XIX. Персидское владычество

Цель занятия – рассмотреть жизнь иудеев после возвращения из плена в период персидского владычества.

Задачи:

  1. Рассмотреть обстоятельства первого возвращения иудеев из плена.
  2. Рассмотреть сооружение Второго Храма.
  3. Рассмотреть переселение в Иудею второй партии репатриантов во главе со священником Ездрой и его деятельность.
  4. Рассмотреть деятельность Неемии.
  5. Дать информацию о служении пророков в послепленный период.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями дать характеристику жизни иудеев в плену.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с Книгами Маккавейскими; по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Толкование на пророка Аггея. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-proroka-aggeja/ (дата обращения: 13.05.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга пророка Малахии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-proroka-malakhii/1 (дата обращения: 13.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Жизнь иудейского народа после возвращения из плена).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 18.2, 18.8).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Ездры, Толкование на Книгу Неемии).

Ключевые понятия:

  • Декрет Кира;
  • Второй Храм;
  • Великая Синагога;
  • Синедрион.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. В каком году и при каких обстоятельствах совершилось первое возвращение иудеев на родину?
  2. Кто стоял во главе репатриантов при первом переселении в Иудею?
  3. Через сколько лет после переселения иудеев был построен Второй Храм? Что мешало сделать это раньше?
  4. В каком году переселилась в Иудею вторая партия репатриантов во главе со священником Ездрой? Какие реформы проводил Ездра?
  5. Когда и с какой целью прибыл в Иерусалим Неемия? Расскажите о его деятельности.
  6. Что вам известно о деятельности пророков в послепленный период?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

1. Возвращение иудеев из плена

2. Сооружение Второго Храма

3. Деятельность священника Ездры

4. Восстановление Иерусалима. Книга Неемии

1. Возвращение иудеев из плена

После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства, которое в 539 году до Р.Х. прекратило свое существование: Вавилонская империя была смята пришедшими с севера персами и мидянами. Персидский царь Кир победил во многом благодаря своей, можно сказать, либеральной политике. Он позволял всем народам, которые были во времена ассирийцев переселены, идти в свои исконные земли, возвращал на место всех вывезенных идолов и святыни языческие расставлял по местам. За неполные двадцать лет он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии до Средиземного моря. Покоренные халдеями народы встречали его, как избавителя. Одним из результатов такой политики было то, что сам Вавилон, город, который мог оказать ему серьезное сопротивление, сдался добровольно, поскольку ничего особенно плохого от Кира не ожидалось. Кир не истреблял завоеванные народы, не разрушал их города, не позволял своим солдатам грабить и бесчинствовать. Жизнь покоренных стран текла нормально, купцы и ремесленники продолжали спокойно заниматься своим делом.

Иудейские изгнанники встречали Кира с неописуемым восторгом. Они видели в нем не только освободителя, но и посланника Божия. Вскоре их надежды оправдались: в 538 году до Р.Х. Кир особым декретом разрешил иудеям возвратиться на родину: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» (1Езд. 1:1-4). Он также приказал вернуть им всю храмовую утварь, увезенную Навуходоносором из Иерусалимского храма. Признавая величие Бога Израилева, Кир (как до него и Навуходоносор, не раз превозносивший Бога) оставался многобожником, полагая, например, что сам «покровитель Вавилона» бог Мардук помог ему овладеть этим городом. Поскольку премудрый Даниил сохранил свое положение при дворе и при новом правителе, можно предположить, что именно благодаря ему одним из первых указов Кира стал именно этот.

Подготовка к возвращению длилась долго. Тех, кто изъявил желание вернуться, собирали в лагеря, составляли списки. Не все, однако, решались покинуть Вавилон. Состоятельные люди, владеющие земельными угодьями и торговыми предприятиями или занимающие крупные государственные посты, не очень стремились переселяться в разоренную, захолустную страну. Но зато все, и бедные, и богатые, щедрой рукой давали средства на восстановление Иерусалимского храма, так что репатрианты везли с собой большие сокровища.

Желание вернуться на родину изъявили сорок две тысячи человек (1Езд. 2:64). Большинство из них были патриоты, ревностные служители Бога Израилева, священники, левиты, но были и такие, которые не очень преуспели на чужбине. Во главе репатриантов стояли Зоровавель, принявший на себя начальство над караваном поселенцев, первосвященник Иисус, соименник того вождя, который впервые ввел избранный народ в землю обетованную, и того Божественного Искупителя, который должен был в будущем ввести человечество во владение несокрушимого царства «не от мира сего», и еще девять старейшин, принявшие на себя бремя устроения переселенцев на почве родной земли. Через семьдесят лет евреи вновь возвратились на свою родину.

Зоровавель (второе его имя Шешбацар (1Езд. 1:8,11)) - князь колена Иудина, потомок царей. Оба его имени не еврейского происхождения, а вавилонского. Через 70 лет переселенцы носят вавилонские имена, что неудивительно, если вспомнить, что Даниилу изменили имя сразу после переселения (Дан. 1:7). Многие уже не понимали по-еврейски и говорили на арамейском наречии. К Зоровавелю присоединяются 42 360. Они получили драгоценные сосуды, которые некогда вывез Навуходоносор. Вернувшиеся в Иудею расселились по своим городам.

На праздник Кущей все переселенцы собрались в Иерусалим, отыскали место, где когда‑то находился жертвенник Храма, поставили на нем новый жертвенник и начали приносить на нем регулярные жертвы по уставу (1Езд. 3:1-5). Обстановка была как нельзя более подходящей для праздника Кущей: поскольку жилых домов еще не было, пришлось праздник встречать в шатрах, как и полагается.

Повседневная жизнь в разрушенном Иерусалиме была чрезвычайно тяжелой. Репатриантам пришлось, прежде всего, позаботиться о кровле над головой и очистить улицы города от развалин. Вот почему к восстановлению храма они приступили на второй год, т. е. в 536 году до Р.Х.

При закладке Второго Храма радостные восклицания смешивались с громким плачем стариков, которые пережили плен и помнили еще Храм Соломона (1Езд. 3:12). Соломон после постройки храма и дворца отдал поставлявшему ему кедр и кипарис тиранскому царю Хираму 20 городов в земле Галилейской, не считая той платы хлебом, которую давал ежегодно (3Цар. 9:11). Теперь таких средств не было.

При постройке храма происходит затруднение: окрестные народы, и в первую очередь те, которые впоследствии будут называться самарянами (населяющие бывшую территорию Северного царства Израильского), тоже желают строить храм, считая себя потомками тех, кто когда‑то в этом храме поклонялся. А переселенцы отвечают им решительным отказом, воспринимая их как иноплеменников, недостойных такого строительства. Тогда они начинают активное противодействие. Царю Артаксерксу направляется донос о том, что иудеи пытаются восстановить Иерусалим, а этот город всегда был мятежным. Царь запрещает продолжать работы. О восстановлении Иерусалима, конечно, речь еще не шла. Но в связи с этим конфликтом полезно вспомнить об отличии в понимании отношений с Богом израильтян и язычников. Если для первых Бог был их Богом, Богом отцов, то для вторых очень важна была связь божества с определенной территорией и ее населением вообще. Поэтому претензия израильтян на то, что Бог Палестины – это Бог только их народа, могла восприниматься окружающими как заявка на то, что и земля эта только их земля. Значит, их послание царю было не просто кляузой, но реально выражало опасение, что за обособленным строительством храма стоят сепаратистские политические амбиции.

Однако не только в этом была причина задержки. Согласно Книге пророка Аггея, сами иудеи не слишком усердствовали в восстановлении храма. Многие из них считали, что сначала нужно построить себе дома, обзавестись хозяйством, а потом уже заниматься храмом. В погоне за хлебом насущным они забыли религиозные дела. Так прошло около пятнадцати лет.

В это время в Иудее раздалась проповедь двух пророков – Аггея и Захарии, которые обличали инертность жителей Иерусалима и призывали их к новой попытке восстановления храма. Воодушевлённые Божьими посланниками иудеи усердно принялись за труд, и за пять лет (с 520 по 515 год до Р.Х.) храм был построен. В 516/5 году происходит освящение храма и праздник Пасхи, который совершается с большой радостью.

Новый храм был гораздо скромнее прежнего, однако пророк Аггей еще во время строительства говорил о том, что слава этого храма будет больше славы храма первого, потому что здесь явится Тот, Кого так ждут. В этом храме явится и будет проповедовать Христос: «и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:7,9). Блж. Феодорит Кирский, говоря о славе Второго Храма, поясняет значение потрясения неба, земли, моря, суши (см. Агг. 2:6) и народов: «Пророк сказует, что храм сей будет славнее, не по величине, и красоте здания, но потому, как истреблены будут языческие народы; ибо с разнесшеюся повсюду молвою открылось могущество Бога всяческих. Потому событие сие Пророк называет потрясением неба, земли и моря, так как все приведены в изумление, и чудом сим побуждены к песнопению не только живущие на суше, но и местом жительства избравшие острова, а сверх того и невидимые Силы, для которых удобопроходимы эфир и самое небо». Строительство началось в 538 году, возобновлено в 520-м и закончилось в 515-м. Когда Господь Иисус Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19) ему возразили, что этот храм строился 46 лет. Мы же видим, что он строился, самое долгое, 23 года. О чем тогда иудеи говорят Христу? Дело в том, что Ирод Великий предпринял значительную реконструкцию храма, которая действительно продолжалась 46 лет. Так что они ссылаются не на строительство, которое было во времена Зоровавеля, а на почти современную им реконструкцию храма. Пророк Захария также воодушевлял евреев, указывая на скорое пришествие Мессии, и предсказал торжественный Вход Господень в Иерусалим (Зах. 9:9).

Несмотря на восстановление храма и на энтузиазм, связанный с возвращением, в целом жизнь была трудной. Бедность, притеснения от соседей, постепенное смешение с язычниками (это была теперь не их земля, и естественным образом начало происходить смешение). Из Книги пророка Малахии, жившего в середине V века, видно, что благочестие и ревность о богослужении тоже оставляли желать лучшего, иудеи жалели вносить десятину, а если вносили, так то, что похуже (Мал. 1:13-14). Прп. Ефрем Сирин говорит о наличии у людей, приносящих жертвы с определенным видом уродства, определенных грехов: «В смысле иносказательном приносящий слепое есть тот, кто хотя и подает милостыню, но держится ереси; приносящий хромое есть тот, кто приносит Богу дары и приношения от чистого сердца, но волнуется помыслами, то желая принести дар Богу, то придумывая причину, по которой бы не делать сего приношения, или, если дал что в дар, раскаивается в том, что дал; приносящим недужное уподобляются люди, душа которых болезнует славолюбием, и которые, делая добро, заботятся постоянно о том, чтобы за дела свои получить похвалу и славу от людей. Такие жертвы отвергает Господь наш и в Евангелии, называя приносящих лицемерами (Мф. 23)… Приносящему такую жертву [поврежденного самца] уподобляются люди, которые по крепости сил своих должны искать небесной славы для души, но они обращают душевные силы свои на мирские попечения, к духовному же деланию чувствуют бессилие и отвращение, небрегут о благочестии и добродетели. Таковые уподобляются Каину, который сам поядал (вкушал) лучшее, а Богу приносил крохи, остававшиеся у него излишними». Священники считали свое служение малоприбыльным и не стоящим таких трудов, которых оно от них требовало (Мал. 1:12). Той славы, расцвета и процветания, которые обещали пророки после окончания плена, так и не наступило. Возникла очень опасная ситуация, когда всеобщее разочарование и расхоложенность могли привести к полной потере всего того, что было приобретено в результате огромных страданий, пережитых в плену и при возвращении.

В этот момент, спустя почти полвека после восстановления Храма, Бог призвал к служению священника Ездру, состоявшего воспитателем при царском дворе. «Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев» (1Езд. 7:6).

В 458 году царь Артаксеркс I Лонгиман (Долгорукий) поручает ему идти в Иерусалим, для того чтобы учить народ Закону и правде. Ездра получает от царя указ, в соответствии с которым священники и левиты, служащие при храме, освобождались от всех налогов и пошлин, а сам Ездра должен был поставить судий, знающих закон и имеющих власть карать за его нарушение вплоть до смертной казни (1Езд. 7:12-26). Вместе с ним переселяется еще часть народа из числа живущих в Вавилоне, в которую вошло примерно 2000 человек мужского пола. С собой они берут пожертвования от царя и остававшихся в Вавилоне единоплеменников. В путешествие с такими сокровищами пускаться довольно опасно, однако Ездра не хочет просить у Артаксеркса охраны в надежде на Божие заступление.

Эта группа благополучно прибывает в Иерусалим, где Ездра узнает, что многие люди, включая священников и левитов, заключили браки с иноплеменницами (Езд. 9:1-2). Ездра объявляет пост, собирает весь народ, и они решают дать всем иноплеменным женам развод (Езд. 10). Была создана особая комиссия, для того чтобы рассматривать эти дела, которая работала в течение двух месяцев. В первую очередь внимание было обращено на семьи священников и левитов. Тех, кто был найден виновным, обязали отпустить жен–иноплеменниц. Был издан декрет, на основании которого все иудеи, женатые на чужестранках, под угрозой лишения имущества и гражданства должны были в трехдневный срок отослать жен вместе с детьми обратно на родину.

На этом заканчивается повествование Первой книги Ездры, но не заканчивается его деятельность по укреплению благочестия. Строгость и даже жестокость, с которой Ездра, а впоследствии и Неемия, добивались отделения израильтян, понятна. «Не изза них ли грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его» (Неем. 13:26). Жизнь народа на новых основаниях только складывалась, и ассимиляция с язычниками была смертельно опасна. Была и другая причина, речь о которой пойдет позже.

Замкнутость избранного народа была временным явлением, символизировавшим необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Бог не был достоянием одних лишь иудеев. Писание говорит нам о Фамари, Рааве, Руфи, которые, будучи иноплеменницами, по вере своей смогли присоединиться к избранному народу и войти в родословие Спасителя. Поэтому абсолютное на вид отделение израильтян от иноплеменников таковым реально не являлось. Но это убеждение со временем стало настолько сильным, что с большим трудом преодолевалось в апостольскую эпоху (ср. Деян. 11:2-3; Гал. 2:12).

Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли большую роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин.

В это время в Персии занимал высокий пост иудей Неемия. Он был главным виночерпием царя. Однажды к нему пришел еврей и рассказал о трагическом положении родины. Столица являла собой груду развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты. Печальные вести потрясли Неемию. Много дней он плакал, постился и молился Богу. Однажды царь заметил его состояние и спросил его: «Отчего лице у тебя печально?..» Неемия поведал царю причину своего горя и высказал ему свое желание: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его» (Неем. 2:2,5).

Персидский царь любил Неемию и полностью доверял ему. Он не только разрешил ему уехать, но назначил наместником Иудеи и дал ему письмо к хранителю царских лесов с приказанием выдать нужное количество дерева для восстановления Иерусалима.

Неемия прибыл в Иерусалим в 445 году до Р.Х. Осмотрев разрушенные стены города, он немедленно принялся за дело. Неемия распределил участки стен для восстановления по семьям, не исключая даже семей священников (Неем. 3), и жители города, воодушевленные его энтузиазмом и энергией, дружно принялись за дело. Когда начались работы по восстановлению стен города, самаряне и другие враждебные иудеям племена всячески старались помешать и грозились напасть на Иерусалим. Неемия не дал запугать себя и организовал сопротивление. Он вооружил строителей мечами, копьями, луками и щитами. Часть их работала на стройке, а часть охраняла город. Работа велась днем и ночью. Энтузиазм строителей позволил им закончить строительство стен за пятьдесят два дня, и столица вздохнула с облегчением.

После этого Неемия приступил к разрешению социальных проблем. Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных поставок на содержание своего дома. Затем он созвал собрание и велел богатым поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов.

Возрожденный Иерусалим не мог сравниться по количеству населения с Иерусалимом допленным. Иерусалим до плена был очень большим городом. После постройки стены оказалось, что в нем нет достаточного количества людей, чтобы обеспечить дежурство на стенах. Тогда Неемия устраивает перепись народа и одну десятую часть людей, которые обитали в окрестных областях, переселяет в Иерусалим (Неем. 11:1).

После окончания постройки народ собрался в Иерусалиме и просил Ездру читать им книгу закона Моисеева. По мере того как читается Закон, стоящие рядом левиты его толкуют. Это вызвано отчасти тем, что народ уже не понимает того языка, на котором Закон написан. Отсюда берет начало Таргум – перевод или, точнее, пересказ Священного Писания на арамейском языке. Здесь та же самая причина, по которой некогда появился синодальный перевод Библии: многие уже неспособны были понимать по-церковнославянски. Поскольку это происходит во время праздника Кущей, то готовится все необходимое для него, и начинается празднование.

Чтение Закона продолжается и по прошествии праздника. Народ постится и исповедует перед Богом свои согрешения. Вспомнив в торжественном гимне, воспетом левитами, все главные события Священной истории, признавая себя виновными в отступлении от Завета, иудеи говорят: «И вот, мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим, чтобы питаться ее плодами и ее добром, вот, мы рабствуем. И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими они владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении. По всему этому мы даем твердое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших и священников наших» (Неем. 9:36-38). Совершается восстановление Завета с Богом, под которым подписываются и прикладывают печати Неемия и князья народные. Прочие же люди «вступили в обязательство с клятвою и проклятием – поступать по Закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его» (Неем. 10:29). Неемия также продолжил дело Ездры по расторжению незаконных браков. Выполнив свою миссию, Неемия вернулся в Персию.

Во время правления Неемии Иудеей Господь послал Своему народу последнего ветхозаветного пророка Малахию. Посланник Божий призывал евреев очистить свои сердца и подготовить себя к славному пришествию в мир Помазанника Божия – Мессии. Пророк предсказал, что перед пришествием Мессии Господь будет совершать свое служение Предтеча и Креститель Господень Иоанн, который приготовит путь к пришествию Сына Божия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (Мал.3:1,2).

После Неемии власть над иудейским народом сосредоточивается в руках первосвященников, которые стояли во главе Великой Синагоги, впоследствии переименованной в Синедрион (Верховный суд). Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и книжников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот период первосвященника, также бывшие первосвященники. По традиции число членов Синедриона было семьдесят. Сосредоточивая в своих руках политическую и религиозную власть, Синедрион в то же время подчинялся сначала персидскому, а затем – греческому владычеству.

Проверочные вопросы:

  1. В каком году и при каких обстоятельствах совершилось первое возвращение иудеев на родину?
  2. Кто стоял во главе репатриантов при первом переселении в Иудею?
  3. Через сколько лет после переселения иудеев был построен Второй Храм? Что мешало сделать это раньше?
  4. В каком году переселилась в Иудею вторая партия репатриантов во главе со священником Ездрой? Какие реформы проводил Ездра?
  5. Когда и с какой целью прибыл в Иерусалим Неемия? Расскажите о его деятельности.
  6. Что вам известно о деятельности пророков в послепленный период?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Толкование на пророка Аггея. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-proroka-aggeja/ (дата обращения: 13.05.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга пророка Малахии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-proroka-malakhii/1 (дата обращения: 13.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Жизнь иудейского народа после возвращения из плена).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 18.2, 18.8).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Ездры, Толкование на Книгу Неемии).

Видеоматериалы: