VI.13. Праздники и посты. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Цель занятия – рассмотреть историю, значение и богослужебные тексты праздников: Покрова Пресвятой Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю и значение Покрова Пресвятой Богородицы.
  2. Рассмотреть тематику богослужебных текстов Покрова Пресвятой Богородицы.
  3. Рассмотреть историю и значение Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  4. Рассмотреть тематику богослужебных текстов Введения во храм Пресвятой Богородицы.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить смысл и значение изученных православных праздников (можно использовать иконы – см. иллюстрации 1-4).
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов и иллюстрации.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источники, и, по возможности, дополнительную литературу, выучить тропари и кондаки Покрова Пресвятой Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородиц, ознакомиться с видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Палама. Омилии. (См.: Омилия 57). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/54/ (дата обращения: 24.03.2016).
  2. Герман Константинопольский, свт. Слово на Вход в храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstantinopolskij/slovo-na-vkhod-v-khram-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).
  3. Николай Сербский, свт. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/42057.html (дата обращения: 24.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой Круг богослужения. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  3. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/3#note46  (дата обращения: 24.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  2. Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/vvedenie-vo-hram-presvjatye-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).

Ключевые понятия:

  • Покров Пресвятой Богородицы;
  • Омофор;
  • Мафорий;
  • Влахернский храм;
  • Отроковица;
  • Пресвятая Богородица;
  • Святое Святых;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. С каким событием связано установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы?
  2. Почему в Русской Православной Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы особо почитаем? В чем это отражается?
  3. Каково содержание богослужебных текстов Покрова Пресвятой Богородицы? Какие ветхозаветные прообразы в них упоминаются?
  4. В каком возрасте Пресвятая Дева была введена во храм? Как это происходило?
  5. Что говорит Священное Предание о пребывании Девы Марии в храме?
  6. Почему в богослужебных текстах Введения во храм Пресвятая Богородица называется храмом Божиим?
  7. Приведите примеры обстоятельств Входа во храм Девы Марии, упоминаемых за богослужением Праздника.

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1.  История и значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы

2.  Богослужебные тексты Покрова Пресвятой Богородицы

3.  История и значение праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы

4.  Богослужебные тексты Введения во храм Пресвятой Богородицы

1. История и значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он был установлен в честь явления Пресвятой Богородицы святому Андрею Юродивому около 930 года. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины[1], которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров (омофор или мафорий), и молились. В житии святого Андрея так говорится об этом видении. Некогда во время воскресного всенощного бдения во Влахернский храм пришел блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Был там и Епифаний – знатный юноша, ученик святого Андрея (по мнению некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх). В четвертый час ночи блаженный увидел своими глазами величественную Жену, идущую от Царских Врат со славной свитой. Честный Предтеча Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, многие святые в белых одеждах шли впереди Нее, а некоторые шли сзади с пением гимнов и духовных песен.

Когда Она приблизилась к амвону, преподобный подошел к Епифанию и спросил:

– Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

– Вижу, отец мой духовный, – отвечал тот.

И пока они смотрели, Она, преклонив свои колена, молилась долгое время, обливаясь слезами. Окончив молитву, Богородица подошла к престолу и просила Господа за предстоящий народ. Наконец, Она сняла с Себя покрывало, которое носила на голове Своей, и держа его с великою торжественностью, Своими Пречистыми руками распростерла его над всем стоящим народом.

Эти чудные мужи – Андрей и Епифаний – довольно долго смотрели на распростертое над головами покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню. И пока была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.

В день этого праздника мы не только вспоминаем событие, которое произошло с блаженным Андреем, но прославляем Божию Матерь за то, что Ее Покров, Ее молитва за нас простираются над всею Церковью. Мы веруем в то, что Пресвятая Богородица покрывает нашу землю. Такой покров – это защита от нападений злых духов, от невзгод, помощь в благочестивых делах и христианской жизни.

«Двойная радость для нас в этом празднике, – говорит свт. Николай Сербский, – одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Его и Бога… о том, что праведники наследуют Царство Божие свидетельствует нам Пресвятая Богородица Своим явлением в славе и свете, с Покровом Своим, которым Она покрывает от зла всех, кто прибегает к Ней со слезами, молитвой и верой. Она явилась и Она является, является не ради явления, а чтобы открыть духовные очи неверующим, чтобы они узнали о вечной жизни и Царстве небесном; Чтобы утешить скорбящих, чтобы знали они, какая великая радость ожидает их в иной жизни; Чтобы поддержать малых и немощных, чтобы с радостью шли по земному пути в вошли в царство; Чтобы ободрить кающихся, чтобы не преткнулись они на пути покаяния, но выстояли и спаслись; Чтобы каждую каплю крови Сына Своего оплатить спасением многих и многих человеческих душ; Чтобы за каждую каплю крови Сына Своего оградить от погибели тысячи и тысячи человеческих душ».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не получил широкого распространения в Греции. На Руси же он превратился в один из наиболее почитаемых Богородичных праздников. Установленный около 1164 года благоверным князем Владимирским Андреем Боголюбским, он сразу же приобрел большую популярность: образ Богоматери, покрывающей народ Своим омофором, полюбился русским людям. В 1165 году был построен первый на Руси Покровский храм – церковь Покрова-на-Нерли. Впоследствии храмы в честь Покрова возникли во многих русских городах. Наиболее известный из них – Покровский собор на Красной площади в Москве (храм Василия Блаженного).

В богослужебных текстах праздника говорится о Божией Матери как о Покровительнице благоверных царей и всех христиан, Защитнице от стихийных бедствий и от всякого зла, Молитвеннице о христианах перед Богом, Ходатаице о спасении всех верующих:

«Палата одушевленная Христова, верным же стена и покров и держава: Тобою град твой, Богомати, спасается: Твоею помощию правовернии царие венчаются: Тобою хвалящиися присно, победы на поганыя носят: покрываеши бо омофором милости Твоея»[2].

«Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, моляши Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша»[3].

«Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превеч наго Бога»[4].

Канон праздника, исполняемый на утрени, посвящен преимущественно осмыслению ветхозаветных прообразов Богоматери. Пресвятая Богородица, согласно автору канона, есть «Многоименитая Дево, пророки проображена честно»[5]. Прообразами Богородицы являются священная скиния Завета (см.: Исх. 26:1-30) и предметы, находившиеся в скинии: ковчег Завета (см.: Исх. 25:10-22), светильник (см.: Исх. 25:31-40), сосуд С манной (см.: Исх. 16:33-34) и жезл Ааронов (см.: Чис. 17:1-8). Другие прообразы — руно Гедеона (см.: Суд. 6:36-40), гора, упоминаемая пророком Аввакумом (см.: Авв. 3:3), гора, от которой без содействия рук оторвался камень-Христос (Дан. 2:34), и одр Соломона (см.: Песн. 3:7-10). Все эти ветхозаветные прообразы перечисляются и толкуются в тропарях и ирмосах канона:

«Скинию Тя Моисей, и жезл Аронов именова: Ты бо животное древо Христа процвела еси...»[6];

«Не яко пред кивотом древле собрав Давид лики, играет: но паче ныне с чинми святых пред Тобою текуще в церковь, Тебе кланяющеся глаголют: моли за чествующия Тя люди, да Твой славяще покров, честно празднуем»[7];

«Гедеон Тя руно прообрази, на Тя бо яко роса Христос Бог сниде...»[8];

«...Радуйся, тучная горо и усыренная Духом. Радуйся, свещниче, и стамно манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства»[9];

«Паче Аароня кивота, всю Тя Бог освятил есть Духом, Богородице, Святым...»[10];

«Одр Тя древле Соломон написа, и ложницу Небесного Царя, обступаему Серафимы...»[11];

«Гору Тя велику Даниил пронаписа: из Тебе бо семени родися Христос, сокруши всю демонскую лесть и всю Своея веры исполни землю...»[12];

«Гора, усыренная Духом, юже Аввакум виде, точащую верным целебную сладость, Богородице Дево, исцели ны...»[13];

«Отроки благочестивыя в пещи, Рождество Богородичо спасло есть: тогда убо образуемое, ныне же действуемое...»[14].

На Покров пресвятой Богородицы облачение бывает всегда голубое, как во всякий Богородичный праздник.

Тропарь,

глас 4:

Днесь благовернии людие светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

Кондак,

глас 3:

Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября / 4 декабря, является смысловым продолжением Рождества Богородицы. Его сюжет тоже основан на «Протоевангелии Иакова». Когда Пречистой Отроковице Марии исполнилось три года, Ее праведные родители Иоаким и Анна решились выполнить обет, который они дали Богу, – отдать свою Дочь в храм Ему на служение. Святые родители собрали в Назарет, где они жили, своих родственников, так как оба они были из непростых родов: Иоаким из царского, а Анна из архиерейского. Они приготовили много свечей, позвали хор девиц и окружили Пресвятую Деву царской красотой, как пишут об этом святые отцы.

Устроив все, как полагалось, для Ее введения во храм, они отправились в путь. Дорога из Назарета в Иерусалим занимала целых три дня.

Наконец они дошли до Иерусалима. Навстречу Отроковице из храма вышли с пением священники.

 «Кругом храма, — пишет блаженный Иероним, – сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней. На каждой из этих ступеней священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте». Все удивились, видя как трехлетняя Отроковица быстро, словно совершеннолетняя, взошла на все ступени. Свт. Григорий Палама объясняет это следующим образом: «Она же и в этом (раннем) возрасте будучи исполнена божественных благодатей и не лишенная зрелого ума, более чем прочие сознавала значение того, что совершалось тогда в отношении Ее, и тем, что было в Ее силах, показала это: так что не столько Она была ведома, сколько Сама по Себе приступает к Богу по Своему почину, как бы естественно окрыляемая к священной и божественной любви и полагающая за вожделенный и за достойный Ее (Девы) вход во Святая Святых и обитание там».

Первосвященник (им по преданию был Захария, будущий отец Иоанна Крестителя) по внушению Святого Духа предвидел тайну Ее великого будущего. Он произнес такие слова: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление» и ввел трехлетнюю Марию во Святое святых, куда мог входить лишь первосвященник один раз в год. После этого Она была оставлена на воспитание в храме, где проводила время в молитве и чтении Священного Писания. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «Она посвящается священному храму Божию и там пребывает, являя образ жизни лучший и чистейший прочих, удаляясь от всякого общения с неправедными мужами и женами».

Святые праведные Иоаким и Анна, вручив свою Дочь воле Небесного Отца, принесли дары и жертвы Богу. Получив благословение от священников, они возвратились со своими родственниками домой и устроили там пир, веселясь и благодаря Бога.

В «Слове на Вход в храм Пресвятой Богородицы» свт. Герман Константинопольский показывает, что Пресвятая Дева Мария и Ее вхождение во храм есть исполнение ветхозаветных пророчеств: «Ты – Праотец и Богоотец Давид, приятно потрясая музыкальным орудием, издай благогласнейший звук на струнах Духа Боговдохновенными своими устами, ясно изображая сонм отроковиц, как “приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся” (Псал. 44:15)… И ты, громогласный Иезекииль, держащий Богоданный свиток животворящаго Духа, возгласи хвалу запечатленной двери, обращенной к востоку и проходимой для Бога!… теперь взываю к Тебе с Давидом: “слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея” (Псал 44:11-12)».

Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках.

В богослужебных текстах центральное место занимает образ Богородицы как храма Божия. Пречистая Дева еще прежде зачатия была освящена для Бога, а родившись на земле, была принесена в дар Ему. Она была храмом Божиим от рождения и вместе с Собою ввела в ветхий Иерусалимский храм новую благодать:

«Днесь храм одушевленный святыя славы Христа Бога нашего, едина в женах Благословенная Чистая, приводится в храм законный жити во святых...»[15];

«Внутрь в храм Божий, боговместимый храм возлагается Дева Всесвятая...»[16];

«Превышши Пречистая небес бывши храм и палата, в храм Божий возложилася еси, Тому уготоватися в Божественное жилище пришествия Его»[17];

«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное»[18].

Как и в богослужениях других Богородичных праздников, в службе Введения во храм упоминаются основные ветхозаветные прообразы Богоматери (мы перечислили их выше, говоря о празднике Покрова), упоминаются и различные детали празднуемого события. В частности, говорится о том, что, ведя Богородицу в храм, Анна призывает других отроковиц со свечами, чтобы они шли перед Ней:

«Анна Божественная благодать яве, / от благодати данную, чистую Приснодеву / приводит с веселием в храм Божий, / призвавши ити пред Нею oтроковицам, / свещи носящим, и глаголющи: / пойди, Чадо, / Давшему Тя буди возложение и благовонный фимиам. / Вниди в незаходимая, и увеждь тайны, / и уготовися быти Иисусово вместилище, веселое и красное, / подающаго миру велию милость»[19].

Встречая Марию и Ее родителей на пороге храма, Захария вступает с Анной в диалог, спрашивая, сможет ли храм вместить Ту, Которую проповедали пророки:

«Рече, видев, Анне иногда Духом Захария: / Жизни Матерь вводиши истинную, / Юже светло пророцы Божии Богородицу проповедаша, / и како храм вместит Ю? / Тем чудяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа»[20].

Во время пребывания Богородицы в храме Ей приносит пищу Архангел Гавриил:

«По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице, / пришла eси в храм Господень / воспитатися во святая святых, яко освященна; / тогда и Гавриил послан бысть к Тебе, Всенепорочней, / пищу Тебе принося. / Небесная вся удивишася, / зряще Духа Святаго, в Тя всельшася. / Темже, Пречистая и Нескверная, / яже на Небеси и на земли славима, / Мати Божия, спаси род наш»[21].

Цвет облачений духовенства на Введение во храм Пресвятой Богородицы — голубой.

Тропарь,

глас 4

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак,

глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное.

Проверочные вопросы:

  1. С каким событием связано установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы?
  2. Почему в Русской Православной Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы особо почитаем? В чем это отражается?
  3. Каково содержание богослужебных текстов Покрова Пресвятой Богородицы? Какие ветхозаветные прообразы в них упоминаются?
  4. В каком возрасте Пресвятая Дева была введена во храм? Как это происходило?
  5. Что говорит Священное Предание о пребывании Девы Марии в храме?
  6. Почему в богослужебных текстах Введения во храм Пресвятая Богородица называется храмом Божиим?
  7. Приведите примеры обстоятельств Входа во храм Девы Марии, упоминаемых за богослужением Праздника.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Палама. Омилии. (См.: Омилия 57). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/54/ (дата обращения: 24.03.2016).
  2. Герман Константинопольский, свт. Слово на Вход в храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstantinopolskij/slovo-na-vkhod-v-khram-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).
  3. Николай Сербский, свт. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/42057.html (дата обращения: 24.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой Круг богослужения. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  3. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/3#note46  (дата обращения: 24.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  2. Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/vvedenie-vo-hram-presvjatye-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).

Видеоматериалы:

 

 

 

[1] По другим данным на Константинополь нападали славяне-язычники.

[2] Покров Пресвятой Богородицы, малая вечерня, 3 стихира на «Господи воззвах».

[3] Покров Пресвятой Богородицы, тропарь Праздника.

[4] Покров Пресвятой Богородицы, кондак Праздника.

[5] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 3, тропарь 3.

[6] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 1, тропарь 2.

[7] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 1, тропарь 3.

[8] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 3, тропарь 4.

[9] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 4, тропарь 1.

[10] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 4, тропарь 2.

[11] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 5, тропарь 1.

[12] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 6, тропарь 3.

[13] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 7, тропарь 2.

[14] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 7, ирмос.

[15] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 1 стихира на «Господи воззвах».

[16] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 3 стихира на стиховне.

[17] Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1 канон, песнь 1, тропарь 2.

[18] Введение Пресвятой Богородицы во храм, кондак праздника.

[19] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

[20] Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1 канон, песнь 8, тропарь 2.

[21] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах».