Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах

Житие

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ва­лен­тин ро­дил­ся 2 ав­гу­ста 1875 го­да в Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Иа­ко­ва Лу­кья­но­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ва­си­ли­ем. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле; же­нил­ся, и у них с же­ной ро­ди­лось трое де­тей, но вско­ре по­сле рож­де­ния по­след­не­го ре­бен­ка Ва­си­лий ов­до­вел. В 1906 го­ду он по­сту­пил в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и 26 мая 1908 го­да был за­чис­лен в нее по­слуш­ни­ком; как име­ю­щий пре­крас­ные му­зы­каль­ные и пев­че­ские да­ро­ва­ния, он был опре­де­лен на кли­рос. 7 но­яб­ря 1915 го­да Ва­си­лий был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и на­ре­чен Ва­лен­ти­ном.
В 1920 го­ду Лав­ра бы­ла за­кры­та без­бож­ни­ка­ми, часть бра­тии оста­лась в ней сто­ро­жа­ми, дру­гие разо­шлись по хра­мам Сер­ги­е­ва По­са­да. Мо­нах Ва­лен­тин стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Пят­ниц­кой церк­ви, где на­сто­я­те­лем был в то вре­мя ар­хи­манд­рит Вас­си­ан (Пят­ниц­кий). В мар­те 1920 го­да на­сто­я­тель и при­ход­ской со­вет Пят­ниц­кой церк­ви хо­да­тай­ство­ва­ли пе­ред Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном о за­чис­ле­нии мо­на­ха Ва­лен­ти­на на долж­ность пса­лом­щи­ка к Пят­ниц­кой церк­ви и ру­ко­по­ло­же­нии его в сан иеро­ди­а­ко­на. Пат­ри­арх Ти­хон за­про­сил мне­ния на­мест­ни­ка Лав­ры ар­хи­манд­ри­та Кро­ни­да (Лю­би­мо­ва); тот от­ве­тил, что не воз­ра­жа­ет про­тив за­чис­ле­ния мо­на­ха Ва­лен­ти­на пса­лом­щи­ком, но со­гла­сить­ся с его ру­ко­по­ло­же­ни­ем во иеро­ди­а­ко­на не счи­та­ет воз­мож­ным.
В сен­тяб­ре 1920 го­да ар­хи­манд­рит Вас­си­ан вновь об­ра­тил­ся к Пат­ри­ар­ху с хо­да­тай­ством, в ко­то­ром пи­сал, что в при­хо­де, ко­то­рый он воз­глав­ля­ет, «мно­го со­вер­ша­ет­ся раз­лич­ных треб как в церк­ви, так и в до­мах при­хо­жан, и со­вер­шать все эти тре­бы при­хо­дит­ся... од­но­му, что при бо­лез­нен­ном со­сто­я­нии мо­ем для ме­ня весь­ма тя­же­ло... Я имею сме­лость воз­об­но­вить мое хо­да­тай­ство о мо­на­хе Ва­лен­тине, ко­то­рый, не бу­дучи офи­ци­аль­но при­чис­лен к при­чту на­шей церк­ви, в те­че­ние всех ми­нув­ших лет­них ме­ся­цев доб­ро­воль­но, усерд­но, ак­ку­рат­но и без­мезд­но при­ни­мал уча­стие (в ка­че­стве чте­ца и пев­ца) в со­вер­ше­нии как служ­бы, так и треб...».
Пат­ри­арх со­гла­сил­ся удо­вле­тво­рить хо­да­тай­ство и 20 сен­тяб­ря 1920 го­да в кре­сто­вой церк­ви Тро­иц­ко­го по­дво­рья ру­ко­по­ло­жил мо­на­ха Ва­лен­ти­на во иеро­ди­а­ко­на к Пят­ниц­кой церк­ви, где он про­слу­жил до ее за­кры­тия. Ру­ко­по­ло­жен­ный во иеро­мо­на­ха, он до 1930 го­да слу­жил в Ни­ко­ла­ев­ском хра­ме в го­ро­де На­ро-Фо­мин­ске, а по­сле его за­кры­тия в хра­ме в го­ро­де Кун­це­во.
26 ян­ва­ря 1933 го­да вла­сти го­ро­да Кун­це­ва объ­яви­ли о за­кры­тии по­след­не­го хра­ма в го­ро­де. Ве­ру­ю­щие не со­гла­си­лись с этим ре­ше­ни­ем и на­пра­ви­ли во ВЦИК хо­да­тай­ство об от­мене неза­кон­но­го ре­ше­ния, под про­ше­ни­ем под­пи­са­лись ты­ся­чи жи­те­лей го­ро­да. «Храм наш, быв­ший ра­нее сель­ским, – пи­са­ли они, – вой­дя с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем Кун­це­ва в го­род в чер­ту по­след­не­го, в на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ет­ся хра­мом го­род­ским. По­сле за­кры­тия в 1929 го­ду Се­ра­фи­мов­ской церк­ви и в 1932 го­ду Ста­ро-Кун­цев­ской... храм наш оста­ет­ся в го­ро­де Кун­це­ве един­ствен­ным... и один об­слу­жи­ва­ет его на­се­ле­ние в несколь­ко де­сят­ков ты­сяч че­ло­век. Мо­собл­ис­пол­ком, не учтя все­го это­го, за­кры­ти­ем на­ше­го хра­ма... остав­ля­ет го­род Кун­це­во со­всем без хра­ма и тем ста­вит жи­те­лей го­ро­да в крайне ненор­маль­ное по­ло­же­ние в от­но­ше­нии ре­ли­ги­оз­ных нужд...
Мо­собл­ис­пол­ком, по­ста­нов­ляя за­крыть наш храм, упу­стил из ви­ду од­но, в выс­шей сте­пе­ни су­ще­ствен­ное об­сто­я­тель­ство, имен­но то, что при хра­ме от­ве­ден­ное Кун­цев­ским гор­со­ве­том клад­би­ще – од­но для все­го го­ро­да, об­слу­жи­ва­ю­щее его мно­го­ты­сяч­ное на­се­ле­ние. За­крыть при та­ких усло­ви­ях храм... это зна­чит от­нять у жи­те­лей го­ро­да Кун­це­ва воз­мож­ность со­вер­шать мо­лит­вен­ные об­ря­ды при по­гре­бе­нии умер­ших, ко­то­рые так до­ро­ги для ве­ру­ю­щих, ли­ше­ние ко­то­рых бы­ло бы для них чрез­вы­чай­но бо­лез­нен­но...
Ис­пол­ни­тель­ный ор­ган об­ще­ства ве­ру­ю­щих... про­сит Все­рос­сий­ский цен­траль­ный ис­пол­ни­тель­ный ко­ми­тет по­ста­нов­ле­ние Мо­собл­ис­пол­ко­ма о за­кры­тии... хра­ма от­ме­нить и оста­вить его в поль­зо­ва­нии жи­те­лей го­ро­да Кун­це­ва как един­ствен­но при­год­ный и неза­ме­ни­мый дру­гим хра­мом для удо­вле­тво­ре­ния их ре­ли­ги­оз­ных по­треб­но­стей».
Вла­сти от­ка­за­лись ис­пол­нить прось­бу ве­ру­ю­щих, за­кры­ли храм, а вме­сте с ним за­кры­ли и клад­би­ще. По­сле за­кры­тия хра­ма отец Ва­лен­тин пе­ре­шел слу­жить в Ни­ко­ла­ев­ский храм в се­ле Ромашково.
26 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли двух де­жур­ных сви­де­те­лей, жи­те­лей го­ро­да Кунце­во, один из ко­то­рых по­ка­зал, что отец Ва­лен­тин в один из июнь­ских дней 1937 го­да бе­се­до­вал с жен­щи­на­ми и сна­ча­ла чи­тал им ка­кую-то ре­ли­ги­оз­ную кни­гу, а за­тем разъ­яс­нял; в раз­го­во­ре он за­явил, что мы жи­вем те­перь в та­кой пе­ри­од вре­ме­ни, ко­гда пра­во­слав­ная ве­ра и ду­хо­вен­ство у со­вет­ской вла­сти не в по­че­те. Ком­му­ни­сты на­прав­ля­ют все уси­лия к окон­ча­тель­но­му раз­гро­му Пра­во­слав­ной Церк­ви, но ве­ру­ю­щие все­ми спо­со­ба­ми долж­ны это­му про­ти­во­дей­ство­вать, рас­про­стра­няя сло­во Бо­жие сре­ди сво­их зна­ко­мых, укреп­ляя ве­ру с на­деж­дой на то, что это­му ти­ран­ству при­дет ко­нец.
В этот же день отец Ва­лен­тин был аре­сто­ван, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и на сле­ду­ю­щий день до­про­шен.
– След­ствию из­вест­но, что вы, бу­дучи свя­щен­ни­ком, си­сте­ма­ти­че­ски ис­поль­зо­ва­ли свое слу­жеб­ное по­ло­же­ние для ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, дай­те ва­ши по­ка­за­ния по это­му во­про­су! – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Свое слу­жеб­ное по­ло­же­ние как свя­щен­ни­ка для ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не ис­поль­зо­вал и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил отец Ва­лен­тин.
– Уста­нов­ле­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния го­ро­да Кун­це­во си­сте­ма­ти­че­ски рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские слу­хи о при­тес­не­нии ре­ли­гии в Со­вет­ском Со­ю­зе. Дай­те ва­ши по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Сре­ди на­се­ле­ния Кун­це­ва я не рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ных слу­хов о том, что со­вет­ская власть при­тес­ня­ет ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство.
27 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 29 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­лен­ти­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Иеро­мо­нах Ва­лен­тин (Лу­кья­нов) скон­чал­ся 1 июня 1940 го­да в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Но­во­си­бир­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Цитата из работы Н. Емельянова Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь с 1917 по 1952 годы.

Общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих и более 110.000 священнослужителей. С учетом членов их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек. Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквах и монастырях России в канун революции, так и посвященных и постриженных в дальнейшем, вплоть до 1940-50-х гг. В брошюре "Крестный путь Церкви в России" (изд-во "Посев", 1988) говорится о 320.000 пострадавших священнослужителях.

В 1937 г. секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков писал Сталину о существовавших религиозных объединениях как о "широко разветвленной враждебной советской власти легальной организации в 600.000 человек по всему СССР"13. И это после 20 лет кровавого террора против Церкви! И хотя здесь Маленков ведет речь о "церковниках и сектантах", очевидно, что в бывшей преимущественно православной стране большая часть из этих 600000 намеченных к скорейшему уничтожению людей - не сектанты, а православные, главным образом оставшиеся еще в живых священно- и церковнослужители и члены "двадцаток".

Таким образом, число пострадавших можно оценить в сотни тысяч: по разным оценкам их было от 500000 до 1000000 православных людей, пострадавших за Христа. Мы располагаем данными о том, что репрессиям подверглись более 400 архиереев. Из них свыше 250 архипастырей были казнены или скончались в заключении. Но даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, можно ожидать заметного увеличения этого списка. Несоизмеримо труднее будет получить относительно полную картину гонений на священников, диаконов и монахов. И практически неразрешимой задачей предстает сбор сведений о большей части пострадавших за Церковь мирян.

Тропарь,

глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо Крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней, / темже и со Ангелы срадуется, преподобне Валентине, дух твой.

Кондак,

глас 2:

Яко постника благочестна и искусна, / и страдальца произволением честна, / и пустыни жителя сообразна, / в песнех достойно восхвалим Валентина приснохвальнаго, / той бо змия попрал есть.

Дни памяти: 1 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

 

 

По материалам сайтов:

http://azbyka.ru/days/sv-valentin-lukjanov

http://martyrs.pstbi.ru/institut/sb/f12.htm