XIV.2. Эпоха Царств. Царство Давида. Нравственное падение Давида. Мятеж Авессалома

Цель занятия – рассмотреть нравственное падение Давида, историю и итоги его последующего царствования.

Задачи:

  1. Рассмотреть обстоятельства нравственного падения Давида, его обличение и покаяние.
  2. Рассмотреть нестроения в царском доме, мятеж Авессалома, и восстановление власти Давида.
  3. Рассмотреть обстоятельства и значение переписи населения, предпринятой Давидом, и наказание Божие.
  4. Дать информацию об итогах царствования Давида.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить историю воцарения Давида и его деятельность на царском престоле.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 1-11 Третьей Книги Царств и главы 1-9 Второй Книги Паралипоменон, основную литературу; по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Вторую книгу Царств. (См.: Вопросы 25-45). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-vtoruju-knigu-tsarstv/ (дата обращения: 23.03.2016).
  2. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. - Самара: НООФ «Родное пепелище», 2010г. - 384с. (См.: Давид и Нафан).
  3. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: Письмо 309). [Электронный ресурс]. – http://predanie.ru/isidor-pelusiot-prepodobnyy/book/69060-isidor-pelusiot-tvoreniya/#toc4 (дата обращения: 23.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Царствование Давида).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 14.6-14.10).
  3. Соколов Н., прот. Ветхий Завет. Курс лекций. (См.: Лекция 23). [Электронный ресурс]. – http://predanie.ru/sokolov-nikolay-protoierey/book/72338-vethiy-zavet-kurs-lekciy/#toc55 (дата обращения: 23.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Вторую книгу Царств. Главы 11-24).

Ключевые понятия:

  • Грех;
  • Обличение;
  • Покаяние;
  • Соломон;
  • Мятеж;
  • Авессалом;
  • Хеврон;
  • Перепись населения;
  • Жертвенник.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. В чем состоял грех Давида? Каковы духовные причины его падения?
  2. Каким образом Господь подводит Давида к покаянию? Как воспринимает Давид обличение пророка Нафана?
  3. Какое наказание в соответствии с Законом Моисея было положено Давиду за его преступления, и какое наказание он понес за свой грех? Почему?
  4. Какие события в царском доме предшествовали восстанию сына Давида Авессалома?
  5. Что говорит Священное Писание об Ахитофеле? Проведите параллель между его личностью и личностью Иуды Искариота.
  6. Чем закончилось противостояние между Авессаломом и Давидом?
  7. Почему предпринятая Давидом перепись населения была делом греховным? Какое наказания было дан Богом за этот грех?
  8. Расскажите об итогах царствования Давида.

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Грех Давида и рождение Соломона

2. Восстание Авессалома

3. Восстановление власти Давида

4. Перепись народа

5. Итоги царствования Давида

1. Грех Давида и рождение Соломона

Успехи и слава Давида ослабили в нем смиренное упование на Бога, возбудили в его душе чувства самонадеянности и самовластия и привели царя к нравственному падению. Давид воспылал страстью к Вирсавии – жене Урии, одного из храбрейших своих воинов. Соблазнив её, царь направил Урию на верную смерть на поле битвы. Искренне горевавшую о гибели супруга Вирсавию Давид взял в свой дворец, где она вскоре родила ему сына. Важно отметить, что падение Давида произошло в момент процветания, покоя и славы – в самый опасный в духовном плане момент жизни как человека, так и общества. Чтобы обличить Давида в преступлении и призвать его к покаянию, Господь посылает к нему пророка Нафана. Пророк рассказал Давиду притчу о несправедливом богаче: «В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его ...и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, ...а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему». Давид с возмущением воскликнул, что богач заслуживает смерти. В ответ на это пророк, посмотрев в глаза царю, сказал: «Ты – тот человек... который сделал это». Обличенный пророком, Давид понял низость своего поступка и искренне раскаялся. Свое покаяние он излил в псалме: «Помилуй меня, Боже по великой милости Твоей...» (Пс. 50). Рассматривая эту беседу Нафана с Давидом, свт. Филарет Московский отмечает, что в царе Давиде мы имеем образец истинного покаяния: «Давид как бы пробуждается от глубокого усыпления, познает грех свой и исповедует его перед Богом. — Вот пример истинной ревности, которая умеет соединять неустрашимость в обличении с уважением к лицу обличаемому! Вот образец истинного раскаяния, которое умеет смиряться среди величия! Давид согрешил как человек, но со смирением обратился к Богу. Как было искренне раскаяние и решительно обращение Давида, свидетельством сему служат Псалмы его. Какое в них дышит живое чувство сокрушения! Какое пламенное желание загладить сделанный грех, который он оплакивает! Какая трогательная покорность в очистительных скорбях, которые ему посылаются милосердием и правосудием Божиим! Какое упование на бесконечное милосердие Божие! Какая высота духа в уничижении! Какое мужество в несчастии!».

Давид был прощен, но пророк сказал: «Как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2Цар. 12:14).  Весьма назидательно то, как вел себя Давид перед лицом этого наказания. Когда ребенок заболел, Давид молился, лежа на земле, и постился, и отказывался есть, и так продолжалось семь дней, до тех пор пока ребенок не умер. Слуги боялись сообщить об этом Давиду, опасаясь, что, если он так оплакивал болезнь, известия о смерти он не перенесет. Догадавшись о гибели младенца, Давид спросил об этом, ему ответили; после этого он, к удивлению всех служителей, встал, оделся, пошел и помолился в скинии, после чего вернулся домой и сел за трапезу. Когда его спросили о странности такого поведения, он сказал, что до этого момента была надежда на то, что Господь смилуется и сохранит жизнь ребенку, но сейчас, сказал Давид: «я пойду к нему, а он не возвратится ко мне», поэтому теперь нет нужды поститься и сетовать. Давид не перестает надеяться на милосердие Божие даже после вынесения строгого приговора и не ропщет, когда его надежда осталась тщетной.

Вирсавия и после смерти первенца оставалась любимой женой Давида. В утешение ему от Вирсавии спустя год родился второй сын, который получил имя Иедидиа (2Цар. 12:25), то есть «возлюбленный Богом», или Соломон – «миролюбивый» (2Цар. 12:15-25). Именно он стал следующим царем Израиля.

Давид в этот период своей жизни обладал традиционной в восточном понимании полнотой почета, богатства и знатности. В частности, у него было много жен и много детей. Соломон отнюдь не был самым старшим из них, помимо него еще было несколько сыновей, которые имели гораздо больше прав на престол. По крайней мере, еще трое имели перед ним первенство старшинства. Правда, следует заметить, что выражение «право на престол» здесь употреблено не в строгом смысле слова. Переход власти по наследству практиковался у окружающих Израиль народов. Но в самом Израиле монархия находилась в стадии становления. И Саул, и Давид были выборными царями, и порядок наследования престола не был определен, что позволяло претендовать на царство не только сыновьям, но и видным военачальникам, каковым некогда был и сам Давид.

Грехопадение Давида привлекло гнев Божий и всякого рода бедствия и нестроения как на семейство самого царя Давида, так и на его царство, на вверенный ему народ. В некотором роде, семейные нестроения в царствующем доме были образом тех бедствий, которые обрушились на Израиль в этот период. Первым в ряду этих событий было кровосмешение в самом царском дворце: старший сын Давида Амнон сотворил бесчестие к своей родной сестре Фамари.

Священное Писание Ветхого Завета крайне редко говорит о подобного рода мерзостях. Более того, это происходит в том семействе, которое призвано было быть образцом благочестия для всего народа. К кровосмешению вскоре приложилось и убийство. Еще один сын царя Давида Авессалом отомстил Амнону за бесчестие их сестры убийством весьма вероломным, устроенным во время праздника. Однако, это преступление связано, по-видимому, не только с желанием отомстить за сестру, но и с намерением тем самым избавиться от соперника, поскольку после этого убийства он становился самым старшим сыном. Здесь мы видим второе последствие греха Давида с Вирсавией. Нравственное разложение среди сыновей одной из причин имело грех их отца.

Сам Авессалом после совершенного им убийства бежал за пределы царства Давида, в Гессур, и прожил там три года. После чего, по ходатайству Иоава (Иоав и Авесса были племянниками Давида, сыновьями его сестры, и таким образом Авессалом приходился Иоаву двоюродным братом), Давид возвращает Авессалома в Иерусалим. Однако не встречается с ним, показывая, что тот находится в опале.

Только через два года Давид, наконец, примиряется с Авессаломом. Однако честолюбие Авессалома было выше всех родственных чувств, и он, пользуясь изменением своего положения, начинает привлекать к себе сердца израильтян. Будучи очень красивым внешне и, видимо, человеком обаятельным, он, сидя у ворот, встречал тех, кто шел к царю ради суда или ради решения каких-то вопросов, и говорил: «дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя… О, если бы меня поставили судьей в этой земле! ко мне ходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде… Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян» (2Цар. 15:3-6). Авессалом по существу повторил Хамов грех, он восстает против отца, стремится свергнуть своего отца и узурпировать власть, которую его отец получил от самого Бога. Наконец, приобретя достаточное количество приверженцев, Авессалом, выйдя из Иерусалима и придя в Хеврон, объявляет себя царем. Если вникнуть в слова Авессалома, то, возможно, выбор именно этого города – старой столицы – должен был символизировать возврат к патриархальной простоте нравов в противоположность «официальному быту» Иерусалима. Давид оказывается к этому совершенно неготовым и не хочет верить, что это действительно так, но когда он получает подтверждение, то вынужден с ближайшими соратниками и слугами пешком срочно бежать из Иерусалима (2Цар. 15).

Обратим внимание на советника Давидова – Ахитофела. Когда Авессалом занимает Иерусалим, около него оказываются два прежних советника Давида: добровольно перешедший к нему Ахитофел (кстати, дед Вирсавии) и Хусий, друг Давида. Последнего сам Давид попросил не идти с ним, а вернуться к Авессалому, для того чтобы помешать Ахитофелу давать свои советы. Ахитофел действительно был искусным советником и представлял собой великую опасность для Давида как человек давно его знавший и способный неопытного и молодого Авессалома наставить на весьма верные политические и военные решения. Так и произошло. «И сказал Ахитофел Авессалому: “Выберу я 12 тысяч человек, и встану, и пойду в погоню за Давидом в эту ночь. И нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним разбегутся; и я убью одного царя, и всех людей обращу к тебе. И когда не будет одного, душу которого ты ищешь, тогда весь народ будет в мире”. И понравилось это слово Авессалому и всем старейшинам Израилевым» (2Цар. 17:1-4). Это очень напоминает известный совет Каиафы (Ин. 11:50).

Реализация плана Ахитофела сулила гибель Давиду и его людям. Бог не оставил их, и Хусию удается отговорить Авессалома от подобных действий. Тогда Ахитофел понимает, что поскольку Авессалом его не послушался, не погнался за Давидом и не убил его сразу, то дело его проиграно. И не только в военном отношении. Ведь Авессалом обещал, что при нем будет лучше, чем при Давиде. Однако за счет чего это могло произойти? Поэтому в период исполнения обещаний будет ясно, что при Давиде было лучше, и народ снова захочет видеть его царем.

Соответственно проиграно и дело самого Ахитофела. «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер» (2Цар. 17:23). Это единственное место в канонических книгах Ветхого Завета, где говорится о подобном самоубийстве, поэтому оно значительно и указывает на смерть Иуды. Собственно, образ Ахитофела здесь толкуется как изображение сатаны, который вложил в сердце Иуды погубить Христа, и самого Иуды, который предал своего Господина и Учителя.

После того как Давиду удалось уйти за Иордан, он собрал вокруг себя верных людей, организовал их в войско и дал сражение войскам Авессалома. Своим военачальникам и воинам он дал указание сохранить жизнь Авессалома, привести его живым. Однако, когда войско Авессалома было разбито, а сам он, спасаясь от наказания, скакал через лес и, запутавшись волосами в ветвях дерева, повис на нем, Иоав пронзил его тремя стрелами и поразил насмерть.

Узнав об этом, Давид был до крайности огорчен и плакал о погибшем сыне (2Цар. 18:33). Блж. Феодорит Кирский говорит, причиной большого огорчения Давида была не просто смерть сына, но он «как муж благочестивый, плакал и о том, что сын не мог уже уврачевать себя покаянием, потому что по смерти язва греха неисцелима». Однако свою скорбь Давид вынужден был скрыть по требованию Иоава, который заявил, что царь, оказывается, больше заботится о своих врагах, чем о друзьях, и в тот день, когда одержана победа, царь устраивает день скорби. Тем самым он заставляет Давида выйти, приветствовать народ и поздравлять его с победой.

Давид возвращается в Иерусалим; и те, которые его преследовали, и те, кто примыкали к Авессалому, стараются с ним помириться и получить прощение. Тем не менее, царствование Давида продолжает быть беспокойным. После победы над Авессаломом первыми Давида призвали вернуться в Иерусалим представители колена Иудина. Они же и встретили его у Иордана. Это вызвало недовольство и беспокойство прочих израильтян, чем воспользовался некий Савей из колена Вениаминова. Он пытается отделить колена Израильские от Иудеи и устраивает восстание, возгласив: «Нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, Израильтяне!» (2Цар. 20:1).

Иоав осадил Савея в Авеле-Беф-Маахе. Жители, увидев, что город может быть взят и разрушен, отсекли Савею голову и отдали Иоаву (2Цар. 20:15-22).

В самые последние годы своего правления Давид неожиданно для своих приближенных решает устроить перепись населения. Иоав возражал: «Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?» (2Цар. 24:3). Для чего, собственно, переписывали людей в древности? С двумя целями: чтобы определить, во-первых, сколько человек можно призвать в случае военных действий, во-вторых, чтобы знать, сколько налогов и податей можно собрать с той или иной территории. Во времена Давида не было регулярного налогообложения, его благосостояние держится главным образом на военной добыче, на подношениях и дани окрестных народов. Но уже в его время начинается содержание царя и его двора за счет внутренних государственных резервов. Что касается военной мощи, мы неоднократно видели, что Сам Господь обеспечивал израильтянам победу. Нередко даже по указанию Божию количество войска сокращалось перед сражением, для того чтобы именно Божия победа была явлена для всех.

Писание открывает нам причину происходящего: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду» (2Цар. 24:1). По попущению Божию «восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар. 21:1). Прп. Исидор Пелусиот говорит, что это произошло из-за предательского участия народа в восстаниях Авессалома и Савея: «Не за царя наказан был народ; напротив, этим воздавалось, что кому следовало, и наказаны подданные за грех, учиненный недавно, а царь - за грех, только что совершенный. Как скоро неподкупный приговор нашел для сего удобное время, вместе подверг наказание и подданных, и царя». Перепись, хотя и не полностью, была проведена, и «поразил Бог Израиля». Давид, не зная истинных причин происходящего, искренне считает себя виновным в происходящем. «И сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно» (1Пар. 21:8). О вине Давида свт. Филарет говорит следующим образом: «Само по себе, народосчисление не было действием противозаконным: но оно было предосудительно по тем побуждениям, из которых проистекало. С первого взгляда на это обстоятельство, можно подумать, что Давид не имел другой цели, кроме славы Божией, − но, на самом деле, он имел в виду только славу свою собственную: так, когда мы бываем не довольно бдительны над самим собой, самолюбие различным образом приводит ум наш в заблуждение, так что, в то самое время, как нам кажется, что мы приносим жертву Богу и исполняем нашу обязанность, на самом деле, мы приносим жертву идолу своей собственной воли, и, что всего прискорбнее в этом случае, − это есть презрение к самым мудрым советам, упорство в выполнении намерения, которого дурные последствия нам предсказывают люди благоразумные».

Господь предлагает через пророка Гада наказание, которое падает не на самого Давида, а на весь народ. Господь предлагает ему либо несколько лет голода, либо преследования от врагов, либо три дня моровой язвы. «И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (2Цар. 24:14).

Когда это бедствие доходит до Иерусалима, то Давид, видя Ангела Божия, который пришел опустошать Иерусалим, обращается к Богу с молитвой, говоря: «Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего» (2Цар. 24:17). И тогда Гад приходит к Давиду и велит ему поставить жертвенник на том месте, где он видел Ангела: на гумне Орны Иевусеянина (2Цар. 24:18). Давид покупает этот участок земли и ставит там жертвенник. После приношения жертвы поражение прекращается (2Цар. 24:24-25). Впоследствии рядом с Иерусалимом на месте, где Давид поставил жертвенник, Соломон выстроил храм Божий.

Этот эпизод обращал на себя внимание святых отцов, которые в словах Давида «да будет рука твоя на мне» видели указание на то, что Христос добровольно предает Себя на смерть за грех мира. Согласно блаженному Феодориту, «Давид, не зная причины, совершившееся признавал собственным грехом и умолял произнести правдивый приговор на него и на его род, выражаясь как истинный пастырь и подражая Сыну своему и Господу, положившему за овец душу Свою».

Отличительными чертами Давида были верность Богу, кротость и смирение. Эти и другие стороны его души более отчетливо видны в псалмах, которые им были написаны и которые составляют основу книги Псалтирь. Некоторые псалмы Давида приводятся непосредственно в исторических книгах (2Цар. 22:1-51).

Царствование Давида, несмотря на его ошибки и грехи, было самым выдающимся. Давид был праведником и навсегда остался идеалом царя, все последующие правители сравниваются с ним, и никто не превосходит его. Он совместил царское и пророческое служение. Его имя навсегда стало связанным с мессианским обетованием, последующие пророки, предсказывая пришествие Христово, нередко называли Христа Давидом или отраслью Давида (Ис. 11:1). Идеал царя, явленный Давидом, был дополнен идеалом процветающего царства, каким был Израиль при сыне Давида Соломоне.

 

Перед смертью Давид призвал к себе Соломона и заповедовал ему: «...Будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его... как написано в Законе Моисеевом...» (3Цар. 2:2-3). Он также заповедал Соломону построить великолепный храм Господу. Давид скончался на семидесятом году жизни, после сорока лет царствования, оставив сыну в наследство огромное государство.

Проверочные вопросы:

  1. В чем состоял грех Давида? Каковы духовные причины его падения?
  2. Каким образом Господь подводит Давида к покаянию? Как воспринимает Давид обличение пророка Нафана?
  3. Какое наказание в соответствии с Законом Моисея было положено Давиду за его преступления, и какое наказание он понес за свой грех? Почему?
  4. Какие события в царском доме предшествовали восстанию сына Давида Авессалома?
  5. Что говорит Священное Писание об Ахитофеле? Проведите параллель между его личностью и личностью Иуды Искариота.
  6. Чем закончилось противостояние между Авессаломом и Давидом?
  7. Почему предпринятая Давидом перепись населения была делом греховным? Какое наказания было дан Богом за этот грех?
  8. Расскажите об итогах царствования Давида.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Вторую книгу Царств. (См.: Вопросы 25-45). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-vtoruju-knigu-tsarstv/ (дата обращения: 23.03.2016).
  2. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. - Самара: НООФ «Родное пепелище», 2010г. - 384с. (См.: Давид и Нафан).
  3. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: Письмо 309). [Электронный ресурс]. – http://predanie.ru/isidor-pelusiot-prepodobnyy/book/69060-isidor-pelusiot-tvoreniya/#toc4 (дата обращения: 23.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Царствование Давида).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 14.6-14.10).
  3. Соколов Н., прот. Ветхий Завет. Курс лекций. (См.: Лекция 23). [Электронный ресурс]. – http://predanie.ru/sokolov-nikolay-protoierey/book/72338-vethiy-zavet-kurs-lekciy/#toc55 (дата обращения: 23.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Вторую книгу Царств. Главы 11-24).

Видеоматериалы: