3. Личность и служение святого Иоанна Предтечи. Крещение Господне и начало Его общественного служения

Цель занятия – рассмотреть евангельское повествование о личности и служении Иоанна Крестителя и о начале служения Спасителя.

Задачи:

  1. Рассмотреть сведения Священного Писания и толкования святых отцов о личности, служении Иоанна Предтечи.
  2. Рассмотреть евангельское повествование и толкования святых отцов о Крещении Господнем и искушениях в пустыне.
  3. Рассмотреть чудо на браке в Кане Галилейской и толкования святых отцов на это событие. 

План занятия:

  1. Обсудить со слушателями, что им известно о личности и служении Пророка Иоанна Крестителя.
  2. Познакомить слушателей с пп. 1-3 содержания занятия.
  3. Совместно со слушателями вспомнить значение праздника Крещения Господня, тропарь, кондак.
  4. Познакомить слушателей с п.4 содержания занятия.
  5. Познакомить слушателей с пп. 5-9 содержания занятия.
  6. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  7. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. (См.: гл. 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/1 (дата обращения: 12.09.2016). // Он же. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/2 (дата обращения: 12.09.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. (См.: гл. 1,4). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc121 (дата обращения: 12.09.2016).
  3. Иероним Стридоский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 3). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/3  (дата обращения: 12.09.2016).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/ (дата обращения: 12.09.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Начало общественного служения Господа Иисуса Христа).
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012. (См.: ч. 1, гл. 3,5,6; ч. 2, Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до первой Пасхи).

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: гл. 4-8).

Ключевые понятия:

  • Иоанн Креститель;
  • Искушения;
  • Чудо.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. За что прав. Захария был наказан немотой во время явления ему Ангела с вестью о рождении у него сына?
  2. Как проявился пророческий дар Иоанна Крестителя до его рождения?
  3. Что Вам известно о рождестве и детстве Пророка Иоанна?
  4. Как можно охарактеризовать особенности того времени и настроения в народе, когда Иоанн Предтеча вышел на служение?
  5. Почему проповедь Иоанна Предтечи у простого народа имела положительный отклик, а у фарисеев и саддукеев – отрицательный?
  6. Чем отличается крещение Иоанново от Таинства Крещения?
  7. Почему Иоанн Креститель не решался крестить Христа? Почему Спаситель настоял на этом?
  8. Какое чудо произошло во время Крещения Спасителя? Почему в Евангелии говорится, что крестившись, Христос тотчас вышел из воды?
  9. Почему сатана решается приступить ко Христу с искушениями?
  10. С какими искушениями сатана приступает к Господу? В чем их суть, по мысли блж. Феофилакта?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

1. Зачатие Иоанна Предтечи (Лк. 1:1-25)

2. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой (Лк. 1:39-55)

3. Рождество Иоанна Крестителя (Лк. 1:57-80)

4. Выход на проповедь святого Иоанна Предтечи (Мф. 3:1-12; Мк. 1:1-8; Лк. 3:1-18; Ин. 1:15-31)

5. Крещение Господа Иисуса Христа (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1:32-34)

6. Искушения в пустыне (Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13)

7. Свидетельство св. Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе (Ин. 19:34)

8. Первое чудо в Кане Галилейской (Ин. 2:1-12)

1. Зачатие Иоанна Предтечи (Лк. 1:1-25)

Незадолго до выхода Иисуса Христа на общественное служение в Иудее появился пророк Иоанн – со свидетельством о скором пришествии Мессии и призывом к покаянию.

Евангелие от Луки подробно рассказывает об обстоятельствах рождения этого великого святого от благочестивых престарелых родителей – священника Захарии и праведной Елисаветы. Будучи уже в преклонном возрасте, они сокрушались о своем бесплодстве и усердно молили Бога избавить их от этого несчастья. Бог исполнил прошение праведников и в глубокой старости даровал им сына.

Однажды в порядке священнической очереди Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. В один из дней своей службы Захария вошел в святилище для каждения. Неожиданно по правую сторону кадильного жертвенника явился ему Ангел Господень и возвестил, что Бог услышал его молитвы и жена его, Елисавета, родит сына: «…и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются…» (Лк. 1:13-14). Трудно предположить, что Захария, будучи с женой столь старым, да еще в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, молился бы о даровании сына. Очевидно он, как один из немногих лучших людей того времени, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой его молитве Ангел сказал, что она услышана[1]. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал. Сын его всех превзойдет своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Святого Духа. Ему предстоит приготовить народ иудейский к пришествию Мессии, что он сделает проповедью о покаянии и исправлении жизни, обратив к Богу многих из сынов Израилевых, только формально почитавших Иегову, но сердцем и жизнью далеко отстоявших от Него. Для этого ему будет дан дух и сила пророка Илии, на которого он и будет похож своей пламенной ревностью, строгой подвижнической жизнью, проповедью покаяния и обличением нечестия. Он должен будет воззвать Иудеев из бездны их нравственного падения, возвратив сердцам родителей любовь к детям, а противящихся деснице Господней утвердит в образе мыслей праведников[2]. Захария не поверил Ангелу, так как был слишком стар, чтобы мог надеяться на потомство, как и жена его, и попросил от Ангела знамения, как доказательства истинности его слов. Чтобы рассеять сомнения Захарии, Ангел называет свое имя. Он – Гавриил, что значит: «сила Божия», тот самый, который благовестил и пророку Даниилу о времени пришествия Мессии, указав сроки в «седминах» (Дан. 9:21-27).

Захария хорошо знал Священное Писание и должен был помнить о рождении Исаака Авраамом и Саррой, о рождении пророка Самуила праведной Анной, поэтому за недоверие Богу он был наказан немотой – до времени исполнения возвещенного ангелом.

После видения Захария вышел из святилища и люди, молившиеся в храме, поняли, что с ним произошло что-то необычайное: священник не мог говорить и объяснялся знаками. По окончании дней своего служения в храме Захария возвратился домой. Когда праведная Елисавета поняла, что ждет ребенка, она не открыла это никому из знакомых и смиренно благодарила Бога за милость.

2. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой (Лк. 1:39-55)

Пророческий дар ее сына, будущего Иоанна Крестителя, проявился за три месяца до рождения, когда Елисавету навестила Пресвятая Дева Мария. Мария, уже пережившая радость Благовещения и носившая во чреве Иисуса, знала от ангела, что и престарелая родственница ее, Елисавета, ждет сына, и пришла поздравить ее.

Почувствовав приближение Пресвятой Девы и Младенца Христа, Иоанн в утробе матери пришел в радостное возбуждение, и в этот момент Елисавета узнала о тайне Боговоплощения. Она пророчески прославила Пречистую Деву как Богородицу и засвидетельствовала, что это знание получила от своего сына: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1:42-45). Прп. Ефрем Сирин видит глубокий духовный смысл в рождении Пророка Иоанна от престарелых родителей: «В омертвелой утробе Господь наш уготовил вестника Себе, дабы показать, что Он пришел взыскать умершего Адама. Прежде оживотворил утробу Елисаветы, потом Своим телом оживотворил гроб Адама».

В ответ на необычное приветствие своей родственницы Святая Дева также воспела пророческую песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных...» (Лк. 1:46-52). Эта хвала Богу, воспетая благодарным сердцем Богородицы, показывает, что только смиренный человек может достичь истинного величия[3]. Так Бог увидел смирение Святой Девы и сделал Ее Царицей неба, поставив Ее выше ангелов небесных.

3. Рождество Иоанна Крестителя (Лк. 1:57-80)

Пресвятая Богородица провела в доме праведных Захарии и Елисаветы около трех месяцев, и вскоре после ухода Божией Матери в Назарет дом священника Захарии посетила новая большая радость: Елисавета родила сына.

Неожиданным для родственников и знакомых было твердое решение матери младенца назвать сына Иоанном. У иудеев в те времена было принято передавать в одном роду одни и те же имена из поколения в поколение. Когда родственники обратились к Захарии и знаками стали спрашивать его, как он желает назвать своего сына, Захария попросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему» (Лк. 1:63). В этот момент к Захарии возвратился дар речи, и он, вдохновленный Святым Духом, начал прославлять Бога и пророчески возвещать о скором пришествии в мир Мессии. Затем, обращаясь к своему сыну Иоанну, он сказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их...» (Лк. 1:76-77).

Все присутствующие пришли в большое волнение. Иудеи жили ожиданием Мессии, и поэтому свидетельство Захарии о скором приходе Мессии, подкрепленное столь необычными событиями, заставляло очевидцев их высказывать различные предположения о будущей судьбе сына Захарии и задаваться вопросом: «Что будет младенец сей?» (Лк. 1:66).

По преданию, святой Иоанн рано потерял родителей. Когда Ирод дал приказ избить младенцев в Вифлееме и его окрестностях, праведная Елисавета вместе с двухлетним сыном скрылась в Иудейской пустыне. Вскоре Иоанн остался сиротой и рос один в дикой пустыне, хранимый и подготавливаемый Богом к великому служению.

«Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мед» (Мк. 1:6).  Великий аскет и молитвенник, он почти всю жизнь провел в уединении, ожидая Божественного призыва. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Он [евангелист] говорит: из волос, а не: из шерсти. Одно служит для обозначения одежды крайне скромной, а другое - роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление. А следующее затем: А пищею его были акриды и дикий мед, - [показывает, что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле».

4. Выход на проповедь святого Иоанна Предтечи (Мф. 3:1-12; Мк. 1:1-8; Лк. 3:1-18; Ин. 1:15-31)

Когда святому Иоанну исполнилось тридцать лет, Бог послал его на берега Иордана к «заблудшим овцам дома Израилева», повелев возвестить о скором явлении в мир Спасителя и о том, чтобы иудеи приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Шел 779 год от основания Рима. Это был пятнадцатый год правления римского императора Тиберия. Израиль давно уже потерял самостоятельность и всецело находился под властью Рима. В Иерусалим для наблюдения за порядком прибыл очередной имперский наместник (прокуратор) Понтий Пилат. Но политическая подчиненность язычникам только обострила мессианские переживания и ожидания иудеев. Многие благочестивые иудеи день и ночь находились в храме, ожидая трубного звука, возвещающего пришествие Мессии. И ожидания их были не напрасны. На берегах Иордана раздался голос великого пророка.

К иорданскому проповеднику стал быстро стекаться народ со всей Палестины. Люди жадно ловили каждое слово пророка о скором наступлении Царства Божия. В условиях подчиненности ненавистным римлянам евреи надеялись, что долгожданный Мессия возглавит народное восстание и уничтожит римское владычество, а избранный Богом народ станет господствовать над всем миром. Но из уст Иоанна Крестителя они услышали, что наступление Царства Мессии нельзя приблизить с помощью оружия. Время прихода Спасителя уже настало, но Он придет не для утверждения политического мирового царства, а для созидания Царства духовного. Креститель обличал пороки и призывал к покаянию и отказу от страстей, греха и зла во всех его видах. «Покайтесь! – взывал св. Иоанн к народу, – ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).

Не откликнулись на его призывы к покаянию только фарисеи и саддукеи. Фарисеи, гордясь происхождением от Авраама и стараясь соблюдать все обрядовые предписания Закона Моисеева, и так считали себя праведными и достойными войти в Царство Мессии, поэтому не чувствовали нужды в покаянии. Зная об этом, Иоанн Креститель говорил им, что Бог может и из камней воздвигнуть детей Авраама. По мысли блж. Иеронима Стридонского эти камни можно понимать как язычников, которым Господь через пророка Иезекииля обещал дать сердце платяное вместо каменного. Саддукеи, с другой стороны, не верили в воскресение мертвых, будущую жизнь и воздаяние за грехи, поэтому также не считали нужным каяться.

На простой же народ сила слова и личная святость пророка Иоанна производили неизгладимое действие. Крещение, совершаемое Иоанном, не давало прощения грехов, но люди, сходившие по его призыву в Иордан, свидетельствовали этим свою готовность изменить свою жизнь и перестать грешить. К нему шли горожане и земледельцы, сборщики податей (мытари) и воины и ко всем Иоанн обращался с особенным наставлением. Некоторые из крещенных Иоанном оставались с ним, становились его учениками и помогали совершать крещения. Вокруг Крестителя постепенно образовалась небольшая община, которой он дал правила жизни и учил молитве. Так, в числе учеников Крестителя были Андрей и Иоанн из галилейского города Вифсаиды, будущие апостолы Христовы (Ин. 1:35-41).

Некоторым иудеям казалось, что настало давно ожидаемое время и что сам Иоанн есть Мессия, Который утвердит Царство Божие на земле. Иудеи с надеждой смотрели на иорданского отшельника. Но Иоанн постоянно подчеркивал, что он не Мессия и является только Предтечей, т.е. «идущим перед[4]» Христом, в силу особенной миссии, порученной ему Богом: прийти раньше Иисуса Христа и приготовить иудейский народ к принятию Христа как Мессии и Сына Божия. Иоанн Креститель говорил, что он крестит водою в покаяние (Мф. 3:11), т.е. в знак покаяния, но за ним идет Сильнейший его, Которому он недостоин развязать (Лк. 3:16, Мк 1:7) или понести (Мф. 3:11) обуви, как делают это рабы своему господину. «Той вы крестит Духом Святым и огнем» – в крещении Его будет действовать благодать Святого Духа, попаляющая как огонь, всякую греховную скверну. «Ему же лопата в руку Его...» – Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает свое гумно от плевел и сора, пшеницу же, т.е. уверовавших в Него, соберет в Свою Церковь, как бы в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.

5. Крещение Господа Иисуса Христа (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1:32-34)

О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех изображает это событие св. Матфей. «Тогда приходит Иисус от Галилеи» – св. Марк дополняет, что именно из Назарета Галилейского. Это было, по-видимому, в тот же 15-й год правления Тиверия Кесаря, когда, согласно повествованию ев. Луки, Иисусу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый от учителя веры. По св. Матфею, Иоанн отказывался крестить Иисуса, говоря: «Аз требую Тобою креститися», а по Евангелию от Иоанна, Креститель не знал Иисуса до крещения (Ин.1:33), пока не увидел Духа Божия, сходящего на Него в виде голубя. Противоречия здесь видеть нельзя. Иоанн не знал Иисуса до крещения, как Мессию, но, когда Иисус пришел к нему просить крещения, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость и безгрешность и Его бесконечное превосходство над собою, почему не мог не воскликнуть: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?». Когда же он увидел Духа Божия, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос. «Тако подобает нам исполнити всяку правду» – это значит, что Господь Иисус Христос, как Человек и родоначальник нового возрожденного Им человечества, должен был собственным примером показать людям необходимость соблюдения всех Божественных установлений. Но крестившись, «Иисус взыде абие от воды»[5], потому что, как безгрешному, Ему не было надобности исповедовать свои грехи, как делали это все остальные крещающиеся, стоя при этом в воде. Св. Лука передает, что «Иисус, крестившись, молился» несомненно о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения. «И се отверзошася Ему небеса», т.е. отверзлись над Ним, ради Него, «и виде Духа Божия, сходяща, яко голубя и грядуща на Него». Так как по-гречески, «на Него» выражено местоимением 3-го лица, а не возвратным, то тут нужно понимать, что «виде» Духа Божия Иоанн, хотя, конечно, видел его и Сам Крещаемый, и народ, бывший при этом, ибо цель этого чуда – явить людям Сына Божия в пребывавшем дотоле в неизвестности Иисусе, почему Церковь и поет в день праздника Крещения Господня, называемого также Богоявлением: «явился еси днесь вселенней» (Кондак). По словам Иоанна, Дух Божий не только сошел на Иисуса, но и «пребысть на Нем» (Ин.1:32-33). Голос Бога Отца: «Сей есть», по Матфею, или «Ты еси», по Марку и Луке «Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» был указанием Иоанну и присутствовавшему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как Сына Божия, в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца, и вместе с тем как бы ответом Отца Небесного Своему Божественному Сыну на Его молитву о благословении на великий подвиг служения для спасения человечества. Крещение Господне Церковь празднует 6 января (19 января), именуя этот праздник также Богоявлением, ибо в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец голосом с неба, Бог Сын крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святый нисшествием в виде голубя.

6. Искушения в пустыне (Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13)

После крещения Иисус Христос не сразу вышел на проповедь. В Евангелии мы читаем, что Святой Дух ведет Христа не в города, а в иудейскую пустыню: «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню» (Мк. 1:12-13). «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк. 4:2).

Все служение и подвиг Христов представляет собой борьбу с духом зла. Когда Господь пришел в пустыню, диавол, некогда ввергший в грех Адама, захотел победить и Христа – Человека, над которым силы зла никогда не имели власти. Диавол осмеливался искушать Христа, не зная всей глубины тайны Богочеловечества и не понимая божественного смирения Христа, по Своей воле принявшего, словно Он был одним из грешников, крещение, пост, изнурение тела и в конечном счете – смерть. Прп. Ефрем Сирин объясняет причину, по которой диавол приступает к Спасителю с искушениями: «Почему же (диавол) не искушал Его до тридцатилетнего возраста? Так как не было с неба ясного знамения Божества Его и так как Он открылся в смиренном виде, как и всякий другой человек, и еще не имел величественных свидетельств в народе, то и сатана отлагал искушение Его до тех пор, пока все это не обнаружится. И когда услышал: “вот грядет Агнец Божий, и Он вземлет грехи мира”, — сильно, конечно, изумился, но выжидал Его крещения, чтобы видеть, будет ли Он крещен, как нуждающийся в крещении. Когда же по причине света, явившегося над водою[6], и гласа, ниспавшего с неба, узнал, что Он нисшел в воду, как исполняющий нужды, а не как нуждающийся явился к крещению, то, рассуждая в себе, сказал: если я в борьбе и через искушение не испытаю Его, то не смогу узнать, кто — Он». По мысли этого святого, «сатана не прежде приступил к искушению, чем Господь Сам приготовил Себя к борьбе и силой Духа облекся на битву», ведь в пустыне Иисус Христос сорок дней пребывал в молитве и посте, не вкушая никакой пищи. По прошествии этого срока физические силы не выдержали, и Христос почувствовал нестерпимый голод. Именно в этот момент к Нему приступил диавол, искушая (испытывая) Его.

Первое искушение. Диавол пытается внушить Христу ложную мысль: материальные ценности выше духовных, самое главное в жизни – это хлеб для питания, а все другое второстепенно: вера, любовь, добродетель, исполнение нравственного долга возможны лишь тогда, когда человек сыт. Указывая на серые камни, злой дух сказал Христу: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3).

Предлагая это, диавол, с одной стороны, ждал, что Христос Своим примером покажет, что тело важнее духа, что самое главное для человека – насыщение тела, а с другой стороны, он своим первым искушением хотел посеять в душе Христа сомнение в Его мессианском достоинстве или направить его на ложный путь мессианского служения. Христос отвергает предложенный диаволом путь покорения мира, отвечая цитатой из Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4, ср. Втор. 8:3). Этими словами Господь показывает, что в человеке должно господствовать не материальное начало, но духовное: вещественным хлебом нельзя насытить духовную природу человека, душа человеческая жаждет Слова Божия и без него умирает. Своим ответом Иисус не отвергает хлеб земной, но выше него ставит Хлеб Небесный, т.е. общение с Богом. Люди, которые только из-за куска хлеба готовы последовать за Христом, не благонадежны для Царства Божия.

Второе искушение. Злой дух возводит Господа на кровлю (крышу) Иерусалимского храма и предлагает броситься вниз, чтобы доказать толпившимся внизу иудеям, что Он Сын Божий. При этом диавол хитрит и ссылается на авторитет Священного Писания, говоря, что в псалме 90-м написано, что прыжок вниз не угрожает жизни Мессии – ангелы тотчас подхватят Его и понесут к изумленному народу. «Так и еретики, – говорит прп. Ефрем Сирин, – берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению». Христос отвечает ему на это тоже словами из Писания (Втор. 6:16): «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Иудеи ждали Мессию с неба, во блеске земной славы, поэтому диавол побуждает Иисуса Христа эффектно явиться Своему народу в окружении небесных сил, прямо с неба, как Бог; он настойчиво пытается направить служение Христа на ложный путь, отвратить Его от пути скорби и страданий. Но Христос, Который пришел, чтобы явить миру жертвенную любовь Бога к людям и спасти их ценой Своей смерти, отвергает повторно предложенный диаволом путь принуждения воли человека. Господь Своим ответом показывает, что нельзя испытывать терпение Божие, а также, что Сын Божий пришел на землю не для того, чтобы силою чудес и эффектностью зрелищ поработить свободную волю и сердце человека; никакое великое чудо не заставит людей поверить в Него как Сына Божия, т.к. тайна Боговоплощения открывается только вере и любви.

Третье искушение – это искушение властью: злой дух возводит Христа на высокую гору, показывает Ему во мгновение ока все царства мира сего и славу их и предлагает власть над всеми царствами, если только Иисус, как и другие люди, поклонится, подчинится диаволу. Фактически сатана вновь предлагает Иисусу стать тем Мессией, которого ждут иудеи – великим царем Израиля, владыкой мира, который подчинит иудеям все народы. На это Господь также отвечает словами из Священного Писания (Втор. 10:20). «Отойди от Меня, сатана, – говорит Христос, – ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

Блж. Феофилакт подводит итог: «Хотя Господь искушаем был тремя искушениями, однако Лука говорит, что Он окончил всё искушение, потому что основания всех искушений суть три сии: пресыщение, любостяжание, тщеславие. Искушение пресыщения Господь отразил словами: «не хлебом одним будет жить человек». Прежде других искушений навел это искушение на Него, как и на Адама. Ибо Адама он не мог запнуть ни любостяжанием, так как Адам, будучи один, не имел против кого бы желать более; ни гневом, ибо не на кого было ему гневаться; ни завистью; а запнул его чревоугодием. Искушение любостяжания Господь отразил тем, что не пал, не поклонился перед ним. Ибо, когда он чувственно показал все царства в призраке, Господь не покорился ему. Некоторые разумели это о царствах не чувственных, но мыслимых, что он, например, показал Ему царство невоздержания, царство зависти и вообще всех грехов и говорил Ему как бы так: если Ты хочешь царствовать над всеми страстями и на то пришел, чтобы пленить одержимых мной, то пади и поклонись мне, и получи всех, над которыми я царствую. Господь хочет царствовать и на то пришел, но царствовать не с грехом, не без борьбы, но после подвига и победы. Так разумели некоторые. Кому угодно, пусть так и понимают. Отразил Господь и искушение тщеславия словами Писания».

Три искушения, три пути мессианского служения, предложенные диаволом и отвергнутые Иисусом, в конце человеческой истории выберет антихрист – человек греха. Христос же, чтобы спасти людей от власти диавола и вечной смерти, избрал Крестный путь служения.

7. Свидетельство св. Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе (Ин. 19:34)

После искушений Иисус Христос из пустыни направился к берегам Иордана, где Его Предтеча продолжал призывать народ к покаянию. Иоанн Креститель, увидев приближающегося к нему Иисуса и указывая на Него, сказал народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня… Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:29-30, 33-34). Таким образом, Предтеча принародно объявил Иисуса Мессией и Сыном Божиим.

Св. Иоанн Креститель называет Христа «Агнцем Божиим», чтобы показать, что Иисус Христос – это Мессия страдающий: иудеи в жертву Богу приносили агнцев (ягнят) и тельцов, не имеющих какого-либо недостатка; так и Христос, не причастный греху, принесет Себя в Жертву за людей.

Момент свидетельства св. Иоанна Крестителя о Христе как об Агнце изображен на знаменитом полотне А. И. Иванова «Явление Христа народу». Вдохновенный Предтеча указывает толпе на приближающегося Спасителя. Люди взволнованы: кто смотрит с надеждой, кто с любопытством, а кто и с сомнением. Христос же спускается по дороге, зная, куда идет и для чего послан в мир.

8. Первое чудо в Кане Галилейской (Ин. 2:1-12)

Вместе со Своей Матерью и первыми пятью учениками Христос пришел в Кану Галилейскую. Это был небольшой городок, расположенный примерно в двух часах ходьбы от Назарета.

В это время в Кане у одних небогатых людей, вероятно, родственников Пресвятой Девы Марии, праздновалась свадьба. Христос с учениками тоже был приглашен на свадебный пир. Торжество бракосочетания на Востоке сопровождалось большой пышностью и длилось иногда несколько дней. Во время этого торжества, когда люди беззаботно веселились, к великому стыду и огорчению хозяев, кончилось вино. Такой случай, ввиду особенностей восточного гостеприимства, был настоящей бедой.

Желая помочь устроителям пира выйти из затруднительного положения, Пресвятая Богородица подошла к Христу и сказала Ему о беде новобрачных. На просьбу Матери Христос ответил: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин. 2:4). Слова Христа, по мысли свт. Иоанна Златоуста, как бы означают: «Меня еще не знают присутствующие; они не знают и того, что не достало вина. Дай им сперва почувствовать это. Да об этом и не от тебя Мне надлежало бы слышать. А надлежало бы самим нуждающимся обратиться ко Мне с просьбою; не потому, чтобы Я в этом нуждался, но чтобы они с большим доверием приняли этот случай. Видящий себя в нужде, когда получит то, что ему нужно, остается после того много благодарным; а кто еще не чувствует нужды, тот не почувствует вполне и живо и самого благодеяния». Святая Дева знала любовь Христа к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, поэтому сказала слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5).

Христос не мог отказать Матери, поэтому повелел налить воды в большие каменные сосуды, а затем, почерпнув из них, отнести к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал воды, которая по слову Христа превратилась в превосходное вино, то, подозвав к себе жениха, сказал ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2:10). Прп. Ефрем Сирин усматривает в новом вине прообраз Нового Завета: «сие говорит: “всякий человек сначала подает... хорошее вино, потом худшее”, дабы сделать ясным, что то, что предшествовало, было как бы житницей [т. е. подготовлением], поскольку ”закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса” (Ин. 1:17)».

Так, по просьбе Своей Матери, Заступницы рода человеческого, Господь совершил первое чудо и явил славу Свою. Ученики, ставшие свидетелями чуда, утвердились в вере в Него как Мессию. С этого времени Спаситель неоднократно помогал людям, исцеляя болезни, помогая в бедствиях, воскрешая мертвых. Все чудеса Спасителя свидетельствовали о Нем, как о Сыне Божием.

Блж. Феофилакт аллегорически толкует чудо на браке в Кане Галилейской также как отношения души человека с Богом: «будем молиться, чтобы это совершилось и над нами, чтобы ныне совершился как бы брак, то есть соединение Бога с душою нашею, доколе мы еще в Кане Галилейской, то есть в стране сего низкого и низвращенного мира, во всех отношениях превратного и превращающего. Брак же сей не бывает без присутствия Христа и Его Матери и учеников.

Посмотрим же, какое чудо совершает Господь при таком браке и при таком соединении Бога с душою. Он претворяет воду в вино, наполняет шесть каменных водоносов наших. Под «водою» ты можешь разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под пятью “водоносами“ пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах; под шестым водоносом — разум, которым мы колеблемся в мнениях. Итак, Господь наш Иисус Христос, евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то жизни, в умственной или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в “вино“, то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком, — чувства, чтобы не погрешали в деятельности, — разум, чтобы мы не погрешали в мнениях.

Прими во внимание, что там стояли каменные водоносы по обычаю очищения иудейского. Слово “Иуда“ значит “исповедание“. Исповедующийся очищается в пяти чувствах, которыми прежде грешил. Глаз видел худо; глаз же при исповедании плачет и таким образом служит к очищению. Ухо слышало блудные песни; оно же опять наклоняется к словам уст Божиих. Так бывает и с прочими чувствами. Разум погрешает в мнениях; он же опять очищает прежнее зло, преклоняясь на правильное мудрствование. Водоносы — “каменные“ или потому, что состав наш из земли, или потому, что преднамереваемые вместилища такого вина должны быть тверды и неразрушимы».

Проверочные вопросы:

  1. За что прав. Захария был наказан немотой во время явления ему Ангела с вестью о рождении у него сына?
  2. Как проявился пророческий дар Иоанна Крестителя до его рождения?
  3. Что Вам известно о рождестве и детстве Пророка Иоанна?
  4. Как можно охарактеризовать особенности того времени и настроения в народе, когда Иоанн Предтеча вышел на служение?
  5. Почему проповедь Иоанна Предтечи у простого народа имела положительный отклик, а у фарисеев и саддукеев – отрицательный?
  6. Чем отличается крещение Иоанново от Таинства Крещения?
  7. Почему Иоанн Креститель не решался крестить Христа? Почему Спаситель настоял на этом?
  8. Какое чудо произошло во время Крещения Спасителя? Почему в Евангелии говорится, что крестившись, Христос тотчас вышел из воды?
  9. Почему сатана решается приступить ко Христу с искушениями?
  10. С какими искушениями сатана приступает к Господу? В чем их суть, по мысли блж. Феофилакта?
Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. (См.: гл. 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/1 (дата обращения: 12.09.2016). // Он же. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/2 (дата обращения: 12.09.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. (См.: гл. 1,4). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/#toc121 (дата обращения: 12.09.2016).
  3. Иероним Стридоский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. (См.: гл. 3). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/3  (дата обращения: 12.09.2016).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/ (дата обращения: 12.09.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Начало общественного служения Господа Иисуса Христа).
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012. (См.: ч. 1, гл. 3,5,6; ч. 2, Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до первой Пасхи).

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: гл. 4-8). 

Видеоматериалы:

 

 

 

[1] Блж. Феофилакт толкует это место следующим образом: «Для чего Ангел сказал: "услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына", ибо Захария молился не о сыне, а о грехах народа? Одни говорят: так как Захария молился о грехах народа, а имел родить сына взывающего: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29), то Ангел прилично говорит ему: услышана молитва твоя об отпущении грехов народа, ибо ты родишь сына, чрез которого будет отпущение грехов. Другие же понимают так: Захария! Молитва твоя услышана, и Бог простил народу грехи. Потом как бы он сказал: откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына; а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу».

[2] «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:15-17)

[3] Песнь Пресвятой Девы «Величит душа моя Господа…» используется в богослужении и является частью утрени.

[4] В церковнославянском языке слово «течение» имеет, среди прочих, значение «путь, стезя»; выражение «аз теку» означает «я быстро иду, я бегу». 

[5] «Иисус тотчас вышел из воды» (Мф. 3:16)

[6] В древней Церкви существовало предание, что во время крещения Господа от Иоанна на Иордане явился чудесный свет; об этом предании упоминает святой Иустин Мученик и некоторые памятники древнехристианской письменности.