ХIII.3. О девятом члене Символа веры. Святость, соборность и апостольство Церкви

Цель занятия – рассмотреть православное учение о святости, соборности и апостольстве Церкви.

Задачи:

  1. Рассмотреть православное понимание святости Церкви.
  2. Рассмотреть православное понимание святости Церкви.
  3. Рассмотреть понятие и значение апостольства Церкви.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить понятие существенных свойств Церкви и обсудить, в чем заключается Ее единство.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по возможности, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 18). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/18 (дата обращения: 22.04.2016).
  2. Ириней Лионский, свмч. Против ересей. (См.: Кн. 3). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/3 (дата обращения: 22.04.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 10).
  2. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. (См.: Гл. 9). [Электронный ресурс]. – http://predanie.ru/losskiy-vladimir-nikolaevich/book/69661-ocherk-misticheskogo-bogosloviya-vostochnoy-cerkvi/#toc10 (дата обращения: 22.04.2016).
  3. Лосский В.Н. Толкование на Символ веры. (См.: 9-й член). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/ (дата обращения: 22.04.2016).

Дополнительная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с. (См.: Глава VII. Церковь).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 179-181).

Ключевые понятия:

  • Церковь;
  • Существенное свойство;
  • Святость Церкви;
  • Соборность Церкви;
  • Апостольство Церкви.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какое обстоятельство является главным основанием для утверждения, что Церковь свята?
  2. Как влияет на святость Церкви наличие в Ее составе грешных людей?
  3. В чем отличие понятия вселенскости от понятия соборности Церкви?
  4. Каким образом в догмате о Пресвятой Троице раскрывается свойство кафоличности Церкви?
  5. Дайте своими словами наиболее полное определение соборности Церкви?
  6. В чем заключается исторический аспект апостольства Церкви?
  7. Каким образом в Церкви исполняется Ее апостольское назначение?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

1. Святость Церкви

2. Соборность (кафоличность) Церкви

3. Апостольство Церкви

1. Святость Церкви

Святость – одно из свойств Божеского естества. По отношению к тварным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастность полноте нравственного добра, присущего Богу, с другой.

Освящение и святость человеков была целью служения Господа Иисуса Христа: «Освяти их истиною Твоею... за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17:17-19).

По свидетельству ап. Павла, Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Источник и основание святости Церкви находится в ее Главе и в Святом Духе, Который постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой. Церковь, по учению святого Кирилла Александрийского, «есть град святый, ибо освятилась она не чрез служение по закону – закон не сделал совершенным никого (Евр. 7:19), но став сообразной Христу и общницей Божественного Его естества, очевидно по причастию Святого Духа, в Котором мы и запечатлены в день искупления, омывшись от всякой нечистоты и избавившись от всякой скверны». А святой Ириней Лионский говорит, что именно в Теле Христовом мы находим доступ к источнику Святого Духа. Нужно быть соединенным с Телом Христа, чтобы стяжать благодать Духа. Однако и то и другое – как соединение с Христом, так и стяжание благодати – соделываются тем же Духом Святым.

Все члены Церкви призваны к святости: «плод ваш есть святость» (Рим. 6:22). Святая по призванию Церковь есть носительница благодати, которую Дух непрестанно на нее изливает со дня Пятидесятницы. Благодать эта сообщается каждому из ее членов, сначала через крещение, затем через другие Таинства. Жизнь в Церкви – это жизнь во Христе и ничего больше, и поэтому жизнь эта – всегда аскеза, которая исключает всякую пассивность. Святой Максим Исповедник различает разные образы присутствия Святого Духа в мире: «Святой Дух, – говорит он, – присутствует во всех людях без исключения, как хранитель всех вещей и оживотворитель естественных зарождений, но Он в особенности присутствует во всех тех, кто имеет закон, указывая на преступление заповедей и свидетельствуя о Лице Христа; что касается до христиан, Дух Святой присутствует в каждом из них, делая их сынами Божиими; но как Податель мудрости, Он присутствует не во всех из них, но только в благоразумных, то есть в тех, которые в своих борениях и трудах для Бога стали достойными обожающего вселения Святого Духа. Ибо все неисполняющие волю Божию имеют сердце неразумное». Таким образом, в аспекте соединения с Богом мир располагается концентрическими кругами, в середине которых стоит Церковь, чьи члены становятся сынами Божиими. Однако это усыновление еще не есть завершение, ибо внутри Церкви имеется еще более тесный круг – круг святых (благоразумных – των συνιεντων, как говорится в вышеприведенном тексте), входящих в соединение с Богом.

Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, освящающих верующих, но и потому, что в ней есть люди различной степени святости, в том числе и такие члены, которые достигли полноты святости и совершенства. В то же время Церковь никогда, даже в апостольский период своей истории, не была заповедником святых (1Кор. 5:1-5). Церковь – это собрание не святых, но освящаемых и поэтому признает своими членами не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Спасителя о пшенице и плевелах (Мф. 13:24-30), о неводе (Мф. 13:47-50) и др.

Для согрешающих в Церкви установлено Таинство Покаяния. Искренне кающиеся в грехах получают их прощение: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9). «Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою...». Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или невидимым действием суда Божия, или видимым действием церковной власти, через анафематствование, во исполнение апостольского повеления: «извергните развращенного из среды вас» (1Kop. 5:13). К таковым относятся отступники от христианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры.

Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению.

Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

Согласно ап. Павлу, благовествование «пребывает... во всем мире» (Кол. 1:5-6).

Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» (Мф. 28:20). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «во век» (Ин. 13:16). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1Кор. 11:26).

Новозаветная Церковь не ограничивается и никаким народом, в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Спаситель заповедал апостолам учить и крестить «все народы» (Мф. 28:19).

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому, «что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов».

Вышеприведенное определение соборности следует признать недостаточным. «Пространный Катихизис» фактически отождествляет понятия «кафоличности» и «вселенскости», которые достаточно четко различаются в современном православном богословии. Вселенскость как фактическая всеобщность и потенциальный универсализм есть «следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть не что иное, как ее внешнее материальное выражение».

Различие между «соборностью» и «вселенскостью» состоит в том, что понятие «вселенскость», являясь характеристикой Церкви как целого, неприменимо к ее частям, тогда как «соборность» может относиться как к целому, так и к частям. Сщмч. Игнатий Богоносец еще в начале II в. писал: «где Иисус Христос, там кафолическая Церковь».

Церковь есть образ Пресвятой Троицы. Отцы постоянно это повторяют, канонические правила — подтверждают, как, например, знаменитое 34-е Апостольское правило, устанавливающее синодальное управление митрополичьих округов: «да прославятся Отец, Сын и Святой Дух» в самом строе церковной жизни. Именно в свете догмата о Пресвятой Троице раскрывается кафоличность Церкви. Ибо вполне конкретный смысл слова «кафоличность» (или соборность) содержит в себе не только «единство», но и «множество». Противопоставленность части и целого преодолена в Церкви, поскольку ее жизнь есть отражение жизни Бога Триединого. Бог един, но каждое Божественное Лицо есть Бог, обладающий всей полнотой Божественной сущности. Свойство соборности говорит о некоей тождественности между единством и множеством, отчего Церковь кафолична как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого – не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое. Чудо кафоличности открывает в самой жизни Церкви строй жизни, присущий Пресвятой Троице. Троичный догмат, догмат преимущественно «кафоличный», есть образец, есть «канон» всех церковных канонов, основа всякой экклезиологической икономии.

Каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней в той же полноте присутствует Тот же Христос.

Кафоличность не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит, что «Церковь Соборною называется потому, что: а) находится во всей вселенной...; б) в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди...; в) весь род человеческий приводит к истинной вере...; г) повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов...; д) имеет в себе всякий вид совершенства, являющийся в делах, словах и во всяких духовных дарованиях».

Соборность есть также отказ от сектантского партикуляризма[1], и именно этот аспект прежде всего подчеркнут в древних святоотеческих текстах, где мы и находим термин «соборный» (кафоличный). Так, в надписи на Послании «Мученичество святого Поликарпа» (II в.) мы читаем формулу: «Церковь Божия, пребывающая в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелноне и всем общинам мира, принадлежащим Святой Соборной Церкви...». В середине II века на вопрос судьи мученик Пионий ответил, что он христианин; но так как этот ответ был признан недостаточным, его спросили, к какой он принадлежит Церкви, он ответил: «к Церкви Соборной» (кафолической). Термин «соборный» здесь обозначает истинную Церковь, основанную Христом. Именно это значение неизменно находим мы в документах Соборов и, в частности, в догматическом постановлении отцов Первого Вселенского Собора (325).

Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность, неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами, соборность Церкви выражается в том, что каждый человек в любом месте и во всякое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения.

Такое понимание соборности как качественной характеристики Церкви отчасти присутствует и в «Пространном Катихизисе», где говорится, что Кафолическая Церковь имеет то важное преимущество, «что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во все роды века, что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение».

Будучи Сам послан в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего Церковь называется апостольской по цели своего бытия.

Церковь утверждена «на основании Апостолов» (Еф. 2:20). Апостолы являются основаниями Церкви в хронологическом смысле – они стояли у истоков ее исторического бытия.

Они передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, установили начала ее канонической структуры, поставили первых епископов. Это есть внешняя, историческая сторона апостольства Церкви.

Для исполнения своего апостольского назначения Церковь и по самому своему существу всегда должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века.

1) Апостольское предание

Во-первых, должно сохраняться в Церкви переданное апостолами учение, или апостольское Предание. Символ веры, называя Церковь апостольской, «научает твердо держаться учения и преданий Апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов». «... братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15); «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» (2 Тим. 1:13); «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10).

2) Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия

Во-вторых, должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви – это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства.

Церковная иерархия, или священноначалие, ведет свое начало «от Самого Иисуса Христа и от сошествия на Апостолов Святого Духа и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства». В день Своего Воскресения из мертвых Господь, дунув на учеников, сказал им: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23).

Эти слова Спасителя можно рассматривать как поставление апостолов на служение и как дарование Церкви в лице Двенадцати тех даров Духа Святого, которые необходимы для совершения священнодействий. Установленное Господом церковное служение актуализовалось в день Пятидесятницы, ибо только после сошествия Святого Духа на апостолов стало возможным совершение таинств. О богоустановленности иерархического служения свидетельствует ап. Павел: «... Он [Христос] поставил одних Апостолами, ... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения...» (Еф. 4:11-12)

Непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов являются епископы. Апостолы передали им все благодатные дары, необходимые для иерархического служения. Епископы поставляют на служение пресвитеров и диаконов.

Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было самосвятства. Сщмч. Ириней Лионский во второй половине II в. писал: «Мы можем перечислить тех, кто от апостолов поставлен епископами в Церквах и их преемников даже до нас»424.

Высшим священноначалием, которое может простирать свое действие на всю Кафолическую Церковь, является Вселенский Собор.

Проверочные вопросы:

  1. Какое обстоятельство является главным основанием для утверждения, что Церковь свята?
  2. Как влияет на святость Церкви наличие в Ее составе грешных людей?
  3. В чем отличие понятия вселенскости от понятия соборности Церкви?
  4. Каким образом в догмате о Пресвятой Троице раскрывается свойство кафоличности Церкви?
  5. Дайте своими словами наиболее полное определение соборности Церкви?
  6. В чем заключается исторический аспект апостольства Церкви?
  7. Каким образом в Церкви исполняется Ее апостольское назначение?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 18). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/18 (дата обращения: 22.04.2016).
  2. Ириней Лионский, свмч. Против ересей. (См.: Кн. 3). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/3 (дата обращения: 22.04.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 10).
  2. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. (См.: Гл. 9). [Электронный ресурс]. – http://predanie.ru/losskiy-vladimir-nikolaevich/book/69661-ocherk-misticheskogo-bogosloviya-vostochnoy-cerkvi/#toc10 (дата обращения: 22.04.2016).
  3. Лосский В.Н. Толкование на Символ веры. (См.: 9-й член). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/ (дата обращения: 22.04.2016).

Дополнительная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с. (См.: Глава VII. Церковь).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 179-181).

Видеоматериалы:

 

 

[1] Под партикуляризмом в теологии подразумевают учение, что обретут спасение только те, кто предопределен Богом от создания мира.