XIV.2. О десятом члене Символа веры. Церковные Таинства: Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение

Цель занятия – рассмотреть духовный смысл Церковных Таинств Покаяния, Священства, Брака и Елеосвящения.

Задачи:

  1. Рассмотреть духовный смысл Таинства Покаяния.
  2. Рассмотреть духовный смысл Таинства Священства.
  3. Рассмотреть духовный смысл Таинства Брака.
  4. Рассмотреть духовный смысл Таинства Елеосвящения.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить понятие Таинства и смысл изученных на предыдущем занятии Таинств.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О десятом члене Символа веры).
  2. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. (См.: Вопрос 42). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#1_44 (дата обращения: 20.05.2016).
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_pokajanii/ (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Беседы на Деяния Апостольские. (См.: Беседа 14). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_55/14  (дата обращения: 20.05.2016).
  4. // Он же. О священстве. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_svyashenstve/ (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Похвала Максиму, и о том, каких должно брать жен. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/_Ioann-Zlatoust/pohvala.html (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Беседы о браке. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy_o_brake/ (дата обращения: 20.05.2016).
  5. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/2 (дата обращения: 20.05.2016).
  6. Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/2 (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Послание об исповеди. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/poslanie-ob-ispovedi/ (дата обращения: 20.05.2016).
  7. Игнатий Антиохийский, свмч. Послание к Траллийцам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-trallijtsam/#0_3 (дата обращения: 20.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 11).
  2. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 347 с.– 2-е изд., расширенное и дополненное.

Дополнительная литература:

  1. Антоний (Блум), митр. Радость покаяния. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mitras.ru/pokayanie/pokayanie.htm  (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Таинство любви. [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1267 (дата обращения: 20.05.2016).
  2. Яннарас Х. Вариации на тему «Песнь песней» (эссе о любви). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/yannaras-hristos/book/69671-variacii-na-temu-pesni-pesen-esse-o-lyubvi/ (дата обращения: 20.05.2016).

Ключевые понятия:

  • Церковь;
  • Таинство;
  • Покаяние;
  • Священство;
  • Брак;
  • Елеосвящение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что происходит с человеком в Таинстве Покаяния?
  2. Что требуется от приступающих к Таинству Покаяния?
  3. Каково православное понимание греха и Исповеди?
  4. Что включает в себя священническое служение?
  5. В чем уникальность дара священнической благодати?
  6. Какие функции в Церкви выполняют диаконы, священники и епископы?
  7. Как определяется Таинство Брака в Пространном катехизисе?
  8. Когда было установлено Таинство Брака?
  9. Как Вы понимаете выражение о том, что Брак есть образ союза Христа и Церкви?
  10. Каким образом брак способствует спасению человека?
  11. Какое определение Таинству Елеосвящения дается в Православном катехизисе?
  12. Если после Таинства Елеосвящения человек не получил исцеление от своей болезни, можно ли сказать, что Таинство было для него бесполезным?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Таинство Покаяния

2. Таинство Священства

3. Таинство Брака

4. Таинство Елеосвящения

1. Таинство Покаяния

В Пространном катехизисе говорится: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).

От приступающих к Таинству Покаяния требуется: а) вера во Христа, ибо «... всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян.10:43); б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7:10); в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иез. 33:19).

Покаяние по-гречески звучит как μετάνοια (метанойа) и означает «перемену ума». В Покаянии человек обновляется и изменяется, духовно очищается и преображается. Покаяние, строго говоря, завершается даже не тогда, когда человек покаялся на Исповеди перед священником. Окончательное покаяние – как подлинная перемена ума – наступает, когда человек оказывается перед возможностью повторить тот или иной грех, но его не повторяет, потому что этот грех уже не имеет в нем своего начала, своего корня, своего основания. Хотя не будем забывать и о том, что центральным, важнейшим моментом покаяния все же является исповедание греха перед иереем и очищение души христианина от этого греха силой действующей в Таинстве Покаяния Божественной благодати.

Всегда проявляющийся в виде конкретного злого поступка, грех, по определению преподобного Максима Исповедника, есть по своей сути «отпадение человеческого произволения от блага ко злу». Через грех человек сам добровольно отделяет себя от Бога. По сути, тяжко согрешающий человек ставит себя вне Церкви и вне Спасения. Прп. Симеон Новый Богослов говорит об охранительном значении заповедей Божиих: «Мы считаем, что заповеди человеколюбивого Бога соблюдаются нами, и тяготимся этим, не зная, что скорее мы сами бываем хранимы ими; ибо соблюдающий заповеди Божии не их, но самого себя соблюдает и сохраняет от видимых и невидимых врагов».

В Православной Церкви грех рассматривается, прежде всего, как болезнь, как заболевание души, нарушившее первозданную гармонию Божественного плана о мире. В нашем православном чинопоследовании Таинства Покаяния есть такое выражение: «…пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Именно уврачевание человека, восстановление здравия его души – цель Таинства Покаяния. В этом православное восприятие значения Таинства Покаяния отличается от понимания Покаяния в католицизме, в латинской традиции, где духовник выступает как судья, следователь, обличитель. В Православии же священник по преимуществу – врач. Исповедь в глазах латинского духовника – это прежде всего трибунал, следственный процесс, а для православного иерея это момент духовной «врачебной» помощи. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует об этом так: «Войди в церковь, покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение в грехах. Одному Богу скажи грех твой… и отпустится тебе грех».

Что происходит с грехом в момент Исповеди? Он уничтожается, перестает быть частью нашего душевного внутреннего содержания и относится к тому прошлому, которое перечеркнуто, уничтожено. Впрочем, это не значит, что все совершенные нами прежде греховные поступки, в которых мы исповедались перед священником, не оказывают на нас уже никакого влияния. Оказывают. Но уже не как вина, а как наша память, наши переживания, следы, шрамы, которые остались у нас в душе. Кроме того, здесь следует различать те наши грехи, о которых можно уже не вспоминать, и те, за которые мы по-прежнему несем ответственность и перед Богом, и перед людьми – как имеющие далеко идущие последствия, отразившиеся на судьбах наших ближних; грехи, печальные плоды которых нам еще надлежит уврачевать. Например, человек до прихода на Исповедь имел какую-то незаконную внебрачную связь, и у него родился ребенок. Теперь представим себе, что он исповедался в своем грехе и после этого вдруг говорит: «Все. Моя прежняя жизнь перечеркнута. Я теперь святой, я теперь очистился в православном Таинстве, никакого греха на мне уже нет, и потому никаких своих прежних детей я не знаю и знать не хочу…» Понятно, что это абсолютно нехристианский подход, нехристианская позиция. Многое из того, что было с человеком до Покаяния (так же, как и до Крещения), навсегда налагает на него определенную ответственность за совершенные им прежде поступки.

И вместе с тем, после Исповеди его вины перед Богом за эти совершенные прежде и прощенные в Таинстве Покаяния грехи уже нет. То есть с духовным настоящим человека прежний – исповеданный – грех уже не имеет ничего общего.

Кроме того, следует помнить и о том, что не существует такого греха, который не смог бы, не сумел бы простить нам всемогущий, милующий и любящий нас Господь – лишь бы наше покаяние было искренним и полным. По слову святителя Кирилла Александрийского, «нет непрощенного греха перед Богом для тех, кто искренне и достойно кается».

Пребывание в рабстве греху для всякого человека – это не просто некая «духовная» спячка; это – постоянная внутренняя мука, которую он испытывает. Нахождение под властью греха – это пытка, духовная пытка, которой человек сам себя подвергает. И пока человек от греха не очистился, эта пытка в его душе продолжается непрестанно, подтачивая, духовно уничтожая, убивая грешника. Об этом не устают повторять Святые Отцы. Так, святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Грех есть ужасное зло, но не неизлечимое. Ужасно для того, кто имеет его, но удобно излечимо в том, кто отвергает его посредством покаяния. Ибо представь, что кто-либо держит в руке огонь. Пока он держит уголь, до тех пор тот без сомнения жжет его, но если бросит он уголь, то прекратится и жар». И вот, отказываясь каяться в том или ином грехе, откладывая на неопределенное время свое покаяние, мы как раз и попадаем в положение того человека, у которого в руке уголь. Этот уголь – не просто камешек, который нам своим весом оттягивает руку: он эту руку прожигает, он ее невыносимо и болезненно плавит. И единственный способ от этой боли, от этого медленного умирания (ведь человек этим пламенеющим углем сжигается, постепенно «сходит на нет») избавиться – это просто отбросить уголь греха через церковное Покаяние.

Покаяние дает нам восстановление нашего доброго первоначального состояния, некогда обретенного нами благодаря крещальной купели. Покаяние часто называют «вторым Крещением», обновлением Крещения. О восстановлении через Таинство Покаяния утраченной в результате наших грехов первой благодати Крещения ясно свидетельствует и преподобный Симеон Новый Богослов: «если мы по Крещении уклоняемся на скверные и злые дела, то совершенно теряем и самое освящение. И уже покаянием, исповедью и слезами, соответственно делам, получаем опять сначала отпущение прегрешений, а потом и освящение вышней благодатью».

Тем самым, именно благодаря плодам Покаяния, вновь возрождается та взаимная святая любовь, что родилась прежде – в Таинствах Крещения и Миропомазания – между Богом и христианской душой и была перечеркнута человеческим грехом.

Пространный катехизис дает следующее определение Таинству Священства: «Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово».

Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20).

Таким образом, священническое служение включает в себя учительство («научите»), священнодействие («крестя») и служение управления («уча их соблюдать»). Это тройственное служение – учительства, священнодействия и управления – имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются для того, чтобы «пасти Церковь» (Деян. 20:28).

Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь «поставил одних Апостолами, ... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения...» (Еф. 4:11-12).

Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас...» (Ин. 15:16), «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Еф. 5:4).

Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, – это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в Таинстве Священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина.

Сам Дух Святой, Сам Бог поставляет людей в Таинстве Священства в новое преображенное достоинство, даруя им власть действовать в Церкви Христовой в согласии со степенью поданной Богом благодати. Так, свт. Григорий Богослов прямо называет рукоположенных священнослужителей помазанниками Святого Духа. Епископ возлагает на них руку, содействуя, сослужа Богу, но именно сила Божия невидимо касается главы ставленника. По слову свт. Иоанна Златоуста, здесь «возлагается рука на человека; но все совершает Бог, и Его десница касается головы рукополагаемого».

Обретшие, благодаря рукоположению, особые благодатные дары, получившие священный сан, христиане оказываются способны реализовать эту данную им в Таинстве силу благодати. Отныне они смогут совершать православное богослужение, в том числе и Церковные Таинства. Они будут приносить себя самих, свою жизнь в жертву Христу и ближнему, целиком посвящая себя священническому служению. Они станут созидать собственную благочестивую жизнь – как пример для подражания пастве. Они будут проповедовать истину Евангелия. Им предстоит быть духовными отцами и пастырями для своих прихожан, являя им своим служением как бы «икону» Божественного Отцовства, «икону» Творца, усыновляющего – по дару благодати – стремящихся к обожению христиан.

Уникальность дара священнической благодати заключается еще и в том, что эта благодать подается рукополагаемому в первую очередь не ради него самого, не ради его собственного Спасения, но – ради Спасения ближних. Дары благодати в других Таинствах, как правило, ведут к вхождению в Царствие Небесное одного лишь своего причастника. Но дар Таинства Священства – это как раз тот дар благодатной любви, которая «не ищет своего» (1Кор. 13:5), но вся целиком и без остатка жертвует себя на служение ближнему. Можно сказать, что священнический дар так ответственен и страшен именно потому, что священник может спастись лишь тогда, когда вместе с ним спасутся его пасомые. Священническая благодать – это «талант», который принесет ему пользу не тогда, когда будет сохранен им в себе, но когда будет многократно приумножен в других…

Церковная традиция, святоотеческое Предание мыслит священническое служение как высочайшее из всех доступных для христианина. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует об этом так: священнослужители, «люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам…».

Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14), «... напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим. 1:6).

В Православной Церкви три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон: «Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные».

Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и святого мира.

Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал: «Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов – без них нет Церкви».

Пространный катехизис определяет Брак как «Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел: «... оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика...» (Еф. 5:31-32).

Таинство Брака – самое древнее из церковных Таинств. Зачастую принято говорить о том, что все Таинства установлены Господом Иисусом Христом в евангельскую эпоху. Момент установления Таинства Брака обычно связывают с посещением Господом Иисусом Христом брачного пира в Кане Галилейской, где Он претворил воду в вино. Однако древние Святые Отцы утверждают иное: Таинство Брака – это единственное Таинство, которое заключается, совершается еще в Райском саду, еще до грехопадения человека. Причем оно реализуется здесь уже именно как Таинство, уже как благодатное Божественное священнодействие. Сам Бог приводит жену к Адаму, и вот это-то и есть первое древнейшее Таинство Брака. Именно тогда, по слову блаженного Феодорита Кирского, Бог сочетал жену «с мужем по закону, и ныне остающемуся в силе, привел ее к мужу. Сам стал невестоводителем и другом жениха…».

Тот первый райский Брак сделался святыней еще и потому, что уже изначально – в Божественном предведении о грядущей необходимости Воплощения Христова ради Спасения падшего человека – оказался также и прообразом новозаветного союза Христа и Церкви. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: «как Ева… произошла из ребра Адамова, так и мы из ребра Христова. Это значит «от плоти Его и от костей Его»… Когда Христос был вознесен на крест, пригвожден и умер, тогда «пришедше один из воин ребро Ему прободе, и изыде кровь и вода» (ср. Ин. 19, 34), и из этой крови и воды составилась вся Церковь… Как во время сна Адамова создана была жена, так и во время смерти Христовой образовалась Церковь из ребра Его. Но не потому только нужно любить жену, что она член наш и от нас получила начало своего существования, но и потому, что об этом самом Бог поставил закон, сказав так: «сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» (Быт. 2:24)… Как же это произошло со Христом и Церковью? – Как жених, оставив отца, приходит к невесте, так и Христос, оставив престол Отца, пришел к невесте; не нас возвел горе, но Сам пришел к нам».

Итак, свидетельство о смысле Таинства Брака, о том, что мистически происходит в этом священнодействии, мы обнаруживаем еще в первых главах книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Брак и в Ветхом, и в Новом Завете – это синоним радости. Так, например, то состояние, которое явится праведникам в жизни будущего века, когда святые будут пребывать с Агнцем, то есть со Христом, в книге Откровения Иоанна Богослова именуется брачным пиром, брачной вечерей: именно тогда и осуществится в своей полноте нескончаемый брачный союз Христа и Его единой Церкви. «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Откр. 19:7-9).

Ради чего в мире был установлен Богом Брак? Мы помним по первым главам книги Бытия, что Господь творит Еву по вполне определенной причине: потому что Адаму недостает «помощника». Здесь говорится: «…не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Что означает здесь слово «помощник»? Помощник в труде, может быть? Но тогда, наверное, Богу проще было бы сотворить второго мужчину: для корчевания пней в Эдемском саду, для прополки эдемских грядок и так далее – крепкий мужчина гораздо лучше подойдет для физического труда, чем женщина. Но Господь творит нечто совершенно иное, новое: Он творит Адаму жену. С еврейского языка эту фразу книги Бытия дословно следовало бы перевести скорее так: «Сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Тем самым речь идет не о восполнении в труде, а о восполнении в бытии. Действительно, именно такого мистического единения, такой подлинной духовной и физической полноты двух любящих друг друга существ как раз и не доставало новосотворенному человеку.

Но Творец не только создал жену: Он привел ее к Адаму. И это благословение Божие, совершившееся в Эдеме, и стало началом бытия Таинства Брака. Адама и Еву в Раю, по свидетельству Господа Иисуса Христа, сочетал Сам Бог (см. Мф. 19, 6).

В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, но цель в себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2:24; Мф. 19:5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

Основная цель жизни человека – услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача». Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.

Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие – девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования.

«Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное». Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества: «... не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:11-12). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор. 7:32-33).

Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.

Елеосвящение, согласно Пространному катехизису есть «Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».

Это Таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Ап. Иаков свидетельствует, что это Таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души – как обезбоженности человека, как его лишенности действия освящающей Божественной благодати. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым спасая его все от той же смерти, ибо причиной и нашего физического, и нашего духовного умирания являются грехи.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не наверняка, не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление и, быть может, очень скоро все равно умрет. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, иной особый дар, особую способность: по-новому, стойко и благодарно, воспринять свою смертельную болезнь, истинно по-христиански приблизиться к вхождению в вечную жизнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда прославляющими, преображающими, становятся одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем страдая во Христе, сострадая Господу, сораспинаясь с Ним и тем самым с Ним соединяясь, – подлинно очищается и освящается.

 

По мысли святого Николая Кавасилы, благодаря нашему участию в каждом из церковных Таинств, мы делаемся едины со Христом, подлинно приобщаясь к одной из сторон Искупительного Подвига воплотившегося Слова, соучаствуя в Его земном служении. Происходит это с нами в том числе и в Таинстве Елеосвящения: ведь здесь мы разделяем с Господом его Крестную муку. И потому-то отныне, благодаря нашему мистическому единению со Христом в Таинстве Елеосвящения, физическая смерть становится для участвующего в Соборовании человека уже не столь страшна: ведь восходя с Господом на Крест, он побеждает гораздо более ужасную, чем смерть физическая, смерть духовную, смерть души, тем самым обретая вечную жизнь во Христе.

Проверочные вопросы:

 

  1. Что происходит с человеком в Таинстве Покаяния?
  2. Что требуется от приступающих к Таинству Покаяния?
  3. Каково православное понимание греха и Исповеди?
  4. Что включает в себя священническое служение?
  5. В чем уникальность дара священнической благодати?
  6. Какие функции в Церкви выполняют диаконы, священники и епископы?
  7. Как определяется Таинство Брака в Пространном катехизисе?
  8. Когда было установлено Таинство Брака?
  9. Как Вы понимаете выражение о том, что Брак есть образ союза Христа и Церкви?
  10. Каким образом брак способствует спасению человека?
  11. Какое определение Таинству Елеосвящения дается в Православном катехизисе?
  12. Если после Таинства Елеосвящения человек не получил исцеление от своей болезни, можно ли сказать, что Таинство было для него бесполезным?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О десятом члене Символа веры).
  2. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. (См.: Вопрос 42). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#1_44 (дата обращения: 20.05.2016).
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_pokajanii/ (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Беседы на Деяния Апостольские. (См.: Беседа 14). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_55/14  (дата обращения: 20.05.2016).
  4. // Он же. О священстве. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_svyashenstve/ (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Похвала Максиму, и о том, каких должно брать жен. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/_Ioann-Zlatoust/pohvala.html (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Беседы о браке. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy_o_brake/ (дата обращения: 20.05.2016).
  5. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/2 (дата обращения: 20.05.2016).
  6. Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/2 (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Послание об исповеди. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/poslanie-ob-ispovedi/ (дата обращения: 20.05.2016).
  7. Игнатий Антиохийский, свмч. Послание к Траллийцам. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-trallijtsam/#0_3 (дата обращения: 20.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 11).
  2. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 347 с.– 2-е изд., расширенное и дополненное.

Дополнительная литература:

 

  1. Антоний (Блум), митр. Радость покаяния. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mitras.ru/pokayanie/pokayanie.htm  (дата обращения: 20.05.2016). // Он же. Таинство любви. [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1267 (дата обращения: 20.05.2016).
  2. Яннарас Х. Вариации на тему «Песнь песней» (эссе о любви). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/yannaras-hristos/book/69671-variacii-na-temu-pesni-pesen-esse-o-lyubvi/ (дата обращения: 20.05.2016).

Видеоматериалы: