ХIII.2. О девятом члене Символа веры. Единство Церкви

Цель занятия – рассмотреть православное учение о единстве Церкви.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие единства Церкви.
  2. Рассмотреть, в чем выражается единство Церкви внешне.
  3. Рассмотреть единство Церкви земной и Церкви небесной.
  4. Рассмотреть вопросы почитания и поклонения святым и их молитвенного призывания.
  5. Дать обоснование молитвенного призывания святых верующими.
  6. Рассмотреть обоснование и значения молитв об усопших.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по возможности, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О девятом члене Символа веры).
  2. Феофан Затворник, свт. Толкование на послание к Ефесянам. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam/ (дата обращения: 14.04.2016).
  3. Игнатий Антиохийский, свмч. Послание к магнезийцам. [Электронный ресурс]. –http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-magnezijtsam/ (дата обращения: 14.04.2016).
  4. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (См.: кн. 4, гл. 15). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_15 (дата обращения: 14.04.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 10).
  2. Лосский В.Н. Толкование на Символ веры. (См.: 9-й член). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/ (дата обращения: 14.04.2016).

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. – СПб.: Аксион эстин, 2006. (См.: § 178).

Ключевые понятия:

  • Церковь;
  • Единство Церкви;
  • Существенное свойство;
  • Земная Церковь;
  • Небесная церковь.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие места Священного Писания говорят, что Церковь едина в количественном отношении?
  2. Что мы понимаем под внутренним единством Церкви?
  3. Как выражается единство Церкви вовне?
  4. Не нарушается ли единство Церкви существованием многих поместных церквей?
  5. В чем заключается единство Церкви земной и Церкви небесной?
  6. В чем выражается почитание святых в Православной Церкви? Есть ли обоснования для этого в Священном Писании?
  7. Не является ли идолопоклонством поклонение святым, принятое в Православной Церкви?
  8. Не умаляет ли молитвенное обращение верующих к святым заслуг Христа, единственного Посредника между Богом и человеками?
  9. Приведите примеры из Священного Писания ходатайства и помощи святых.
  10. Приведите примеры молитв за усопших из Священного Писания. Какое значение имеют эти молитвы для усопшего и для самого молящегося?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

1. Единство Церкви как принцип бытия Церкви

2. Внешнее выражение единства Церкви

3. Единство Церкви земной и Церкви небесной

4. Почитание и молитвенное призывание святых в Церкви земной

5. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле

6. Молитвы Церкви за усопших

1. Единство Церкви как принцип бытия Церкви

Церковь определена в Символе веры как Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Эти свойственные Церкви определения составляют одно неделимое целое, потому что каждое из них связано с остальными. Они различны по смыслу, но ни одного из них нельзя исключить. Иначе говоря, ущербно толковать или опускать любое из них – значит искажать смысл остальных. Так, например, православное понимание единства связано с определенным пониманием соборности.

Говоря о единстве Церкви, в первую очередь, необходимо отметить, что Господь наш Иисус Христос основал только одну в количественном отношении Церковь: «Я создам Церковь Мою...» (Мф. 16:18), которой Он обещал Свою помощь, и которая есть полноправная хранительница евангельского благовестия. Это утверждение в древности было не требующей доказательств истиной, которая и в наши дни для христиан, верных Преданию, таковой и остается. Изображая Церковь в притчах, Спаситель говорит об одном стаде, об одном овчем дворе, одной виноградной лозе, одном основном камне Церкви. Он дал одно учение, одно крещение и одно причащение. Ап. Павел также мыслил Церковь как нечто нумерически единое: «мы многие составляем одно тело во Христе...» (Рим. 12:5); «все мы одним Духом крестились в одно тело...» (1Кор. 12:13); «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Однако единство Церкви есть нечто большее, чем только нумерическое единство. Церковь не просто одна – она едина, единство – принцип ее бытия. Ее единство состоит не в объединении разнородного, а во внутреннем согласии и единодушии. Об этом единении и единстве христиан в Церкви – Теле Христовом – свт. Феофан Затворник говорит: «Ни один член в теле не живет для себя, а весь для других. Так себя имеет и христианин, под главою Христом сочетанный со всеми в единое тело. Иному члену в теле и можно бы повыситься над другими, да некогда, непрестанно занят он служением другим. Так и в теле Церкви. Иной большие дарования получает, но не высится ими, сознавая, что они не его и не для него даны, а напротив, всячески страшась, как бы не погрешить против них и цену их не уничтожить, направив их на одного себя, одним собою ограничив, заключив в этом маленьком пространстве, точке подобном». Таким образом, единство – не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Основанием внутреннего единства Церкви является, согласно Пространному катехизису, то, «что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим».

Единство Церкви, как ее качественная характеристика, отличает Церковь от всех иных видов объединения людей, ибо Церковь – не просто общество единомышленников, и единство в церковном понимании не есть только сплоченность и единодушие. Церковное единство предполагает изменение самого образа бытия человеческой природы, его преображение из индивидуалистического выживания в единение по образу Лиц Пресвятой Троицы. О таком единстве молился Господь в Первосвященнической молитве: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе» (Ин. 17:21). Свт. Игнатий Антиохийский наставлял христиан магнезийской церкви следующими словами: «как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собой, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прощение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляете из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как одного Иисуса Христа, Который изшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отшел».

Внутреннее единство Церкви имеет и свои внешние проявления:

а) единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры;

б) единство Таинств и богослужения;

в) единство иерархического преемства епископата;

г) единство церковного устройства, единство церковных канонов.

Хотя Православная Церковь не имеет единого видимого главы, существование многих поместных православных Церквей не противоречит учению о единстве Церкви, поскольку «это... суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого Тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати». Существование многих общин не предполагает множественности, так же как совершаемая во множестве мест Евхаристия не предполагает какого-либо разделения Христа.

Существует также единство Церкви во времени: Церковь нынешнего дня по сущности своей та же, что Апостольская и святоотеческая Церковь первых веков.

Единство Церкви не нарушается также разделением Церкви на земную и небесную, которые хотя и различны по формам бытия своих членов, тем не менее не изолированы одна от другой полностью. И та, и другая в совокупности составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого – Христос. Поскольку все члены Церкви, как сущие на земле, так и пребывающие на небе, составляют единый духовный организм, между ними возможно и должно иметь место общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения.

Священное Писание неоднократно говорит о необходимости почитания святых и вменяет нам в обязанность:

а) чтить память святых: «Память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10:7);

б) подражать примеру их жизни: «Поминайте наставников ваших..., и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7);

в) прославлять святых угодников Божиих: «... отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48).

При этом воздаяние людям Божиим подобающей им чести вознаграждается от Господа: «кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:41).

Кроме того, почитание святых в Православной Церкви носит характер поклонения, которое выражается в сооружении храмов в честь святых, возжжении светильников и каждении пред их изображениями, целовании изображений, преклонении перед ними колен.

Таким поклонением никоим образом не нарушается вторая заповедь Декалога, потому что православное богословие строго различает поклонение как всецелое служение (latreia), подобающее исключительно Богу, и почитательное поклонение (timetike proskynesis), то есть воздаяние чести, которое допустимо по отношению ко всему, что заслуживает нашего уважения и почитания, в том числе и по отношению к человеку как носителю образа Божия. В Священном Писании мы имеем множество примеров поклонения людей друг другу. Сам Моисей кланялся своему тестю Иофору (Исх. 18:7), Авраам, отец верующих, кланялся хеттеянам (Быт. 23:12), а царь и пророк Давид – своим гостям (3Цар. 1:47). Если такое поклонение как воздаяние чести допустимо по отношению к грешным людям, живущим в земных условиях, то тем более оно уместно по отношению к святым, достигшим совершенства и прославленным Богом.

Почитая святых, Церковь имеет правило их молитвенного призывания, испрашивает их молитв о верующих на земле. Сам Бог повелевает человекам просить у других молитв о себе. Так, Авимелеху, царю Герарскому, Бог повелел просить молитвы за себя у Авраама: «он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт. 20:7). Пророк Самуил молился Богу о своем народе: «воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь» (Цар. 7:9).

Если такой действенностью обладают молитвы верующих на земле, то тем более действенны должны быть молитвы святых, приносимые непосредственно перед Престолом Всевышнего: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4).

Обычай призывать в молитвах имена усопших праведников уходит в глубокую древность. Еще царь Давид молился: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших!» (1Пар. 29:18).

Этой древней практике следует и Православная Церковь, призывая «Христа истинного Бога нашего, молитвами Пречистой Его Матери и всех святых».

Православное почитание святых, вопреки мнению протестантов, не умаляет заслуг Христа как единого Посредника между Богом и человеками (1Тим. 2:5-6). Действительно, в деле Искупления, примирения человека с Богом, Христос есть единственный Посредник, и никаких других соискупителей быть не может. Однако спасение людей, усвоение ими плодов искупительного подвига совершается опосредованно. Очевидно, что существуют люди духовно более опытные, выше поднявшиеся в своем восхождении к совершенству и потому способные помогать менее совершенным в их восхождении.

Почитание святых в Православии всегда христоцентрично. Поэтому мысль о том, что почитание святых угодников каким-то образом умаляет значение искупительного подвига Христа Спасителя, равнозначно утверждению, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство лозы, на которой и благодаря которой эти плоды выросли.

Отрицание практики молитвенного призывания святых было бы оправдано, если бы святые были полностью изолированы от своих собратий на земле, не были посвящены в события земной истории. Однако Священное Писание не дает оснований для таких предположений.

О предстательстве святых за живущих на земле в Библии говорится как о чем-то вполне естественном: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер. 15:1).

Иуда Маккавей видел во сне, как бывший иудейский первосвященник Ония, «простирая руки, молится за весь народ Иудейский». Иуде явился также пророк Иеремия, при этом Ония говорит Иуде о пророке: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Мак. 15:12-14).

Ап. Петр обещал не оставлять своего попечения об учениках после смерти: «справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Пт. 1:13-15). Очевидно, слова эти следует понимать в том смысле, что апостол не перестанет заботиться о своих учениках и после своей смерти.

Святые не только предстательствуют о нас на небесах, но также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

После крестной смерти Господа Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52-53). «Поелику чудо, столь важное, – говорится в Пространном катехизисе, – не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную».

Нередко святые чудодействуют через некоторые земные посредства. Так, через платки и опоясания ап. Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие (Деян. 19:12). «По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение».

Примером такого действия может служить воскресение мертвого от прикосновения к мощам пророка Елисея (4Цар. 13:21).

Прп. Иоанн Дамаскин о почитании святых говорит следующие слова: «Если Творец «всяческих» и Господь называется «Царем царствующих», Господом «господствующих» и «Богом богов» (Апок. XIX:16; Пс. XLIX:1), то несомненно и святые суть боги, господа и цари. Их Бог есть и называется Богом, Господом и Царем… Я называю их богами, царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они по собственному (свободному) расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище (своего) сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по естеству. Следовательно, как же не почитать тех, которые получили наименование слуг, друзей и сынов Божиих? Ибо честь, воздаваемая усерднейшим из соработников, указывает на расположение к общему Владыке».

Православная Церковь с древнейших времен верует, что возможно изменение загробной участи тех, кто умер в вере, но не принес достойных плодов покаяния.

Уже в ветхозаветные времена существовал обряд преломления хлеба на гробах в память об умершем (Исх. 16:17; Втор. 26:14). В Книге пророка Варуха содержится молитва о прощении грехов усопших: «Господи Вседержителю, Боже Израилев! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших» (Вар. 3:4-5).

Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился: «... да будет совершенно изглажен содеянный грех» (2Мак. 12:42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву – «да разрешатся от греха» (2Мак. 12:45).

Во время земной жизни Иисуса Христа практика молитв об усопших у иудеев была неотъемлемым элементом религиозной жизни. Господь многократно осуждал различные обычаи иудеев, но ничего не говорил против молитв об усопших.

В возможности изменения загробного состояния умерших нас убеждает то, что усопшие принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. Конечно, сами они не могут изменить своего состояния, но Христос имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Поэтому возможно изменение их состояния по молитвам Церкви, ибо Господь сказал: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю...» (Ин. 14:13).

Он же говорил о возможности отпущения грехов в будущей жизни: «если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32).

Молитвы за усопших – не только религиозный долг, но и естественная потребность человеческой души, поскольку они являются выражением нашей любви. Поэтому молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых, ибо, по слову св. Иоанна Дамаскина, «всякий подвизающийся о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела».

Проверочные вопросы:

  1. Какие места Священного Писания говорят, что Церковь едина в количественном отношении?
  2. Что мы понимаем под внутренним единством Церкви?
  3. Как выражается единство Церкви вовне?
  4. Не нарушается ли единство Церкви существованием многих поместных церквей?
  5. В чем заключается единство Церкви земной и Церкви небесной?
  6. В чем выражается почитание святых в Православной Церкви? Есть ли обоснования для этого в Священном Писании?
  7. Не является ли идолопоклонством поклонение святым, принятое в Православной Церкви?
  8. Не умаляет ли молитвенное обращение верующих к святым заслуг Христа, единственного Посредника между Богом и человеками?
  9. Приведите примеры из Священного Писания ходатайства и помощи святых.
  10. Приведите примеры молитв за усопших из Священного Писания. Какое значение имеют эти молитвы для усопшего и для самого молящегося?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О девятом члене Символа веры).
  2. Феофан Затворник, свт. Толкование на послание к Ефесянам. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam/ (дата обращения: 14.04.2016).
  3. Игнатий Антиохийский, свмч. Послание к магнезийцам. [Электронный ресурс]. –http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-magnezijtsam/ (дата обращения: 14.04.2016).
  4. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (См.: кн. 4, гл. 15). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_15 (дата обращения: 14.04.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 10).
  2. Лосский В.Н. Толкование на Символ веры. (См.: 9-й член). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/ (дата обращения: 14.04.2016).

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. – СПб.: Аксион эстин, 2006. (См.: § 178).

Видеоматериалы: