Его плоть, так по аналогии просветятся в то время и праведники. Разумеет здесь Петра, Иакова и Иоанна, которых Он взял на гору и показал им Царство Свое, то есть грядущее состояние, когда и Он придет, и праведники просветятся. Поэтому говорит: некоторые из стоящих здесь не умрут до тех пор, пока не увидят Меня преобразившимся».

3. Преображение Господне (Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк. 9:28-36)

Вскоре после исповедания апостолов у Кесарии Филипповой Господь взял трех учеников – Петра, Иоанна и Иакова Заведеевых – и поднялся на высокую гору (по преданию – Фавор), чтобы помолиться. Утомленные ученики вскоре заснули, но через некоторые время проснулись, разбуженные ярким светом. Они увидели, что во время молитвы Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми как снег и блистающими как свет. Свт. Григорий Палама, опровергая учение Варлаама, приводит цитаты о Фаворском свете нескольких свв. отцов: «они увидели, по обетованию Спасителя, Царство Божие, тот Божественный и неизреченный Свят. Великие Григорий и Василий называют его Божеством. ”Свет – явленное... на горе Божество” и ”Доброта подлинно Могучего есть умопостигаемое, и созерцаемое Божество”. Ибо Василий Великий говорит, что Свет тот есть Доброта Божия, созерцаемая только святыми в силе Божественного Духа. Поэтому и говорит снова: «Видели Доброту Его Петр и сыны Громовы на горе... которая была светлее светлости солнечной, и удостоились узреть очами предначатие славного Его Пришествия». А Дамаскин Богослов и Иоанн Златоуст называют тот Свет естественным сиянием Божества. Первый пишет: ”Сын, рожденный от Отца, имеет в Себе безначальное и природное сияние.., и слава Божества становится также славой тела”. Златоустый же [отец] говорит: ”Господь явился на горе в Своем высочайшем сиянии, когда Божество обнаружило славу Свою”». На горе Христос был не один: рядом стояли два ветхозаветных праведника – Моисей и Илия, беседовавшие с Ним. Блж. Феофилакт пишет: «О чем говорили? "Об исходе", - говорит Лука, который ему предстояло совершить в Иерусалиме, то есть о кресте. Для чего Моисей и Илия сделались видимыми? Чтобы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых, ибо Илия был пророк, пророчество его жило еще, Моисей же - законодатель и умер. Кроме того, и для того, чтобы показать, что Иисус Христос не противник закона и не враг Божий. В противном случае Моисей не беседовал бы с ним, как не стал бы беседовать с тем, кто противодействует ему, и Илия, ревнитель, не перенес бы Его присутствия, если бы Он был врагом Божиим. Еще и для того, чтобы уничтожить подозрение тех, которые считали Его Илиею или одним из пророков. Откуда же ученики узнали, что это были Моисей и Илия? Не по изображениям, ибо делать изображения людей тогда считалось делом беззаконным. По-видимому, они их узнали по словам, которые они говорили. Моисей, может быть, говорил: Ты Тот, страдание которого я заранее изобразил, заклав агнца и совершив пасху; Илия же: Ты Тот, воскресение которого я заранее изобразил, воскресив сына вдовы».

Апостолы испугались увиденного – открывшейся их глазам божественной славе Иисуса Христа, и Петр воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи[1]: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии...» (Лк. 9:33). Необычайность видения так поразила Петра, что он сам не понимал надлежащим образом своих слов, желая Иисусу остаться на горе и не уходить с нее, и не страдать. Он еще не успел договорить, как неожиданно учеников осенило светлое облако, и они услышали из облака голос Бога-Отца, свидетельствовавшего о Христе и призвающего их быть внимательными ко всем словам Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Бог-Отец призвал апостолов слушать и то, что им давалось особенно тяжело – предупреждения о будущих страданиях Мессии.

Услышав это свидетельство, ученики в ужасе пали на землю, но Иисус, подойдя к ним, сказал: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:7). Когда апостолы поднялись с земли, они увидели только своего Учителя.

Преображение Господне должно было перед Его страданиями укрепить веру апостолов. Кондак праздника Преображения говорит, что после, когда апостолы увидят Учителя распинаемым, знание о божественном достоинстве Спасителя, явленное на Фаворе, должно их сохранить от соблазна и потери веры в Него как Сына Божия, а также помочь понять, что Его страдания и смерть добровольны.

На вершине Фаворской Господь также показал апостолам, каким Бог хочет видеть Свое творение. Преображение Господне – образ будущего преображения человека и всего мира, когда на земле окончательно будет уничтожено зло и «будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28). Чудо исцеления лунатика (мальчика, одержимого злым духом, заставлявшего его в полнолуния бросаться в огонь и воду), совершенное, когда Господь с учениками спустился с горы, показывает, что именно во власти Христа спасти и преобразить одержимое злом человечество. И если на горе апостолы видели славу, которая ожидает человеческую природу в Царстве Божием, внизу, у подножия горы Преображения, они увидели образ земного уничижения этой природы – одержимость бесами.

Спустившись, Господь увидел толпу народа, которая окружала апостолов и фарисеев, споривших о чем-то между собой. Появление Господа прервало спор. Когда Христос спросил, что стало причиной спора, из толпы раздался возглас: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк. 9:17-18). Христос, отвечая ему, сказал: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» (Мк. 9:19). Когда бесноватого привели, Господь сказал отцу, что для исцеления сына нужно желание и вера просящего за него: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9.23). Несчастный отец хотел верить Христу, но он со слезами честно признал, что вера его слаба и нуждалась в укреплении: «Верую, Господи! помоги моему неверию!» (Мк. 9:24). «Видите ли, – спрашивает свт. Григорий, – прекрасное преуспеяние нрава сего человека? - Он не только уверовал в возможность исцеления отрока, но и - в то, что если Господь захочет, Он может превозмочь и его неверие». После этого Господь изгнал беса из его сына, и отрок стал здоров.

На вопрос учеников (боявшихся, не лишились ли они данной им Христом силы исцеления), почему они не могли изгнать духа нечистого, Христос ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9.29). Таким образом, Господь указал, что должно поститься и тому, кто страждет от бесов, и тому, кто хочет исцелять; благодатная сила, данная Богом христианам, должна соединиться с духовным усердием и аскезой.

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Христос спрашивает у Своих учеников, за кого принимает Его народ и за кого принимают Его апостолы?
  2. Почему исповедание Петром Иисуса Христа Сыном Божиим мы считает исповеданием от лица всех апостолов?
  3. Как понимать ключи от Царства Небесного, которые Спаситель обещал дать Петру и всем апостолам?
  4. Как понимать слова Христа Петру: «отойди от меня, сатана», когда он не может согласиться с необходимостью Страданий Учителя?
  5. Какими словами Господь говорит о необходимости крестоношения для христиан?
  6. Почему можно считать, что апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели на горе Фавор Царствие Небесное?
  7. Почему во время Преображения с Христом общались именно пророк Илия и Моисей? О чем они говорили?
  8. Для чего Господь преобразился перед Своими учениками?
  9. Какое чудо совершил Господь после Преображения? В чем его символичность?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/ (дата обращения: 05.10.2016).
  2. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 16,17). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/16  (дата обращения: 05.10.2016).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 16). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/16 (дата обращения: 05.10.2016).
  4. Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы. (См.: ч. 2, гл. 10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/sto-pjatdesjat-glav-posvjashennyh-voprosam-estestvennonauchnym-bogoslovskim-i-nravstvennym/#0_20 (дата обращения: 05.10.2016).// Он же. Омилии. (См.: Омилия 12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/12 (дата обращения: 05.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

 

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
  2. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 05.10.2016).

Видеоматериалы:

 

 

 



[1] Куща – палатка, шатер.