XX. Период греческого и сирийского владычества (333-63 гг. до н.э.). Восстание Маккавеев. Правление Маккавейской династии

Цель занятия – рассмотреть период греческого, сирийского владычества, восстание Маккавеев и время правления Маккавейской династии.

Задачи:

  1. Рассмотреть период греческого владычества над Иудеей.
  2. Рассмотреть жизнь иудеев во время правления Птоломеев.
  3. Рассмотреть гонения на иудеев во время сирийского владычества.
  4. Рассмотреть освободительную войну под предводительством Маккавеев, установление и правление Маккавейской династии.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 16. В память святых мучеников маккавеев). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/16 (дата обращения: 16.05.2016).
  2. Нектарий Эгинский, свт. О Святых Божиих Заступниках наших на небесах. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Eginskij/o-svjatykh-bozhiikh-zastupnikakh-nashikh-na-nebesakh/2_1 (дата обращения: 16.05.2016).
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о маккавеях. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/beseda_makkavei/ (дата обращения: 16.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Греческое и сирийское владычество. Завоевание Иудеи Римом).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: гл. 19).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Первую, Вторую и Третью Книги Маккавейские).
  2. Флавий И. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. – М.: Изд. «Альфа-книга», 2011. 1279 с. (См.: кн. 11. гл. 8, кн. 12, кн. 13, кн. 14).

Ключевые понятия:

  • Мученики;
  • Маккавей;
  • Праздник обновления Храма.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Когда и при каких обстоятельствах Иудея была покорена Александром Македонским?
  2. Какова история построения храма на горе Гаризм?
  3. Как жилось иудеям под властью Птоломеев? Какое важное событие произошло во время правления Птоломея Филадельфа?
  4. В чем заключались гонения на иудеев во время Антиоха Епифана?
  5. В чем заключался подвиг мучеников Маккавейских? Почему мы называем их мучениками за Христа?
  6. Кто поднял восстание в защиту иудейской веры?
  7. Какой праздник был установлен в связи с очищением Храма от языческих мерзостей?
  8. В каком контексте во Второй Маккавейской Книге говорится о сотворении мира из ничего, о воскресении из мертвых, о молитвенной помощи святых и о поминовении усопших?
  9. Сколько лет правила Маккавейская династия? Чем закончилось это правление?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

1. Период греческого владычества

2. Иудея под властью Египта

3. Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи

4. Восстание против сирийской власти. Правление династии Маккавеев

1. Период греческого владычества

Царство Персидское клонилось к своему закату, а в это время на политическую арену выступило Македонское царство, во главе с его знаменитым царем и полководцем Александром, прозванным Македонским (правил в 336-323 годах до Р.Х.).

В 332 году Александр, следуя по Средиземноморскому побережью на юг, осадил Тир и прошел по Египту. Именно в этот момент произошло столкновение Александра с Иудеей. Иерусалим отказался помогать Александру вести осаду Тира, ссылаясь на присягу, которую они приносили персам. Тем не менее Иерусалим был пощажен Александром. Когда грозный завоеватель подошел к Иерусалиму, первосвященник Адуй в священных одеждах, окруженный священниками и громадной толпой народа в белых одеждах, открыл ворота города и вышел к нему навстречу. Александр был поражен такой торжественной встречей и поклонился первосвященнику. При этом Александр сказал, что видел сон, побудивший его воздать почести Богу иудеев. Проверить эти сведения мы не можем, но, вообще, это не противоречит поступкам Александра Македонского в других случаях. В религиозном смысле он всегда был настроен весьма терпимо и воздавал почести божествам самых разных стран.

Войдя в Иерусалимский храм, Александр принес жертву Богу. Здесь ему прочитали пророчество Даниила о том, что царь Греческий покорит царство Персидское (Дан. 8:7,20-21). Александр выразил радость, когда узнал об этом пророчестве, и проявил большую снисходительность к иудеям. Он разрешил им и впредь жить по своим отеческим законам и освободил их от податей в субботние годы (каждый седьмой год), так как в эти годы иудеи не возделывали землю.

Ко времени нашествия Александра Македонского Иосиф Флавий относит и построение самарянами храма на горе Гаризим. Разрешение на его строительство получил у Александра сатрап (правитель) области самарян Санаваллат. Построил он его как в пику иудеям, так и ради своего зятя Манассии, сына иудейского первосвященника. Манассия был изгнан из Иерусалима за то, что был женат на иноплеменнице. Чтобы утешить зятя, Санаваллат построил храм и сделал Манассию верховным священником.

С этого момента отношения самарян с иудеями, подорванные тем, что иудеи в свое время не допустили самарян к строительству Иерусалимского храма, окончательно испортились. Храм на горе Гаризим просуществовал до времен потомка Маккавеев Иоанна Гиркана, которым он был разрушен. Вопрос: «Где следует поклоняться Богу, в Иерусалиме или на горе Гаризим?» – задает Христу самарянка (Ин. 4:19-20).

После смерти Александра Македонского царство разделилось и досталось четырем его военачальникам. Один из них, Птоломей, ставший царем Египта, покорил иудеев своей власти и отвел многие тысячи их в Египет.

Судя по всему, это правление не было для Палестины тяжким, причем, по имеющимся сведениям, цари египетские весьма ценили такое свойство иудеев, как верность присяге, и весьма охотно брали иудейских наемников в свои войска. Есть древние документы, которые свидетельствуют о том, что во многих пограничных египетских областях были гарнизоны, имевшие в себе большое количество иудеев, в этих гарнизонах были синагоги. Таким образом, иудейской диаспоре в Египте оказывалось значительное покровительство.

При сыне Птоломея Лага, царе Птоломее Филадельфе (III в. до Р.Х.), который хорошо относился к иудеям, было совершено великое дело. По его распоряжению книги Священного Писания переведены были с еврейского языка на греческий. Перевод сделали семьдесят толковников, то есть ученых людей. Греческий язык был самым распространенным языком в то время. Перевод этот принес огромную пользу, так как теперь даже язычники могли читать священные книги на знакомом им языке. Владычество греческих царей послужило распространению истинного знания о Боге среди языческих народов.

Мирное течение жизни во время греческого владычества нарушалось лишь иногда. В Третьей книге Маккавейской описан эпизод, относящийся ко времени Птоломея Филопатора, который предпринял попытку истребить иудеев.

Причинами гнева царя названы, во-первых, неудачная попытка ограбления Иерусалимского храма, во-вторых, как представляет сам царь, из‑за сопротивления иудеев тому, чтобы дать им полное гражданство и все гражданские права, что было воспринято как проявление крайней неблагодарности. В чем причина? Для людей эллинистической культуры обладание гражданскими правами, полноценное участие в гражданской жизни государства означало полное участие и в религиозной жизни государства, участие в культе различных богов. Иудеи этого принять не могли. Хотя были и такие, которые ради успеха своей торговли, ради должностей, которые они получили, легко отреклись от веры отцов и приняли навязанное им язычество.

Сначала Птоломей дает распоряжение о том, чтобы обращать иудеев в рабство и в знак этого выжигать у них на лбу знак Диониса (3Мак. 2:20-21), то есть виноградный лист. Для иудеев было одно средство избавиться от рабства: принять участие в языческих жертвоприношениях. Затем, все более распаляясь, Птоломей дает указание о том, чтобы захватить еще большее количество иудеев, свезти их в некоторое место неподалеку от столицы и устроить показательную публичную казнь-зрелище: выпустить на них обезумевших слонов (3Мак. 5). Для того чтобы эта операция прошла успешно, он дает указание, что выдавший скрывающегося иудея получает все его имущество. Кто, наоборот, скроет у себя иудея, будет подвергнут казни (3Мак. 3:20-22).

Затем описывается, как иудеи целыми семьями на кораблях сплавлялись по Нилу и привозились к столице, где готовилась их казнь. Среди них был священник, который молился: «И ныне, Отмститель обид, многомилостивый, покровитель всех, явись вскоре сущим от рода Израилева, обидимым от гнусных беззаконных язычников. Если же жизнь наша в преселении наполнилась нечестием, то, избавив нас от руки врагов, погуби нас, Господи, какою Тебе благоугодно, смертью, да не славословят суеверы суетных идолов за погибель возлюбленных Твоих, говоря: не избавил их Бог их.<…>Да устрашатся теперь язычники непобедимого могущества Твоего, Преславный, обладающий силою спасти род Иакова» (3Мак. 6:7-9,12). «Но намерение царя трижды осталось без исполнения: в первый раз он очень долго проспал, во второй раз помешался в рассудке и забыл о повелении, а в третий слоны были остановлены ангелами и возвращены на своих погонщиков, а царь поражен телесной слабостью (гл. 5–6). Видя в этом чудесную защиту иудеев Господом, царь оставил свое намерение и, угостив их, распорядился всем им возвратиться по местам жительства (7 гл.)».

Иудеям было возвращено имущество. Освободившиеся иудеи этим не довольствовались и просили дать им возможность покарать тех иудеев, которые от веры отступили, «присовокупляя, что преступившие ради чрева постановления Божественные никогда не будут иметь добрых расположений и к правлению царя» (3Мак. 7:9).

Дальше описано, с каким торжеством они совершают убийство отступников, то есть нормы и нравы Ветхого Завета остаются прежними.

События Третьей книги Маккавейской относятся к самому концу III века до Р. Х.

Недовольные политикой Птоломея, иудеи помогли сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом. Но если сам Антиох Великий покровительствовал иудеям, то последующие сирийские цари начали преследовать их за истинную веру и принуждать к идолопоклонству. Особенно жестоким гонителем был царь Антиох IV Епифан (175-164 гг. до Р.Х.). Стараясь укрепить свое царство, Антиох Епифан начал проводить политику эллинизации народов, находящихся под его властью.

Антиох Епифан превратил Иерусалимский храм в храм Юпитера Олимпийского, наполнив его мерзостью идолослужения и блуда. Храм на горе Гаризим тоже становится храмом Юпитера Странноприимца (2Мак. 6:1-6).

Этим Антиох не ограничивается; он повелевает истреблять по всей стране священные книги, и каждый, у кого их находили, должен был быть казнен. Приказывает казнить тех, кто будет учить людей Закону Божию. Запрещает совершать обрезание; если все‑таки оказывается, что младенца обрезали, то убивают младенца, мать и того, кто совершал обрезание, то есть всех, кто в этом участвовал (1Мак. 1:56-61). Как видим, первый удар наносится по священникам и учителям Закона. И наконец, он устанавливает обязательное для всех жертвоприношение. Для этого по всем городам и селениям разъезжали специальные комиссии, которые устраивали жертвенники, чтобы все в обязательном порядке публично приносили языческие жертвы и вкушали идоложертвенное, дабы продемонстрировать свою лояльность властям. «Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем» (2Мак. 6:6-7).

Противников этого указа царь повелевал предавать смерти. Царский указ был разослан всем народам, в том числе и иудеям. Никогда за все время своего существования евреи не были в таком несчастном положении, как теперь. У них отнимали все, чем они всегда дорожили: и язык, и обычаи, и веру. Надо сказать, что многие евреи, боясь преследований и мучений, изменили своей вере и стали идолопоклонниками, но были и такие, которые предпочитали смерть измене.

Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещенную законом Моисеевым пищу – свиное мясо. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещенное законом. Но Елеазар и на это ответил: «В мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры». Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру.

Потом к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их есть свиное мясо, но они отвечали ему: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов». Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь с ласкою убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну исполнить требование царя. Но она подошла к сыну и сказала: «Сын мой! не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла, всех вас вместе, встретить в будущей, вечной жизни». Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. После гибели младшего сына Соломония скончалась над телами своих детей.

Это семейство мучеников известно под именем мучеников Маккавеев, т.к. их подвиг описан во Второй книге Маккавейской. Церковь почитает их как мучеников за Христа, хотя они погибли до Его пришествия, потому что Маккавеи умерли, веря в воскресение мертвых. Один из братьев перед смертью сказал мучителю: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (2Макк. 7:14).

Это напоминает терминологию Евангелия от Иоанна, где Господь говорит, что одни изойдут в воскресение жизни, а другие изойдут в воскресение суда (Ин. 5: 29). Маккавейские книги не являются каноническими, однако эти слова ясно свидетельствуют о том, что вера в сотворение мира из ничего и в воскресение мертвых существовала еще в ветхозаветную эпоху.

Мученикам Маккавеям посвящены слова святых отцов. Например, свт. Григорий Богослов говорит о них так: «Так Елеазар насладился священством; так сам был посвящен и других посвятил в небесные таинства: не внешними кроплениями, но собственной кровью, освятил Израиля и последний день жизни сделал совершительным таинством! Так сыны насладились юностью; не сластолюбию раболепствуя, но возобладав над страстями, очистили тело и преставились к бесстрастной жизни! Так мать насладилась многочадием, так украшалась детьми при жизни их и опочила вместе с отошедшими!». А свт. Иоанн Златоуст сравнивает младшего брата с Исааком, говоря, что он даже превзошел последнего своим мужеством: «Если мы удивляемся Исааку, что он, будучи связан и положен отцом, не соскочил с жертвенника и не убежал, видя поднятый на него нож, – то гораздо более надобно удивляться этому мученику, что он не был связан, не имел даже и нужды в узах и не дожидался рук палачей, но сам для себя был и жертвой, и священником, и жертвенником».

На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. В город Модин, в котором он жил, являются посланники Антиоха, которые требуют от всех пойти и принести жертву, и все собираются. Маттафия, несмотря на уговоры, отказывается и призывает к тому же народ. Когда же некий иудей приходит, для того чтобы принести языческую жертву, Маттафия убивает его, убивает царского посланника и вместе с пятью своими сыновьями убегает в горы. Вокруг них начинает постепенно создаваться повстанческий отряд. В Иудею была послана карательная экспедиция, которая напала на иудеев в субботу и многих истребила, потому что те даже не стали загораживать вход в пещеру. Они были там все истреблены. После этого было принято решение о том, что и в субботу следует защищаться в случае нападения (1Мак. 2:41).

Маттафия прожил после этого недолго, и перед своей смертью он назначил старшим вместо себя одного из сыновей – Симона (у него тоже было пятеро сыновей), а военачальником – Иуду, которому дали прозвище Маккавей, то есть молот – по причине его побед. Но со временем это прозвище перешло как к его братьям, так и вообще ко всем тем, кто боролся за независимость Иудеи, и все движение стало называться Маккавейским.

Начинаются активные военные действия Иуды Маккавея (166-160 гг. до Р. Х.), его братьев и тех людей, которые были с ними. Они оказались весьма успешными, поскольку Антиох не ожидал встретить серьезное сопротивление.

Иуде Маккавею через очень краткое время удается прийти в Иерусалим и отвоевать Сион. В руках сирийцев осталась только цитадель. Храм был очищен от всех мерзостей, которые там творились, возобновилось богослужение. Складывается новый жертвенник, а камни от прежнего, оскверненного, откладываются в сторону. Иудеи не знали, что с ними делать, и решили их оставить до времени, когда придет верный пророк и скажет, как поступить с камнями от этого жертвенника (1Мак. 4:43-45). Совершив восьмидневное празднование по подобию праздника Кущей, иудеи постановили ежегодно совершать праздник обновления Храма, о котором упоминает Евангелие (Ин. 10:22).

После одного из сражений Иуда Маккавей осматривает погибших и выясняет, что погибли те, кто носили на себе языческие амулеты, талисманы. Тогда он посылает деньги в Иерусалим, для того чтобы там принесли жертвы за грехи этих погибших. Для ветхозаветной Церкви было не чуждо принести жертвы для очищения грехов умерших.

В одном из эпизодов Иуда Маккавей, молящийся перед сражением, видит первосвященника Онию праведного и пророка Иеремию, которые молят Бога о благополучном исходе этого сражения (2Мак.15:12-13). Молитвенное общение живых и умерших признавалось уже Ветхозаветной Церковью. Так что и это не есть новозаветное нововведение. Свт. Нектарий Эгинский приводит это место Священного Писания в доказательство молитв святых: «В Ветхом Завете, во Второй Маккавейской книге (15:1-16) ясно говорится о том, что умершие праведники знают о нас и молятся за своих живых братьев. В указанных стихах рассказывается, что Иеремия молится об иудейском народе, и Ония, ставший архиереем, также добрый человек, молится о народе. Это было открыто Иуде Маккавею во сне. Отвергающие молитвы святых не могут отвергнуть и это свидетельство. Ибо если они и отвергают его, существует свидетельство иудеев, поверивших словам Иуды. Если бы иудеи согласно с преданием не верили в то, что святые мужи могут являться во сне и что они молятся за них, то Иуде, проповедовавшему противное догматам, не поверили бы».

Происходит некоторый перелом в истории маккавейских войн; до этого момента война идет за богопочитание, за веру предков, за свободу от навязываемого культа идолов, за освобождение храма Иерусалимского. После освобождения Иерусалима и Храма умирает Антиох Епифан. Он раскаивается и признает, что это кара за осквернение Храма Божия и города Божия. Перед кончиной Антиох провозгласил право иудеев на свободу своего вероисповедания и повелел вернуть все, что он захватил в Храме, и дал указ, чтобы там приносили жертвы, и даже обещал в случае выздоровления сделаться иудеем. Он не выздоравливает (2Мак. 9). Но с этого момента религиозные преследования прекращаются.

Война теряет свой религиозный смысл, так как все свободы религиозные восстановлены, Храм освобожден, очищен и освящен. Но война продолжается дальше и с этого момента приобретает уже национально-освободительный характер. Некоторые благочестивые иудеи, названные в Писании хасидеями, от движения Маккавейского отстают, потому что не видят смысла бороться дальше. Смысл воевать за отеческий закон они видели, а смысла воевать за политическую независимость и за восстановление царства – нет.

Иуда погиб как герой, когда его войско было окружено многочисленным войском сирийским (двадцать две тысячи), а у него было только восемьсот человек. Не желая сдаваться в плен, Иуда принял неравный бой.

В благодарность за освобождение Иудеи евреи провозгласили Симона своим вождем и возложили на него сан первосвященника. Во время правления Симона иудеи жили свободно и мирно.

Преемником Симона был его сын Иоанн Гиркан (Гиркан в переводе «разоритель врагов»). Он был последним из народных героев, которые прославили династию Маккавеев. Иоанн покорил идумеев и заставил их принять закон Моисеев. Он также покорил самарян и разрушил их храм на горе Гаризим.

Маккавейская династия правила Иудеей недолго – с 143 по 63 гг. до н.э. Конец внутренним династическим распрям и борьбе за власть положило вмешательство римлян. 

Проверочные вопросы:

  1. Когда и при каких обстоятельствах Иудея была покорена Александром Македонским?
  2. Какова история построения храма на горе Гаризм?
  3. Как жилось иудеям под властью Птоломеев? Какое важное событие произошло во время правления Птоломея Филадельфа?
  4. В чем заключались гонения на иудеев во время Антиоха Епифана?
  5. В чем заключался подвиг мучеников Маккавейских? Почему мы называем их мучениками за Христа?
  6. Кто поднял восстание в защиту иудейской веры?
  7. Какой праздник был установлен в связи с очищением Храма от языческих мерзостей?
  8. В каком контексте во Второй Маккавейской Книге говорится о сотворении мира из ничего, о воскресении из мертвых, о молитвенной помощи святых и о поминовении усопших?
  9. Сколько лет правила Маккавейская династия? Чем закончилось это правление?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 16. В память святых мучеников маккавеев). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/16 (дата обращения: 16.05.2016).
  2. Нектарий Эгинский, свт. О Святых Божиих Заступниках наших на небесах. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Eginskij/o-svjatykh-bozhiikh-zastupnikakh-nashikh-na-nebesakh/2_1 (дата обращения: 16.05.2016).
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о маккавеях. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/beseda_makkavei/ (дата обращения: 16.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Греческое и сирийское владычество. Завоевание Иудеи Римом).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: гл. 19).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Первую, Вторую и Третью Книги Маккавейские).
  2. Флавий И. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. – М.: Изд. «Альфа-книга», 2011. 1279 с. (См.: кн. 11. гл. 8, кн. 12, кн. 13, кн. 14).

Видеоматериалы: