XVI. Эпоха Царств. Северное (Израильское) царство

Цель занятия – рассмотреть историю Израильского царства.

Задачи:

  1. Сделать краткий обзор истории Израильского царства.
  2. Рассмотреть служении пророка Илии.
  3. Рассмотреть служение пророка Елисея.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями обсудить итоги царствования Соломона и вспомнить историю разделения Израильского царства на Северное и Южное.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 12, 16, 18-25 Четвертой Книги Царств, 12-36 Второй Книги Паралипоменон, основную литературу, источники; по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. - Самара: НООФ «Родное пепелище», 2010г. - 384с. (См.: Ахаав и Иезавель. Елисей и Соманитянка).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Слово о пророке Илие. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_ilii/
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Третью Книгу Царств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-tretiu-knigu-tsarstv/#0_12  (дата обращения: 04.04.2016) // Он же. Толкование на Четвертую Книгу Царств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-chetvertuyu-knigu-tsarstv/ (дата обращения: 04.04.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: История Северного царства. Появление самарян. Пророк Илия. Пророк Елисей).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: гл. 16).
  3. Соколов Н., прот. Ветхий Завет. Курс лекций. (См.: Лекция 25). [Электронный ресурс]. – http://predanie.ru/sokolov-nikolay-protoierey/book/72338-vethiy-zavet-kurs-lekciy/#toc61 (дата обращения: 04.04.2016).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Третью книгу Царств. Главы 12-22, Толкование на Четвертую Царств. Главы 1-11, 13-15, 17).

Ключевые понятия:

  • Южное (Иудейское) царство;
  • Северное (Израильское) царство;
  • Ваал;
  • Идолопоклонство;
  • Пророческое служение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Назовите два принципиальных отличия между правителями Иудейского и Израильского царств.
  2. Каким образом произошло воцарение первого Израильского царя Иероваоама? Была ли у него возможность укрепить свое царство? Что для этого требовалось?
  3. Какие изменения в религиозной жизни Израиля произошли благодаря правления Иеровоама I?
  4. Во время правления какого Израильского царя начинает свое служение пророк Илия? Охарактеризуйте этот период в плане религиозного состояния царского дома и народа.
  5. Что предпринял пророк Илия для вразумления народа, отвращения его от идолопоклонства?
  6. Что говорит Спаситель о вдове из Сарепты Сидонской? Поясните его слова в свете ветхозаветной и новозаветной истории и в плане духовного толкования святых отцов.
  7. Какое откровение получил пророк Илия во время Богоявления?
  8. В связи с каким эпизодом пророка Илию почитают как защитника поруганных и угнетенных?
  9. Приведите примеры чудес, сопровождавших служение пророка Елисея?
  10. Почему Елисей просил себе в два раза больше благодати, чем была на пророке Илии? Как этот да в последствии проявился?
  11. Приведите примеры прообразовательного толкования совершенных пророком Елисеем чудес.

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

1. Краткий обзор истории Израильского царства

2. Пророк Илия

3. Пророк Елисей

1.  Краткий обзор истории Израильского царства

В Южном или Иудейском царстве, которое включало в себя Иудино и часть Вениаминова колена, сохранялась, согласно обетованию Божию, династия потомков Давида. Несмотря на разные опасности, которым она подвергалась, эта династия просуществовала до падения царства. В Северном, или Израильском, царстве за 200 лет его существования из‑за постоянного отступничества, начавшегося при первом же правителе, сменилось четыре более или менее продолжительные династии, не считая различных промежуточных правителей. Самое короткое правление в Израиле продолжалось 7 дней (3Цар. 16:15).

Первая династия Израильского царства началась с царя Иеровоама I из колена Ефремова. Через пророка Ахию он получил обетование о том, что если он сохранит верность Завету Божию, то царство его утвердится и будет процветать так, как утвердилось царство Давида: «Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем; и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля» (3Цар.11:37,38).

Резиденция Иеровоама находилась последовательно сначала в Сихеме, потом в Пенуэле, затем, наконец, в Фирце. Правление его продолжалось 23 года. С самого начала этот царь явно полагается на мирскую мудрость и на свои практические меры более, чем на помощь Божию. Иеровоам I решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в двух городах и отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Он устанавливает двух золотых тельцов: одного в Вефиле, другого в Дане – и устраивает около них служение, причем поставляет священников не только из числа левитов, но и из других колен. После этого он объявляет: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3Цар. 12:28). Здесь тот же символ (телец), что и у горы Синай (Исх. 32:7-8). Хотя предполагалось, что это – новая форма служения истинному Богу, но, по сути, это уже идолопоклонство, прямое отступление от второй заповеди, которое вскоре повлекло за собой отступление и от остальных, а одновременно с этим – и от Бога.

Вефиль получил свое имя в связи с тем, что Иакову здесь было великое богоявление[1], а теперь тут устроено место беззаконного служения.

Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен.

Преемники Иеровоама продолжали ходить путями его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери царя Сидонского, он усердно распространял в Израиле язычество: культ Ваала при нем стал государственной религией. Иезавель же устроила гонения на ревностных служителей истинного Бога. Слуга Ахава Авдий спас от смерти 100 пророков (3Цар. 18:3-4), но многие были истреблены.

Об Ахаве Писание говорит так: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии, – то есть свою столицу он сделал центром этого культа, – и сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» (3Цар. 16:30-33).

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим словам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийское войско в 721 году до Р.Х. опустошило Израильское царство, разрушило его столицу Самарию, а большую часть жителей увело в плен в Ассирию.  Опустевшая израильская территория была заселена язычниками из Аравии и Вавилона; получившееся смешанное население стало называться самарянами или самаритянами. Их религиозные верования представляли собой смесь элементов иудейской веры и языческих традиций. Из библейских книг самаряне признавали только Пятикнижие Моисеево. Иудеи презирали самарян, считая их язычниками, и избегали общения с ними.

Так было уничтожено Северное царство – как следствие отказа от чистоты веры и впадения в идолопоклонство.

Пророк Илия начинает свое служение во время правления Ахава. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Однажды, явившись к царю в перепоясанной веревкой простой одежде отшельника, грозный пророк стал гневно упрекать его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! – воскликнул Илия грозным голосом. – В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3Цар. 17:1). Пророк Илия проявляет особую ревность и клянется Богом, зная, что Бог готов в случае покаяния народа отвратить Свое наказание. Илия, по толкованию свт. Иоанна Златоуста, как бы говорит: «Ты не отменишь… наказания, как только покажется Тебе (угодным) (потому что Тебе угодно быть человеколюбивым), но только тогда, когда я буду просить о них, когда я присужу, когда они обнаружат достаточное сердечное покаяние». По мысли святителя, Бог соглашается с пророком, но хочет и в его душе пробудить милость, поэтому «вместе с народом наказывает и пророка, чтобы и сам, подвергнувшись тому же наказанию, он скорее сознал бы несовместность своего заклятия с человеколюбием, наказывает вместе с народом и пророка, но облегчает для пророка это наказание, в самом способе исполнения человеколюбия проявляя и Свою мудрость».

После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны два раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились, и поток высох совершенно. Тогда Илия по повелению Божию переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона, к бедной вдове, которая приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у нее была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: все время пребывания пророка у вдовы не уменьшилось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что, направляя Илию к вдове сидонской, Бог хочет смягчить сердце пророка и возбудить в нем человеколюбие. Бог ожидает, «чтобы, услышав: «язычнице», он погнушался такого пропитания и стал просить Бога о даровании дождя». По мысли блж. Феодорита, вдовой-иноплеменницей «прообразована Церковь из язычников, потому что жена сия гонимого израильтянами приняла с верою, как и Церковь приняла теми же самыми израильтянами изгнанных апостолов». Сам Господь, обличая неверие иудеев, вспоминает о пребывании пророка Илии у вдовы: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лук. 4:25,26).

Вскоре у вдовы случилось несчастье: ее сын тяжело заболел и умер. Тогда Илия взял мертвого мальчика к себе в комнату, положил на свою постель и с пламенной молитвой обратился к Богу, прося Его даровать отроку жизнь. Господь услышал молитву Своего избранника, и мальчик ожил. Вдова, преисполненная радости, сказала: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3Цар. 17:24).  По толкованию свт. Иоанна Златоуста, пророк Илия приходит к выводу, что смерть мальчика – это дело Божественной мудрости «чтобы, когда я скажу Тебе: Господи, помилуй умерщвленного сына вдовы, мог и Ты ответить мне на это: помилуй детей моих, Израиля».

Прошло три с половиной года засухи и голода и тогда «…было слово Господне к Илии: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» (3Цар. 18:1). Царь, увидев пророка, стал упрекать его: «Ты ли это, смущающий Израиля?» На этот упрек Илия смело ответил царю: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презирали повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3Цар. 18:17-18). Затем пророк предложил Ахаву собрать народ и жрецов Ваала на гору Кармил и испытать, кто истинный Бог – Иегова или Ваал. На вершину горы в назначенный срок собрались четыреста пятьдесят пророков Ваала, которых содержала царица Иезавель. Илия один, с помощью Божией вступил в борьбу с ними. Многочисленные толпы израильтян и ханааненян с напряжением ждали исхода этого своеобразного поединка. Грозный пророк прежде всего обратился к народу с обличительной речью: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте». Затем он предложил народу приготовить две жертвы – одну Иегове, а другую Ваалу, но огня на жертвенники не подкладывать. Тот Бог, Который пошлет огонь с неба на жертвенник, и есть Истинный Бог. Царь и народ согласились с этим предложением. Первыми стали приносить жертву жрецы Ваала. Они плясали вокруг жертвенника, истязая себя ударами ножей и копий, исступленно кричали: «Ваале, услышь нас!» Наступил полдень, а телец все не загорался; Илия советовал им с иронией: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!.. Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха» (3Цар. 18:21,26,27,29). Когда прошел полдень и наступило время вечернего жертвоприношения, Илия построил жертвенник из двенадцати камней, вокруг него вырыл канаву, сложил дрова, разрезал своего тельца и велел лить воду на жертвенник. Когда канава наполнилась водой, пророк возвел руки к небу и произнес пламенную молитву, прося Господа показать идолопоклонникам, что Он есть единый Истинный Бог, Бог отцов заблудившегося народа. Еще молитва была на устах пророка, как с неба сошел огонь и поглотил не только тельца, но даже камни жертвенника и воду из канавы. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3Цар. 18:39).

Но Илия не ограничился всеобщим покаянием народа. Он велел поймать лжепророков и за то, что они вводили в заблуждение и развращали народ, казнил всех до единого у потока Киссон. Затем он вернулся на вершину горы Кармил и молился до тех пор, пока на горизонте не показались дождевые тучи. Спустя некоторое время все небо затянулось тучами, и хлынул долгожданный ливень.

Царица Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил, поклялась убить Илию. Спасаясь от преследования закоренелой язычницы, Илия вынужден был бежать.

Уйдя в Иудею, Илия просит у Бога себе смерти: «довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3Цар. 19:4), но получает от ангела указание идти на гору Хорив, и там происходит Богоявление Илии. Описывается это таким образом: «И вошел [Илия] в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (или по-славянски «глас хлада тонка») [и там Господь]. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру» (3Цар. 19:9-13). И Господь ему открывает, что Он «оставил между израильтянами семь тысяч мужей, всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (ст. 18). Чудеса Илии носят обличительный и карающий характер. И вот Господь показывает ему, что и Он мог бы уже давно землетрясением, огнем и ураганом смести весь этот народ с лица земли, но что за лучшее Господь предпочитает управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, ожидая его покаяния. Число 7000 не подклонивших голову Ваалу – символическое, 7 символизирует полноту, 1000 – множество.

В этом явлении содержится и откровение о Христе, который придет как Свет Тихий, совершая служение с кротостью и милосердием. «Я кроток и смирен сердцем», - говорит о Себе Спаситель (Мф. 11:29).  Его ожидали как грозного царя, который, придя, сокрушит все окрестные народы, одержит победу, воцарится во славе, и никто не сможет ему противостать; а Господь явился как странник, нищий, который не имеет где главу приклонить, а вместо меча и огня Он кротким словом любви привлек к Себе сердца людей, как привлекает в знойный день веяние прохладного ветерка.

Вспомним также, что пророк Илия явился вместе с пророком Моисеем на горе Преображения, чем засвидетельствовал апостолам, что Христос есть тот Самый Бог, Который им являлся.

Возвращаясь в землю Израилеву, Илия по повелению Божию берет себе в ученики Елисея, сына Сафатова. Когда Илия, проходя, призвал его, тот заколол волов, на которых он пахал, сломал плуг, изжарил на нем волов и отдал это мясо тем людям, которые были с ним, а сам ушел за Илией, став его учеником (3Цар. 19:19-21).

Окончательный суд над Ахавом и Иезавелью совершился в связи с историей с виноградником, который примыкал к царскому дворцу и принадлежал человеку по имени Навуфей. Ахав пожелал его приобрести, но когда Навуфей отказался, то Ахав был очень огорчен, поскольку земельные участки в Израиле были в соответствии с законом неотчуждаемыми. Для сидонянки Иезавели это все было смешно, поскольку что может быть недоступным для царя? В результате она распорядилась устроить суд, на котором невинный Навуфей был оклеветан, осужден, и немедленно побит камнями. И Ахав, несмотря на то что он огорчен таким поворотом дела, тем не менее не может удержаться от удовольствия пойти и посмотреть на свои новые владения. И встречает там не кого иного, как Илию, которого послал Господь сказать Ахаву: «“так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?” и скажи ему: “так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь”» (3Цар. 21:19).

«И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа» (3Цар. 21:20). Илия возвещает царю, что его дом будет отвержен и выметен, как были уничтожены династии Иеровоама и Ваасы. Услышав это, Ахав разодрал свои одежды, надел вретище, постился и ходил печальным. «И было слово Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его» (3Цар. 21:28-29).

Если сравнить это предсказание с другими эпизодами, не может не броситься в глаза, что именно попрание справедливости и убийство повлекли окончательный приговор Ахаву. В бесстрашном обличении царя проявляется решимость Илии отстаивать до конца требования Закона даже с презрением к своей жизни. Поэтому не случайно Илия остался в памяти всего народа, как защитник поруганных и угнетенных.

Здесь нужно вспомнить и о завете Бога с Ноем, и об общем строе пророческой проповеди, ясно свидетельствующей о невозможности угодить Богу без милости и правды по отношению к ближнему. Но даже здесь проявляется милость Бога, внявшего покаянию Ахава.

Ахав погиб во время похода против Рамофа Галаадского. Его, израненного в битве, привезли к стенам Самарии, где он умер, и псы лизали его кровь на месте убийства Навуфея (3Цар. 22:30-38).

Последние события в служении Илии произошли во время правления сына Ахава Охозии. Заболев, Охозия отправляет людей к Веельзевулу, божеству Аккаронскому, вопросить о своем выздоровлении. Илия, встретив посланцев, отправляет их обратно к царю передать ему, что он умрет. Охозия посылает за Илией пятьдесят воинов. Пятидесятник является и говорит: «Человек Божий, царь говорит тебе: сойди». То есть хоть ты и человек Божий, но повеление царя все‑таки важнее. На что Илия ему отвечает: «если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток» (4Цар. 1:9,10). И только третья экспедиция увенчалась успехом, поскольку третий пятидесятник оказался человеком богобоязненным и с должным почтением обратился к пророку со своей просьбой.

Именно это событие вспомнили апостолы, когда град самарийский отказался пропустить Христа, и они предложили помолиться и свести на них огонь с неба, «как и Илия сотворил». В ответ Господь им говорит: «не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:54-55), отчасти указывая и на богоявление на Хориве, когда не в огне, не в урагане, не в землетрясении открылся Господь, а в «гласе хлада тонка».

Последнее повествование об Илии говорит о конце его жизни. Почувствовав приближение кончины, Илия стремится к уединению. Елисей не мог не заметить волнения своего учителя, которое охватило его, не смотря на все его просьбы, он не отстает от Илии и продолжает идти за ним. В то время, как Елисей идет за Илией, «сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа моя, не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите» (4Цар 2:2-3).

Т.е. о том, что Илия должен покинуть нашу землю, о времени ухода его с нее знал не только Илия, но и Елисей и сыны пророческие. Это было им так же открыто и, возможно, что сам Илия сказал им об этом, чтобы этому свидетельство было не одного человека, а многих, т. к. они были недалеко от этого события. Дальше мы видим особое действие Илии по отношению к Елисею. Он спрашивает его последнее желание: «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» (4Цар 2:9-10). Елисей просил так не потому, что он пытался превзойти своего учителя, а потому, что сознавал свою немощь и знал, что ему нужно вдвое большую благодать, чем было дано Илии, чтобы послужить Богу.

Елисей увидел взятие своего учителя на небо: «Явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (4Цар 2:11). В это время к его ногам упала милоть Илии, и с ней Елисей получил от Бога пророческий дух.

Пророк Илия не вкусил смерти, но был взят Господом Богом в огненной колеснице на небо. Через пророка Малахию Бог открыл, что Он в конце времен пошлет пророка Илию для проповеди покаяния. «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:6).

Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он пришел в Иерихон, то жители города жаловались ему, что вода у них нехорошая, а земля бесплодная. Елисей велел, чтобы ему принесли новую чашу, полную соли. Затем он пошел от источника к источнику, оздоравливая воду, насыпая в нее соль. С тех пор вода в Иерихоне стала хорошей, а земля – плодородной.

«И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4Цар. 2:23-24). Как объяснить такую жестокость? В Законе сказано: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего» (Лев. 19:32), а заповедь о почитании родителей в Декалоге сопровождается обетованием блага и долголетия. Нарушение этих заповедей во все времена влекло за собой тяжелые последствия. Не умеющий почтить старца не имеет почтения и к Богу.

Достаточно долгое время Елисей живет в Галгале, в общине сынов пророческих (4Цар. 4). В это время он умножает масло в доме вдовы одного из сынов пророческих, избавив ее дом от голодной смерти. По его молитве родился сын у бездетной семьи из Сонама. Когда отрок умер от болезни, Елисей пришел и воскресил его, как некогда Илия сына вдовицы. Сонамитянка «отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне. И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: "не обманывай меня"? И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею. Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок. И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои» (4Цар.4:25,27-35). «В истории Соманитянки, – говорит свт. Филарет Московский, – и особенно в обстоятельствах, сопровождавших воскресение сына ее, можно видеть изображение промышления Божия о спасении рода человеческого. – Сын Соманитянки представляет род человеческий, пораженный смертью духовной. Для его духовного оживотворения явился Моисей, вооруженный жезлом закона, - но закон… оказался бессильным к оправданию и спасению человека. Бог Отец умилосердился над нами, и нас мертвых прегрешеньми, воскресил и оживил Единородным Своим Сыном, Иисусом Христом. Он сошел с небес и Своим воплощением снисходит до человека, приближается к нам, склоняет к нам свое величие и, по непостижимому чуду любви, приспособляется к нашей немощи; он принимает на Себя смертность и немощь нашего естества, чтобы даровать нам жизнь и силу».

Три чуда Елисея, совершенные в Галгале, свидетельствуют о бедности этих людей. Во время голода питались они тем, что им удалось собрать. Однажды они собрали какие‑то растения, непригодные в пищу, и похлебка стала ядовитой. Елисей бросил в похлебку горсть муки, и она стала съедобной (4Цар. 4:38-41).

«Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: “насытятся, и останется”. Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню» (4Цар. 4:42-44). Здесь явная параллель с Новым Заветом, с насыщением Господом пяти тысяч.

Третья история связана с тем, что один из них уронил в воду топор и была великая скорбь, потому что и топор этот был взят взаймы и не было возможности отдать. Елисей бросил в воду кусок дерева, и топор всплыл на поверхность. По толкованию блж. Феодорита, «сие прообразовало домостроительство нашего Спасителя, ибо как легкое дерево потонуло, а тяжелое железо всплыло, так снисхождением Божия естества совершено восхождение естества человеческого». Иное толкование есть в богослужебных текстах: «Секира, юже Елисей взя от Иордана, Христе, крест являше, им же из глубины суетия языки извлекл еси…»[2].

Чудом, являющим значение веры, является исцеление Неемана Сирийца. Он болен проказой и не может исцелиться. По совету пленной израильтянки он приезжает к царю израильскому, а потом к дому Елисея. Пророк отправляет к нему слугу с повелением пойти и омыться семь раз в Иордане. Нееман в гневе: «вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, [если бы] чтонибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: “омойся, и будешь чист”. И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4Цар. 5:11-14). Тогда Нееман идет к Елисею и предлагает ему дары, от которых тот решительно отказывается. Тогда Нееман говорит, что не будет поклоняться иным богам, только по должности будет сопровождать царя в храм Риммона. Нееман уезжает и просит позволения взять с собой столько земли, сколько снесут две лошади (4Цар. 5:17), очевидно, чтобы потом у себя в Дамаске поклоняться Богу на земле Бога Израилева, настолько сильна была в представлении людей связь богов с той или иной землей. Гиезий, слуга Елисея, не может удержаться от искушения, догоняет Неемана и говорит: «Господин мой послал меня сказать: “вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд”» (4Цар. 5:22). Тот дает, и Гиезий, вернувшись, естественно, пытается как‑то укрыться. Но Елисей говорит, что раз ты польстился на сокровища Неемановы, то и проказа его перейдет на тебя и потомство твое (4Цар. 5:25-27).

Елисей спас осажденную сирийцами и изнемогающую от голода Самарию. По его молитвам сирийцы были поражены слепотой и взяты в плен. Но убивать он их запретил, сказав царю: «Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему» (4Цар. 6:22).

Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после его кончины мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но, увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только мертвец при падении коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги.

Заметим, что если Илия совершил одно чудо воскрешения, то Елисей – два, таким образом подтвердив двойное пребывание на нем духа пророческого.

Проверочные вопросы:

  1. Назовите два принципиальных отличия между правителями Иудейского и Израильского царств.
  2. Каким образом произошло воцарение первого Израильского царя Иероваоама? Была ли у него возможность укрепить свое царство? Что для этого требовалось?
  3. Какие изменения в религиозной жизни Израиля произошли благодаря правления Иеровоама I?
  4. Во время правления какого Израильского царя начинает свое служение пророк Илия? Охарактеризуйте этот период в плане религиозного состояния царского дома и народа.
  5. Что предпринял пророк Илия для вразумления народа, отвращения его от идолопоклонства?
  6. Что говорит Спаситель о вдове из Сарепты Сидонской? Поясните его слова в свете ветхозаветной и новозаветной истории и в плане духовного толкования святых отцов.
  7. Какое откровение получил пророк Илия во время Богоявления?
  8. В связи с каким эпизодом пророка Илию почитают как защитника поруганных и угнетенных?
  9. Приведите примеры чудес, сопровождавших служение пророка Елисея?
  10. Почему Елисей просил себе в два раза больше благодати, чем была на пророке Илии? Как этот да в последствии проявился?
  11. Приведите примеры прообразовательного толкования совершенных пророком Елисеем чудес.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. - Самара: НООФ «Родное пепелище», 2010г. - 384с. (См.: Ахаав и Иезавель. Елисей и Соманитянка).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Слово о пророке Илие. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_ilii/
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Третью Книгу Царств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-tretiu-knigu-tsarstv/#0_12  (дата обращения: 04.04.2016) // Он же. Толкование на Четвертую Книгу Царств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-chetvertuyu-knigu-tsarstv/ (дата обращения: 04.04.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: История Северного царства. Появление самарян. Пророк Илия. Пророк Елисей).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: гл. 16).
  3. Соколов Н., прот. Ветхий Завет. Курс лекций. (См.: Лекция 25). [Электронный ресурс]. – http://predanie.ru/sokolov-nikolay-protoierey/book/72338-vethiy-zavet-kurs-lekciy/#toc61 (дата обращения: 04.04.2016).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Третью книгу Царств. Главы 12-22, Толкование на Четвертую Царств. Главы 1-11, 13-15, 17).

Видеоматериалы:

 

 

 

[1] См. тему «V.1. История ближайших потомков Авраама: Исаака, Иакова. Сыновья Исаака. Продажа первородства. Жизнь патриарха Иакова».

[2] В среду средния седмицы на утрени. Канон Креста, 7 песнь, 1 тропарь // Триодь Постная.