1. Введение в изучение Нового Завета

Цель занятия – рассмотреть общие понятия и общие сведения о Священном Писании Нового Завета.

Задачи:

  1. Дать слушателям информацию о понятии Священного Писания Нового Завета, о цели его написания и его содержании.
  2. Рассмотреть разделение Книг Священного Писания Нового Завета по содержанию.
  3. Кратко рассмотреть историю канона, язык и время написания Новозаветных Священных Книг.
  4. Рассмотреть значение четверичного числа и взаимоотношения по содержанию четырех Евангелий.
  5. Дать краткую характеристику каждого Евангелия и их авторов.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить основные сведения о Библии[1].
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками и дополнительной литературой, аудио- и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Варнава, ап. Послание Варнавы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Varnava/poslanie_varnavy/ (дата обращения: 09.09.2016).
  2. Игнатий Богоносец, свмч. Послание к Ефесянам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-efesjanam/  (дата обращения: 09.09.2016).
  3. Иустин Философ, свмч. Разговор с Трифоном иудеем.  [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/ (дата обращения: 09.09.2016).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. (См. Гл. 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyatitel/book/68213-tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeya/#toc1 (дата обращения: 09.09.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012. (См.: Введение).

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: Введение).

Ключевые понятия:

  • Новый Завет;
  • Священные Книги;
  • Канон;
  • Евангелие.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что означает понятие «Новый Завет»?
  2. С какой целью написаны Книги Нового Завета?
  3. Как разделяются Книги Нового Завета по содержанию?
  4. Почему Книги Нового Завета мы считаем каноническими?
  5. На каком языке были написаны Книги Нового Завета?
  6. В какой последовательности и примерно в какое время были написаны Книги Нового?
  7. Каково значение черверичного числа Евангелий? Расскажите о символах Евангелистов.
  8. Как соотносятся Евангелия по содержанию?
  9. Дайте краткую характеристику личности ев. Матфия и его Евангелия.
  10. Дайте краткую характеристику личности ев. Марка и его Евангелия.
  11. Дайте краткую характеристику личности ев. Луки и его Евангелия.
  12. Дайте краткую характеристику личности ев. Иоанна и его Евангелия.

Иллюстрации:

Аудиоматериалы:

  1. Емельянов А., иер. Новый Завет. Происхождение новозаветной письменности. Канонические и апокрифические книги. [Электронный ресурс]. – URL: http://files.predanie.ru/mp3/ierey_Aleksey_Emelyanov/03_Lekcija_3.mp3 (дата обращения: 09.09.2016). Канон новозаветных книг. Синоптические Евангелия. Теории происхождения Евангелий. [Электронный ресурс]. – URL: http://files.predanie.ru/mp3/ierey_Aleksey_Emelyanov/04_Lekcija_4.mp3 (дата обращения: 09.09.2016).
  2. Сергий (Данков), игум. Экзегетика Нового Завета. Лекция 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://files.predanie.ru/translit/mp3/igumen_Sergii_Dankov/ekzegetika_nz/01_Lekcija.mp3 (дата обращения: 09.09.2016). Лекция 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://files.predanie.ru/translit/mp3/igumen_Sergii_Dankov/ekzegetika_nz/02_Lekcija.mp3 (дата обращения: 09.09.2016). Лекция 3. [Электронный ресурс]. – URL:  http://files.predanie.ru/translit/mp3/igumen_Sergii_Dankov/ekzegetika_nz/03_Lekcija.mp3 (дата обращения: 09.09.2016).

Видеоматериалы:

 


[1] См. тему: «Введение: основные сведения о Библии и способах ее толкования» по предмету «Ветхий Завет». 

 

1.  Понятие о Священном Писании Нового Завета

2.  Цель написания Священных Книг Нового Завета и их содержание

3.  Разделение Новозаветных Священных Книг по их содержанию

4.  История канона Священных Книг Нового Завета

5.  Язык Новозаветных Священных Книг

6.  Время написания Новозаветных Священных Книг

7.  Значение четверичного числа Евангелий

8.  Взаимоотношение четырех Евангелий по их содержанию

9.  Характер и особенности каждого из четырех Евангелий

1. Понятие о Священном Писании Нового Завета

Священным Писанием Нового Завета называется собрание тех священных книг, входящих в состав Библии, которые явились в свет после Рождества Христова. Написаны эти книги, по вдохновению от Духа Святого, учениками Господа Иисуса Христа или святыми Апостолами. Новым Заветом эти книги называются как бы в противопоставление Ветхому Завету, ибо в этих священных книгах изложены новые заповеди и новые обетования Божий людям, – изложен новый «завет» или «союз» Бога с человеком, основанный на Крови пришедшего на землю и пострадавшего за нас единого Ходатая Бога и человеков – Иисуса Христа (см. Луки 22:20; IТим. 2:5; Евр. 9:14-15).

2. Цель написания Священных Книг Нового Завета и их содержание

Священные Книги Нового Завета написаны св. апостолами с целью изобразить спасение людей, совершенное воплотившимся Сыном Божиим – Господом нашим Иисусом Христом. В соответствии с этой высокой целью, они повествуют нам о величайшем событии воплощения Сына Божия, о земной жизни Его, об учении, которое Он проповедовал, о чудесах, которые Он творил, о Его искупительных Страданиях и Крестной Смерти, Воскресении из мертвых и Вознесении на небо, о начальном периоде распространения Христовой веры чрез св. Апостолов, разъясняют нам учение Христово в его многообразном приложении к жизни и предупреждают о последних судьбах мира и человечества.

3. Разделение Новозаветных Священных Книг по их содержанию

По своему содержанию новозаветные священные книги разделяются обычно на следующие четыре отдела: 1) книги законоположительные: четыре Евангелия[1] от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, составляющие самое существо новозаветного Божия закона людям, ибо они излагают события спасительной для нас земной жизни Господа Иисуса Христа и Его Божественное учение; 2) книгу историческую – Книга Деяний св. Апостолов, – излагающую нам историю утверждения и первоначального распространения Церкви Христовой на земле через проповедь св. Апостолов; 3) книги учительные: 7 соборных посланий: одно св. Апостола Иакова, два св. Апостола Петра, три св. Апостола Иоанна Богослова и одно св. Апостола Иуды, а также 14 посланий св. Апостола Павла (перечислены выше), содержащие учение св. Апостолов или вернее – истолкование Христова учения св. Апостолами применительно к разным случаям жизни; 4) книгу пророческую – Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова, – содержащую в таинственных видениях и образах пророчества о будущих судьбах Церкви Христовой, мира и человечества.

4. История канона Священных Книг Нового Завета

Новозаветные священные книги все являются каноническими. Каноническое достоинство эти книги приобрели сразу после своего появления в свет, ибо всем известны были высокоавторитетные имена их авторов. Замечательно в этом отношении свидетельство св. Ап. Петра в его 2-м соборном послании (3:16), где он говорит, как уже об известных ему, «всех посланиях» св. Апостола Павла. Написав послание для Колоссян, св. Апостол Павел дает распоряжение, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви (Кол. 4:16). Мы имеем множество доказательств того, что Церковь всегда и с самого начала признавала каноническое достоинство известных нам в настоящее время новозаветных священных книг. Уже в писаниях «мужей апостольских[2]» мы находим отдельные изречения из всех почти известных нам новозаветных книг, а в нескольких отдельных книгах мужи апостольские дают прямое и ясное свидетельство, как о книгах, несомненно имеющих апостольское происхождение. Так например, отдельные места из новозаветных книг встречаются у св. Варнавы, спутника и сотрудника св. Апостола Павла, в его послании[3], у св. Климента Римского в его посланиях к Коринфянам, у священномученика Игнатия Богоносца, Епископа Антиохийского, бывшего учеником св. Апостола Иоанна Богослова, в его 7 посланиях[4], из коих ясно видно, что ему хорошо были известны все четыре Евангелия и у др.

Множество ссылок на новозаветные священные книги и выписок из них мы находим и у несколько более поздних по времени церковных писателей – апологетов, живших во втором веке. Так, например, св. мученик Иустин-Философ в своей апологии «Разговор с Трифоном иудеем» и прочих сочинениях приводит до 127-ми евангельских текстов[5]; священномученик Ириней, Епископ Лионский, в своем сочинении «Пять книг против ересей» свидетельствует о достоверности всех четырех наших Евангелий и приводит огромное количество дословных из них выписок[6].

Чрезвычайно ценны также и свидетельства от «внешних» – еретиков и язычников. В сочинениях еретиков Василида, Карпократа, Валентина, Птоломея, Гераклиона И Маркиона мы находим много мест, из которых ясно видно, что им хорошо были известны наши новозаветные священные книги. Все они жили во втором веке. Особенно важно появившееся в половине того же второго века полное ненависти ко Христу сочинение языческого философа Цельса под названием «Истинное слово», в котором весь материал для нападений на христианство заимствован из всех четырех наших Евангелий, причем нередко встречаются даже дословные выписки из них.

Что касается Церкви в целом, то она всегда с самого начала принимала все признаваемые у нас в настоящее время новозаветные священные книги, что и было засвидетельствовано в 360 году на поместном Лаодикийском соборе, издавшем определение, в котором перечисляются поименно все 27 наших новозаветных священных книг (60 прав.). Это определение было потом торжественно подтверждено и получило таким образом вселенский характер на VI Вселенском соборе.

5. Язык Новозаветных Священных Книг

Все новозаветные священные книги написаны на греческом языке, но не на классическом греческом языке, а на народном александрийском наречии греческого языка, так называемом «кини», на котором говорили или который, во всяком случае, понимали все культурные обитатели не только Восточной, но и Западной половины тогдашней Римской Империи. Это был язык всех образованных людей того времени. Апостолы потому и писали на этом языке, чтобы сделать новозаветные священные книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан.

6. Время написания Новозаветных Священных Книг

Время написания каждой из священных книг Нового Завета не может быть определено с безусловной точностью, но совершенно несомненно, что все они были написаны во второй половине первого века. Это ясно видно уже из того, что целый ряд писателей второго века, как св. мученик Иустин-Философ в своей апологии, написанной около 150 г., языческий писатель Цельс в своем сочинении, написанном тоже в середине второго века, и особенно священномученик Игнатий-Богоносец в своих посланиях, относящихся к 107-му году, – все делают уже множество ссылок на новозаветные священные книги и приводят из них дословные выдержки. Первыми новозаветными книгами были, по времени их появления, несомненно, Послания свв. апостолов, вызванные необходимостью утверждения в вере новооснованных христианских общин; но скоро, конечно, явилась потребность и в систематическом изложении земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учения. На основании свидетельства церковного историка Евсевия, которому следует и известный толкователь Евангелия блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский, что Евангелие от Матфея написано в восьмой год по Вознесении Господнем, Евангелие от Марка – в десятый, Евангелие от Луки – в пятнадцатый, Евангелие от Иоанна – в тридцать второй. Во всяком случае, по целому ряду соображений можно заключить, что Евангелие от Матфея несомненно написано раньше всех и никак не позже 50-60 гг. по Р.Х. Евангелия от Марка и Луки написаны несколько позже, но во всяком случае ранее разрушения Иерусалима, т.е. до 70 года по Р.Х., а св. Иоанн Богослов написал свое Евангелие позже всех, в конце первого века, будучи уже в глубокой старости, как некоторые предполагают, около 96 года. Несколько раньше был написан им Апокалипсис. Книга Деяний Апостольских написана вскоре после третьего Евангелия, ибо, как видно из предисловия к ней, она служит как бы его продолжением.

7. Значение четверичного числа Евангелий

Все четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его преславном воскресении из мертвых и вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собою единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в самом главном и основном – в учении о спасении, которое совершено воплотившимся Сыном Божиим – совершенным Богом и совершенным человеком. Древние христианские писатели сравнивали Четвероевангелие с рекой, которая, выходя из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, изобиловавшим всякими драгоценностями. Еще более обычным символом для четырех Евангелий служила таинственная колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар (1:1-28) и которая состояла из четырех существ, напоминавших собою лицами – человека, льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, сделались эмблемами для евангелистов. Христианское искусство, начиная с V века, изображает св. Матфея с человеком или ангелом, св. Марка со львом, св. Луку с тельцом, св. Иоанна с орлом. Св. Евангелисту Матфею стали усваивать символ человека потому, что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама; св. Марку – льва, ибо он выводит в особенности царственное всемогущество Господа; св. Луке – тельца (телец, как жертвенное животное), ибо он по преимуществу говорит о Христе, как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира; св. Иоанну – орла, так как он особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога, как орел, высоко парит в небе «над облаками человеческой немощности», по выражению блаженного Августина. Кроме наших четырех Евангелий, в первые века известно было много (до 50-ти) других писаний, называвших себя также «евангелиями» и приписывавших себе апостольское происхождение. Церковь, однако, скоро их отвергла, отнеся их к числу так наз. «апокрифов». Замечательно рассуждает великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос, почему Церковь приняла четыре Евангелия, а не ограничилась только одним: «Разве один Евангелист не мог написать всего? Конечно мог, но, когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собой, и, однако, написали так, как будто все произнесено одними устами, то это служит величайшим доказательством истины». Прекрасно отвечает он и на возражение, что Евангелисты не во всем вполне согласны между собой, что в некоторых частностях встречаются даже будто бы противоречия: «Если бы они были до точности согласны во всем – и касательно времени, и касательно места, и самых слов, то из врагов никто бы не поверил, что они написали Евангелие, не сошедшись между собой и не по обычному соглашению, и что такое согласие было следствием их искренности. Теперь же представляющееся в мелочах разногласие освобождает их от всякого подозрения и блистательно говорит в пользу писавших».

8. Взаимоотношение четырех Евангелий по их содержанию

Из четырех Евангелий содержание первых трех – от Матфея, Марка и Луки – во многом совпадает, близко друг другу, как по самому повествовательному материалу, так и по форме изложения; четвертое же Евангелие от Иоанна в этом отношении стоит особняком, значительно отличаясь от первых трех, как излагаемым в нем материалом, так и самым стилем, формой изложения. В связи с этим первые три Евангелия принято называть «синоптическими» от греч. слова «синопсис», что значит: «изложение в одном общем образе». Но хотя первые три Евангелия весьма близки между собой и по плану и по содержанию, которое легко может быть расположено в соответствующих параллельных таблицах, в каждом из них есть, однако, и свои особенности. Так, если все содержание отдельных Евангелий определить числом 100, то у Матфея оказывается 58% сходного с другими содержания и 42% отличного от других; у Марка 93% сходного и 7% отличного; у Луки 41% сходного и 59% отличного; у Иоанна – 8% сходного и целых 92% отличного. Сходства замечаются, главным образом, в передаче изречений Христа Спасителя, разности же – в повествовательной части. Когда Матфей и Лука в своих Евангелиях буквально сходятся между собой, с ними всегда согласуется и Марк; сходство между Лукой и Марком гораздо ближе, чем между Лукой и Матфеем; когда у Марка имеются дополнительные черты, они обыкновенно бывают и у Луки, чего нельзя сказать о чертах, встречающихся только у Матфея, и, наконец, в тех случаях, где ничего не сообщает Марк, Евангелист Лука часто отличается от Матфея. Синоптические Евангелия повествуют почти исключительно о деятельности Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн – в Иудее. Синоптики рассказывают, главным образом, о чудесах, притчах и внешних событиях в жизни Господа, св. Иоанн ведет рассуждение о глубочайшем ее смысле, приводит речи Господа о возвышеннейших предметах веры. При всем различии между Евангелиями, они чужды внутренних противоречий; при внимательном чтении легко найти ясные признаки согласия между синоптиками и св. Иоанном. Так, св. Иоанн мало рассказывает о галилейском служении Господа, но он несомненно знает о неоднократном продолжительном пребывании Его в Галилее; синоптики ничего не передают о ранней деятельности Господа в Иудее и самом Иерусалиме, но намеки на эту деятельность часто у них встречаются. Так, и по их свидетельству, у Господа были в Иерусалиме друзья, ученики и приверженцы, как например, владетель горницы, где происходила Тайная Вечеря, и Иосиф Аримафейский. Особенно важны в этом отношении слова, приводимые синоптиками: «Иерусалим! Иерусалим! Как часто хотел я собрать твоих детей...», – выражение, явно предполагающее многократное пребывание Господа в Иерусалиме. Синоптики не передают, правда, о чуде воскрешения Лазаря, но Лука хорошо знает его сестер в Вифании, и так ярко очерченный им в немногих словах характер каждой из них, вполне совпадает с характеристикой их, которую дает Иоанн. Основная разница между синоптиками и св. Иоанном в передаваемых ими беседах Господа. У синоптиков эти беседы весьма просты, легко доступны пониманию, популярны; у Иоанна – они глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто предназначены не для толпы, а для какого-то более тесного круга слушателей. Но это так и есть: синоптики приводят речи Господа, обращенные к галилеянам, людям простым и невежественным; Иоанн передает, главным образом, речи Господа, обращенные к иудеям, книжникам и фарисеям, людям, искушенным в знании Моисеева закона, более-менее высоко стоявшим на ступенях тогдашней образованности. Кроме того, у Иоанна, как мы увидим дальше, особая цель – возможно полнее и глубже раскрыть учение об Иисусе Христе, как о Сыне Божием, а это тема, конечно, гораздо более трудная для понимания, чем столь понятные, легко доступные пониманию каждого притчи синоптиков. Но и тут нет между синоптиками и Иоанном большого расхождения. Если синоптики выставляют более человеческую сторону во Христе, а Иоанн, по преимуществу божественную, то это еще не значит, что у синоптиков совсем отсутствует божественная сторона или у Иоанна – человеческая. Сын Человеческий у синоптиков есть также и Сын Божий, которому дана всякая власть на небе и на земле. Равным образом, Сын Божий у Иоанна есть также и истинный человек, который принимает приглашение на брачный пир, дружески беседует с Марфой и Марией и плачет над гробом друга Своего Лазаря. Нисколько не противореча друг другу, синоптики и св. Иоанн взаимно друг друга дополняют и только в своей совокупности дают прекраснейший совершеннейший образ Христа, каким Он воспринят и проповедуется Церковью.

9. Характер и особенности каждого из четырех Евангелий

Православное учение о богодухновенности книг Священного Писания всегда держалось того взгляда, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово, Дух Святый не стеснял их собственного ума и характера. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, все четыре Евангелия различаются между собой, в зависимости от личных свойств характера каждого из Евангелистов, различаются построением речи, слогом, некоторыми особенными выражениями; различаются они между собой и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех Евангелистов. Поэтому для лучшего истолкования и понимания Евангелия, нам необходимо ближе познакомиться с личностью, характером и жизнью каждого из четырех Евангелистов и с обстоятельствами, при которых каждое из 4-х Евангелий было написано.

1) Евангелие от Матфея

Св. Матфей, носивший также имя Левия, сын Алфея, – один из 12-ти Христовых Апостолов. До призвания своего к апостольскому служению он был мытарем, т.е. сборщиком податей, и, как таковой, конечно, был нелюбим своими соотечественниками-евреями, презиравшими и ненавидевшими мытарей за то, что они служили иноверным поработителям их народа и притесняли свой народ взиманием податей, причем в своих стремлениях к наживе, часто брали много больше, чем следует. О своем призвании св. Матфей рассказывает сам в 9 гл. 9 ст. своего Евангелия, называя себя именем «Матфея», в то время как Евангелисты Марк и Лука, повествуя о том же, именуют его «Левием». У евреев было в обычае иметь несколько имен, а поэтому, нет оснований думать, что здесь идет речь о разных лицах, тем более, что последовавшее за тем приглашение Господа и учеников Его в доме Матфея все три Евангелиста описывают совершенно одинаково, да и в списке 12-ти учеников Господа и Марк и Лука называют призванного также уже «Матфеем» (ср. Мк. 3:18, Лк. 6:15). Тронутый до глубины души милостью Господа, не возгнушавшегося им, несмотря на общее презрение к нему евреев и особенно духовных вождей еврейского народа книжников и фарисеев, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и особенно глубоко уразумел его превосходство над преданиями и воззрениями фарисейскими, носившими печать внешней праведности, самомнения и презрения к грешникам. Вот почему он один приводит так подробно сильную обличительную речь Господа против книжников и фарисеев – лицемеров, которую мы находим в 23 главе его Евангелия. Надо полагать, что, по этой же причине, он особенно близко принял к сердцу дело спасения именно своего родного еврейского народа, столь пропитавшегося к тому времени ложными, губительными понятиями и взглядами фарисейскими, а потому его Евангелие написано преимущественно для евреев. Есть основания предполагать, оно первоначально и написано было на еврейском языке и только несколько позже неизвестно кем, может быть, самим же Матфеем, переведено на греческий язык. Во всяком случае Церковь приняла в канон только греческий текст Евангелия от Матфея, потому что еврейский скоро был злонамеренно искажен еретиками «иудействующими». Написав свое Евангелие для евреев, св. Матфей ставит своей главной целью доказать евреям, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки, что Он есть «исполнение закона и пророков», что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве уясняет и воспринимает свой совершеннейший смысл. Поэтому он и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Всех таких ссылок на Ветхий Завет у св. Матфея не менее 66-ти, причем в 43 случаях делается буквальная выписка. Назначение первого Евангелия для евреев видно из того, что св. Матфей, упоминая об иудейских обычаях, не считает нужным объяснить их смысл и значение, как это делают другие Евангелисты; равным образом оставляет без объяснения и некоторые арамейские слова, употреблявшиеся в Палестине.

Написав свое Евангелие для соотечественников-евреев, св. Матфей долгое время и проповедовал для них в Палестине, но потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии. Евангелие от Матфея содержит в себе 28 глав или 116 церковных зачал. Начинается оно родословием Господа Иисуса Христа от Авраама и заканчивается прощальным наставлением Господа ученикам перед Его вознесением.

2) Евангелие от Марка

Св. Марк, который носил еще имя Иоанн, был по происхождению иудеем, но не состоял в числе 12-ти Апостолов Господа. Поэтому он и не мог быть таким постоянным спутником и слушателем Господа, каким был св. Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством св. Апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только в одном Евангелии от Марка рассказывается о некоем юноше, который, когда Господь был взят под стражу в саду Гефсиманском, следовал за Ним, «завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14:51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия – св. Марка. Мать его Мария упоминается в книге Деяний (12:12), как одна из жен, наиболее преданных вере Христовой: в ее доме в Иерусалиме верующие собирались для молитвы. Марк участвует впоследствии в первом путешествии св. Апостола Павла вместе с другим его спутником Варнавой, которому он приходился племянником по матери (Кол. 4:10). Как повествует книга Деяний, по прибытии их в г. Пергию, Марк отделился и возвратился в Иерусалим (13:13). Поэтому во второе свое путешествие св. Апостол Павел не захотел брать с собой Марка, а так как Варнава не пожелал с Марком разлучаться, то «произошло огорчение» между ними, «так что они разлучились друг с другом»; «Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр», а Павел продолжал свое путешествие уже с Силою (Деян. 15:37-40). Это охлаждение отношений, видимо, не продолжалось долго, так как мы находим затем Марка вместе с Павлом в Риме, откуда написано послание к Колоссянам и которых св. Павел приветствует, между прочим, и от лица Марка и которых предупреждает о возможности его прихода (4:10). Далее, как видно, св. Марк стал спутником и сотрудником св. Апостола Петра, что особенно подчеркивает Предание и что подтверждается словами самого Апостола Петра в его первом соборном послании, где он пишет: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой (IПетр. 5:13). Перед своим отшествием (2Тим. 4:6) его вновь призывает к себе св. Ап. Павел, который пишет Тимофею: «Марка возьми с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. 4:11). По преданию св. Апостол Петр поставил св. Марка первым епископом Александрийской церкви, и св. Марк окончил свою жизнь в Александрии мученической кончиной. По свидетельству св. Папия, епископа Иерапольского, а также св. Иустина-Философа и св. Иринея Лионского, св. Марк написал свое Евангелие со слов св. Апостола Петра. Св. Иустин называет его даже прямо «памятными записями Петра». Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка представляет собою в сущности запись устной проповеди св. Апостола Петра, которую св. Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме. Это удостоверяется и многими другими церковными писателями, и самое содержание Евангелия от Марка ясно свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, опускается. Зато главное внимание св. Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие и всемогущество Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной (ср. первые строки одного и другого Евангелия: Мф. 1:1 Мк. 1:1).

3) Евангелие от Луки

Кто был, по своему происхождению, писатель третьего Евангелия св. Лука, в точности неизвестно. Евсевий Кесарийский говорит, что он происходил из Антиохии, и потому принято считать, что св. Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый «прозелит», т.е. язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий он был врачом, что видно из послания св. Апостола Павла к Колоссянам (4:14); церковное Предание присовокупляет к этому и то, что он был также живописцем. Из того, что в его Евангелии содержатся наставления Господа только 70-ти ученикам, со всей подробностью изложенные, делают заключение, что он принадлежал к числу 70-ти учеников Христовых. Необыкновенная живость его повествования о явлении Воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус, причем по имени называется только один из них Клеопа, а также и древнее предание, свидетельствуют, что он был одним из этих двух учеников, удостоившихся явления Господа (Лк. 24:13-33). Затем из книги Деяний Апостольских видно, что, начиная со второго путешествия св. Апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Он был при ап. Павле, как во время первых его уз, из которых написано послание к Колоссянам и Филиппийцам, так и во время вторых его уз, когда написано 2-ое послание к Тимофею и которые закончились его мученической смертью. Есть сведения, что после смерти ап. Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его при Императоре Констанции были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Апостола Андрея. Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, Св. Лука написал его по просьбе некоего знатного мужа, «державного», или, как по-русски переведено, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу Деяний Апостольских, служащую как бы продолжением Евангельского повествования (См. Лк. 1:1-4 и Деян. 1:1-2). При этом он пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа. По его собственным словам, это повествование и письменные записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью. «Державный Феофил», для которого написано третье Евангелие, несомненно не был жителем Палестины и не бывал в Иерусалиме: иначе ненужно было бы св. Луке делать ему разные географические пояснения, вроде, напр., того, что Елеон находится близ Иерусалима в расстоянии субботнего пути и т. п. (см. Лк 1:26; 4:31:24 и Деян. 1:12). С другой стороны, ему, видимо, известны были Сиракузы, Ригия и Путеол в Италии, Аппиева площадь и Три Гостиницы в Риме, упоминая о коих в Книге Деяний, св. Лука не делает никаких пояснений. Однако, по утверждению Климента Александрийского, Феофил был не римлянин, как можно было бы думать, а антиохиец, был богат и знатен, исповедовал веру Христову, и дом его служил храмом для антиохийских христиан. На Евангелии от Луки явно сказалось влияние Св. Апостола Павла, которого св. Лука был спутником и сотрудником. Как «Апостол языков» св. Павел старался более всего раскрывать ту великую истину, что Мессия – Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и есть Спаситель всего мира, всех людей. В связи с этой основной мыслью, которую явно проводит на протяжении всего своего повествования третье Евангелие, родословие Иисуса Христа доведено в нем до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода (Лк. 3:23-38). Такие места, как посольство пророка Илии к вдове в Сарепту Сидонскую, исцеление от проказы пророком Елисеем Неемана-Сирианина (4:26-27), притчи о блудном сыне (15:11-32), о мытаре и фарисее (18:10-14) находятся в тесной внутренней связи с обстоятельно развиваемым учением св. Апостола Павла о спасении не одних иудеев, но и язычников, и об оправдании человека пред Богом не делами закона, а благодатью Божиею, даруемою туне, единственно по беспредельному милосердию и человеколюбию Божию. Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал св. Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему. Достаточно вспомнить, кроме упомянутых уже притч, еще притчи о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхея (Лк. 15:-7; 15:8-10; 19:1-10) и др. места, как и знаменательные слова его о том, что «радость бывает пред ангелы Божиими о единем грешнице кающемся», причем эта радость больше радости «о девятидесятих и девяти праведниках, иже не требуют покаяния» (Лк. 15-10 и 15:7).

4) Евангелие от Иоанна

Четвертое Евангелие написано возлюбленным учеником Христовым св. Иоанном Богословом. Св. Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея (Мф. 4:21) и Саломии (Мф. 27и Мк. 15:40). Зеведей был человеком, по-видимому, состоятельным, ибо имел работников (Мк.1:20), был, видимо также, не малозначительным членом иудейского общества, ибо сын его Иоанн имел знакомство с первосвященником (Ин.18:15). Мать его Саломия упоминается в числе жен, служивших Господу от имений своих: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими женами-мироносицами (Мк. 15:40-41,16:1). Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника. Иоанн был сначала учеником св. Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе, как об Агнце Божием, вземлющем грехи мира, он тотчас же, вместе с Андреем последовал за Христом (Ин. 1:37,40). Постоянным учеником Господа он сделался, однако, несколько позже, после чудесного улова рыбы на Геннисаретском озере, когда Господь Сам призвал его вместе с братом его Иаковом (Лк. 5:10). Вместе с Петром и братом своим Иаковом он удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк.5:37), видеть Преображение Господа на горе (Мф. 17:1), слышать беседу о знамениях Его второго пришествия (Мк. 13:3), быть свидетелем Его гефсиманской молитвы (Мф. 26:37). А на Тайной вечери он был так близок к Господу, что, по его собственным словам, как бы «возлежал у Него на персех» (Ин. 13:23-25), откуда и произошло его наименование «наперсника», ставшее потом нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого. По смирению, не называя себя по имени, он тем не менее, говоря о себе в своем Евангелии, именует себя учеником, «егоже любляше Иисус» (13:23). Эта любовь Господа к нему сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь, сказав ему: «Се мати твоя» (Ин. 19:27). Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто враждебен Господу или чуждался Его. Поэтому он возбранял человеку, не ходящему со Христом, изгонять бесов Именем Христа (Мк. 9:38) и просил у Господа позволения низвести огонь на жителей одного самарянского селения за то, что они не приняли Его, когда Он путешествовал в Иерусалим через Самарию (Лк 9:54). За это он и его брат Иаков получил от Господа прозвание «Воанергес», что значит: «сыны Громовы». После Вознесения Господня мы часто видим св. Иоанна вместе со св. Апостолом Петром (Деян. 3:1; 4:13; 8:14). Наряду с ним он считается столпом Церкви и имеет свое пребывание в Иерусалиме (Гал.2:9). Со времени разрушения Иерусалима местом жизни и деятельности Св. Иоанна делается г. Ефес в Малой Азии. В царствование Императора Домициана (а по некоторым преданиям, Нерона или Траяна, что маловероятно) он был отправлен в ссылку на остров Патмос, где им был написан Апокалипсис. Возвращенный из этой ссылки в Ефес он написал там свое Евангелие, и скончался своею смертью (единственный из Апостолов), по преданию, весьма загадочной, в глубокой старости, по одним сведениям 105, по другим 120 лет, в царствование императора Траяна. Как гласит предание, четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан или даже малоазийских епископов. Они принесли ему три первых Евангелия и просили его дополнить их речами Господа, которые они от него слышали. Св. Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию, и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали о Нем думать, только как о «Сыне человеческом». Это тем более было необходимо, что к этому времени уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово – евиониты, ересь Керинфа и гностики. По свидетельству священномученика Иринея Лионского, а также и других древних отцев и писателей церковных, ап. Иоанн написал свое Евангелие, побуждаемый к этому именно просьбами малоазийских епископов, обеспокоенных появлением этих ересей. Из всего сказанного ясно, что целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование первых трех Евангелистов. Что это так, об этом свидетельствует самое содержание Иоаннова Евангелия. В то же время как первые три Евангелиста часто повествуют об одних и тех же событиях и приводят одни и те же слова Господа, почему их Евангелия и получили название «синоптических», Иоанново Евангелие сильно разнится от них своим содержанием, заключая в себе повествования о событиях и приводя речи Господа, о которых часто нет даже никакого упоминания в первых трех Евангелиях. Характерная отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена в том наименовании, которое давалось ему в древности. В отличие от первых трех Евангелий, оно, по преимуществу, именовалось «Евангелием духовным (по-гречески: «пневматикой»)». Это потому, что в то время как синоптические Евангелия повествуют, главным образом, о событиях земной жизни Господа, Евангелие от Иоанна и начинается изложением учения о Его Божестве, и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры, каковы, например, беседа с Никодимом о рождении свыше водою и духом и о таинстве искупления, беседа с самарянкой о воде живой и о поклонении Богу духом и истиною, беседа о хлебе, сшедшем с небес и о таинстве причащения, беседа о пастыре добром и особенно замечательная по своему содержанию прощальная беседа с учениками на Тайной вечери с заключительной дивной, так называемой «первосвященнической молитвой» Господа. Тут мы находим и целый ряд собственных свидетельств Господа о Себе Самом, как о Сыне Божием. За учение о Боге Слове и за раскрытие всех этих глубочайших и возвышеннейших истин и тайн нашей веры св. Иоанн и получил почетное наименование «Богослова». Чистый сердцем девственник, всецело всей душой предавший себя Господу и любимый Им за это особой любовью, Св. Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви и никто, как он не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как в своем Евангелии, так особенно в трех своих соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия – о любви к Богу и о любви к ближнему, – почему его еще называют «апостолом любви». Важной особенностью Иоаннова Евангелия является еще то, что в то время как первые три Евангелиста повествуют, главным образом о проповеди Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн излагает события и речи, имевшие место в Иудее. Благодаря этому мы можем рассчитать, какова была продолжительность общественного служения Господа и вместе с тем продолжительность Его земной жизни. Проповедуя большей частью в Галилее, Господь путешествовал в Иерусалим, т.е. в Иудею, на все главнейшие праздники. Именно из этих путешествий св. Иоанн и берет, главным образом, повествуемые им события и излагаемые им речи Господа. Таких путешествий в Иерусалим на праздник Пасхи, как видно из Евангелия от Иоанна, было всего три, а перед четвертой Пасхой Своего общественного служения Господь принял Крестную Смерть. Из этого следует, что общественное служение Господа продолжалось около трех с половиною лет, а прожил Он на земле около тридцати трех с половиною лет (ибо вышел на общественное служение, как свидетельствует св. Лука в 3:23, 30-ти лет от роду).

 

Проверочные вопросы:

 

  1. Что означает понятие «Новый Завет»?
  2. С какой целью написаны Книги Нового Завета?
  3. Как разделяются Книги Нового Завета по содержанию?
  4. Почему Книги Нового Завета мы считаем каноническими?
  5. На каком языке были написаны Книги Нового Завета?
  6. В какой последовательности и примерно в какое время были написаны Книги Нового?
  7. Каково значение черверичного числа Евангелий? Расскажите о символах Евангелистов.
  8. Как соотносятся Евангелия по содержанию?
  9. Дайте краткую характеристику личности ев. Матфия и его Евангелия.
  10. Дайте краткую характеристику личности ев. Марка и его Евангелия.
  11. Дайте краткую характеристику личности ев. Луки и его Евангелия.
  12. Дайте краткую характеристику личности ев. Иоанна и его Евангелия.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Варнава, ап. Послание Варнавы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Varnava/poslanie_varnavy/ (дата обращения: 09.09.2016).
  2. Игнатий Богоносец, свмч. Послание к Ефесянам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-efesjanam/  (дата обращения: 09.09.2016).
  3. Иустин Философ, свмч. Разговор с Трифоном иудеем.  [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/ (дата обращения: 09.09.2016).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. (См. Гл. 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyatitel/book/68213-tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeya/#toc1 (дата обращения: 09.09.2016).

Основная учебная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012. (См.: Введение).

Дополнительная литература:

  1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014. (См.: Введение).

Аудиоматериалы:

  1. Емельянов А., иер. Новый Завет. Происхождение новозаветной письменности. Канонические и апокрифические книги. [Электронный ресурс]. – URL: http://files.predanie.ru/mp3/ierey_Aleksey_Emelyanov/03_Lekcija_3.mp3 (дата обращения: 09.09.2016). Канон новозаветных книг. Синоптические Евангелия. Теории происхождения Евангелий. [Электронный ресурс]. – URL: http://files.predanie.ru/mp3/ierey_Aleksey_Emelyanov/04_Lekcija_4.mp3 (дата обращения: 09.09.2016).
  2. Сергий (Данков), игум. Экзегетика Нового Завета. Лекция 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://files.predanie.ru/translit/mp3/igumen_Sergii_Dankov/ekzegetika_nz/01_Lekcija.mp3 (дата обращения: 09.09.2016). Лекция 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://files.predanie.ru/translit/mp3/igumen_Sergii_Dankov/ekzegetika_nz/02_Lekcija.mp3 (дата обращения: 09.09.2016). Лекция 3. [Электронный ресурс]. – URL:  http://files.predanie.ru/translit/mp3/igumen_Sergii_Dankov/ekzegetika_nz/03_Lekcija.mp3 (дата обращения: 09.09.2016).

Видеоматериалы:

 

 
 

[1] Евангелие – слово греческое, значащее: благовестие, т.е. добрую, радостную весть.

[2] Апо́стольские мужи – церковные писатели, бывшие современниками, учениками и сотрудниками апостолов. К числу апостольских мужей относят: Игнатия Богоносца, апостола из 70-ти Варнаву, сщмч. Климента Римского, сщмч. Поликарпа Смирнского, автора «Послания Варнавы», автора «Пастыря Ермы», и некоторых других церковных писателей.

[3] Ср. слова из Послания: «Равным образом говорит Иисус: “хотящие Меня видеть и получить Мое царство, должны стяжать Меня скорбями и страданиями”» с Евангелием от Луки: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16).

[4] Ср. слова свмч. Игнатия: «блаженные вы, которые соединены с ним [еископом] так же, как Церковь с Иисусом Христом, и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение» со словами Христа: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30).

[5] В частности, следующий: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, потому что вы даете десятину с мяты и руты, ...а не помышляете о любви к Богу и о суде: ...гробы обеленные, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых» (ср. Мф.23:23,27; Лк.11:42)

[6] «Матфей об Ангеле говорит так: «Ангел Господа явился во сне Иосифу (Mф. 1, 20); какого Господа, он сам объясняет: «да сбудется реченное Господом чрез пророка: из Египта воззвал Я Сына Моего (Mф. 2, 15). Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит — с нами Бог» (Mф. 1, 23). Об этом Эммануиле от Девы Давид сказал: «не отврати лица твоего Христа (помазанника). Господь клялся Давиду истиною и не презрит его: плод чрева твоего поставлю на престоле твоем» (Пс. 131:10, 11). И ещё: «Бог ведом в Иудее; Его место стало в мире (Салиме) и Его жилище в Сионе» (Пс. 75:2). Итак один и тот же Бог, проповедуемый пророками и возвещенный Евангелием, и Его Сын, Который от плода чрева Давидова, т.е. от Девы Давидовой, и Эммануил» (кн. 3, гл. 9).