XI.2. О седьмом члене Символа веры. Образ Второго Пришествия, Страшный Суд и бесконечное Царствие Христово

Цель занятия – рассмотреть учение Церкви об образе Второго Пришествия Христова, Страшном Суде и бесконечном Царствии Христовом.

Задачи:

  1. Рассмотреть свидетельства Священного Писания и святых отцов об образе Второго Пришествия Господня.
  2. Рассмотреть образ и содержание Страшного Суда.
  3. Рассмотреть виды и характер Царствия Христова.

План занятия

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить содержание предыдущего занятия о времени и признаках Второго Пришествия Господа Иисуса Христа.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по желанию, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 15). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/15 (дата обращения: 22.03.2016).
  2. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. (См.: Слово 57). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/57 (дата обращения: 22.03.2016).
  3. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе). (См.: Гл. 16). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/#0_16 (дата обращения: 22.03.2016).
  4. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О седьмом члене Символа веры).
  5. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея (См.: Беседа 76). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/76 (дата обращения: 22.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 8. П. 1-3).
  2. Лосский В.Н. Толкование не Символ веры. (См.: 7-й член) [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/#0_8 (дата обращения: 18.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: О Боге Завершителе судеб мира).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 262, 263, 265-267).

Ключевые понятия:

  • Второе Пришествие Христово;
  • Апокалипсис;
  • Суд Божий;
  • Знамение;
  • Слава Божия;
  • Вечность.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Каким образом произойдет Второе Пришествие Христово?
  2. Какими знамениями будет сопровождаться Второе Пришествие?
  3. Возможны ли будут какие-либо изменения после Суда Христова?
  4. Кто будет участвовать в осуществлении Суда?
  5. Кого будут судить на Страшном Суде?
  6. В чем отличие Суда Божиего от суда человеческого?
  7. Назовите составляющие Царствия Христова.
  8. Чем характеризуется Царствие Христово?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

1. Образ Второго пришествия Христова

2. Образ и содержание будущего суда Христова

3. Виды Царствия Христова и бесконечное Царствие Христово

Второе пришествие Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. После Вознесения Христова Ангелы говорят апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Если в первый раз Господь приходил на землю в состоянии уничижения, то Второе Пришествие Его будет со славой и величием: «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф. 16:27) и «... сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25:31). Явление Спасителя будет всеобщим и явным для всех: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). Свт. Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, говорит, что молния «не требует вестника, не требует проповедника, но в одно мановение является во всей вселенной, и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних комнатах дома» и продолжает: «Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы».

Святые отцы говорят также и о знамениях, которые будут сопровождать Второе Пришествие.

В «Дидахе» говорится о следующих явлениях: «во-первых, знамение отверстия на небе, потом знамение звука трубного и третье — воскресение мертвых». Свт. Кирилл Иерусалимский в «Поучениях огласительных» говорит: «какой бы признак Его пришествия был такой, чтобы противная сила не дерзнула Ему уподобиться? “И тогда явится”, говорит Христос, ”знамение Сына Человеческаго на небеси” (Мф. 24:30). А истинное, собственное Христу, знамение есть Крест. Световидное знамение Креста предшествует Царю». Этим знамением будут, по мысли святителя, посрамлены иудеи, распявшие Господа. «Знамение Креста, − говорит св. Кирилл, − страх врагам Иисуса, а радость друзьям Его, верующим в Него, или проповедовавшим Его, или пострадавшим за Него».

Аналогичного мнения относительно знамения Креста придерживается и свт. Иоанн Златоуст: «“Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе” (Матф. 24:30), − то есть, крест, который светлее солнца, − так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание — крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть… Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собой осудился, подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень, или окровавленные одежды».

С концом мира сего прекратится возможность всякого изменения, все станет совершенно непреложным как вневременное. Поэтому Господь наш возвещает: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Эту же абсолютную вневременность подразумевает святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе, когда говорит о второй смерти (Откр. 20:13-15). Священное Писание, равно как и Символ веры, подчеркивает, что Последний Суд есть событие всекосмическое. Христос приходит как Царь вселенной. Об этом читаем мы: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31-32; Откр. 20:11-15).

Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо «Отец ... весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22), «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10:42).

В осуществлении суда будут участвовать также:

а) Ангелы, которые «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13:41) и «отделят злых от среды праведных» (Мф. 13:49);

б) апостолы, которым Господь сказал: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22:30);

в) вообще святые — «разве вы не знаете, что святые будут судить мир?» (1Кор. 6,2).

В качестве подсудимых будут выступать:

а) все люди, ибо «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. 5:10);

б) падшие ангелы, которых Господь «соблюдает в вечных узах на суд великого дня» (Иуд. 6).

Последний Суд будет полной победой Христа над всеми силами зла, которые, несмотря на Крест и Воскресение, не хотят признать своего неумолимого поражения.

Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (1Kop. 6, 3) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут:

а) добрые и злые дела, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10);

б) слова, ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36-37);

в) «намерения сердечные» (Евр. 4:12), которые Господь обнаружит, осветив «скрытое во мраке» (1Кор. 4:5).

Прп. Симеон Новый Богослов говорит, что живущие в соответствии с волей Божией и по Его Заповедям уже предстоят Божественному суду и Второе Пришествие не будет для них страшным событием. Он пишет: «для тех, коими обладают неверие и страсти, благодать Святого Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые показывают достойное покаяние и начинают исполнять заповеди Христовы с верою, и вместе со страхом и трепетом, она открывается и бывает зримою, и сама собою производит в них суд несомненно такой, какой имеет быть, или, лучше сказать, она бывает для них днем Божественного суда. Кто всегда сияет и освещается сею благодатию, тот истинно видит себя самого, — что он такое есть, и в каком жалком состоянии находится, — видит тонкочастно все дела свои, которые совершал телом и какие действовались только в душе его. При этом он судится и воссуждается и божественным огнем, вследствие чего, напояемый водою слез, орошается по всему телу, и мало-помалу крещается весь, душою и телом, божественным оным огнем и Духом, становится весь чистым, весь — непорочным, сыном света и дня, и более не сыном человека смертного. Почему таковый не будет уже судим на будущем суде, так как уже был судим прежде, ни обличаем оным светом, потому что осветился им здесь прежде, и не внидет в оный огнь, чтоб быть жегомым вечно, потому что вошел в него здесь прежде и был судим, и думать не будет, что тогда только явился день Господень, потому что давно уже стал весь днем светлым и блещащимся от сообращения и беседы с Богом и перестал находиться в мире или с миром, но весь всецело стал вне его… Которые соделались чадами света и сынами будущего дня и могут всегда как во дни ходить благообразно, для тех никогда не придет день Господень, потому что они всегда с ним и в нем находятся. Ибо день Господень явится не для тех, которые уже осияваются божественным светом, но он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей, живут в мире по-мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг, внезапно и покажется им страшным, как огнь нестерпимый и невыносимый».

Суд будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (Лк. 12:48) и с учетом внешних условий жизни (Мф. 11:21-23), ибо «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11).

Приговор (Мф. 25:32-46) будет приведен в исполнение Ангелами (Мф. 13:42,50).

Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:

а) исследование правоты или виновности подсудимого;

б) произнесение над ним приговора.

Бог как всеведущий Судия не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния. «Совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела..., но и все сказанные слова, тайные желания и помышления».

Приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни.

«Царствие Христово есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в третьих, все блаженные на небеси».

Эти три составляющие Царствия Христова соответственно называют:

1) царством природы;

2) царством благодати, потому что собрание верных на земле, то есть наша Церковь, есть собрание не святых, а освящаемых, нуждающихся для духовного возрастания в Божественной благодати;

3) царством славы.

Седьмой член Символа веры заканчивается утверждением: «Его же Царствию не будет конца». Этих слов из нашего Символа, провозглашенного во времена II Вселенского Собора (381), еще не было в Исповедании веры никейских отцов. Они были вставлены в Символ для опровержения еретических умозаключений Маркелла, который считал, будто Царство Христово кончится с концом времен. Это мнение не противоречит его модалистическому богословию, где Троица — только временный модус Божественного Бытия, которое в конце концов собирется в единую монаду.

Изречение Символа, согласно которому царствию Христову «не будет конца», относится к царству славы, о котором Архангел Гавриил благовествовал Богоматери: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки; и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33).

Проверочные вопросы:

  1. Каким образом произойдет Второе Пришествие Христово?
  2. Какими знамениями будет сопровождаться Второе Пришествие?
  3. Возможны ли будут какие-либо изменения после Суда Христова?
  4. Кто будет участвовать в осуществлении Суда?
  5. Кого будут судить на Страшном Суде?
  6. В чем отличие Суда Божиего от суда человеческого?
  7. Назовите составляющие Царствия Христова.
  8. Чем характеризуется Царствие Христово?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 15). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/15 (дата обращения: 22.03.2016).
  2. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. (См.: Слово 57). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/57 (дата обращения: 22.03.2016).
  3. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе). (См.: Гл. 16). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/#0_16 (дата обращения: 22.03.2016).
  4. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О седьмом члене Символа веры).
  5. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея (См.: Беседа 76). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/76 (дата обращения: 22.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 8. П. 1-3).
  2. Лосский В.Н. Толкование не Символ веры. (См.: 7-й член) [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/#0_8 (дата обращения: 18.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: О Боге Завершителе судеб мира).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 262, 263, 265-267).

Видеоматериалы: