XII. О восьмом члене Символа веры. Учение Церкви о Святом Духе

Цель занятия – рассмотреть учение Церкви о Святом Духе.

Задачи:

  1. Рассмотреть свидетельства Священного Писания и святых отцов о Божественном достоинстве Святого Духа.
  2. Рассмотреть православное учение об ипостасном свойстве Святого Духа и сравнить его с католическим.
  3. Рассмотреть действие Святого Духа в Церкви.

План занятия

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить православное учение о Боге Троице и ипостасных свойствах Лиц Пресвятой Троицы (см. темы IV.4, IV.5, IV.6).
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по возможности, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Творения. (См.: 3. О Святом Духе и о Божественных именах). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/feodorit-kirskiy-blazhennyy/book/68240-feodorit-kirskiy-tvoreniya/#toc7 (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 31). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/31 (дата обращения: 31.03.2016).
  3. Василий Великий, свт. О Святом Духе. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/o_svyatom_duhe/ (дата обращения: 31.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 9).
  2. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: Об исхождении Святого Духа. Единосущие и Равночестность Св. Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим).

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. Толкование не Символ веры. (См.: 8-й член) [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/ (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. – СПб.: Аксион эстин, 2006. (См.: §§ 35, 36, 41-48).

Ключевые понятия:

  • Бог;
  • Духоборы;
  • Равночестный;
  • Ипостась;
  • Ипостасное свойство;
  • Исхождение Святого Духа;
  • Догмат;
  • Единосущие;
  • Плоды Святого Духа;
  • Дары Святого Духа;
  • Усыновление Богу;
  • Обожение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Приведите цитаты из Священного Писания, подтверждающие Божественное достоинство Святого Духа?
  2. Приведите примеры Божественных свойств Святого Духа.
  3. Почему в Символе веры говорится, мы веруем в Святого Духа, «глаголавшего пророки»?
  4. Какими словами Символ веры указывает на равночестность Святого Духа Отцу и Сыну? Приведите подтверждения этого из Священного Писания и святоотеческого наследия.
  5. Почему мы говорим о Святом Духе как о самостоятельном Лице Пресвятой Троицы?
  6. Каким ипостасным свойством обладает Святой Дух? Приведите цитаты из Священного Писания, говорящие об этом.
  7. Почему неверно учение о Filioque?
  8. Какова цель сообщения Святого Духа христианам? В какой мере происходит это сообщение?
  9. Что такое плоды Святого Духа?
  10. Что такое дары Святого Духа?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. О божественном достоинстве Святого Духа

2. Личное свойство Святого Духа

3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

1. О божественном достоинстве Святого Духа

Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков — духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века.

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог».

О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому...? ... Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3:4).

Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения «храм Божий» (1Кор. 3:16) и «храм... Святого Духа» (1Кор. 6:19) как взаимозаменяемые.

Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что «Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам»; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). «Если Дух не достопоклоняем, – говорит свт. Григорий Богослов, – то как же меня делает Он богом в Крещении? А если достопоклоняем, то как же не досточтим? А если досточтим, то как же не Бог? Здесь одно держится другим, это подлинно золотая и спасительная цепь. От Духа имеем мы возрождение, от возрождения — воссоздание, от воссоздания — познание о достоинстве Воссоздавшего».

Таким образом, слово «животворящий» в Символе веры указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.

Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например:

а) о всеведении: «Дух все проницает, и глубины Божий» (1Кор. 2:10);

б) о соучастии в деле творения мира «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).

Слова «глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается, «потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов».

Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?».

Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19), а также апостольское приветствие ап. Павла: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2Кор. 13:13). Здесь наравне называются все три Лица Святой Троицы. Блж. Феодорит Кирский пишет: «если бы Сын или Всесвятый Дух имели тварное естество, то не сопричислялись бы Они к сотворшему Богу; потому что словеса Божии обвиняют послуживших твари паче Творца… Посему явно, что и Сын и Всесвятый Дух имеют не тварное естество. Посему-то и научаемся веровать в Отца и Сына и Святаго Духа, и крестимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Поелику первого человека сотворил не один Отец, но и Сын и Святый Дух, ибо сказал: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26), то и при воссоздании, при совершении нового творения, справедливо со Отцем иметь участие и Сыну и Всесвятому Духу; и призывание Троицы обновляет каждого из крещаемых».

Сам Спаситель выразил Божественное достоинство Духа Святого в следующих словах: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем» (Мф. 12:32).

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское Лицо. Священное Писание говорит о Его благодатных действиях в мире. Свт. Григорий Богослов пишет: «Обрати внимание на следующее. Рождается Христос – Дух предваряет (Лк.1:35). Крещается Христос – Дух свидетельствует (Ин.1:33,34). Искушается Христос – Дух возводит Его (Мф.4:1). Совершает силы Христос – Дух сопутствует. Возносится Христос – Дух преемствует».

О том, что Дух Святой есть носитель личного начала, относятся слова Господа в прощальной беседе с учениками, где Господь называет Духа Святого «Утешителем», Который «придет», «научит», «обличит»: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне» (Ин. 15:26)... «И Он, пришедши, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; О суде же, что князь мира этого осужден» (Ин. 16:8-11).

О Духе как о Лице ясно говорит ап. Павел, когда, рассуждая о различных дарованиях от Духа Святого – дарах мудрости, знания, веры, исцелений, чудотворений, различения духов, разных языков, истолкования разных языков, – заключает: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор. 12:11).

Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15:26). Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque), которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.

В Священном Писании встречаются выражения «Дух Сына» (Гал. 6:6), «Дух Христов» (Рим. 8:9). Главнейшие из мест, приводимых римскими богословами: слова Спасителя ученикам о Святом Духе Утешителе: «От Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14); слова ап. Павла: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6); того же Апостола «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9); Евангелие Иоанна: «Дунул и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:22). Равным образом, римские богословы находят в творениях свв. Отцов Церкви места, где нередко говорится о ниспослании Духа Святого «чрез Сына,» а иногда даже об «нисхождении чрез Сына».

Однако никакими рассуждениями никто не может закрыть совершенно определенных слов Спасителя: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» – и рядом – других слов: «Дух истины, Который от Отца исходит». Блж. Феодорит, говоря о словах Христа (Ин. 15:26), акцентирует внимание на слове «исходит». Он пишет: «не говорит же: изыдет, но: исходит, показывая тождество естества, нераздельность и безразличие сущности и единение Ипостасей. Ибо исходящее неотлучно от того, от кого исходит». Св. Отцы Церкви не могли ничего другого вкладывать в слова «чрез Сына», как только то, что содержится в Священном Писании.

В данном случае римо-католические богословы смешивают два догмата: догмат личного бытия Ипостасей и непосредственно связанный с ним, однако особый, догмат единосущия. Что Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, что поэтому Он есть Дух Отца и Сына, это непререкаемая христианская истина, ибо Бог есть Троица единосущная и нераздельная.

Ясно выражает эту мысль блж. Феодорит: «О Духе Святом говорится, что не от Сына или чрез Сына Он имеет бытие, но что Он от Отца исходит, свойственен же Сыну, как именуемый единосущным с Ним».

И в православном богослужении часто слышим слова, обращенные к Господу Иисусу Христу: «Духом Твоим Святым просвети нас, наставь, сохрани...». Православно также само по себе выражение «Дух Отца и Сына». Но эти выражения относятся к догмату единосущия, и его необходимо отличать от другого догмата, догмата рождения и нисхождения, в котором указывается, по выражению свв. Отцов, бытийная Причина Сына и Духа. Все восточные Отцы признают, что Отец есть – единственная Причина – Сына и Духа. Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат нисхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне – «чрез», чтобы оградить выражение «от», относящееся только к Отцу. Св. Иоанн Дамаскин, «печать отцов», учит: «Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня порицаем».

В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.

3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

Святой Дух есть «везде сый и вся исполняяй», но особым местом Его присутствия и действия является Церковь. Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда «Он сошел на Апостолов в виде огненных языков». С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христианам. Прп. Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам ап. Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1Кор. 6:19).

Свт. Василий Великий говорит: «К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении, Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца… Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которого наслаждаются причащающиеся по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа… Чрез Духа — восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух воссиявая очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными, и на других изливают благодать. Отсюда — предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяния дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого — обожение».

Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2:18), становимся сынами Божиими (Рим. 8:14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви. Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2Кор. 3:17). Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах. «Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:4-6).

 «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: «... любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).

От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1Кор. 12:1-10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви. Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.

Проверочные вопросы:

  1. Приведите цитаты из Священного Писания, подтверждающие Божественное достоинство Святого Духа?
  2. Приведите примеры Божественных свойств Святого Духа.
  3. Почему в Символе веры говорится, мы веруем в Святого Духа, «глаголавшего пророки»?
  4. Какими словами Символ веры указывает на равночестность Святого Духа Отцу и Сыну? Приведите подтверждения этого из Священного Писания и святоотеческого наследия.
  5. Почему мы говорим о Святом Духе как о самостоятельном Лице Пресвятой Троицы?
  6. Каким ипостасным свойством обладает Святой Дух? Приведите цитаты из Священного Писания, говорящие об этом.
  7. Почему неверно учение о Filioque?
  8. Какова цель сообщения Святого Духа христианам? В какой мере происходит это сообщение?
  9. Что такое плоды Святого Духа?
  10. Что такое дары Святого Духа?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Творения. (См.: 3. О Святом Духе и о Божественных именах). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/feodorit-kirskiy-blazhennyy/book/68240-feodorit-kirskiy-tvoreniya/#toc7 (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 31). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/31 (дата обращения: 31.03.2016).
  3. Василий Великий, свт. О Святом Духе. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/o_svyatom_duhe/ (дата обращения: 31.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 9).
  2. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: Об исхождении Святого Духа. Единосущие и Равночестность Св. Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим).

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. Толкование не Символ веры. (См.: 8-й член) [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/ (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. – СПб.: Аксион эстин, 2006. (См.: §§ 35, 36, 41-48).

Видеоматериалы: