XI.1. О седьмом члене Символа веры. Учение Церкви о времени и признаках Второго Пришествия Христова

Цель занятия – рассмотреть учение Церкви о времени и признаках Второго Пришествия.

Задачи:

  1. Рассмотреть значение веры во Второе Пришествие Господа Иисуса Христа.
  2. Рассмотреть свидетельства Священного Писания о времени Второго Пришествия.
  3. Рассмотреть признаки Второго Пришествия.

План занятия

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить сущность православного учения о спасении.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по желанию, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. [Электронный ресурс]. – http://lib.pravmir.ru/library/readbook/852 (дата обращения: 18.03.2016).
  2. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 15). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/15 (дата обращения: 18.03.2016).
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. (См.: Гл. 26). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_26 (дата обращения: 18.03.2016).
  4. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О седьмом члене Символа веры).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 8. П.1).
  2. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: О Боге Завершителе судеб мира. Признаки приближения Второго пришествия).
  3. Лосский В.Н. Толкование не Символ веры. (См.: 7-й член) [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/#0_8 (дата обращения: 18.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: § 261).

Ключевые понятия:

  • Эсхатология;
  • Второе Пришествие Христово;
  • Апокалипсис;
  • Суд Божий;
  • Лжехристы;
  • Лжепророки;
  • Антихрист.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какое значение имеет вера во Второе Пришествие Господа Иисуса Христа?
  2. Что говорит Священное Писание о времени Второго Пришествия?
  3. Какие признаки Второго Пришествия Вам известны?
  4. Кто такой антихрист? В каких значениях это слово употребляется в Священном Писании?
  5. Дайте характеристику личности антихриста.
  6. Какие действия будет совершать антихрист на земле вообще и по отношению к христианам, в частности?
  7. Как долго будет продолжаться царство антихриста?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

1. Значение Второго Пришествия

2. Неизвестность времени Второго Пришествия

3. Признаки Второго Пришествия

1. Значение Второго Пришествия

Вера во Второе Пришествие Христово — одно из безоговорочных оснований христианского учения в целом, и всякая попытка «де-эсхатологизировать[1]» христианство, то есть вычеркнуть или свести к минимуму этот догмат веры, есть искажение христианского благовестия. Чтобы осознать место этого догмата в Церкви, надо рассмотреть его в подобающей ему перспективе. Действительно, христианское понимание времени и истории представляется нам в виде горизонтальной линии: есть начало — сотворение мира, трагическое деяние человека, его падение; центральное событие — Воплощение; и конец — Второе Пришествие. Следовательно, как жертва Христа была единственным в своем роде событием (Евр. 7:27), так и последний Суд будет актом единственным и окончательным. Таково твердое верование Церкви, и поэтому V Вселенский Собор (553 г.) осудил целый ряд мнений оригеновского толка, которые были основаны на циклическом понимании времени, не совместимом с Откровением. Эсхатологическое чаяние — одна из основ православного сакраментального богословия. Поэтому собрание христиан на евхаристической вечере есть не только воспоминание события, которое совершилось в прошлом и «актуализируется» в таинстве, но и отмечено эсхатологическими чаяниями мессианской общины, то есть Церкви. Это настоятельно подчеркнуто в поучении апостола Павла, которое следует за повествованием об установлении таинства Причастия: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» (1 Кор. 11:26). В переданных нам евангелистом Матфеем словах Господа: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29) содержится явное эсхатологическое указание. Евхаристическая община — прообраз Церкви, собранной в грядущем Царстве. В древнейшем христианском документе — Дидахе (I-II век) — мы читаем слова, восхваляющие это чаяние: «Подобно этому преломленному хлебу, который сперва посеян был на холмах, но собранный в житницы стал единым, да соберется Церковь Твоя в Царстве Твоем с концов земли...», и далее: «Помяни, Господи, Церковь Твою, во избавление ее от всякого зла, и во усовершенствование в любви Твоей. Собери ее от четырех ветров. Церковь Твою святую в уготованном Ей Тобою Царствии Твоем».

2. Неизвестность времени Второго Пришествия

Первые христиане жили в нетерпеливом ожидании возвращения Христа, и они выражали это свое нетерпение в краткой арамейской формуле, которую приводит апостол Павел — «Маранафа[2]» (1Кор. 16:22). Однако Господь предостерегал своих учеников от желания узнать в точности срок Второго Пришествия: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36); «... Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). О неизвестности времени Второго Пришествия говорится и в Книге Деяний апостольских: «... не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). Для большинства людей Пришествие Христово будет неожиданным, день Господень «придет, как тать ночью» (1Фес. 5:2), «в который час не думаете» (Мф. 24:44; Лк. 21:36). Внезапность Второго Пришествия будет подобна пришествию потопа во дни Ноя (Мф. 24:37-39). «Не дерзай, - говорит свт. Кирилл Иерусалимский, - назначать времени, когда сие случится; впрочем и не засыпай от безпечности».

Церковь избегает поспешных умозаключений на основе некоторых мест из книги пророка Даниила или из книги Апокалипсиса, тогда как сектанты всех эпох этим злоупотребляют для того, чтобы математически точно определить самый момент Второго Пришествия, или чтобы заклеймить кого-либо из своих собратьев. Спекуляции такого рода не только противоречат наставлениям Господа, но и свидетельствуют о полном невежестве тех, кто поддается соблазну подобных изысканий.

3. Признаки Второго Пришествия

Неизвестность сроков Господних не должна препятствовать мысли христианина углубляться в ход исторических событий и усматривать в них признаки приближения времени «последнего дня». Господь наставлял: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и вы, когда увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24:32-33).

Выделяют следующие признаки Второго Пришествия Господа Иисуса Христа:

1) распространение Евангелия во всем мире: «... проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14);

2) появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений: «... многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос» (Мф. 24:5), «и многие лжепророки восстанут и прельстят многих...» (Мф. 24:11). «... В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1); «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3).

3) падение нравственности: «... По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12); «... друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (Мф. 24:10); «Предаст же брат брата на смерть и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк. 13:12; Лк. 21:10).

Удручающую картину нравов людей последних времен рисует ап. Павел (2 Тим. 3:1-5).

4) общественные бедствия и войны: «Также услышите о войнах и военных слухах... ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24:6-7). Будут также иметь место и мятежи (смятения) (Мк. 13:8).

5) природные катаклизмы: «... будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7); «знамения в солнце и луне и звездах, ... море восшумит и возмутится» (Лк. 21:25).

6) пришествие антихриста. Непосредственно перед Пришествием Христовым диавол воздвигает особое орудие зла — антихриста.

Приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба значения правомочны, потому что антихрист явится и противником Христа «который будет стараться истребить христианство́», и тем, кто попытается поставить себя на место Христа.

В Священном Писании наименование «антихрист» употребляется в двух значениях. В широком значении это — всякий, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа (1Ин. 2:22; 4, 3). В этом смысле употребляет этот слово ап. Иоанн, говоря «появилось много антихристов...» (1Ин. 2:18). В строгом смысле это наименование употребляется в отношении определенного лица. Господь говорил иудеям: «... иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43).
О качествах и о действиях этого антихриста читаем у ап. Павла: «да не обольстит вас никто: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, – и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить всякой лжи» (2Фес. 2:3-11). Образ этого противника Божия представлен еще у пророка Даниила, (гл. 7 и 11), а в Новом Завете – также в Откровении св. Иоанна Богослова (гл. 11-13).

Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского, имя его неизвестно «потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого». По словам св. Иоанна Дамаскина, антихрист «рождается... от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем».

Антихрист, «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2Фес. 2:4), «приидет во имя свое» (Ин. 5:43), то есть будет бороться против всех религий, будет отрицать все предметы религиозного чествования как в христианском, так и в языческом понимании. Характерной его чертой будет богохульство (Откр. 13:5,6), он усвоит себе Божественное достоинство и потребует себе Божеского поклонения: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:4). Этот признак прп. Иоанн Дамаскин уточняет следующим образом: «”В церкви Божией” — не в нашей, но в древней, иудейской; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан; почему и называется антихристом».

Антихристу будут помогать лжепророки, которые «дадут великие знамения и чудеса...» (Мф. 24:24). Он будет обладать огромной силой, ибо сатана даст ему «силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13:2). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью. Скорее всего, эта власть будет единоличной, царской, потому что власть сатаны по существу своему есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным, «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13:7) и будет продолжаться три с половиной года (Деян. 7:25) или 42 месяца (Откр. 11:2; 13:5) или 1260 дней (Откр. 12:6), то есть будет равняться продолжительности общественного служения Иисуса Христа.

Особо жестоко антихрист будет преследовать христиан. Он издаст декрет, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:15). Для христиан в царстве антихриста будет невозможно пользоваться гражданскими правами (Откр. 13:16-17). Церковь в это время вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. 12:1-6), однако «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18) и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго Пришествия Христова (1Кор. 11:26). Прп. Ефрем Сирин подробно описывает это так: «Жестокие надзиратели будут поставлены на место, и кто только имеет у себя на челе или на правой руке печать мучителя, тому позволено будет купить немного пищи, какая найдется. Тогда младенцы будут умирать на лоне матерей, умрет и матерь над своим детищем, умрет также и отец с женою и детьми среди торжища, и некому похоронить и положить их во гроб. От множества трупов, поверженных на улицах, везде зловоние, сильно поражающее живых. С болезнию и воздыханиями скажет всякий поутру: "когда наступит вечер, чтобы иметь нам отдых?" Когда настигнет вечер, с самыми горькими слезами будут говорить сами в себе: "скоро ли рассвет, чтобы избежать нам постигшей скорби?" Но некуда бежать или скрыться, потому что все в смятении, и море и суша…  Многие из святых, какие только найдутся тогда, в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к святому Богу, чтобы избавиться им от змия, с великою поспешностию побегут в пустыни, и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на главы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им сие даровано от святого Бога; благодать Его отведет их в определенные для сего места, и спасутся, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых; потому что имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста. А кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит. А святые укрепятся; потому что отринули всякое попечение о сей жизни… Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратится вдруг глас псалма и молитвы; восплачут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения».

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. Однако победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их...» (Откр. 13:7).

Сокрушит силы зла непосредственно Сам Господь Иисус Христос. Антихриста «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес. 2:8).

Проверочные вопросы:

  1. Какое значение имеет вера во Второе Пришествие Господа Иисуса Христа?
  2. Что говорит Священное Писание о времени Второго Пришествия?
  3. Какие признаки Второго Пришествия Вам известны?
  4. Кто такой антихрист? В каких значениях это слово употребляется в Священном Писании?
  5. Дайте характеристику личности антихриста.
  6. Какие действия будет совершать антихрист на земле вообще и по отношению к христианам, в частности?
  7. Как долго будет продолжаться царство антихриста?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. [Электронный ресурс]. – http://lib.pravmir.ru/library/readbook/852 (дата обращения: 18.03.2016).
  2. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. (См.: Поучение 15). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/15 (дата обращения: 18.03.2016).
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. (См.: Гл. 26). [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_26 (дата обращения: 18.03.2016).
  4. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О седьмом члене Символа веры).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 8. П.1).
  2. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: О Боге Завершителе судеб мира. Признаки приближения Второго пришествия).
  3. Лосский В.Н. Толкование не Символ веры. (См.: 7-й член) [Электронный ресурс]. –  http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/#0_8 (дата обращения: 18.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: § 261).

Видеоматериалы:

 

 

 


[1] Эсхатология (от греч. εσχατόθ – конечный, последний) – раскрываемое Православной Церковью учение о конечных судьбах мира и человека.

[2] Маранафа, арамейское выражение, означающее "Господь (Господин) пришел!", "Господь (Господин) грядет!" или "Господи (Господин), гряди!" (1Кор 16:22). По-видимому, это словосочетание в своей арамейской форме употреблялось и в грекоязычных общинах. Оно означает, что Иисус пришел и принес спасение, или же выражает просьбу о Его Втором пришествии. Второе значение более вероятно (см. Откр 22:20).