XIV.1. О десятом члене Символа веры. Церковные Таинства: Крещение, Миропомазание, Евхаристия

Цель занятия – рассмотреть духовный смысл Церковных Таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие Таинства.
  2. Рассмотреть Таинство Крещения.
  3. Рассмотреть Таинство Миропомазания.
  4. Рассмотреть Таинство Евхаристии.

План занятия

  1. Совместно со слушателями обсудить значение Церкви для спасения, вспомнить ее существенные свойства.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по возможности, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Письма (См.: 225. К монаху Кесарию). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/pisma_k_raznym_licam/225 (дата обращения: 12.05.2016).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Кирилла, архиепископа александрийского, защищение двенадцати глав против восточных епископов. (См.: Анафематство 11). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/protiv_vost/#1_8 (дата обращения: 12.05.2016). // Он же. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: Кн. 3, гл. 6). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/3_6 (дата обращения: 12.05.2016).
  3. Николай Кавасила, прав. Семь слов о Христе. (См.: Слово 4).  [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/sem_slov_o_gizni_vo_hriste/4 (дата обращения: 12.05.2016) // Он же. Изъяснение Божественной литургии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii/ (дата обращения: 12.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 11).
  2. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 347 с.– 2-е изд., расширенное и дополненное.

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 200-246).

Ключевые понятия:

  • Церковь;
  • Таинство;
  • Совершительная формула;
  • Крещение;
  • Миропомазание;
  • Причащение;
  • Евхаристия;
  • Эпиклеза;
  • Пресуществление;
  • Преложение;
  • Обожение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. По какой причине в Символе веры говорится о Таинстве Крещения?
  2. Каково значение Таинства Крещения? Как звучит его тайносовершительная формула?
  3. Каковы условия для принятия Таинства Крещения?
  4. С какой целью совершается Таинство Миропомазания?
  5. Почему Таинства Крещения и Миропомазания совершаются вместе? В чем их единство?
  6. Что такое Таинство Евхаристии?
  7. Что происходит о Святыми Дарами в Таинстве Евхаристии? В чем отличие православного понимания этого от католического?
  8. Что такое эпиклеза?
  9. Почему для спасения необходимо причащаться Святых Христовых Тайн?
  10. Что происходит с человеком, причащающимся Святых Тайн?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Понятие о Церковных Таинствах

2. Таинство Крещения

3. Таинство Миропомазания

4. Таинство Евхаристии

1. Понятие о Церковных Таинствах

В Символе веры говорится о Крещении, «потому что вера запечатлевается Крещением и прочими Таинствами...», «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия».

Символ веры говорит только о Крещении и не упоминает прочие Таинства по той причине, что в IV столетии имели место споры о необходимости вторично крестить приходящих в Православную Церковь еретиков и раскольников. Церковь приняла решение не крестить таковых вторично в тех случаях, когда крещение было совершено, хотя бы и в отделившемся от Церкви сообществе, но в соответствии с правилами Кафолической Церкви.

Согласно Пространному катехизису, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую».

Господь сказал: «... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Совершительной формулой Крещения являются слова: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Условием принятия Крещения являются покаяние и вера: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов...» (Деян. 2:38), «Кто будет веровать и креститься, спасен будет...» (Мк. 16:16)

Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды».

 «Миропомазание, - согласно определению Пространного катехизиса, - есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук (Деян. 8:14-17). Позднее стали употреблять помазание миром, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (Исх. 30:25; 3Цар. 1:39).

О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: «вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2:20, 27); «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21-22).

Совершительной формулой Таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа».

Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание: а) чела означает «освящение ума или мыслей»; б) персей — «освящение сердца и желаний»; в) очей, ушей и уст — «освящение чувств»; г) рук и ног — «освящение дел и всего поведения христианина».

В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое Таинство. В святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в святом Миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника – Иисуса Христа.

Евхаристия есть Таинство, в котором а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа; б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную.

Чинопоследование Таинства Евхаристии – Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого Таинства. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, происходящего со Святыми Дарами в Таинстве Евхаристии, использует термин «пресуществление» (лат. transubstantiatio), что буквально означает «изменение по сущности»: «Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина – в сущность Его Крови». При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются неизменными лишь по видимости, сохраняясь только как внешние случайные признаки (акциденции).

Хотя православные богословы также пользовались термином «пресуществление», Православная Церковь считает, что этим словом «не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею».

Для свв. отцов в учении о Евхаристии чужды рассудочные схемы, они никогда не стремились выразить сущность величайшего христианского таинства посредством схоластических дефиниций. Большинство свв. отцов учили о преложении Святых Даров как об их восприятии в Ипостась Сына Божия действием Святого Духа, вследствие чего евхаристические хлеб и вино поставляются в такое же отношение к Богу Слову, что и Его прославленное человечество, нераздельно и неслиянно соединяясь с Божеством Христа и Его человечеством.

При этом отцы Церкви считали, что сущность хлеба и вина в Таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют своих природных качеств, подобно тому как во Христе полнота Божества нисколько не умаляет полноты и истинности человечества. «Как прежде того, когда освятится хлеб, мы называем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени тела Господа, хотя природа хлеба в нем осталась».

Приблизить эту тайну к нашему восприятию святые отцы пытались посредством образов. Так, многие из них использовали образ раскаленной сабли: железо, нагреваясь, становится единым с огнем так, что можно жечь железом и резать огнем. Однако ни огонь, ни железо не теряют при этом своих существенных свойств. По крайней мере до X века ни на Востоке, ни на Западе никто не учил об иллюзорности евхаристических видов.

Латинское учение о пресуществлении деформирует восприятие верующими таинства Евхаристии, превращая Таинство Церкви в некое сверхъестественное, по существу магическое, действие. В отличие от западных схоластов, святые отцы никогда не противопоставляли Евхаристические Дары и прославленное человечество Спасителя как две внешние сущности, единство которых необходимо рационально обосновать. Отцы Церкви усматривали их единство не на природном, а на ипостасном уровне, в причастности Евхаристических Даров и человечества Христова единому способу существования в Ипостаси Бога Слова. Чудо преложения Святых Даров подобно сошествию Святого Духа на Пресвятую Деву Марию; иными словам, в Таинстве Евхаристии не изменяется сама природа людей и вещей (хлеба и вина), а преображается образ существования их природы.

О необходимости для спасения причащаться Святых Тайн говорит Сам Господь Иисус Христос: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Ин. 6:53-54).

Спасительные плоды или действия причащения Святых Тайн суть: а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6:55,56); б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6:57); в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6:58). Однако эти действия Причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:29).

Что же это означает на самом деле: соединиться со Христом в Евхаристии? Конечно, через Евхаристию мы не можем непосредственно причаститься Божественной природе Господа: ведь, по свидетельству святителя Кирилла Александрийского, «природа Божества (в Евхаристии) не вкушается». Божественная природа для тварных существ всегда остается непричастна. И в то же время именно через Евхаристию, вкушая человеческую Плоть и Кровь Христа, мы можем подлинно достичь обожения: как нашего личного телесного единения с Сыном Божиим, со Христом, и вместе с тем – как причастности полноте Его Божественных энергий, благодати. Святые Отцы говорят нам о том, что в Евхаристии мы – спасительным для нас образом, – причащаемся обоженных и прославленных Тела и Крови Господа, приобщаемся человеческого естества воплотившегося Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, но человеческого естества именно пронизанного Божеством – как Его энергиями. Он – суть ставший человеком Животворящий Бог, Чья человеческая природа навеки соединилась в Его Лице, Ипостаси, с природой Божественной. И именно поэтому воспринятое Им в Воплощении Тело, ставшее собственной Плотью Самой Жизни и пронизанное силой Его благодати, действенности – Божественными энергиями, дарует эту Божественную жизнь и Его причастникам. Как пишет святитель Кирилл Александрийский, Христос в Евхаристии обещает нам «благословение, состоящее в принятии Святой Плоти и Крови, возводящих человека к полному нетлению… Святое Тело Христа животворит тех, в ком оно будет, и укрепляет к бессмертию, соединяясь с нашими телами, ибо (здесь) разумеется (подразумевается) Тело не другого кого, но Самой Жизни по природе, имеющее в себе всю силу соединенного с ним Слова и как бы наделенное Его свойством, а вернее уже и исполненное Его действенности, посредством которой все оживотворяется и сохраняется в бытии… Посему… да приступаем к Божественной и небесной благодати и да восходим к святому принятию Христа. Таким-то именно образом мы… и, став общниками Божественной природы (2Петр. 1:4), взойдем к жизни и нетлению». Вкушая Тела Господня, соединенного в Его Ипостаси, Личности с Божеством, и приобщаясь Его Божественных энергий, в которых всецело присутствует Бог, мы как бы отчасти даже «соприкасаемся» во Христе и с Его Божественным естеством, но в то же время по-прежнему остаемся непричастны этой неприступной Божественной сущности.

Но можем ли мы постичь ту благодатную перемену, что происходит с христианином, причащающимся Святых Таин?

Святые Отцы дают свой ответ на этот вопрос – ответ очень неожиданный, страшный, ко многому нас обязывающий. По их мысли, Евхаристия прелагает нас, наши тела в себя саму.

Мы знаем, что всякая пища, которую мы принимаем в наш организм, сама становится этим организмом – физически его достраивая, восполняя в нем все недостающее. Мы перевариваем эту пищу, и она частично выводится из нашего организма, а все необходимое для нас усваивается и становится нашим телом. С Евхаристией же все происходит не так: она вся без остатка, во всей своей полноте соединяется с нашей телесной природой. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, Евхаристия «не как обыкновенная пища идет своим путем, – нет, не думай так. Но как, если бы ты, бросив в огонь воск, ничего не утратил бы, и ничего не имел бы в остатке, так и здесь представляй, что Таинство соединяется с сущностью нашего тела».

Более того, по мысли Святых Отцов, не Евхаристия становится нами, а мы становимся ею. Не Тело Христово после Причастия становится нашим телом, а наши тела прелагаются в Тело Христово. Святые Отцы в своих писаниях свидетельствуют об этом неоднократно. Так, святитель Григорий Нисский учит: «Как малое количество закваски смешивается, по слову апостола, со всем тестом, так и возведенное Богом к бессмертию Тело Его, войдя в наше тело, изменяет его и всецело претворяет в Свою Собственную сущность». О том же говорит и святой Николай Кавасила: «В Причащении Господь всецело изменяет получившего Таинство и преобразует в Собственное свойство; и персть, приняв царский вид, бывает уже не перстью, но Телом Царя, блаженнее чего нельзя и измыслить. Поэтому Евхаристия и последнее Таинство, так что нельзя простираться далее, нельзя и приложить большего. После Евхаристии нет уже ничего такого, к чему нам надо еще стремиться». Пишет об этом и святитель Иларий Пиктавийский, подчеркивающий, что в Причастии не только мы воспринимаем в Себя Тело и Кровь Христовы, но и Господь делает Своими наши тело и кровь. Через Евхаристию мы становимся Телом Христовым как бы в продолжающемся Воплощении, в котором Господь воспринимает в Себя наши тела, подобно тому, как Он некогда – при безмужном зачатии и Рождестве – усвоил Собственное индивидуальное человеческое естество. Святитель Иларий учит: «Каково то единство по естеству в нас по принятии Причастия, Сам Христос свидетельствовал так: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6:56)… Господь воспримет в Себя плоть причащающегося, как воспринял Свою Собственную Плоть… Цель нашей жизни такова, чтобы иметь в себе, хотя мы и телесны, Плотью пребывающего Христа… Мы естественным образом живем Плотью Христовой, то есть приобретаем природу Его Плоти…». Конечно же, эта святоотеческая аналогия не означает, что мы безвозвратно «превращаемся» в Тело и Кровь Христовы. Разумеется, мы не теряем собственной индивидуальности, не перестаем быть собой, остаемся ограниченными, способными грешить. И в то же время, при сохранении после Приобщения Святых Таин духовной чистоты, бережно соблюдая в себе полученные Святые Дары и стремясь быть их достойными, мы оказываемся способны жить со Христом единой жизнью, ибо по нашим жилам начинает бежать Его Кровь, а наше тело принадлежит уже не только нам, но и Ему.

Этот образ нашего преложения в Евхаристию Святые Отцы пытаются проиллюстрировать различными житейскими, даже «бытовыми», примерами. Конечно же, примеры эти несовершенны и лишь в малой степени отражают то, что происходит с нами в Таинстве Причащения, – но все равно и они помогают нам хоть немного понять и постичь ту благодатную перемену, что совершается с нами за Литургией. Тот же святой Николай Кавасила пишет: «Церковь указуется (Евхаристическими) Тайнами… Для Церкви они – истинная пища и питие; и причащаясь их, она не превращает их в человеческое тело, как какую-нибудь другую пищу, но сама превращается в них. Так железо, сообщившись с огнем, само становится огнем, а не огонь делает железом». Мы понимаем: если железо раскалить в огне, оно само становится огневидным – оно обжигает, как огонь; оно приобретает красноватый оттенок пламени; раскалившись, оно делается жидким, текучим и в этом также уподобляется неустойчивым, колеблющимся, пляшущим огненным языкам. Железо не уподобляет себе огненную стихию, а само приобретает свойства огня. Подобное же совершает с нами в Евхаристии и огонь обóженного, прославленного Тела Христова, претворяя нашу плоть – перстную, в чем-то подобную грубому и тяжеловесному железу – в Собственное благодатное огненное достоинство. И тогда все мы – благодаря Евхаристии – сами делаемся огневидными, пожигая обитающий в нас грех.

Проверочные вопросы:

  1. По какой причине в Символе веры говорится о Таинстве Крещения?
  2. Каково значение Таинства Крещения? Как звучит его тайносовершительная формула?
  3. Каковы условия для принятия Таинства Крещения?
  4. С какой целью совершается Таинство Миропомазания?
  5. Почему Таинства Крещения и Миропомазания совершаются вместе? В чем их единство?
  6. Что такое Таинство Евхаристии?
  7. Что происходит о Святыми Дарами в Таинстве Евхаристии? В чем отличие православного понимания этого от католического?
  8. Что такое эпиклеза?
  9. Почему для спасения необходимо причащаться Святых Христовых Тайн?
  10. Что происходит с человеком, причащающимся Святых Тайн?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Письма (См.: 225. К монаху Кесарию). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/pisma_k_raznym_licam/225 (дата обращения: 12.05.2016).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Кирилла, архиепископа александрийского, защищение двенадцати глав против восточных епископов. (См.: Анафематство 11). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/protiv_vost/#1_8 (дата обращения: 12.05.2016). // Он же. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: Кн. 3, гл. 6). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/3_6 (дата обращения: 12.05.2016).
  3. Николай Кавасила, прав. Семь слов о Христе. (См.: Слово 4).  [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/sem_slov_o_gizni_vo_hriste/4 (дата обращения: 12.05.2016) // Он же. Изъяснение Божественной литургии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii/ (дата обращения: 12.05.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 11).
  2. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 347 с.– 2-е изд., расширенное и дополненное.

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 200-246).

Видеоматериалы:

 

 

 

[1] Рекомендуется повторить тему «V.1. Таинства и обряды. Таинство Крещения» из курса «Богослужебная традиция».

[2] Рекомендуется повторить тему «V.2. Таинства и обряды. Таинство Миропомазания» из курса «Богослужебная традиция».

[3] Рекомендуется повторить тему «V.3. Таинства и обряды. Таинства Покаяния и Причащения» из курса «Богослужебная традиция».