8. Чудеса Христовы: укрощение бури, насыщения народа пятью хлебами и хождение по воде. Учение о Хлебе Небесном

Цель занятия – рассмотреть евангельское повествование об укрощение бури, насыщении народа пятью хлебами, хождении по воде и учение о Хлебе Небесном.

Задачи:

  1. Рассмотреть евангельское повествование о чудесном укрощении бури.
  2. Рассмотреть евангельское повествование о насыщении народа пятью хлебами.
  3. Рассмотреть евангельское повествование о чудесном хождении Христа по воде.
  4. Рассмотреть представленное в Евангелии от Иоанна учение о Хлебе Небесном.

План занятия:

  1. Обсудить со слушателями важность чудес, связанных с явлениями природы, и вспомнить сущность и значение Таинства Евхаристии.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 8). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/8 (дата обращения: 28.09.2016). // Он же. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 6). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/6 (дата обращения: 28.09.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Евангелие от Матфея. (См.: Беседы 28,49). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/28 (дата обращения: 28.09.2016).
  3. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 14). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/14 (дата обращения: 28.09.2016).
  4. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 32). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/32 (дата обращения: 28.09.2016).
  5. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна, (См.: кн. 4). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/4 (дата обращения: 28.09.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Константин Пархоменко, свящ. Чудеса Христовы. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-biblii.html#n (дата обращения: 28.09.2016).
  2. Лев Липеровский, прот. Чудеса истинные и ложные. О развитии духовного зрения. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/chudesa-istinnye-i-lozhnye-o-razvitii-duhovnogo-zreniya (дата обращения: 28.09.2016).
  3. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: гл. 12,17).
  4. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 28.09.2016).

Ключевые понятия:

  • Чудо;
  • Хлеб Небесный;
  • Агнец Божий;
  • Причащение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему Христос перед укрощением бури называет Своих учеников маловерными?
  2. Какой была реакция людей на чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами?
  3. Какой была реакция учеников, когда Христос пришел к ним по воде?
  4. В каком Евангелии раскрывается учение о Хлебе Небесном?
  5. К чему призывает Господь в беседе о Хлебе Небесном?
  6. Какие параллели между Собой и манной, подаваемой иудеям во время странствия по пустыне, проводит Спаситель в беседе о Хлебе Небесном?
  7. Какое условие для вечной жизни называет Христос в беседе о Хлебе Насущном?
  8. Какое впечатление произвели слова Христа о необходимости вкушать Его Плоть и Кровь на окружающих людей и, в частности, на Его учеников?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

1. Укрощение бури (Мф 8:23-27; Мк. 4:35-1 и Лк. 8:22-25)

2. Чудесное насыщение народа пятью хлебами (Мф. 14:14-21; Мк. 6:32-44; Лк. 9:10-17; Ин. 6:1-15)

3. Хождение Иисуса Христа по воде (Мф. 14:22-33; Мк. 6:45-52; Иоан. 6:16-21)

4. Беседа о Хлебе Небесном (Ин. 6:22-71)

1. Укрощение бури (Мф 8:23-27; Мк. 4:35-1 и Лк. 8:22-25)

Кроме чудес исцеления, изгнания бесов и воскрешения мертвых, Господь совершал чудеса, свидетельствовавшие о Нем как Имеющем власть над природой. К такому роду чудес относится чудо претворения воды в вино в Кане Галилейской, укрощение бури, два случая чудесного умножения хлеба и насыщения нескольких тысяч людей, хождение по водам.

Переплывая с учениками Галилейское озеро, Христос спал на корме лодки. В это время на озере поднялась сильная буря. Вода заливала лодку, и апостолы, выбившись из сил, пришли в отчаяние. Блж. Феофилакт говорит, что буря и сон Христа в это время не являются случайностью: «Допускает, чтобы они подверглись опасности, с целью подготовить их к искушениям и для того, чтобы, увидев чудо, тем более уверовали. Спит же с той целью, чтобы ученики, испугавшись, сознали свою слабость и обратились к Нему с молитвою». Свт. Иоанн Златоуст также считает, что «буря… попущена была для научения учеников; это было образом имеющих постигнуть их искушений, так как и после того Спаситель часто попускал им впадать в жесточайшие бедствия, и через то укреплял дух их».

Апостолы бросили весла, разбудили Христа и начали Его умолять: «Господи! спаси нас, погибаем!» (Мф. 8.25). Спаситель укорил их, сказав: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8.26). Эта опасность стала первым испытанием для веры апостолов. Христос назвал их маловерными не потому, что они испытывали естественный страх перед разбушевавшимися силами природы, но оттого, что о Нем ученики имели неверное суждение, полагая, что Сын Божий может погибнуть в волнах и что они сами, находясь с Ним, могут утонуть. Вот как толкует это стих блж. Феофилакт: «Господь не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: «Господи, спаси нас», они показывали свою веру, но слово «погибаем» — не от веры. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. Обратите внимание, что, укоряя их как робких, Господь показывает, что боязливость привлекает опасности. Поэтому Он успокоил сначала их душевную бурю, а затем утишил и морское волнение». Неправильное мнение о Христе Его учеников, по мысли свт. Иоанна Златоуста, заключалось в следующем: «Они были уверены в том, что Он, встав, может укротить бурю; но что может сделать это и во время сна — в этом не были уверены».

Затем Господь, встав, властно запретил ветру и морю, и, по слову Христа, волны и ветер тотчас утихли, и настала полная тишина. Через некоторое время лодка благополучно пристала к берегу страны Гадаринской.

Этот образ – лодка с Господом Иисусом Христом и апостолами посреди бушующего моря – является изображением Церкви Христовой. Никакие внешние напасти не страшны христианам, поскольку с ними Спаситель.

2. Чудесное насыщение народа пятью хлебами (Мф. 14:14-21; Мк. 6:32-44; Лк. 9:10-17; Ин. 6:1-15)

Однажды Господь вместе с апостолами переправился на лодке в окрестности галилейского города Вифсаиды. Место было пустынное и давало возможность апостолам спокойно отдохнуть от трудов (они только что вернулись с проповеди), а Христу – помолиться. Но народ и здесь их нашел, и Христос, сжалившись над ними, исцелял приведенных больных.

Когда наступил вечер, апостолы сказали Господу: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Господь сказал: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14.15-16). Чудесное насыщение пяти тысяч пятью хлебами Господь совершает в пустыне, чтобы оно «не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения» (свт. Иоанн Златоуст).

Затем, узнав у апостолов, что у одного мальчика с собой оказались пять хлебов и две рыбы, Христос повелел всем сесть на траву, а Сам взял хлебы и рыбу и, благословив их, начал преломлять, а ученики раздавали пищу народу. Евангелисты отмечают, что после того, как все пять тысяч человек (не считая женщин и детей) были накормлены, осталось еще двенадцать коробов хлеба. В этом чуде, по мнению свт. Иоанна, было явлено Божественное достоинство и Божественная власть Господа Иисуса Христа: «Хотя “место пустынное”, но здесь Тот, Кто питает вселенную; хотя ”время позднее”, но с вами беседует Тот, Кто не подлежит времени».

Глубокий таинственный смысл в чудесном насыщении народа пятью хлебами видит блж. Иероним Стридонский. Он пишет: «Все полно таинственностью…Они не имеют нужды искать различной пищи и покупать себе неизвестный хлеб, так как они имеют у себя хлеб небесный… Он призывает апостолов к преломлению хлеба, чтобы величие чуда было более явственно, так как они были свидетелями того, что сам Он [хлеба] не имеет. “Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы”. У другого евангелиста мы читаем: “Здесь есть у одного мальчика пять хлебов” (Ин.6:9). Под ним, по моему мнению, разумеется Моисей. А под двумя рыбами мы понимаем или оба Завета, или число «два», относящиеся к закону (или: закону и пророкам). Итак, апостолы прежде страдания Спасителя и блистания молниеносного Евангелия, имели только пять хлебов и две рыбки, которые вращались в соленых водах и волнах моря… Он воззрел на небо, чтобы научить, что очи должны быть обращаемы туда. Он взял пять хлебов и две рыбы в руки свои и преломил их, и давал ученикам. В преломлении Господа произошло умножение хлеба. Если бы хлебы не были разломлены, не были разделены на куски и на многочисленные крохи, то они не могли бы напитать столь великое множество: толпу людей с детьми и женщинами. Таким образом преломляется закон вместе с пророками, разделяется на куски, и в среду их вносятся тайны, так что остающийся целым, и в своем прежнем состоянии не могший напитать людей, он по разделении на части напитывает множество язычников». Символично также, по мнению этого святого, что Спаситель питает хлебами народ через апостолов.

Чудесное умножение хлебов привело народ в восторг и после этого события свидетели чуда захотели сделать Христа царем, посчитав, что Учитель, Который может обеспечить материальное благоденствие народа и есть настоящий Мессия. Надо отметить, что чудеса исцеления и воскрешения не производили на людей такого сильного впечатления. Эти настроения в народе показывают, что, когда диавол искушал Христа в пустыне и предлагал превратить камни в хлебы, он, действительно, указывал Иисусу легкий путь добиться признания у иудеев и воцариться. Но как тогда, так и теперь Христос отверг искушение диавола: сотворив это чудо по любви к людям, Он отказался воспользоваться охватившим иудеев нездоровым энтузиазмом и тотчас удалился. «Иудеи не за то были порицаемы, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – что искали Его для хлебов, но за то, что главным образом и только из-за этого искали Его. Кто пренебрегает великими дарами, а желает малых и таких, которыми он должен пренебрегать по воле дающего, тот лишается и первых; наоборот, если любим первые, то он прилагает и последние, потому что они служат добавкой к первым».

3. Хождение Иисуса Христа по воде (Мф. 14:22-33; Мк. 6:45-52; Ин. 6:16-21)

После насыщения 5 тысяч человек, когда настала ночь, по повелению Господа апостолы сели в лодку и направились в Капернаум. Когда ученики были уже на середине пути, они увидели приближающегося к ним Христа, идущего по воде, подумали, что это призрак, и от страха закричали. Господь успокоил апостолов, сказав: «Это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27). Ап. Петр, горячо любящий Христа, захотел немедленно приблизиться к Нему. Веруя, что Христос не только Сам может ходить по воде, но и ему может дать такую возможность, Петр сказал: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14:28). Господь позволил, и Петр решительно переступил борт лодки и пошел по воде к Христу. Однако, когда он оказался на воде, вера его ослабела: Петр испугался сильного ветра и стал тонуть, крича: «Господи, спаси меня» (Мф. 14:30). Христос тотчас подал ему руку и сказал: «Маловерный, зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31). Случай с Петром был поучителен не только для апостолов, но и для всех последователей Христа: когда человек теряет веру во Христа, он гибнет.

Когда они вошли в лодку, ветер утих. «Так и Господь и все преставившиеся от нас Святые, которых собою предъизобразил Петр, во время Второго Пришествия Христова будут с нами, и запретит Он окончательно духовному противному ветру, и мы, перейдя многоволненное море жизни, приидем в землю кротких, идеже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание» (свт. Григорий Палама).

Все апостолы были поражены и испуганы случившимся; они поклонились Христу и исповедали свою веру в Него, воскликнув: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). Свт. Григорий говорит: «"Сущии же в корабли", говорит Евангелист, "пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистину Божий Сын еси"; потому что и тогда (во время Второго Пришествия Христова): "О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил.2:10:11)».

Как только Иисус вышел на берег, сейчас же был окружен жителями того места: они узнали Его, поспешили оповестить об этом во всех окрестных селениях и принесли к Нему всех больных. Вера в чудесную силу, исходившую от Него, была столь сильна, что жители того места, где Он высадился, просили лишь позволения больным прикоснуться к Его одежде, и которые прикасались, исцелялись.

4. Беседа о Хлебе Небесном (Ин. 6:22-71)

Чудесный переход Господа Иисуса Христа через Геннисаретское озеро вызвал удивление народа, евшего чудесно умноженные хлебы. Об этом повествует один ев. Иоанн; который вслед за тем передает и замечательную беседу Господа о Себе, как о хлебе, сшедшем с небес, раскрыв в этой беседе учение о необходимости для спасения Таинства Причащения Тела и Крови Его. Народ искал Господа по пустыне, зная, что Он не поехал в лодке с учениками, и нашедши Его уже на другой стороне озера, учащим в Капернаумской синагоге, с удивлением спрашивал Его, когда Он успел прийти сюда. Оставив этот вопрос без ответа, Господь сделал его поводом к пространной беседе о Себе, как о Хлебе Жизни. Начал Он эту беседу с того, что в ответ на вышеупомянутый вопрос упрекнул иудеев за то, что они во всем – даже в следовании за Ним остаются рабами своей чувственности. Они ищут Христа не потому, что в совершенных Им чудесах уразумели благость Божию, подающую им вечные нетленные блага, а потому, что чудом, накануне совершенным, был удовлетворен их голод, как остальными чудесами прекращались другие страдания тела. Но никто из них не заботится об удовлетворении потребностей духа, ради чего, собственно, Христос и пришел на землю. «Ищете Мене – яко яли есте хлебы, и насытестеся» (Ин. 6:26) – этот упрек Господа направлен вообще и против всех тех, кто считает христианство ценным лишь постольку, поскольку оно полезно для благоустройства временной нашей земной жизни. «Старайтесь не о пище тленной», погибающей вместе с телом, «но о пище, возводящей в жизнь вечную», т.е. о такой пище, которая пребывает вечно, и вам послужит к жизни вечной. Эту пищу «даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:27), говорит дальше Господь: «сего бо Отец знамена Бог» – Бог Отец положил Свою печать на Сыне Человеческом, удостоверяя людей в том, что это их Жизнодавец, могущий даровать им эту пищу. Под этой «печатью» надобно понимать те знамения и чудеса, которые творил Христос по воле Отца. Возбуждаемые упреком иудеи сказали Ему: «Что сотворим, да делаем дела Божий?», поняв, что в словах Господа содержится требование нравственных действий с их стороны, но не понятно каких. На это Господь вместо множества дел, какие они считали необходимыми творить, ради Богоугождения, с точки зрения закона Моисеева, указывает им на одно только дело: «Се есть дело Божие – да веруете в Того... Егоже посла Он» (Ин. 6:29). Это – главное Богоугодное дело, без которого невозможна вообще Богоугодная жизнь, ибо в нем, как в семени, содержатся все дела, благоугодные Богу. Поняв, что Иисус «Посланником Божиим» называет Себя, иудеи отвечают, что для такой веры в Него, какую имели израильтяне в Бога и в Моисея, пророка Его, мало тех знамений, какие Он творит. Вот доказательство того, насколько ненадежна вера, основывающаяся только на чудесах: она требует все больших и больших чудес. И вот иудеи не довольствуются тем, что Господь Иисус напитал пять тысяч людей пятью хлебами, а требуют, чтобы Он показал им большее чудо, вроде, например, манны, которой Моисей питал их во время сорокалетнего странствования в пустыне. На это Господь отвечает, что это чудо совершенное Богом через Моисея, маловажнее того, которое теперь совершает Бог через Него – Мессию, давая им уже не призрачный хлеб, каким была манна, а «хлеб истинный с небесе». Этот хлеб «дает жизнь миру» (Ин. 6:32,33). Поняв слова Господа так, что Он говорит им о хлебе, хотя особенном и чудесном, но чувственном, иудеи выражают желание всегда получать от Него такой хлеб. В этом сказывается совершенно плотское направление их духа, вполне чувственное представление о Мессии. Тогда Господь прямо и решительно раскрывает им учение о Себе, как о «хлебе жизни», говоря, что этот Хлеб, сходящий с небес и дающий жизнь миру, – Он Сам, что приходящий к Нему не будет алкать и верующий в Него не будет жаждать никогда. Свт. Кирилл Александрийский пишет: «Спаситель, употребив многочисленные обороты речи, когда видел, что слушатели все-таки ничего не понимают, уже яснее говорит: ”Я есмь хлеб жизни”… Пусть так, говорит, и Сам Я соглашусь с вами, что манна дана Моисеем, но ведь евшие алкали, – скажу, что и вода была вам дана из скалы (Моисеем), но пившие жаждали и дарование сказанных предметов доставляло только весьма маловременное пользование ими, – а ко Мне приходящий ”не взалчет” никогда ”и верующий в Меня не возжаждет никогда”».

Со скорбью отмечает Господь, что иудеи не веруют в Него, но это не помешает осуществлению воли Отца Небесного через Него: все ищущие спасения через Него, «приходящие к Нему», станут наследниками основываемого Им Царства Мессии, все они будут воскрешены Им в последний день и сподобятся жизни вечной. Иудеи недоумевают на это и с ропотом пересуживают между собой, как Иисус может говорить, что Он сошел с неба, когда они знают Его земное происхождение. Господь объясняет им их ропот тем, что они не находятся в числе тех избранников Божиих, которых Бог Отец благодатною силою Своею привлекает к Себе. Без этого благодатного призвания нельзя уверовать в посланного Им на землю для спасения людей Сына Его – Мессию. Этою мыслью не уничтожается идея свободы воли у человека: «Отец привлекает тех, которые имеют способность, по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое сходство с Ним» (блж. Феофилакт Болгарский) «Ропщите не на Меня, а на себя», как бы так говорит Христос: «за то, что вы неспособны уверовать в Меня, как в Мессию», ибо все ветхозаветные книги свидетельствуют о пришествии Христа, и кто сознательно изучает их, тот не может не быть научен Богом и не принять посланного Им Мессию-Христа. Научение от Бога это не есть лицезрение Бога, ибо видел Бога Отца только Тот, Кто Сам от Бога, т.е. Он – Христос. Научается как бы Самим Богом непосредственно всякий тот, кто внимательно, с верою изучает Писание, ибо главный предмет Писания – Христос. «Аз есмь хлеб животный» (Ин. 6:35), говорит о Себе дальше Христос, «хлеб жизни», хлеб живой, а не бездушный, какой была манна. Манна питала только тело, а потому те, кто ее ели, умерли; хлеб же, сходящий с небес действительным образом, а не только видимым, как манна, таков, что кто будет есть Его, «не умрет», но «жив будет во веки». Этот хлеб, сшедший с небес, Сам Господь Иисус Христос.

Еще более ясно и определенно говорит Господь дальше, что этот хлеб есть Плоть Его, Которую Он отдает за жизнь мира, имея в виду предстоящую Ему крестную смерть на Голгофе во искупление грехов всего человечества. Здесь, в связи с приближающимся праздником Пасхи, Господь учит о Себе, как об истинном Агнце пасхальном, вземлющем на Себя грехи всего мира. Агнец пасхальный был только прообразом этого Агнца-Христа. Господь давал понять теперь своим слушателям, что время прообразов проходит, ибо явилась Сама Истина в Его лице: вкушение пасхального агнца заменится в Новом Завете вкушением Тела Христова, принесенного в жертву за грехи всего мира. Иудеи, поняв правильно слова Господа, пришли в недоумение и начали спорить между собой по поводу этих слов Господа: «Како может Сей нам дати Плоть Свою ясти?» (Ин. 6:52). Поняли они очевидно эти слова именно буквально, а не иносказательно, как хотят понимать их современные сектанты, отрицающие Таинство Причащения, в качестве таинства, подающего благодатное соединение со Христом. И вот Христос, чтобы пресечь их спор, повторяет решительно и категорично: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54) и т. д. Здесь Господь уже во всей полноте и ясности раскрывает Свое учение о необходимости для вечного спасения причащения Его Тела и Крови. «Святое Тело Христа, – говорит свт. Кирилл Александрийский, – животворит тех, в ком оно будет, и укрепляет к бессмертию, соединяясь с нашими телами, ибо разумеется тело не другого кого, но Самой Жизни по природе, имеющее в себе всю силу соединенного с ним Слова и как бы наделенное Его свойством, а вернее уже и исполненное Его действенности, посредством которой все оживотворяется и сохраняется к бытию».

При исходе евреев из Египта кровью закланного тогда агнца помазывались косяки и пороги жилищ еврейских в знамение спасения первенцев их от руки Ангела-истребителя (Исх. 12:7-13), а при заклании агнца пасхального при храме кровью его окроплялись рога алтаря, напоминавшие косяки и пороги еврейских жилищ. На пасхальной вечери эта кровь агнца символически заменялась вином. Так как агнец пасхальный прообразовал Христа, как и избавление евреев из Египта было прообразом искупления мира, то в словах Христовых о необходимости для вечной жизни «есть Плоть Его и пить Крови Его» надо видеть замену ветхозаветного пасхального агнца плотью Христовою и символического вина при пасхальной вечери – кровью Христовой. Это – Новая Пасха, которую Господь пророчески предызображает в этой беседе. Смысл этих слов Христовых, следовательно, тот, что кто хочет усвоить себе искупление, совершаемое Христом в крестной смерти Его, тот должен вкушать Его плоть и пить Его кровь: иначе он не будет участником этого искупления, не будет иметь в себе жизни вечной, т.е. пребудет в отчуждении от Бога, что есть вечная смерть. Тело и кровь Господа, по Его словам, есть истинная пища и истинное питие, ибо только они сообщают человеку жизнь вечную. Это потому, что они дают вкушающему и пиющему самое тесное внутреннее общение со Христом, таинственное соединение с Ним (ст. 56). Через это таинство падшему грехом человеку дается, таким образом, прививка новой жизни. Как садовник, чтобы сделать дерево плодовым, прививает ему отрасль другого плодового дерева, так и Христос, желая сделать нас причастниками Божественной жизни, Сам входит телесно в оскверненное грехом тело наше и полагает начало внутреннему преображению и освящению, Делая нас новой тварью. Недостаточно для спасения только веровать во Христа: надо слиться с Ним воедино, пребывать в Нем, дабы и Он пребывал в нас, а это и достигается через великое Таинство причащения Тела и Крови Его.

Эти слова Господа были, однако, столь необычайны для слуха, что на этот раз не только враги Господа, но и несколько из учеников Его соблазнились, говоря: «какие странныя слова! кто может это слушать!». Господь прочел их мысли и чувства и сказал: «Это ли соблазняет вас? чтож, если увидите Сына Человеческаго, восходящаго туда, где был прежде?» (Ин. 6:60-62). Здесь Господь имеет в виду то, как соблазнятся они, когда увидят Его распинаемым на кресте.

Дальше Господь поясняет, как надо правильно понимать Его слова: «Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже. Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть» (Ин. 6:63). Это значит, что слова Христовы нужно понимать духовно, а не грубо чувственно, т.е. так как будто Он предлагает для вкушения Свою плоть, подобно мясу животных, снедаемому для утоления чувственного голода. «Мое учение», как бы так говорит Господь, «не о мясах, не о яствах, питающих телесную жизнь, но о Божественном Духе, о благодати и о вечной жизни, которая устрояется в людях благодатными средствами». «Плоть не пользует ни мало» – это сказал Он не о Своей плоти, – отнюдь нет, – но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше, вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Вот это значит понимать духовно» (свт. Иоанн Златоуст). Плоть Христова, разобщенная с Его Духом, не могла бы животворить, но понятно, конечно, что в словах Христовых, идет речь не о бездушной, безжизненной Его плоти, а о плоти, неразлучно соединенной с Его Божественным Духом. «Но суть от вас нецыи, иже не веруют» (Ин. 6:64). – конечно, трудно без содействия благодати Божией веровать в Божество самоуничиженное. Как видно дальше, в этих словах Господа заключается и первое Его указание на Иуду-предателя.

Блж. Феофилакт Болгарский задается вопросом: «Почему же Он произносил пред народом такие речи, когда знал, что никто не получит от них пользы, а многие даже соблазнятся? Ибо ученики Его, услышав их, говорили: слова сии странны; кто может слушать это? - Какая же польза от сих слов?». И отвечает: «Очень большая и важная. Они постоянно упоминали о телесной пище и выставляли на вид манну. Показывая им, что все это было образами и тенью, а что Он ныне говорит, то истина, - говорит сие и упоминает о духовной пище для того, чтобы убедить их сколько-нибудь отклониться от чувственного и оставить образы и тень, а устремиться к истине. Но они, не будучи в силах понять ничего сверхъестественного, не улучшаются, а даже отвращаются и говорят: слова сии странны, то есть суровы, неудобоприемлемы. Ибо кто, будучи плотян, может принять духовную пищу - хлеб, сходящий с небес, плоть вкушаемую? Когда же слышишь, что ученики отстали от Него, не понимай этого об истинных учениках, но о тех, которые следовали за Ним в ряду учеников и одним только видом показывали, будто учатся от Него. Ибо и между учениками были некоторые, которые, по сравнению с народом, назывались учениками Его, потому что проводили при Нем времени более чем народ, но в сравнении с истинными учениками Его не стоили ничего, так как верили Ему на время и, так сказать, от холодной горячности».

Учение о св. Евхаристии было и будет всегда пробным камнем веры во Христа. Много есть людей, восторгающихся нравственным законом Христа, но не понимающих необходимости единения со Христом в этом великом Таинстве. Между тем, без таинственного соединения со Христом, без привития Ему, невозможно в жизни своей следовать и Его нравственному закону, ибо это выше естественных человеческих сил. Вот почему многие, как говорит Евангелие, после этой беседы отошли от Христа, тем более, что эта беседа совершенно шла вразрез с чувственными представлениями иудеев о Мессии. Тогда Господь, испытывая веру в Себя своих ближайших учеников – двенадцати – спросил их, не хотят ли и они отойти от Него. Но в ответ Симон Петр, от лица, конечно, всех остальных Апостолов, произнес великое исповедание веры в Него, как «Христа, Сына Бога Живаго» – исповедание, которое мы всегда произносим теперь, читая молитву пред причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго...»[1]. свт. Кирилл Александрийский отмечает, что ап. Петр веру поместил раньше знания: «Прекрасно также говорят, что не прежде узнали, а потом веруют, но впереди поместив веру, ставят знание вторым, ибо после веры – знание, а не прежде веры, согласно написанному: ”Если не уверуете, и не уразумеете” (Ис. 7:9). Простая вера наперед полагается в нас подобно некоему основанию, а знание уже потом понемногу построяется на ней, вознося нас ”в меру возраста” во Христе и ”в мужа совершенного” и духовного (Еф. 4:13). Вот почему и Бог говорит в одном месте: ”Вот Я ввергну в основания Сиона камень избранный, краеугольный, драгоценный” (Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6). Ведь Христос есть для нас начало и основание святости и праведности, очевидно посредством веры, а не иначе, ибо таким именно образом в нас вселяется Он».

В ответ на это исповедание Господь сказал, однако, что не все 12 так веруют, что один из них – диавол, не в собственном смысле, а, как враг Христа и Его дела. Этим Господь сделал предостережение самому Иуде, зная, как Сердцевидец, что тот замышлял предать Его. На праздник Пасхи Господь не пошел в этот раз в Иерусалим, так как иудеи искали убить Его (Ин. 7:1), а между тем час крестных страданий Его еще не наступил.

Проверочные вопросы:
  1. Почему Христос перед укрощением бури называет Своих учеников маловерными?
  2. Какой была реакция людей на чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами?
  3. Какой была реакция учеников, когда Христос пришел к ним по воде?
  4. В каком Евангелии раскрывается учение о Хлебе Небесном?
  5. К чему призывает Господь в беседе о Хлебе Небесном?
  6. Какие параллели между Собой и манной, подаваемой иудеям во время странствия по пустыне, проводит Спаситель в беседе о Хлебе Небесном?
  7. Какое условие для вечной жизни называет Христос в беседе о Хлебе Насущном?
  8. Какое впечатление произвели слова Христа о необходимости вкушать Его Плоть и Кровь на окружающих людей и, в частности, на Его учеников?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 8). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/8 (дата обращения: 28.09.2016). // Он же. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 6). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/6 (дата обращения: 28.09.2016).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Евангелие от Матфея. (См.: Беседы 28,49). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/28 (дата обращения: 28.09.2016).
  3. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 14). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/14 (дата обращения: 28.09.2016).
  4. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 32). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/32 (дата обращения: 28.09.2016).
  5. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна, (См.: кн. 4). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/4 (дата обращения: 28.09.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.

Дополнительная литература:

  1. Константин Пархоменко, свящ. Чудеса Христовы. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-biblii.html#n (дата обращения: 28.09.2016).
  2. Лев Липеровский, прот. Чудеса истинные и ложные. О развитии духовного зрения. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/chudesa-istinnye-i-lozhnye-o-razvitii-duhovnogo-zreniya (дата обращения: 28.09.2016).
  3. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: гл. 12,17).
  4. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 28.09.2016).

Видеоматериалы:

 
 
 

[1] «мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин.6:69).