VII.2. Домашнее Благочестие. Молитвы дома. Иконы в доме и домашние святыни. Посещение святых мест

Цель занятия – дать слушателям информацию о домашних молитвах, святынях и посещении святых мест.

Задачи:

  1. Дать информацию о том, какие молитвы должны сопровождать христианина в течение дня.
  2. Дать информацию об иконах и святынях в доме.
  3. Рассмотреть значение подготовки и совершения паломничества.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов и иллюстрации.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, источники и дополнительную литературу, ознакомиться с видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Нил Синайский, прп. Слово о молитве. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/slovo_o_molitve/ (дата обращения: 15.04.2016).
  2. Феофан Затворник, свт. Как надобно молиться. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/kak-nadobno-molitsja/ (дата обращения: 15.04.2016).
  3. Паисий Святогорец, старец. Слова. Том 6. О молитве. – М.: Издательский дом «Святая гора», 2013.

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 7).
  2. Иларион (Алфеев), игум. О молитве. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/o-molitve#14_semeynaja_molitva (дата обращения: 15.04.2016).

Дополнительная литература:

  1. Алексеев С.В. Как устроить домашний иконостас. [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/kak-ustroit-domashnij-ikonostas#3 (дата обращения: 15.04.2016).
  2. Серафим (Параманов), иером. О паломничестве и странничестве. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/o-palomnichestve-i-strannichestve (дата обращения: 15.04.2016).
  3. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. [Электронный ресурс]. – http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1872#part_23026 (дата обращения: 15.04.2016).

Ключевые понятия:

  • Молитва;
  • Утреннее правило;
  • Вечернее правило;
  • Молитвенное правило прп. Серафима Саровского;
  • Икона;
  • Лампада;
  • Свеча;
  • Артос;
  • Святая вода;
  • Агиасма;
  • Святые места;
  • Паломничество.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что важного происходит с человеком в молитве?
  2. Какие особые времена человек должен посвящать молитве?
  3. Что собой представляет молитвенное правило прп. Серафима Саровского?
  4. Почему важно совершать молитву всей семьей?
  5. Какое место лучше выбрать для размещения икон в доме? Какие иконы должны быть в доме в первую очередь?
  6. Какие еще святыни, помимо икон, хранят дома и для чего они нужны?
  7. Каково происхождение слова «паломник»?
  8. Как современному человеку организовать паломничество, чтобы оно было максимально полезно для его души?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. О молитве

2. Иконы в доме

3. Домашние святыни

4. Посещение святых мест

1. О молитве

Молитва – это встреча с Богом Живым. Христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. В этом коренное отличие христианства, например, от буддизма, где во время медитации молящийся имеет дело с неким безличным сверхбытием, в которое он погружается и в котором растворяется, но Бога как живую Личность он не чувствует. В христианской молитве человек ощущает Божье присутствие. «Древние святые отцы, – пишет свт. Феофан Затворник, – приветствуя друг друга при свидании, обыкновенно спрашивали не о здоровье и не о чем-либо другом, а о молитве: как, дескать, идет или как действует молитва. Действие молитвы было у них признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – и тело живет; прекращается дыхание – прекращается и жизнь. Так и в духе: есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет и жизни в духе».

Священное Писание учит нас молиться постоянно. Однако в течение суток есть особые часы, которые христианин должен посвящать молитве. Это утро, когда мы встаем с постели и готовимся приступить к дневным трудам, а также вечер, когда собираемся отходить ко сну. Церковь выделила их для молитвы не случайно.

Ранним утром, когда ум еще не занят суетой и житейскими заботами, легче всего направить наши помыслы ввысь – к Богу. Если в течение дня постараться сохранить благоговейное настроение, которое было создано утренней молитвой, то день пройдет по-христиански. Сколько злых дел не было бы совершено, если бы творившие их просили Господа, встав с постели: «Остави нам долги наша!».

Если молитвой положено начало хорошему дню, мы сами приходим в благочестивое состояние духа, и Бог по нашим просьбам подает нам успех в добрых делах. Молящиеся утром знают, что это помогает провести день удачно: словно Ангел Хранитель подхватывает нас на руки и невидимо переносит через ухабы жизненной дороги. Все дела идут скорее и благополучнее, а неудачи воспринимаются легче.

Вечерние молитвы позволяют отрешиться от мирских дел, сбросить с себя их груз и попросить у Бога, чтобы Он сотворил наступающую ночь тихой и безмятежной, чтобы она дала силы для предстоящих назавтра трудов. Покой и величие ночи помогают вспомнить о Творце мира – Боге и поблагодарить Его за то, что Он хранил нас в течение прошедшего дня и в предшествующие дни и годы нашей жизни.

Утренние и вечерние молитвы установлены Церковью как ежедневное правило для православных людей, они составлены святыми людьми и проникнуты духом их подвижнической жизни, целиком посвященной Христу.

Состав утренних и вечерних молитв можно найти в любом молитвослове, или молитвеннике. Их порядок постоянен и меняется только в определенные дни[1].

Правилом называется порядок чтения молитв, т.е. закрепленный Церковью их состав и последовательность. Различают: утреннее, дневное и вечернее правило, правило к Святому Причащению. У монахов и священнослужителей к обычному добавляется особое правило.

Каждое из правил имеет почти одинаковое начало – предначинательные молитвы[2].

За этими молитвами следуют остальные.

Возникает вопрос: почему нужно молиться уже написанными кем-то молитвами, а не просить и благодарить Господа самому?

Церковь не запрещает молиться своими словами. Более того, она на это указывает и предписывает, скажем, в утреннем правиле: «Посем кратко принеси молитву о спасении отца твоего духовного, родителей твоих, сродников, начальников, благодетелей, знаемых тебе, болящих или находящихся в печали». Таким образом, мы можем сказать Господу своими словами о том, что касается наших знакомых или нас лично, о том, что не говорилось в помещенных в молитвослове молитвах.

Однако, молясь пришедшими на ум словами, пусть даже они исходят из глубины души, мы можем оставаться лишь на своем уровне духовности. Приобщаясь же к молитвам святых, стараясь вникнуть в их слова, мы становимся каждый раз немного выше и лучше. Как по камертону настраивается музыкальный инструмент, так по молитвам святых находит верный тон наша душа.

Утренние и вечерние молитвенные правила занимают всего двадцать минут, но освящают собой все время суток, все наши дела и мысли, сон и бодрствование, подают нам помощь Божию.

Многие из тех, кто не исполняет молитвенные правила, оправдываются недостатком времени. Но даже самые занятые люди должны помнить: если не будет на то воли Божией, напрасными будут их заботы о своих делах. Отданное молитве время с лихвой вернется, Господь устроит все так, как нельзя было предвидеть, во много раз лучше и быстрее. Нельзя забывать и о том, что каждый христианин отличается от неверующего именно тем, что заботится о душе больше, чем о житейских делах.

Хотя молиться полагается перед святыми образами – иконами, но иногда, особенно когда куда-то спешишь, приходится читать молитвы в транспорте. Это случай особый, но лучше молиться так, чем оставаться вообще без благословения Господня. Бог отовсюду слышит призывающих Его имя. Не слышит он только тех, кто механически проговаривает слова молитвы, не прилагая к ним ни ума, ни сердца. Приведем некоторые рассуждения прп. Нила Синайского о том, какие должны быть расположения души у молящегося: «Пользуйся слезами к успешности всякого твоего прошения, потому что Владыка с великою радостию приемлет молитву, принесенную в слезах… Когда же станет человек на молитву, демоны напоминают ему о том, чего он доискивался и о чем помнил, чтобы ум, утомившись дознанием этого, утратил благоплодную молитву. Старайся ум свой на время молитвы соделать глухим и немым; и тогда возможешь молиться… Те, которые, обременив себя печалями и памятозлобием, думают приступить к молитве, подобны черпающим воду и вливающим ее в разбитую бочку. Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостию… Молись, не одними внешними телодвижениями выражая молитву, но с великим страхом обращай ум свой к сочувствию духовной молитвы… Желай, чтобы дела твои устроялись не как тебе представляется, но как угодно сие Богу, и будешь несмущен и благодарен в молитве своей».

Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что лучше прочитать меньше молитв, но осмысленно, переживая каждое слово, чем много, но в спешке, стараясь побыстрее закончить.

То же имел в виду и преподобный Серафим Саровский, когда давал своим духовным детям краткое молитвенное правило: «Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню “Отче наш” трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице ”Богородице Дево, радуйся” также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: ”Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)”, а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: ”Господи помилуй”, и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: ”Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)”, и это пусть продолжает до самого сна. Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением». «Держась этого правила, – говорит св. Серафим, – можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры». Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, прп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Большинство наших современников живет так, что члены семьи собираются вместе довольно редко, в лучшем случае дважды в день – утром за завтраком и вечером за ужином. В течение дня родители на работе, дети в школе, дома остаются лишь дошкольники и пенсионеры. Очень важно, чтобы в распорядке дня были какие-то минуты, когда все могли бы собраться вместе для молитвы. Если семья собирается на ужин, то почему бы за несколько минут до него не помолиться вместе? Можно и после ужина прочитать молитвы и отрывок из Евангелия.

Совместная молитва укрепляет семью, потому что ее жизнь бывает по-настоящему полноценной и счастливой лишь тогда, когда членов ее соединяют не только родственные узы, но и духовное родство, общее понимание и мировоззрение. Совместная молитва, кроме того, благотворно влияет на каждого члена семьи, в частности, она очень помогает детям.

В советские времена запрещалось воспитывать детей в религиозном духе. Это мотивировалось тем, что дети должны сначала вырасти, а уже потом самостоятельно выбирать, идти им по религиозному или по безрелигиозному пути. В этом аргументе заключена глубокая ложь. Потому что, прежде чем человек имеет возможность выбрать, он должен быть чему-то научен. А лучший возраст для научения – это, конечно, детство. Тому, кто с детства привык жить без молитвы, бывает очень трудно приучить себя молиться. А человек, с детства воспитанный в молитвенном, благодатном духе, с первых лет своей жизни знавший о существовании Бога и о том, что к Богу всегда можно обратиться, даже если потом отходил от Церкви, от Бога, все-таки сохранял в каких-то глубинах, в душевных тайниках полученные в детстве навыки молитвы, заряд религиозности. И часто бывает, что люди, отошедшие от Церкви, на каком-то этапе своей жизни возвращаются к Богу именно потому, что в детстве они были приучены к молитве.

Благочестивые христиане молятся не только утром и вечером, но и в течение дня, в различных случаях и при различных обстоятельствах, призывая помощь Духа Святого на всякое доброе дело и благодаря Господа за его успешное исполнение, перед едой и после нее, во время бедствий, перед путешествием, над болящими, об умерших и т.д.

Перед началом всякого дела читают молитву Святому Духу «Царю Небесный…» или молятся кратко: «Господи, благослови», а после окончания: «Слава Тебе, Господи».

Садясь за трапезу, читают «Отче наш», а после еды: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Вряд ли найдется православный христианин, у которого нет дома икон. Помещают их в так называемом красном углу. Этот угол выбирают по возможности так, чтобы при молитве перед иконами стоять лицом на восток. В этом же направлении ориентированы и алтари православных храмов. Восток – наименование Самого Христа, в церковных песнопениях Его иногда называют «Востоком с высоты» или «Востоком востоков».

Икона – это вещественный образ невидимого Бога, Пресвятой Богородицы, святых или ангелов. Молясь перед иконами, мы поклоняемся не дереву и краскам – это было бы идолопоклонством, а тем лицам, которые изображены на иконах. Освященные в Церкви иконы имеют особую благодатную связь с иным, духовным и божественным миром, через них приобщаемся к этому миру и мы.

Большинство наших молитв обращено ко Христу и Богородице, поэтому в православном доме обязательно есть иконы Спасителя и Божией Матери. В русском православном доме, кроме того, часто встречается икона святителя Николая. Стараются также иметь дома образ своего небесного покровителя.

Многие благочестивые люди имеют обычай читать молитвы, акафисты или каноны перед каждым образом, который находится у них дома, хотя бы иногда, в дни памяти святых, которые на них изображены.

Во время молитвы, а иногда и после нее, особенно во время праздников, верующие зажигают перед иконами свечи или лампады.

Лампады ставятся или подвешиваются перед иконами. Мастерство их изготовления в свое время достигло больших высот. Некоторые лампады представляют собой драгоценные произведения искусства и хранятся в музеях.

Иконы часто оправляются в киоты и оклады. Оклады обыкновенно делаются из ценных металлов, золотятся или серебрятся. Оклады появились на Руси в XVI веке, они служили для украшения образов. Часто они делались весьма искусно. Иногда в них вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни, что очень их украшало. Многие оклады выставлены сейчас в музеях даже отдельно от икон, потому что замечательны сами по себе.

В Православной Церкви принято освящение различных вещей, необходимых человеку для жизни. В первую очередь, это хлеб и вода.

Почти в каждой верующей православной семье около образов хранится бутылочка со святой водой и просфора. Просфору обычно нарезают на маленькие кусочки, пока она еще мягкая. Потом ее так засушивают и затем перед едой, натощак, каждое утро принимают с молитвой как святыню. Это делают обычно после утреннего молитвенного правила. На молитве освящается ум, прежде всяких дел обратившийся к Богу, просфорой же и святой водой кладется начало еде и питью. Помимо просфоры и святой воды в доме православных христиан часто хранятся и другие святыни. На первой неделе после Пасхи в храме освящается артос – особый большой хлеб с изображением Воскресения Христова. Этот хлеб стоит всю Светлую Пасхальную седмицу перед Царскими Вратами в храме. Во время крестных ходов, когда все выходят с хоругвями, иконами и крестом на улицу и обходят с песнопениями и чтением Евангелия вокруг церковного здания, обычно берут с собой и артос.

В субботу Пасхальной недели с чтением особых молитв его разрезают на части, а потом раздают верующим. Артос хранится обыкновенно для особых случаев, его принимают во время болезни для подкрепления душевных и телесных сил.

Другой великой святыней является крещенская вода, или по-гречески агиасма. Ее освящают два раза: в навечерие Крещения, то есть накануне праздника, сразу после Литургии, на вечерне, и второй раз – в самый праздник. Несмотря на установившееся представление, что первая вода «более святая», это не так. На самом деле и та и другая вода освящаются равным чином и имеют одну силу.

Хранится в православных домах и освященное масло, оставшееся после совершения Таинства Елеосвящения, или Соборования. Им пользуются при возобновлении недуга, от которого просили Господа избавить при совершении Таинства.

Все это обыкновенные материальные вещества, но при освящении они приобретают сверхъестественные качества и силой не своей, но Божией, имеют свойство освящать и всех прикасающихся и принимающих их с верою.

«Едите или пьете – все во славу Божию творите», – сказал апостол Павел. Освященные вещества – вода, хлеб, масло, освящая нас, служат облегчением в совершении дел во славу Божию. Приняв их с верою, христианин становится сильнее и защищеннее.

В большом требнике есть чины освящения многих вещей, употребляющихся в быту. Это и одежда, и соль, и сами дома, и повозки, и скот, и поля, и колодцы, и стада, и т.д. Освящалась вообще всякая новая вещь, приносимая в дом. Этим полагалось начало ее использованию, на благо христианину.

В старые времена существовал благочестивый обычай ходить по святым местам. Странники доходили до Иерусалима, чтобы поклониться его святыням, тем местам, где Христос родился, жил, принял смерть и воскрес. Паломниками их называли потому, что они приносили с собой домой паломы – пальмы, их широкие листья казались чудом для наших широт. Постепенно название «паломник» перешло и на всех путешественников по святым местам, даже на тех, кто не выходил за пределы страны.

Паломничество было особым подвигом. Странствие, сопряженное с большими трудностями и лишениями, готовило к духовному восприятию святого места так же, как пост готовит к празднику, скажем, к Пасхе или Рождеству. Чем труднее было путешествие, с тем большей радостью странник достигал цели своего путешествия, тем усерднее молился и благодарил Бога за Его особую милость и благодать.

Известно, что русские цари, совершая паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, шли туда из Москвы пешком, останавливаясь в особых селах для еды и ночлега. Это общее правило – если хочешь стать хоть чуточку достойнее, чтобы принять благодать, надо потрудиться и духовно, и физически. Если нет возможности и времени сегодня идти куда-то пешком, совершая по пути молитвы, то, по крайней мере, подготовиться надо и поклонами, и говением, и молитвой, усиленной по сравнению с обычными днями.

А уж если дошел до святого места, не забудь помянуть всех знакомых и всех православных христиан, которые остались дома. Следующий раз, когда здесь или в другом святом месте будут они, то и они непременно помянут нас. В монастырях часто требуется помощь по хозяйству, и обычно паломники, помимо посещения службы, работают и физически.

Плохо, когда посещение святых мест становится чем-то обыденным, привычным или же превращается в развлекательное путешествие. Здесь нужно помнить о правиле, которое запрещает переходить из прихода в приход, коль выбрал храм, надо ходить в него постоянно.

Проверочные вопросы:

  1. Что важного происходит с человеком в молитве?
  2. Какие особые времена человек должен посвящать молитве?
  3. Что собой представляет молитвенное правило прп. Серафима Саровского?
  4. Почему важно совершать молитву всей семьей?
  5. Какое место лучше выбрать для размещения икон в доме? Какие иконы должны быть в доме в первую очередь?
  6. Какие еще святыни, помимо икон, хранят дома и для чего они нужны?
  7. Каково происхождение слова «паломник»?
  8. Как современному человеку организовать паломничество, чтобы оно было максимально полезно для его души?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Нил Синайский, прп. Слово о молитве. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/slovo_o_molitve/ (дата обращения: 15.04.2016).
  2. Феофан Затворник, свт. Как надобно молиться. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/kak-nadobno-molitsja/ (дата обращения: 15.04.2016).
  3. Паисий Святогорец, старец. Слова. Том 6. О молитве. – М.: Издательский дом «Святая гора», 2013.

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 7).
  2. Иларион (Алфеев), игум. О молитве. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/o-molitve#14_semeynaja_molitva (дата обращения: 15.04.2016).

Дополнительная литература:

  1. Алексеев С.В. Как устроить домашний иконостас. [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/kak-ustroit-domashnij-ikonostas#3 (дата обращения: 15.04.2016).
  2. Серафим (Параманов), иером. О паломничестве и странничестве. [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/o-palomnichestve-i-strannichestve (дата обращения: 15.04.2016).
  3. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. [Электронный ресурс]. – http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1872#part_23026 (дата обращения: 15.04.2016).

Видеоматериалы:

 

 

 

[1] От Пасхи до Вознесения вместо Молитвы Святому Духу читается тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (Трижды). От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святый Боже…», опуская все предшествующие.

От Пасхи до Вознесения вместо молитвы «Достойно есть…» читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».

[2] Молитва Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)».

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради».

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».