XIV.1. Эпоха Царств. Царство Давида. Воцарение Давида. Иерусалим – столица царства Давида.

Цель занятия – рассмотреть историю воцарения и правления царя Давида.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю воцарения Давида над Израильским царством.
  2. Рассмотреть внешнеполитические и внутриполитические изменения при царе Давиде.
  3. Рассмотреть обетование Божие царю Давиду.
  4. Рассмотреть преобразования в богослужении, введенные царем Давидом.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 11-24 Второй Книги Царств, основную литературу, источник; по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Вторую книгу Царств. (См.: Вопросы 1-23). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-vtoruju-knigu-tsarstv/ (дата обращения: 18.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Царствование Давида).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 14.1-14.5).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Вторую книгу Царств. Главы 2-10. Толкование на Первую книгу Паралипоменон. Главы 11-20).

Ключевые понятия:

  • Хеврон;
  • Колено Иудино;
  • Храм;
  • Иерусалим;
  • Священническая чреда;
  • Город-убежище.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какое колено первым признало Давида своим царем?
  2. Какие возникли преграды к тому, чтобы Давид воцарился над всем Израилем? Как они были устранены?
  3. Как изменилось Царство Израильское при царе Давиде?
  4. Почему первая попытка перенести ковчег Завета оказалась неудачной?
  5. Как Бог отреагировал на желание Давида построить Храм? Почему, несмотря на отказ, Давид горячо благодарит Бога?
  6. Как была организована богослужебная деятельность при царе Давиде?
  7. Что такое город-убежище?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Воцарение Давида

2. Расцвет царства Давида

3. Перенесение ковчега

4. Обетование Давиду

5. Организация богослужения

1. Воцарение Давида

После гибели Саула в сражении с филистимлянами (1Цар. гл. 31) Давид вместе с отрядом по прямому указанию Божию перемещается в Хеврон, где старейшины колена Иудина помазывают его на царство. В это же время военачальник Саула Авенир воцарил над Израилем сына Саула Иевосфея. Начинается гражданская война между коленом Иудиным и теми, кто считал потомка Саула законным наследником царского престола. Во главе войска Давида помимо него самого стоят его племянники Иоав, Авесса и Асаил, во главе войск Иевосфея – Авенир.

Гражданская война всегда является трагедией, поскольку братья сражаются против братьев. Во время первого же сражения, произошедшего у Гаваонского пруда, когда брат Авессы и Иоава Асаил преследовал бегущего Авенира, тот просил его: «Отстань от меня, чтоб я не поверг тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему?» (2Цар. 2:22). Он понимал, что, как гораздо более опытный, сильный воин, выйдет победителем из поединка. Однако Асаил не внял и был убит Авениром. Так личные взаимоотношения между начальниками двух враждующих лагерей были навсегда испорчены.

Авенир был главной опорой потомков Саула в этой войне. Он имел весьма большие притязания и не исключал возможности самому стать царем. Между ним и Иевосфеем происходит ссора, после которой Авенир приходит к Давиду и предлагает ему покорность остальных колен, то есть предлагает ему стать его союзником и способствовать воцарению Давида над всеми коленами Израилевыми. Давид соглашается и заключает союз с Авениром. Однако Иоав, узнав о том, догоняет Авенира и предательским образом его убивает, что, конечно, является болью и огорчением для Давида. Но сделать он пока ничего не может, поскольку, как он сам говорит, «эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня. Пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его» (2Цар. 3:38-39). Авенира с почестями погребли в Хевроне.

После гибели Авенира дело сторонников Иевосфея в военном отношении становится безнадежным. Находятся два военачальника, которые убивают царевича и являются к Давиду с головой убитого, желая этим снискать милость Давида. Давид в ответ предает казни их самих. Но теперь нет другой кандидатуры на царство, кроме Давида. Старейшины всех колен Израилевых приходят к Давиду в Хеврон, признают его царем и помазывают его на царство (2Цар. 5:3).

Таким образом, Давид был трижды помазан на царство. По мнению святителя Афанасия Великого, троекратное помазание Давида в царя (сначала в доме отца, потом в Хевроне от иудеев и затем там же от всех колен) прообразовало собой то, что «Христос рожден царем прежде всех веков, потом, воплотившись от Девы, признан царем немногими, а после Воскресения дана Ему всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28:18)»[1].

Давиду, когда он воцарился, было 30 лет. К этому времени он уже был опытным военачальником и политиком. Но не это главное. О Сауле дважды говорится, что Дух Божий сходил на него, один раз как знамение после помазания, другой – перед первым военным походом, а о Давиде сказано, что после помазания Самуилом Дух Божий сошел на него и пребывал на Давиде во все время жизни его. С момента его воцарения начинается история одного из наиболее славных, если не самого славного правления в Израиле, которое продолжалось 40 лет. Давид создает самое мощное государство во всей истории еврейского народа, расширяя его территорию и покоряя себе все соседние народы, которые когда-то представляли угрозу Израилю.

Давид предпринимает несколько решительных походов, прежде всего против филистимлян (2Цар. 8:1). Если раньше филистимская угроза постоянно довлела над израильтянами, то Давид полностью вытеснил филистимлян в их собственные пределы, а впоследствии одержал над ними решительную победу. Несмотря на то что окончательно завоеваны они так и не были, но тем не менее надолго оказались зависимыми от израильтян. Затем Давид предпринял несколько успешных походов против окружающих народов, так что ему удалось помимо освобождения тех земель, которые захватил в свое время Иисус Навин, расширить территорию своего царства. На юге земли, от него зависящие, достигали Красного моря, на севере – верховий Евфрата, на востоке ему были подчинены земли моавитян и аммонитян. Относительную независимость сохранили земли филистимские и финикийские.

Семь с половиной лет Давид царствовал, имея резиденцию в Хевроне. Однако потом Давид обратил свое внимание на город хананейского племени иевусеев – Иерусалим, который находился в стратегически выгодном месте и, располагаясь на горе Сион, представлял собой неприступную крепость. Завоевать Иерусалим было нелегко, но Давиду удалось это сделать (2Цар. 5:6-7). После захвата Иерусалим стал собственностью царя (2Цар. 5:6-9) истал называться «город Давидов». В этот город Давид переносит свою столицу и начинает его обустраивать: укрепляет крепость, строит дворец. Начинается новая культурная эпоха для израильтян, поскольку такой особой городской «столичной» культуры до этого момента не было. Давид, который имел уже несколько жен и сыновей, начинает обустраивать свой двор. Он строит дворец, заводит у себя администрацию: дееписателя, то есть летописца, начальников над работами, военачальников и т. д., отчасти повторяя устройство египетской администрации, хотя по-прежнему он сам является главным начальником над всяким родом государственной деятельности в Израиле (2Цар. 8:15-18).

Обустроив Иерусалим, Давид решил сделать его и религиозным центром. Саул с заметным небрежением относился к религиозной стороне жизни народа. Со времен поражения при первосвященнике Илии ковчег находился в Кириафиариме, в доме Аминадава. Давид решает перенести ковчег завета в Иерусалим. Он отправляется за ним во главе 80 тысяч человек, однако ковчег уже не несут на руках по древнему обычаю, а ставят на повозку. Во время транспортировки повозка накренилась, один из служителей, Оза, хотел поддержать ковчег, «простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него», и умер (2Цар. 6:6-8). По толкованию блж. Феодорита, Оза наказывается, потому что «Бог повелел носить кивот священникам на раменах, они же вопреки закону везли на колеснице».

Давид, смутившись этим обстоятельством, принимает решение не нести ковчег в Иерусалим, а повременить, ожидая, что же будет дальше, и оставляет его неподалеку от места, где произошло поражение израильтян, в доме Аведдара Гефянина. Когда через три месяца Давиду сообщили, что Господь благословил Аведдара и весь дом его, он перенес ковчег в Иерусалим с великим торжеством и сам с радостью плясал и скакал перед ковчегом, чем (то есть неподобающим царю поведением) навлек на себя осуждение своей жены Мелхолы, дочери Саула (2Цар. 6:20).

Перенеся ковчег, Давид решает построить храм для поклонения Богу, говоря: «Я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром» (2Цар. 7:2), следовательно, первоначально Давид соорудил для ковчега в Иерусалиме скинию (прежняя, судя по указанию (1Пар. 21:29), находилась, по-видимому, в Гаваоне). Пророк Нафан сначала одобряет это устроение, но затем получает откровение от Бога, в котором говорится, что Давид Дом не построит: «Скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какомулибо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой, Израиля: “почему не построите Мне кедрового дома”? И теперь так скажи рабу Моему Давиду, так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля, и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки, Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном, и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» (2Цар. 7:5-16).

Таким образом, одновременно с отказом Давиду в построении храма ему дано было обетование о семени от чресл его, сыне, который построит храм. В ближайшей перспективе конечно же это обетование касалось Соломона, который действительно воздвиг храм Божий, но если быть внимательными, то можно заметить, что сказанное полностью на Соломоне не исполняется. То, что будет утвержден престол его вовеки, о том, что он сыном Божиим наречется, на Соломоне буквально не исполнилось. Блж. Феодорит Кирский толкует это следующим образом: «Сказав сие о Соломоне, к предречению сему примешивает пророчество о Владыке Христе, ибо сказал: “управлю престол Его до века; Аз буду ему во Отца, и той будет Ми в Сына” (2Цар. 7:13-14)».

Во время Благовещения Архангел Гавриил, обращаясь к Деве Марии, напоминает об этом обетовании: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33). И апостолы в своей проповеди указывали на эти слова, как на пророчество о Христе (Деян. 2:30).

Давид в ответ возносит благодарственную молитву к Богу, где возвеличивает имя Господне. В Первой книге Паралипоменон, завещая Соломону построить храм, Давид добавляет, что Господь не благословил ему самому это строительство, поскольку он пролил много крови и вел большие войны (1Пар. 22:6-16). Впрочем, Давид не остался вовсе непричастен к постройке храма, поскольку он занялся приготовлением всего потребного для его сооружения. Этому способствовал его союз и дружба с Хирамом, царем тирским, который доставлял Давиду строительный материал (1Пар. 14:1).

Первая книга Паралипоменон добавляет новые факты о деяниях Давида в Иерусалиме: устроении левитского и священнического служения при храме, разделении семей священнослужителей на 24 череды, с тем чтобы каждая череда несла свое служение в храме определенное количество времени. Поэтому, когда мы читаем, что священник Захария был из Авиевой чреды (Лк. 1:5), вспоминаем, что это распределение сохранилось еще со времен Давида.

Кроме того, из числа левитов он поставил судей и учителей по территории царства и, наконец, исполнил предписание Моисея о предоставлении 48 городов левитам[2] и выделении из них 6 городов-убежищ[3] (Числ. 35:6-7). Дело в том, что некоторые города, указанные Моисеем в качестве городов-убежищ, до времени Давида вообще не принадлежали израильтянам, поэтому только при нем стало возможным окончательно исполнить это указание.

Проверочные вопросы:

  1. Какое колено первым признало Давида своим царем?
  2. Какие возникли преграды к тому, чтобы Давид воцарился над всем Израилем? Как они были устранены?
  3. Как изменилось Царство Израильское при царе Давиде?
  4. Почему первая попытка перенести ковчег Завета оказалась неудачной?
  5. Как Бог отреагировал на желание Давида построить Храм? Почему, несмотря на отказ, Давид горячо благодарит Бога?
  6. Как была организована богослужебная деятельность при царе Давиде?
  7. Что такое город-убежище?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Вторую книгу Царств. (См.: Вопросы 1-23). [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-vtoruju-knigu-tsarstv/ (дата обращения: 18.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Царствование Давида).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 14.1-14.5).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Вторую книгу Царств. Главы 2-10. Толкование на Первую книгу Паралипоменон. Главы 11-20).

Видеоматериалы:

 

 

[1]Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000.

[2] Рекомендуется повторить тему «IX. Завоевание Земли Обетованной»

[3] Города-убежища - города, в которых мог укрыться невольный убийца (Исх. 21:13). Бог повелел Моисею выделить шесть таких городов.