5. Вторая Пасха. Исцеление расслабленного у овечьей купальни, исцеление сухорукого. Учение о субботе

Цель занятия – обозначить события земного служения Христа, произошедшие между второй и третьей Пасхой, рассмотреть некоторые евангельские повествования и содержащееся в них учение о субботе.

Задачи:

  1. Выделить евангельские события, произошедшие между второй и третьей Пасхой.
  2. Рассмотреть евангельское повествование об исцелении расслабленного у овечьей купели и содержащееся в нем учение о субботе.
  3. Рассмотреть евангельское повествование о срывание колосьев учениками в субботу и содержащееся в нем учение.
  4. Рассмотреть евангельское повествование об исцелении сухорукого и содержащееся в нем учение о субботе.

План занятия:

  1. Кратко обсудить со слушателями, какие темы христианского вероучения были затронуты при анализе евангельских текстов на предыдущем занятии.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. (См.: Беседы 36 – 41). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/37 (дата обращения: 23.09.2016). // Он же. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 39). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/39 (дата обращения: 23.09.2016).
  2. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 1, письмо 353. Симфору). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/#0_353 (дата обращения: 23.09.2016).
  3. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 30). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/30  (дата обращения: 23.09.2016).
  4. Иероним Стридонский, блж. Толкоувание на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/12 (дата обращения: 23.09.2016).
  5. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. (См.: День165). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/165 (дата обращения: 23.09.2016).

Основная учебная литература:

  1. Иванов А.В. Руководство к изучению священного писания Нового Завета. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. (См.: Вторая Пасха).

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: гл. 10,11).
  2. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 23.09.2016).

Ключевые понятия:

  • Пасха;
  • Расслабленный;
  • Суббота;
  • Сухорукий;
  • Исцеление;
  • Закон;
  • Фарисей;
  • Книжник;
  • Иудей.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие события произошли в период между второй и третьей Пасхой?
  2. Каким образом больные получали исцеление при Овчей купели?
  3. Почему расслабленный ждал своего исцеления на протяжении 38 лет? Как это его характеризует?
  4. Каким образом Христос открывает иудеям Свое Божественное достоинство?
  5. Почему нельзя слова Христа о том, что Он ничего не может делать Сам от Себя, считать Его признанием в Собственном бессилии?
  6. Как взаимосвязаны представленные в евангельских текстах данного урока учения о Божественном достоинстве Иисуса Христа и о субботе?
  7. Нарушали ли ученики Христовы закон о субботе срыванием колосьев в это день?
  8. Какие доводы приводит Христос, оправдывая Своих учеников?
  9. Почему иудеи неверно понимали закон о субботе? В чем они ошибались?
  10. Почему исцеление сухорукого в субботу не является нарушением Закона? Какими аргументами Христос это обосновывает? Какой была реакция иудеев?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

1. Вторая Пасха

2. Исцеление 38-летняго расслабленного (Ин. 5:1-47)

3. Срывание колосьев учениками в субботу (Мф. 12:1-8; Мк. 2:23-28; Лк. 6:1-5)

4. Исцеление сухорукого (Мф. 12:9-14; Мк. 3:1-6; Лк. 6:6-11)

1. Вторая Пасха

Вторая Пасха не ясно означена у Евангелистов. Иоанн говорит только о приближении праздника, не определяя его ни именем, ни временем. Другие Евангелисты не говорят вовсе об этой Пасхе и только рассказывают о некоторых событиях, которые дают право сделать вывод, что недавно была Пасха. Так, Матфей и Марк говорят о срывании учениками Иисуса колосьев (Мф. 12:1; Мк. 2:23), а Лука (6:1) субботу, в которую происходило срывание колосьев, называет второпервою: всё это заставляет относить это событие ко времени после Пасхи, когда в Палестине начиналась жатва, а в церковном году начиналось счисление суббот. В беседе с cамарянкою Иисус Христос говорит, что до жатвы – то есть до Пасхи – остаётся 4 месяца (Ин. 4:35), а название, употребляемое Иоанном для означения упомянутого праздника, по объяснению всех толкователей, прилагается преимущественно к Пасхе (Мф. 26:5; Мк. 15:6; Лк. 23:17​Мф. 27:15; Ин. 12:12); тогда как при речи о других праздниках всегда прилагается и название его (Ин. 7:2; 10:22). Упоминание же о новой Пасхе вскоре (6:4) указывает только, что Иоанн опустил подробности события, описанные у других Евангелистов. Важнейшие события, происшедшие между второю и третьею Пасхами, следующие: исцеление 38-летняго расслабленного, срывание учениками колосьев в субботу и исцеление сухорукого в субботу же, избрание 12 Апостолов и Нагорная проповедь; воскрешение сына Наинской вдовы; ответ ученикам Иоанна, посланным из темницы; прощение жены-грешницы в доме Симона фарисея; состязание с фарисеями по причине обвинения Его ими в совершении чудес силою веельзевула; учение народа в притчах; укрощение бури во время плавания по озеру; исцеление Гадаринских бесноватых; воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой; посольство Апостолов на проповедь; умерщвление Иродом Иоанна Крестителя; насыщение 5000 человек пятью хлебами; хождение по водам; возвращение в Капернаум и беседа с народом о хлебе животном.

2. Исцеление 38-летняго расслабленного (Ин. 5:1-47)

Приход Свой в Иерусалим на вторую Пасху Иисус Христос ознаменовал исцелением 38-летнего расслабленного, который в числе множества других больных: слепых, хромых и сухих, лежал в доме призрения, устроенном при Овечьих воротах вблизи храма и названном Вифездой (дом милосердия) и ожидал чудесного возмущения воды в находившейся здесь купели (бассейне дождевой воды). 38 лет ожидания и желания получить исцеление от погружения в чудесно возмущаемую Ангелом воду не ослабили веры в страдальце и на вопрос Божественного Целителя: хочешь ли быть здоровым – он отвечает прежним желанием получить исцеление от той же купели и сожалением, что не имеет человека, который помог бы ему в этом. На голос веры Иисус Христос отвечает повелением взять свою постель и идти в дом свой. Исцелённый больной тотчас же встал и понёс домой свою постель. Но так как это исцеление совершено было в субботу – когда, по мнению Иудеев, не только нельзя было что-либо работать, но даже и носить никакой ноши – то, увидев расслабленного, несшего свою постель, иудеи не столько удивляются тому, что известный им тяжко больной ходит перед ними здоровым и крепким, сколько негодуют на нарушение им субботы. Исцелённый, не знавший, кто был его Целитель, сначала оправдывался в своём нарушении субботы тем, что ему так сказано было Исцелившим его; потом же, когда Иисус встретил его в храме и предостерёг, чтобы он больше не грешил, чтобы не случилось с ним чего-нибудь худшего: то он поспешил объявить Иудеям, что Виновником его исцеления был Иисус. Тогда иудеи стали гнать Иисуса и даже искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Узнав об этом, Иисус указал Своим обвинителям, что Он делает так, как делает Его Отец. Бог никогда не прекращает Своей творческой и промыслительной деятельности в сотворённом Им мире, но доселе делает. Посему и Он, как Сын Божий, делает то, что видит творящим Отца. После этих слов Иудеи еще более вознегодовали на Иисуса не только за то, что Он нарушал субботу, но и за то, что называл Своим Отцом Бога, делая Себя равным Богу. Не опровергая их мнения о Себе, как о равном Богу и желая ещё более уяснить им слова Свои, Спаситель опять повторяет, что Он творит только то, что творит и Отец. При этом Христос говорит слова, которые могут вызвать недоумение: «истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин.5:19). Святые отцы особо останавливают свое внимание на этом месте. Так прп. Исидор Пелусиот пишет, что эти слова «есть знак не бессилия, но невозможности Отцу иметь одно изволение, а Сыну – другое. Но если Сын видит, что творит Отец, Отец же творит изволяемое в совете, то, следовательно, Сын видит и самые советы Отца, потому что самое изволение Божие есть уже творение. А если Сын видит изволяемое в совете Отца и участвует в изволении, то, как очевидно, участвует и в естестве. Следовательно, у Отца и Сына одна сущность, как и одна воля». Свт. Григорий Богослов, толкуя это место Священного Писания, рассуждает о многозначности слова «может» и приходит к выводу, что в данном контексте оно обозначает нечто «совершенно невозможное и несбыточное». Святитель поясняет: «Как признаем невозможным, чтоб Бог был зол или не существовал (это показывало бы в Боге бессилие, а не силу), или чтоб существовало не существующее, или чтоб дважды два было вместе и четыре и десять; так невозможно, и ни с чем не совместимо, чтоб Сын творил что-либо такое, чего не творит Отец. Ибо все, что имеет Отец, принадлежит Сыну; как и наоборот, принадлежащее Сыну принадлежит Отцу. Итак, ничего нет собственного; потому что все общее. И само бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца… одни и те же дела Отец предначертывает, а Слово приводит в исполнение, не рабски и слепо, но с ведением и владычественно».  Спаситель говорит, что Он получил от Отца власть – несомненно принадлежащую только Богу – воскрешать мёртвых и давать всем жизнь и судить, с тою целью, чтобы через это воздавалась и Сыну должная честь, как и Богу Отцу, почему Он и даёт жизнь всем верующим в Него. Он же некогда и воскресит всех для Суда – праведников для жизни вечной, а грешников для вечного осуждения. Такой Суд, впрочем, не может быть пристрастным, потому что будет совершён по воле Отца и сообразно с требованием Его – Бога правосудного. В подтверждение сказанному Иисус, сообразуясь с мнением Своих слушателей о недостаточности самосвидетельства о Себе (Ср. Ин. 8:13,14), говорит, что у Него есть другой Свидетель, и Свидетель Этот есть Бог Отец, Он-то и послал Иоанна Предтечу для засвидетельствования о Сыне Божием (Ин. 1:7), и это свидетельство знают иудеи (Ин. 1:19-36). Недостаток этого свидетельства, как чисто Человеческого, и недоверие к нему вознаграждаются свидетельством дел, которые Иисус Христос получил от Отца. Они так велики и так ясны, что даже не видевшие и не слышавшие Бога могли бы убедиться в Божественном посланничестве Того, Кто совершает оные. Впрочем, иудеи не верят и этому свидетельству.

Опираясь якобы на указанные Писанием признаки Мессии, они готовы были признать за Мессию всякого обманщика, а истинного Мессию отвергали. Иисус Христос, посему, обращается к свидетельству самого Писания и указывает, что внимательное исследование Писаний могло бы привести иудеев к убеждению в истинности Его слов и действительности Его лица. Но, к сожалению, ложное понимание заставляет их не доверять признакам Мессии, указанным у самого Моисея. Посему сей самый Моисей будет обвинителем своего народа перед Богом за его неверие в Иисуса Христа.

К свидетельству Священного Писания Иисус Христос обращается не только потому, что оно есть слово Божие, следовательно, свидетельство Его Отца, но и потому, что иудеи мнили в нём иметь живот вечный. Как ни односторонне это мнение и как ни опасно для веры стремление ума испытывать Писания, но это иудейское мнение всё-таки следует предпочитать совершенному презрению к Слову Божию; и пытливость ума лучше грубого невежества в Писании.

В беседе по поводу исцеления расслабленного Иисус Христос с очевидною ясностью открывает иудеям Своё Божественное достоинство, Свое равенство, а следовательно и единосущие и равную славу со Отцом; из чего вытекают Его Божественные права творчества, воскрешения и Суда. Эти права Он получил от Отца, Который любит Сына и всё открывает Ему. Иисус Христос открывает иудеям, что Отец откроет и совершит через Него ещё более удивительные дела, чем те, которых свидетелями они сделались. Эти дела, без сомнения, те, которые Он совершит в искупление падшего Человечества, и в сообщении людям новой духовной жизни. Неверующие в Божественное достоинство и всемогущество Сына Божия, явившегося во образе Сына Человеческого, будут удивлены, увидев эти дела. Наступает время, – говорит Он, – и наступило уже, когда мёртвые (грехами) услышат глас Сына Божия, поверят проповеди Его и оживут для жизни духовной – святой, а вместе с тем сделаются способными и достойными к восприятию жизни бессмертной за гробом, после всеобщего воскресения; такие верующие в слово Сына Божия уже не подлежат Суду – какой ожидает неверующих – это Слово Божие воскресило их, возродило к новой жизни и таким образом освободило их и от Суда. Суд над людьми будет принадлежать Сыну Божию, потому что Он и Сын Человеческий, то есть как человек может судить человеков. Но так как слишком грубые понятия слушателей о Царстве Мессии не согласовались с тем, что говорил Иисус Христос о вере в Него, о действии слова Божия на души людей, о духовном воскресении и жизни, то Он говорит им о том, что было более доступно их пониманию – о всеобщем Суде и воскресении мертвых как о конечной цели пришествия Мессии.

«Е́сть же во Иерусали́мех óвчая купель» (Ин. 5:2). Некоторые – на том основании, что Евангелие от Иоанна написано по разорении Иерусалима – читают была вместо есть, но она могла остаться и по разрушении Иерусалима; следы ее показывали блж. Иерониму в IV веке и другим путешественникам. Слово овчая по некоторым рукописям и по Славянскому переводу относится к купели, потому что предполагали в ней омовение жертвенных животных. Но не близкое расстояние ее от храма и существование другого бассейна в самом дворе храма для омовения жертв делают невероятным такое название купели. И потому полагают здесь купель при Овечьих воротах (Неем. 3:1), сквозь которые прогоняли, действительно, жертвенных животных к храму (См. Ин. 5:2).

Построение при этой купели дома милосердия о 5 притворах – палатах – для различных больных, зависело от того, что в этой купели по временам возмущалась Ангелом вода и получала чудесную силу возвращать здоровье первому окунавшемуся в купель по возмущении Ангелом воды. Это чудесное действие происходило не от естественных свойств воды – потому что совершалось не всегда и не над всеми – а по временам и только над первым окунавшимся в купель – и, по ясному указанию Евангелия – зависело от схождения в воду Ангела. По мысли свт. Иоанна Златоуста такой метод лечения прообразут собой Таинство Крещения «очищающее от всех грехов и людей из мертвых делающее живыми»: «Ангел сходил и возмущал воду, и сообщал ей целебную силу, чтобы внушить иудеям, что тем более Господь ангелов может исцелять все болезни душевные. Но как здесь врачевала не просто естественная сила воды (иначе это бывало бы всегда), но действием ангела, так и над нами вода не сама по себе действует, но когда воспримет благодать Духа, тогда и очищает все грехи».

Расслабленный представляет нам живой пример веры и терпеливого ожидания исцеления от долговременного недуга – силу слова Божия, исцеляющего от самых больших и продолжительных болезней – соответствие между верою со стороны человека и правдою Божиею, избирающею из множества больных только достойнейшего. Расслабленный за свою веру находит исцеление тогда, когда меньше всего его мог ожидать. Свт. Иоанн отмечает, что расслабленный явил свою веру, во-первых, тем, что сразу, не раздумывая, не насмехаясь и не задавая дополнительных вопросов повиновался словам Христа: «возьми постель твою и ходи», во-вторых, тем, что сохранял свою верность Господу, когда подвергался нападкам со стороны иудеев за то, что нес постель в субботу. «Послушай, – призывает святитель, – что он говорит: “Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи” (Ин.5:11); как бы так он говорил: вы говорите вздор и с ума сходите, запрещая мне считать учителем Того, Кто исцелил меня от столь продолжительной и тяжкой болезни, и повиноваться Ему во всем, что Он ни повелит мне».

3. Срывание колосьев учениками в субботу (Мф. 12:1-8; Мк. 2:23-28; Лк. 6:1-5)

Около 2-й пасхи Иисус Христос с учениками Своими проходил сквозь засеянные поля. Побуждаемые голодом, ученики срывали колосья и, растирая в руках, ели; но так как это было в субботу, то фарисеи увидели в этом поступке учеников нарушение субботы. Иисус Христос оправдывает учеников указанием на Давида – съевшего хлебы предложения, которые можно было есть только священникам – и на священников, совершающих жертвенные работы в храме в субботы и праздники. Изменение, бываемое по нужде, Он утверждает Своим Божественным правом Сына Человеческого – то есть Мессии, Который есть Господин и субботы.

Свт. Иоанн Златоуст говорит о необходимости и важности заповеди о соблюдении субботы в Ветхом Завете следующим образом: «Многую и великую пользу вначале приносила суббота; например, делала людей кроткими, человеколюбивыми к ближним; приводила их к познанию Промысла и управления Божия и, мало-помалу, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным (Иез. XX). Если бы положивший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, они не удержались бы и от зла. Поэтому и предписан общий закон: не делайте ничего. Впрочем, они не удержались, несмотря и на это. Таким образом сам Законодатель, предписывая закон о субботе, прикровенным образом указывал на то, чтобы они сообразно с Его волею удалялись в этот день от худых только дел. Не делайте, сказано, ничего, разве елика сотворятся души (Исх. XII, 16). Между тем во святилище было совершаемо все, и даже с большим тщанием и с двойным старанием. Так Господь открывал им истину и самою сению».

Суббота, в которую случилось срывание колосьев, у Луки называется – второпервая. Это или первая суббота по втором дне праздника Пасхи, называвшаяся так потому, что с этого дня начиналось счисление семи седмиц до Пятидесятницы (Лев. 23:15,16) – или, в отличие от самой субботы Пасхи, когда Пасха случалась в субботу, или, как думают некоторые, это первая по втором празднике: по Пятидесятнице, то есть суббота 2-го ряда, потому что был ещё ряд суббот по 3-м празднике – кущей. Первое предположение вероятнее, потому что хлеба не были собраны, а в Палестине жатва оканчивалась уже к дню Пятидесятницы.

Срывание колосьев и растирание их руками в субботу нигде не запрещено в Законе Моисеевом и, следовательно, считать это нарушением Закона со стороны учеников Иисусовых было произволом фарисеев.

Указание на пример Давида и священников не должно быть понимаемо в таком смысле, что пример нарушения заповеди кем-либо может быть для нас оправданием в нарушении Закона и в грехе, а, напротив, указывает на неправильную оценку факта, который сам по себе неважен. Разрешая Давиду вкушать священные хлебы, Авимелех (у Марка – Авиафар) не нарушал в собственном смысле Закона, дозволявшего вкушать хлебы только священникам (Лев. 24:5-9), но доказал, что такое вкушение принадлежало священникам только потому, что они во время священнослужения должны были быть чисты – чего нельзя было требовать от всех – если же кто был чист, подобно священникам, как например в данном случае Давид и его спутники, то и он мог вкушать священные хлебы (1Цар. 21:4-6). По словам блж. Иеронима, Господь как бы говорит фарисеям: «Если и Давид свят, если и первосвященник Ахимелех не осуждается вами, — а однако оба преступили повеление закона на основании только имеющего вероятное значение оправдания и если поводом к этому был голод, — то почему тот же самый голод вы не признаете достаточным оправданием для апостолов, признавая его у других таковым? хотя и в этом отношении есть великое различие. Эти растирают колосья руками, а те съедают хлебы левитов, причем к празднеству субботы присоединились дни новомесячия, во время которых Давид бежал из царского дворца от розыска». Другое оправдание взято из практики священников, и опять не для извинения нарушения Заповеди примером других нарушителей, но потому, что оно указывало яснее, как нужно понимать запрещение работ в субботу и что значит святить седьмой день. Священники работают в храме для прославления Бога. Можно и вне храма в Субботу совершать какую-нибудь работу, лишь бы эта работа была следствием или имела целью прославление Бога. Ученики Иисуса Христа, следуя за Ним и посвящая себя служению Ему, а, следовательно, и Богу, тем самым показывали, что они приобрели себе такие же права проводить субботы, как то делали священники в храме. По замечанию же Иисуса Христа, их служение было выше служения священников в храме: «яко церкве боле есть зде» (Мф. 12:6) – они служили Мессии. В предупреждение же того возражения, что священники, работая в храме, приносят жертвы Богу, а жертва есть высшее и священнейшее установление Закона, Иисус Христос указывает, что милость ещё выше жертвы, и что они сами должны быть милостивы ко всем, а тем более к невинным, требуя, как милости, снисходительного суда к тем, которые в их глазах кажутся виновными, хотя в самом деле невинны.

Раскрывая и доказывая невинность Своих учеников, вследствие их служения Мессии, Иисус Христос говорит, что Сын Человеческий есть Господин и субботы, то есть Он может определить надлежащее употребление 7-го дня для служения Богу. Он не отменяет Своих вечных определений, но указывает истинное понимание святости дня. Если иудеи полагали его в сугубом принесении жертв, то Мессия полагает святость субботы в милости. Суббота не отменяется и святость ее не уничтожается, но род освящения изменяется: в этом смысле Мессия есть Господин и субботы.

4. Исцеление сухорукого (Мф. 12:9-14; Мк. 3:1-6; Лк. 6:6-11)

Ещё яснее высказал Иисус Христос Своё учете о субботе по случаю исцеления сухорукого, которое Он совершил в следующую субботу в синагоге, где книжники и фарисеи уже наблюдали за Ним, стараясь найти повод к обвинению нового Учителя в нарушении Закона – уже не по требованию нужды, а намеренно. Блж. Иероним говоит, что фарисеи «спрашивают: ”Позволительно ли исцелять в субботние дни”, чтобы обвинить Его в жестокосердии или бессилии, если бы Он не исцелил больного, или в преступлении [закона] о субботе, если бы Он исцелил его». Повелев больному выступить на середину и спросив предварительно фарисеев: что лучше делать в субботу – добро или зло – Он повелел сухорукому протянуть свою руку, и рука стала здорова. «Заметь милосердие Господа, – говорит свт. Иоанн Златоуст. – Он вызвал человека на средину, чтобы смягчить их видом его; чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою и, устыдившись человека, перестали свирепствовать». Для вразумления же ослеплённых своими предрассудками указывает на то, что сами они и по требованию нужды и по состраданию к животным не оставят упавшую в субботу в яму овцу погибать там, но вытащат. Тем более нужно это делать по отношению к человеку, который гораздо лучше овцы.

И здесь Иисус Христос подтвердил Своё учение, что как освящение субботы с одной стороны не нарушается исполнением дел необходимости, так, с другой стороны, оно и состоит, главным образом, в совершении добрых дел – милосердия к близким и даже к животным: «Можно в субботы делать добро» (Мф.12:12). Свт. Феофан Затворник пишет: «Это сказал Господь в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за то, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целью – покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии».

По замечанию Марка, Иисус Христос, перед исцелением сухорукого, воззрел на фарисеев и книжников со гневом, скорбя об ожесточении сердец их. Этот гнев, следовательно, есть не выражение личной досады на противников, но раздражение на явное лукавство, прикрываемое буквой Закона. Можно гневаться, но не согрешать.

Враги нового учения, явно обличаемые в своём лукавстве, совещаются погубить Иисуса Христа. И так, начинается систематическое преследование Спасителя. Следовательно, не какие-либо отступления и нарушения Закона делают Его виновным перед синедрионом и Римским

Правительством, а постоянно раздуваемая ненависть иудеев против Него. 

Проверочные вопросы:

  1. Какие события произошли в период между второй и третьей Пасхой?
  2. Каким образом больные получали исцеление при Овчей купели?
  3. Почему расслабленный ждал своего исцеления на протяжении 38 лет? Как это его характеризует?
  4. Каким образом Христос открывает иудеям Свое Божественное достоинство?
  5. Почему нельзя слова Христа о том, что Он ничего не может делать Сам от Себя, считать Его признанием в Собственном бессилии?
  6. Как взаимосвязаны представленные в евангельских текстах данного урока учения о Божественном достоинстве Иисуса Христа и о субботе?
  7. Нарушали ли ученики Христовы закон о субботе срыванием колосьев в это день?
  8. Какие доводы приводит Христос, оправдывая Своих учеников?
  9. Почему иудеи неверно понимали закон о субботе? В чем они ошибались?
  10. Почему исцеление сухорукого в субботу не является нарушением Закона? Какими аргументами Христос это обосновывает? Какой была реакция иудеев?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. (См.: Беседы 36 – 41). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/37 (дата обращения: 23.09.2016). // Он же. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 39). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/39 (дата обращения: 23.09.2016).
  2. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 1, письмо 353. Симфору). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma_1/#0_353 (дата обращения: 23.09.2016).
  3. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 30). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/30  (дата обращения: 23.09.2016).
  4. Иероним Стридонский, блж. Толкоувание на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 12). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/12 (дата обращения: 23.09.2016).
  5. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. (См.: День165). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/165 (дата обращения: 23.09.2016).

Основная учебная литература:

  1. Иванов А.В. Руководство к изучению священного писания Нового Завета. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. (См.: Вторая Пасха).

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: гл. 10,11).
  2. Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов. Троицкие листки. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/ (дата обращения: 23.09.2016).

Видеоматериалы: