XV. Эпоха Царств. Царство Соломона

Цель занятия – рассмотреть период царствования Соломона.

Задачи:

  1. Рассмотреть дарование Соломону мудрости.
  2. Рассмотреть особенности царствования Соломона.
  3. Рассмотреть построение и освящение Храма.
  4. Рассмотреть причины и сущность греха Соломона.
  5. Дать информацию о духовных и политических причинах разделения Израильского Царства.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить основные моменты царствования Давида.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 12-22 Третьей Книги Царств и главы 1-11, 13-15, 17 Четвертой Книги Царств, основную литературу; по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Амвросий Медиоланский, свт. О девстве и браке. (См.: Кн. 5 Гл. 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/5_1 (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. - Самара: НООФ «Родное пепелище», 2010г. - 384с. (См.: Идолослужение Соломоново).
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Третью Книгу Царств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-tretiu-knigu-tsarstv/#0_12 (дата обращения: 31.03.2016).
  4. Исаак Сирин, прп. Азбука духовная. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/azbuka-dukhovnaja/ (дата обращения: 31.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Царствование Соломона. Разделение царства).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 15.1-15.10).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Третью книгу Царств. Главы 1-11, Толкование на Вторую книгу Паралипоменон. Главы 1-9).

Ключевые понятия:

  • Мудрость;
  • Богатство;
  • Храм;
  • Жертвы;
  • Освящение;
  • Идолопоклонство.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как Бог отреагировал на просьбу Соломона о даровании ему мудрости?
  2. В чем проявлялась мудрость Соломона? Приведите пример мудрого разрешения Соломоном трудной ситуации.
  3. Что говорит Священное Писание о богатстве и славе Соломона? Повлияли ли они на отношения царя с Богом?
  4. Опишите Иерусалимский Храм. Сколько лет продолжалось его строительство?
  5. Какие прошения содержит молитва Соломона при освящении Храма? Какой ответ дал Господь?
  6. Можно ли считать, что наличие Храма гарантирует Божие благоволение к народу?
  7. В чем заключался грех царя Соломона? Какое наказание обещает Бог царю?
  8. Какие были политические предпосылки для разделения Царства? Каким образом разделилось царство при сына Соломона Ровоаме?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1.  Дарование Соломону мудрости

2.  Богатство и слава Соломона

3.  Построение храма

4.  Освящение храма. Молитва Соломона

5.  Грех Соломона и разделение Израильского Царства

1. Дарование Соломону мудрости

В момент вступления на престол Соломону было всего двадцать лет, но он оказался энергичным и мудрым правителем. После воцарения Соломон отправляется в Гаваон и приносит там жертвы, поскольку там был, как сказано в Писании, главный жертвенник. После того как Соломон принес тысячу всесожжений, во сне явился ему Господь, предложив просить, что ему дать. Соломон просит мудрости, поскольку, как он говорит, «я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло, ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3Цар. 3:7-9). И Господь говорит: «Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе, и то, чего ты не просил, Я даю тебе – и богатство, и славу, так что не будет тебе подобного между царями во все дни твои, и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои» (3Цар. 3:12-14). Блж. Феодорит Кирский объясняет, почему Господь дал Соломону не только мудрость, но и славу, и богатство: «Почему Владыка Бог, похваляя прошение, и просимое даровал. И присовокупил все прочее. Сие и в Священном Евангелии узаконил Владыка. Ибо говорит: ”ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все прочее приложится вам” (Мф. 6:33). Сии-то дары Бог дал Соломону и обещал сподобить его всякого промышления. Ибо сказал: “аще пойдеши путем Моим сохранити заповеди Моя и повеления Моя, в нихже хождаше Давид отец твой, продлишь дни твоя” (3Цар. 3:14)». Прп. Исаак Сирин говорит о том, что мы должны в молитве брать пример с Соломона: «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога неблагоразумием твоим. Будь премудр в молитве твоей, чтоб сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя».

«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3Цар. 4:30-34). Впрочем, уже в третьей главе Третьей книги Царств делается замечание, что хотя «и возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах» (3Цар. 3:3). С самого начала царствования Соломона уже отмечаются некоторые отступления от Закона в сторону народных обычаев (не являющиеся еще идолопоклонством), хотя пока ему это в грех не вменяется.

О необыкновенной мудрости царя Соломона стало известно даже за пределами Израиля, так что из других стран приходили послушать его.

Знаменитый случай проявления мудрости Соломона – решение спора между двумя женщинами, не поделившими ребенка. Одна из пришедших на суд царя женщин рассказала ему следующее: «Я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина... и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила» (3Цар. 3:17-21). Выслушав  другую женщину, которая тоже настаивала, что живой мальчик – это ее сын, Соломон повелел принести меч и сказал: «Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Тогда обвиняющая женщина в ужасе воскликнула: «О, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его». Другая же хладнокровно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите» (3Цар. 3:25-26). Так Соломон понял, что первая женщина является матерью ребенка, и повелел отдать ей дитя. Мудрость царя поразила всех присутствующих. Рассматривая этот суд царя Соломона, свт. Амвросий Медиоланский рассуждает следующим образом: «добрая мать долго находилась в двусмысленном положении, пока оставалась в неизвестности относительно решения. Хотя это событие совершилось в прошедшие времена, однако оно описано для нашего вразумления, дабы мы могли понять, что все вымышленное может обнаружиться и все выдуманное открыться».

Соломон, царствование которого было исключительно мирным, как благодаря той мудрости, которую он получил от Бога, так и благодаря благословению, перешедшему к нему от отца его Давида, существенно расширил подвластные ему или союзные с ним земли, от которых получал дары или дань. В этот период (середина X века до рождества Христова) ни в Месопотамии, ни в Египте не было достаточно сильных государств, чтобы представлять угрозу царству Соломона. Он женился на дочери фараона, и вообще он старался все свои политические союзы скреплять браком: у Соломона было семьсот жен и триста наложниц (3Цар. 11:3), что являлось, с одной стороны, символом его могущества, а с другой стороны, закрепляло его политические достижения.

Соломон контролировал транзитные торговые пути, ему принадлежали медные рудники. Благодаря своему богатству он с помощью Тирского царя завел себе флот, развернул обширную строительную программу, отстроил несколько мощных крепостей, умножил войско и количество коней и колесниц. Он выстроил себе роскошный дворец, строительство которого продолжалось 14 лет. В Писании рассказывается и о золотом троне со слоновой костью, и о золотой посуде, которые были у Соломона. Слава о богатстве и великолепии двора Соломона распространялась по всему свету. Многие приезжали не только послушать мудрость израильского царя, но и посмотреть на роскошь его дворца. В их числе была и царица Савская. Приведенный перечень дел Соломона показывает, что он совершенно явным образом отступает от указаний закона Моисеева о том, как должен вести себя царь (ср. Втор. 17:14-20). Там оговаривается, что не должен умножать царь количество коней и колесниц, а их Соломон заводит себе несколько тысяч. Царь не должен собирать себе золота и богатства, а роскошь двора Соломона поражала всех, кто к нему приезжал. Царь не должен умножать себе жен, чтобы не развратилось сердце его, – а у Соломона их семьсот. Действуя в соответствии с современными ему традициями окрестных царств, Соломон постепенно уклоняется от ясных требований закона, создавая тем самым предпосылки для последующего кризиса израильской монархии.

С особым прилежанием Соломон заботился о процветании религиозной жизни своего народа и, прежде всего, о построении Иерусалимского храма. На том месте, которое Давид приобрел у Орны Иевусянина и где был поставлен жертвенник (2Цар. 24:18-25), Соломон выстроил храм. Начало постройке было им положено в четвертый год царствования. Прп. Ефрем Сирин видит здесь предуказание того, что Иисус Христос на четвертом году Своего служения положил крест в основание Своей Церкви.

Когда храм построили, туда был перенесен ковчег и вся утварь, хранившиеся прежде в скинии.

План храма, за исключением некоторых деталей, был похож на план скинии Моисея. Внутри храм делился на три части: Святая Святых, святилище и притвор.

Святая Святых представляла собой маленькое помещение без окон, где в таинственном мраке находился Ковчег Завета. Рядом с Ковчегом, по обеим сторонам, с распростертыми крыльями стояли две пятиметровые фигуры херувимов, вырезанные из оливкового дерева и обложенные золотом. В Ковчеге Завета хранились две каменные скрижали Моисея. Святая Святых отделялась от Святилища стеной, украшенной различными изображениями и обложенной золотом. Двери в Святая Святых всегда были открыты, но вход прикрывала занавесь из драгоценной материи, богато расшитой херувимами, цветами и пальмами. Входить в Святая Святых мог только первосвященник, да и то лишь один раз в год.

В Святилище перед занавесью, стоял жертвенник для курения фимиама (ладана). На правой стороне Святилища было поставлено пять столов предложения и пять золотых светильников, по одному перед каждым столом. С левой стороны стояло такое же количество столов и светильников.

С восточной стороны к храму примыкал притвор. На ступенях, ведущих в притвор, во время богослужения располагались певцы и музыканты.

К храму примыкал малый или внутренний двор, который отделялся от внешнего двора невысокой каменной стеной. Посредине двора стоял жертвенник всесожжения, на котором всегда горел огонь. Рядом находилось «медное море» – большая медная чаша, наполненная водой для омовения священнослужителей. Для омовения жертвенных животных были сделаны десять умывальниц, которые стояли по краям двора. Здесь же, во дворе, находилось возвышенное место для царя. Дальше шел большой или внешний двор, где молился народ.

Для чего понадобился храм, если несколько веков до этого употреблялась скиния, и Давиду Господь сказал, что нет в этом для Него бесчестия (2Цар. 7:5-7)? Скиния была походным местом поклонения. Теперь время странствия кончилось. Израиль пришел и утвердился на земле, обетованной ему Богом. Иерусалим стал столицей этой земли и возникшей на ней царства. Бог обещал утвердить это царство, поэтому храм можно считать печатью, свидетельствующей об этом утверждении. Храм завершает собой символический ряд: Святая Земля, Иерусалим, Дом Господень, который прообразует Церковь и Небесное Царство (ср. Ис. 2:1-3; 60:1-22; Иез. 40-48).

Когда постройка храма была окончена, на его освящение собрались старейшины со всей страны. Освящение храма совершалось в дни праздника Кущей. Во Святое Святых был торжественно перенесен ковчег завета (разобранная скиния также была перенесена в храм) (3Цар. 8).

При освящении храма Соломон обратился к Богу с молитвой, которая имела семь прошений. Он молится о своем доме, о своих потомках, о том, чтобы имя Божие пребывало на этом Храме. «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему, но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой. <…> Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: “Мое имя будет там”, услышь молитву, которой будет молиться раб Твой на месте сем, услышь моление раба Твоего и народа Твоего, Израиля, когда они будут молиться на месте сем, услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» (3Цар. 8:27-30).

Дальше он молится о том, что если кто согрешит против ближнего своего и придет для клятвы в храм, чтоб Господь обвинил виновного и рассудил между ними. Соломон также просит, чтобы во время засухи Господь дал дождь, если израильтяне придут с покаянием и молитвой в храм, и чтобы Господь разрешил голод, который приключится.

Затем он говорит, что «если и иноплеменник, который не от Твоего народа, Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего… и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (3Цар. 8:41–43).

Он просит, чтобы во время войны, когда народ будет молиться, обратившись к храму, Господь услышал молитву их.

В заключение он просит: «Когда они согрешат пред Тобою, – ибо нет человека, который не грешил бы, – и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе <…> тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них. И прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою <…> ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи» (3Цар. 8:46–51).

После этого приносится жертва. Соломон благословляет весь народ, призывая его ходить путями Господними, чтобы пребывало на них благословение, «чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его» (3Цар. 8:60).

Вовремя освящения облако, такое же как некогда осеняло скинию, наполнило храм, так что не могли там приносить жертвы. Вторая книга Паралипоменон, дополняя книги Царств, говорит нам, что «сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы» (2Пар. 7:1).

После того как Храм был освящен, Господь сказал Соломону: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедовал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: “не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом”. Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня, и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком, всякий проходящий мимо него, ужаснется и свистнет, и скажет: “За что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?” И скажут: “За то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие”» (3Цар. 9:3-9).

Таким образом, храм, как некогда и скиния, сам по себе еще не гарантирует благоволения Божия. Он является лишь символом, и может быть упразднен, если перестанет быть выражением подлинного отношения израильтян к Богу.

5. Грех Соломона и разделение Израильского Царства

К концу своего царствования Соломон, ослепленный роскошью, все чаще стал нарушать верность Богу, расширяя по примеру языческих царей свой гарем, в котором были женщины разных рас и религий: египтянки, моавитянки, сидонянки и др. Стареющий царь очень легко поддавался влиянию своих жен и наложниц. Они «склонили сердце его к иным богам» (3Цар. 11:4). Жены-язычницы уговорили его ввести в Иерусалиме культ своих богов, и Соломон охотно совершал жертвоприношения в их честь даже во дворе Иерусалимского храма. Кроме того, в окрестностях Иерусалима он построил отдельные храмы Астарте, Ваалу, Молоху и божеству моавитян Хамису. «Вот еще тяжкий опыт в подтверждение того, как далеко простирается духовная немощь человека! – восклицает свт. Филарет Московский. – Можно ли без скорби и ужаса подумать о Соломоне, царе, который некогда удивлял народы своей мудростью и правосудием; который более всего просил у Бога мудрости и правосудия, как драгоценнейшего сокровища; который, сознавая и исповедуя тщету удовольствий и богатства, среди блеска величия своего, был предметом удивления вселенной и потом вдруг пал в бездну, сделался рабом чувственности и ослепился заблуждениями идолопоклонства! Мудрый! Не гордись твоей мудростью! Сильный! Не полагайся на крепость твою! – Самонадеянность и самоуверенность есть первый шаг к погибели…

Тот близок к падению, кто забывает, что его совершенства суть ни что иное, как луч света, истекающий от Бога ­– Солнца истины и правды… Как страсти ослепляют человека! До каких ужасных крайностей доводят они того, кем овладевают! Не будучи обуздываемы, они, подобно бурному потоку, увлекают человека в бездну греха и погибели. Так Соломон, ослепленный чувственностью и женолюбием, делается поклонником идолов и созидает им храмы!».

Тогда Господь через пророка сказал Соломону: «За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего... Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему...» (3 Цар. 11:11). С этого времени дни жизни Соломона проходили в постоянном беспокойстве и тревоге. Одно за другим отходили от Израиля завоеванные Давидом земли, а внутри страны начались народные волнения. Обремененные непосильными налогами, жители северной части царства затаили ненависть к сыну Давида и искали подходящего случая, чтоб открыто заявить о своей независимости.

Соломон умер после сорока лет правления и был похоронен в Иерусалиме. Когда его сын Ровоам занял иерусалимский престол, представители северных колен обратились к нему с просьбой облегчить налоги, введенные Соломоном. Но Ровоам не только отказался выполнить просьбу, но и  обещал увеличить их бремя. Возмущенные дерзким ответом Ровоама, израильтяне отказались признать нового царя. В результате десять северных колен откололись от Иудеи и провозгласили своим царем Иеровоама. К Иудее примкнуло только Вениаминово колено. Так держава Давида и Соломона распалась на два слабых, враждующих друг с другом царства: Израиль (Северное) и Иудею (Южное).

Проверочные вопросы:

  1. Как Бог отреагировал на просьбу Соломона о даровании ему мудрости?
  2. В чем проявлялась мудрость Соломона? Приведите пример мудрого разрешения Соломоном трудной ситуации.
  3. Что говорит Священное Писание о богатстве и славе Соломона? Повлияли ли они на отношения царя с Богом?
  4. Опишите Иерусалимский Храм. Сколько лет продолжалось его строительство?
  5. Какие прошения содержит молитва Соломона при освящении Храма? Какой ответ дал Господь?
  6. Можно ли считать, что наличие Храма гарантирует Божие благоволение к народу?
  7. В чем заключался грех царя Соломона? Какое наказание обещает Бог царю?
  8. Какие были политические предпосылки для разделения Царства? Каким образом разделилось царство при сына Соломона Ровоаме?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Амвросий Медиоланский, свт. О девстве и браке. (См.: Кн. 5 Гл. 1). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/5_1 (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. - Самара: НООФ «Родное пепелище», 2010г. - 384с. (См.: Идолослужение Соломоново).
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Третью Книгу Царств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-tretiu-knigu-tsarstv/#0_12 (дата обращения: 31.03.2016).
  4. Исаак Сирин, прп. Азбука духовная. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/azbuka-dukhovnaja/ (дата обращения: 31.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Царствование Соломона. Разделение царства).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 15.1-15.10).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Третью книгу Царств. Главы 1-11, Толкование на Вторую книгу Паралипоменон. Главы 1-9).

Видеоматериалы: