VIII.3. Иконография. Земная жизнь Пресвятой Богородицы в иконах. Иконы святых. Чин освящения иконы

Цель занятия – рассмотреть иконы, отражающие земную жизнь Богородицы, иконы святых и чин освящения икон.

Задачи:

  1. Рассмотреть иконы, отражающие земную жизнь Богородицы.
  2. Рассмотреть правила изображения различных ликов святых.
  3. Дать информацию об освящении икон.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить основные типы господских и богородичных икон.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов и иллюстрации.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, - дополнительную, ознакомится с видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 9).

Дополнительная литература:

  1. Поселянин Е.Н. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisanie-ee-zemnoj-zhizni-i-chudotvornyx-ikon/#n4 (дата обращения: 20.05.2016).
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. (См.: О святых иконах)

Ключевые понятия:

  • Икона;
  • Прорись;
  • Пророк;
  • Апостол;
  • Святитель;
  • Мученик;
  • Преподобный;
  • Князь;
  • Юродивый.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие иконы, отражающие земную жизнь Божией Матери, Вам известны? Опишите их.
  2. На каких Господских иконах изображается Богородица?
  3. Какие иконы святого Иоанна Крестителя Вам известны?
  4. Как изображаются на иконах пророки?
  5. Как изображаются на иконах апостолы?
  6. Как изображаются на иконах святители?
  7. Как изображаются на иконах цари и князья?
  8. Как изображаются на иконах мученики?
  9. Как изображаются на иконах преподобные?
  10. Как изображаются на иконах юродивые?
  11. Какое существует условие для освящения иконы?
  12. Может ли мирянин сам освятить икону?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

1. Земная жизнь Пресвятой Богородицы в иконах

2. Иконы святых

3. Чин освящения икон

1. Земная жизнь Пресвятой Богородицы в иконах

1) Рождество Богородицы.

Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. До глубокой старости не было у них детей, но вот однажды явился Ангел и объявил Анне, что родится у нее дочь, которую надлежит посвятить Богу, то есть в трехлетнем возрасте отдать на воспитание в храм. Младенец родился в положенный срок к радости родителей, и этот момент запечатлен на иконах «Рождества Богородицы».

Анна полулежит на высоком ложе, около нее – служанки. Муж Анны, Иоаким, стоит у изголовья ложа в позе молящегося или любующегося младенцем. Внизу обычно изображается сцена купания младенца – Марии. Служанки держат ребенка, пробуют воду в чаше.

Иногда есть сцена, где Иоаким и Анна ласкают Младенца. Такие иконы именуются «Ласкание Богородицы».

2) Введение во Храм.

Когда Марии исполнилось три года, Ее повели в Иерусалимский храм, где Она должна была воспитываться и где потом жила до пятнадцатилетнего возраста. Пришел туда и первосвященник Захария.

На иконах изображается встреча Марии с ним перед храмом. Обычно первосвященник и девочка Мария стоят на подножии около раскрытых ворот, здесь же родители Марии Анна и Иоаким, девы с зажженными свечами.

Иконография может быть несколько иной: Мария подходит к священнику с зажженной свечой в руках, за ней – пять или семь юных дев.

Иногда изображается сцена питания Марии архангелом Гавриилом.

3) Благовещение.

Благовещение – это добрая, радостная весть. На иконах изображается явление архангела Гавриила Деве Марии – он сообщает Ей радостную весть о том, что Она станет Матерью Бога. Обычно на иконах этого сюжета слева изображается архангел Гавриил, а справа, на фоне дома, стоящая Мария с веретеном в руках (иногда сидящая, иногда – без рукоделия).

Бывает другая композиция – Богоматерь, черпая воду из колодца (источника), оборачивается к летящему с ветвью архангелу.

Одна из самых ранних икон с сюжетом Благовещения – это икона XIII века «Устюжское Благовещение», которая находится в Третьяковской галерее. Здесь на груди Богоматери изображен Младенец Христос, как бы видимый через одежду.

Икона считалась чудотворной, и у нее есть своя история.

Она прославилась в 1290 году, когда юродивый Прокопий объявил жителям Великого Устюга, что Бог хочет покарать их за грехи. В определенный день, 8 июля, небо закрыли страшные тучи, черное облако надвигалось на город. Народ собрался в церкви, где вместе с юродивым молился перед иконой Благовещения. Вдруг из глаз Богородицы потекло миро. Народ воспринял этот знак как знамение слезного моления Богоматери перед Ее Сыном за род человеческий. Тучи пронеслись мимо, на пустом месте выпал, как говорится в предании, каменный дождь. С тех пор икона считается чудотворной.

В XVI веке, при Иване Грозном, она была перенесена в Москву, в Успенский собор. В Устюге осталась копия с этой иконы.

В 1812 году французы лишили икону ее богатого серебряного оклада, но устюжане через пять лет заменили его новым.

Икона с сюжетом “Благовещение” письма Андрея Рублева находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

4) Успение Пресвятой Богородицы.

Успение – это не смерть, это сон. Вскоре Божия Матерь, как и Христос, вознеслась на небо.

Посреди иконы на ложе лежит Богородица, у изголовья и в ногах стоят двенадцать апостолов, изображаются также епископы, святители.

Посредине на золотом фоне или в «славе» – фигура Христа, держащего запеленатого Младенца – душу Богоматери. К Христу летят архангелы, готовые принять эту душу.

Около ложа может стоять скамейка с кувшином, туфлями, свеча.

С XV века внизу стали изображать и такую сцену: ангел мечом отсекает руки Аффонию, пытавшемуся опрокинуть ложе Богоматери. Об этом сохранилось апокрифическое (написанное в более поздние времена, не вошедшее в основной текст Нового Завета) предание: когда апостолы провожали с пением тело Богоматери, иудейский первосвященник хотел остановить их. Но только он коснулся святого тела, огонь опалил его руки. Тогда первосвященник обратился с мольбой к апостолу Петру, по заступничеству которого и получил исцеление.

Часто изображаются и апостолы, спешащие со всех концов земли к месту успения Богородицы. Они как бы восседают на облаках, которые несут ангелы.

Иногда встречается и такая сцена: опоздавший апостол Фома получает из рук Богоматери, уносимой ангелами на небо, Ее пояс.

Считается, что первая на Руси икона этого сюжета принесена из Царьграда в 1073 году и вручена Антонию и Феодосию Печерским. Она находилась над Царскими Вратами Успенской церкви Киево-Печерской Лавры.

Древняя икона «Успение» конца XII – начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде находится в Третьяковской галереи. Иконография усложненная – здесь представлено как бы несколько сцен. Одна – традиционная: около лежащей на ложе Богоматери столпились апостолы, а Христос принимает душу Матери. В другой – те же апостолы летят к смертному одру Девы Марии на голубых облаках, следом за Ангелами. И в третьей – архангел Михаил возносит душу Богородицы в рай. Иисус на этой иконе предстает без “славы”. Автор выделяет и некоторые бытовые детали: за ложем стоят две свечи, а на скамеечке перед ложем – красные туфли Богоматери.

Сюжет «Успения» изображен и на обратной стороне иконы Феофана Грека «Богоматерь Донская», написанной в 1392 году. Здесь мастер особо выделяет фигуру Христа, держащего душу Марии на покрытых гиматием руках. Его огромная, по сравнению с другими персонажами, фигура в окружении серафимов выделяется на фоне темно-синей славы.

5) Изображение Богородицы на иконах господского цикла[1].

На иконе Рождества Христова Божия Матерь обычно лежит на красном ложе в центре композиции; на иконе Сретения – протягивает Младенца Симеону Богоприимцу или стоит рядом, если Младенец у него на руках; на иконе Распятия Христова – стоит в горестной позе рядом с Крестом;

На иконе Положения во гроб – склоняется в центре композиции над телом Спасителя; на иконе Вознесения Христова – стоит в середине группы апостолов с воздетыми к небу руками; на иконе Сошествие Святого Духа на апостолов – изображается в окружении апостолов, сидящей на возвышении, как правило, посередине.

Мы рассказали лишь о самых чтимых и известных образах Богородицы. На самом деле Церковь чтит около 800 образов Пресвятой Девы.

Церковь прославляет великое множество святых – апостолов, пророков, святителей, мучеников, преподобных и других. Почти всем этим святым в Церкви написаны святые образы. О всех этих образах мы, к сожалению, не можем здесь рассказать из-за недостатка места.

Иконописные изображения святых имеют достаточно постоянные, устоявшиеся веками формы. Иногда, не зная имени святого, можно по его образу определить, был ли он мучеником или святителем. Для некоторых святых не только форма образа, называемая в иконах прорисью, но и место образа в иконостасе (или на общей иконе) определяет его сан и почитаемость. Вот некоторые характерные образы святых.

1) Креститель Господень Иоанн Предтеча.

Его иконные образы имеют несколько форм.

Во-первых, образ в деисусе. Иоанн Предтеча изображается в рост, в пояс или оглавый, справа (для зрителя – здесь и далее) от Спасителя, в полоборота к нему с молитвенно протянутыми руками. С другой, левой, стороны изображается Богородица.

Во-вторых, образ Иоанна Предтечи на иконе «Крещение Господне», где он крестит Иисуса Христа, возливая воду из Иордана на голову Спасителя.

В-третьих, образ Иоанна Предтечи в виде ангела. Чаще всего на такой иконе он изображен с крыльями за спиной и чашей в руке. Другой рукой он указывает в чашу, где изображен Младенец – это символическое изображение Агнца – Богомладенца Христа (Мф.11:10-11; Лк.7:27-28).

В-четвертых, образ Усекновения главы Иоанна Предтечи, где он сам стоит с наклоненной головой, над которой занесен меч, и сам держит свою отсеченную голову как символ своих страданий.

Во всех этих образах и в некоторых других есть общие черты.

Иоанн Предтеча изображается, в соответствии со словами евангелистов, босым, в верблюжьей шерсти, с лохматой головой – это образ пустынножителя (Мф.3:4; Мк.1:6).

2) Пророки.

Пороки изображаются, обычно в 4-м и 5-м рядах иконостаса. Их одежды, как правило, свободные, как принято было в античном мире. В руках их свитки – символ тех книг, что они оставили нам.

Это пророческие книги Ветхого Завета. Головы их непокрыты. Если же пророчество их соединялось с другим званием, например царским (Давид, Соломон) или священническим (Самуил), то могут быть и царская шапка, и мантия.

3) Апостолы.

Апостолы также изображаются в античной одежде. Среди апостолов некоторые имеют отличия. Евангелисты – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – изображаются с книгой, Евангелием, в руках. Апостол Павел – с мечом. Его меч – это символ его божественных слов, силою духовной разбивающих сомнения и диавольские соблазны. Апостол Петр изображается с ключами, согласно Евангелию. В иконостасе апостолы изображены либо справа и слева от деисуса, либо в отдельном ряду над деисусом.

4) Святители.

Общий термин, объединяющий епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов – святители. Его применяют, как правило, к святым, хотя иногда и к не прославленным во святых. Изображаются святители в епископском облачении – в саккосе и омофоре, с митрой на голове. Иногда святители изображаются в фелонях вместо саккоса (в древности не было еще четкого разграничения между одеждами епископов и священников). Таковы, например, многочисленные иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, угодника Божия.

5) Цари и князья.

Особенно много святых среди русских князей. Как правило, на иконах они изображаются в княжьих шапках, с мечом в руке, в царской, красной с горностаевой опушкой, мантии. Цари на образах могут иметь венцы (короны), редко скипетр и державу – символы царской власти. Равноапостольные Константин и Елена – император Византии и его мать – изображаются с крестом. Царица Елена – как нашедшая его в Иерусалиме (см. “Воздвижение Креста Господня”), а Константин – как утвердивший христианство в империи.

6) Мученики.

Мученики, как правило, изображаются в той одежде, которая символизирует их социальное положение или род занятий. Но главное в их образах – это крест в руках как символ причастности к Кресту Господню. Эта причастность заслужена ими в страданиях – пытках, мучениях и казнях. Часто на иконах в клеймах изображаются сами мучения или орудия пыток и казни.

7) Преподобные.

Преподобные – это отшельники, пустынники, монахи, поэтому их, как правило, изображают в монашеской мантии, иногда в схиме. Их одежды черные, длинные. Некоторые преподобные жили в пустынях и в горах без какой-либо одежды. На иконах они изображаются в зеленых набедренных повязках из листьев, с длинными волосами и бородами.

8) Юродивые.

Юродивые могут изображаться голыми, либо одетыми в лохмотья, например Василий Блаженный – московский чудотворец.

Среди всех степеней святых могут встречаться женщины (кроме святителей). Их отличают, как правило, более длинные одежды, покрывающие голову.

Чин освящения совершается над всеми иконами, написанными красками, напечатанными типографским способом, резными из дерева или камня, литыми, финифтяными (керамика), вышитыми нитками или бисером. Непременное условие для освящения иконы – изображение должно быть согласно с традицией, иметь символы святости (нимб – венец на голове) и надписи имени святого. При этом изображение должно быть аккуратно вставлено в раму, в киот или обработано по краям и с обратной стороны. В любом случае готовность иконы к освящению определяет священник.

Освящать необходимо любую новую икону, а также иконы после реставрации или после осквернения. Оскверненной считается икона, найденная на свалке, среди мусора, в нечистом месте, испачканная грязью.

Всякая икона, имеющая трещины, изъяны в красочном слое, обязательно должна реставрироваться. Неблагочестиво держать в доме иконы, поврежденные временем или неаккуратным обращением.

Освящать иконы может только священник. Для этого его приглашают домой или приносят иконы в храм. В последнем случае их нужно завернуть в чистое полотенце или бумагу. Освящение совершается на общем, или водосвятном молебне, или отдельно. Для освящения икон есть четыре чина: для Господних икон, Богородичных, икон святых и общий – для «разноличних» икон. В каждом из этих чинов священник читает над иконой особые молитвы Господу Вседержителю, а затем троекратно окропляет их святой водой со словами: «Освящается образ сей (название иконы) благодатию Пресвятого Духа, воды сея Священныя окроплением, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

 

Проверочные вопросы:

 

  1. Какие иконы, отражающие земную жизнь Божией Матери, Вам известны? Опишите их.
  2. На каких Господских иконах изображается Богородица?
  3. Какие иконы святого Иоанна Крестителя Вам известны?
  4. Как изображаются на иконах пророки?
  5. Как изображаются на иконах апостолы?
  6. Как изображаются на иконах святители?
  7. Как изображаются на иконах цари и князья?
  8. Как изображаются на иконах мученики?
  9. Как изображаются на иконах преподобные?
  10. Как изображаются на иконах юродивые?
  11. Какое существует условие для освящения иконы?
  12. Может ли мирянин сам освятить икону?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 9).

Дополнительная литература:

  1. Поселянин Е.Н. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisanie-ee-zemnoj-zhizni-i-chudotvornyx-ikon/#n4 (дата обращения: 20.05.2016).
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. (См.: О святых иконах)

Видеоматериалы:

 

 

 

[1] Рекомендуется повторить тему: «VIII.1. Иконография. Иконы Господа Бога. Евангелие в иконах».