XV. Об одиннадцатом и двенадцатом членах Символа веры. Учение Церкви о воскресении из мертвых. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения и «жизнь будущего века»

Цель занятия – рассмотреть православное учение о конечных судьбах мира и человека.

Задачи:

  1. Рассмотреть свидетельства Священного Писания о воскресении из мертвых.
  2. Рассмотреть православное учение о воскресении из мертвых.
  3. Рассмотреть православное учение об окончательной судьбе мира и людей.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить из предыдущих занятий смысл сошествия во ад, Воскресения Христова, Второго Пришествия и Страшного Суда.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, ознакомиться с источниками и дополнительной литературой, просмотреть видеоматериалы.

Источники и литература по теме

Источник:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: Об одиннадцатом и двенадцатом членах Символа веры).
  2. Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_dushe_voskresenii/ (дата обращения: 26.05.2016).
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (См.: гл. 27). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_27.html#back01 (дата обращения: 26.05.2016).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседа о воскресении мертвых. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_voskresenii/ (дата обращения: 26.05.2016).
  5. Ефрем Срин, прп. О рае. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/o_rae/ (дата обращения: 26.05.2016).
  6. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. (См.: Слово 18). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/18 (дата обращения: 26.05.2016).
  7. Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере. http://azbyka.ru/otechnik/pravila/1723/ (дата обращения: 26.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: ч. 2. гл. 12, гл. 13).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: § 264).
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. Т. 1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: гл. 6).
  4. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: О Боге Завершителе судеб мира).

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 248-275).

Ключевые понятия:

  • Воскресение;
  • Праведники;
  • Грешники;
  • Суд;
  • Рай;
  • Ад;
  • Чистилище;
  • Хилиазм.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. В каком смысле нужно понимать воскресение из мертвых?
  2. Какие свидетельства Священного Писания о воскресении из мертвых Вам известны?
  3. В каком теле воскреснут мертвые?
  4. Какие образы использовали святые отцы для того, чтобы объяснить воскресение из мертвых?
  5. В чем ошибочность хилиазма?
  6. Что произойдет с живыми при воскресении умерших?
  7. Как связаны воскресение из мертвых и кончина мира?
  8. В каком состоянии пребываю души умерших до дня всеобщего воскресения?
  9. Какая окончательная участь ожидает праведников и какая – грешников.

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании

2. О воскресших телах

3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых

4. Изменение живых при воскресении умерших

5. Кончина мира

6. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения

7. Вечное блаженство праведников

8. Вечные мучения грешников

1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании

Согласно «Пространному Катихизису», воскресение мертвых, которого мы чаем или ожидаем, есть

«действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны».

Таким образом, воскресение мертвых – это не духовное воскресение, а реальное воссоединение души со своим телом.

Учение о воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его...» (Иов. 19:25-27). Здесь с предельной ясностью выражена идея самотождественности личности: то же самое лицо, некогда жившее на земле, будет участником Воскресения. Не менее определенно о воскресении умерших говорится в пророческих книгах: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!..» (Ис. 26:19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Наиболее яркое пророчество о воскресении мертвых в Ветхом Завете содержится в книге Иезекииля — это пророчество читается в Православной Церкви за богослужением в Великую Субботу: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “кости сухие! слушайте слово Господне”. Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху... и вошел в них дух, и они ожили и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь лом Израилев» (Иез. 37:1-8; 10-11).

В этом пророчестве воскресение мертвых представлено как воскресение народа израильского. Это дало повод некоторым толкователям воспринимать пророчество как аллегорическое описание восстановления политического могущества израильского народа. Однако в христианской традиции пророчество Иезекииля было однозначно воспринято как относящееся к всеобщему воскресению, которое наступит после Второго Пришествия Христа. Если Иезекииль говорит о воскресении только дома Израилева, то это объясняется лишь тем, что вся Библия обращена к израильскому народу и повествует об истории и судьбе этого народа, как бы оставляя за кадром судьбы других народов. Однако в христианской традиции Библия воспринимается как имеющая отношение к судьбе всего человечества, и пророчествам о народе израильском придается универсальный смысл.

О воскресении мертвых говорит Господь: «Наступает время, в которое все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29). Когда саддукеи выражали неверие в возможность воскресения, Господь укорял их: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29). Всеобщность веры в воскресение во дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24).

Несомненность истины воскресения и важность веры в воскресение ап. Павел выразил в таких словах: «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом же мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают.... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:13-15, 20-22).

Прп. Иоанн Дамаскин определяет воскресение из мертвых следующим образом: «Говоря о воскресении, мы разумеем воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное восстановление упавшего. Души же, будучи бессмертны, каким образом воскреснут? Ибо если смерть определяют, как разлучение души от тела, то воскресение есть, без сомнения, вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа. Итак, то самое тело, которое истлевает и разрушается, восстанет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале составил его из праха земли, может снова воскресить его, после того как оно, по определению Творца, разрушилось и возвратилось опять в землю, из которой взято».

Апостол Павел подробно разбирает вопрос о природе тела, в котором воскреснут мертвые. Это тело, по учению апостола, будет духовным, нетленным и бессмертным. Отвечая на вопрос о том, как воскреснут мертвые и в каком теле придут, апостол обращается к образу зерна, которое не оживет, если не умрет. Этому зерну Бог дает такое тело, какое хочет, каждому семени свое тело. «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Как подчеркивает апостол, тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15:35-53).

Говоря о воскресении из мертвых, отцы Церкви указывали на то, что в мире вообще ничто не уничтожается и не исчезает; что Бог силен восстановить то, что Он сам созидает. Обращаясь к природе, они находили в ней подобия воскресения, каковы, аналогично словам ап. Павла, прозябание растений из семени, брошенного в землю и разложившегося, а также ежегодное обновление природы весной, обновление дня, пробуждение от сна, первоначальное образование человека из персти земной и другие явления. «Как пшеничное зерно по разложении своем в земной тверди, - пишет свт. Григорий Нисский, - оставив количественную малость и в качестве наружного вида отличительное свойство свое, не утратило само себя, но, само в себе пребывая, делается колосом, весьма много отличаясь от себя самого величиной, красотой, разнообразием и наружностью, таким же образом и естество человеческое, оставив в смерти все свои отличительные свойства, какие приобрело страстным расположением, разумею бесчестие, тление, немощь, разности возраста, не утратило себя самого, но как бы в колос какой применяется в нетление, славу, честь, силу, совершенство во всем; и жизнь его не естественными управляется уже свойствами, но переходит в некое духовое и бесстрастное состояние».

В Послании к Филиппийцам апостол Павел говорит, что при Втором Пришествии Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:21). Иными словами, тела воскресших людей будут подобны прославленному телу Христа, то есть Его телу после воскресения из мертвых. Это тело, согласно евангельским свидетельствам, имело лишь некоторое сходство с земным телом Христа, в силу чего воскресшего Христа узнавали не столько по внешности, сколько по голосу или жесту. Мария Магдалина, увидев воскресшего Христа, приняла Его за садовника и узнала Его только после того, как Он обратился к ней по имени (см.: Ин 20:11-16). Ученики, встретившие Иисуса на пути в Эммаус, не узнали Его ни по внешнему виду, ни по голосу, а узнали только когда Он на их глазах преломил хлеб (см.: Лк 24:13-35). Воскресший Иисус проходил через запертые двери; в то же время на Его теле сохранялись следы ран от гвоздей и копья (см.: Ин 20:25-27). Как подчеркивает свт. Иоанн Златоуст, явления Христа ученикам в течение сорока дней «имели целью известить нас и показать нам, какими удивительными будут наши тела после воскресения. Тело, которое воскреснет, не будет нуждаться ни в крове, ни в одежде. Как пречистое тело Господа вознеслось во время Божественного вознесения, так и наше, которое будет единосущно ему, будет вознесено на облаках».

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:22). Свт. Иоанн Златоуст говорит о воскресении так: «воскресение будет для всех вообще, для благочестивых и нечестивых, злых и добрых людей, то чтобы в виду этого ты не подумал, будто произойдет несправедливый суд, и не сказал себе: что это такое: воскресну я, с усердием столько трудившийся и бедствовавший, воскреснет также и язычник, и нечествовавший, и покланявшийся идолам и не знавший Христа, и насладится такою же честью?».

Воскресение совершится одновременно. «Если же распоряжающаяся Вселенной сила, - пишет свт. Григорий Нисский, - даст знак разложенным стихиям снова соединяться, то, как к одному началу прикрепленные разные верви все вместе и в одно время следуют за влекомым, так по причине влечения единой силой души различных стихий при внезапном стечении собственно принадлежащего сплетется тогда душой цепь нашего тела, причем каждая часть будет вновь сплетена, согласно с первоначальным и обычным ей состоянием, и облечена в знакомый ей вид».

В нынешнее время получает большое распространение учение о тысячелетнем царстве Христа на земле до всеобщего, или страшного суда, известное под именем хилиазма (hiliasmos – тысячелетие). Сущность его заключается в следующем: задолго до кончины мира Христос опять придет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников, устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжении 1000 лет, наслаждаясь всеми благами земной жизни, затем уже последует второе, всеобщее воскресение мертвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздание. Таковы мысли хилиастов. Защитники этого учения основываются на видении тайнозрителя в 20 главе Апокалипсиса. Там сказано, что Ангел, сшедший с небесе, сковал сатану на 1000 лет; души же обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие «ожили и царствовали со Христом тысячу лет... Это первое воскресение...» Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и будет обольщать народы»... Вскоре последует суд над диаволом и над обольщенными им. Мертвые будут судимы по делам их. «И кто не был записан в книге жизни, тот будет ввержен в озеро огненное... Это смерть вторая». Над воскресшими же в первое воскресение смерть вторая не имеет власти.

Хилиастические взгляды в древности распространялись, главным образом, среди еретиков. Впрочем они встречаются и у некоторых древних писателей Церкви. В новое время они возродились в протестантских сектах; наконец, видим попытки некоторых современных богословов провести идеи хилиазма и в православную богословскую мысль.

В этом учении предполагаются два будущих суда, первый для воскресших праведников, потом – всеобщий; два будущих воскресения: прежде одно – праведных, потом другое – грешных; два будущих пришествия Спасителя во славе; признается будущее чисто земное, хотя и блаженное, царствование Христа с праведниками, как определенная историческая эпоха. С формальной стороны, это учение основано на неправильном понимании выражения тайнозрителя о «первом воскресении»; внутренняя же причина его коренится в потере в массах современного сектантства веры в загробную жизнь, в блаженство праведных на небе, с которыми у них нет молитвенного общения. Другая причина, у некоторых сект – социально-утопические мечты, скрытые за религиозными идеями и вкладываемые в таинственные образы Апокалипсиса. Ошибочность толкования хилиастами 20 главы Откровения видеть не трудно.

Параллельные места к словам о «первом воскресении» ясно показывают, что здесь под воскресением подразумевается духовное возрождение в вечную жизнь во Христе через крещение, воскресение через веру во Христа, соответственно словам: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф. 5:14). «Вы воскресли со Христом» – читаем много раз у апостолов (Кол. 3:1; 2:12; Еф. 2:5-6). Исходя отсюда, под тысячелетним царством нужно понимать период времени от самого начала благодатного царства Церкви Христовой, в особенности – Церковь Небесную, торжествующую. Воинствующая на земле Церковь, по существу, тоже торжествует победу, совершенную Спасителем, но она еще переживает брань с «князем века сего,» которая закончится поражением сатаны и окончательным низвержением его в озеро огненное. «Смерть вторая» есть осуждение грешников на Всеобщем Суде. Она не коснется «воскресших в первое воскресение»: это значит, что духовно возрождаемые во Христе и очищенные благодатью Божиею в Церкви не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царствия Христова.

Раскрыв, сколько для нас нужно и полезно, тайну будущего воскресения мертвых, апостол Павел открыл вместе и другую тайну относительно тех, которые останутся живыми до дня Второго Пришествия Христова. Он писал своим коринфским ученикам: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:51-53). Как ни кратки эти слова, но из них очевидны три следующие истины:

1) Изменение живых в последний день совершится так же быстро, как и воскресение мертвых: вскоре во мгновение ока в последней трубе.

2) Изменение живых последует от той же самой причины, от того же всемогущего гласа Христова, от которого воскреснут и мертвые, и в одно и тоже время, а не прежде: «вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся» (снес. 1Сол. 4:15).

3) Изменение живых будет состоять в том же, в чем и воскресение мертвых, именно: нынешние тела наши, тленные и мертвенные, преобразятся в нетленные и бессмертные: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие.

Объяснить для себя это будущее изменение живых мы так же не в состоянии ныне, как не в состоянии объяснить будущее воскресение мертвых.

О том, что нынешний мир не вечен, предсказывал еще псалмопевец, взывая к Богу: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся» (Пс. 101:26-27). И Господь Иисус Христос сказал: «Небо и земля прейдут» (Мф. 24:35). Т.е. это преобразование, обновление изменение по образу своего бытия, «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...» (Откр. 21:1, 2).

Кончина мира будет состоять не в совершенном разрушении и уничтожении его, а в полном изменении и обновлении. Пятый вселенский собор, опровергая разные лжеучения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественный мир не преобразится только, а совершенно уничтожится.

В воскресении мертвых, по учению Православной Церкви, будет участвовать не только все человечество, но и вся природа, весь сотворенный космос. Это учение основано на словах апостола Павла об участии всей твари В славе воскресшего человека: «...Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:18-23).

Согласно этому учению, природа страдает вместе с человеком, но и воскреснет и преобразится она в тот момент, когда воскреснут и преобразятся тела людей. Судьба природы и мироздания неотделима от судьбы человека: таков смысл новозаветного эсхатологического учения.

Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием». «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10).

О состоянии души после частного суда Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости или к печали и скорби: впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно». Таким образом, Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда: одно для праведников, другое для грешников, иначе говоря, – рай и ад. Церковь не признает римо-католического учения о трех состояниях, различающего блаженство, чистилище или пургаториум и пребывание в геенне. Само именование «геенна» отцы Церкви обычно относят к состоянию после Страшного суда, когда и смерть и ад повержены будут в озеро огненное (Откр. 20:15). Отцы Церкви, на основании слова Божия, полагают, что мучения грешников до Страшного суда имеют характер предварительный. Эти мучения могут быть облегчаемы и даже могут быть сняты по молитвам Церкви.

«Жизнь будущего века» есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова».

Для праведных это будет жизнь «столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем», ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы «увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2), и «будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28), и мы «всегда с Господом будем» (1Фес. 4:17).

В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе», «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие» (1Кор. 15:53).

Блаженство праведных будет иметь различные степени, «по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах».

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых...» (1Кор. 15:41-42), «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9:6).

Прп. Ефрем Сирин пишет: «Когда праведники взойдут на степени, назначенные им в наследие, тогда каждый, по мере трудов своих, возведен будет правдой на ту именно степень, какой он достоин, и на какой должно ему пребывать. Как велико и число, и различие степеней, так же велико число и различие в достоинстве поселяемых; первая степень назначена покаявшимся, середина – праведникам, высота – победителям, чертог Божества над всем превознесен».

Блаженство праведных будет вечным: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28).

«Не то только, на самом деле, желательно, чтобы мы воскресли и облеклись в бессмертие, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - но чтобы, воскресши и облекшись в бессмертие, не явились лишенными славы и дерзновения пред Богом, чтобы нас не предали огню».

Беззаконники, в соответствии с Пространным катехизисом, «будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом». Свт. Иоанн Златоуст говорит о воскресении грешников так: «Тела грешников действительно восстанут нетленными и бессмертными; но эта честь будет для них средством к наказанию и мучению: они восстанут нетленными для того, чтобы постоянно гореть, потому что, если тот огонь неугасим, то для него нужны и тела, никогда не уничтожаемые».

Мучение ада заключается прежде всего в невозможности приобщиться к любви Божией, в невозможности ощутить любовь Божию как источник радости и блаженства. Прп. Исаак Сирин говорит о том, что грешники в геенне отнюдь не лишены любви Божией. Напротив, любовь даруется всем одинаково – и праведникам в Царстве Небесном, и грешникам в геенне огненной. Но для первых она становится источником радости и блаженства, для вторых – источником мучения: «...Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, будто грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь... дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников... и веселит собою исполнивших долг свой».

По согласному мнению восточных отцов Церкви, Бог не является создателем ада, так же как Он не является создателем зла. Существование ада противно воле всеблагого Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим 2:4). Ад существует не потому, что этого хочет Бог, а потому, что воля тех тварных существ, которые воспротивились воле Божией, делает существование ада для них неизбежным. Не Бог создал ад для диавола и демонов, но они создали его сами для себя.

Не Бог посылает в ад грешников, но сами люди, противящиеся воле Божией и восстающие против Бога, делают выбор в пользу ада. И выбор этот делается не в какой-то отдаленной эсхатологической перспективе, а в земной жизни человека. Именно здесь, на земле, начинается для одних адское мучение, а для других – Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк 9:1).

Грешники не увидят жизни, «но гнев Божий пребывает» на них (Ин. 3:36), они будут ввержены «в озеро огненное» (Откр. 20:15), «там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13). Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть «вторая смерть» (Откр. 20:14).

Мучения грешников также будут иметь свои степени: «Раб..., который знал волю господина своего, ... и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47-48).

Священное Писание говорит, что не покоряющиеся благовествованию Господа «подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2Фес. 1:9), и «дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр. 20:10).

Так строго будет поступлено с грешниками «не потому, чтобы Бог хотел их погибели», но потому, «что они не приняли любви истины для своего спасения» (2Фес. 2:10).

Бог же «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4).

Проверочные вопросы:

  1. В каком смысле нужно понимать воскресение из мертвых?
  2. Какие свидетельства Священного Писания о воскресении из мертвых Вам известны?
  3. В каком теле воскреснут мертвые?
  4. Какие образы использовали святые отцы для того, чтобы объяснить воскресение из мертвых?
  5. В чем ошибочность хилиазма?
  6. Что произойдет с живыми при воскресении умерших?
  7. Как связаны воскресение из мертвых и кончина мира?
  8. В каком состоянии пребываю души умерших до дня всеобщего воскресения?
  9. Какая окончательная участь ожидает праведников и какая – грешников.

Источники и литература по теме

Источник:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: Об одиннадцатом и двенадцатом членах Символа веры).
  2. Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_dushe_voskresenii/ (дата обращения: 26.05.2016).
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (См.: гл. 27). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_27.html#back01 (дата обращения: 26.05.2016).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседа о воскресении мертвых. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_voskresenii/ (дата обращения: 26.05.2016).
  5. Ефрем Срин, прп. О рае. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/o_rae/ (дата обращения: 26.05.2016).
  6. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. (См.: Слово 18). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/18 (дата обращения: 26.05.2016).
  7. Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере. http://azbyka.ru/otechnik/pravila/1723/ (дата обращения: 26.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: ч. 2. гл. 12, гл. 13).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: § 264).
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. Т. 1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: гл. 6).
  4. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: О Боге Завершителе судеб мира).

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 248-275).

Видеоматериалы: