10. Учение о Царстве Небесном в притчах

Цель занятия – рассмотреть евангельские притчи о Царстве Небесном.

Задачи:

  1. Рассмотреть притчу о сеятеле.
  2. Рассмотреть притчи о горчичном зерне и о закваске.
  3. Рассмотреть притчи о сокровище и о жемчужине.
  4. Рассмотреть притчи о плевелах.
  5. Рассмотреть притчи о неводе, закинутом в море.
  6. Дать примеры святоотеческих толкований на эти притчи.

План занятия:

  1. Поговорить со слушателями о том, что такое притча, когда она используется, какие притчи, вообще, и евангельские, в частности, им известны.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Толкования на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/ (дата обращения: 01.10.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы  на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 46). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/46 (дата обращения: 01.10.2016).
  3. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 13). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/13(дата обращения: 01.10.2016).
  4. Григорий Великий (Двоеслов), свт. Беседа XI, говоренная к народу в храме Св. Агнеты в день ее мученичества. [Электронный ресурс]. – URL: http://pagez.ru/lsn/gdv/11.php (дата обращения: 01.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: гл. 12,17).
  2. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 01.10.2016).

Ключевые понятия:

  • Притча;
  • Семя;
  • Сеятель;
  • Царство Небесное;
  • Сокровище;
  • Плевелы;
  • Невод.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему в беседе с народом Христос использовал притчи?
  2. Расскажите содержание притчи о сеятеле и поясните его. Зачем сеятель бросал семя на разную почву, в том числе, на каменистую и на дорогу?
  3. Почему в Своей притче Господь говорит именно о горчичном зерне? Образом чего является выросшее из него растение?
  4. Образом чего является закваска, которую женщина положила в три меры муки?
  5. Какое поучение содержат притчи о сокровище и о жемчужине?
  6. Какие образы и образы чего использованы в притче о плевелах?
  7. Какие образы и образы чего использует Господь в притче о неводе, закинутом в море?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

1.  Притча о сеятеле (Мф. 13:1-23; Мк. 4:1-20; Лк. 8:4-15)

2.  Притчи о зерне горчичном (Мф. 13:31-32; Мр.4:30-32; Лк. 13:18-19) и закваске (Мф. 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21)

3.  Притчи о сокровище и жемчужине (Мф. 13:44-46)

4.  Притча о плевелах (Мф. 13:24-30 и 13:36-43)

5.  Притча о неводе, закинутом в море (Мф. 13:47-50)

Нередко Господь излагал Свое учение в притчах. Притча – это иносказание или поучительный жизненный пример. В притчах Господь использовал хорошо знакомые Его слушателям образы окружающей жизни: человек, бросающий семена в землю; женщина, радующаяся найденной при уборке дома монете или замешивающая тесто; купец, меняющий все свое богатство на одну жемчужину; брачный пир; прощение заимодавцем своего должника; сын, для которого наследство важнее отца, и др. Говоря притчами, Господь стремился побудить слушателей понять высшее, духовное через осмысливание простого, земного. Иносказательная форма выражения мыслей помогала народу легко запоминать услышанное, чтобы потом вдуматься в его смысл.

Как поясняет св. Златоуст, «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать слово Свое более выразительным, глубже напечатлеть его в памяти и самые дела представить глазам».

На вопрос учеников: «Почто притчами глаголеши им?» Господь отвечал: «Вам дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго, онем же не дано есть». Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума их, дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Св. Духа, а все остальные не были способны к принятию и пониманию этих истин, причиной чего было их нравственное огрубление и ложные представления о Мессии и Его царстве, распространяемые книжниками и фарисеями, о чем пророчествовал еще Исайя (6:9-10). Если показать таким нравственно испорченным, духовно-огрубевшим людям истину, как она есть, не облекая ее никакими покровами, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат ее. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о предметах хорошо знакомых, истина становится доступной восприятию и пониманию: ненасильственно, сама собой загрубелая мысль возносилась от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.

1. Притча о сеятеле (Мф. 13:1-23; Мк. 4:1-20; Лк. 8:4-15)

Христос сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:1-9).

Это одна из немногих притч, которые Христос потом объяснил Своим ученикам. В этом иносказании семя означает слово о Царстве Божием. Сеятель – Сам Христос. Почва, на которую падает семя – души человеческие, их ум, сердце, внимание, воля. Но как почва бывает разная, так и сердца человеческие различно воспринимают слова о Царстве Божием.

Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настает скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который только и может принести плод: иной во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать – в зависимости от усердия.

Прп. Ефрем Сирин задается вопросами: «Так как земля по своей природе и производительности была одинакова, и святое семя приняла из святых рук, то почему оказались три (различных) случая, когда семя (не?) произросло, и почему (одно семя принесло) плод в тридцать крат, а (другое) в шестьдесят, и почему тому, кто имеет, дано будет? Потом, зачем (сеятель) сеял при дороге, где растоптанное семя собрали птицы, и зачем сеятель посеял семя свое на землю каменистую?». И он отвечает: «Сеятель был один и семя свое сеял одинаково и без приноровления (к почве), но каждая земля по своему свойству проявила семя в своих плодах. Итак, этими словами Господь ясно научил, что Его Евангелие ни одного свободного человека не принуждает силой к тому, чтобы делаться праведником, и что бесплодные слушатели также не лишены посева святых Его слов».

2. Притчи о зерне горчичном (Мф. 13:31-32; Мр.4:30-32; Лк. 13:18-19) и закваске (Мф. 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21)

«Царство Небесное, – говорит Господь, – подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31-32).

Образ Царства в этой притче – выросшее из незначительного по размерам семени горчичное дерево (южное многолетнее растение, достигающее больших размеров). Евангельское учение о Царстве и Сам Христос, какими бы незначительными и скромными Они тогда не казались иудеям того времени по сравнению с их мечтами о Царстве Божием и Мессии, явят Свое подлинное величие. Церковь Христова, которая сначала включала лишь малую группу апостолов, разрастется и охватит всю Вселенную. «Сею притчею, – говорит св. Златоуст, – Господь хотел показать образ распространения проповеди евангельской. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, впрочем как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась на всю вселенную».

«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33).

«Как закваска», говорит св. Златоуст: «над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного члена Царства Христова: сила благодати невидимо, но действительно объемлет постепенно все силы его духа и преображает их, освящая их. Под тремя мерами некоторые разумеют три силы души: ум, чувство и волю.

3. Притчи о сокровище и жемчужине (Мф. 13:44-46)

«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13.44-46).

Царствие Божие это самое великое сокровище, драгоценнее которого ничего нет. Никакие земные ценности или идеалы, никакие человеческие учения с ним несопоставимы. Царство обретает только ищущий и готовый отдать все, что имеет, чтобы приобрести подлинное сокровище. «Названное здесь сокровище, – считает блж. Иероним, – в котором скрыты все сокровища мудрости и знания, есть или Бог-Слово, скрытый в плоти Христа, или же сокровищница Св. Писания, в которой заключается познание о Христе-Спасителе; и если кто найдет Его в ней, тот должен презреть все выгоды этого мира, чтобы иметь возможность возобладать Тем, Которого открыл. А следующее затем: “Нашедши которое человек скрывает” говорится не в том значении, что человек делает это по зависти, а в том, что он по страху желающего сохранить и боящегося потерять скрывает в своем сердце Того, Которого предпочел своим прежним богатствам».

4. Притча о плевелах (Мф. 13:24-30 и 13:36-43)

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 3.24-30).

«Под спящими людьми, – говорит блж. Иероним, дополняя объяснение этой притчи Господом (см. Мф. 13:37-40) – понимай учителей Церкви; под рабами домовладыки разумей не кого иного, как ангелов, которые каждый день видят лице Отчее; а дьявол именуется врагом человекам, потому что перестал быть [их] богом… А слова: Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы - предоставляют простор для покаяния и убеждают нас не отсекать брата с поспешностью, ибо может случиться, что он, ныне развращенный вредным учением, завтра опомнится и начнет защищать истину. Также и следующие слова: Оставьте расти вместе то и другое до жатвы, казалось бы, противоречат заповеди: Удалите зло из среды вашей (Втор. 13:5), и повелению не иметь никакого общения с теми, которые носят имя братьев, но являются блудниками и прелюбодеями[1]. Ибо если запрещается искоренение плевел и следует проявлять терпение вплоть до жатвы, то каким образом они должны быть извергнуты из нашей среды? Между пшеницей и плевелами, которые мы называем сорной травой, пока она еще трава и ее стебель не превратился в колос, великое сходство, и для того, чтобы отличить одну от другой, признаков либо вовсе нет, либо их можно заметить с большим трудом. Поэтому Господь предупреждает нас, чтобы мы не спешили произносить приговор, когда возникает некое сомнение, по оставляли окончательное решение Богу, Который и есть Судия, чтобы при наступлении судного дня Он извергнул из собрания святых не подозреваемого в преступлении, но очевидного виновника. А Его слова о том, что снопы плевел предаются огню, пшеница же собирается в житницу, показывают, что все еретики и лицемеры в вере должны быть сожжены огнем геенны, а святые, именуемые пшеницей, принимаются в житницы, то есть в небесные обители».

Этой притчей Господь говорил народу, что Царство Божие на земле только еще растет, строится в душах человеческих, но что в мире рядом с добром одновременно растет и зло. Злой дух духовно усыпляет человечество и стремится построить в сердцах людей свое сатанинское царство. Однако наступит время, когда по повелению Сына Человеческого, Праведного Судьи, зло будет изъято из мира и уничтожено. Это и будет конец века.

5. Притча о неводе, закинутом в море (Мф. 13:47-50)

Эта притча имеет тот же смысл, что и притча о пшенице и плевелах. Море – мир, невод – учение веры, рыбари – Апостолы и их преемники. Этот-то невод собрал от всякого рода – варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы разумеется кончина века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба в неводе отделяется от худой. Надо обратить внимание на то, что Христос Спаситель часто пользуется случаями – указать на различие в будущей жизни праведников и грешников. Приведем толкование свт. Григория Великого. Он говорит: «Святая Церковь сравнивается с неводом, как потому, что она вверена рыбарям, так и потому, что через нее каждый привлекается к Вечному Царству из волн настоящего века, дабы не погрязнуть ему в бездне вечной смерти. Она собирает рыб всякого рода, потому что призывает к отпущению грехов мудрых и глупых, свободных и рабов, богатых и бедных, сильных и слабых. Поэтому через псалмопевца говорится Богу: К Тебе прибегает всякая плоть (Пс.64:3). Этот невод всецело наполняется именно тогда, когда в своем конце заключается сумма человеческого рода. Его извлекают и садятся на безопасный берег, потому что как море означает [настоящий] век, так берег моря – конец века».

Толкуя притчи Господни, надо всегда иметь в виду, что поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях, не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова. Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного Суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя на землю, неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию имеющегося открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи. В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа в 77 псалме ст. 1-2: «Отверзу в притчах уста моя». Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно и из того, что следующие слова: «Изреку сокровенное от создания мира» приличествуют только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку: сокровенные тайны царствия Божия ведомы, конечно, только ипостасной Премудрости Божией. Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному, способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и «старое» пророчество, и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим, и Новым Заветом, ибо истины и того, и другого Богооткровенны.

Проверочные вопросы:

  1. Почему в беседе с народом Христос использовал притчи?
  2. Расскажите содержание притчи о сеятеле и поясните его. Зачем сеятель бросал семя на разную почву, в том числе, на каменистую и на дорогу?
  3. Почему в Своей притче Господь говорит именно о горчичном зерне? Образом чего является выросшее из него растение?
  4. Образом чего является закваска, которую женщина положила в три меры муки?
  5. Какое поучение содержат притчи о сокровище и о жемчужине?
  6. Какие образы и образы чего использованы в притче о плевелах?
  7. Какие образы и образы чего использует Господь в притче о неводе, закинутом в море?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Толкования на Четвероевангелие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/ (дата обращения: 01.10.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы  на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 46). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/46 (дата обращения: 01.10.2016).
  3. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 13). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/13(дата обращения: 01.10.2016).
  4. Григорий Великий (Двоеслов), свт. Беседа XI, говоренная к народу в храме Св. Агнеты в день ее мученичества. [Электронный ресурс]. – URL: http://pagez.ru/lsn/gdv/11.php (дата обращения: 01.10.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: гл. 12,17).
  2. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 01.10.2016).

Видеоматериалы:

 

 

 


[1] См. 1Кор. 5:1.